Научная статья на тему 'Проблематика телесности в профессиональной деятельности специалистов социальной сферы'

Проблематика телесности в профессиональной деятельности специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / SOCIAL SPHERE / НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / NON-VERBAL BEHAVIOR / ПЕДАГОГИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL ENVIRONMENT / ТЕЛО / BODY / ТЕЛЕСНОЕ / ТЕЛЕСНОСТЬ / CORPORALITY / PEDAGOGICAL INFLUENCE / CORPORAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахьямова Инна Анатольевна

В статье рассматриваются подходы к феноменам телесного и телесности в деятельности специалистов социальной сферы, сущность этих понятий и значение для процесса педагогизации среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with approaches to phenomena of corporal and corporality, essence of these concepts and meaning for the process pedagogical influence in the activity of experts of social sphere.

Текст научной работы на тему «Проблематика телесности в профессиональной деятельности специалистов социальной сферы»

услуг;

6) методически выстроенное взаимодействие организаций сфер культуры и туризма имеет определяющее значение для развития культурного ту-

ризма как способа формирования положительного имиджа территории (региона, края, области, отдельных муниципальных образований) в национальном и международном масштабах.

Примечания

1. Бабаева А. В. Современная западная философия о культурном пространстве: материалы научной конференции / А. В. Бабаева; Санкт-Петербургское философское общество. - СПб., 2001. - Вып. 7. - (Зишрозшш).

2. Большаков В. П. Провинциальность культурных пространств нынешней России / В. П. Большаков // Культура российской провинции: прошлое, настоящее, будущее: материалы «круглого стола». - СПб., 2005. - С. 6-8.

3. Калягин А. А. Культура и будущее России. Новый взгляд: [доклад подготовлен по заказу Общественной палаты РФ] / А. А. Калягин // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2008. - № 2. - С. 75-84.

4. Туристический бум [Электронный ресурс] // Стратегия развития туризма. - Режим доступа: Ьир:// шшш.шогЫ.-Шипзш.о^.

И. А. Ахьямова

ПРОБЛЕМАТИКА ТЕЛЕСНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В статье рассматриваются подходы к феноменам телесного и телесности в деятельности специалистов социальной сферы, сущность этих понятий и значение для процесса педагогизации среды. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, специалист социальной сферы, невербальное поведение, педагогизация, социальная среда, тело, телесное, телесность.

The article deals with approaches to phenomena of corporal and corporality, essence of these concepts and meaning for the process pedagogical influence in the activity of experts of social sphere. Keywords: socio-cultural activity, social sphere, non-verbal behavior, pedagogical influence, social environment, body, corporal, corporality.

Деятельностью работников социальной сферы, в частности социальных педагогов и специалистов по социальной работе, руководят цели служения обществу и людям, спасения для общества каждой личности, предотвращения и разрешения социальных проблем, преодоления противоречий между социальными субъектами. Достижение этих целей осуществляется в социальной среде через активность в ней. Только благодаря действию человек познает, именно через действие «куется» интеллект, развиваются способности. Знаменитый ученый-кибернетик Хейнц фон Фёрстер призывал: «Хо-

чешь познавать, научись действовать!» и «Действуй так, чтобы умножать возможности для выбора!» (4, с. 49). Потому способность оказывать помощь людям должна развиваться через конструирование, педагогизацию специалистами социальной среды в соответствии со своими когнитивными, экзистенциальными и социальными установками, инактивацию (вдействование) в эту среду. Для этого крайне важными условиями становятся повышение культурного уровня специалистов, стремление к внутреннему совершенству, высоте духа.

Дух, как известно, реализует свои

функции в теле, с телом и через тело: «Как бы спиритуалистическая и рационалистическая метафизика ни унижала тела, как бы материализм ни сводил живое тело на тупую материальную массу, оно есть и остается единственной формой актуального проявления духа в окружающих нас условиях» (5, с. 81). Человек - существо телесное. Следы памяти отпечатаны не только в его сознании, но и в теле. Человек помнит телом, ощущения никогда не обманывают, самые подлинные чувства -это ощущения (вкусовые, обонятельные, тактильные).

