3. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. - 1985. -Т. 6. - № 6. - С. 107-115.
4. Павленко В.В. Имидж современного учителя в условиях стрессовых ситуаций профессиональной деятельности // Состояние, направления, проблемы: материалы Второго Международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой - М.: РИЦ АИМ, 2004. - 380 с.
5. Егорова Н.Н. Психологический механизм идентификации-отчуждения и проблема профессионального самоопределения старшеклассника // Актуальные проблемы современной образовательной практики: материалы науч-практ. конференции, посвященной 10-летию СГПИ. - Соликамск, 2001. - С. 172174.
6. Сыманюк Э.Э., Егорова Н.Н. Психологические особенности профессионального отчуждения педагога // Образование и наука. -2007. - № 5. - С. 47-57.
7. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 149.
8. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: пособие для школьных психологов по работе с учителями и педагогическими коллективами. - М.: ВЛAДОС, 1998. - 496 с.
9. Панова Н.В. Педагогическое долголетие: монография. -СПб.: СПбAППО, 2007. - 444 с.
10. Волков A.^ Учительство в социальной структуре современного российского общества: социальная динамика и адаптация: Aвтореф. дис. канд. социол. наук. - СПб., 2002. -С. 4-15.
11. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. - М.: Флинта, 2005. - 88 с.
12. Маслоу A. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татлы-баевой AM. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
13. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и принципиальные вопросы психологической теории // Тезисы докладов на I съезде Общества психологов. - Вып. 3. - М., 1959. - 316 с
14. Aбульханова-Славская K.A. Стратегия жизни. - М., 1991. - 301 с.
N.V. Panova
Occupational strain and the ways of its correction in the personal and professional development of a teacher
In the article the author considers the deformation of the personality of a teacher which reveals in a professional activity as restriktsionizm, excessive labor intensity, rigidity, fear of self-expression, poverty of role system. All these reduce the capacity of a teacher.
Some psychological support of educational activities provides operational assistance in personal and professional development of life. It helps to correct and maintain professionalism at different stages of a teacher’s life.
Key words: professional deformation, scientific and methodological, pedagogical, psychological, acmeological support, tutoring, peculiarities of psycho-pedagogical support of teachers.
УДК 37.013.78+376 И.П. Чепурышкин
к проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Вводятся понятия: «абилитация», «абилитационно-воспитательное пространство». Абилитационные мероприятия и комплекс психолого-медико-педагогической работы по построению абилитационно-воспитательного пространства жизни способствуют активности детей, воспитывающихся в школах-интернатах, что является императивом качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: абилитация, реабилитация, инклюзия, абилитационно-воспитательное пространство, школа-интернат, интегрированная школа, абилитационные мероприятия.
Перед государством и обществом сегодня стоит чрезвычайно важная задача - выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями
ЧЕПУРыШКИН Игорь Петрович - к. п. н., доцент Смоленского государственного университета.
E-mail: [email protected]
здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации. Анализ исторических предпосылок формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате показал, что идея абилитации детей с ограниченными
возможностями как процесса восстановления их физических и умственных способностей имеет довольно длительную историю и насчитывает несколько столетий. Понятийно-терминологический аппарат педагогики и, прежде всего, ее наиболее общие понятия, которые принято называть педагогическими категориями, в силу их устаревания уточняются и обогащаются новым содержанием. Все это, в конечном счете, приводит к существенным изменениям практики образования, в частности, к возникновению новой типологии школ и небывалому разнообразию конкретных условий их работы.
Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные трактовки. В настоящее время согласие среди авторов, обращающихся к этому понятию, еще отсутствует. Более того, мы не обнаружили в психолого-педагогической литературе, имеющей характер учебного пособия по коррекционной педагогике и психолого-педагогической коррекции, четкого определения этого понятия. Понятие «абилитация» близко по своему значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В переводе с латинского habilitation означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей» и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом.
В медицинской, психологической и педагогической литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации. В медицинской литературе наиболее четкое разделение данных понятий дано в учебнике по невропатологии Л.О. Бадалян: «Абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Реабилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни [1, 337].
По мнению Л.И. Боровикова, «абилитация - это не компенсация и, тем более, не реабилитация. Это именно работа по формированию социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, обеспечивающих рост качества жизни детей-инвалидов» [4, 310].
