Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА ВОСПРИЯТИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОТСКАНИРОВАННОГО БУМАЖНОГО ЛИСТА КАК АУТЕНТИЧНОГО ОБРАЗА ОБЪЕКТА'

ПРОБЛЕМАТИКА ВОСПРИЯТИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОТСКАНИРОВАННОГО БУМАЖНОГО ЛИСТА КАК АУТЕНТИЧНОГО ОБРАЗА ОБЪЕКТА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАНЕР / СКАНИРОВАНИЕ / БУМАЖНЫЙ ЛИСТ / ОБРАЗ / ИЗОБРАЖЕНИЕ / КНИГА / ФОТОГРАФИЯ / АУТЕНТИЧНОСТЬ / ФАКТУРА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Травин Илья Александрович

Рассматривается вопрос восприятия исследователем отсканированного изображения бумажных листов: как отдельных, так и в составе книги. Подчеркнута важность и своевременность проведения работ по получению цифровых копий книг и листов с текстом / фотографиями. Проблему составляет аутентичность их изображения физическому предмету. Охарактеризованы способы сканирования и визуальные особенности изображения на электронном экране в зависимости от того, проводятся ли работы по сканированию бумажного листа целиком или за вычетом полей и краев листа. В настоящее время отсутствуют технологии передачи фактуры бумажного листа при сканировании, что приводит к ошибочному решению этой задачи путем повышения четкости сканирования. Наибольшая аутентичность образа физического объекта может быть достигнута сканированием листа целиком -- без заведомого отделения полей и краев листа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PERCEPTION OF THE SCANNED PAPER SHEET IMAGE AS AN AUTHENTIC IMAGE OF THE OBJECT

The article considers the issue of the researcher's perception of the scanned image of paper sheets: both separate and as part of a book. The importance and timeliness of work on obtaining digital copies of books and sheets with text / photographs was emphasized. The problem is the authenticity of their depiction of a physical object. The methods of scanning and visual features of the image on an electronic screen are characterized, depending on whether the work is carried out to scan a paper sheet in its entirety or minus the margins and edges of the sheet. Currently, there are no technologies for transferring the texture of a paper sheet when scanning, which leads to an erroneous solution to this problem by increasing the clarity of scanning. The greatest authenticity of the image of a physical object can be achieved by scanning the entire sheet, without deliberately separating the margins and edges of the sheet.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА ВОСПРИЯТИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОТСКАНИРОВАННОГО БУМАЖНОГО ЛИСТА КАК АУТЕНТИЧНОГО ОБРАЗА ОБЪЕКТА»

Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 21. 2021. Т. 12, № 4. С. 154-161.

Transactions of the Ко1а Science Centre. Humanitarian studies. Series 21. 2021. Vol. 00, no. 0. P. 154-161.

Научная статья

УДК 004.622+159.931

DOI: 10.37614/2307-5252.2021.4.21.011

ПРОБЛЕМАТИКА ВОСПРИЯТИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОТСКАНИРОВАННОГО БУМАЖНОГО ЛИСТА КАК АУТЕНТИЧНОГО ОБРАЗА ОБЪЕКТА

Илья Александрович Травиня

Центр гуманитарных проблем Баренц региона ФИЦ КНЦ РАН, Апатиты, Россия i.travin@ksc.ruя

Аннотация

Рассматривается вопрос восприятия исследователем отсканированного изображения бумажных листов: как отдельных, так и в составе книги. Подчеркнута важность и своевременность проведения работ по получению цифровых копий книг и листов с текстом / фотографиями. Проблему составляет аутентичность их изображения физическому предмету. Охарактеризованы способы сканирования и визуальные особенности изображения на электронном экране в зависимости от того, проводятся ли работы по сканированию бумажного листа целиком или за вычетом полей и краев листа. В настоящее время отсутствуют технологии передачи фактуры бумажного листа при сканировании, что приводит к ошибочному решению этой задачи путем повышения четкости сканирования. Наибольшая аутентичность образа физического объекта может быть достигнута сканированием листа целиком -- без заведомого отделения полей и краев листа. Ключевые слова:

