Научная статья на тему 'Проблемно-диагностический анализ развития школы как некоммерческой общеобразовательной организации'

Проблемно-диагностический анализ развития школы как некоммерческой общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МИССИЯ ШКОЛЫ / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ / МАРКЕТИНГОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / GENERAL EDUCATION ORGANIZATION / MODERN SCHOOL / STRATEGIC MANAGEMENT / MISSION OF SCHOOL / MARKETING STRATEGY / INTEGRATIVE CRITERION / MARKETING COMPETENCE OF A NON-PROFIT GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина И.А., Шерайзина Р.М.

Содержатся результаты решения исследовательских задач, связанных с реализацией авторской концепции и маркетинговой стратегии развития школы как общеобразовательной организации. Проведен проблемно-диагностический анализ развития школы в современной территориальной образовательной системе в контексте стратегической парадигмы, сформулированы проблемы, актуализирующие процесс становления школы некоммерческой общеобразовательной организацией. Обзор нормативно-правовых и программных документов показал, что ведущими проблемами развития современной школы являются: отсутствие опыта прогнозирования деятельности школ в достижении конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг; неразработанность технологий проектирования инновационных стратегий развития современной школы как некоммерческой общеобразовательной организации; неготовность педагогов и руководителей школ к разработке и реализации маркетинговой стратегии развития; несоответствие вузовской системы подготовки будущих педагогов и руководителей к осуществлению имиджевой деятельности в некоммерческих общеобразовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина И.А., Шерайзина Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM-DIAGNOSTIC ANALYSIS OF DEVELOPING SCHOOL AS A NON-PROFIT GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

This article contains the results of solution of the research tasks associated with implementation of the author's concept and marketing strategy of developing school as a general education organization. Here we carry out the problem-diagnostic analysis of the development of school in modern territorial educational system in the context of a strategic paradigm; the problems actualizing the process of formation of school as a non-profit general education organization are formulated. The review of standard, legal and program documents showed that the leading problems of modern school’s development are: lack of experience of forecasting the activity of schools in achievement of competitive advantages in the market of educational services; unavailability of technologies for designing innovative strategies for development of modern school as a non-profit general education organization; unpreparedness of teachers and heads of schools for development and realization of marketing strategy; discrepancy of high school system of training of future teachers and heads for implementation of image activity in the non-profit general education organizations.

Текст научной работы на тему «Проблемно-диагностический анализ развития школы как некоммерческой общеобразовательной организации»

УДК 371.1.07

ПРОБЛЕМНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ КАК НЕКОММЕРЧЕСКОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И.А. Домина, Р.М. Шерайзима

PROBLEM-DIAGNOSTIC ANALYSIS OF DEVELOPING SCHOOL AS A NON-PROFIT GENERAL

EDUCATION ORGANIZATION

I.A.Donina, R.M.Sheraizina

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, doninairina@gmail.com

Содержатся результаты решения исследовательских задач, связанных с реализацией авторской концепции и маркетинговой стратегии развития школы как общеобразовательной организации. Проведен проблемно-диагностический анализ развития школы в современной территориальной образовательной системе в контексте стратегической парадигмы, сформулированы проблемы, актуализирующие процесс становления школы некоммерческой общеобразовательной организацией. Обзор нормативно-правовых и программных документов показал, что ведущими проблемами развития современной школы являются: отсутствие опыта прогнозирования деятельности школ в достижении конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг; неразработанность технологий проектирования инновационных стратегий развития современной школы как некоммерческой общеобразовательной организации; неготовность педагогов и руководителей школ к разработке и реализации маркетинговой стратегии развития; несоответствие вузовской системы подготовки будущих педагогов и руководителей к осуществлению имиджевой деятельности в некоммерческих общеобразовательных организациях.

