Научная статья на тему 'Проблемные аспекты ответственности за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности'

Проблемные аспекты ответственности за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1642
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты ответственности за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности»

Хаитжанов А., Смыкова Е.О.

Пензенский государственный университет

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ И ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ

Разновидностью преступлений против личности являются общественно опасные посягательства на половую неприкосновенность и половую свободу человека. Такие посягательства наносят вред нормальным взаимоотношениям между полами, сопряжены с насильственным удовлетворением половых влечений либо с действиями сексуального характера в отношении малолетних или несовершеннолетних лиц. Именно поэтому они нередко называются половыми преступлениями.

В уголовном праве преступления против половой неприкосновенности и половой свободы можно разделить на две группы:

а) посягательства на половую свободу и половую неприкосновенность взрослого человека: ст. 131,

132 УК РФ (за исключением п. "д" ч. 2 и п. "в" ч. 3), ст. 133 УК РФ;

б) посягательства на нравственное и физическое здоровье малолетних и несовершеннолетних, их половую свободу и половую неприкосновенность: п. "д" ч. 2, п. "в" ч. 3 ст. 131 и ст. 132, 134, УК РФ. [1]

В настоящее время проблема установления уголовной ответственности за изнасилование актуальна и значима не только для России, но и для зарубежных стран; в уголовном законодательстве различных государств установлен уголовно-правовой запрет на совершение деяния, обозначаемого термином «изнасилование»; практически везде данное преступление относится к категории тяжких. Но подходы к определению данного понятия в законодательствах тех или иных стран различаются: в одном случае

речь идет, по сути, о любых насильственных действиях сексуального характера, где жертвой может выступать как женщина, так и мужчина; во втором случае изнасилование - это половое сношение с женщиной, вопреки воле и желанию последней.

Законодатели различных государств предусматривают дифференциацию уголовной ответственности в зависимости от определенных квалифицирующих признаков. Такими признаками, преимущественно, выступают: возраст потерпевшей (несовершеннолетие или малолетний возраст); совершение преступления

группой лиц, наличие тяжких последствий (в том числе - смерть или доведение до самоубийства потерпевшей, причинение вреда ее здоровью); рецидив; состояние жертвы (беспомощность, и в целом невозможность - о зависимости от тех или иных причин — адекватно воспринимать происходящее, зависимость (служебная, материальная, родственная) от насильника и т.д.. - Многие из этих признаков

предусмотрены и в российском уголовном законе.

Уголовно - правовую проблему изнасилования сложно признать решенной в российском уголовном праве. Это относится как к доктрине, так и к правоприменительной и правотворческой практике.

Во-первых, в науке не выработано общих (единообразных) подколок к определению базовых понятий и терминов сферы сексуальных преступлений. Это суждение необходимо, прежде всего, отнести насчет понятия «половое сношение». Предлагаем следующее (научно-практическое — не медицинское, но юридическое) толкование данного термина: деянием в форме полового сношения (в юридическом смысле) яв-

ляется введение полового органа мужчины или любой другой части человеческого тела, равно как и иного предмета в половую полость женщины (влагалище), а также введение полового органа мужчины в иную полость женщины (рот, анальное отверстие и др.).

Данное толкование понятия «деяние в форме половою сношения» было предложено закрепить в Примечании к ст. 131 УК РФ или, по крайней мере, предусмотреть в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ о судебной практике по делам об изнасиловании.

Основной смысл подобной трактовки заключается в том, чтобы преодолеть лицемерный, основанный на прежних идеологических догмах подход к определению понятию изнасилования, как исключительно «естественного» (в физиологическом смысле) полового акта.

Во-вторых, желание конкретизировать и дифференцировать уголовную ответственность за изнасилование привело нашего законодателя к ситуации, когда общественно опасные деяния, сходные во всем основным элементам состава преступления (объекту, субъекту и т.д.), предусмотрены в различных нормах уголовного закона[2].

