Научная статья на тему 'Проблеми захисту від негативного інформаційно-психологічного впливу противника'

Проблеми захисту від негативного інформаційно-психологічного впливу противника Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
512
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЗАЩИТА / ОПЕРАЦИЯ / АУДИОКИНО-ВИДЕОТРАНСЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алещенко В. І., Сербін В. Г.

В статье анализируются некоторые нормативно-правовые основы, содержание и проблемы защиты Вооруженных сил и населения Украины от негативного информационно-психологического воздействия противника. На основе проведенного анализа обосновываются взгляды авторов на структуру системы информационной безопасности и уточняются механизмы реализации такой защиты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the security against information-psychological influene of the enemy, abstract: sone normativelegal bases, summary and problems of security of the Armed Forces and the population of Ukraine against information-psyhochological influence of the enemy. On the base of the analysis the authors opinions on the structure of the system of information security and mechanisms of realization such security are detailed

Текст научной работы на тему «Проблеми захисту від негативного інформаційно-психологічного впливу противника»

А. И. ДЕНИСКИНА,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

экономический и социальный ресурс

СРЕДНЕГО КЛАССА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСБ

На основе анализа и обобщения данных статистики и эмпирического социологического исследования «Уровень и качество жизни белорусского населения», проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в 2009-2010 гг., раскрывается значимость экономического и социального ресурса среднего класса Беларуси как индикатора модели социального развития общества.

Ключевые слова: средний класс, денежные доходы, структура доходов, заработная плата, ресурсообеспеченность, экономический ресурс, социальный ресурс.

Средние классы находятся в центре внимания многих исследователей, поскольку являются движущей силой социальных изменений в направлении установления в обществе стабильности, устойчивого развития и экономической независимости посредством выполнения главной функции - проводника инновационных форм социально-экономической деятельности, транслирующего их в другие группы населения. Существование массового среднего класса в обществе является одним из необходимых условий успешности проведения экономических реформ и одновременно критерием их эффективности. Средний класс экономически развитого общества становится фактором стабильности хозяйственной системы, гарантом неприкосновенности частной собственности. В развитых странах в силу своей значительной величины средний класс является основным двигателем экономического развития и проводником вертикальной мобильности и составляет основу стабильности и демократии. Фактором оптимизации системы экономических интересов, их гармонизации в современных условиях может быть средний класс только при условии его многочисленности. Поэтому исследованиями среднего класса на западе традиционно занимаются ведущие научные институты, забота о благополучии среднего класса является приоритетным направлением государственной политики. Именно средний класс в большей степени определяет моральные стандарты общества, поскольку за счет своей численности он в состоянии доминировать в судебной системе, политических и религиозных организациях. Средний класс в целом рассматривается в качестве ключевого момента модели социального развития, к которой идет большинство современных обществ. Тут следует отметить неоднозначность понимания самого термина «средний класс», что в свою очередь породило множество подходов к определению критериев принадлежности к среднему классу.

В современой социологии существует четыре основных подхода, используемых для выделения среднего класса. Первый подход связан с представлением о среднем классе как о массовом социальном субъекте, характеризующемся сравнительно высоким жизненным стандартом уровня потребления. В данном подходе для отграничения средних слоев используется критерий -уровень душевого дохода и/или наличие определенного набора дорогостоящего имущества. Именно этот подход характерен для маркетинговых исследований (что позволяет условно назвать его маркетинговым), однако он подчас встречается и в социологической литературе. При таком подходе ключевым предметом дискуссий обычно выступает вопрос о том, «сколько и чего» должен иметь человек, чтобы его можно было рассматривать как представителя среднего класса.

Второй подход связан с тем, что исследования среднего класса имеют не только научное, но и идеологическое значение. Этот подход предполагает акцент прежде всего не на имущественных, а на идентификационно-психологических характеристиках индивидов в качестве критериев принадлежности к среднему классу, поскольку они в большей степени влияют на его социально-политическое настроение и поведение. В этом случае основным критерием служит самоидентификация, т. е. самозачисление себя в состав среднего класса. Это позволяет назвать его субъективным.