Ключевые слова: общеобразовательная организация, современная школа, стратегическое управление, миссия школы, маркетинговая стратегия, интегративный критерий, маркетинговая компетентность некоммерческой общеобразовательной организации

This article contains the results of solution of the research tasks associated with implementation of the author's concept and marketing strategy of developing school as a general education organization. Here we carry out the problem-diagnostic analysis of the development of school in modern territorial educational system in the context of a strategic paradigm; the problems actualizing the process of formation of school as a non-profit general education organization are formulated. The review of standard, legal and program documents showed that the leading problems of modern school's development are: lack of experience of forecasting the activity of schools in achievement of competitive advantages in the market of educational services; unavailability of technologies for designing innovative strategies for development of modern school as a non-profit general education organization; unpreparedness of teachers and heads of schools for development and realization of marketing strategy; discrepancy of high school system of training of future teachers and heads for implementation of image activity in the non-profit general education organizations.

Keywords: general education organization, modern school, strategic management, mission of school, marketing strategy, integrative criterion, marketing competence of a non-profit general education organization

Развитие школ как некоммерческих общеобразовательных организаций обусловлено не только изменением общественных потребностей, но и рядом государственных нормативно-правовых документов и федеральных целевых программ, направленных на поиск путей решения проблемы снижения престижа образования, низкой удовлетворенности потребителей образовательными услугами, несоответствия качества образовательных услуг изменившимся ожиданиям потребителей и т.д.

Так, например, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) одним из новшеств является замена термина «образовательное учреждение» на «образовательная организация», предполагающая несколько иной взгляд на характер деятельности этого субъекта. Согласно закону, под образовательной организацией понимается «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана». Включение в название термина «организация» еще больше подчеркивает самостоятельный характер субъекта, актуализирует развитие предпринимательства и активного взаимодействия с потребителями образовательных услуг [1].

В соответствии с другим федеральным законом «Об автономных учреждениях» расширяются возможности образовательных учреждений для предпринимательской деятельности, создаются условия для их финансовой самостоятельности. «Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано (Статья 2)» [2]. Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.2010 № 13-312 «О подготовке Публичных докладов» активизирует деятельность органов законодательной и исполнительной власти, представителей средств массовой информации и общественности по пропаганде опыта образовательных учреждений, продуктивно работающих с потребителями образовательных услуг. В документе обозначено, что подобный аналитический публичный документ в форме периодического отчета перед обществом обеспечивает регулярное информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или об-

разовательного учреждения [3]. Целью «Федеральной целевой программы развития образования на 2011— 2015 годы» является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. В числе задач Программы обозначено, в частности, что необходимо развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг, что обусловливает усиление взаимодействия с реальными и потенциальными потребителями этих услуг, разработку программ лояльности и выстраивание систем партнерских отношений [4]. В территориальной программе «Развитие образования, науки и молодежной политики в Новгородской области на 2014—2020 годы» в качестве основной цели обозначено «обеспечение на территории области доступного и качественного образования, соответствующего перспективным задачам развития экономики и потребностям населения области», активное включение родителей, работодателей, местного сообщества в управление образовательными организациями и деятельность по оценке качества образования [5].

В материалах международных и федеральных проектов: «Многоуровневая подготовка магистров образовательного менеджмента» (Темпус 3), «Сетевое взаимодействие вузов — партнеров в непрерывном образовании образовательных менеджеров» (Темпус 4) и «Системные инновации в подготовке магистров — образовательных менеджеров» (Федеральный проект) подчеркивается значимость образовательного менеджмента как специфической отрасли управленческих наук, вобравшей в себя истоки педагогики, психологии, социологии управления, менеджмента и маркетинга [6] и программ многоуровневой подготовки специалистов в области образовательного менеджмента, имеющих междисциплинарный характер и отвечающих международным стандартам.