сканер, сканирование, бумажный лист, образ, изображение, книга, фотография, аутентичность, фактура Финансирование

Статья выполнена по теме гос. задания ЦГП КНЦ РАН № 0226-2019-0066. Для цитирования: Травин И. А. Проблематика восприятия изображения отсканированного бумажного листа как аутентичного образа объекта // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 21. 2021. Т. 12, № 4. С. 154-161. http://dx/doi.org/10.37614/2307-5252.2021.4.21.011.

Original article

THE PROBLEM OF PERCEPTION OF THE SCANNED PAPER SHEET IMAGE AS AN AUTHENTIC IMAGE OF THE OBJECT

Ilia A. TravinB

Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of RAS, Apatity, Russia i.travin@ksc.ru

Abstract

The article considers the issue of the researcher's perception of the scanned image of paper sheets: both separate and as part of a book. The importance and timeliness of work on obtaining digital copies of books and sheets with text / photographs was emphasized. The problem is the authenticity of their depiction of a physical object. The methods of scanning and visual features of the image on an electronic screen are characterized, depending on whether the work is carried out to scan a paper sheet in its entirety or minus the margins and edges of the sheet. Currently, there are no technologies for transferring the texture of a paper sheet when scanning, which leads to an erroneous solution to this problem by increasing the clarity of scanning. The greatest authenticity of the image of a physical object can be achieved by scanning the entire sheet, without deliberately separating the margins and edges of the sheet. Keywords:

scanner, scan, paper sheet, image, picture, book, photograph, authenticity, texture Funding

The article is done in accordance with the theme of the state order of the BCH KSC RAS, No. 0226-2019-0066.

For citation: Travin I. A. The problem of perception of the scanned paper sheet image as an authentic image of the object // transactions of the Kola Science Centre. Humanitarian studies. Series 21. 2021. Vol. 12, no. 4. P. 154-161. http://dx/doi. org/10.37614/2307-5252.2021.4.21.011.

В настоящее время закономерно усиливается интерес к возможности получения образов материальных объектов в виде массива цифровых данных и последующего отображения этого массива в виде изображения на электронном экране. Научный прогресс предоставляет обществу возможность фиксации образов материальных объектов в виде цифровых изображений и передачи массивов цифровых данных на большие расстояния. Это позволяет отображать образы для визуального восприятия на электронном экране, при необходимости удаленном от материального объекта во времени и пространстве. Большой интерес представляет способность сохранения данных в электронном виде и последующая замена физического взаимодействия человека непосредственно с материальным объектом на взаимодействие с массивом данных, изображающим образ материального объекта. В этом случае исключается необходимость физического контакта человека с изучаемым материальным объектом, что требуется при изучении редких, ценных, ветхих объектов. Этими объектами могут выступать книги, фотографии, рисунки и другие материальные предметы, частью которых являются изображения, нанесенные тем или иным способом на бумагу.

Нельзя не согласиться с мнением В. В. Прудниковой, которая пишет, что «даже обычные фотографии и картины теряют со временем свои качества. Хранение их электронных копий позволяет донести до последующих поколений уникальные культурные шедевры. Наконец, хранение документов и изданий в электронной форме позволяет организовать электронные базы данных, четкая структура и развитые средства поиска и навигации в которых облегчают процесс обнаружения нужных материалов и их фрагментов» [1: 182]. Изготовление и сохранение электронных копий документов также важно для решения вопроса сохранения культурного наследия. Материальные предметы постоянно находятся в процессе старения, что не лучшим образом сказывается на состоянии предмета через определенное время, и при этом всегда существует вероятность полной и безвозвратной утраты предмета в силу форс-мажорных обстоятельств.

В. А. Жданова справедливо утверждает, что проблема сохранения культурного наследия всегда стоит особенно остро в музейном деле [2: 112]. Следует заметить, что способность технически зафиксировать образ материального объекта в виде цифрового массива данных может применяться не только в музейном деле, но также в архивной и библиотечной деятельности.

