Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ / ИГНОРИРОВАНИЕ / ОТВЕРЖЕНИЕ / ОТЧУЖДЕНИЕ / ОСТРАКИЗМ / ПЕРЕЖИВАНИЕ / ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рудыхина Ольга Валерьевна, Гусева Юлия Евгеньевна, Семенова Галина Вячеславовна

Введение. Изучение феномена социальной эксклюзии является актуальным в связи с возрастанием социально-психологической напряженности в современном обществе, усиливающей дезинтеграционные процессы в пространстве межличностных отношений (игнорирование, отчуждение, отвержение, исключение человека из личностно-значимых отношений с другими людьми). Для углубления понимания условий возникновения социальной эксклюзии, пространства и форм ее проявления, ключевых характеристик объекта и субъекта эксклюзии и факторов ее предупреждения предлагается обратиться к публикациям, посвященным анализу художественных произведений, содержащих описание ситуаций социальной эксклюзии в межличностных отношениях в среде детей и подростков.Материалы и методы. Проведен литературный обзор публикаций, посвященных изучению феномена социальной эксклюзии, и сделан акцент на анализе материалов работ, в которых отражена проблематика социального исключения в межличностных отношениях в контексте детской художественной литературы. Результаты исследования. В результате литературного обзора обнаружено, что тематика социального исключения широко представлена в художественной литературе как в явной, так и в опосредованной форме. Отечественная и зарубежная детская литература содержат примеры игнорирования, отвержения, исключения в межличностных отношениях как в условиях семьи, так и в образовательной среде. Описаны возможности использования данных материалов в практике работы педагогов с детьми дошкольного и школьного возраста с целью идентификации проявления социальной эксклюзии в реальных жизненных ситуациях межличностного взаимодействия, развития у них рефлексии различных проявлений исключения в межличностных отношениях и профилактики эксклюзирующего поведения со стороны педагогов или других детей в образовательных учреждениях.Заключение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что тексты детской литературы способны эффективно развивать эмоциональную сферу ребенка посредством проявления у него эмоционального сопереживания героям, находящимся в ситуации социальной эксклюзии, и последующего их осмысления, а также содержат примеры принимающего, инклюзивного поведения, анализ которых можно рассматривать в качестве профилактики проявления социального исключения в образовательном пространстве дошкольных и школьных учреждений и, в дальнейшем, в более широком социальном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Рудыхина Ольга Валерьевна, Гусева Юлия Евгеньевна, Семенова Галина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF SOCIAL EXCLUSION IN INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN THE CONTEXT OF CHILDREN’S FICTIONT

Introduction. The modern society is characterized by increasing socio-psychological tensions which enhance the disintegration processes in interpersonal relations. Such processes include ignoring, alienation, rejection and exclusion of a person from significant relationships with other people. This makes social exclusion a relevant research topic. This paper contains a literature review of publications which analyze the works of fiction describing situations of social exclusion in interpersonal relationships among children and adolescents. The literature review is carried out in order to achieve a better understanding of social exclusion: the conditions which give rise to social exclusion, the space and forms of its manifestation, and the key features of the object and subject of exclusion. The paper also seeks to explore the factors of social exclusion prevention.Materials and methods. We carried out a literature review of publications devoted to the study of social exclusion, with emphasis on the analysis of publications that reflect the problems of social exclusion in interpersonal relationships in the context of children’s fiction.The results of the study. The literature review revealed that the topic of social exclusion is widely represented in fiction both explicitly and indirectly. Russian and foreign children’s literature contain examples of ignoring, rejection, and exclusion in interpersonal relationships both in the family and in the educational environment. We describe the possibilities of using these materials in teachers’ work with preschool and school-age children in order to help teachers identify social exclusion in real-life situations, develop their awareness of various manifestations of social exclusion, and prevent exclusionary behavior on the part of teachers or other children in educational institutions.Conclusion. The results of the study indicate that children’s literature can develop the emotional sphere of the child through causing the child’s emotional empathy for the characters in a situation of social exclusion, as well as through provoking the child’s reflecting on such a situation. Children’s literature also contains examples of accepting, or inclusive, behavior-the analysis of such examples can be considered to prevent social exclusion at preschool and school institutions and, in the future, in a broader social context.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Психология человека в образовании, 2022, т. 4, № 3 Psychology in Education, 2022, vol. 4, no. 3 _www.psychinedu. ru

Личность в процессах обучения и воспитания

EDN OSVLRZ

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-294-308 Научная статья

Проблематика социального исключения в межличностных отношениях в контексте детской художественной литературы

О. В. Рудыхина01, Ю. Е. Гусева1, Г. В. Семенова1

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Сведения об авторах

Ольга Валерьевна Рудыхина, SPIN-код: 1410-9535, Scopus AuthorID: 57223035494, ResearcherID: K-6560-2018, ORCID: 0000-0002-8207-4016, e-mail: [email protected]

Юлия Евгеньевна Гусева, SPIN-код: 8072-6320, ORCID: 0000-0002-5815-4227, e-mail: Julia [email protected] Галина Вячеславовна Семенова, SPIN-код: 4149-7480, Scopus AuthorID: 57211030125, ResearcherID: N-3664-2018, ORCID: 0000-0002-3936-2039, e-mail: [email protected]

Для цитирования: Рудыхина, О. В., Гусева, Ю. Е., Семенова, Г. В. (2022) Проблематика социального исключения в межличностных отношениях в контексте детской художественной литературы. Психология человека в образовании, т. 4, № 3, с. 294-308. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-294-308 EDN OSVLRZ

Получена 2 февраля 2022; прошла рецензирование 8 апреля 2022; принята 6 мая 2022. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.

Права: © О. В. Рудыхина, Ю. Е. Гусева, Г. В. Семенова (2022). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Аннотация

Введение. Изучение феномена социальной эксклюзии является актуальным в связи с возрастанием социально-психологической напряженности в современном обществе, усиливающей дезинтеграционные процессы в пространстве межличностных отношений (игнорирование, отчуждение, отвержение, исключение человека из личностно-значимых отношений с другими людьми). Для углубления понимания условий возникновения социальной эксклюзии, пространства и форм ее проявления, ключевых характеристик объекта и субъекта эксклюзии и факторов ее предупреждения предлагается обратиться к публикациям, посвященным анализу художественных произведений, содержащих описание ситуаций социальной эксклюзии в межличностных отношениях в среде детей и подростков. Материалы и методы. Проведен литературный обзор публикаций, посвященных изучению феномена социальной эксклюзии, и сделан акцент на анализе материалов работ, в которых отражена проблематика социального исключения в межличностных отношениях в контексте детской художественной литературы. Результаты исследования. В результате литературного обзора обнаружено, что тематика социального исключения широко представлена в художественной литературе как в явной, так и в опосредованной форме. Отечественная и зарубежная детская литература содержат примеры игнорирования, отвержения, исключения в межличностных отношениях как в условиях семьи, так и в образовательной среде. Описаны возможности использования данных материалов в практике работы педагогов с детьми дошкольного и школьного возраста с целью идентификации проявления социальной эксклюзии в реальных жизненных ситуациях межличностного взаимодействия, развития у них рефлексии различных проявлений исключения в межличностных отношениях и профилактики эксклюзирующего поведения со стороны педагогов или других детей в образовательных учреждениях. Заключение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что тексты детской литературы способны эффективно развивать эмоциональную сферу ребенка посредством проявления у него эмоционального сопереживания героям, находящимся в ситуации социальной эксклюзии, и последующего их осмысления, а также содержат примеры принимающего, инклюзивного поведения, анализ которых можно рассматривать в качестве профилактики проявления социального исключения в образовательном пространстве дошкольных и школьных учреждений и, в дальнейшем, в более широком социальном контексте.