Феномен тела, считает В. А. Лекторский, раскрывается двумя путями. Некоторые его состояния раскрываются субъектом «изнутри», посредством проприоцептивной рецепции (например, положения тела в пространстве). С другой стороны, этот феномен выявляется в процессе осознания вписанности тела в сетку связей мира. Категоризация телесного пространства может осуществляться как в вербализованной, так и в невербализо-ванной формах, при этом чувственные категоризации гораздо богаче словесных (5, с. 146).

Расширение своего присутствия в мире специалистом через изменение воспитательного потенциала (педаго-гизацию) среды имеет и обратную сторону - изменение от среды, когда человек становится «творением», «плодом», «результатом» развития ситуации, изменяясь в ней и благодаря ей (4, с. 48). Поскольку на тело в современном мире оказывают влияние не только объективные физиологические факторы, но, даже - в большей мере, социальные, которые могут выражаться в суждениях, мнениях, представлениях, стереотипах, эталонах, преобладающих в культуре сообщества, то понятие «тело» следует рассматривать как «культурное тело», включающее в себя и сам образ тела, и схему тела и соци-

альные компоненты внешности, такие как одежда, прическа и т.д. (2) Во всех случаях значение телесного в менталь-но-миссионном подходе к деятельности социальных педагогов и специалистов по социальной работе невозможно преувеличить.

Рассуждая о теле - организме в его различных формах, телесном как свойстве тела и телесности, правомерно рассмотреть их соотношение. Под телесностью вслед за М. Плоховой мы будем понимать состояние. Телесность как состояние - это, прежде всего, личностный опыт, посредством которого специалист входит в мир, познает его и вместе с ним самого себя. Телесность включает в себя не только опыт владения собственным телом, но также опыт столкновения, обнаружения и взаимодействия с миром, который предъявляет себя посредством телесных образований. Очевидно, что телесность не тождественна телу и телесному. Физическое тело воспринимается при этом вещественно и единично, как объект в поле внимания. Потому опыт телесности хотя и близок опыту тела, но значительно шире (6, с. 71).

Телесность человека имеет сложную, иерархическую структуру, включая биологический уровень тела-организма, психосоматический уровень, тонкоматериальный психо-духовный уровень. Особенности телесной организации отдельной личности обусловливают культурные архетипы, социокультурная и профессиональная среда, характеристики индивидуального телосложения и индивидуальной деятельности (3, с. 179).

Телесность как состояние по своему содержанию крепко связана с состоянием сознания: опыт телесности вплотную зависит от состояния сознания. Связка «телесность - сознание» настолько прочна, что разделять ее составляющие возможно лишь в методологическом плане для выявления тех

или иных особенностей сложного феномена. Опыт знакомства с разными состояниями сознания задает диапазон опыта телесности (6, с. 72).

Опыт телесности ярче и последовательнее всего раскрывается в неверба-лике - поведенческих проявлениях, выраженных с помощью невербальных средств. При этом специалист социальной сферы должен отличаться от обывателя не только необходимостью применения всего спектра невербальных средств в деятельности, изменения действительности с их помощью, но и умением невербально постичь социальную среду и особенности проявления ее субъектов. Такая совокупность сформированных социально значимых качеств социального педагога и специалиста по социальной работе, повседневно проявляемых в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры и выраженных невербально, есть невербальная культура, или культура невербального поведения.

В культуре невербального поведения специалиста соединяются внешние факторы, регулирующие деятельность и поведение личности, и внутренние -ее индивидуальные возможности. Внешние проявления невербального поведения социального педагога и специалиста по социальной работе напрямую зависят от степени развитости способностей к управлению невербальным поведением. На стыке природных форм выражения переживаний и социокультурных способов поведения осуществляется формирование невербального репертуара специалиста социальной сферы, который тесно связан с его невербальным интеллектом. Невербальный интеллект обозначает способности регулировать собственные эмоции, отправлять и принимать эмоциональные послания, выраженные невербально, выявляя, в свою очередь, общность телесности и сознания.

