3. Jeremy Bulow. An Economic Theory of Planned Obsolescence (англ.). Quarterly Journal of Economics, 2013.
4. [Электронный ресурс]: Усиленные детали «Meyle-HD». Режим доступа: http://www.meyle.com/ru/spare-parts/meyle-hd.html.
5. [Электронный ресурс]: Преимущества инструмента в прокат. Режим доступа: http://prokat-tools.ru/index.php/o-kompanii.html.
6. [Электронный ресурс]: «Should You Buy an Extended Warranty?». The New York Times, 2014. Режим доступа: http://www.nytimes.com/2014/08/29/upshot/should-i-buy-a-warranty. html.
Проблематика внедрения инноваций в России Таряник Д. В.1, Макарчук Д. С.2, Стоянов И. А.3
1Таряник Дмитрий Владимирович / Taryanik Dmitry Vladimirovich - студент;
2Макарчук Денис Сергеевич /Makarchuk Denis Sergeevich - студент;
3Стоянов Иван Александрович /Stoyanov Ivan Aleksandrovich - кандидат экономических наук,
доцент, заведующий кафедрой, кафедра международного бизнеса, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Международная школа бизнеса, г. Красноярск
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные проблемы связанные с инновационным развитием в России. Приводится зарубежный опыт в вопросах внедрения инноваций, кратко изложены решения проблем в переходе страны на инновационный путь развития.
Ключевые слова: инновации, инновационная активность, инновации в России, инновационная инфраструктура.
ББК 65.290-2
Необходимым условием стабильности и устойчивого развития экономики России, является осуществление мероприятий по ее модернизации и, соответственно уход от сырьевой зависимости. Фундаментом процесса модернизации является использование современных технологий, научных достижений и разработок. Необходимо повсеместное внедрение инноваций во все сферы экономики, целью которого станет создание потенциала для будущего развития. Большинство индустриально развитых стран связывает свои надежды на долгосрочный стабильный экономический рост с переходом к инновационному пути развития. Именно поэтому повышение инновационной восприимчивости экономики - одна из основных задач современного индустриально развитого государства. Инновация - это внедрённое новшество, которое обеспечивает качественный рост эффективности продукции или процессов, востребованное рынком. Она представляет собой конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его творческого процесса, фантазии, изобретений, открытий и рационализации.
Сегодня темпы и результаты инновационного и технологического развития России не могут считаться удовлетворительными. Причины низкой инновационной активности в России связанны с целым рядом проблем. Во-первых, сокращение численности персонала, занятого в исследованиях и разработках. Так за период 20002013 гг. темп роста данного показателя в России составил 0,82. Низкий уровень оплаты труда научных сотрудников (в 3 раза меньше чем в США) [1, с. 6] и престиж профессии не обеспечивает приток молодых кадров. Хотя падение уже не такое стремительное, как в 1990-е годы, но оно продолжается. Согласно рейтингу стран
мира по уровню научно-исследовательской активности в 2012 г. российскими учеными опубликовано примерно 2 % (14 место) от общего числа научных работ, учеными Китая - 35,5 % (2 место), учеными Японии - 6,4 % (3 место). Американские ученые сохраняют абсолютное лидерство по количеству публикаций в ведущих научных изданиях и по уровню их цитирования - 208 601 статьи. Во-вторых, проблема интеллектуальной и бизнес-миграции, которая напрямую коррелирует с вопросом оттока специалистов из сферы исследований и разработок. Так 80 % от общего числа эмигрировавших из России в 2010 году были высококвалифицированными работниками [4]. Существенное отличие нашей страны от многих стран мира: отток изобретателей не сопровождается их обратным притоком. Аналогичную ситуацию можно наблюдать у Индии, Израиля, Бразилии, и Италии. Отток профессиональных кадров негативно влияет на темпы роста экономики страны, снижает качество человеческого капитала в сфере инноваций, в высокотехнологичных отраслях. В результате ежегодные прямые потери России можно оценить не менее чем в 3 млрд. долл., а суммарные с учетом упущенной выгоды - в 50-60 млрд. долларов [5].
