Научная статья на тему 'Проблемные аспекты организации функционирования натурных коллекций в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России'

Проблемные аспекты организации функционирования натурных коллекций в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
натурный объект / натурная коллекция / справочно-информационный фонд / криминалистическая коллекция / информационное обеспечение / full-scale object / full-scale collection / reference and information fund / forensic collection / information support

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дронова Ольга Борисовна, Рыжков Иван Викторович

Статья посвящена рассмотрению правовых, организационных и методических проблемных аспектов комплектования натурных коллекций, формируемых экспертно-криминалистическими подразделениями МВД России в целях расширения возможностей информационного обеспечения технико-криминалистической и судебно-экспертной деятельности. Авторами структурированы действенные механизмы пополнения территориальных экспертно-криминалистических натурных справочно-информационных фондов, разработанные с учетом положений нормативной правовой базы. Выделенные инициативные и пассивные способы их пополнения рассмотрены сквозь призму возможности их практической реализации. На примере положительного опыта расширения баллистических массивов справочно-информационных фондов авторами предложены пути дальнейшего совершенствования деятельности по организации и ведению натурных коллекций в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дронова Ольга Борисовна, Рыжков Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic aspects of the organization of the functioning of full-scale collections in the ECP of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article is devoted to the consideration of legal, organizational and methodological problematic aspects of the acquisition of full-scale collections formed by forensic units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in order to expand the possibilities of information support for technical and forensic and forensic activities. The authors have structured effective mechanisms for replenishing territorial forensic field reference and information funds, developed taking into account the provisions of current legislation and departmental regulatory legal framework. The selected initiative and passive ways of replenishing natural collections are considered in the prism of the possibility of their practical implementation. Using the example of the positive experience of expanding the ballistic arrays of reference and information funds, the authors propose ways to further improve the organization and management of full-scale collections in forensic divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты организации функционирования натурных коллекций в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России»

Научная статья

УДК 343.98

проблемные аспекты организации функционирования натурных коллекций в экспертно-криминалистических подразделениях МВд россии

Дронова Ольга Борисовна1, Рыжков Иван Викторович2

1,2 Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия

1 nio-va@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-4604-1644

2 van-astra.net@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-1276-3972

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению правовых, организационных и методических проблемных аспектов комплектования натурных коллекций, формируемых экспертно-криминалистическими подразделениями МВД России в целях расширения возможностей информационного обеспечения технико-криминалистической и судебно-экспертной деятельности. Авторами структурированы действенные механизмы пополнения территориальных экспертно-криминалистических натурных справочно-информационных фондов, разработанные с учетом положений нормативной правовой базы. Выделенные инициативные и пассивные способы их пополнения рассмотрены сквозь призму возможности их практической реализации. На примере положительного опыта расширения баллистических массивов справочно-информационных фондов авторами предложены пути дальнейшего совершенствования деятельности по организации и ведению натурных коллекций в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России.

Ключевые слова: натурный объект, натурная коллекция, справочно-информационный фонд, криминалистическая коллекция, информационное обеспечение

Для цитирования: Дронова О. Б., Рыжков И. В. Проблемные аспекты организации функционирования натурных коллекций в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2023. № 3. С. 93-98.

Original article

Problematic aspects of the organization of the functioning of full-scale collections in the ECP of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Dronova Olga B.1, Ryzhkov Ivan V.2

1,2 Volgograd Academy of the MIA of Russia, Volgograd, Russia

1 nio-va@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-4604-1644

2 van-astra.net@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-1276-3972

Abstract. The article is devoted to the consideration of legal, organizational and methodological problematic aspects of the acquisition of full-scale collections formed by forensic units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in order to expand the possibilities of information support for technical and forensic and forensic activities. The authors have structured effective mechanisms for replenishing territorial forensic field reference and information funds, developed taking into account the provisions of current legislation and departmental regulatory legal framework. The selected initiative and passive ways of replenishing natural collections are considered in the prism of the possibility of their practical implementation. Using the example of the positive experience of expanding the ballistic arrays of reference and information funds, the authors propose ways to further improve the organization and management of full-scale collections in forensic divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: full-scale object, full-scale collection, reference and information fund, forensic collection, information support

© Дронова О.Б., Рыжков И.В., 2023

For citation: Dronova O. B., Ryzhkov I. V. Problematic aspects of the organization of the functioning of full-scale collections in the ECP of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 3. Pp. 93-98.

