ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО
СУДА РФ
Д.Д. Коновалова, магистрант
Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-3-75-77
Аннотация. В данной статье были рассмотрены проблемы исполнения решений Конституционного суда РФ. Автором были проанализированы недостатки текущего законодательства, которое регулирует реализацию решений данной судебной инстанции. Особое внимание уделяется значимости надлежащего исполнения решений Конституционного суда РФ для обеспечения правопорядка и функционирования правовой системы. В статье также приводится анализ австрийского опыта в области исполнения решений органов конституционного контроля.
Ключевые слова: Конституционный суд РФ, конституционное правосудие, исполнение решений, конституционный контроль, правоприменение, законодательное регулирование, мониторинг исполнения, конституционное право.
Эффективная реализация решений Конституционного Суда РФ представляет собой один из краеугольных камней современной российской правовой системы. Значимость этого вопроса сложно переоценить, поскольку деятельность Суда не ограничивается только вынесением постановлений - не менее важным аспектом является контроль за их практическим воплощением и выявление препятствий, мешающих их полноценной реализации.
Действующее законодательство четко регламентирует обязанности государственных структур по приведению нормативной базы в соответствие с Конституцией РФ после вынесения соответствующих решений органом конституционного контроля. Показательным примером служит установленный для Правительства РФ шестимесячный срок, в течение которого оно должно внести в Государственную Думу законопроект или поправки к действующему закону, если последний был признан противоречащим Конституции полностью или частично [1].
Особую роль решений Конституционного Суда РФ для правовой системы страны невозможно игнорировать - сам Суд регулярно акцентирует внимание на этом аспекте [2]. Данные акты служат фундаментом для обеспечения единообразного правоприменения на всем пространстве Российской Федерации и поддержания правопорядка в целом. Именно своевременное и полное воплощение в жизнь постановлений Суда гарантирует устойчи-
вость всей правовой конструкции государства.
В более широком контексте исполнение решений Конституционного Суда неразрывно связано с фундаментальным принципом правопорядка. Этот принцип можно считать одним из определяющих признаков правового государства и базовым конституционным постулатом, на котором зиждется современное демократическое общество. Без надлежащего исполнения решений высшего органа конституционного контроля невозможно говорить о полноценном функционировании правовой системы и защите конституционных прав граждан.
Вопрос исполнения решений Конституционного Суда РФ остается одной из острейших проблем в современной российской правовой действительности. Игнорирование постановлений высшего органа конституционного контроля наносит существенный урон не только престижу самого Суда как ключевого государственного института, но и подрывает авторитет всего государственного механизма России. По мнению ведущих правоведов, сложившаяся ситуация привела к постепенному снижению восприятия Конституционного Суда как действенного инструмента контроля за законностью нормативных актов [6, с. 48]. Особую тревогу вызывает отсутствие эффективных механизмов привлечения к ответственности за пренебрежение решениями конституционного правосудия.
В рамках установленной процедуры Конституционный Суд РФ проводит системный мониторинг исполнения своих решений, направляя каждые полгода обновленные сведения в высшие органы государственной власти - Государственную Думу, Совет Федерации, Правительство РФ и Министерство юстиции [3]. Такие информационные материалы включают в себя постановления о признании правовых норм неконституционными либо соответствующими Основному закону в определенном конституционно-правовом истолковании, а также указания на необходимость законодательных корректировок. Важным элементом этих документов являются позиции Аппарата Правительства, Минюста и Секретариата Конституционного Суда относительно текущего состояния реализации решений и существующих разногласий в процессе их воплощения.
Проблематика неисполнения решений Конституционного Суда РФ регулярно становится предметом обсуждения на различных площадках. Несмотря на определенные улучшения в механизме реализации судебных актов за последние годы и заметное сокращение числа нереализованных решений, говорить о полном решении проблемы пока преждевременно. До настоящего времени отсутствует комплексный подход к своевременному и сбалансированному внесению изменений в законодательные акты, признанные противоречащими Конституции. Этот аспект продолжает оставаться одним из самых проблемных в сфере конституционного правосудия и требует пристального внимания как законодателей, так и правоприменителей [5, с. 85].
Современная правовая реальность диктует острую потребность в принятии комплексного законодательного акта, регулирующего исполнение решений органов конституционного контроля. Практика показывает, что постановления как Конституционного Суда РФ, так и конституционных (уставных) судов субъектов федерации зачастую остаются без должного внимания со стороны адресатов - органов исполнительной и законодательной вла-
сти, судебных инстанций и иных организаций. Назрела необходимость в создании правовой базы, которая не только установит ответственность за неисполнение судебных решений, но и детально регламентирует процедуру их реализации.
История попыток урегулировать данный вопрос уходит корнями в начало 90-х годов. Значимой вехой стало принятие Верховным Советом России 1 апреля 1992 года в первом чтении Закона об обеспечении и исполнении решений Конституционного Суда. Несмотря на активное обсуждение этой инициативы на съездах народных депутатов и даже прямое предписание VIII внеочередного съезда от 11 марта 1993 года о необходимости принятия соответствующего закона, данный нормативный акт так и не увидел свет [6, с. 51].
Интересен в этом контексте опыт Австрийской Республики, где Конституционный Суд функционирует с 1922 года, являясь одним из старейших органов конституционного контроля в Европе. Согласно статье 146 Федерального конституционного закона от 1 октября 1920 года, реализация решений этого судебного органа возложена на систему общих судов и главу государства. Примечательно, что австрийская модель предусматривает исполнение решений Конституционного Суда органами федерации или земель по распоряжению Президента, а в особых случаях допускает даже привлечение федеральных вооруженных сил [4, с. 291].
В российской правовой системе Конституционный Суд выступает ключевым институтом совершенствования законодательной базы и правоприменительной деятельности. Эффективность его функционирования напрямую зависит от своевременного исполнения вынесенных решений всеми элементами государственного механизма - от органов публичной власти до общественных организаций. Создание действенного механизма реализации постановлений Конституционного Суда становится одной из приоритетных задач развития правовой системы современной России.
Библиографический список
1. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 13. -Ст. 1447.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 № 734-О-П «По жалобе гражданки
B. на нарушение ее конституционных прав статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 5. - Ст. 678.
3. Информационно-аналитический отчет об исполнении решений Конституционного Суда РФ, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, в 2023 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/Documents/Report_2023.pdf (дата обращения: 01.11.2024).
4. Горнова А.А. Австрийская модель конституционной юстиции: от кельзеновского проекта к современным реалиям // Право, общество, государство: проблемы теории и истории. - 2020. -
C. 290-295.
5. Маслова Б.И. К вопросу о проблемах исполнения решений конституционного суда Российской Федерации // Вестник магистратуры. - 2021. - № 8 (119). - С. 84-85.
6. Модникова Т.Н. и др. Эффективность исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации // Право и практика. - 2020. - № 3. - С. 47-53.
PROBLEMATIC ASPECTS OF ENFORCEMENT OF DECISIONS OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION
D.D. Konovalova, Graduate Student Kazan (Volga Region) Federal University (Russia, Kazan)
Abstract. In this article the problems of execution of decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation were considered. The author analyzed the flaws of the current legislation, which regulates the implementation of decisions of this court. Special attention is paid to the importance ofproper execution of decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation for ensuring law and order and functioning of the legal system. The article also analyzes the Austrian experience in the field of enforcement of decisions of constitutional control bodies.
Keywords: Constitutional Court of the Russian Federation, constitutional justice, execution of decisions, constitutional control, law enforcement, legislative regulation, monitoring of executions, constitutional law.