Ключевые слова: социальная эксклюзия, социальное исключение в межличностных отношениях, игнорирование, отвержение, отчуждение, остракизм, переживание, детская художественная литература

Я Check for updates

УДК 159.9.072

Research article

The problems of social exclusion in interpersonal relationships in the context of children's fictiont

O. V. Rudykhina™, Yu. E. Guseva1, G. V. Semenova1

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia Authors

Olga V. Rudykhina, SPIN: 1410-9535, Scopus AuthorlD: 57223035494, ResearcherlD: K-6560-2018, ORCID: 0000-0002-8207-4016, e-mail: [email protected]

Yulia E. Guseva, SPIN: 8072-6320, ORCID: 0000-0002-5815-4227, e-mail: Julia [email protected] Galina V. Semenova, SPIN: 4149-7480, Scopus AuthorID: 57211030125, ResearcherID: N-3664-2018, ORCID: 0000-0002-3936-2039, e-mail: [email protected]

For citation: Rudykhina, O. V., Guseva, Yu. E., Semenova, G. V. (2022) The problems of social exclusion in interpersonal relationships in the context of children's fiction. Psychology in Education, vol. 4, no. 3, pp. 294-308. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-294-308 EDN OSVLRZ

Received 2 February 2022; reviewed 8 April 2022; accepted 6 May 2022.

Funding: The study did not receive any external funding.

Copyright: © O. V. Rudykhina, Yu. E. Guseva, G. V. Semenova (2022). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract

Introduction. The modern society is characterized by increasing socio-psychological tensions which enhance the disintegration processes in interpersonal relations. Such processes include ignoring, alienation, rejection and exclusion of a person from significant relationships with other people. This makes social exclusion a relevant research topic. This paper contains a literature review of publications which analyze the works of fiction describing situations of social exclusion in interpersonal relationships among children and adolescents. The literature review is carried out in order to achieve a better understanding of social exclusion: the conditions which give rise to social exclusion, the space and forms of its manifestation, and the key features of the object and subject of exclusion. The paper also seeks to explore the factors of social exclusion prevention. Materials and methods. We carried out a literature review of publications devoted to the study of social exclusion, with emphasis on the analysis of publications that reflect the problems of social exclusion in interpersonal relationships in the context of children's fiction.

The results of the study. The literature review revealed that the topic of social exclusion is widely represented in fiction both explicitly and indirectly. Russian and foreign children's literature contain examples of ignoring, rejection, and exclusion in interpersonal relationships both in the family and in the educational environment. We describe the possibilities of using these materials in teachers' work with preschool and school-age children in order to help teachers identify social exclusion in real-life situations, develop their awareness of various manifestations of social exclusion, and prevent exclusionary behavior on the part of teachers or other children in educational institutions.

Conclusion. The results of the study indicate that children's literature can develop the emotional sphere of the child through causing the child's emotional empathy for the characters in a situation of social exclusion, as well as through provoking the child's reflecting on such a situation. Children's literature also contains examples of accepting, or inclusive, behavior—the analysis of such examples can be considered to prevent social exclusion at preschool and school institutions and, in the future, in a broader social context.

Keywords: social exclusion, social exclusion in interpersonal relationships, ignoring, rejection, alienation, ostracism, experiencing, children's fiction

Введение

Одной из актуальных проблем в настоящее время является рост социально-психологической напряженности в межгрупповых и межличностных отношениях. В связи с этим проблематика социальной эксклюзии (от англ. exclusion — исключение) приобретает особую значимость. Разработка данного понятия получила свое развитие в области социологии в 90-е гг. XX в. в исследовании социально незащищенных категорий населения, в частности, в изучении снижения доступности ресурсов, трудовой занятности, отсутствия социальной справедливости для отдельных индивидов или социальных групп (Курмышева 2015; Шульмин 2018). В последние годы социальная эксклюзия приобрела статус многоаспектного феномена, заключающего в себе комплекс взаимосвязанных процессов, как на социальном, так и на психологическом уровне, в том числе в таких формах поведения, как игнорирование, отчуждение, отвержение, исключение кого-то кем-то (Бой-кина 2019; Бойкина, Чиркина 2020; Шульмин 2018; 2019). Поскольку эксклюзия имеет негативные последствия как для психологического благополучия отдельного человека, так и для функционирования социальных групп, включенных в этот процесс, научный интерес стал концентрироваться в области исследования эксклюзии в межличностных отношениях (Те-решкина, Векилова, Рудыхина и др. 2021).

В современных психологических исследованиях активно обсуждается содержательное наполнение понятия «социальная эксклюзия» и методологические основания изучения данного феномена (Бойкина 2019; Бойкина, Чиркина 2020; Семенова, Векилова, Терешкина и др. 2020; Терешкина, Векилова, Рудыхина и др. 2021). Обобщая результаты, представленные к настоящему времени в публикациях социологической и психологической направленности, можно определить социальную эксклюзию как форму поведения личности, направленную на исключение другого человека из системы межличностных или внутригрупповых отношений, вызывающее у последнего субъективное осознание и переживание невключенности в межличностные отношения или дефицита принадлежности к социальной группе (Терешкина, Векилова, Рудыхина и др. 2021). Социальная эксклюзия в межличностных отношениях характеризуется болезненными переживаниями разрыва психологической связи или утраты отношений человека со значимым для него

«Другим», и, как следствие, является фактором, снижающим его психологическое благополучие.

Несмотря на отсутствие на данный момент единой концепции феномена социальной эксклюзии и методов ее диагностики, исследователи предпринимают попытки использования разнообразных методических инструментов (Sommer, Williams, Ciarocco, Baumeister 2001; Williams 2007; Williams, Bernieri, Faulkner et. al. 2000), в том числе анализа опыта социального исключения на уровне межличностных отношений. Установлено соотношение базисных убеждений личности с опытом социальной эксклюзии (Семенова, Векилова, Терешкина и др. 2020), представлено феноменологическое описание исключения из пространства межличностных взаимодействий в детском саду со стороны воспитателя и других детей (Гусева, Семенова, Рудыхина 2021), имеются результаты исследования последствий социального исключения в дошкольном детстве (Семенова, Терешкина, Векилова, Гусева 2021). Также появляются работы, направленные на изучение характеристик переживания ситуаций социального исключения. В частности, предпринята попытка изучить психологические факторы переживания личностью социальной эксклюзии (Шульмин 2018) и различия в психическом переживании студентами социальной эксклюзии в образовательном пространстве (Шульмин 2019). Кроме того, на основе эмпирических данных определены лингвистические маркеры болезненности опыта социального исключения (Григорьева 2021). Проведенные исследования свидетельствуют о том, что опыт переживания социальной эксклюзии является для личности травматичным и становится частью ее жизненного опыта, отражаясь в системе ее взглядов относительно себя и в отношении к окружающему миру.