Ведение отечественными экспертно-криминали-стическими подразделениями (далее - ЭКП) органов внутренних дел натурных коллекций, содержащих актуальную и потенциальную криминалистически значимую информацию и обеспечивающих информационные потребности выявления, раскрытия и расследования преступлений, остается актуальным с начала ХХ века [1]. Первые криминалистические коллекции создавались в целях информирования сотрудников сыскных (оперативных) подразделений об инструментах и предметах, используемых при совершении преступлений, следах, образующихся при их применении, способах технической подделки документов, а также для научного и справочного обеспечения экспертно-криминалистической деятельности.

Становление и развитие частных теорий и учений криминалистики, таких как теории криминалистической идентификации и диагностики, учения о криминалистической регистрации, о признаках, а также об отдельных видах судебной экспертизы (трасология, баллистика, технико-криминалистическая экспертиза документов, экспертиза веществ, материалов и изделий), требовало исследования обширных эмпирических массивов следовой информации, что, в свою очередь, обуславливало формирование информационных фондов исследуемых объектов, представленных в натурной форме [2, с. 24-26; 3, с. 191; 4, с. 105]. Кроме прочего использование данных коллекций в судебно-экспертной деятельности повышало оперативность получения потенциальной криминалистически значимой информации и способствовало решению сложных экспертных задач.

Вместе с тем ведение в ЭКП коллекций объектов из числа вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия либо в ходе проведения иных следственных действий, например, следов рук, следов орудий взлома, следов подошвенной части обуви, стреляных пуль (гильз), обеспечивало возможность установления конкретного лица (предмета), причастного к совершению преступлений.

Опираясь на работы научно-практического характера в рассматриваемой сфере [1, 2, 3, 4], отметим, что развитие в XX веке криминалистики и судебной экспертизы в совокупности с накоплением опыта организации функционирования натурных коллекций, являющихся элементом экспертно-кримина-листических учетов и справочно-информационных фондов (далее - СИФ), разработкой уровневого подхода к внешней организации коллекций, методов внутренней систематизации фондов, правил, условий и сроков хранения объектов, порядка обращения и использования коллекций и т. д., обусловили и обосновали утилитарную эффективность использования криминалистических коллекций объектов, представленных в натурной форме, и определили именно эту форму хранения информации в качестве одной из

приоритетных в учетно-регистрационной деятельности ЭКП.

Анализ становления и развития подходов ЭКП отечественных органов внутренних дел к формированию и использованию натурных криминалистических коллекций [5, с. 16-45] свидетельствует неразрывной связи процессов организации и функционирования их фондов с научной, методической, методологической, дидактической деятельностью данных подразделений, а также уровнем научно-технического прогресса, выраженным совокупностью используемых правоохранительными органами программных и аппаратных средств ввода, обработки, хранения, передачи и представления данных. Внедрение и использование новых методов хранения, систематизации и формализации криминалистически значимой информации обуславливает параллельное совершенствование научной, методической и методологической базы, регламентирующей учетно-регистрационную и информационно-обеспечительную деятельность ЭКП.

Изучение современного состояния судебно-экспертной и технико-криминалистической деятельности ЭКП МВД России позволяет утверждать, что использование программно-аппаратных средств работы с информацией способствует повышению эффективности ведения и использования натурных коллекций. Например, применение автоматизированных баллистических идентификационных систем (АБИС «Арсенал») при ведении учета пуль, гильз и патронов со следами нарезного ручного стрелкового оружия, изъятых с мест происшествий и преступлений, существенно повышает оперативность проверки объектов по пулегильзотеке.