В то же время сама природа сознания телесна. Поскольку сознание хо-листично, постольку целостно и восприятие окружающего мира. Ведь мыслит человек не только мозгом, а чувствует не только сознанием, он мыслит и чувствует всем своим телом. Такова синестезия мышления, характерная для высокого творчества, когда различные чувственные ощущения пересекаются, когда сознание видит, как собрано целое из частей, или слышит музыку, как обладающую цветом и ароматом. Синестезия позволяет уловить вкус мира на краешке языка (4, с. 49). Классический пример синестезии — творчество А. Н. Скрябина, воспринимавшего музыку в цвете и свете. В партитуре его Поэмы огня «Прометей» была специальная сточка, помеченная итальянским словом «Luce» (свет), предназначенная для светоцве-товой клавиатуры, воспроизводящей не только окраску световых волн, но и их интенсивность и форму. Другой пример синестезии — «видение» слепыми людьми разных цветов через прикосновение к ним кончиками пальцев или слышание ими «цветной» музыки. Социальный педагог и специалист по социальной работе должны не только понимать совокупную и всепроникающую связь тела и сознания, всех уровней познания, принимать неразрывную связь познания с действием, познания через действия в среде, но и реализовать эту связь через взаимодействие со средой, которую они видоизменяют.

Специалист социальной сферы как человек, являющийся сложной открытой иерархической саморазвивающейся системой, находящейся в сопряжении и коэволюции с социальной, культурной и природной средой, также являющимися саморазвивающимися системами, выступает через систему и стратегию следующих тел (Е. Н. Князева).

1. Тело соматическое, или материальное, описание объекта при минимальном воздействии на него раздражителей, когда мы отвлекаемся от его реакций. Это описание сомы, тела в пространстве, его элементов.

2. Тело энергетическое, или тело связей между элементами и энергий этих связей. Другими словами, это степень подвижности тела как такового, скорости изменения взаимного расположения его элементов, способности совершить работу (дрожания, напряженности) без внешних воздействий.

3. Рефлекторно-эмоциональное тело (тело рефлекса), или простейшие реакции тела на контакт с реальностью, внешние раздражения, ощущения от органов чувств, способность тела локализовать энергию и действия в ответ на определенные типы раздражения. Его можно обозначить так же, как «информационно-энергетическое», поскольку оно связывает тип раздражения и определенную реакцию материально-энергетического, физического тела (даже в случае эмоций). Тело рефлекса, возникающее в живых системах в связках «стимул-реакция» и опосредованное системой обратных связей, рефлекторных дуг, описывается на языке кибернетики и нейрофизиологии. Оно позволяет противостоять внешней среде и поддерживать гомеос-таз.

Тело физическое совместно с телами энергетическим и рефлекса можно назвать живым телом, или плотью. Об эмоциональном теле говорят как о теле чувств, теле желаний.

4. Следующим является тело логики, или алгоритмическое тело (а также тело рассудка, здравого смысла). Реакции тела на многократно повторяющиеся воздействия - это устойчиво воспроизводимые и, главное, возникающие в повторных сериях контактов с внешним миром запоминаемые реакции по типу логических связок «если -

то»: алгоритмы, формируемые внешней средой. Об этом теле можно сказать, что оно активируется эмоционально-целевыми мотивами тела желаний. Тело рассудка позволяет менять тип реакций не на уровне филогенеза, а на уровне отдельного живого существа, что способствует серьезному повышению его адаптированности к среде. Его можно назвать адаптивно-информационным, поскольку оно непосредственно связано не столько с энергетическими проявлениями телесности, сколько с формированием и разворачиванием алгоритмов реального или возможного поведения. Оно само способно моделировать внешние условия как условия логической задачи, однако при этом обращено к следующему уровню телесности - телу воображения и интуиции. Последующие тела, имеющие отношение к высокой психической организации, не могут быть ограничены рамками только физического тела.

