ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(13)2013
Щ
С.И. Грачев,
доктор политических наук, профессор (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского)
Ю.М. Баймашев,
аспирант (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского)
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «ТЕРРОРИЗМ»
Изучение понятия «терроризм» является предпосылкой анализа концепта «терроризм», который, в свою очередь, становится переходным звеном к анализу терроризма как политического, экономического, социального и конечно же криминального явления, что является одним из основных факторов создания целостной системы в структуре противодействия терроризму в стране.
Ключевые слова: терроризм, антитерроризм, террористическая деятельность, криминальное явление, признаки терроризма, двойной стандарт.
Examining notion "terrorism" is a prerequisite of analysis of the concept "terrorism" which in its turn becomes a link to analysis of terrorism as political, economic, social, and of course, criminal phenomenon. And this kind of analysis is one of the basic factors in creation of the integral system in the structure of countering terrorism in the state.
Keywords: terrorism, antiterrorism, terroristic activity, criminal phenomenon, criteria of terrorism, double standard
Террористические акты в США осенью 2001 года и дальнейшие трагические события привлекли особое внимание мировой общественности, руководителей всех стран мира, правоохранительных органов, экспертов-международников, политологов, юристов, военных к проблеме терроризма. Современные средства массовой информации ежедневно сообщают о различных террористических проявлениях, и слова-выражения: «террористический акт», «терроризм», «международный терроризм» - постоянно фигурируют в публикациях и выступлениях журналистов, политиков и государственных и общественных деятелей. Однако «... говоря о терроризме, они часто подразумевают совершенно разные вещи. Поэто-
му, анализируя терроризм как глобальную угрозу безопасности всего человечества, необходимо попытаться дать определение, раскрывающее суть данного явления» [1]. Таким образом, изучение и анализ определения слова «терроризм» является, по нашему мнению, предпосылкой анализа концепта «терроризм», который в свою очередь становится переходным звеном к анализу терроризма уже как политического, экономического, социального и криминального явления. К тому же в со-временном мире, это происходит в условиях так называемых «конфликтов низкой (малой) интенсивности», «цветных революций», «управляемого хаоса», «выступлений демократических оппозиций», где совершенно не обходится
без насильственных форм воздействия, в основном в виде актов терроризма. Более того, отсутствие четкого определения терроризма становится важнейшим препятствием в разработке международного антитеррористического законодательства. По мнению профессора С.У. Дикаева, «не имея твердого представления о терроризме, невозможно прийти к согласию в формулировании направленных против него законов» [2].
Поиск «лучшего» варианта понятия «терроризм» ведется уже на протяжении длительного периода. В настоящее время, по мнению различных исследователей, число предложенных вариантов понятия «терроризм» колеблется в пределах от «более сотни»[3] до «около двухсот»[4].
Осуществить всеобъемлющий мониторинг и детальный анализ всех определений понятия «терроризм», которые были даны различными международными и государственными институтами, законодательными органами, иностранными и отечественными исследователями, весьма сложно и затратно, как по времени, так по и объему материала.
В 2003 году Антитеррористическим центром государств-участников СНГ издан Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма [5]. Согласно определениям понятий указанного словаря, «терроризм - сложное социально-политическое и криминальное явление, обусловленное внутренними и внешними противоречиями общественного развития различных стран. Представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства, одну из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма в глобальном и региональных масштабах. По своей социально-политической сущности терроризм представляет собой систематическое, социально или политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насилия либо угроз применения такового, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении
и достигаются преследуемые террористами цели» [6].
В контексте рассматриваемого материала нам бы также хотелось отметить, что истоки современного терроризма (как в определительном, так и смысловом значениях), понятия «терроризм» следует искать в событиях Великой французской революции. Именно тогда и зародился сам термин "терроризм". Утверждение о том, что термин пришел из латинского языка, является, на наш взгляд, также не совсем корректным. Действительно, слово "террор" переводится с латыни как "ужас, страх". Однако в латинском языке это слово никогда не использовалось в политическом лексиконе и прикладном смысле, которое и используется ныне при характеристике актов терроризма. А самого понятия терроризм не существовало в латинском языке. Терроризм terrorisme изначально является французским словом (как и его производное террорист - terroriste). Подтверждением нашего рассуждения являются заключения профессора С.У. Дикаева: «Слово «терроризм» применялось в период Французской революции между мартом 1793 г. и июлем 1794 г. и означало «правление ужаса». Якобинцы часто употребляли понятие «терроризм» устно и письменно по отношению к себе и всегда с положительным оттенком. После 9 термидора (государственный переворот 27 июля 1794 года) слово «террорист» превратилось в синоним слова "преступник"» [7].
