Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ)'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
115
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные отношения / интеграционные процессы / Большое евразийское партнерство / российско-казахстанские отношения
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ)»

Старостенко К.В.

д.полит.н., профессор, зав. кафедрой общей и прикладной политологии, Орловский государственный

университет

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ)

Ключевые слова: международные отношения, интеграционные процессы, Большое евразийское партнерство, российско-казахстанские отношения.

Проект Большой Евразии (или Большого евразийского партнерства), главной целью которого является интенсификация интеграционных процессов на Евразийском пространстве путем организации различных форм межгосударственного социально-экономического сотрудничества (создание зон свободной торговли, формирование межрегиональных торгово-экономических альянсов и пр.), был предложен главами государств России и Казахстана на Петербургском международном экономическом форуме в 2016 г. В своей речи Президент РФ В.В. Путин предложил всем заинтересованным государствам и объединениям региона «подумать о создании большого Евразийского партнерства»1.

Необходимо подчеркнуть, что еще годом ранее, выступая в ООН на Саммите по устойчивому развитию, Президент Казахстана Н. Назарбаев призвал государства «сплотиться вокруг идеи Большой Евразии, которая объединит в единый интеграционный проект XXI века Евразийский экономический союз, Экономический пояс Шелкового пути и Европейский союз»2. Именно с этого времени, по нашему мнению, идея создания Большой Евразии становится основополагающей для многих государств, стремящихся к осуществлению полноценного евразийского партнерства.

Формирование евразийского политического пространства, которое большинством авторитетных исследователей интерпретируется как «пространство глобальной геополитической и геоэкономической конкуренции между ведущими субъектами мирового политического процесса»3, должно происходить на основе отказа от политизации экономических связей, воздержания от односторонних экономических санкций или иных форм экономического давления как инструмента внешней политики.

Важным при реализации проекта Большой Евразии, по утверждению О. Деркул, является реализация принципа равноценного партнерства: учет и не повторение ошибок США, навязывающих в рамках Организации Североатлантического договора (НАТО) политику конфронтации, гонки вооружений и «охоты на ведьм», а также Евросоюза, авто-

4

ритарные директивы руководства которого противоречат в отдельных случаях интересам государств-членов .

Об этом же упомянул глава КНР Си Цзиньпин 5 июня 2019 г. в своем заявлении для прессы по итогам российско-китайских переговоров в Кремле, акцентировав внимание на протекционизме, одностороннем подходе, усиливающейся политике силы и гегемонизма в международных отношениях. Китайский лидер подчеркнул, что «Китай и Россия будут вместе с международным сообществом проявлять чувство долга, решительно защищать международную систему под эгидой ООН и на основе международного права, ... защищать многостороннюю торговую систему и вносить положительную энергию в чрезвычайно сложную международную обстановку»5.

Необходимо отметить, что угрозы мировому развитию, упомянутые в речи главы КНР Си Цзиньпина, вполне обоснованы. Так, США последовательно разрушают договорно-правовую систему в сфере вооружений и, расширяя свое военное присутствие в Европе, открыто говорят о подготовке к войне с Россией и Китаем как «глобальными противниками». Вполне очевидно, что растущее сотрудничество между Москвой и Пекином - не в интересах политической элиты Вашингтона, поэтому, основной задачей США является поддержка объединенной Европы и укрепление сети альянсов, партнерств и дружеских отношений по всей периферии Азии.

При этом США, теряющие мировую гегемонию, предпринимают всевозможные попытки, чтобы ее сохранить. Вашингтон в целях реализации своих геополитических интересов использует всевозможные механизмы: развязывание технологической войны с Китаем (обвинение компании Huawei в промышленном шпионаже и краже технологий), ведение торговых войн почти со всеми государствами, включая своих союзников по НАТО и ЕС (введение дополни-

1 Путин призвал создать большое Евразийское партнерство. - https://tass.ru/pmef-2016/article/3376295

2 Нурсултан Назарбаев: Настало время сплотиться вокруг идеи Большой Евразии. - https://gorchakovfund.ru/news/view/ nursultan-nazarbaev-nastalo-vremya-splotitsya-vokrug-idei-bolshoy-evrazii/

3 Столетов О.В. Сравнительный анализ стратегий трансформации евразийского политического пространства // Политическая наука. - М., 2015. - № 4. - С. 81.