Однако и маркетинговый, и субъективный подходы при всей их распространенности имеют весьма ограниченные эвристические возможности и не позволяют выделять гомогенные социальные группы, в том числе тот средний класс (а не просто средние слои), который мог бы рассматриваться как элемент реальной социальной структуры общества.

В третьем подходе, согласно которому средний класс делится на так называемый «новый», включающий менеджеров и специалистов, являющихся владельцами развитого человеческого капитала или обладателями властного ресурса, и «старый» средний класс - классическую «мелкую буржуазию» или так называемый «малый бизнес», получающих дивиденды на свой экономический капитал, является достаточно яркой попыткой применения на практике к анализу среднего класса того подхода, который может быть назван «ресурсным» и основным критерием в котором выступают объем, тип и структура активов («ресурсов» или «капиталов»), которыми располагает тот или иной человек, домохозяйство. Именно специфика этих активов, на которые получаются доходы (в рамках этого подхода рассматриваемые зачастую как разные типы рент), и определяет структурные позиции (позиции в социальной структуре общества) представителей разных классов.

Основная методологическая проблема изучения среднего класса в рамках этого подхода, который условно можно назвать ресурсным, связана с тем, что при таком понимании средний класс как бы постепенно «растворяется», исчезает как внутренне единый и целостный объект исследования, дробясь на ряд подклассов. Сначала он делится на так называемый «новый» средний класс,

включающий менеджеров и специалистов, являющихся владельцами развитого человеческого капитала, и «старый» средний класс - «малый бизнес», получающий дивиденды на свой экономический капитал. В свою очередь «новый» средний класс делится на менеджеров, профессионалов и полупрофессионалов, различающихся возможностью получения рент, связанных с особенностями тех ресурсов, которыми они располагают. Затем профессионалы начинают делиться на подклассы в зависимости от сектора их занятости («экономика знаний» или традиционные отрасли) и даже на представителей определенных профессий.

Но поскольку средний класс является единой социальной целостностью, внутри которой по разным основаниям выделяются различные социальноэкономические группы, соответственно средний класс не может быть выделен на основании какого-либо одного критерия, он может быть описан некоторой системой показателей, включающей как объективные, так и субъективные признаки. Все идентифицирующие средний класс признаки являются доминантными, и их следует рассматривать как равнозначные и равновесные. Это четвертый подход, который представляет собой попытку комплексного применения традиционных критериев выделения среднего класса. Основными критериями выступают определенные профессиональные характеристики (профессиональный статус), образование, имущественно-доходные характеристики, также к ним добавляется самоидентификация. Иногда список этих критериев расширяется и в него начинают включать и другие критерии, связанные со способностью среднего класса выполнять те или иные обычно ассоциирующиеся с ним функции - «стабилизатора» социально-политической и экономической жизни, поставщика высококвалифицированной рабочей силы, распространителя новых социально-экономических и социокультурных практик, носителя национальной культуры и т. д. Это связано с тем, что из рамок чисто структурного подхода исследователи переходят в поле структурнофункционального анализа.

Таким образом, придерживаясь четвертого подхода, обобщив существующие определения, средний класс может быть обозначен как «иерархия социальных групп, сходных по профессии, имущественному положению, объему гражданских прав, занимающих срединное положение в обществе и разделяющих ценности трудовой и рыночной идеологии» [1, с. 150]. То есть средним классом можно назвать совокупность социальных групп, обладающую набором определенных характеристик: определенный уровень доходов; высокое профессиональное образование и квалификация; относительная удовлетворенность статусом; заинтересованность в поддержании социального порядка и устойчивости; субъективная идентификация себя со средним классом.

Стратификационные сдвиги в белорусском обществе привели к тому, что при использовании многокритериального подхода к выделению среднего класса основополагающим критерием выступают экономические факторы. Основными функциями среднего класса в его западном варианте являются: диверсифи-

кация общества по социальным группам за счет наполнения среднего класса новыми претендентами, материальное состояние которых достигает необходимых стандартов; стабилизация общества в силу высокого уровня восходящей экономической мобильности, ведущей к расширению общности людей, разделяющих ценности трудовой и рыночной идеологии; воспроизводство научного и образовательного потенциала благодаря накоплению и эффективному использованию человеческого капитала в сферах науки и образования. Выполнение названных функций превращает средний класс в носителя национальной культуры и выразителя общественных интересов.

