Научная статья на тему 'Проблемные аспекты участия несовершеннолетних жертв преступлений в медиа-пространстве'

Проблемные аспекты участия несовершеннолетних жертв преступлений в медиа-пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
397
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЯ / VICTIMOLOGY / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ЖЕРТВЫ / UNDERAGE VICTIMS / ВИКТМИМИЗАЦИЯ / ВЛИЯНИЕ СМИ НА ВИКТИМИЗАЦИЮ / MEDIA INFLUENCE ON VICTIMIZATION / VICTIMIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мизенина И.С.

Статья посвящена вопросам вторичной и третичной виктимизации жертв преступлений в медиа-пространстве. Раскрывается содержание негативных последствий взаимодействия жертв со средствами массовой информации, в особенности, несовершеннолетних. Анализируются возможные пути недопущения эмоционального травмирования несовершеннолетних жертв преступлений посредством СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problematic aspects of the participation of juvenile victims of crimes in the media space

The article is devoted to the issues of secondary and tertiary victimization of victims of crimes in the media space. The content of the negative consequences of the victims’ interaction with the media, especially minors, is disclosed. Possible ways of preventing emotional traumatization of minor victims of victims’ crimes through the media are analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты участия несовершеннолетних жертв преступлений в медиа-пространстве»

УДК 343.9 Виктимология 2(16) / 2018, с. 40-44

Мизенина И. С.

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЖЕРТВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В МЕДИА-ПРОСТРАНСТВЕ

Статья посвящена вопросам вторичной и третичной виктимизации жертв преступлений в медиа-пространстве. Раскрывается содержание негативных последствий взаимодействия жертв со средствами массовой информации, в особенности, несовершеннолетних. Анализируются возможные пути недопущения эмоционального травмирования несовершеннолетних жертв преступлений посредством СМИ.

Ключевые слова: виктимология, несовершеннолетние жертвы, вик-тмимизация, влияние СМИ на виктимизацию.

Освещение в средствах массовой информации острых социальных вопросов является важнейшим способом привлечения внимания аудитории к существующим в обществе проблемам. Одной из самых популярных тем для обсуждения являются различные аспекты такого негативного социального явления, как преступность.

Публичные дискуссии в телевизионных программах по вопросам криминальной тематики, казалось бы, преследуют благие цели: разобраться в причинах произошедшего, обнажить несовершенства правового регулирования, тем самым предупредить факты совершения новых аналогичных преступлений. Однако, деятельность средств массовой информации, и в первую очередь, телевидения, многофункциональна. Очевиден тот факт, что в качестве одного из ее приоритетных направлений является эксплуатация социально-биологических потребностей аудитории: гедонистических, сексуальных, необходимости в разрядке и т. д[6, с.60]. При этом коммерциализация средств массовой информации и конкурентная борьба за рейтинг предполагают использование определенных способов и

приемов в процессе повышения интереса к освещаемым материалам. Так, например, прием документализма и, даже, натурализма является одним из предпочтительных способов воздействия на аудиторию. В этой ситуации, своего рода «расходным материалом» в достижении СМИ своих целей, нередко становятся жертвы преступлений.

В виктимологии — научном направлении, предметом изучения которого являются жертвы противоправных деяний, выделяются понятия вторичной и третичной виктимизации. Это означает, что помимо негативных эмоциональных последствий самого факта совершения преступления, (первичной виктимизации), жертва может быть вновь подвергнута моральным и нравственным переживаниям по поводу случившегося.

Вторичная виктимизация охватывает случаи косвенного причинения вреда жертве, связанного с отношением к ней ближайшего окружения и социальной общности в целом. В этом случае, студия телешоу является своеобразной ареной для смакования подробностей совершенного преступления и дачи оценок произошедшего, а так же личности потерпевше-

го со стороны широкого круга посторонних лиц, выражающих, зачастую, отнюдь не чувство сострадания.

Предубежденность в отношении «виновности» и «греховности» самой жертвы, негативное отношение к ней как к лицу, чем-то запятнавшему себя и другие стереотипы общественного мнения обрекают жертв преступлений на новые страдания.

Особенно сильно подвержены вторичной виктимизации жертвы преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности, а так же потерпевшие от внутрисемейного насилия. Например, общество может рассматривать жертву изнасилования (особенно если до этого она не имела сексуальных контактов) как «испорченную». В традиционных культурах вторичная виктимизация может принимать формы общественного отвержения, изоляции или даже институционального наказания жертвы, например, запрета на вступление в брак.