Английское «terrorism», итальянское «terrorismo», русское «терроризм» были напрямую заимствованы из французского языка. И к тому же первым видом терроризма стал революционный терроризм. Первые революционеры-террористы в Западной Европе, своими действиями стремились напугать правящую элиту, способствовать изменениям в пользу наиболее обездоленных и угнетенных слоев общества. Это еще раз доказывает то, что не стоит указывать на русские корни современного терроризма и в качестве родоначальника называть «Народную волю». Все-таки родиной современного терроризма является Франция. И основу политическому насилию положила
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(13)2013
Великая французская революция.
Ретроспективный анализ проблемы дает основание утверждать, что подходы к выработке дефиниции понятия «терроризм» и его закрепление в национальном законодательстве зависят от того, как часто в том или ином государстве происходят акты терроризма или как часто страна, как актор, сталкиваются с проблемой терроризма на международном уровне. При этом определенное количество государств после событий 11 сентября 2001 года посчитали обязательным пересмотреть свои подходы к понятию терроризм и дать ему изменен-ное(обновленное) определение.
В марте 2006 года вступил в силу новый Федеральный закон РФ № 35-Ф3«О борьбе с терроризмом». Разработке и принятию закона предшествовала целая серия террористических актов в период между 2001-2006 годами и особенно Бесланская трагедия 1 сентября 2004 года. Все это способствовало переоценке подходов к пониманию причин, сущности, условий и тенденций развития терроризма в XXI веке, что находило свое отражение в законодательных, нормативных и иных официальных документах. В указанном выше законе терроризм определяется как «...идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»[8].
Кроме того, в законе детализируется понятие террористической деятельности, которая определяется как «деятельность, включающая в себя: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или
иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности» [9].
Следует выделить, что детальная градация основных направлений террористической деятельности необходима для обозначения своего рода законодательных ориентиров, в том числе и для целенаправленной деятельности специальных служб и правоохранительных органов в системе антитерроризма.
Патрик Брюно, адвокат Парижского апелляционного суда, справедливо подчеркнул по данному поводу: «Ни политики, ни университетские ученые, ни полицейские, ни журналисты, ни писатели, ни толкователи всех мастей не смогут сохранить монополию на истину по вопросам, связанным с терроризмом. С другой стороны, поскольку весь мир в равной мере сталкивается с этой проблемой, каждый имеет право знать, что означают употребляемые слова, используемые методы и достигнутые результаты в области борьбы с терроризмом, с тем чтобы лучше его понимать и делать все для борьбы с этим явлением» [10].
Вальтер Зеев Лакер, американский историк, политолог, один из крупнейших современных исследователей терроризма, отмечал: «Никого не должен сдерживать тот факт, что не существует "общей науч-ной теории" терроризма. Общая теория a priori невозможна, потому что у этого феномена чересчур много различных причин и прояв-лений»[11].
Детальный мониторинг и соответствующий анализ проблемы позволяют предложить вариант общих признаков, которые в той или иной мере присутствовали в значительной части изучаемых дефиниций и которые способны отразить объективное представление о терроризме. Эти признаки заключаются в следующем: • терроризм предполагает достижение определенной политической (меньше
экономической, социальной или иной) цели;
• применение насилия (физического, психологического);
• обязательное создание (на как можно более длительный период) обстановки страха;
• чрезвычайная опасность для общества и общественных отношений;
• создание условий, представляющих опасность для жизни, здоровья людей, сохранности имущества;
• обязательная публичность при проведении актов терроризма;
• все террористические акции должны нести пропагандистскую нагрузку;
• непосредственный вред причиняется интересам одних субъектов, а целью соответствующих общественно-опасных деяний является принуждение к определенному поведению в интересах террористов других лиц [12];
• организация и деятельность проводятся в условиях глубочайшей секретности и конспирации.
В данном контексте следует дополнить, что, по мнению ряда ученых, в последние годы в качестве отличительного признака терроризма все чаще упоминается не толь-ко политическая, но и идеологическая, в том числе и религиозная мотивация насилия [13].
Одной из основных и явно выраженных причин неудачных попыток разработать приемлемые для всех государств (универсальные) определения терроризма, является не столько поляризация мнений уче-ных-террологов, политологов, правоведов, как невозможность решения ряда спорных вопросов на доктринальном уровне. Это определяется нерешенностью вопросов о правомерности национально-освободительной борьбы народов; об отделении и создании новых государств; о методах вмешательства в региональные конфликты и т.п. То есть продолжает оставаться в силе так называемый «двойной стандарт». Юрист-международник Джон Витбек озвучил свое мнение по данному вопросу следующим образом: «На протяжении многих лет
люди привыкли узнавать, что один и тот же человек может быть "террористом" и "борцом за свободу". Террорист, как и красота, -это вопрос личной оценки наблюдателя»[14].