В целом, накопленные к настоящему времени результаты изучения социальной эксклюзии в контексте межличностных отношений показывают, что последствиями переживания ситуаций социального исключения могут быть личностная уязвимость, агрессия, направленная вовне, и агрессия, направленная на себя, а также формирование негативных базисных убеждений, характеризующих низкую степень доверия к окружающему миру, низкую степень веры в справедливость, в свою удачу и в способность контролировать ситуацию. При этом наиболее серьезные последствия опыта социальной эксклюзии определяются большим количеством ситуаций исключения в жизненном опыте человека, большим количеством неза-

вершенных или непроработанных ситуаций данного типа и высокой степенью эмоциональной значимости незавершенных эксклюзирую-щих ситуаций (Семенова, Векилова, Терешкина и др. 2020).

В связи с вышесказанным высокую значимость приобретает поиск путей профилактики возникновения социальной эксклюзии в пространстве межличностных отношений. Поскольку периоды дошкольной и школьной социализации знаменуются получением первых опытов переживания социальной эксклюзии, а субъектами социального исключения могут быть как воспитанники детского сада или учащиеся школы, так и педагоги, важно найти возможности для предотвращения проявления социального исключения в межличностных отношениях в образовательных учреждениях. Большим практическим потенциалом, на наш взгляд, обладает детская литература, которая посредством языка художественных образов способна решить задачу профилактики проявления социальной эксклюзии в образовательной среде и указать пути выстраивания конструктивных межличностных отношений.

Цель данной статьи — представить обзор публикаций, в которых отражена проблематика социальной эксклюзии в контексте детской художественной литературы.

Результаты и обсуждение результатов

Детская литература как источник самопознания в области межличностных отношений

Детская художественная литература занимает уникальное место в литературе и, в целом, в культуре, выполняя важную функцию: способствует всестороннему личностному развитию ребенка, раскрывая для него смысл эмоций и чувств, мотивов поведения, ценностей, взаимоотношений с другими людьми (Бабушкина, Семенова 2020; Гетманская 2019; Долженко 2001; Фонарева, Каганович 2019). Изучение психологического потенциала детской литературы вызывает большой научно-исследовательский интерес. В последние годы активно обсуждается образовательная функция детской литературы (Гетманская 2019), возможности и перспективы использования художественной литературы в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста (Бабушкина, Семенова 2020), в том числе в практике развития эмоциональной сферы: в программах, направленных на эмоционально-

нравственное развитие детей дошкольного возраста (Фонарева, Каганович 2019), в процессе развития эмоционального интеллекта (Бабушкина, Семенова 2020) и, в целом, как материал, стимулирующий развитие переживания ребенка как особой деятельности, направленной на порождение смысла (Климова, Лутковская 2020). Также на примере автобиографической прозы обосновывается необходимость включения анализа художественных текстов в процесс обучения воспитателей и педагогов начальных классов с целью повышения качества их профессиональной подготовки (Милевская, Никольская 2016). Таким образом, не вызывает сомнения, что использование текстов детской художественной литературы можно рассматривать в качестве одного из эффективных способов психолого-педагогической работы с детьми и подростками с целью их гармоничного личностного развития и социального становления. Однако несмотря на внимание современных исследователей к психологическому анализу проблемы буллин-га на материале отечественной и зарубежной детской литературы (Пронина 2019), тематике предательства в семейных отношениях на примере анализа художественных произведений (Ларионова 2011), до настоящего времени проблематика социальной эксклюзии на материале детской литературы не получила централизованного и систематического изучения. Кроме того, современным педагогам и психологам, которые нередко становятся свидетелями ситуаций социального исключения среди воспитанников и обучающихся в среде дошкольных и школьных учреждений, важно иметь список произведений для работы с детьми, а также перечень источников, которые могут быть полезны с точки зрения понимания феномена социальной эксклюзии, форм его проявления (в речи и в поведении), факторов возникновения и описания фактов принятия личности другого в противовес социальному исключению. В этой связи рассмотрим публикации, посвященные изучению данного вопроса.

Образ «лишнего человека» в художественной литературе как отражение эксклюзирующих процессов в обществе

Среди публикаций, посвященных анализу художественных произведений, обращают на себя внимание исследования типологических образов литературных героев (Вальчак, Никольский 2019; Гусейнова 2020; Спешилова, Култы-шева 2020). Один из наиболее распространенных

типов персонажей, занимающих особенное место среди литературных героев, — образ «лишнего человека». Его описание появилось в русской литературе в XIX веке в произведениях И. С. Тургенева, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. И. Герцена (Никольский, Лю 2019а). «Лишний человек» — это социально-психологический тип, характеризующийся образованностью и критическим мышлением, не вписывающийся в контекст общества, в котором проходит его жизнедеятельность, и осознающий свою отчужденность от других людей (Вальчак, Никольский 2019). Поскольку существенной характеристикой данного литературного образа является отношение взаимной отчужденности с обществом, данный образ значим для понимания процессов социальной эксклюзии.

Литературоведы предпринимают попытки всестороннего анализа образа «лишнего человека». В частности, появляются публикации с результатами сравнительного анализа образа «лишнего человека» в русской и польской литературе (Вальчак, Никольский 2019), в русской и китайской литературе (Никольский, Лю 2019a; 2019b). Несмотря на определенные национальные особенности описания образа «лишнего человека» в разных лингвокультурах, важно отметить выявленные общие типологические черты. В русском и польском образах «лишнего человека» общими чертами являются большая впечатлительность и эмоциональность, завышенные требования к жизни и окружающим (Вальчак, Никольский 2019). В русском и китайском образах «лишнего человека» выделяются общие черты: высокий уровень образования, непонимание со стороны окружающих, чувство превосходства над другими людьми в сочетании с отсутствием применения полученных знаний на практике, ощущение отчужденности и сложности поиска своего места в жизни (Никольский, Лю 2019a; 2019b).

В целом, можно сказать, что тема «лишнего человека» отражает процессы эксклюзии на уровне общественного бытия человека, что проявляется в непонимании со стороны людей и общества и ощущении собственной отчужденности от них. Кроме того, тема «лишнего человека» стимулирует обсуждение феномена самоэксклюзии, что можно рассматривать как отдельное направление исследования.