5. Креативное, или интуитивное тело, проявляющееся в эмерджентных актах спонтанной генерации ценной информации - таких как воображение, распознавание, инсайт, предвидение, которые не даны в формах рефлекторного или логического действия, не связаны с операциями перебора или механического копирования. В частности, интуитивное тело отвечает за смену алгоритмов без долгих процедур выработки нового условного рефлекса, что является необходимым критерием творчества. Иногда оно как бы сворачивает длинные логические последовательности в акте инсайта или подсказывает «сумасшедшую» гипотезу, что позволяет нам говорить об особом типе работы со временем, с памятью и прогнозом, превращенным знанием. Наличие этого тела позволяет системе быть сверхадаптивной в новых обстоятельствах. Высшую рефлекторную деятельность Е. Н. Князева называет низ-

шим типом интуиции, или сферой досознательного, в то время как генерацию совершенно новой информации в акте творчества - высшим типом интуиции, или подсознанием. Поскольку интуитивное тело является своеобразным окном в мир, когда система может воспринимать сколь угодно малые (информационные) воздействия, радикально влияющие на акт генерации информации, интуитивное тело еще можно назвать телом информационно-резонансным.

Комплекс взаимодействующих эмоционального, логического и интуитивного тел иногда также называют психо-ментальным телом (сферой). Именно она отвечает за восприятие и осознание нашей внутренней телесности, за формирование образа вынесенного тела культуры и тела смыслов. Центральным телом осмысления, экраном бытия здесь выступает тело логическое, в нем собраны коды осознания и тело смыслов. Интуитивное тело, как предполагает Е. Н. Князева, способно «соединяться», коммуницировать с иными системами, настраиваться на них. При этом оно как бы делокализу-ется, его границы неопределенно расширяются по сравнению с границами физического тела, что позволяет ему обеспечивать считывание видового, ноосферного информационного потенциала.

6. Тело когерентности отвечает за состояния сверхоткрытости, единения с другими телами, явлениями, частями реальности, миром в целом. Это состояние переживания любви не только к себе, к ближнему. но и ко всему миру («океаническое» чувство любви), которое свойственно высокодуховным, святым людям. Это состояние вживания во внутренний мир другого (эмпа-тия) всегда было основой технологий религии, искусства, научного творчества, глубинной коммуникации, психотерапии, концентрации, гипноза и ма-

гии. Человек, имеющий развитое тело когерентности, притягателен, хариз-матичен, магнетичен, к нему инстинктивно тянутся дети, животные, взрослые. Действие этого тела люди ощущают косвенно, оно проявлено и в теле эмоций, и в теле энергий, а не только на уровне информационно-резонансного тела интуиции.

7. Тело воли. «Волить» - стремиться к поставленной цели, подчиняя другие тела, - например, иметь волю к обретению смысла. Эрос (инстинкт жизни) и Танатос (инстинкт смерти) есть проявления этого тела в других телах. Чистое воление, еще до возможного осознания вектора его направленности, может проявляться как целостное состояние готовности, решимости, накопленной потенции действия, силы и легко прочитывается в телесности личности. Тело воли может проявляться как стремление к цели во всех телах (вероятно, кроме тела физического), то есть начиная с тела плоти. Степень волевого усилия зависит от степени интенсивности и когерентности проявлений воли в других телах, так как разум, эмоции и действия должны быть согласованы, поэтому тело воли так же делокализовано и, по всей видимости, задается теми же надсознательны-ми холистическими механизмами, что и рассмотренные выше интуитивное и когерентное тела. Оно проявляется в жесткости, силе отрицательных обратных связей в ходе борьбы за достижение поставленной цели: например, в телах рефлекса, эмоции и логики это будут, соответственно, воля к жизни, воля к удовольствиям и воля к объяснению.

Отметим, что тела интуиции, когерентности и воли в значительной степени надличностные и надсознатель-ные. В традициях их часто объединяют, называя духовным телом человека (4,

с. 50).

Все перечисленные тела являют

себя в мир невербально, в той или иной степени взаимодействуя с различными уровнями организации пространства посредством энергий. Все уровни организации пространства, включая тело человека и среду, пронизывают энергии, имеющие сложную структуру, с помощью которых происходит взаимодействие и взаимовлияние субъектов и объектов. Квантово-синергетическая антропологическая теория, выстроенная на принципах синергетики и квантовой теории (В. Г. Буданов) (и адаптируемая для социокультурной сферы) предполагает возможность существования холистических пространственно-временных законов и механизмов организации пространства, а значит, и педагогизации его.