4 Деркул О. Большая Евразия: мы наш, мы новый мир построим. - https://www.ritmeurasia.org/news--2019-06-19--bolshaja-evrazija-my-nash-my-novyj-mir-postroim-43333

5 Заявления для прессы по итогам российско-китайских переговоров. - http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/

60672

тельных торговых пошлин на импортируемые товары), санкционное давление на Турцию (в связи с закупкой Анкары российских систем ЗРК С-400).

К этому списку можно добавить газовую и энергетическую войну с Россией. Стараясь сохранить энергетическое доминирование в мире, Вашингтон пытается использовать энергетику как оружие, разрушая тем самым мировой рынок энергетики. Как справедливо отметил глава «Роснефти» И. Сечин, «в день, когда президент Трамп провозгласил «Золотую эру американской энергетики», в Сенат был внесен законопроект, который напрямую касается запрета газопровода «СП-2». «Американский «золотой век» для всех остальных участников рынка может оказаться веком энергетического колониализма»1.

Приведенные доводы должны способствовать активизации интеграционных процессов на евразийском пространстве. Однако, как справедливо отмечает Э. Полетаев, сегодня сообщество Большой Евразии является всего лишь концептуальной площадкой, чье реальное содержание находится на этапе дискуссий и требует практического экономического и политического наполнения. Многие детали, по мнению политолога, остаются неясными, т.к. карантинные

ограничения из-за пандемии СОУГО-19, введенные по всему миру, нанесли серьезный урон торгово-экономическим и

2

транспортным коммуникациям .

Однако, по нашему мнению, весьма негативно на процессы глобализации в их традиционном понимании влияет усиление тенденций изоляционизма, возрастание роли национальных государств. В международных отношениях наблюдается усиление тренда на фрагментацию и широкое применение протекционистских мер. К сожалению, как показывает практика, создание больших надгосударственных объединений далеко не всегда способствует разрешению противоречий между странами-участниками. Так, например, даже в Евросоюзе нет единства в принятии некоторых политических и экономических решений.

Подтверждением того, что процесс создания Большой Евразии будет непростым, является наличие противоречий во взаимоотношениях России и Казахстана, - инициаторов этого процесса. Постараемся кратко рассмотреть основные из них.

Сразу после распада СССР российско-казахстанские отношения были весьма показательными на территории всего постсоветского пространства. Одни из первых, 25 мая 1992 г., Москва и Алма-Ата (в то время столица Казахстана), заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Оба участника договорного процесса подтверждали незыблемость границ, желание выстраивать экономическое и научно-техническое сотрудничество на принципах равноправия и взаимного уважения. Сторонами оговаривалось создание общего военно-стратегического пространства, совместное использование объектов военной инфраструктуры.

Однако со временем стал отмечаться некоторый спад в двухсторонних отношениях. Казахстан стал постепенно дрейфовать от России, реализуя собственную независимую внешнюю политику, порой даже в ущерб интересам своего ближайшего геополитического партнера. Неопровержимые факты говорят сами за себя:

- открытие в 2016 г. в Алма-Ате на базе «Казахского научного Центра карантинных и зоонозных инфекций» биологической военной «Центральной референс-лаборатории», финансируемой Пентагоном3;

- введение в 2018 г. безвизового режима для американских граждан несмотря на то, что такие решения требуют согласования с партнерами по ЕАЭС, т.к. непосредственно касаются национальной безопасности стран-участниц данного экономического союза. Казахстанский МИД объяснил происходящее правом на суверенность страны в решении

4

визовых вопросов ;

- усиление европейской ориентации в условиях членства в ЕАЭС. Укрепление в общественной жизни роли английского языка, переход с кириллицы на латиницу, привлечение на государственные должности западных специалистов;