Мы согласны с точкой зрения О.А. Герасименко и РП. Дименштейн и считаем целесообразным рассматривать понятие абилитации в сравнении не только с понятиями адаптации и интеграции, но и инклюзии. В материалах пособия «Совершенствование образования» [5] Национального Института совершенствования городского образования США отмечено, что школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия - это попытка придать учащимся с ограниченными возможностями здоровья уверенности в своих силах, что мотивирует их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В материалах этого пособия подчеркнуто, что последняя редакция федерального закона США «Об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья» поддерживает практику инклюзии. Новый закон об образовании ратует за включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, за прохождение ими общеобразовательной программы. Он поощряет преподавателей и специалистов разных профилей работать вместе на благо учащихся с особенностями развития. Заключение консультативной комиссии, которое прилагалось к новому закону при передаче в Конгресс США, следующим образом объяснило цели и задачи законодателей: инклюзия есть «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению».
Схожую позицию мы обнаружили и у Д.Н. Исаева: «Абилитация детей с умственной отсталостью является стимуляцией потенциальных возможностей психики и моторики ребенка, исправлением дефектов его развития, лечением сопутствующих сомато-неврологических нарушений, коррекцией отклонений в эмоционально-волевой сфере с целью формирования оптимальных навыков социальной адаптации» [2, с. 48].
Вышеизложенное позволило нам прийти к следующему рабочему определению понятия «абилитация» - это адаптивно развивающая деятельность, стимулирующая потенциальные возможности детей с ограниченными возможностями и направленная на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, на создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе.
На основе нашего опыта и обобщения вышеизложенных литературных материалов мы считаем, что в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. Невозможно представить отечественную школу в качестве некоего анклава, авто-
номно существующего в обществе. Это касается и интернатных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках современного кризисного общества создание той или иной системы образования, которая могла бы интегрировать все воздействие на детей, практически невозможно. Существующая реальность наглядно демонстрирует, что даже специальная школа-интернат с новейшей системой образования, гуманистическими отношениями, различными творческими делами, вступая в конкуренцию с яркой и пестрой, изобилующей ультрасовременными ценностями, средой, зачастую терпит фиаско. И выход из этого, как нам представляется, есть лишь один. Прежде всего, необходимо в самом интернатном учреждении совершенствовать жизнь детей; делать ее яркой, эмоциональной, насыщать интересными, неординарными событиями. Вместе с тем жизнь эта должна быть по-разумному упорядоченной, а главное, уютной. Здесь должна царить семейная атмосфера, которая компенсирует все те противоречия, встречающиеся на их пути во внешней среде. Более того, школа должна быть привлекательной как для детей, так и для родителей; в ней должны органично уживаться традиционность и инновационность, отсутствие излишней опеки и заботы. В этом случае, школа становится конкурентоспособной в окружающем ребенка пространстве, а все нормы и ценности, выдвигаемые школьной инфраструктурой, могут стать для ребенка внутренними убеждениями и собственными нормами. Что касается самого окружающего пространства, то оно как явление не сбрасывается со счетов, наоборот, там, где имеются воспитательные возможности, они интегрируются в систему школы. Например, события культурного, спортивного или иного характера, происходящие в окружающем пространстве, вводятся в жизнь школьного коллектива. В то же время реализация задачи создания подобного пространства сталкивается со сложной задачей абилитации детей с ограниченными возможностями. Это значит, что в данном пространстве ребенок должен научиться делать что-то такое, чего он был лишен с детства. В этом вопросе как раз и кроется противоречие. Казалось бы, здесь на первое место должна встать индивидуальная коррекционная деятельность медиков, Исходя из этого многие специалисты делают вывод, что полноценная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья должна включать не только систему абилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такого пространства жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях. Задачи по организации направленной активности ребенка, созданию у него мотивов к выполнению действий, вызывающих затруднения, к преодолению собственных трудностей входят в сферу педагогики и психологии и решаются с помощью построения специального педагогического пространства. Чем раньше ребенок, получив
помощь, станет активно действовать в адекватно организованном пространстве, тем лучшим будет результат для его дальнейшего развития [3].
Принимая в целом эту точку зрения, мы в то же время хотим подчеркнуть, что абилитация должна быть направлена на формирование специального пространства, включающего медико-психолого-педагогические действия по созданию ребенку-инвалиду возможностей делать то, что он ранее не мог делать. Таким образом, в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство.