Согласно данным Республиканского социологического исследования «Уровень и качество жизни белорусского населения», проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в 2009-2010 гг., по уровню денежного дохода: средний слой (с денежным доходом от 2 до 3 МПБ) составляет 18 %, верхний (с денежным доходом от 3 до 5 МПБ) - 2,5 % респондентов и элита (свыше 5 МПБ) - 0,9 %1. Названные слои могут быть объединены в некий интегральный феномен, определяемый как средний класс.

Критерием социальной стратификации выбрано соотношение уровня доходов населения с величиной минимального потребительского бюджета (МПБ) и величиной бюджета прожиточного минимума (БМП), составляющего 60 % МПБ [2, с. 288]. Показатели МПБ и БПМ представляют собой нормативные показатели, а следовательно, являются наиболее объективными в конкретный период времени. Использование данного критерия позволяет соотносить между собой показатели государственной статистики, результаты выборочных обследований домашних хозяйств и результаты мониторинговых социологических исследований республиканского масштаба, проводимых Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси. По критерию располагаемых денежных ресурсов мы можем отнести к среднему классу средний, верхний и элитарный слои, составляющие в совокупности, по результатам социологического исследования 2009 г., 21,4 % от всего населения.

Принадлежность к среднему классу связана с наличием интеллектуального капитала в виде среднего специального и высшего образования и постоянным характером занятости, т. е. наличием реального рабочего места и круга обязанностей. Однако данный фактор не может выступать в качестве универсального индикатора принадлежности к среднему классу в нашей стране в виду того, что не всегда образование является предпосылкой, а профессия -средством получения дохода. Обратим внимание на то, что доля лиц со средним специальным и высшим образованием составляет 52,1 %, а доля среднего

1 Рассчитано согласно данным Республиканского социологического исследования «Уровень и качество жизни белорусского населения», проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в 2009-2010 гг. В социологическом исследовании, проведенном в ноябре 2009 г., выборочная совокупность составила 1500 человек. Предельная ошибка выборки по оценочным показателям, гарантированная с 95 %-ной вероятностью, составила ± 3 %. С учетом данной погрешности выводы исследования можно экстраполировать на генеральную совокупность, т. е. население республики.

класса, выделенная по критерию располагаемых денежных ресурсов (по данным социологического исследования), - 21,4 %. Выделение среднего класса по критерию профессионального статуса (постоянного рабочего места и функциональных обязанностей), т. е. ограничение объема среднего класса активно действующими профессиональными группами (служащие, рабочие, крестьяне, предприниматели), показало, что его удельный вес составляет в данном случае 36,2 %. Сравнение критериев выделения среднего класса по уровню располагаемых среднедушевых денежных ресурсов (21,4 %), профессиональному статусу (36,2 %), уровню среднего специального и высшего образования (52,1 %) показывает их роль в социальной стратификации белорусского общества [2, с. 291-293].

«Ресурсный» аспект классовой ситуации важно учитывать, поскольку характерные для того или иного класса социальные действия определяются не только особенностями структурных позиций или сознания данного класса, но и тесно связанными с ними внешними ограничениями, обусловленными спецификой имеющейся у типичного представителя данного класса ресурсной базы, прямо влияющей на формирование и воспроизводство определенных поведенческих практик [3, с. 155].

Основным показателем экономического ресурса представителей среднего класса выступает текущий доход. По данным государственной статистики за 2009 г., основным источником денежных доходов населения являлась заработная плата по основному месту работы - 64,3 %, на втором месте трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии) - 20,2 %, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, составили 11,4 % в общей структуре денежных доходов населения, 4,1 % - доходы от собственности и прочие доходы [4, с. 77]. Рассматривая структуру доходов среднего класса, можно ранжировать их по степени значимости следующим образом: на первом месте заработная плата по основному месту работы (93,7 % представителей среднего класса указали, что зарплата является основным источником денежных поступлений). На втором месте пенсии, пособия, алименты, третье место занимает помощь родственников, четвертое место - заработная плата с дополнительного места работы. Примечательно, что данную позицию выбирали в основном представители среднего и верхнего слоев среднего класса. Далее следуют подработки без официально оформления (репетиторство, ремонты и т. д.), доходы от личного подсобного хозяйства, доходы от предпринимательской деятельности, бизнеса и другие виды доходов.

