известия вгпу
tekhnologicheskie aspekty // Vestn. Minin. un-ta. 2019. T. 7. № 2. S. 2.
9. Leushina I.V. Sovershenstvovanie podgotovki specialistov tekhnicheskogo profilya na osnove mo-delirovaniya ee inoyazychnoj sostavlyayushchej v usloviyah urovnevogo vysshego professional'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. N. Novgorod, 2010.
10. Markova S.M. Modelirovanie pedagogiche-skih sistem: monogr. N. Novgorod, 2003.
11. Mirovoj krizis - samoe vremya postupat' v zarubezhnyj universitet? [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.globaldialog.ru/articles/mirovoj-krizis-sa moe-vremya-postupat-v-zarubezhnyj-universitet/ (data obrashcheniya: 09.10.2021).
12. Muhina T.G., Musina N.I. Formirovanie go-tovnosti budushchego specialista MVD Rossii k mezhlichnostnomu vzaimodejstviyu v usloviyah mno-gonacional'noj sredy // Vestn. Minin. un-ta. 2019. T. 7. № 1(26). S. 3.
13. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazo-vaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (s dvumya profilyami podgotovki)» (s izmeneniyami i dopolne-niyami): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevr. 2018 g. № 125 [Elektronnyj resurs]. URL: http://base.garant.ru/71897864/ (data obrashcheniya: 13.11.2021).
14. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Osnovy kom-munikativnoj teorii i tekhnologii inoyazychnogo obra-zovaniya: metod. posobie dlya prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. M., 2010.
15. Petrov Yu.N., Gosudarev M.A. Organizaciya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. N. Novgorod, 2002.
16. Popova N.V. Mezhdisciplinarnaya paradigma kak osnova formirovaniya integrativnyh kompetencij studentov mnogoprofil'nogo vuza: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb, 2011.
17. Safonova V.V. Kul'turovedenie v sisteme so-vremennogo yazykovogo obrazovaniya // Inostr. yazyki v shkole. 2001. № 3. S. 17-24.
18. Sujskaya V.S. Obuchenie mezhkul'turnomu dialogicheskomu obshcheniyu budushchih bakalavrov v hode social'no-rolevogo vzaimodejstviya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. N. Novgorod, 2013.
19. Uvarova N.L. Lingvoobrazovatel'nyj process v professional'noj podgotovke gosudarstvennyh slu-zhashchih. N. Novgorod, 1998.
20. Cvetkova S.E., Malinina I.A. Primenenie ob-uchayushchih komp'yuternyh programm v processe professional'no-inoyazychnoj podgotovki budushchih inzhenerov // Inzhenernoe obrazovanie. 2017. № 22. S. 153-164.
21. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. M.; L., 1966.
Model of formation of linguistic readiness to the international examination at the language profiles of the university
In the context of the increase of the role of the foreign language in the development of the society the relevant objective of the professional education is the improvement of the linguistic competence of the teacher of a foreign language. There is theoretically substantiated and described the model of the development of the linguistic readiness of the students of the language profiles to the successful international examination. There are considered the structural components of the model, there are presented the basic results of the pilot testing.
Key words: linguistic competence, readiness, international examination, didactic model, methodological approach, structural components, system of principles.
(Статья поступила в редакцию 13.10.2021)
В.А. ЗАВЬЯЛОВА (Екатеринбург)
проблематика цифрового обучения в условиях реализации дополнительных профессиональных программ
Освещается понимание современными авторами термина «цифровое обучение». Проанализированы и сопоставлены основные подходы, связанные с рисками и проблемами внедрения цифрового обучения в процесс освоения образовательных программ. На основании теоретического анализа современных источников исследована проблематика цифрового обучения при реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в организациях дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: цифровое обучение, дополнительное профессиональное образование, электронный образовательный контент, взрослые обучающиеся, электронное обучение.
Трансформация образовательного процесса под действием активного внедрения и использования цифровых технологий затрагивает все виды образования. Благодаря цифро-
О Завьялова В.А., 2022
педагогические науки
визации образования обучающимися используются электронные образовательные среды, инновационные цифровые технологии, а также появляется возможность индивидуализации обучения под удобный для потребителя формат: собственный темп освоения учебного материала, модульное обучение, параллельный процесс обучения и профессиональной деятельности без отрыва от производства и др.
Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки предоставляет возможность работникам всех сфер деятельности усовершенствовать имеющиеся и приобрести новые компетенции и, безусловно, имеет социальную направленность. Это связано с тем, что контингент обучающихся по программам дополнительного профессионального образования состоит в основном из категории взрослого населения, ведущего профессиональную деятельность. Ввиду этого нацеленность организаций дополнительного профессионального образования осуществлять реализацию образовательных программ в условиях цифрового (электронного) обучения и дистанционных образовательных технологий имеет высокую актуальность для потребителей образовательных услуг: обучение без отрыва от профессиональной деятельности обучающегося, индивидуализация траектории обучающегося, возможности модульного обучения, отсутствие привязки к месторасположению образовательной организации, экономия затрат на обучение и др.
В процессе изучения применения цифровых возможностей при организации образовательного процесса интерес вызвали работы ученых, посвященные проблемам общего образования (В.И. Колыхматов, А.С. Логинова, А.В. Одинокова, Б.Е. Стариченко), профессионального образования (В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев), высшего образования (М.Е. Вайндорф-Сысоева, Н.Б. Кущева, Н.В. Ломовцева, Б.Е. Стариченко, М.Л. Субочева, В.И. Терехова, Е.В. Чубар-кова, А.А. Шайдуров, Л.Р. Яруллина), дополнительного профессионального образования (И.А. Журавлева, К.Д. Николаев, Н.В. Черно-ножкина).
Использование методов теоретического анализа современных источников позволило исследовать проблематику цифрового обучения при реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В
рамках обозначенной проблемы учтены труды А.В. Тебекина, И.А. Журавлевой, К.Д. Николаева, Н.В. Черноножкиной.
Как и любая учебная практика, цифровое обучение имеет большое количество преимуществ, но при этом необходимо учитывать и существующую проблематику его применения. Ранее нами были рассмотрены общие проблемы дополнительного профессионального образования, в числе которых рассматривались мотивация образовательной деятельности взрослых обучающихся, разработка моделей образования разных категорий взрослых, разработка электронных учебных контентов, совершенствование профессиональных компетенций педагога, качество образования [6]. Несомненно, указанные проблемы актуальны не только в масштабе реализации дополнительных профессиональных программ в любой форме обучения (очная, заочная), но и в части более узкой направленности, в условиях цифрового обучения. В этом случае к существующим проблемным аспектам дополнительного профессионального образования добавляются специфичные именно для цифрового обучения.
одной из немаловажных проблем цифрового обучения является необходимость уточнения терминологического аппарата. Анализ научных работ показал, что активно используются два понятия - «цифровое обучение» и «цифровое образование».
М.Е. Вайндорф-Сысоева и М.Л. Субоче-ва отмечают широкое использование понятия «цифровое образование». Учеными был проведен сравнительный анализ толкования данного термина с точки зрения позиций других авторов. для удобного восприятия информации М.Е. Вайндорф-Сысоева и М.Л. Субочева распределили варианты толкования определения по трем категориям: цифровое образование, цифровое обучение и цифровая образовательная среда. В результате авторами был сформулировано определение категории цифровое образование, которое рассматривается как процесс организованной коммуникации между преподавателем и обучающимся, направленный на достижение результата учебной и профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде с использованием цифровых возможностей демонстрации учебных материалов и способов организации образовательного процесса; образовательных интернет-платформ; электронного образовательного контента [2; 3].
Представляет большой интерес позиция A.A. Вербицкого в отношении обязательного разграничения понятий «цифровое обучение» и «цифровое образование». Автор не соотносит данные термины как синонимы, с чем мы осмелимся согласиться. Цифровое обучение является целенаправленным процессом передачи знаний, умений и навыков, основанным на принципах дидактики с использованием современных средств и способов электронной передачи информации. Термин цифровое образование A.A. Вербицкий считает нецелесообразным и предлагает заменить его на терминосочетание цифровая система образования ввиду того, что понятие «образование», по мнению ученого, имеет несколько смыслов, связанных с контекстом употребления. Автор рассматривает «образование», во-первых, как показатель освоения образовательных программ определенного уровня в системе непрерывного образования; во-вторых, как комплекс образовательных программ, реализуемых в образовательной организации; в-третьих, как единый процесс обучения и воспитания [4].