Конечно, в случае работы с цифровым массивом данных у исследователя исчезает восприятие объекта как материального предмета, но при определенных условиях это может быть хорошей альтернативой работе непосредственно с объектом именно как с физическим предметом. В качестве положительного фактора использования такой альтернативы можно отметить невозможность механического воздействия на предмет. Соответственно, абсолютно исчезают вероятность его износа и последующая утрата от износа.

П. И. Шипилин и Т. Б. Назарчук поднимают вопрос о взаимодействии исполнителя работы непосредственно с объектом: «о действии "фактора присутствия" также по отношению к копии говорить не приходится, он ощущается только при непосредственном контакте с книжным экземпляром, в любом случае для него губительным» [3: 112]. Контакт непосредственно с книжным экземпляром / фотографией / рисунком имеет различные последствия, как положительные эмоциональные, связанные с восприятием реального исторического объекта исследователем, так и негативные — непосредственно для материального

предмета. Как было отмечено выше, эти последствия могут быть выражены и в небольшом физическом износе книги / фотографии / рисунка, и в возникновении рисков внезапной полной утраты материального объекта либо заметной утраты целостности его состояния (появление потертостей, порезов, надрывов и т. п.). Использование цифровых копий дает возможность полностью избежать этих негативных последствий.

Вопросы получения цифровых файлов образов художественных работ поднимались в работах Н. А. Гагман [4], В. В. Чистякова [5], В. А. Славных [6]. В настоящий момент фотографирование страниц книги с текстом (или с фотографией, рисунком) для получения цифровой копии вряд ли можно рекомендовать к получению хорошего качественного результата. Такой способ копирования довольно сложен технически — при решении задач уменьшения геометрических искажений образа получаемого объекта или при получении ровного однородного освещения объекта. Затраты времени на преодоление этих трудностей могут быть очень велики. Такой способ пригоден лишь в случае невозможности использования каких-либо электромеханических / электронных сканеров вообще. Подчеркнем, что копирование страниц книг / фотографий / плоских листов с изображениями посредством фотографирования было распространено в безальтернативных условиях исполнения работ по копированию изображений — в тот довольно продолжительный исторический период, когда компьютеризация рабочих мест и распространение сетей передачи цифровых данных либо еще не были начаты, либо не были распространены так широко, как сейчас. В современных условиях следует отдать предпочтение специализированным устройствам — сканерам, разработанным непосредственно для проведения сканирования плоских объектов (чаще всего — бумажных) с изображениями.

Одним из способов перевода книжных изданий либо фотографий / рисунков в массив цифровых данных с использованием сканера может быть последовательное постраничное сканирование бумажного оригинала с последующей обработкой изображений и компиляцией изображений страниц в один общий электронный файл (в случае работы с книгой) или же использование изображений без изменений.

Для бесконтактного сканирования бумажных оригиналов используются книжные сканеры, так как они идеально подходят для сканирования книг или сброшюрованных документов (архивных дел), а также широко применяются для оцифровки оригиналов, требующих деликатного обращения [7: 363]. Книжные сканеры дают возможность ускорить работу по сканированию книг, при этом специализированные модели книжных сканеров позволяют более бережно обращаться с книгой, чем стандартные плоские сканеры со стеклом и крышкой. Существуют модели, в которых присутствует углубление в плоскости сканирующего стола (для корешка книги), что делает возможным перелистывание страниц без физического контакта оператора сканера с книгой. Эта особенность специализированного сканера востребована при сканировании книг, когда нежелательно раскрывать их слишком сильно либо применять физический контакт с книгой даже при перелистывании страниц.