Рассматривая доходы среднего класса как его основной экономический ресурс, следует отметить, что 33,3 % его представителей удалось за последний год улучшить свое материальное положение. В основном это касается верхнего слоя - 21,9 %, в среднем слое - 7,9 % и в нижнем - 3,5 %. Тут четко прослеживается взаимосвязь со стратегией поведения представителей разных слоев. Для представителей верхнего слоя характерно наличие второй работы, дополнительных заработков, в решении материальных проблем никто не придерживается пассивной стратегии, снижая уровень своих запросов и потребностей

(в питании, одежде, отдыхе, лечении), напротив - 40 % стараются повысить свой доход всеми возможными способами. При этом 33 % удалось отложить деньги, сделать накопления, 23,2 % улучшили свои жилищные условия, почти половина сделали ремонт в квартире, доме. Все это свидетельствует о желании повышать уровень своих доходов для достижения поставленных задач. Однако анализ данных исследования показывает, что для среднего класса в целом характерным остается подход, при котором прослеживается тенденция приведения уровня своих запросов в соответствие с получаемым доходом -58,2 % представителей среднего класса придерживаются данной стратегии поведения в решении материальных проблем. Общая конфигурация предпочтений выбора различных стратегий поведения всех представителями различных слоев среднего класса отражена на рис. 1.

По доходам различных слов среднего класса существует весьма заметная дифференциация в зависимости от типа населенного пункта. Так, 45,1 % представителей всего среднего класса сосредоточены в Минске и Минской области. Это обусловлено, в первую очередь, наличием большего спроса на активы, которыми располагают представители среднего класса, прежде всего культурный капитал и квалификационный ресурс, - выступающими основными социальными ресурсами среднего класса. В областях, где экономика не предъявляет спроса на высококвалифицированных специалистов (без учета денежного дохода, по квалификационному признаку средний класс мог бы составлять 47,7 % населения Беларуси), доходы населения этих областей позволяют обеспечить лишь простое воспроизводство человеческого капитала как совокупности культурного, квалификационного и физиологического ресурсов, не предоставляя возможности высококвалифицированным специалистам попадания в средний класс ввиду отсутствия должного уровня денежных доходов.

Еще одним компонентом ресурсной базы выступает наличие движимого и недвижимого имущества как показатель имущественной обеспеченности.

Рис. 1. Стратегия поведения в решении материальных проблем представителей различных слоев среднего класса, % (2009 г.)

Имущественная обеспеченность среднего класса в процентном отношении отражена на рис. 2. Как видно из графика, имущественная обеспеченность представителей различных слоев среднего класса достаточно высокая, особенно это заметно на примере среднего и высшего слоев. Это объясняется в большей степени активной поведенческой стратегией, ориентированной на поддержание и повышение уровня благосостояния. В целом средний класс обеспечен жильем на 87,5 %, при этом за последний год удалось улучшить свои жилищные условия 23,2 % представителям среднего класса. Из тех, кто смог улучшить свои жилищные условия, 18,2 % сделали это за счет своих собственных средств, столько же с помощью льготных кредитов банков, предприятий, 9,1 % с помощью коммерческих кредитов на общих основаниях.

Около трети среднего класса владеют дачей с участком земли, почти 65 % являются владельцам легкового автомобиля, 1/3 имеют участок земли, огород, сад, 1/7 владеют акциями и ценными бумагами. Также одним из индикаторов реального уровня жизни является наличие товаров длительного пользования. Для среднего класса характерна ситуация, при которой за последний год более половины его представителей смогли обеспечить себя новыми техникой, мебелью и прочими товарами длительного пользования. В целом обеспеченность среднего класса движимым и недвижимым имуществом выше, чем у остальных групп населения.