Наряду с традиционными видами «утечки мозгов» возникли скрытые формы, не связанные с физическим перемещением умов, их генерирующих - «утечка идей» [7]: научное сотрудничество с иностранными компаниями, находящимися на территории России; работа в области исследований и разработок, осуществляемая в интересах зарубежных заказчиков.
Следовательно, научные таланты «эмигрируют», не выезжая за границу, а результаты их разработок становятся собственностью иностранного работодателя.
В-третьих, низкая финансовая активность, в том числе коммерческого сектора в деятельности, направленной на получение новых знаний и их практическое применение. Национальные расходы на НИОКР считаются одним из ключевых показателей научно-технического развития страны, и во всем мире основную часть данных расходов берет на себя частный сектор экономики. В российской практике ситуация иная, поскольку предприниматели весьма слабо заинтересованы в деятельности, связанной с трансформацией идей в технологически новые продукты, носящей рисковый и дорогостоящий характер: выгодным видом финансирования для организаций остается бюджетное финансирование (на долю государственных НИИ приходится 75% от всего объема реализуемых в стране НИОКР) [4]; венчурные фонды и бизнес-ангелы, вкладывающие деньги в привлекательные инновационные проекты, представлены в ограниченном количестве; профессиональные компетенции разработчиков не соответствуют требованиям инвесторов для организации инновационного бизнеса; создание опытных образцов и коммерциализация российских разработок происходят за пределами страны. В списке стран, упорядоченных по уровню национальных расходов на НИОКР, выраженному в процентах от ВВП, Россия занимает 32 место, что втрое меньше, чем в Японии, вдвое меньше, чем в США, и в полтора раза меньше, чем в Китае. Можно уверенно констатировать, что Россия существенно отстает от наиболее развитых стран с рыночной экономикой по уровню государственных и частных расходов на НИОКР. Сравнивая с российским уровнем затрат на НИОКР имеют такие страны, как Италия, Бразилия и Венгрия. Следует отметить, что со времени кризиса темпы сближения данного показателя с показателями развитых стран у России ниже, чем у других быстроразвивающихся стран. Так Китай увеличивал расходы на науку в среднем на 10 % в год. По оценкам экспертов ГУ Высшей школы экономики, при текущей численности исследователей в России темпы наращивания исследований и разработок должны быть вдвое выше, на уровне 2-2,5 % от ВВП. При сохранении современных тенденций Россия через десяток лет отстанет не только от США, Японии, стран ЕС, но даже от Индии, а доля Китая в глобальных исследованиях и разработках к 2030 году сравняется с долей стран ЕС. В-четвертых, слабая эффективность реализации
62
научно-технического потенциала России, в том числе инновационного. Способность страны создавать, принимать и распространять знания демонстрирует комплексный экономический показатель — Индекс знаний (The Knowledge Index), который характеризует потенциал той или иной страны или региона по отношению к экономике знаний.
Серьезное отставание России в инновационной сфере обусловлено рядом проблем. Одними из основных проблем являются так называемые административные проблемы. К данной группе относятся проблемы, касающиеся предоставления льгот, коррупционной составляющей, нормативно-правовой стороны и т.д. В Российской Федерации на сегодняшний день не разработана правовая база, которая решала бы вопросы, касающиеся разработки и внедрения инноваций. Существует проект Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», но до сих пор данный закон не вступил в силу. Правительство производит недостаточный контроль деятельности государственных заказчиков, не обеспечивает массовой реализации рыночных механизмов для поддержки науки и ее развития, уделяет незначительное внимания практическому применению результатов НИОКР (научно-исследовательские организационно-конструкторские работы), которые финансируются из федерального бюджета. В инновационных затратах предприятий часть бюджетных средств составляет не более 5 %. Очередным минусом является то, что в законодательстве представлен незначительный набор льгот для предприятий, которые осуществляют инновационную деятельность, что сказывается отрицательно на темпах и масштабах научно-технического прогресса. В результате при внушительном научном потенциале инновационная деятельность отмечается слабыми показателями инновационной активности.