В любом случае, отсканированный бумажный лист (страница книги, фотография) предстает уже как самостоятельное электронное изображение с образом информации, изначально наполнявшей физический бумажный лист. Текст или иллюстрации, рукописные заметки, фотографические изображения, доступны теперь уже лишь для визуального восприятия

на электронном экране, но не как физический предмет, который можно наблюдать рядом с собой в физическом пространстве и взаимодействовать с ним. Это самостоятельное электронное изображение можно использовать способом, кардинально отличным от первоначального, — при формировании глобальной цифровой информации посредством переноса части или всей цифровой информации об изображении с первоначального хранилища цифровых данных на другое хранилище или исполняемое устройство (электронный экран, принтер) с последующей визуализацией.

Полученные изображения можно составлять в электронные издания, которые размещаются в электронных библиотеках, что способно многократно повысить доступность материала для изучения. Скорость выдачи такого материала исследователю многократно превышает привычную скорость выдачи материала в стандартной библиотеке. Как пишет В. В. Старовойтов, «в настоящее время электронные библиотеки содержат два основных типа книг: 1) книги, набранные на компьютере и сохраненные в формате pdf или djvu; 2) книги, оцифрованные с помощью сканера и фотокамеры и представленные набором изображений без обработки» [8: 66].

При увеличении доли цифрового материала в доступном информационном поле общество постепенно ассимилирует новую форму получения и использования данных. По мере развития технологий такая форма восприятия информации (визуализация образа материального предмета на электронном экране вместо физического контакта с этим предметом) становится привычной настолько, что уже может считаться обычной. Электронные файлы изображений книг в виде электронных изданий занимают информационную нишу полностью и начинают влиять на информизацию общества наравне с привычными средствами информации.

Электронные издания стали средством комплексного информационного воздействия на человека, сравнимым с радио, кино и телевидением, а в чем-то даже превосходящим эти важные средства массовой коммуникации [1: 171]. При такой высокой доле информационного воздействия очень важной становится возможность сохранения и выдачи именно аутентичного образа изображения, что актуально, в первую очередь, для исследователей.

Аутентичность образа материального объекта неразрывно связана с восприятием объекта целиком в пространстве перед изучающим. При физическом контакте с объектом исследователь имеет возможность рассматривать объект с различных сторон, и при наличии потертостей, выпадении частей бумаги из листа, загрязнении полей текста — визуально фиксировать эти следы износа и характеризовать их как признаки исторической аутентичности. Сканирование листа целиком (даже с захватом пустующего пространства вокруг листа), приближает восприятие образа изображения на электронном экране к образу физического объекта, сканирование которого было проведено. Мелкие сторонние детали на поверхности (заметки, пометки, ремарки) бумажного листа и очаги его износа, формируют индивидуальный образ, который обладает определенной аутентичностью.

Если мы говорим о книге, возраст которой составляет много лет с момента выхода из типографии, то у нее количество поверхностных дефектов бумаги (в частности, обложки) и степень сдвига общей гаммы цвета листов в сторону желтого спектра цвета будет отличаться от книги, изданной недавно. В случае активного использования книги, количество поверхностных дефектов бумаги будет тем выше, чем большую заинтересованность к книге проявляли читатели. Все эти особенности

и формируют аутентичный образ именно этого определенного экземпляра книги. Книга предстает уже в виде материального объекта, с присущими именно ему отличиями и особенностями, которые дают основания уверенно выделить именно эту книгу среди подобных, а также возможность навскидку определить примерный возраст и степень сохранности издания.