Однако наибольший интерес в контексте проблемы социальной эксклюзии в межличностных отношениях представляет проблематика «маленького лишнего человека» или типа «лишний ребенок», проанализированная

на материале русской и польской литературы (Вальчак, Никольский 2020). Описание образа «лишнего ребенка» и его жизненных событий помогает понять особенности внутреннего мира и факторы становления данного литературного героя.

Тип «лишнего ребенка» характеризует ребенка, не понятого и не принятого родителями или сверстниками, или теми и другими, одинокого, лишенного поддержки и помощи взрослых в своем становлении и, что самое главное, не умеющего строить конструктивные межличностные отношения.

Изучение эволюции типа «лишнего ребенка» показывает, что впервые данный образ появился в английской литературе в творчестве Чарльза Диккенса («Приключения Оливера Твиста», «Николас Никльби», «Дэвид Копперфильд»). Важно отметить, что «ненужность» главных героев его книг была обусловлена внешними (социально-экономическими) факторами (рождение ребенка вне брака, сиротство и т. д.). Похожий образ «лишнего ребенка» создан в сказках Г. Х. Андерсена («Гадкий утенок», «Снежная королева», «Девочка со спичками») (Вальчак, Никольский 2020).

Первой публикацией в русской литературе, содержащей мотив «лишнего ребенка», можно считать «Житие преподобного Феодосия Пе-черского» (в конце XI века), в котором сделан акцент на трудном детстве в описании образа «лишнего ребенка» (Лихачев, Дмитриев, Алексеев, Понырко 1997).

В XIX веке описание «лишних детей» нашло свое отражение в книгах Ф. М. Достоевского («Неточка Незванова», «Униженные и оскорбленные» и др.), в том числе в аспекте рассмотрения последствий трудного детства («Идиот», «Бесы», «Подросток»). Значимо, что в произведениях Ф. М. Достоевского «ненужность» «лишних детей» определяется как социально-экономическими факторами (отсутствие системы ухода за сиротами со стороны государства, осуждение внебрачных детей), так и характеристиками межличностных отношений в структуре семьи (проявление жестокости, эгоизма со стороны родителей и опекунов) (Вальчак, Никольский 2020).

В конце XIX века проблема «лишнего ребенка» получает свое развитие в контексте анализа среды школы (повесть «Пансион» В. С. Соловьева, в которой приведены примеры антипедагогических явлений; произведения «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского и «Гимназисты» Н. Г. Гарина-Михайловского, посвященные описанию конфронтации в межличностных

отношениях учащихся) (Вальчак, Никольский 2020).

В послевоенное время (60-70 годы ХХ века) в произведениях как советской, так и польской литературы, происходит переориентация с описания «лишних детей», не принятых и отвергнутых членами собственной семьи, на детей, не принятых сверстниками, школьным коллективом. Таким образом, в литературе появляется тема буллинга (школьной травли), проявляющегося в преследовании группой сверстников выделяющегося ребенка. Яркими примерами данных произведений являются: повесть «Безумная Евдокия» А. Г. Алексина, повесть «Чучело» В. К. Железникова. Тематика буллинга, актуализация которой произошла в середине XX века (роман Г. Риса «Мыши» (буллинг, физическое насилие); произведение А. Тор «Правда или последствия» (манипуляция — расчетливая дружба с жертвой травли), роман У. Голдинга «Повелитель мух» (буллинг)), дополнена описанием других аспектов дискриминации (повесть «Верочка» А. Н. Богословского (идеи лукизма, дискриминации по внешности и предательства); роман Дж. Пиколт «Девятнадцать минут» (описание скулшутинга, вооруженного нападения в образовательном учреждении, буллинга) и др.) (Пронина 2019).

После распада СССР появились произведения, в которых был описан тип «лишнего ребенка» как ребенка взрослого, дезадаптированного в постсоветских условиях (П. В. Санаев «Похороните меня за плинтусом», А. В. Иванов «Ненастье»). В современных источниках последнего времени обнаруживается тенденция описывать «лишнего ребенка» в детективной литературе, где дети нередко становятся жертвами преступлений (Вальчак, Никольский 2020).

Таким образом, анализ эволюции образа «лишнего ребенка» демонстрирует, с одной стороны, социальные контексты проявления феномена социального исключения: в условиях семейной среды (в системе «лишний ребенок — родители») и образовательной среде (в системе «лишний ребенок — сверстники, школьный класс»). С другой стороны, образ «лишнего ребенка» характеризует следующие проявления социальной эксклюзии: покинутость родителями, отчуждение от них, непонимание со стороны окружающих, насмешки, издевательства сверстников по отношению к ребенку с физическими или психологическими особенностями. Следовательно, художественная литература дает возможность не только познакомиться с примерами конкретных ситуаций социального исключения, но и понять причины их возник-

новения (пространство семьи и неконструктивные детско-родительские отношения, пространство школы и система отношений учащихся со сверстниками и педагогами).

Примеры социальной эксклюзии хорошо описаны в художественной литературе для подросткового и старшего школьного возраста и нередко подвергались литературоведческому анализу, но и в произведениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста также имеются иллюстрации проявления эксклюзии в межличностных и внутригрупповых отношениях.

Среди художественных произведений для детей дошкольного возраста можно выделить несколько примеров: сказка «Дитя-невидимка» Туве Янссон (Янссон 2016), сказки «Гадкий утенок», «Дикие лебеди» Г. Х. Андерсена (Андерсен 2009).

В русской литературе XIX-XX вв. отвержение ребенка описано на примере как дошкольного, так и школьного возраста (М. М. Зощенко «Лёля и Минька» (Зощенко 2015), Л. Н. Толстой «Детство» (Толстой 1984), М. Горький «Детство» (Горький 1985)).

В зарубежной литературе начала ХХ века заслуживает отдельного внимания сказочная повесть Памелы Трэверс «Мэри Поппинс» для детей старшего дошкольного возраста. Мэри Поппинс — героиня повести, няня-волшебница, воспитывающая детей в одной из лондонских семей, — несколько десятилетий является любимым персонажем детей (Трэверс 1992). Педагогическую позицию Мэри Поппинс можно охарактеризовать как ориентированную на развитие, поддержку инициативы и любознательности воспитанников. Однако в речи и поведении данной героини можно заметить неконструктивные педагогические приемы, например: игнорирование как пренебрежение потребностями ребенка («Что ж, если ты сам знаешь, зачем приставать ко мне с вопросами? Я не энциклопедия!»), угрозы в вербальной форме («.. .с Мэри Поппинс лучше не спорить ...», «Еще одно слово из этого района ... , и я позову полисмена!») и в невербальном виде («.сердито глядя.», «... угрожающе проговорила она...»). Данные педагогические приемы, с одной стороны, могут вызывать у воспитанников негативные эмоциональные переживания и, как следствие, ощущение отверженности. С другой стороны, отмеченные речевые и поведенческие проявления, вероятно, говорят не об эксклюзии со стороны Мэри Поппинс, а могут формировать субъективное восприятие конкретной ситуации как эксклюзирующей ребенка из системы

взаимоотношений с няней. В данном случае уместно отметить, что нередко в реальном взаимодействии имеются случаи псевдоэксклюзии, когда субъект интерпретирует ситуацию межличностного общения как намеренно созданную другим человеком с целью его социального исключения, но это не соответствует действительности (Чиркина, Бойкина 2020). Изучение псевдоэксклюзии является перспективным направлением развития проблематики социального исключения, особенно у детей и подростков, мировосприятие которых находится в процессе становления и зависит от адекватной интерпретации поведения по отношению к ним со стороны близких и значимых людей.