В материалах проектов отмечается, что «повышение роли управленческих кадров в современной школе связано с процессами ее инновационного развития в условиях становления рыночных отношений, финансово-хозяйственной самостоятельности, общественно-государственного управления, интернационализации образования. Это требует от руководителей школ компетентности в области стратегического инновационного управления и особый акцент делается на том, что в контексте модернизации российского общества и возрастающей значимости управления

образовательными системами возникает необходимость разработки образовательной программы многоуровневой подготовки в области образовательного менеджмента, при этом в качестве целевых групп для поступления в магистратуру определяются выпускники бакалавриатов; руководители и педагогические работники образовательных учреждений различного типа и уровня, специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием, руководители социальных учреждений, руководители и специалисты кадровых служб предприятий и организаций, что обусловливает формирование интегрированных групп магистрантов, выпускников вузов, педагогов-практиков и руководителей-практиков.

Проведенный анализ документов позволил выделить приоритетные направления развития школы в современных социально-экономических условиях, связанные с разрешением проблем гармонизации индивидуальных интересов, общественных потребностей и экономических требований и отсутствием системы стимулирования совместной деятельности педагогов в школе, преподавателей в вузе, учителей и руководителей школ, обеспечивающих формирование коллективного и индивидуального знания и критического мышления.

В целях уточнения полученных выводов нами было проведено интервьюирование и анкетирование с председателями комитетов по образованию администраций муниципальных районов Новгородской области, руководителями, педагогами, школьниками (и их родителями) общеобразовательных организаций Новгородской области, которые позволили выявить их точку зрения на существующие проблемы управления развитием школы в современных социально-экономических условиях. Соотнесение результатов анкетных опросов и проведенных интервью с анализом миссий школ и их стратегических целей позволило провести как внешнюю оценку деятельности школ, так и самооценку его участниками своей деятельности.

Для решения задач проблемно-диагностического анализа были разработаны вопросы интервью и анкеты, которые были разбиты на четыре основных блока. Задачами первого блока являлось выявление опыта прогнозирования школами своих конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг; второго блока — изучение готовности современной школы к проектированию инновационных стратегий развития как некоммерческой общеобразовательной организации; третьего блока — выявление условий, обеспечивающих совместную деятельность субъектов образовательного процесса по разработке и реализации маркетинговой стратегии развития; четвертый блок — выявление проблем в вузовской системе подготовки будущих педагогов и руководителей в контексте стратегического образовательного менеджмента.

Приведем результаты ответов на основные вопросы интервью.

Обобщение ответов респондентов свидетельствует о том, что более половины руководителей образовательных организаций (58%) воспринимают из-

менения внешней среды как информацию к сведению, не требующую специальных действий. Каждый третий (32%) с изменением внешней среды адаптирует деятельность школы к новым условиям и 10% отмечают, что «школа развивается стабильно, за счет внутренних ресурсов и активного взаимодействия с внешней средой».

При оценке уровня конкурентоспособности своей общеобразовательной организации респонденты отметили, что они заинтересованы в вопросах ее развития (57%), однако 31% отметили, что их устраивают те результаты, которые уже достигнуты, при этом периодичность проводимого ими конкурентного анализа в 17% составляет «один раз в год», в 21% «исследования не проводятся», а в 58% «исследования проводятся под конкретную (локальную) задачу». В качестве причин «не проведения» анализа конкурентов респонденты выделили нехватку: финансов (8%); времени (12%); знаний (24%); умений (28%); мотивации (8%); человеческих ресурсов (20%).

Индивидуальные интересы потребителей образовательных услуг, общественные потребности и складывающуюся экономическую ситуацию гармонично учитывают в своей деятельности 8,5% респондентов. Большинство участников опроса (54%) отмечают, что исследования образовательных потребностей обучающихся и их родителей проводятся эпизодически по мере необходимости, а результаты исследований чаще всего используются для отчетов (37,5%).

Целая группа вопросов первого блока была направлена на выявление конкурентных преимуществ школ, однако в 83% ответов было обозначено, что в их школах среди педагогического персонала отсутствуют педагоги, известные всему городу (району), а среди учащихся нет особо выдающихся личностей, имеющих высокие результаты в учебе, спорте или общественной жизни. 68% респондентов считают, что все школы из микрорайона востребованы потребителями одинаково, и только 18% видят заметные конкурентные преимущества в своей образовательной организации.