Американский юрист Чарльз Руби в свое время заметил, «что отсутствие общепринятых критериев также часто используют многие государства. К примеру, Осама Бен Ладен в 1980-е годы воевал против советских войск в Афганистане, поэтому государственные организации США, осуждавшие советскую оккупацию Афганистана, относили его к категории "борцов за свободу". После того как Ладен сделал своей главной целью США, он был отнесен к категории "террористов". Ныне многие американские эксперты склоняются к мнению, что терроризм - это не отдельный феномен, а метод достижения целей. То есть уничтожить терроризм невозможно, как невозможно, например, запретить использование артиллерии или политических митингов» [15]. А в докладе рабочей группы по разработке политики по вопросу о роли ООН в связи с терроризмом отмечалось: «В настоящее время мы, бесспорно, стали свидетелями использования терроризма как стратегии» [16]. В этом можно убедиться, пронаблюдав за событиями, которые проходят в современной Сирии и вокруг этой многострадальной страны.
Таким образом, «видимо, человечество еще не достигло того уровня, когда терроризм станет ненужным в качестве средства решения большого круга задач»[17]. К тому же слишком велик стимул со стороны отдельных государств, политических и идеологических центров подвести под данный процесс такое понимание, которое отвечает их практическим интересам. Эта тенденция «вопреки всем действующим и будущим международно-правовым договоренностям и решениям, сохранится до тех пор, пока терроризм и его смежные проявления скрытно эксплуатируются государствами в качестве инструмента "негативной дипломатии"»[18].
Необходимо отметить, что термин «терроризм» достаточно трудно определить еще и потому, что он несет в себе разнообразную смысловую нагрузку. Более того, он
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(13)2013
обычно эмоционально окрашен, что добавляет сложности при его определении. Большинство исследователей-теоретиков, занимавшихся данной проблемой, выработали собственные рабочие формулировки, которые удовлетворяли их целям и задачам. Политики, журналисты и писатели выбирают из этих определений то, что отвечает их собственным взглядам и убеждениям [19].
Кроме того, детальный мониторинг и анализ изучаемой проблемы дает основание утверждать, что терроризм находится в состоянии постоянного видоизменения и модернизации. Это в значительной мере затрудняет деятельность по нормальной выработке согласованного и общепринятого подхода к пониманию того, что представляет собой современный терроризм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Миськевич А. Терроризм как глобальная угроза современности // Центр экстремальной журналистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cjes.ru
2. Дикаев С. У Террор, терроризм и преступления террористического характера (криминологическое и уголовно-правовое исследование). СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. C.9-22.
3. Устинов В. В. Россия: 10 лет борьбы с международным терроризмом. М., 2008. С.7.
4. Терроризм в современном мире/ науч. ред. Ю.М. Антонян, В.М. Шульц; Центр исслед. проблем безопасности РАН; Общественно-консультативный совет по проблемам борьбы с международным терроризмом. М., 2008. С.5
5. Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма/ под общей ред. В.Е. Петрищева. М. 2003. С.49.
6. Там же. С.12-15.
7. Дикаев С. У. Террор, терроризм и преступления террористического характера. C.9-22.
8. О противодействии терроризму: Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ// Российская газета. 2006. 10 марта.
9. Там же.
10. URL: http://www.waaf.ru/index_ru.php?section=7¶graph=3&article=10
11. The Terrorism Reader: A Historical Anthology. Ed. by Walter Laqueur. Temple University Press. Philadelphia, 1983. P. 183.
12. Грачев С.И. Терроризм. Вопросы теории: монография. Н. Новгород: Издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. С.41.
13. Гусев Г.Г. Межгосударственное взаимодействие в сфере борьбы с терроризмом на глобальном и региональном уровнях: автореф. к.ю.н. Пятигорск, 2013. С.12-13.
14. Joyner C. In Search of an Anti-Terrorism Policy: Lessons from the Reagan Era//Terrorism. 1988. No. 1. P.30.
15. URL: http://uadoc.com/nitka/6.htm
16. Доклад Рабочей группы по разработке политики по вопросу о роли Организации Объединенных Наций в связи с терроризмом. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/russian/ terrorism/
17. Дикаев С. У. Террор, терроризм и преступления террористического характера.- C.9-22.
18. Арас Дж. Терроризм вчера, сегодня и навеки. [Электронный ресурс] URL: http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Aras/33.php
19. Терроризм. Борьба и проблемы противодействия: учебное пособие для студентов юрид. вузов.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С.21.