По нашему мнению, абилитационно-воспитательное пространство - это многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов педагогического процесса (медиков, психологов, педагогов, логопедов, родителей) и способное выступить интегрированным условием их личностного развития, получения образования детьми с ограниченными возможностями в соответствии с их способностями в целях адаптации и включения в общество, в том числе - приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни [3].
Как показывает практика, любое абилитационно-воспитательное пространство включает в себя различные подпространства (в нашем случае это - образовательное, оздоровительное, информационное подпространства, психологическая служба, служба социальной защиты и др.). Однако их вхождение в конкретное абилитационно-воспитательное поле имеет свой удельный вес и строго индивидуально, поскольку зависит от различных обстоятельств, связанных в основном с тем, насколько успешно субъектам абилитации удается включить то или иное подпространство в целенаправленный процесс социально-педагогической абилитации детей с ограниченными возможностями. И тем не менее их целостность представляется нам существенной характеристикой, так как именно в этом случае обеспечивается эффективность влияния абилитационно-воспитательного пространства на личность воспитанника. К сказанному следует также добавить, что целостность и стабильность устойчивого абилитационно-воспитательного пространства есть результат гетерогенности как его элементов, так и связей между ними при наличии единой концепции, ориентированной на оптимальную для каждого отдельного ребенка социальную адаптацию, социализацию и интеграцию.
Естественно, каждое абилитационно-воспитательное пространство по-своему специфично, неповторимо и уникально, как и личность каждого ребенка, однако в нем проявляется общее и особенное, так же как в индивидуальном развитии человека проявляются законы психофизиологического роста. Поэтому, как нам представляется, мы имеем возможность абстрагироваться от конкретного, реального опыта той или иной территории и выделить само понятие «абилитационно-воспитательное
пространство» как педагогическую категорию, которая отражает типическое явление педагогической реальности. Анализ специальной литературы, опыт работы автора позволяют утверждать, что формирование в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья абилитационно-воспитательного пространства - это императив качества их образования. Абилитационно-воспитательное пространство позволяет широко использовать абилитационный потенциал учебно-воспитательного процесса; сформировать благоприятный социально-психологический климат для оптимального развития каждого ребенка в соответствии с его особенностями и способностями; обеспечить интеграцию деятельности педагогов, психологов, медицинских работников.
Следует отметить, что в настоящее время в России в отношении государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья имеет место переход к новому этапу. И формирование в специальных учреждениях абилитационно-воспитательного пространства становится императивом качества образования детей с ограниченными возможностями.
Качество образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями рассмотрено как педагогическая проблема и направление образовательной политики.
Историческими предпосылками формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями стали:
- во-первых, развитие медико-педагогического и филантропически-христианского направлений в образовании детей с ограниченными возможностями, которые
обусловили создание для них специальных учреждений, формирование так называемой лечебной педагогики;
- во-вторых, возникновение педологии, которая дала мощный толчок развитию детской и педагогической психологии, генетической психологии, педагогической социологии и социальной педагогики, обусловила разработку концептуальных основ социальной реабилитации и абилитации;
- в-третьих, разработка и реализация проектов по созданию общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями;
- в-четвертых, формирование абилитационных центров, обеспечивающих рост качества жизни детей с ограниченными возможностями, и создание инклюзивных школ, в которых все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня и равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
Л и т е р а т у р а
1. Бадалян Л.О. Невропатология. - М., 2000. - С. 337-347.
2. Исаев Д.Н. Защита ребенка как педагогическое понятие. // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М., 1995. - С. 47-64.
3. Чепурышкин И.П. Моделирование воспитательного пространства школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис. канд.пед.наук. - Ижевск, 2006. - 28 с.
4. Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы «Школы Бороздина». Монографическое эссе / Под ред. Л.И. Боровикова. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2000. - 145 с.
5.1 Improving Education. The Promise of Inclusive Schools. www.rfro.ru/projects/incluse_out come/Stady ENG.doc (дата обращения: 16.03.2010).
I.P. Chepuryshkin
The problem of educating children with disabilities
The author introduces the concepts “habilitation”, “habilitation and educational environment. Habilitation activities and complex of psychological, medical and educational work on the construction of educational activities contribute to the lives of children in boarding schools which is the imperative of quality of education for children with disabilities.
Key words: habilitation, rehabilitation, inclusion, habilitation and educational environment, a boarding school, an integrated school, habilitation activities.