Вопрос визуальной аутентичности бумажного листа с изображениями содержит в себе также и вопрос достоверной передачи поверхностной фактуры бумажного листа (либо книги целиком) как цельного физического объекта. Тактильные ощущения исследователя позволяют ему идентифицировать книгу и / или бумажный лист как физический объект с определенными характеристиками. К сожалению, современные стандартные средства сканирования и получения изображений бумажных листов / книг технически не предоставляют возможностей сохранения и воспроизведения подобной информации. Даже в случае применения специфических сканеров для цифрового сканирования шероховатости поверхностей подобная информация не может быть отображена на исполнительном устройстве (электронный экран, принтер) стандартного пользователя персонального компьютера, поэтому вряд ли можно рекомендовать применение такого специфического оборудования. Косвенно этот вопрос можно решить с помощью увеличения качества изображения сканером (книжным сканером, стандартным плоским сканером), добиваясь передачи наиболее мелких деталей. Но, в итоге, это лишь даст иллюзию передачи фактуры, что не является прямым и единственно верным решением вопроса. На данном этапе развития технологии приходится признать невозможным сохранение, передачу и воспроизведение данных о фактуре материала в цифровом файле при проведении сканирования стандартными способами. При осуществлении сканирования стандартным плоским сканером либо книжным сканером, данный вопрос о фактуре объекта не может быть решен. Эта часть информации физического бумажного листа / книги не может быть передана в электронное изображение отсканированного бумажного листа / книги. Информация о фактуре поверхности является потерянной информацией и по этому признаку, аутентичность образа электронного изображения отсканированного бумажного листа полностью проигрывает физическому контакту исследователя с реальным физическим объектом.

Повышение качества образа электронного изображения применительно к проблематике аутентичности его физическому бумажному листу можно решить только в ключе визуализации самой плоскости отсканированного изображения. Этого можно достичь при сканировании листа целиком — со всеми поверхностными дефектами и следами износа, невзирая на увеличение размера цифрового файла в сравнении с размером файла при сканировании одного лишь текста / фотографического изображения/рисунка на листе.

Отображение отсканированного листа на электронном экране будет тем более похожим на образ физического реального объекта и соответствующим при этом повышенной аутентичности, чем больше информации о характерных полях с дефектами и следами износа бумаги будет присутствовать на полученном при сканировании, изображении.

При выполнении работ по сканированию бумажных листов с текстом (страницы книг) или с фотографическим изображением у оператора сканера возникает дилемма: сканировать лист целиком или же сканировать только необходимое изображение (текст, фотография), оставив безинформационные края листа (часто подверженные износу) за пределами сканируемого поля сканера. В случае

возникновения такой ситуации, оператору сканера следует разобраться непосредственно с весомостью аутентичностью образа объекта и оценить важность сохранения его в изображении или допустить возможность утери образа в угоду лаконичности изображения с текстовой или визуальной информацией.

Уменьшение рабочего поля сканера при сканировании приводит к исчезновению образа «изображение бумажного листа, имеющего физические границы и поля, подвергшегося влиянию времени и обладающего признаками утраты поверхностного слоя бумаги, частей бумаги, или ровных краев листа», и, скорее, приближает к образу «изображение бумажного листа, по-видимому, не обладающего признаками краевого износа бумаги».

Уменьшая при сканировании изображение целого листа в угоду большей презентабельности текста или фотографии в цифровом виде, можно получить эффект утери цельного образа первоначального аутентичного физического объекта. Неровные, подверженные износу и утере частей, кромки бумажного листа, несут важную визуальную информацию, формирующую визуальный аутентичный образ. Именно эти, уже подверженные физическому износу части бумажного листа и составляют для исследователя (зрителя, наблюдателя) «фактор присутствия», отмеченный П. И. Шипилиным и Т. Б. Назарчук [3: 112].

Следует также разграничить, с одной стороны, вопрос о визуальной аутентичности образа изображения материальному объекту, с другой стороны, требования к качеству получаемой электронной копии. И. Е. Хворова отмечает, что «требования к качеству получаемых цифровых копий четко не сформулированы. Отсутствуют критерии оценки качества электронных копий бумажных документов: параметры изображения, тоновое воспроизведение (контрастность), яркость, шум, точность цветопередачи, резкость, разрешение, геометрические искажения и др.» [9: 25]. Хорошее качество электронной копии — это то, чего добивается оператор сканера при выполнении сканирования. Одним из главных методов увеличения качества считается метод изменения «разрешения сканирования» (количество отображаемых сканером электронных точек изображения на стандартизированную площадь бумажного листа). Е. В. Латышева по вопросу увеличения качества копий пишет, что «разрешение приходится увеличивать, постоянно сверяться с оригиналом, разбирая буквы и значки» [10: 32].