Учеными Казанского федерального университета было проведено большое исследование в части формирования понятийно-терминологического аппарата, появившегося в период активного внедрения цифровых технологий в систему образования. Рассматривая в своей работе понятие «цифровое образование», ученые соглашаются с точкой зрения A.A. Вербицкого о смысловом значении термина образование как единого процесса воспитания и обучения и также дополняют возможность его использования в контексте обозначения области профессиональной подготовки специалиста (например, педагогическое, юридическое, медицинское образование и др.). Авторами предложено определение цифрового образования как термина, рассматривающего образование с точки зрения подготовки кадров для цифровой экономики: специалисты в области компьютерных технологий, информатизации, цифровизации, цифровой трансформации и т. п.
Понятие «цифровое обучение» ученые считают тождественным понятию «электронное обучение». Ими было подробно проанализировано определение электронного обучения, представленное в законе «Об образовании в Российской Федерации» [9], и разделено на три компонента: наполнение информацией баз данных, использование информационных технологий при обработке информации, исполь-
зование технических средств для передачи информации и коммуникации между участниками образовательного процесса [12].
Б.Е. Стариченко рассматривает цифровое образование как совокупность обучения и воспитания, в основу которых заложено преимущественно использование цифровых технологий для представления, хранения и обработки информации. При этом исследовательница дополняет трактование термина тем, что при применении ресурсов цифрового образования повышается качество образования и появляется возможность управления образовательным процессом на всех уровнях [Там же].
В результате анализа изученных толкований терминов электронное обучение и электронное образование нами было предложено собственное видение дефиниции цифрового обучения, основанное на уравнивании понятий «цифровое» и «электронное». Цифровое обучение - процесс организации деятельности обучающихся по овладению компетенциями, основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий и коммуникативном взаимодействии участников образовательного процесса.
В рамках рассмотрения проблематики использования цифрового обучения проанализируем существующие проблемы и риски, отраженные в работах В.В. Баландиной, В.И. Блинова, A.A. Вербицкого, Е.Ю. Есениной, И.Е. Жигалова, И.А. Журавлёвой, A.M. Кондакова, Т.Ю. Кротенко, К.Д. Николаева, И.А. Погодиной, А.Г. Сергеева, И.С. Сергеева, А.В. Тебекина, Н.В. Черноножкиной и других авторов, применительно к условиям реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в организациях дополнительного профессионального образования.
Предметом обсуждения ученых становится множество проблемных ситуаций и возможных рисков при использовании цифрового обучения. Выделим основные подходы, предложенные авторами и творческими коллективами авторов, к проблематике цифрового обучения (см. табл. на с. 119).
Отметим, что это неполный перечень проблем и возможных рисков внедрения цифрового обучения в образовательный процесс. Авторы также указывают следующие проблемные аспекты: преувеличение возможностей цифрового обучения и недостаточная оценка присутствия человеческого фактора, несоответствие разработанных цифровых образовательных продуктов условиям достижения
- педагогические науки -
основные подходы к проблемам и рискам цифрового обучения
Подход / Автор А.А. Вербицкий [4] л.Р. яруллина [15] т.Ю. кротенко [8] А.В. тебекин [13] Г.И. Ибрагимов [7] В.И. Блинов [1] И.А. Журавлёва [5] А.о. Шарапов [14] И.А. Погодина [10] А.Г. Сергеев [11]
Проблемы
отсутствие психолого-педагогической концепции цифрового обучения + + +
отождествление понятий «информа- + +
ция» и «знания»
отсутствие стандартов качества для раз-
работки, внедрения и поддержки курсов электронного обучения +
отсутствие стандартов качества удаленного обучения +
Проблема идентификации личности +
и защиты персональных данных
отсутствие длительных наблюдений,
посвященных последствиям широкомасштабного внедрения цифрового об- + + + +
учения с позиций сохранения здоровья
Самодисциплина и мотивация к само- + +
обучению
Сокращение контактов с преподавате-
лем и другими обучающимися (как следствие, часть учебных вопросов остается нерешенной) + + +
Увеличение объема материала в рамках +
самостоятельного изучения
Готовность преподавателя к реализации образовательных программ в условиях цифрового обучения (наличие цифровых компетенций преподавателя) + + +
Нарушение информационно-психологической безопасности +
личности
Потенциальные риски
Риск вытеснения «живой» коммуника-
ции между преподавателем и обучающимися в процессе обучения + + + +
Риск деформации мышления, мировоззрения, ухудшение способностей воспринимать большие объемы информа- + + + + +