Рис. 2. Наличие наиболее дорогостоящих видов имущества в различных слоях среднего класса, % (2009 г.)

Оценивая свои жизненные предпочтения, 59,5 % среднего класса выразили желание «жить, пусть беднее, но зато с гарантированным уровнем, без риска». Из них 33,8 % - представители нижнего слоя среднего класса и 25,7 % -среднего слоя. Никто из представителей верхнего слоя данный вариант не выбрал. «Жить богаче, но рискуя, действуя с инициативой» предпочитает 40,5 % респондентов. В данном случае прослеживается взаимосвязь между уровнем денежного дохода и выбором того или иного варианта предпочтений. Чем выше доход, тем скорее представители среднего класса склонны согласится на риск, инициативу, чтобы повысить свое качество жизни. Основные показатели оценки своих жизненных предпочтений представителями разных социальных групп отражены в табл. 1.

Таким образом, среди ответивших тех, кто придерживается первой стратегии поведения, большинство - служащие, специалисты непроизводственной сферы, при том что 64 % служащих находятся в нижнем слое среднего класса. Средний слой среднего класса практически в равной степени представлен специалистами производственной и непроизводственной сфер занятости, которые составляют 90 % его наполняемости.

Еще одним важным экономическим ресурсом является наличие у среднего класса финансовых активов. Финансовые активы свидетельствуют о наличии свободного остатка средств от текущего потребления, который может быть потрачен на товары длительного пользования, акции, ценные бумаги, на формирование сбережений и прочие инвестиции. Так, согласно данным социологического исследования, за последний год 33 % представителей среднего класса удалось отложить деньги, сделать накопления. При этом, исходя из ответов на вопрос «Используете ли Вы для поддержания уровня жизни своей семьи, ранее отложенные сбережения?», можно сделать вывод, что у 66,4 % среднего класса имеются сбережения. Практически 1/3 представителей среднего класса сбережений не имеет, почти 38 % иногда и 8 % часто используют накопленные сбережения, 21 % имеют накопления, однако не используют их для поддержания уровня жизни своей семьи. Данные показали, что среди тех, кто имеет, но не использует сбережения, почти 65 % предпочитают жить беднее, но без рисков. Такой же стратегии адаптивного поведения придерживаются и те, кто сбережений не имеет, а также те, кто ими часто пользуется.

Представители среднего класса, которые лишь иногда используют ранее накопленные сбережения, чаще предпочитают действовать с инициативой, согласны на риск, если это позволит повысить уровень их благосостояния, тем самым демонстрируя активное финансовое поведение, связанное с большими финансовыми возможностями. Таким образом, при росте денежных доходов среднего класса в целом можно будет говорить о формировании такой модели экономического поведения, которая будет носить инвестиционно-сберегательный характер. На данном этапе функционирования среднего класса среди его представителей преобладает склонность скорее к сберегательному, нежели к инвестиционному поведению, связано это с особенностями ресурсо-обеспеченности разных слоев среднего класса.

Таблица 1. Оценка представителей различных социальных групп среднего класса своих жизненных предпочтений, % (2009 г.)

Распределение ответов на вопрос «Что бы Вы предпочли?» ИТР, служащий, специалист производств. сферы Служащий, специалист непроиз-водств. сферы Рабочий произ- водств. сферы Рабочий непроиз- водств. сферы Крестьянин, рабочий сельского хоз-ва Пред- прини- матель Дру- гое Итого

Жить богаче, но рискуя, действуя с инициативой 7,7 13,1 6,9 3,1 0,8 3,8 4,9 40,5

Жить пусть беднее, но зато с гарантированным уровнем, без риска 30,8 6,2 11,4 6,1 0,3 0,9 3,8 59,5