- сужение в республике сферы использования русского языка. Несмотря на то, что в соответствии с Конституцией Республики Казахстан он может официально употребляться наравне с казахским как в госучреждениях, так и в органах местного самоуправления, сокращаются возможности получения на нем образования, а госслужащим приписывается публично выступать только на казахском языке5;

- наличие разногласий с Россией в решении сирийского вопроса. Так, свой отказ поддержать в ООН российский проект резолюции Астана (ныне Нур-Султан) объяснила необходимостью соблюдения нейтралитета для получения статуса организатора мирных переговоров по Сирии6.

Несмотря на то, что никаких официальных заявлений по вышеназванным моментам Кремль не делал, однако, происходящее российской политической элитой и общественностью оценивается как дистанцирование Казахстана от России.

1 Вашингтон расчищает рынок для техасской нефти. - https://www.mk.ru/economics/2019/06/11/vashington-raschishhaet-rynok-dlya-tekhasskoy-nefti.html

2 Полетаев Э. Большая Евразия: «вещь в себе» с большим потенциалом. - https://www.ritmeurasia.org/news--2021-07-18--bolshaja-evrazija-vesch-v-sebe-s-bolshim-potencialom-55559

3 Абдуллаева Г. Биотерроризм в Казахстане. - http://kabar.kg/news/bioterrorizm-v-kazakhstane/

4 Грозит ли Астане охлаждение отношений с Москвой? - https://www.dw.com/ru/грозит-ли-астане-охлаждение-отношений-с-москвой^-44224786

5 Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке / А.И. Подберезкин; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Центр военно-политич. исследований. - М.: Издательский дом «Международные отношения», 2018. - С. 489.

6 Аксенов С. С позволения Астаны на Каспии скоро появятся американские военные. - http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/25/s_ pozvoleniya_astany_na_kaspii_skoro_poyavyatsya_amerikanskie_voennye/

К сожалению, принимаемые государственные решения негативно сказываются на социально-политическом климате Республики Казахстан. Растет количество желающих среди казахстанцев получить российское гражданство. Об этом свидетельствует возрастающий уровень миграции из Казахстана в Россию, причем не только с целью найти работу, но и на ПМЖ. Так, в 2016 г. в Россию эмигрировало 30 277 чел., в 2017 - 32 874, в 2018 - 36 778, в 2019 -39 7741. В 2020 и 2021 гг. из-за пандемии коронавируса миграционные потоки сократились вдвое. Однако, по нашему мнению, со снятием карантинных ограничений этот поток значительно усилится.

Долгое время эмиграцию связывали с отъездом русского населения на этническую родину, однако в последние годы миграция из национальной все больше становится социальной. К основным причинам своего отъезда люди относят более высокий жизненный уровень в России по сравнению с Казахстаном (зарплаты, качество образования, условия жизни и работы, доступность социальных лифтов). Согласно исследованиям фонда «Стратегия» (Алматы), каждый десятый казахстанец планирует эмиграцию, причем каждый третий из потенциальных мигрантов - этнические казахи. В Российской Федерации численность казахов постоянно растет. Так, если по данным переписи населения в 2010 г. в России проживало 647 тысяч, то уже в 2019 г. по оценкам этнического фонда «Достар» (Саратов), в нашей стране проживает 800-900 тыс. этнических казахов. Большинство мигрирующих - квалифицированные работники трудоспособного возраста. Почти 30% уезжающих имеют высшее образование, а 25% моложе 29 лет2.

По нашему мнению, еще одним важным фактором, не способствующим укреплению внутренней социально-политической стабильности и приводящим к оттоку населения из Республики Казахстан, является непродуманная политика руководства страны в вопросе формирования новой казахстанской государственности. Многие принимаемые политические решения приводят не к объединению общества, а к его социальной фрагментации.