Существующее в настоящее время законодательное разграничение некоторых половых преступлений -искусственное; оно не способствует единообразному применению уголовного закона, а, напротив, вызывает существенные сложности у правоприменителей. Здесь речь идет о нормах ст. ст. 131, 132 и

133 УК РФ в отношении «естественных», «извращенных» половых актов и иных насильственных действий

сексуального характера, в которых субъектом выступает мужчина, жертвой - женщина, и которые направлены на такой охраняемый правом объект как половая свобода женщины (в ряде случаев добавляются факультативные объекты - половая неприкосновенность и др.).

Необходимо отметить и то, что зачастую угроза уничтожения, равно как и шантаж, использование материальной или иной зависимости потерпевшей, соединенные с «понуждением» (по сути, - принужде-

нием), для жертвы преступления представляются более тяжкими обстоятельствами, но сравнению, например, с угрозой применения насилия.

На основании изложенного, логично допустить, что объективную сторону изнасилования необходимо дополнить указанием на шантаж, угрозу уничтожения, повреждения или изъятия имущества, а также использование, материальной или иной зависимости потерпевшей.

Согласимся с мнением Ищенко Е.П., что рекомендации законодателю в данной сфере можно сгруппировать следующим образом:

Прежде всею необходима новая редакция (базовой для всей сферы половых преступлений) части 1

статьи 131 УК РФ [3] :

« Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния, шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшей..».

По мнению автора, очевидно,что«новые»признаки(шантаж,угрозыуничтожением имущества-

ипр.)похарактерувоздействиянапотерпевшуюи последующему (насильственному) половому акту находятся в тесной связи со«старыми»признаками(насилиеидр.) объективнойстороной изнасилования, которые» раньше предусматривались в ч. 1 ст. 131 УК РФ [4] .

Кроме того, как представляется, новая редакция ч. 1 ст. 131 УК РФ гораздо с большей степени

будет способствовать реализации принципов социальной справедливости и неотвратимости наказаний, поскольку, как было показано в работе, ответственность за предусмотренное в действующем УК РФ преступление «понуждение к действиям сексуального характера» (ст. 133) явно и необоснованно занижена .

1

По мнению КапинусаО.С.необходимо отказаться от нынешней редакции ч. 1 ст. 132 УК РФ, точнее -исключить из данной нормы указание на «иные действия сексуального характера»: во-первых, как было показано в работе, понятия «мужеложство» и «лесбиянство», по сути, охватывают весь круг насильственных деяний сексуального характера, которые «остаются» кроме изнасилования; во-вторых, включение в текст уголовного закона подобного глубоко-оценочного — термина противоречит норме ст. 14 УК РФ, может привести к субъективизму и необоснованному вменению [5].

С учетом сказанного, редакцию ч. 1 ст. 132 УК РФ можно представить следующим образом:

«1. Мужеложство, лесбиянство с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей)..».

В свою очередь, ст. 133 УК РФ необходимо исключить из текста закона (так как соответствующие деяния будут охватываться ст. 131 и 132 УК РФ) [б]

В настоящее время назрела необходимость решения проблемы предупреждения и профилактики сексуальных посягательств в отношении несовершеннолетних. По нашему мнению эффективность принимаемых мер в этой области должна обеспечиваться взвешенностью и продуманностью принимаемых решений, которые не должны представлять собой скоропалительных изменений в УК РФ, идущих в разрез с общими принципами российского уголовного законодательства.

Объектом сексуальных посягательств, совершаемых в отношении несовершеннолетних, принято считать половую неприкосновенность, а в отношении взрослых граждан - половую свободу. Такова своеобразная традиция науки уголовного права. Половую неприкосновенность обычно рассматривают как понятие, изолированно сформулированное в недрах уголовно-правовой науки исключительно для описания объекта насильственного сексуального посягательства на несовершеннолетних. Ход рассуждений при этом следующий: до достижения совершеннолетия лицо не имеет той необходимой степени половой зрелости в моральном и физическом отношении, с которой связывается возможность быть полноценным участником интимных отношений, а значит, любое вовлечение такого лица в подобные отношения должно быть запрещено. Получается, что такой запрет основывается больше на каких-то сверхобъективных критериях, что и выражено в самом понятии половой неприкосновенности, а не на насущной потребности обеспечить нормальное физическое и психическое развитие несовершеннолетних [7].