Улучшить качество получаемого изображения можно с помощью увеличения разрешения сканируемого изображения (при определенно высоком уровне передачи точности цвета системой сканера), но проблему аутентичности изображения объекту таким способом решить невозможно. Вероятно, это уже вопрос о необходимости сохранения образа целостного объекта. Заведомо убирая бумажные поля со следами воздействия из поля сканирования в пользу насыщения изображения лишь смысловой информацией, оператор сканера отделяет информацию, визуально приближающую изображение к воссозданию аутентичности объекта на электронном экране. Более того, такое решение поставленной задачи по сканированию делает невозможным воссоздание более полного образа объекта в некий момент времени позднее, так как массив нужной информации безвозвратно утерян изначально. Его невозможно восстановить, поскольку нет никакой нужной информации в цифровом файле. В случае необходимости получения информации о целом листе бумаги работа по сканированию должна быть повторена, что означает увеличение общих затрат времени как минимум в два раза.

Если в последующей работе с отсканированным «без полей» изображением важен лишь смысл текста или фотографии, то можно допустить сканирование бумажного листа с установленным полем сканера таким образом, что получаемое изображение несет в себе лишь образ напечатанного / написанного текста или фотографического изображения, рисунка. Но, в целом, вряд ли можно рекомендовать такой метод получения цифровой копии, так как аутентичность образа безвозвратно теряется. Между тем для музейных и архивных электронных библиотек часто важна именно полная аутентичность изображения образа материальному объекту.

Можно рекомендовать производить сканирование с захватом всего листа, включая свободные поля и следы износа бумаги по краям. Именно такое изображение будет обладать большей аутентичностью. При необходимости в дальнейшем можно сделать изменение в электронном файле, несущем в себе отсканированное изображение, и отделить поля и края бумаги в файле-копии. Данное новое изображение будет более удобно для получения электронных копий отсканированного текста. В любом случае, при таком проведении работ всегда будет возможен возврат к первоначальному изображению, для работы с ним.

Список литературы

1. Прудникова В. В. Автоматическая оцифровка книг // Вестник МГУП. 2011. № 1. С.171-183.

2. Жданова В. А. Digital humanities: цифровая «революция» в области искусствоведения // Человек в мире культуры. 2017. № 4. С. 112-117.

3. Шипилин П. И., Назарчук Т. Б. Актуальные проблемы оцифровки артефактных, редких и ценных документов на примере научной библиотеки Таврической академии КФУ и научного архива ГИАМЗ «Херсонес Таврический» // Научный вестник Крыма. 2017. №1 (6). С. 110-115.

4. Гагман Н. А. Фотографирование произведений искусства. М.: Искусство,1975. 133 с.

5. Чистяков В. В. Современные технологии получения изображений музейных предметов: метод. рекомендации / ФГУП «ГИВЦ» Роскультуры, Федеральное агентство по культуре и кинематографии. М., 2009. 15 с.

6. Славных В. А., Тарасов Д. А., Филимонов В. В. Цифровая фотосъемка произведений живописи // Передача, обработка, восприятие текстовой и графической информации: мат-лы междунар. науч.-практич. конф. (Екатеринбург, 19-20 марта 2015). Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 209-219.

7. Проскуряков Н. Е., Ануфриева А. Ю. Определение технологических режимов и параметров качества микрофильмов // Известия ТулГУ. Технические науки. 2013. № 3. С. 361-368.

8. Старовойтов В. В. О цифровой реставрации исторических текстовых документов // Системный анализ и прикладная информатика. 2015. № 1. С. 60-67.

9. Хворова И. Е. Процесс оцифровки документов для создания электронного архива // История и архивы. 2017. № 1 (7). С. 22-29.

10. Латышева Е. В. Применение цифровых компьютерных технологий при работе с редкими и ценными изданиями // Крымский архив. 2018. № 1 (28). С. 31-35.