С другой стороны, цифровизация деятельности по ведению коллекций, содержащих криминалистически значимую информацию, обуславливает снижение количества либо упразднение отдельных натурных СИФов. В частности, применение при производстве экспертиз веществ, материалов и изделий хромато-масс-спектрометра с библиотекой масс-спектров веществ - объектов исследования (наркотических, лекарственных, ядовитых веществ, пищевых и парфюмерных натуральных и синтетических соединений и т. д.), существенно снизило потребность экспертов в использовании «объектов-свидетелей» и «арбитражных образцов» из числа объектов натурных СИФов, что, в свою очередь, детерминировало уменьшение количества соответствующих информационных массивов.

Тем не менее обобщение практики судебно-экспертной, учетно-регистрационной и информационно-обеспечительной деятельности ЭКП МВД России свидетельствует об актуальности натурной формы хранения криминалистически значимой информации и целесообразности ее использования при производ-

стве экспертных исследований многоразовых образцов для сравнения.

Исследование современного состояния деятельности по ведению натурных коллекций в ЭКП МВД России позволило выявить ряд проблем организационного, правового и методического характера, возникающих в ходе их функционирования. При этом согласно анализу учетно-регистрационной составляющей организационный процесс режима использования коллекций сопровождается меньшим количеством, по сравнению с процессом ведения коллекций СИФов, проблем и неоднозначных ситуаций, что, по нашему мнению, обусловлено наличием императивных положений ведомственной нормативной правовой базы, детально регламентирующих этапы формирования, ведения и обращения к коллекциям экспертно-криминалистических учетов. В связи с этим далее нами рассматриваются только вопросы организации и функционирования натурных коллекций СИФов.

Учитывая, что данная деятельность является единым процессом последовательных действий, реализуемых уполномоченными сотрудниками ЭКП МВД России, по определению целей создания и установлению содержания СИФов, выбору оснований систематизации, условий хранения объектов и источников их получения, решению иных вопросов их формирования и использования [6, с. 124], обеспечиваемым системой положений законодательной, нормативной правовой, научной и методической базы, выявленные проблемы будут рассмотрены во взаимосвязи.

Первая проблема связана с формированием натурных фондов. Так, принятие решений об организации на базе ЭКП МВД России СИФов в соответствии с действующей нормативной правовой базой является инициативным действием, которое тем не менее осуществляется в соответствии с положениями нормативных правовых актов. Анализ практической деятельности ЭКП МВД России с начала 90-х годов ХХ века до настоящего времени свидетельствует о значительном сокращении натурных фондов, что, по нашему мнению, коррелирует с инициативным (необязательным) характером их ведения, систематическим повышенным вниманием со стороны головного экспертного подразделения МВД России - ЭКЦ МВД России, к соблюдению принципов законности при их формировании и ведении и с отсутствием единых нормативно регламентированных правил и рекомендаций организации и функционирования СИФов.

Исключением являются баллистические натурные фонды огнестрельного оружия и боеприпасов, что обуславливается внедрением в практику работы сотрудников ЭКП приказа МВД России от 4 февраля 2016 г. № 53 «О порядке функционирования криминалистических коллекций оружия и патронов в экс-пертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации». Несмотря на отсутствие в нем положений, регламентирующих обязательный характер ведения баллистических СИФов территориальными ЭКП МВД России, норматив-

ное закрепление способов пополнения коллекций натурными образцами, условий хранения, порядка актуализации коллекций и обращения к ним в ходе осуществления судебно-экспертной и технико-криминалистической деятельности активизировало работу по формированию натурных баллистических фондов. В частности, при взаимодействии с УМВД России по Астраханской области региональным ЭКЦ был разработан приказ УМВД России по Астраханской области от 10 мая 2017 г. № 253 «О создании криминалистической коллекции оружия и патронов», учитывающий функциональные, организационные и штатные особенности данного подразделения, и создана баллистическая коллекция, объекты которой систематически применяются при производстве баллистических экспертиз и исследований.