ции
Риск деградации живой речи, утери + + +
навыков правописания
Риск подмены цифровизации образования оцифровкой + +
Риск использования недостаточно +
изученных технологий
педагогических целей и реализации дидактических принципов, недостаточная защищенность персональных данных обучающихся [1]; подход к образовательному процессу с точки зрения бизнеса, а это не только разработка и желание выгодной продажи образовательной платформы для реализации процесса цифрового обучения, но также и продажа образовательных услуг с целью получения материальной выгоды для организатора обучения [8]; высокая стоимость разработки образовательных платформ, качественного электронного образовательного контента, а также их поддержание в актуальном состоянии [11]; повышение не только у обучающихся, но и у преподавателей стрессовых состояний, связанных с недостаточностью программного обеспечения и работоспособности технических средств, т. к. далеко не всегда образовательные организации могут предоставить бесперебойную работу компьютерной сети [14; 15], а также имеет место различное состояние технических средств у обучающихся (это связано с тем, что современные образовательные платформы для своей работоспособности могут предъявлять определенные технические требования к устройствам передачи информации).
Анализ проблематики цифрового обучения позволяет сделать следующие выводы. Безусловно, часть проблем и рисков, связанных с цифровым обучением, например здоровьесбе-регающие и коммуникационные, в большей степени соотносятся с длительностью процесса освоения образовательных программ и формированием личности обучающегося (общее образование, высшее образование). Стоит учесть, что продолжительность освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в организациях дополнительного профессионального образования намного меньше, при этом контингент обучающихся в основном представлен взрослым населением. Таким образом, актуальность здоровьесберегающих и коммуникационных рисков присутствует, но уже не в таком масштабе, как при освоении образовательных программ в рамках других видов образования. Из-за краткосрочности программ перед организациями дополнительного профессионального образования особенно актуальной становится проблема идентификации личности обучающегося. Это связано с тем, что не только процесс освоения дополнительных профессиональных программ, но и сопутствующие этому процессы (заявка на обучение, заключение договора на обучение и даже полу-
чение документа об образовании) проходят в удаленном формате с использованием цифровых средств передачи данных. Учитывая, что результатом освоения дополнительной профессиональной программы является документ об образовании, подтверждающий наличие сформированных либо усовершенствованных компетенций, которые в дальнейшем применяются в профессиональной деятельности слушателем программы, данный вопрос имеет высокую важность. Следствием этого возникает проблема качества образования в рамках освоения дополнительных профессиональных программ в условиях цифрового обучения. В современных образовательных стандартах не отражены условия разработки, внедрения и поддержки электронного образовательного контента, требования к цифровому обучению. Не стоит оставлять без внимания и возникновение стрессовых ситуаций у преподавателя, т. к. это напрямую отражается на мотивационном компоненте его готовности к реализации образовательной программы в условиях цифрового обучения. Необходимо постоянно совершенствовать цифровые компетенции преподавателя, поскольку постоянное развитие цифровой экономики влечет за собой появление инновационных технологий, в том числе и в образовании.
обобщая сказанное, отметим, что проблематика цифрового обучения в организациях дополнительного профессионального образования требует постоянного поиска решений. очевидно, что урегулирование одних проблем и рисков повлечет за собой возникновение новых, т. к. в целом вся система образования подвержена изменениям в рамках развития цифровой экономики страны.
Список литературы
1. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В. [и др.]. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В.И. Блинова. М., 2020.
2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. 2018. № 3. С. 2536. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-25-36.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Цифровое образование: особенности терминологии [Электронный ресурс] // Виртуальная реальность современного образования: идеи, результаты, оценки: материалы Междунар. интернет-конф. «Виртуальная реальность современного образования. VRME 2018», г. Москва, 8-11 окт. 2018 г. / под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. М., 2019. URL: https://www.elibrary.ru/download/
педагогические науки
elibrary_41424657_40235421.pdf (дата обращения: 06.09.2021).