11% респондентов считают, что дополнительные образовательные услуги, предлагаемые их школой, существенно отличаются разнообразием и качеством. 39% отмечают, что качество предлагаемых услуг лучше, а ассортимент не отличается особым разнообразием. Вариант ответа «услуги не отличаются от услуг других школ» выбрали 35%. 15% школ отметили, что дополнительных образовательных услуг они не предлагают. Ассортимент дополнительных образовательных услуг, предлагаемых школами района (микрорайона), не отличается особым разнообразием и чаще всего включает подготовительные курсы к школе, подготовительные курсы для старшеклассников (ЕГЭ, ГИА), кружки для детей (спортивные и художественные), хореографию, компьютерные курсы, услуги логопеда. Мало кто из образовательных организаций отличался уникальными образовательными услугами.

Результаты диагностики способности общеобразовательных организаций, их руководителей и пе-

дагогического коллектива к разработке и реализации конкурентных преимуществ своей организации свидетельствуют об отсутствии целенаправленной работы в этом направлении.

В соответствии с вопросами второго блока руководители подчеркивают значимость целенаправленной работы по формированию маркетинговых знаний и умений педагогического персонала общеобразовательных организаций (92%), что подтверждает актуальность нашего исследования и актуализирует разработку различных форм обучения как педагогического персонала школ, так и студентов вузов эффективной маркетинговой деятельности. В то же время периодичность проведения в школах маркетинговых исследований составила 8% — один раз в четверть, 17% — один раз в год, 21% — исследования не проводятся, 58% — исследования проводятся под конкретную (локальную) задачу. В качестве причин «не проведения» маркетинговых исследований руководители выделили нехватку: финансов (8%); времени (12%); знаний (24%); умений (28%); мотивации (8%); человеческих ресурсов (20%).

Анкетирование педагогического персонала по вопросу его готовности включиться в деятельность команд по реализации стратегии развития организации, совместную деятельность по разработке и реализации проектов с партнерами (в том числе и вузами-партнерами) показал, что большинство не имеют соответствующего опыта, но готовы его приобрести (58%); 21% респондентов имеют представление о данном виде деятельности, но не считают это для себя необходимым, и только 9% уже состоят в командах, реализующих стратегии развития. Вопрос о комплектовании команд был также задан родителям обучаемых, которые отметили, что скорее всего в данные команды войдут представители педагогического персонала и администрации, 25% допускают, что в команды будут включены приглашенные специалисты и представители всех участников образовательного процесса.

Также для нашего исследования было значимо выявить степень взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей в процессе реализации маркетинговой стратегии общеобразовательной организации. Большинство учащихся и их родителей отмечают потребность в уважительном отношении к их ожиданиям, высказывают готовность к интерактивным коммуникациям, индивидуализации взаимодействия. Также считаем необходимым отметить, что 70,3% респондентов на вопрос об их ожиданиях отметили, что они предполагают, что в общеобразовательной организации будет создана атмосфера безопасности, комфортности, доверия, вдохновения. Подавляющее большинство родителей хотят, чтобы школа, которую посещает их ребёнок, была укомплектована высококвалифицированными кадрами и обладала хорошей материально-технической базой, была конкурентоспособной, развивалась на рынке образовательных услуг, обладала высоким имиджем.

Группа вопросов третьего блока позволила определить наличие/отсутствие готовности педагогического персонала образовательных организаций к реа-

лизации маркетинговой стратегии, обозначить основные пути формирования знаний, умений и навыков совершенствования их решения, возможные способы формирования личных и профессиональных качеств руководителей общеобразовательных организаций, которые, по мнению респондентов, позволяют им и возглавляемому ими коллективу эффективно реализовать маркетинговую стратегию. Анализ ответов показал, что у респондентов существует большая проблема в системности маркетинговых знаний и знаний по менеджменту, нет понимания причинно-следственных связей, что и послужило основой для разработки вариативных программ внутриорганиза-ционного дифференцированного обучения образовательному маркетингу.