Полагаем, что разработка ЭКЦ МВД России нормативных правовых актов, регламентирующих порядок формирования и ведения натурных СИФов (орудия взлома, материалы письма, печатей, штампов и их оттисков, оригинальные упаковки потребительских товаров, рукописные записи, выполненные в необычных условиях и т. д.), и методических рекомендаций к ним должна способствовать увеличению количества натурных коллекций, организованных в территориальных ЭКП МВД России, и общего уровня информационного обеспечения судебно-экспертной и технико-криминалистической деятельности.

Следующая проблема, возникающая в ходе формирования СИФов, связана с выбором легитимных источников пополнения фондов и способов получения натурных объектов. Важность данного этапа организации их функционирования очевидна, поскольку несоблюдение положений регламентирующих правовых актов потенциально может являться основанием для постановки под сомнение результатов экспертных исследований, в ходе которых использовались многоразовые сравнительные коллекционные образцы.

Исходя из содержания положений действующей нормативной правовой базы, способы пополнения территориальными ЭКП натурных СИФов можно условно дифференцировать на инициативные и пассивные. К первым относятся:

1. Получение предметов, являвшихся вещественными доказательствами, на основании ходатайства руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (далее - ГСЭУ) перед судом, органом дознания и следствия (ст. 39 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

2. Получение оружия и патронов, состоящих или снятых с вооружения МВД России, признанных добровольно сданными, предназначенных для уничтожения, а также переданных из государственных военизированных подразделений, от юридических лиц и граждан (п. 6 приказа МВД России от 4 февраля 2016 г. № 53).

3. Приобретение объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о размеще-

нии заказов для государственных и муниципальных нужд, в том числе в рамках целевых закупок в соответствии с п. 86.6 Наставления по организации экс-пертно-криминалистической деятельности в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 11 января 2009 г. № 7 «Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистиче-ской деятельности в системе МВД России» (далее -Наставление).

4. Получение на безвозмездной основе натурных объектов от организаций вне зависимости от их организационно-правовых форм собственности по запросу руководителя ГСЭУ (ст. 39 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3).

К пассивному способу пополнения натурных СИ-Фов относится систематическое направление ЭКЦ МВД России натурных объектов (в основном бланков документов, акцизных и федеральных специальных марок на алкогольную и табачную продукцию) в территориальные ЭКП, функционирующие на уровне региона (в соответствии с Уставом ЭКЦ МВД России, утвержденным приказом МВД России от 16 июня 2010 г. № 437).

Согласно изучению практики формирования и ведения натурных СИФов в районных и региональных ЭКП МВД России наиболее реализуемыми являются пассивный и первые два из указанных инициативных способов пополнения коллекций, что, по нашему мнению, а также по результатам проведенного анкетирования сотрудников этих подразделений не в полной мере обеспечивает все информационные потребности судебных экспертов.

Практика реализации способа получения объектов для натурных СИФов в соответствии с п. 86.6 Наставления региональными ЭКП МВД России достаточно редка и осуществляется лишь отдельными территориальными подразделениями, например, ЭКЦ ГУ МВД России по Волгоградской области. В частности, систематически приобретают патроны к нарезному и гладкоствольному огнестрельному оружию для пополнения баллистического натурного фонда в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обращаясь к содержанию вышеуказанной нормы закона, а также практике осуществления территориальными ЭКП МВД России закупок объектов для баллистического СИФа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) стоит отметить, что приобретение предметов, представляющих криминалистический интерес, проводится с использованием реестра закупок «Закупки не на ЕАТ» Единого агре-гатора торговли «Берёзка» (далее - ЕАТ). При этом максимальная сумма закупки, согласно действующей законодательной базе, не должна превышать 600 тыс. рублей, а годовой объем закупок, который вправе осуществить заказчик «не должен превышать 2 млн рублей или не должен превышать 10 % совокупного

годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн рублей».

В тоже время, как показывает практика территориальных подразделений, реализующих данный способ пополнения баллистических СИФов, ежегодная сумма закупок, как правило, не превышает 100 тыс. рублей, что, по нашему мнению, не относится к существенным затратам бюджетных средств, выделяемых для функционирования региональных ЭКП МВД России, и обуславливает возможность систематического пополнения коллекций на основании вышеуказанного закона.