Итого 38,5 19,3 18,5 9,2 1,1 4,7 8,7 100

Социальный ресурс, которым обладает средний класс, также очень важен при характеристике специфики его потенциала. В первую очередь речь идет о квалификационном потенциале среднего класса. Как уже упоминалось, по профессиональному признаку средний класс мог бы составить 47,7 % населения. В данном случае имеет место недоиспользование образовательного потенциала общества. Однако большинство из представителей «профессионального» среднего класса не обладают достаточной материальной базой, что не позволяет им быть достаточно восприимчивыми к инновационным изменениям в экономической и социальной сферах, а следовательно, стать полноценными представителями среднего класса. Рассматривая социально-профессиональную структуру среднего класса, следует отметить, что он включает в себя практически все социальные группы. То есть выполняется функция диверсификации, однако недостаточный удельный вес не позволяет его представителям в полной мере выполнять функцию агента научно-технического и социального прогресса. Социально-профессиональная структура среднего класса раскрыта в табл. 2. Анализ данных показал, что социально-профессиональная структура среднего класса в республике включает 1/2 служащих, 1/4 рабочих, менее 1/10 предпринимателей, немногим более 1/10 - из других слоев. Представители среднего класса обладают высоким образовательным потенциалом, сохраняя ценность полученного образования, что позволяет им проявлять экономическую активность и оставаться восприимчивыми к инновационным изменениям. По отношению к своему квалификационному ресурсу основным приоритетом выступает стремление к его наращиванию.

Так, 28,4 % представителей среднего класса за последний год повысили уровень своей квалификации. В большей степени это свойственно представителям среднего и верхнего слоев среднего класса. Из тех, кому удалось повысить уровень своей квалификации (принятые за 100 %), около 68 % - представители верхнего слоя. Для среднего класса в целом наиболее важно в работе: зарабатывать хорошие деньги (69 %), быть относительно независимыми (50 %), иметь хорошие условия труда (51,2 %), работать с квалифицированными коллегами (30,5 %), полно использовать свои знания, опыт, квалификацию (21,3 %),

работать над интересными, сложными проблемами (17,3 %), а также важны другие аспекты, свидетельствующие о способности его представителей к воспроизводству интеллектуального потенциала.

Таблица 2. Доля представителей разных социальных групп в каждом слое среднего класса, % (2009 г.)

Слой среднего класса ИТР, служащий, специалист производств. с феры Служащий, специалист непроиз- водств. сферы Рабо- чий произ- водств. сферы Рабочий непроиз- водств. сферы Кре- стьянин, рабочий сельского хозяй- ства Пред- при- нима- тель Дру- гое Итого

Нижний слой среднего класса 28,7 11,2 14,7 6,3 0,7 4,2 10,5 76,2

Средний слой среднего класса 5,6 4,2 3,5 2,1 0 0,7 0,7 16,8

Верхний слой среднегокласса 4,2 2,1 0 0 0 0,7 0 7

Итого 38,5 17,5 18,2 8,4 0,7 0,7 11,2 100

Таким образом, специфика имеющейся ресурсной базы обусловливает появление особых моделей поведения среднего класса. Для его представителей характерно прилагать усилия по наращиванию ресурсной базы: увеличение экономической составляющей, повышение квалификации по специальности, что в свою очередь позволяет повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Объем и структура ресурсов представителей среднего класса повышают эффективность используемых ими поведенческих стратегий за счет выбора тех или иных из этих стратегий.

Литература

1. Соколова, Г. Н. Класс(ы) средний(е). Экономико-социологический словарь / Г. Н. Соколова [и др.]; науч. ред. Г Н. Соколова. - Минск, 2002. - С. 150.

2. Соколова, Г. Н. Экономическая реальность в социальном измерении: экономические вызовы и социальные ответы / Г. Н. Соколова. - Минск, 2010. - С. 279-303.

3. Тихонова, Н. Е. Средний класс: теория и реальность / Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева. - М., 2009.

4. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: стат. сб., 2012. - Минск, 2012. - 370 с.

A. I. DENIsKINA

economic and social resources of the middle class of the Belarus

Summary

The importance of economic and social resources of the Belorussian middle class as an important indicator of social development is revealed in the article on the basis of analysis and the data compilation of statistics and empirical sociological study «The level and quality of life of the Belarusian population».

Key words: middle class, income, the structure of income, wage, resource security, economic resource, social resource.

Поступила 30.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.