Также, проблема административных барьеров и коррупции, чаще всего числится в первой тройке опросов и рейтингов на тему минусов и трудностей ведения экономической деятельности в России, а в частности и инновационной деятельности. Данный перечень группы административных проблем далеко не полный. Однако с первого взгляда видно, что для их ликвидации необходима системная и тщательная работа в первую очередь органов власти. Государство должно создавать благоприятные условия для развития инноваций с целью внедрения собственных и иностранных инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, поддерживать реализацию программ технологической модернизации производства, реструктуризацию предприятий, иметь программы поощрения инновационно-ориентированного предпринимательства, отслеживать, разрабатывать, и дополнять правовую базу и, что не менее важно, следить за ее исполнением. Возможно, эту роль сумеет сыграть автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», которая создана во исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации В. В.Путина и действует с 11 августа 2011 года. Одной из целей данного агентства является создание возможностей для реализации и внедрения продуктов инновационной деятельности.
Еще одна группа проблем - проблемы инновационной инфраструктуры. Инновационной инфраструктура - это объединение взаимосвязанных структур, которые обслуживают и обеспечивают развитие инновационной деятельности. Основными составляющими являются: инновационный центр, бизнес-инкубатор, технопарк, наукоград, технополис и т.д. В России наибольшее распространение получили технопарки и бизнес-инкубаторы. Технопарк - специальная территория, на которой объединены научно-исследовательские организации, деловые центры, объекты индустрии, учебные заведения, выставочные площадки, а также обслуживающие объекты: подъездные пути, средства транспорта, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы объединить на одной территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить
63
исследования в НИИ (научно-исследовательский институт), преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь. Бизнес-инкубатор - это структура, которая специализируется на создании благоприятных условий для поддержания эффективной деятельности небольших фирм. В развитых регионах страны создают технопарковые структуры, такие как: Наукоград Кольцово и технопарк новосибирского Академгородка, Кузбасский технопарк, автономная некоммерческая организация «Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор», Агропарк в Татарстане - первый в России и т.д. Однако стоит отметить, что настоящие проекты рассчитаны на перспективу и для того, чтобы добиться необходимых результатов требуются определенное время и немалые финансовые вложения. Главный технопарковый проект - «Сколково» представляет собой прообраз «Кремниевой долины» - самой успешной и крупнейшей в мире технопарковой зоны, которая находится в штате Калифорния в США. Однако своего сегодняшнего вида «Кремниевая долина» достигла только спустя шестьдесят лет после образования.
Еще одной очень важной проблемой, которая встает на пути развития инноваций является изношенность основных средств, предприятий России (колеблется на разном уровне по отраслям и регионам и достигает около 80 %). Данное положение оказывает отрицательное влияние на развитие процесса модернизации и освоение предприятиями инноваций, поскольку складывается ситуация, когда при высоком уровне изношенности фондов предприятия внедрить какую-либо новую технологию оказывается довольно сложно. Новое оборудование, новая производственная система или узел просто не могут быть объединены с остальной цепочкой по различным техническим причинам. Получается ситуация, когда внедрение отдельной продуктовой инновации приводит к обновлению основной части производственного комплекса. В установившихся экономических условиях России, большинство предприятий не могут найти на это денежных средств и отказываются от преобразований или откладывают до «лучших времен».