Для обозначения общественного порицания в сторону жертвы преступления, хорошо известного в человеческой истории и психологии, американским психологом Уилямом Райаном за рубежом в научный оборот впервые был введен специальный термин — виктимблей-минг (victim blaming - обвинение жертвы) [3]. С точки зрения социальной психологии, обвинение жертвы основано на так называемой вере в справедливый мир. Вера в справедливый мир — это когнитивное искажение, при котором человек верит в то, что любое действие вызывает закономерные и предсказуемые последствия. Мысль о том, что несчастье может произойти с кем-либо совершенно случайно противоречит данной концепции. В связи с этим, несправедливое событие реинтерпритируется, связывается с особенностями поведения или свойствами жертвы, в результате чего происходит её обвинение и принижение.

При этом публичность и открытость обсуждений в СМИ фактов совершения преступлений, безусловно, усиливает негативное воздействия таких оценок на эмоциональное состояние жертвы, способствует ее отчуждению и десоциализа-ции. В конечном счете, все это может привести к стигматизации — такому состоянию, когда человек полностью идентифицирует себя с ролью жертвы вслед-

ствие присвоения обществом указанного ярлыка.

Третичная виктимизация представляет собой использование образа жертвы представителями средств массовой информации в своих целях.

Эксплуатация «жареных» новостей с эмоциональным травмированием жертвы, назойливое проникновение в личную жизнь, использование правового статуса и позиций жертвы не во благо, а во вред ей — содержательный перечень такой виктимизации можно было бы продолжить и далее.

Проблема обозначенных результатов взаимодействия жертв преступлений со СМИ в последние годы очень актуальна для Российской Федерации. В 2015 году жертвой массового виктимблейминга, повлекшего за собой несколько попыток самоубийства, стала восемнадцатилетняя студентка МАДИ, в отношении которой были совершены насильственные действия сексуального характера. Поводом для общественного осуждения стали видеодоказательства провоцирующего поведения жертвы, ставшие широко известными в ходе публичной дискуссии в ток -шоу[9].

Особенно хотелось бы отметить ситуации привлечения к публичным обсуждениям несовершеннолетних жертв преступлений. В течение двух прошедших лет к участию в многочисленных телевизионных проектах была привлечена шестнадцатилетняя жертва изнасилования, демонстрировавшая виктимное поведение в предкриминальной ситуации. Последствия такого участия — массовый виктим-блейминг, госпитализация в психиатрический стационар, смена места жительства, проблемы с трудоустройством у родителей жертвы[8].

О недопустимости эксплуатации образа ребенка в качестве жертвы преступления в СМИ было заявлено в ходе парламентских слушаний на тему «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедших в апреле 2017 года. В качестве важной проблемы было указано привлечение средствами массовой информации подростков — жертв преступлений для участия в различных телепроектах с разглашением, вопреки законодательным запретам, их персональных данных[12].

На сегодняшний день на основании ст. 4 и пп.1-3 ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации»[5] запрещается распространение в СМИ информации, позволяющей прямо или косвенно установить личность несовершеннолетнего, ставшего жертвой преступного посягательства. Исключением из этого правила являются случаи, когда распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправного деяния. В этих случаях необходимо получение согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и его законного представителя. Согласия одного лишь законного представителя является достаточным, если несовершеннолетний не достиг возраста 14 лет. Если же получить такое согласие невозможно, либо если законный представитель несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий, то распространение данных допустимо вовсе без согласования с указанными лицами.

Рассматривая ограничения, содержащиеся в Законе РФ «О средствах массовой информации» через призму концепции теории мер безопасности, разработанную профессором Н.В. Щедриным[7], можно заключить, что несовершеннолетний представляется объектом охраны, а общество — источником опасности, создающим угрозу его физическому и психологическому благополучию.

В процессе поиска совершенствования способов ограждения несовершеннолетних жертв преступлений от негативных последствий взаимодействия со СМИ, в декабре 2017 в Совете Федерации было высказано предложение о внесении изменений в Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации», согласно которым предполагается установить полный и безусловный запрет на привлечение детей-жертв преступлений против половой неприкосновенности к публичному обсуждению таких преступлений на телепередачах, в ток-шоу, в социальных сетях до вынесения приговора суда по уголовному делу[10].