Можно заключить, что детская литература является наглядным и доступным материалом, изучение которого позволяет педагогу обратить внимание на специфику взаимодействия взрослого (педагога или родителя) и ребенка. Например, на основе использования текстов литературы можно показать педагогу, каким образом выражается игнорирование: такие поведенческие проявления, как отведение взгляда, тактика молчания в диалоге, смена темы (отсутствие ответа на вопрос, отсутствие приветствия при встрече, отсутствие визуального контакта и т. п.) отражают игнорирование и часто свидетельствует не только о нарушении речевого этикета, но и о социальном исключении из коммуникации и, в последующем, из межличностных отношений (Якимова 2017).

Репрезентация оппозиции «Свой — Чужой» в художественных произведениях в контексте проблемы социальной эксклюзии

В последнее время в лингвистике проявляется интерес к изучению бинарной оппозиции «Свой — Чужой» в литературе (Дубоссарская 2012; Емельянова 2020a; 2020b; Михайлова 2021 и др.). В частности, работы О. В. Емельяновой посвящены изучению языковой актуализации оппозиции «Свой — Чужой» на материале высказываний в английском языке, а также в искусствоведческом дискурсе (Емельянова, 2020a; 2020b; 2020c; Емельянова, Воронкова 2021). Автор рассматривает разделение людей на «своих», то есть близких, понятных, похожих на меня, и «чужих», то есть далеких, непонятных, непохожих на меня, в качестве одного из базовых способов категоризации социального мира, стимулирующего отношения инклюзии и эксклюзии (Емельянова 2020a). Значимо, что в представлении О. В. Емельяновой феномен социальной эксклюзии не сводится к отверже-

нию социально не защищенных категорий населения и рассматривается в широком контексте, включая межличностные отношения. Проведенный ею лингвистический анализ подтверждает, что процесс самокатегоризации, способствующий формированию групповой идентичности, ярко проявляется на когнитивном и эмоциональном уровнях функционирования личности. В связи с этим отмечается, что отнесение человека к категории «чужих» «может нанести ему тяжелую психо-эмоциональную травму отвержения» (Емельянова 2020a, 4), что подтверждается использованием эмоционально-окрашенных речевых средств для выражения отсутствия принадлежности к группе.

Проявление оппозиции «Свой — Чужой» в сюжетной линии художественных произведений для детей и подростков помогает яснее представить истоки социальной эксклюзии в межличностных отношениях. Яркой иллюстрацией является осознание «инаковости», отнесенности к категории «Чужой» и обусловленные этим осознанием глубокие переживания, отраженные в речевых высказываниях главной героини повести В. К. Железникова «Чучело». Автору удалось описать не только процесс социальной эксклюзии в школьном классе в форме буллинга, но и в полной мере выразить эмоциональные переживания героини Лены Бессольцевой: «...— Дедушка!.. Милый!.. Уедем! Уедем! Уедем!.. — Она всхлипывала на ходу. — Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!» (Желез-ников 1981, 10), «.Только она почувствовала себя одинокой и никому здесь не нужной, и ей захотелось немедленно уехать из этого городка...» (Железников 1981, 19). Очевидно, что текст этой повести дает возможность читателю подросткового возраста посмотреть на ситуацию школьной травли с позиции стороннего наблюдателя и посредством сопереживания главной героине составить представление о проявлении социальной эксклюзии в межличностных отношениях в школьном классе.

Возможности использования детской литературы в профилактике

социального исключения в межличностных отношениях

Представляется важным отметить, что оппозиция «Свой — Чужой» пронизывает описание межличностных отношений героев в детской художественной литературе. Критерии, по которым литературные образы становятся «ина-ковыми» для окружающих, являются разными. В первую очередь это могут быть внешние при-

знаки, в том числе уровень их материальных ресурсов. Например, в сказке Дж. Родари «Приключения Чиполлино» представлены примеры того, как одни, более статусные люди, отвергают других, в частности, малообеспеченных. Неслучайно бедность, согласно первым научным исследованиям эксклюзии, разделяя людей по принципу материального достатка, ограничивает их доступ к всевозможным ресурсам, содействуя исключению малоимущих (Родари 2007). Содержание данного произведения является ценным для его совместного обсуждения с ребенком педагогами или родителями с целью формирования у него толерантного поведения к другим детям вне зависимости от их материальных характеристик и материального достатка их родителей.

Следует добавить, что в литературе для подросткового возраста также отражены материально-вещественные факторы в контексте социального исключения. Например, для героя — «лишнего человека», описанного в китайской литературе (например, в произведениях Юй Дафу «Омела и плющ» — Yuj

2015), «Омут» — Yuj 2016)), в отличие от образа «лишнего человека» в русской литературе, особое место занимает важность практической стороны жизни (Никольский, Лю 2019b). Тяжелые материальные условия, в которых живет литературный герой, усугубляют его переживания бессмысленности своего бытия и отчуждение от общества — Yuj 2015;

2016). Можно предположить, что дефицит материальных средств явился фактором, усиливающим процесс социального исключения «лишнего человека», описанного в китайской литературе.

Описание «инаковости» по признаку физических характеристик раскрывается в литературе про «особенных» детей. На примере немецкоязычной детской литературы («Maine Füße sind der Rollershtul» (Huainigg 2003) и трилогии Ф.-О. Хайнриха о Маулине Шмитт («Мое разрушенное королевство» (Хайнрих 2017a), «В ожидании чуда» (Хайнрих 2017b), «Конец вселенной» (Хайнрих 2018)) М. В. Каширина рассмотрела характеристики описания «особого» героя и его взаимоотношения с братом/ сестрой и пришла к выводу о ресурсе данных художественных произведений для понимания трудных жизненных ситуаций и принятия детей, обладающих физическими особенностями (Каширина 2020). Полагаем, что литературу данной направленности можно использовать в работе со школьниками с целью профилактики экс-

клюзии в отношении других детей по показателям здоровья.