Рассматриваемые в данной статье вопросы составляют не весь список проблем, которые препятствуют внедрению новшеств в России. Но даже они представляют весьма серьезную угрозу для процесса развития инновационной деятельности и экономики страны в целом. Однако сегодня принимаются успешные действия по ликвидации рассмотренных проблем или сведению к минимуму их влияния. Создание особых экономических зон и технопарковых структур, подготовка закона об инновационной деятельности, объявление президентом политики модернизации экономики страны, основанной на инновациях, как национальной задачи (разработанный в 2010 г. Министерством экономического развития России проект «Инновационная Россия (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года)»). Все перечисленные выше мероприятия, безусловно, оказывают положительное воздействие на развитие инновационной деятельности. Не смотря на это, создавшаяся ситуация требует серьезных мер для решения рассмотренных проблем, а все вышеперечисленные тенденции находятся в начале пути своего развития и требуют эффективной поддержки и тщательного контроля со стороны органов власти.
В заключении мы хотим сказать, что в современном мире нет проблем с разработкой технологических новшеств и созданием научных открытий, но как это сложилось исторически, любое новшество сталкивается со скепсисом. В конце ХХ века, 1Т-технологии, интернет, домены, электронная переписка воспринимались общественностью как нечто сверхсложное, необходимое только учёным для их сугубо профессиональных нужд. Было не так много людей готовых инвестировать в данные технологии. Но уже с начала 2000х годов, это всё стало неотъемлемой частью жизни современного человека. Данный пример хорошо раскрывает проблему наличия благоприятной среды для инновационной
64
деятельности. Для сохранения тенденций к росту, корпорациям, а так же государству необходимо работать над созданием благоприятной среды для инновационной деятельности, а в последующем, организациям необходимо правильно и эффективно управлять инновационной деятельностью.
Литература
1. Управление инновационными процессами: учеб. пособие / Самара, Изд-во Самарского государственного технологического университета, 2013 г.
2. Бойко А. Н., Власкин Г. А. и др. Опыт инновационного сотрудничества стран ЕС и СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://iee.org.ua/files/alushta/31-boyko-opyt_innov_sotrudn.pdf/ (дата обращения: 16.04.2016).
3. Стюарт Т. А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2014.
4. Инновации и нанотехнологии. От инкубаторов коррупции - к инкубаторам инноваций. [Электронный ресурс] / Инновации в России: [ст.]. URL: http:// www.innovacija.ru/innovacii-v-rossii/ (дата обращения: 11.04.2016).
5. Портал информационной поддержки инновационных процессов. Общая структура инновационного процесса. [Электронный ресурс]. URL: http://projects.innovbusiness .ru/content/document_r_991B9FF1-6691-4157-A881 -52C9BE42D6A8.html/ (дата обращения: 16.04.2016).
6. Рукавицына М. Н. Основы инновационного менеджмента: учеб. пособие / под общ. ред. Л. И. Александровой. 1-е изд. Владивосток: ВГУЭС, 2013.
7. Система стимуляции инноваций [Электронный ресурс]: MARTEX. Инновационный менеджмент, рационализация: [ст.]. URL: http://www.martex. ru/982/ (дата обращения: 23.04.2016).
Отдельные подходы к определению понятия и сущности финансовых ресурсов Умарова А. И.
Умарова Азизахон Ильхамбабаевна / Ытагоуа А21шккоп ПккатЬаЬаеупа - старший
преподаватель, кафедра «Финансы», Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены отдельные подходы к определению понятия и сущности финансовых ресурсов.
Ключевые слова: финансы, финансовые отношения, финансовые ресурсы.
В современных условиях между органами государственной власти и управления, юридическими и физическими лицами возникают разнообразные финансовые отношения, включая денежные отношения по поводу уплаты налогов в государственный и местные бюджеты и обязательных платежей и взносов во внебюджетные фонды, формирования и использования фондов денежных средств предприятий, организаций и учреждений, формирования страховых фондов, оплаты товаров, работ, услуг, выплаты работникам заработной платы, премий, материальной помощи. Система денежных отношений органов государственной власти и управления, юридических и физических лиц по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и