Первый механизм опосредован динамическим хаосом в нелинейных системах и заключается в возможности синергетической синхронизации слабо связанных, удаленных нелинейных систем (И. Помо, Г. Видаль). Второй основан на макроквантовых корреляциях (эффект Эйнштейна-Подольского-Розена; это так называемый ЭПР-эффект, заключающийся в мгновенном возникновении корреляций между сколь угодно удаленными частями системы, когда измерение-наблюдение порождает свойства лишь одной из частей системы). Макроквантовые корреляции связывают специфическим, некаузальным (внепричинным) образом явления в разных частях Вселенной, - да и в локальных областях тоже.

Специалисту социальной сферы важно знать, что на поведение человека оказывают воздействие не только другие люди, но и окружающая среда как совокупность факторов, влияющих на взаимодействие людей, но не являющихся при этом непосредственной частью этого взаимодействия. Факторами окружающей среды выступают архитектурный стиль, интерьер, мебель, освещение, цвета, музыка, аку-

стические шумы, «следы действия» -предметы, оставляемые человеком в пространстве.

Необходимо учитывать, что телесно не только сознание, в основе духовного мира лежат чувства, которые всегда телесно укоренены. Так, сочувствие выражается как движение тела в пространстве и времени, часто и без словесных сопровождений (5, с. 148). Эмоция, в свою очередь, рождает, запускает, разворачивает телесные реакции, закрепляясь в телесности человека. Эмоции (как состояние психики) отражаются на телесном состоянии, а болезненные телесные состояния угнетающе действуют на психику. Воздействие на одну сферу автоматически отражается и на другой (6, с. 82). Известно, что улыбка, например, способна не только поднять настроение, повысив эмоциональный фон улыбающегося и того, кому эта улыбка предназначена, но и улучшить психическое и физическое самочувствие человека. Знание механизмов взаимного действия тел человека и умелое использование их обеспечивает специалистам социальной сферы преодоление смысловых, эмоциональных, поведенческих несоответствий субъектов в деятельности, способствует педагогизации различных уровней пространства социальной среды.

Итак, телесность не есть само тело, проявляющееся через телесные свойства. Эти явления могут быть объединены в деятельности специалиста социальной сферы для инактивации в мир, изменения, педагогизации социальной среды. Телесность как сложная система взаимосвязанных элементов, неотделимая от сознания и чувств человека, ярче всего проявляется в невербальном поведении личности и становится основной формой внешнего выражения духовной миссии служения обществу социального педагога и специалиста по социальной работе.

Примечания

1. Ахьямова И. А. Секреты педагогического мастерства: монография / И. А. Ахья-мова, Е. В. Каерова, Е. В. Коротаева и др.; под общ. ред. Е. В. Коротаевой, С. С. Чернова.

- Новосибирск: ЦРНС, 2009. - Книга 3. - 253 с.

2. Гавриленко А. А. Физический образ «я» и формы его коррекции / А. А. Гавриленко // Телесность как эпистемологический феномен / И. А. Бескова (отв. ред.), Е. Н. Князева, В. Г. Буданов и др.; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2009.

- С. 211-226.

3. Герасимова И. А. Трансформации телесности в музыкальных практиках / И. А. Герасимова // Телесность как эпистемологический феномен / И. А. Бескова (отв. ред.), Е. Н. Князева, В. Г. Буданов и др.; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2009.

- С. 162-179.

4. Князева Е. Н. Телесная природа сознания / Е. Н. Князева // Телесность как эпистемологический феномен / И. А. Бескова (отв. ред.), Е. Н. Князева, В. Г. Буданов и др.; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2009. - С. 31-54.

5. Круткин В. Л. Онтология человеческой телесности (философские очерки): монография / В. Л. Круткин. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. - 172 с.

6. Плохова М. А. Квантовый подход к проблеме телесности / М. А. Плохова // Телесность как эпистемологический феномен / И. А. Бескова (отв. ред.), Е. Н. Князева, В. Г. Буданов и др.; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2009. - С. 71-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.