Научная статья на тему 'Проблемное обучение как условие развития креативного мышления студентов по безопасности жизнедеятельности'

Проблемное обучение как условие развития креативного мышления студентов по безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронова И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемное обучение как условие развития креативного мышления студентов по безопасности жизнедеятельности»

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.Г. САФРОНОВА

Одной из задач современной системы образования это задача формирования творческой личности. Решение этой задачи идет по пути усовершенствования содержания, но главное - по линии методики и организации обучения, в том числе включения большого числа вопросов и заданий, развивающих у обучаемых способности к различным видам творческой деятельности. Общая характеристика основных видов творческой деятельности показывает, что при ее осуществлении у человека появляются такие качества, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение видеть проблему, быстрота ориентирования в экстремальных условиях, комбинаторность, способность к догадке, интуиция, которые можно отнести к особым качествам творческой личности. Проектное обучение, ставит перед обучаемыми необходимость решать новые, нестандартные задачи и разрешать поставленные перед ними проблемы, жизненную важность и значимость которых они осознают. А также развивает у обучаемых умение в новых условиях комбинировать запас имеющихся знаний и умений для поиска недостающих, выдвигать гипотезы, предполагать варианты конечного результата работы, искать пути более надежного и точного решения.

В условиях кардинальной модернизации образования, становления новых образовательных структур, появления нового содержания образования нужны новые технологии обучения педагогов, подготовленных к инновационной деятельности, способных к педагогическому самоопределению, самоорганизации и самоуправлению. Потребность в педагогах нового типа особенно остро ощущается в системе НПО. Попытки ее реформирования сверху путем принятия постановлений либо декларативного внедрения в практику концепций, форм и методов обучения встречают определенное сопротивление со стороны педагогов профессиональной школы, что во многом обусловлено отсутствием научно обоснованных психологопедагогических технологий развития профессионально значимых качеств педагогов.

Краткое рассмотрение сущности и особенностей проектного обучения показывает, что оно при правильной его организации действительно способствует развитию умственных способностей курсантов (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); развитию творческого инженерного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения).

Для реализации креативного подхода в образовании необходим принципиально новый педагог, профессионально и психологически готовый к инновациям. В сегодняшних условиях востребован педагог, не только знающий свой учебный предмет, владеющий современными технологиями обучения, но и обладающий профессионально-личностными качествами. Однако пилотажное (предварительное) исследование выявило низкий уровень готовности в сфере безопасности жизнедеятельности. Вышесказанное позволило установить, что в настоящее время в педагогической науке и практике существуют несоответствия, противоположности и противоречия, которые проявляются на разных уровнях. На социальнопедагогическом уровне наблюдается противоречие между переменами, произошедшими в последнее десятилетие в обществе (экономика, социокультурные ориентиры), образовании (ориентация на человека, многоуровневость и непрерывность образования, компетентностный подход), и сложившейся системой профессиональной подготовки специалистов в сфере безопасности

жизнедеятельности, ориентирующейся на овладение знаниями, умениями и навыками и не затрагивающими аспекты формирования креативности личности. На научнопедагогическом уровне определяется противоречием между необходимостью в научно-теоретическом обосновании процесса формирования готовности специалистов МЧС к обеспечению безопасности, являющемся залогом безопасности социума, и недостаточной научной разработанностью в осуществлении данного процесса в системе высшего профессионального образования. На научнометодическом уровне обусловлена необходимостью формирования креативных качеств личности специалистов в соответствии с современными требованиями в образовании и отсутствием использования креативной функции проектов безопасности социума, востребованных новой парадигмой образования в сфере безопасности, а также в отсутствии научно-обоснованных психолого-педагогических технологий их применения.

На основе анализа актуальности и выделенной совокупности несоответствий, противоположностей и противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, выявлении и обосновании эффективных средств формирования готовности специалистов к обеспечению безопасности социума в процессе реализации креативной функции проектов. Основные понятия исследования: Креативная функция проектов. Проект. Проектное обучение.

Подготовка специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности. Креативность. С этой целью нам необходимо выявить, определить, обосновать и разработать модель креативного образования студентов в сфере безопасности жизнедеятельности в условиях среднего и высшего профессионального образования в системе МЧС.

Объектом исследования послужила профессиональная подготовка специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности,. а предметом -проектирование подготовки специалистов на основе реализации креативной функции проектов по безопасности социума. При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей предположением, что подготовка специалистов к обеспечению безопасности социума в системе ГПС МЧС РФ будет успешной, при условии, если будет определено понятие «креативная функция проектов». Выявлены условия реализации креативной функции проектов в процессе подготовки студентов в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности. Разработана модель креативного образования по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Разработана методическая система, обеспечивающая формирование у студентов креативных качеств личности. А также, опытным путем подтверждена результативность предложенной методической системы. На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования: произвести анализ библиографических данных, посвященных данной проблеме; разработать модель креативного образования; выявить наиболее эффективные (результативные) формы и методы; разработать методическую систему подготовки специалистов, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности; осуществить опытно-поисковую работу по выявлению успешности реализации креативной функции проектов в учебном процессе и сделать заключение о необходимости и достаточности выявленных педагогических условий. Мы опирались на отечественный и зарубежный опыт в области формирования профессиональных качеств у педагогов НПО; целенаправленным использованием системы передовых методов исследования и научно обоснованных критериев оценки результатов опытнопоисковой работы; достаточно широкой базой исследования.