Одной из ключевых ценностей художественной литературы для личностного развития детей дошкольного и школьного возраста является сочетание рациональных и эмоциональных аспектов в описании литературного героя и сюжета книги. Как правомерно заметил Л. С. Выготский, искусство является средством катарсиса: «.действие искусства, когда оно совершает катарсис и вовлекает в этот очистительный огонь самые интимные, самые жизненно важные потрясения личной души, есть действие социальное.» (Выготский 1987, 238), «.искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа. чувство становится личным, когда каждый из нас переживает произведение искусства, становится личным, не переставая при этом оставаться социальным.» (Выготский 1987, 239). Использование художественных приемов и описание психологических особенностей поведения литературных героев дают возможность эмоционального сопереживания читателей дошкольного и школьного возраста героям, получающим опыт социального исключения, а также постижения причин возникновения их жизненной ситуации и осмысления общечеловеческих ценностей.

О рефлексии и переживании, вызванном литературным сюжетом, пишет в своей работе В. С. Собкин. На примере анализа повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина он отмечает важность «медленного чтения художественного произведения», способного вызывать в читателе «.особую мыслительную работу, направленную на выявление разнообразных содержательных единиц текста и установление смысловых взаимосвязей между ними.» и «... те или иные чувства, мысли, интерпретации.» (Собкин 2020, 112). Данный тезис дополняет позиция Т. А. Климовой и Е. В. Лутковской: художественные образы из прочитанной книги являются для ребенка ценным ресурсом, особенно важным для его эмоционального и в целом личностного развития, в процессе становления у него культуры переживания (Климова, Лутковская 2020).

Резюмируя, можно сказать, что ценность художественных произведений для детей дошкольного и школьного возрастов заключается в возможностях постижения смысла жизненных ситуаций посредством переживания событий, описанных в литературе.

Примеры профилактики социальной эксклюзии в детской литературе

Художественная литература для детей и подростков содержит примеры конструктивного, принимающего поведения: их можно рассматривать в качестве профилактики проявления социального исключения в дошкольных учреждениях и, как следствие, профилактики данного феномена в более старшем возрасте и в более широком социальном контексте.

Для детей дошкольного возраста следует обозначить примеры литературных источников, в которых описываются факты принятия разных героев: сказочные повести Алана Милна «Винни Пух и все-все-все» (Милн 1992) и Туве Янссон «Муми-тролли» (Янссон 2016).

Существует представление о том, что книги вышеуказанных авторов лишены отрицательных персонажей (исключение — Морра у Туве Янссон), что характеризует доброту, положительный эмоциональный тон этих художественных произведений. Однако если обратиться к тексту, то становится очевидным, что доброта проявляется в отношении персонажей друг к другу. Например, ослик Иа мог бы стать объектом социального исключения за счет своих особенностей: он меланхоличный, замкнутый, с ним крайне сложно взаимодействовать. Тем не менее, он не отвергнут другими героями, не становится объектом эксклюзии: напротив, о нем заботятся, поздравляют с днем рождения, ищут его хвостик и т. д.

Обратившись к книге Туве Янссон, читатели увидят, что самые разные герои являются принятыми, несмотря на их странности. У Туве Янссон Муми-мама и Муми-папа — взрослые, большинство других персонажей скорее дети. Взрослые показывают детям пример уважительного, толерантного отношения к тем, кто отличается. Например, Ондатр не пользуется симпатией Муми-тролля, Сниффа. Но Муми-мама показывает им пример уважительного отношения, принятия. Более чем странные Хемули могли бы также стать жертвами социальной эксклюзии, но этого не происходит. Чтение книги Туве Янссон вместе с детьми дошкольного возраста позволяет показать им окружающий мир во всем его разнообразии: каждый герой не похож на другого, но каждый принят. Единственным исключением в книге является Морра, которую никто не любит. При этом Морра сама не стремится к взаимодействию, скорее, для нее характерно самоисключение из социальных отношений (Янссон 2016).

В качестве профилактики социальной эксклюзии в межличностных отношениях целесообразно показать ребенку дошкольного возраста описание мира в его многообразии, используя примеры из литературных произведений. Реализовать данный способ возможно путем совместного чтения и обсуждения с ним литературы, в которой описываются разные герои, разные семьи. Примерами подобной литературы являются книги Иль Сунг На (Сунг 2015а; 2015Ь). В книге И. Н. Сунг «Тс-тс-тс... Сонная книжка» описывается достаточно простая идея: все животные спят по-разному — лежа, стоя, плавая, не закрывая глаз и даже не моргая; кто-то спит ночью, а кто-то днем (Сунг 2015а). В этой связи становится понятно, что не все спят, как ребенок (читатель). Это будет восприниматься им необычно и даст повод размышлять и говорить о разнообразии мира, о том, что разные люди живут в разных странах и у них разные традиции (например, они носят разную одежду и едят разную еду).

Книга И. Н. Сунг «Ш-ш-ш-ш... Малышовая книжка» полезна для детей-дошкольников, которые начинают задавать родителям сложные вопросы, связанные с семьей, этнической принадлежностью, особенностями внешности (например, «Почему все живут с папой, а мы без папы?», «Почему все в садике белые, а я смуглый?» и т. д.) (Сунг 2015Ь). Дети нередко задают аналогичные вопросы относительно других детей или взрослых. Родителям и педагогам не всегда просто не только отвечать на такие вопросы, но и особенно сложно начать говорить, рассказывать, объяснять. Чтение данной книги способствует пониманию «инаковости» и ее принятию.

В литературе для детей подросткового возраста имеются примеры конструктивного поведения в ситуации столкновения с «инаково-стью». Например, в повести В. К. Железникова «Чудак из шестого "Б"» описан герой, шестиклассник Борис, стремящийся к самоутверждению, совершающий поступки, из-за которых в глазах окружающих людей он выглядит смешным, неудачливым, нестандартным. Описано, что он стремится к доброжелательным отношениям с окружающими людьми и показывает пример сохранения своей индивидуальности, отражающей его «инаковость», непохожесть на других людей, демонстрируя пример стойкости жизненных позиций: «.Я давно усвоил: главное в жизни — не поддаваться, а то погибнет всякая индивидуальность. А ее надо беречь.» (Железников 1989, 3). Содержание этой книги содержит материал для обсуждения проблемы несоответствия личности эталонам поведения,

принятым в обществе, и поиску ресурсов для сохранения индивидуальности без риска стать объектом социальной эксклюзии.

С учетом вышесказанного мы приходим к пониманию, что художественная литература является ресурсом для поддержания гармоничного личностного развития детей дошкольного и школьного возраста, предоставляя возможности для осмысления категорий «Свой» и «Чужой», отраженных в описании ситуаций социальной эксклюзии героев художественных произведений. Конструктивное осмысление данных ситуаций возможно благодаря изменению образа восприятия литературного героя у читателей путем перевода категории «Чужой» в категорию «Другой». Неслучайно в исследованиях межкультурной коммуникации обоснована значимость введения категории «Другой» в оппозицию «Свой — Чужой», позволяющей перевести реакцию по отношению к «инаково-му» с отторжения, агрессии, изгнания к интересу, диалогу, принятию (Дубоссарская 2012; Михайлова 2021). Работа с текстом художественных произведений открывает педагогу возможности не только обсуждать с детьми и подростками ситуации социального исключения в межличностных отношениях литературных героев, но и в процессе диалога с ними стимулировать осмысление психологических характеристик героев, особенностей их жизненных ситуаций взросления, признание их «инаково-сти» с позиции «Другой» с целью более глубокого понимания их отличий от остальных героев и признания за ними права на существование.