С одной стороны, введение подобной меры смогло бы оградить несовершеннолетних жертв преступлений от третичной

виктимизации и сократить масштабы вторичной только лишь до возможного негативного воздействия со стороны ближайшего окружения. Вместе с тем, не понятны основания для введения временных рамок действия запрета. Представляется, что последствия эксплуатации образа ребенка в качестве жертвы преступления в СМИ после вынесения приговора ничем не отличаются от последствий таких злоупотреблений, имевших место до вынесения приговора суда. К тому же, кардинальное решение вопроса, связанное с введением законодательного запрета, не лишено спорных моментов.

Во-первых, свобода информационного обмена и право на получение и распространение информации является неотъемлемым правом человека в большинстве государств. Так, например, п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 Основного закона Федеративной Республики Германия предусмотрено, что каждый имеет право на свободное развитие своей личности в той мере, в какой он не нарушает прав других и не посягает на конституционный строй или нравственный закон; достоинство человека неприкосновенно; уважать и защищать его — обязанность всей системы государственной власти. Этими нормативными положениями, как подчеркнул Конституционный Суд ФРГ в «Решении о переписи населения» 1983 года, гарантируется право каждого на информационное самоопределение[1]. На основании ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом[4]. Таким образом, законодательное принуждение на изъятие несовершеннолетнего потерпевшего из информационного пространства без его согласия вступает в противоречие с национальной, так и зарубежной конституционной платформой построения демократического общества, где каждый вправе самостоятельно определять линию собственных действий, если это не нарушает прав других лиц.

Во-вторых, ряд немецких исследователей настаивает на том, что желанию жертвы публично высказаться недопустимо препятствовать, поскольку этот процесс является своего рода «освобождением» от пережитых негативных эмоций, что является важной составляющей реа-

билитационной терапии[2, с. 207]. Конечно, в этих целях существуют специализированные центры оказания психологической помощи, где терапевтические мероприятия могут проходить за закрытыми дверьми, исключая возможность повторного травмирования жертвы. Тем не менее, в западной литературе прослеживается четкая позиция по поводу того, что жертвы преступлений должны быть надлежаще представлены в медиа-пространстве.

Еще одним аргументом против введения законодательного запрета на участие несовершеннолетних жертв преступлений в публичных обсуждениях, является, лишение их, таким образом, права на получение вознаграждения за интервью или участие в ток-шоу. В ситуации, когда жертва преступлений не получает должной государственной поддержки, данная возможность представляется аб-

солютно не лишней. Так, известная на весь мир австрийская девочка Наташа Кампуш, проведшая в плену у своего похитителя 8 лет и сумевшая спастись бегством, благодаря гонорарам за эксклюзивные интервью сумела не только устроить свою жизнь, но и имела возможность материально поддержать других жертв преступлений, связанных с насилием, занимаясь благотворительностью[11].

Таким образом, вопрос ограждения несовершеннолетних жертв преступлений от негативных последствий взаимодействия со СМИ представляется важным для разрешения. Запретительные меры не являются единственно верным решением проблемы, поскольку содержат в себе ряд обстоятельств, способных негативно отразиться на желаниях и потребностях жертв преступоения, исключают активное участие в этом процессе разнопрофильных специалистов и общественности.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Grundgesetze fuer die Bundesrepublik Deutschland [электронный ресурс] http:// www.gesetze-im-internet.de/gg/ (дата обращения: 20.02.2018 г.)

2. Kinder und Jugendliche als Opfer von Sexual- und Gewaltdelikten — wer nimmt ihre Interesse Wahr? (Hrsg. Weisser Ring e.V.) Dokumentation des 18. Meinzer Opferforums Prof. Dr. Reinhard Böteher «Junge Opfer in der Medienöffentlichkeit- fortgeführt?», 2007.230 с.

3. Ryan W. Blaming the Victim. Vintage Books Edition, 1976.- 368 с.

4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 года, № 237

5. Закон Российской Федерации «О cредствах массовой информации» № 2124-I // Российская газета. — 1992. 2 февраля 1992 года, №32

6. Клочкова А.В. Специфика подхода СМИ к материалам криминальной проблематики // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2012. №2 . С.58-69

7. Щедрин Н.В. Введение в правовую теорию мер безопасности: монография. - Красноярск: Красноярский государственный университет,1999.- 180 с.

8. Диана Шурыгина проходит лечение в одной из столичных клиник [электронный ресурс] https://www.krsk.kp.ru/daily/26664/3686428/ (дата обращения: 20.02.2018 г.)