Обращение к новейшей истории Казахстана показывает, что сразу после обретения независимости в 1991 г. политическим руководством республики был взят курс на формирование новой государственности на основе казахского этноса. Процесс был инициирован позднесоветской национальной интеллигенцией, ядром идеологической платформы которой, являлось: возвращение к традициям и обычаям предков; противостояние глобализационным и интеграционным процессам, негативно влияющим на безопасность республики; расширение сфер употребления казахского языка (не только в административной, экономической, политической, но и в обыденной социальной жизни). Фактически, новой власти предлагалось взять курс на проведение тотальной декоммунизации и дерусификации.

В дальнейшем казахстанская внутренняя политика обретает более националистические черты. Радикалы, не акцентируя внимания на положительных моментах совместного российского, а затем и советского проживания, все активнее начинают призывать к борьбе с «колониальным прошлым», скорейшей ликвидации символов и ценностей этих периодов. К середине 2000-х годов ономастический бум в Казахстане достиг своего максимума. 60% всех географических малых и средних населенных пунктов, носивших русские имена, изменили свое название. И сегодня данный процесс продолжается. Ждут своего переименования три крупных казахстанских города - Уральск, Петропавловск и Павлодар.

Таким образом, оставаясь одним из самых многонациональных государств на мировом пространстве3, современный Казахстан проводит внутреннюю политику, имеющую, в большей степени, этнический характер. Высшее политическое руководство ориентировано на защиту интересов казахов как этнокультурной общности, а не на разрешение проблем гражданской интеграции. К сожалению, происходящее не способствует процессу укрепления национальной идентичности, способствующей формированию новой казахстанской государственности.

Свидетельствует об этом и постепенное ухудшение в республике отношений между русскими и казахами. Казахстанские ученые отмечают, что за пятилетие - с 2012 по 2016 гг., уровень межэтнической отчужденности, способствующей усилению противоречий между двумя основными этносами в стране, вырос в 1,3 раза. Наиболее остро это негативное явление проявляется в «районах традиционного проживания русского населения - на севере, востоке и в центре страны, а также в бывшей столице Казахстана - Алма-Ате»4.

К основным факторам усиления этнической отчужденности русского населения Казахстана Б. Бектурганова относит рост этнического самосознания казахов, приводящий к неоправданной политизации всех социально-экономических процессов. Не способствуют эффективности формирования казахстанской идентичности и национальные СМИ, позиционирующие на своих страницах Казахстан лишь как страну казахов и казахской культуры. Этнопо-литическую ситуацию в республике сильно осложняет процесс дерусификации: русскоязычные школы сокращены на 20%, из-за незнания казахского языка продолжается вытеснение русских из социально-профессиональной среды5.

Необходимо отметить, что межэтническая напряженность в Казахстане присутствует не только между русскими и казахами, но и титульным народом республики и другими этническими группами. Так, поводом для широкой дискуссии о межэтнических отношениях в Казахстане послужили столкновения между казахами и дунганами в Кор-дайском районе Жамбылской области в феврале 2020 г., когда в ходе массовых беспорядков погибли 10 человек, а

1 Талапулы А. Казахстанская молодежь массово уезжает в Россию: в чем мы проигрываем нашему северному соседу. -https://www.caravan.kz/articles/kazakhstanskaya-molodezh-massovo-uezzhaet-v-rossiyu-v-chem-my-proigryvaem-nashemu-severnomu-sosedu-760090/

2 Причины эмиграции из Казахстана - цифры и факты. - https://ia-centr.ru/experts/nikita-mendkovich/prichiny-emigratsii-iz-kazakhstana-tsifry-i-fakty/

3 В республике проживает представители 120 национальностей.

4 Бектурганова Б. Русские и казахи: почему возрастает межэтническая отчужденность? - http://www.contur.kz/node/3169

5 Там же.

более 180 были ранены. К сожалению, реакция властей Казахстана на эти события была довольно спокойной, как и всего международного сообщества, представители которого не были допущены в зону конфликта1.