Выводы

Проблема социальной эксклюзии в межличностных отношениях является одной из актуальных в современной психологии. Социальная эксклюзия представляет собой многогранный феномен и занимает особое место в межличностных отношениях в разных малых группах, характеризуя болезненные переживания разрыва психологической связи или утраты отношений у человека со значимым для него «Другим» или «Другими» людьми, и проявляется в снижении у него как объекта эксклюзии психологического благополучия и дисфункциональном взаимодействии внутри группы.

Анализ публикаций, посвященных проблематике социальной эксклюзии в контексте детской художественной литературы, позволил составить представление об условиях возник-

новения ситуаций исключения из пространства межличностных отношений, о формах проявления эксклюзирующего поведения одних членов социальной группы по отношению к другим, о ключевых характеристиках образа человека, объекта социальной эксклюзии, и характеристиках его восприятия, оказывающих влияние на его исключение из системы значимых отношений.

В результате изучения различных источников мы пришли к пониманию, что тексты художественных произведений являются ценным ресурсом в развитии эмоциональной сферы и личностных особенностей детей дошкольного и школьного возраста в практике их воспитания и обучения. Обсуждение с ними характеристик образов литературных героев, условий их жизни и особенностей взаимоотношений в семье и в образовательной среде является предпосылкой для становления системы их личностных смыслов, развития рефлексии, переживания и эмпатии, и, как следствие, способствует конструктивному восприятию многообразия мира окружающих людей.

Проведенный анализ литературы показал, что в художественных произведениях для детей и подростков описаны примеры конструктивного, принимающего поведения, и они основаны на восприятии человека, непохожего, отличного от окружающих, не как «Чужого», а как «Другого», достойного быть «иным», непохожим на других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, совместное обсуждение материала художественной литературы педагогом (или родителем) с ребенком дошкольного и школьного возраста способно стимулировать развитие у него рефлексии относительно проявлений социального исключения во взаимоотношениях с людьми и предотвратить его актуализацию в реальной жизни с тем, чтобы вместо социальной его эксклюзии построению межличностных отношений сопутствовали процессы инклюзии, взаимопонимания и взаимопринятия.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Вклад авторов

О. В. Рудыхина — руководство работой над статьей, теоретический обзор, форматирование и редакционная правка текста статьи, оформление списка литературы. Ю. Е. Гусева — идея исследования, теоретический обзор, перевод. Г. В. Семенова — идея исследования, теоретический обзор, редакционная правка текста статьи.

Author Contributions

O. V. Rudykhina—management of the work on the article, theoretical review, formatting and editorial revision of the text of the article, preparing the list of references. Yu. E. Guseva—the idea of research, theoretical review, translation. G. V. Se-menova—the idea of research, theoretical review, editorial revision of the text of the article.

Литература

Андерсен, Х. К. (2009) Сказки Г. Х. Андерсена. М.: Лада, 128 с.

Бабушкина, Е. А., Семенова, Л. Э. (2020) Художественная литература как метод психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста. Проблемы современного педагогического образования, № 66-3, с. 339-343.

Бойкина, Е. Э. (2019) Агрессия сквозь призму социального остракизма. Современная зарубежная психология, т. 8, № 3, с. 60-67. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080307

Бойкина, Е. Э., Чиркина, Р. В. (2020) Социальный остракизм: современное состояние проблемы, методология и методы исследования. Психология и право, т. 10, № 1, с. 152-164. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100114

Вальчак, Д., Никольский, Е. В. (2019) Тип «лишнего человека» в русской и польской литературах («Zbçdny czlowielc» VS. «Bohater Werterowski»). Libri Magistri, № 3 (9), с. 93-123.

Вальчак, Д., Никольский, Е. В. (2020) «Маленький лишний человек», или тип «лишнего ребенка» в русской и польской литературах. Libri Magistri, № 1 (11), с. 11-44.

Выготский, Л. С. (1987) Психология искусства. М.: Педагогика, 341 с.

Гетманская, Е. В. (2019) Образовательная функция детской литературы в фокусе западных исследований. Педагогика и психология образования, № 1, с. 27-40.

Горький, М. (1985) Детство. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 192 с.

Григорьева, Л. М. (2021) Язык остракизма: лингвистические маркеры болезненности опыта социального исключения. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, т. 6, № 2 (22), с. 69-86. https://doi.org/10.38098/ipran.sep 2021 22 2 03

Гусева, Ю. Е., Семенова, Г. В., Рудыхина, О. В. (2021) Социальная эксклюзия в детском саду. Дошкольное воспитание, № 1, с. 7-14.

Гусейнова, Н. Н. (2020) Образы «маленького» человека и «лишнего» человека в литературе XIX века. Балтийский гуманитарный журнал, т. 9, № 3 (32), с. 241-245. https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0903-0059

Долженко, Л. В. (2001) Рациональное и эмоциональное в русской литературе 50-80-х годов XX в. (Н. Н. Носов, В. Ю. Драгунский, А. Г. Алексин, В. П. Крапивин). Диссертация на соискание степени доктора филологических наук. Волгоград, Волгоградский государственный педагогический университет, 394 c.

Дубоссарская, М. Л. (2012) «Свой», «Чужой», «Другой» в столкновении культур (на материале Перуанских хроник XVI в.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. М., МГУ им. М. В. Ломоносова, 23 с.

Емельянова, О. В. (2020а) Категоризация и самокатегоризация в контексте социальной эксклюзии. Когнитивные исследования языка, № 2 (41), с. 209-212.

Емельянова, О. В. (2020b) К вопросу о языковой актуализации оппозиции «свой-чужой» в искусствоведческом дискурсе. Когнитивные исследования языка, № 3 (42), с. 361-365.

Емельянова, О. В. (2020c) Лингвистическая репрезентация потребности в групповой идентичности и эффекта подражания в английском языке. В кн.: Герценовские чтения. Иностранные языки: сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 154-157.

Емельянова, О. В., Воронкова, А. В. (2021) Лекция Дж. Уистлера «Ten O'Clock» и концепция «чужого» в искусстве. Культура в фокусе научных парадигм, № 12-13, с. 288-293.

Железников, В. К. (1981) Чучело. М.: Детская литература, 206 с.

Железников, В. К. (1989) Чудак из шестого «Б». М.: Детская литература, 367 с.

Зощенко, М. М. (2015) Леля и Минька. СПб.; М.: Речь, 61 с.

Каширина, М. В. (2020) Дружба как братство/сестринство в книгах об особом детстве: неожиданный поворот темы и трудности на пути к читателю. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», № 3 (53), с. 124-131.

Климова, Т. А., Лутковская, Е. В. (2020) Детская литература и культура переживания. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 3 (53), с. 55-63.