Объективная сторона преступлений, квалифицируемых по п. "в" ч. 3 ст. 131 УК РФ, состоит в половом сношении с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста. При квалификации действий по п. "в" ч. 3 ст. 132 УК РФ объективная сторона состоит в мужеложстве, лесбиянстве и иных действиях сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей (потерпевшему) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего), заведомо не достигших четырнадцатилетнего возраста. Понятия "изнасилование", "насильственные действия сексуального характера" приведены начале работы, формы и пределы насилия, квалифицируемого по ст. 131, 132 УК РФ, приведены начале работы. Понятие "заведомость" предполагает, что виновный достоверно знал о возрасте потерпевшей (потерпевшего). В том случае, если виновный "не обратил" внимания на возраст потерпевшей (потерпевшего), действия квалифицируются исходя из физического возраста потерпевшей (потерпевшего). Если же виновный добросовестно заблуждался в отношении возраста потерпевшей (потерпевшего), считая, что она (он) достигла совершеннолетия, тогда квалификация по п. "в" ч. 3 ст. 131 и 132 УК РФ исключается [8].

С позиций системного подхода такая трактовка не согласуется с конституционными положениями, касающимися личной свободы и неприкосновенности. Если рассматривать половую свободу и половую неприкосновенность как их неотъемлемые составляющие, то обозначенная традиция представляет собой лишь узкие отраслевые толкования, формализацию понятий в ущерб современным правовым ценностям.

Совершение преступления в отношении несовершеннолетнего лица всегда обладает повышенной общественной опасностью, и не только потому, что несовершеннолетнее лицо не способно в должной мере защитить себя, хотя это тоже необходимо учитывать, но и потому, что это крайне негативно характеризует само виновное лицо. Акцент именно на данном обстоятельстве в очередной раз подчеркивает действие принципа субъективного вменения.

В подведении итогов отметим мнение Наумова А.В. о понижении возраста согласия до 14 лет для отдельных регионов России, где часто практикуются ранние браки, при условии, что половое сношение происходит между законными супругами.

Существенным пробелом в российском уголовном законодательстве является отсутствие нижней возрастной границы для состава "Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста". Представляется, что необходимо законодательно установить такую границу в 12 лет с учетом опыта многих зарубежных государств.

Следует также ввести в УК РФ новый состав: половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом в возрасте от 16 до 18 лет, находящимся в зависимом положении. Субъектом данного преступления должно быть совершеннолетнее лицо, являющееся родственником по восходящей линии или имеющее какую-либо власть над потерпевшим в силу своего положения (воспитательные, педагогические, медицинские работники и т.д.).

В заключение отметим, что охрана прав несовершеннолетних, относящихся к обеспечению их нормального физического и психического развития не только в сексуальном, но и в общесоциальном аспекте, требует особой бдительности со стороны государства. Многие вопросы, в том числе, затронутые данной статьей, должны найти свое однозначное разрешение в практике правоприменения, а законотворческая деятельность должна быть целиком и полностью подчинена сформулированной цели приоритетной охраны прав несовершеннолетних [9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // РГ. - № 252. - Ст. 18.

2. Иванов Н.Г. Изнасилование как объект преступного посягательства // // Законность. - 2008. -№ 7. - С.41.

3. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. Изд. 4-е, испр. и доп./Под ред. доктора

юридических наук, профессора Е.П. Ищенко - Юридическая фирма "Контракт", "Инфра-М", 2007. - 275с.

4. КибалъникА.,СоломоненкоИ.Насильственныедействия сексуального характера // Российская юстиция. - 2009. - № 9. - С.56-58.

5. Капинус О.С. Ответственность за изнасилование в современном уголовном праве // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - М., 2010, №4. - С.87-95.

2

6. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // РГ. - № 252. - Ст. 18.

7. Капинус О.С. Незаконные половое сношение и иные действия сексуального характера с несовершеннолетними Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - М., 2010, №5. - С.87-95.

8. Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. - ВолтерсКлувер, 2011. - 168с.

9. Наумов А. В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. - ВолтерсКлувер, 2011. - 168с.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.