9. Изнасилованная студентами МАДИ девушка после травли в Интернете бросилась на рельсы в метро [электронный ресурс] https://www.krsk.kp.ru/daily/26553.5/3572811/

10. Мизулина: СМИ еще больше травмируют детей-жертв сексуальных преступлений [электронныйресурс] https://rossaprimavera.ru/news/356d6886 (дата обращения: 20.02.2018 г.)

11. Наташа Кампуш подарила жертвам австрийского маньяка 25 тысяч евро [электронный ресурс] https://lenta.ru/news/2008/05/01/donate/ (дата обращения: 20.02.2018 г.)

12. Парламентские слушания от 17 апреля 2017 «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве [электронный ресурс] http://www.council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/79549/ (дата обращения: 20.02.2018 г.)

REFERENCES:

1. Grundgesetze fuer die Bundesrepublik Deutschland [elektronnyy resurs] http://www. gesetze-im-internet.de/gg/ (data obrashcheniya: 20.02.2018 g.)

2. Kinder und Jugendliche als Opfer von Sexual- und Gewaltdelikten — wer nimmt ihre Interesse Wahr? (Hrsg. Weisser Ring e.V.) Dokumentation des 18. Meinzer Opferforums Prof. Dr. Reinhard Böteher «Junge Opfer in der Medienöffentlichkeit- fortgeführt?», 2007.- 230 s.

3. Ryan W. Blaming the Victim. Vintage Books Edition, 1976.- 368 s.

4. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabrya 1993 g.) // Rossiyskaya gazeta ot 25 dekabrya 1993 goda, № 237

5. Zakon Rossiyskoy Federatsii «O credstvakh massovoy informatsii» № 2124-I // Rossiyskaya gazeta. — 1992. 2 fevralya 1992 goda, №32

6. Klochkova A.V. Spetsifika podkhoda SMI k materialam kriminal'noy problematiki // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11. Pravo. 2012. №2 . S.58-69

7. Shchedrin N.V. Vvedeniye v pravovuyu teoriyu mer bezopasnosti: monografiya. -Krasnoyarsk: Krasnoyarskiy gosudarstvennyy universitet,1999.- 180 s.

8. Diana Shurygina prokhodit lecheniye v odnoy iz stolichnykh klinik [elektronnyy resurs] https://www.krsk.kp.ru/daily/26664/3686428/ (data obrashcheniya: 20.02.2018 g.)

9. Iznasilovannaya studentami MADI devushka posle travli v Internete brosilas' na rel'sy v metro [elektronnyy resurs] https://www.krsk.kp.ru/daily/26553.5/3572811/

10. Mizulina: SMI yeshche bol'she travmiruyut detey-zhertv seksual'nykh prestupleniy [elektronnyyresurs] https://rossaprimavera.ru/news/356d6886 (data obrashcheniya: 20.02.2018 g.)

11. Natasha Kampush podarila zhertvam avstriyskogo man'yaka 25 tysyach yevro [elektronnyy resurs] https://lenta.ru/news/2008/05/01/donate/ (data obrashcheniya: 20.02.2018 g.)

12. Parlamentskiye slushaniya ot 17 aprelya 2017 «Aktual'nyye voprosy obespecheniya bezopasnosti i razvitiya detey v informatsionnom prostranstve [elektronnyy resurs] http://www. council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/79549/ (data obrashcheniya: 20.02.2018 g.)

МИЗЕНИНА Инна Сергеевна, старший преподаватель кафедры деликтологии и криминологии Юридического института Сибирского федерального университета, г. Красноярск

E-mail: advokat_budkina@mail.ru

Misenina I. S.

PROBLEM ASPECTS OF PARTICIPATION OF MINOR-SUMMER VICTIMS OF CRIMES IN MEDIA-SPACE

The article is devoted to the issues of secondary and tertiary victimization of victims of crimes in the media space. The content of the negative consequences of the victims' interaction with the media, especially minors, is disclosed. Possible ways of preventing emotional traumatization of minor victims of victims' crimes through the media are analyzed.

Keywords: victimology, underage victims, victimization, media influence on victimization.

MIZENINA Inna Sergeevna, senior lecturer of the Department of Delictology and Criminology of the Law Institute of the Siberian Federal University, Krasnoyarsk. E-mail: advokat_budkina@mail.ru

Дата поступления: 15.06.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.