Нормативную базу исследования составили Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. с последующими изменениями и дополнениями, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Программа развития непрерывного педагогического образования России на 20012010 гг., Государственный образовательный стандарт НПО. Опытно-поисковая работа

осуществлялась в процессе проведения диагностирующих тренингов и учебных занятий со студентами Уральского высшего профессионального института ГПС МЧС РФ. Всего было проведено более 500 часов, в опытно-поисковой работе приняли участие 146 студентов.

Процесс взаимодействия преподавателя и обучаемого ориентирован на формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированных системой проблемных ситуаций. Определяющей является креативная функция проектного обучения - это подготовка молодого поколения к творческому труду, способность к проявлению творческого потенциала во всех сферах будущей деятельности. Без решения проблем и проблемных задач в проектном обучении овладение опытом творческой деятельности может быть неосуществимо.

Применение проектного обучения возможно на всех этапах обучения с использованием различных его форм в зависимости от этапа и применяемых методов обучения. Так, на этапе получения новых знаний это будут проблемные: рассказ, беседа, лекции; на этапе закрепления - частично-поисковая деятельность. Полностью исследовательская деятельность может охватить все этапы процесса обучения. Но проектное обучение не может превращаться в единственную или даже преобладающую форму обучения, а должно применяться в сочетании со всеми остальными сложившимися формами обучения. В целях реализации креативной функции проектов в обучении полезно использовать тренировочные задачи, и задания, требующие воспроизведения знаний, способствующие запоминанию необходимого материала и т.д. Поэтому только часть новых знаний должна приобретаться способом самостоятельных открытий, так как самостоятельная поисковая деятельность требует больших затрат учебного времени.

При изучении дисциплины «Пожарная безопасность электроустановок» для самостоятельной творческой деятельности курсантам предлагаются такие формы: как работа с нормативно-технической литературой, справочной литературой, сборниками задач по предмету, учебниками, моделирование различных ситуаций для занятия, анализ дополнительной литературы, материалы для участия в круговом семинаре, учебно-практической конференции. Формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности есть сложный процесс перерастания самостоятельной работы курсанта в творчество. Включение курсанта в работу - по анализу пожарной опасности электрооборудования, по выбору электрооборудования, по определению мероприятий для обеспечения пожарной безопасности электроустановок во многом зависит от совместных усилий преподавателя и курсантов. От обучающегося требуется осознание особенностей такой работы, предъявляющей к нему достаточно высокие требования в плане совершенствования самосознания, самодисциплины, самоконтроля. Перед преподавателем параллельно возникает серьезная задача увеличения влияния учебной мотивации, особенно внутренней мотивации обучаемого на процесс и получение результата самостоятельной учебной поисковой деятельности, а также обучение курсантов рациональным приемам работы с нормативной литературой и справочными данными, оформления готовых работ. Гармоничное сочетание личностно значимых мотивов самосовершенствования в профессиональной деятельности с предлагаемыми преподавателем заданиями для самостоятельной работы дают результаты не только при сдаче экзамена по дисциплине "Пожарная безопасность электроустановок", но и в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников. Для эффективного управления процессами проблемного обучения широко используется практическая направленность заданий - возможность использовать результаты деятельности курсантов в учебной и профессиональной деятельности в качестве реальных методик обработки данных при экспертизе

электротехнической части проекта и при проверке электрооборудования действующего объекта. Элементы проблемного обучения -выбор темы реферата в соответствии с внутренними потребностями, планирование деятельности по определению круга поиска необходимой информации, выбор способов решения, анализ достаточности способов и средств для выполнения задания, текущий самоконтроль, коррекция, потребность в получении качественного конечного результата. Защита реферата проводится на специальном занятии в присутствии всех курсантов группы. По итогам защиты решается вопрос о допуске к экзамену "Пожарная безопасность электроустановок".

Нами построено определение понятия «креативная функция проектов»; выявлены условия развития креативных качеств личности специалистов, обеспечивающих безопасности социума; разработана модель креативного образования в сфере безопасности жизнедеятельности; разработана методическая система, обеспечивающая профессиональную подготовку и опытным путем подтверждена результативность предложенной методической системы. выявлены сущность и значимость категории «креативное образование». Определено значение понятия креативная функция проектов для подготовки специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности. Нами разработана система индивидуальных заданий по дисциплине «Пожарная безопасность электроустановок». Разработаны методические рекомендации для преподавателей по применению технологии реализации креативной функции проектов. В отличие от традиционных подходов системообразующим фактором актуализации профессионального развития является креативная функция проектов по обеспечению безопасного социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.