4. Вербицкий A.A. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] // Homo Cyberus. 2019. № 1(6). URL: http://journal. homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 03.09.2021).
5. Журавлёва И.А., Николаев К.Д., Черноножки-на Н.В. Цифровая экономика и дистанционные технологии в дополнительном профессиональном образовании - симбиоз для повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 4. С. 194204. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.23.
6. Завьялова В.А. Актуальные проблемы дополнительного образования // Акмеология профессионального образования: материалы 14-й Между-нар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 14-15 марта 2018 г. Екатеринбург, 2018. С. 88-91.
7. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Калимул-лина A.A. О понятийно-терминологическом аппарате дидактики цифровой эпохи // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 2(92). С. 20-34.
8. Кротенко Т.Ю. Риски, опасности, угрозы «непрерывного» электронного образования // Вестн. ун-та. 2020. № 2. С. 58-62.
9. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3: принят Гос. думой 16 сент. 2003 г.: одобрен Советом Федерации 24 сент. 2003 г. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 08.09.2021).
10. Погодина И.А., Соловьева И.В. Цифровое образование: новые образовательные отношения [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 9-2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/tsifrovoe-obrazo vanie-novye-obrazovatelnye-otnosheniya (дата обращения: 06.09.2021).
11. Сергеев А.Г., Жигалов И.Е., Баландина В.В. Введение в электронное обучение: моногр. Владимир, 2012.
12. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 49-58. DOI: 10.26170/ po20-03-05.
13. Тебекин А.В. Перспективы и риски цифро-визации дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2558-2566.
14. Шарапов А.О.,Деревянко Ю.П., Швецова В.А. О перспективах и рисках цифровизации образования и электронного обучения [Электронный ресурс] // Искусственный интеллект и цифровиза-ция образования: материалы Междунар. круглого стола, Белгород, 14 апр. 2020 г. / М-во образования и науки РФ, НИУ БелГУ; отв. ред. Т.Н. Разуваева. Белгород, 2020. С. 117-131. URL: http://dspace.bsu.
edu.ru/handle/123456789/39452 (дата обращения: 09.09.2021).
15. Яруллина Л.Р. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. N 6. URL: https://mir-nauki.com/
PDF/42PSMN620.pdf (дата обращения: 09.09.2021). * * *
1. Bilenko P.N., Blinov V.I., Dulinov M.V. [i dr.]. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professional'-nogo obrazovaniya i obucheniya / pod nauch. red. V.I. Blinova. M., 2020.
2. Vajndorf-Sysoeva M.E., Subocheva M.L. «Cif-rovoe obrazovanie» kak sistemoobrazuyushchaya ka-tegoriya: podhody k opredeleniyu // Vestn. Mosk. gos. obl. un-ta. Ser.: Pedagogika. 2018. № 3. S. 25-36. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-25-36.
3. Vajndorf-Sysoeva M.E., Subocheva M.L. Cif-rovoe obrazovanie: osobennosti terminologii [Elekt-ronnyj resurs] // Virtual'naya real'nost' sovremenno-go obrazovaniya: idei, rezul'taty, ocenki: materialy Mezhdunar. internet-konf. «Virtual'naya real'nost' so-vremennogo obrazovaniya. VRME 2018», g. Moskva, 8-11 okt. 2018 g. / pod obshch. red. M.E. Vajndorf-Sysoevoj. M., 2019. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_41424657_40235421.pdf (data ob-rashcheniya: 06.09.2021).
4. Verbickij A.A. Cifrovoe obuchenie: proble-my, riski i perspektivy [Elektronnyj resurs] // Homo Cyberus. 2019. N° 1(6). URL: http://journal.homo cyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (data obrashche-niya: 03.09.2021).
5. Zhuravlyova I.A., Nikolaev K.D., Cherno-nozhkina N.V. Cifrovaya ekonomika i distancionnye tekhnologii v dopolnitel'nom professional'nom obrazo-vanii - simbioz dlya povysheniya konkurentosposob-nosti trudovyh resursov // Nauka o cheloveke: guma-nitarnye issledovaniya. 2020. T. 14. № 4. S. 194-204. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.23.