Наряду с этим механизм реализации рассматриваемого способа пополнения натурных СИФов предусматривает обязательное подробное описание характеристик товара (объектов для коллекций), поиск соответствующих коммерческих предложений и получение ответа на три из них, что в некоторой степени ограничивает потенциальный перечень натурных объектов, приобретаемых посредством целевой закупки у единственного поставщика. Например, приобретение производимых на территории региона оригинальных товаров (упаковок товара), которые часто являются предметом преступного посягательства (алкогольная и пищевая продукция, товары легкой промышленности и т. д.), по нашему мнению, будет достаточно проблематичным.

Тем не менее осуществление последовательности регламентированных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44 действий в совокупности с решением иных организационных вопросов (согласование закупки с руководителем территориального органа МВД России, финансово-экономической службой и т. д.) обеспечивает законность приобретения натурных объектов для СИФов ЭКП МВД России.

Способ пополнения натурных СИФов на безвозмездной основе предметами преступного посягательства, представляющими криминалистический интерес, от организаций, осуществляющих их производство и реализацию, в настоящее время сведен к минимуму, несмотря на то, что данный механизм направлен на возможность формирования фондов эталонными многоразовыми образцами, состоящими из объектов регионального товарооборота. Полагаем, что основной причиной, обуславливающей отсутствие практической реализации указанного способа, является нерегламентированный и неразъясненный ведомством механизм взаимодействия ГСЭУ с указанными организациями. Кроме того, усложняет этот процесс отсутствие эффективных и практически реализуемых мер административного наказания организаций, отказывающих ГСЭУ в предоставлении натурных образов продукции. В связи с чем считаем целесообразным разработку ЭКЦ МВД России методических рекомендаций, раскрывающих порядок взаимодействия территориальных подразделений с организациями, осуществляющими производство и реализацию объектов товарооборота, представляющих криминалистический интерес, а также внесение

предложений по ужесточению федерального административного законодательства в части неисполнения ст. 39 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73.

В заключение рассмотрения проблем организационного, правового и методического характера, возникающих в ходе функционирования СИФов, следует отметить сохранившуюся в отдельных территориальных ЭКП МВД России практику формирования натурных коллекций предметами и веществами, ранее представленными инициатором экспертного исследования в качестве сравнительных образцов, и полученными в соответствии с ч. 1-3 ст. 202 УПК РФ либо ст. 183 УПК РФ, например, образцами почерка лиц, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата, эталонными образцами продукции, производимой на конкретном предприятии и т. п. Между тем ни законодательной, ни ведомственной нормативной правовой базой указанный способ пополнения СИФов не регламентирован, что обуславливает нелегитимность дальнейшего использования объектов из натурных коллекций в судебно-экспертной деятельности.

В то же время, принимая во внимание несомненность происхождения полученных в соответствии с УПК РФ натурных сравнительных образцов, а также их репрезентативность и сопоставимость, установленные в рамках ранее проведенного экспертного исследования, считаем возможным расширение подходов к пополнению натурных СИФов рассматриваемым способом. В связи с чем представляется целесообразной разработка соответствующего дополнения ст. 39 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73.

В целом рассмотренные проблемы, возникающие в ходе функционирования натурных СИФов в ЭКП МВД России, свидетельствуют о необходимости модернизации правовых, организационных и методических подходов к формированию и ведению коллекций объектов, представленных в натурной форме, которые, несмотря на цифровизацию многих направлений деятельности правоохранительных органов, остаются актуальными и обеспечивают потребность изучения источников первичной криминалистически значимой информации.

Список источников

1. Дронова О. Б., Рыжков И. В. Начальные этапы формирования и использования в работе экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел системы натурных коллекций (конец XIX - середина XX в.) // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 3 (15). С. 50-58. DOI 10.24411/25879820-2020-10053.

2. Морозов А. В. Использование экспертно-крими-налистических учетов при расследовании преступлений прошлых лет: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2016. 186 с.

3. Россинская Е. Р., Зинин А. М. К 100-летию экспер-тно-криминалистической службы в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина. 2019. № 5. С. 184-192.