По нашему мнению, массовая миграция русских и представителей других некоренных национальностей из Казахстана на свою этническую родину является своего рода формой пассивного сопротивления. Отъезжающие не удовлетворены своим материально-экономическим и социальным положением, напрямую зависящим от языковой политики, проводимой казахстанской политической элитой.

Стоит обратить внимание на тот факт, что современную национальную ситуацию в республике определяют не имеющиеся противоречия между титульной нацией - казахами и некоренной частью населения, а противостояние между представителями «казахстанской» и «казахской» идентичности. По мнению Р. Кадыржанова, вопрос о построении национальной идентичности в республике стоит довольно остро, т. к. на сегодняшний момент в Казахстане фактически сформированы две противостоящие друг другу идентичности - казахская и казахстанская.

В республике сложилась крайне парадоксальная и сложная ситуация. Так, если одна часть населения говорит: «Мы - казахи» (казахская идентичность), то другая часть граждан, не согласная с первой, отвечает: «Мы - казахстан-цы» (казахстанская идентичность). Интересен тот факт, что «русифицированные казахи нередко оказываются по своей идентичности, по своим культурным ориентациям ближе к русским, чем к тем казахам, кто отрицательно относится к русской культуре и российскому влиянию на Казахстан в различных сферах»2.

К сожалению, как показывает практика, большинство принимаемых решений руководства республики не способствует решению возникающих проблем в вопросе укрепления национальной идентичности, а порой, лишь порождают новые. Думается, что этому в наибольшей степени содействует «заигрывание» верховной власти с наиболее радикальной националистически настроенной частью интеллектуальной казахской элиты, предлагающей введение в Казахстане языковой ассимиляции, цель которой - переход всех этносов республики на более «престижный» казахский язык. Для ускорения этого процесса бывшим сотрудником администрации президента РК и бывшим членом политсовета партии «Нур Отан» А. Шураевым предлагается закрыть все русские школы в Казахстане3.

Вполне очевидно, что стремление современного казахстанского общества к демократизации и гуманизации жизни стимулирует процесс обращения к исторической преемственности. Политическая элита Республики Казахстан, пытаясь в кратчайшие сроки сформировать новую государственность, основанную на этнических ценностях (главным образом казахских), не учитывает тот момент, что почти за трехсотлетнюю историю общей государственности (с 1731 г.) в республике был образован не только социокультурный контекст развития отношений двух народов - русских и казахов, но и сформирована полиэтническая структура населения. Так, согласно К.А. Саркенову, уже в начале XX в. 71,8% городского населения КазАССР было представлено европейскими национальностями: украинцами, немцами, белорусами и татарами4.

По нашему мнению, необходимо учитывать и другой момент - участие республики в коллективных структурах ЕАЭС, ОДКБ, СНГ требует от казахстанского руководства выполнения определенных обязательств. И, с этой точки зрения, понятно недовольство России, да и других стран, некоторыми решениями Нур-Султана.

Как нам представляется, при реализации проекта Большая Евразия сегодня существует объективная необходимость в нахождении конструктивного диалогового формата между всеми странами, участвующими в этом процессе. Во взаимоотношениях России и Республики Казахстан на первый план должно выдвигаться взаимовыгодное экспертное взаимодействие по всем спорным вопросам при реализации проекта Большая Евразия, идея которого конкретизирована в Стратегических направлениях развития ЕАЭС до 2025 г.

1 Кордайский погром: дунгане Казахстана в поисках справедливости. - https://adcmemorial.org/statyi/korday-pogrom/

2 Кадыржанов Р. Национальная идентичность Казахстана и этнокультурный символизм. - http://mysl.kazgazeta.kz/?p=266

3 Джорбенадзе И. Кому в Казахстане мешает «великий и могучий»? - http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=65438&

print=Y

4 Цит. по: Козыбаева М.М., Мамытова С.Н. История этнокультурного взаимодействия в Северном и Северо-Восточном Казахстане в контексте изучения казахстанской модели // Мир Большого Алтая. 2019. - Т. 5, № 3. - С. 464.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.