6. Zav'yalova V.A. Aktual'nye problemy dopol-nitel'nogo obrazovaniya // Akmeologiya professio-nal'nogo obrazovaniya: materialy 14-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Ekaterinburg, 14-15 marta 2018 g. Ekaterinburg, 2018. S. 88-91.
7. Ibragimov G.I., Ibragimova E.M., Kalimullina A.A. O ponyatijno-terminologicheskom apparate didaktiki cifrovoj epohi // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2021. № 2(92). S. 20-34.
8. Krotenko T.Yu. Riski, opasnosti, ugrozy «ne-preryvnogo» elektronnogo obrazovaniya // Vestn. unta. 2020. № 2. S. 58-62.
9. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ: prinyat Gos. Du-moj 16 sent. 2003 g.: odobren Sovetom Federacii 24 sent. 2003 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://base. garant.ru/70291362/ (data obrashcheniya: 08.09.2021).
известия вгпу
10. Pogodina I.A., Solov'eva I.V. Cifrovoe obra-zovanie: novye obrazovatel'nye otnosheniya [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnyj zhurnal gu-manitarnyh i estestvennyh nauk. 2020. № 9-2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/nAsifrovoe-obrazovanie-novye-obrazovatelnye-otnosheniya (data obrashche-niya: 06.09.2021).
11. Sergeev A.G., Zhigalov I.E., Balandina V.V. Vvedenie v elektronnoe obuchenie: monogr. Vladimir, 2012.
12. Starichenko B.E. Cifrovizaciya obrazovaniya: illyuzii i ozhidaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020. № 3. S. 49-58. DOI: 10.26170/po 20-03-05.
13. Tebekin A.V. Perspektivy i riski cifrovizacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Pro-fessional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2019. T. 9. № 1. S. 2558-2566.
14. Sharapov A.O.,Derevyanko Yu.P., Shveco-va V.A. O perspektivah i riskah cifrovizacii obrazo-vaniya i elektronnogo obucheniya [Elektronnyj resurs] // Iskusstvennyj intellekt i cifrovizaciya obra-zovaniya: materialy mezhdunar. kruglogo stola, Belgorod, 14 apr. 2020 g. / M-vo obrazovaniya i nauki RF, NIU BelGU; otv. red. T.N. Razuvaeva. Belgorod, 2020. S. 117-131. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/hand le/123456789/39452 (data obrashcheniya: 09.09.2021).
15. Yarullina L.R. Cifrovoe obuchenie v vysshej shkole: psihologicheskie riski i effekty [Elektronnyj resurs] // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN620. pdf (data obrashcheniya: 09.09.2021).
The issues of digital education in the context of the implementation of the further professional programs
The article deals with the comprehension of the term "digital education" by the modern authors. There are analyzed and compared the basic approaches associated with the risks and problems of the implementation of the digital education in mastering the educational program. On the basis of the theoretical analysis of the modern sources there is studied the issue of the digital education during the implementation of the further professional programs of the improvement of the qualification and the occupational retraining in the institutions of the further professional education.
Key words: digital education, further professional education, electronic learning content, adult students, e-learning.
(Статья поступила в редакцию 07.11.2021)
Г.и. панарина
(Елец)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Анализируется понятие сюжетно-ролевой игры в процессе обучения английскому языку младших школьников. Рассматриваются способы совершенствования учебного процесса в ходе обучения иностранным языкам в начальной школе. Представлены результаты опроса школьных учителей и студентов относительно эффективности использования сюжетно-ролевой игры на уроках английского языка.
Ключевые слова: младший школьник, мотивация учения, методика обучения английскому языку, начальная школа, сюжетно-ролевая игра.
В современном мире знание иностранных языков стало необходимым условием становления профессионала в любой сфере деятельности: в образовании, международных отношениях, коммерции, бизнесе и т. д. Изучение иностранного языка начиная со школьной скамьи должно быть нацелено на развитие общекультурных, профессиональных компетенций в соответствии со стандартами начального и общего образования. Согласно Приказу Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), «предметные результаты по учебному предмету "Иностранный язык" предметной области "Иностранный язык" должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в типичных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной)» [3]. С точки зрения педагогики обучение иностранному языку представляет собой процесс формирования элементарной коммуникативной компетенции на доступном для младшего школьника уровне речевой деятельности [1].
О Панарина Г.И., 2022