4. Волкова А. Э., Разумов Э. А. Информационно-справочные криминалистические учеты: теория, организация, использование. Сумы: Мр1я, 2013. 344 с.

5. Рыжков И. В. Теоретические основы и современные тенденции организации функционирования натурных коллекций: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2023. 213 с.

6. Пахомов А. В. Научные основы, организация и использование натурных коллекций в раскрытии и расследовании преступлений: дис. ... канд. юрид. наук:. Москва, 1998. 215 с.

7. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ [принят Государственной Думой 5 апреля 2001 г.: одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 г.] «О государственной судебно-экспертной деятельности» // Кон-сультантПлюс: сайт.

8. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ [принят Государственной Думой 22 марта 2013 г.: одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 г.] «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // КонсультантПлюс: сайт.

9. Приказ МВД России от 4 февраля 2016 г. № 53 «О порядке функционирования криминалистических коллекций оружия и патронов в экспертно-крими-налистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» // КонсультантПлюс: сайт.

10. Приказ МВД России от 16 июня 2010 г. № 437 «Об утверждении Устава федерального государственного казенного учреждения «Экспертно-кримина-листический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации»». URL: httpsy/мвд.рф (дата обращения: 03.06.2023).

11. Приказ МВД России от 11 января 2009 г. № 7 «Об утверждении Наставления по организации экс-пертно-криминалистической деятельности в системе МВД России» // КонсультантПлюс: сайт.

References

1. Dronova O. B., Ryzhkov I. V. Initial stages of formation and use in the work of forensic units of internal affairs bodies of the system of full-scale collections (late XIX - mid XX century) // Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2020. № 3 (15). Pp. 50-58. DOI 10.24411/25879820-2020-10053.

2. Morozov A. V. The use of forensic accounting in the investigation of crimes of the past years: dis. ... cand. jurid. sciences: 12.00.12. Moscow, 2016. 186 p.

3. Rossinskaya E. R., Zinin A. M. To the 100th anniversary of the forensic service in the internal affairs bodies of the Russian Federation // Bulletin of the O. E. Kutafin University. 2019. No. 5. Pp. 184-192.

4. Volkova A. E., Razumov E. A. Information and reference forensic records: theory, organization, use. Sumy: Mriya, 2013. 344 p.

5. Ryzhkov I. V. Theoretical foundations and modern trends in the organization of the functioning of natural collections: dis. ... cand. jurid. sciences: 5.1.4. Volgograd, 2023. 213 p.

6. Pakhomov A. V. Scientific foundations, organization and use of full-scale collections in the detection and investigation of crimes: dis. ... cand. jurid. sciences: 12.00.12. Moscow, 1998. 215 p.

7. Federal Law No. 73-FZ of May 31, 2001 [adopted by the State Duma on April 5, 2001: approved by the Federation Council on May 16, 2001] «About the state forensic expert activity» // ConsultantPlus: website.

8. Federal Law No. 44-FZ of April 5, 2013 [adopted by the State Duma on March 22, 2013: approved by the Federation Council on March 27, 2013] «About the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» // ConsultantPlus: website.

9. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated February 4, 2016 No. 53 «On the procedure for the functioning of forensic collections of weapons and cartridges in the forensic units of the internal affairs bodies of the Russian Federation» // ConsultantPlus: website.

10. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 16, 2010 No. 437 «On approval of the Charter of the Federal state state institution «Forensic Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»». URL: https://мвд.рф. (date of access: 06/03/2023).

11. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated January 11, 2009 No. 7 «On the approval of the Manual on the organization of forensic activities in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia» // ConsultantPlus: website.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors

All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.

Информация об авторах

Дронова Ольга Борисовна - доктор юридических наук, доцент

Рыжков Иван Викторович - кандидат юридических наук

Information about the authors

Dronova Olga B. - Doctor of Low, Associate Professor

Ryzhkov Ivan V. - Candidate of Low

Статья поступила в редакцию 23.05.2023; одобрена после рецензирования 29.07.2023; принята к публикации 22.09.2023

The article was submitted 29.05.2023; approved after reviewing 20.07.2023; accepted for publication 22.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.