References

1. Prudnikova V. V. Avtomaticheskaya ocifrovka knig [Automatic digitization of books]. VestnikMGUP [MSUPA Bulletin], 2011, no. 1, pp. 171-183. (In Russ.).

2. Zhdanova V. A. Digital humanities: cifrovaya "revolyuciya" v oblasti iskusstvovedeniya [Digital humanities: digital "revolution" in the field of art history]. Chelovek v mire kul'tury [Man in the world of culture], 2017, no. 4, pp. 112-117. (In Russ.).

3. Shipilin P. I., Nazarchuk T. B. Aktual'nye problemy ocifovki artefaktnyh, redkih i cennyh dokumentov na primere nauchnoj biblioteki Tavricheskoj akademii KFU i nauchnogo arhiva GIAMZ "Hersones Tavricheskij" [Actual problems of digitizing artifact, rare and valuable documents on the example of the scientific library of the Tauride Academy of KFU and the scientific archive of the GIAMZ 'Tauric Chersonesos"]. Nauchnyj vestnik Kryma [Scientific Bulletin of Crimea], 2017, no. 1 (6), pp. 110-115. (In Russ.).

4. Gagman N. A. Fotografirovanie proizvedenij iskusstva [Photographing works of art]. Moscow, Iskusstvo, 1975, 133 p. (In Russ.).

5. Chistyakov V. V. Sovremennye tekhnologiipolucheniya izobrazhenij muzejnyhpredmetov [Modern technologies for obtaining images of museum objects: guidelines]. Moscow, 2009, 15 p. (In Russ.).

6. Slavnyh V. A., Tarasov D. A., Filimonov V. V. Cifrovaya fotos"emka proizvedenij zhivopisi [Digital photography of paintings]. Peredacha, obrabotka, vospriyatie tekstovoj i graficheskoj informacii [Transmission, processing, perception of text and graphic information]. Yekaterinburg, Publ. UrFU, 2015, pp. 209-219. (In Russ.).

7. Proskuryakov N. E., Anufrieva A. Yu. Opredelenie tekhnologicheskih rezhimov i parametrov kachestva mikrofil'mov [Determination of technological modes and quality parameters of microfilms]. Izvestiya TulGU. Tekhnicheskie nauki [Bulletin of TulSU. Technical science], 2013, no. 3, pp. 361-368. (In Russ.).

8. Starovojtov V. V. O cifrovoj restavracii istoricheskih tekstovyh dokumentov [About digital restoration of historical text documents]. Sistemnyj analiz i prikladnaya informatika [Systems analysis and applied informatics], 2015, no. 1, pp. 60-67. (In Russ.).

9. Prudnikova V. V. Avtomaticheskaya ocifrovka knig [Automatic digitization of books], p. 171. (In Russ.).

10.Shipilin P. I., Nazarchuk T. B. Aktual'nye problemy ocifrovki [Actual problems of digitizing], p. 112. (In Russ.).

11.Hvorova I. E. Process ocifrovki dokumentov dlya sozdaniya elektronnogo arhiva [The process of digitizing documents to create an electronic archive]. Istoriya i arhivy [History and archives], 2017, no. 1 (7), pp. 22-29. (In Russ.).

12.Latysheva E. V. Primenenie cifrovyh komp'yuternyh tekhnologij pri rabote s redkimi i cennymi izdaniyami [Application of digital computer technologies when working with rare and valuable publications]. Krymskij arhiv [Crimean archive], 2018, no. 1 (28), pp. 31-35. (In Russ.).

Сведения об авторе

И. А. Травин — заведующий сектором формирования цифровой информации ДТП КНЦ РАН.

Information about the author

I. A. Travin — head of the sector of digital information generation of the Barents Centre

of the Humanities of the Kola Science Centre of RAS.

Статья поступила в редакцию 30.09.2021; одобрена после рецензирования 07.10.2021;

принята к публикации 08.10.2021.

The article was submitted 30.09.2021; approved after reviewing 07.10.2021; accepted

for publication 08.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.