Проведенный анализ документов и проведенный опрос председателей комитетов образования, руководителей, педагогов, учащихся, их родителей и студентов вузов показал неоднозначность и сложность проблемы реализации общеобразовательной организацией ее маркетинговой стратегии.

На основе проведенного анализа выявлены проблемы, актуализирующие процесс становления школы некоммерческой общеобразовательной организацией. К ним отнесены: отсутствие опыта прогнозирования деятельности школ в достижении конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг; неразработанность технологий проектирования инновационных стратегий развития современной школы как некоммерческой общеобразовательной организации; неготовность педагогов и руководителей школ к разработке и реализации маркетинговой стратегии развития; несоответствие вузовской системы подготовки будущих педагогов и руководителей к осуществлению имиджевой деятельности в некоммерческих общеобразовательных организациях.

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», 29.12.2012 № 273-ФЗ; ред. от 23.03.2015. [Электр. ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 10.04.2015).

2. Об автономных учреждениях [Электр. ресурс]. Федеральный закон Российской Федерации № 174-ФЗ от 03.11.2006. URL: http://base.garant.ru/190157 (дата обращения: 10.04.2015).

3. О подготовке Публичных докладов [Электр. ресурс]. Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.2010 № 13-312. URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/rx-dokumenty/z5b.htm (дата обращения: 10.04.2015).

4. Программа развития образования на 2011—2015 годы [Электр. ресурс]. Федеральная целевая программа. URL: http://www.fcpro.ru (дата обращения: 20.03.2015).

5. Территориальная программа «Развитие образования, науки и молодежной политики в Новгородской области на 2014-2020 годы». [Электр. ресурс]. Федеральная целевая программа. URL: http://5311scom.edusite.ru/ DswMedia/516_programma_razvitiya.pdf (дата обращения: 20.03.2015).

6. Байденко В.И., Джерри З. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003. 292 с.

References

1. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii", 29.12.2012 № 273-FZ; red. ot

23.03.2015 [Federal Law of the Russian Federation "On edu- 4.

cation in the Russian Federation" № 273-®3 enacted December 29, 2012 (revised March 23, 2015)]. Available at: http://base.garant.ru/70291362/ (accessed 10.04.2015).

2. Ob avtonomnykh uchrezhdeniiakh. Federal'nyi zakon Ros- 5. siiskoi Federatsii № 174-FZ ot 03.11.2006 [Federal Law of

the Russian Federation "On autonomous establishments" № 174-®3 enacted November 3, 2006]. Available at: http://base.garant.ru/190157 (accessed 10.04.2015).

3. O podgotovke Publichnykh dokladov. Pis'mo Minobrnauki RF ot 28.10.2010 № 13-312 [Letter ofthe Ministry of Education and Science of the Russian Federation "On preparation 6. of Public reports" № 13-312 of October 28, 2010]. Available

at: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/rx-

dokumenty/z5b.htm (accessed 10.04.2015).

Programma razvitiia obrazovaniia na 2011-2015 gody. Fed-eral'naia tselevaia programma [Program for Development of Education for 2011-2015. Federal Target Program]. Available at: http://www.fcpro.ru (accessed 20.03.2015). Territorial'naia programma "Razvitie obrazovaniia, nauki i molodezhnoi politiki v Novgorodskoi oblasti na 2014-2020 gody". Federal'naia tselevaia programma [Territorial Program for Development of Education, Sciences and Youth Policy in the Novgorod Region for 2014-2020. Federal Target Program]. Available at: http://5311scom.edusite.ru/ DswMe-dia/516_programma_razvitiya.pdf (accessed 20.03.2015). Baidenko V.I., Dzherri Z. Modernizatsiia professional'nogo obrazovaniia: sovremennyi etap. Evropeiskii fond obrazovaniia [Modernization of professional education: modern stage. European Training Foundation], Moscow, 2003. 292 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.