Курмышева, Л. К. (2015) Эксклюзия как феномен жизни общества. Психология, социология и педагогика, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/03/4491 (дата обращения 05.12.2021). Ларионова, Н. П. (2011) Тема предательства в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, № 2, с. 68-71.

Лихачев, Д. С., Дмитриев, Л. А., Алексеев, А. А., Понырко, Н. В. (ред.). (1997) Библиотека литературы

Древней Руси. Т. 1: XI-XII века. СПб.: Наука, 543 с. Милевская, Н. И., Никольская, О. Л. (2016) Психолого-педагогическое значение автобиографической прозы для подготовки воспитателей и учителей начальных классов. Научно-педагогическое обозрение, № 2 (12), с. 59-68.

Милн, А. (1992) Винни-Пух и все-все-все. М.: Дом, 240 с.

Михайлова, Н. В. (2021) Эксклюзия Чужого vs инклюзия Другого. Alma mater (Вестник высшей школы),

№ 7, с. 85-88. https://doi.org/10.20339/AM.07-21.085 Никольский, Е. В., Лю, И. (2019a) Интерпретация «лишнего человека» в русской и китайской литературах:

опыт сопоставительного анализа. Libri Magistri, № 2 (8), с. 85-113. Никольский, Е. В., Лю, И. (2019b) Образ «лишнего человека» в русской литературе XIX века и в творчестве китайского писателя Юй Дафу. Филологические науки. Вопросы теории и практики, т. 12, № 7, с. 43-49. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.7.9 Пронина, Н. А. (2019) Художественная литература о буллинге как фактор формирования толерантности.

Тенденции развития науки и образования, № 55-11, с. 50-54. https://doi.org/10.18411/lj-10-2019-221 Родари, Д. (2007) Приключения Чиполлино. М.: Самовар, 187 с.

Семенова, Г. В., Векилова, С. А., Терешкина, И. Б. и др. (2020) К проблеме взаимосвязи опыта социальной эксклюзии с базисными убеждениями личности: психологический подход. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 197, с. 63-73. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-63-73 Семенова, Г. В., Терешкина, И. Б., Векилова, С. А., Гусева, Ю. Е. (2021) «Дети не хотели играть со мной...».

Социальное исключение в дошкольном возрасте. Дошкольное воспитание, № 6, с. 2-9. Собкин, В. С. (2020) «Ах, "Бедная Лиза", Ах!» — опыт психологического анализа повести Н. М. Карамзина.

Национальный психологический журнал, т. 2, № 2 (38), с. 109-147. Сунг, И. Н. (2015a) Тс-тс-тс... Сонная книжка. СПб.: Вектор, 24 с. Сунг, И. Н. (2015b) Ш-ш-ш-ш... Малышовая книжка. СПб.: Вектор, 24 с.

Терешкина, И. Б., Векилова, С. А., Рудыхина, О. В. и др. (2021) Межличностная эксклюзия как психологический феномен: обзор методов исследования. Психология человека в образовании, т. 3, № 1, с. 24-33. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-24-33 Толстой, Л. Н. (1984) Детство. Рига: Звайгзне, 271 с. Трэверс, П. Л. (1992) Мэри Поппинс. М.: Педагогика-пресс, 144 с.

Фонарева, О. В., Каганович, С. И. (2019) Значимость художественной литературы в развитии дошкольников

в современных условиях. Детский сад от А до Я, № 6 (102), с. 98-105. Хайнрих, Ф.-О. (2017a) Удивительные приключения Маулины Шмитт. Ч. 1. Мое разрушенное королевство. М.: Самокат, 176 с.

Хайнрих, Ф.-О. (2017b) Удивительные приключения Маулины Шмитт. Ч. 2. В ожидании чуда. М.: Самокат, 208 с.

Хайнрих, Ф.-О. (2018) Удивительные приключения Маулины Шмитт. Ч. 3. Конец вселенной. М.: Самокат, 192 с.

Чиркина, Р. В., Бойкина Е. Э. (2020) Дети-невидимки: последствия остракизма в среде несовершеннолетних. В кн.: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, с. 505-508. Шульмин, М. П. (2018) Психологические факторы переживания личностью социальной эксклюзии. Сибирский

психологический журнал, № 70, с. 17-33. https://doi.org/10.17223/17267080/70/2 Шульмин, М. П. (2019) Различия в психических переживаниях студентами социальной эксклюзии в контексте мира личности и образовательного пространства. Сибирский психологический журнал, № 73, с. 111-125. https://doi.org/10.17223/17267080/73/7 Якимова, Е. М. (2017) Стратегия игнорирования в художественном диалоге (на материале произведений

А. И. Куприна). Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 6-3 (72), с. 181-184. Янссон, Т. М. (2016) Все о Муми-троллях. М.: Азбука, 880 с.

Huainigg, F.-J. (2003) Meine Füße sind der Rollstuhl. Munchen: Annette Betz Verlag, 32 p.

Sommer, K. L., Williams, K. D., Ciarocco, N. J., Baumeister, R. F. (2001) When silence speaks louder than words: Explorations into the intrapsychic and interpersonal consequences of social ostracism. Basic and Applied Social Psychology, vol. 23, no. 4, pp. 225-243. https://doi.org/10.1207/S15324834BASP2304 1

Williams, K. D. (2007) Ostracism. The Annual Review of Psychology, vol. 58, pp. 425-452. https://doi.org/10.1146/

annurev.psych.58.110405.085641 Williams, K. D., Bernieri, F. J., Faulkner, S. L. et. al. (2000) The scarlet letter study: Five days of social ostracism. Journal of Personal and Interpersonal Loss, vol. 5, no. 1, pp. 19-63. https://doi.org/10.1080/10811440008407846

(2015) 364 K.

(2016) 321 K.

References

Andersen, Kh. K. (2009) Skazki G. Kh. Andersena. Moscow: Lada Publ., 128 p. (In Russian) Babushkina, E. A., Semenova, L. E. (2020) Khudozhestvennaya literatura kak metod psikhologo-pedagogicheskoj pomoshchi detyam doshkol'nogo vozrasta [Art literature as a method of psychological and pedagogical assistance to children of preschool age]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, no. 66-3, pp. 339-343. (In Russian)

Boykina, E. E. (2019) Agressiya skvoz' prizmu sotsial'nogo ostrakizma [Aggression through the prism of social ostracism]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 8, no. 3, pp. 60-67. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080307 (In Russian) Boykina, E. E., Chirkina, R. V. (2020) Sotsial'nyj ostrakizm: sovremennoe sostoyanie problemy, metodologiya i metody issledovaniya [Social ostracism: Current state of the problem, methodology and research methods]. Psikhologiya i pravo — Psychology and Law, vol. 10, no. 1, pp. 152-164. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100114 (In Russian)

Chirkina, R. V., Bojkina, E. E. (2020) Deti-nevidimki: posledstviya ostrakizma v srede nesovershennoletnikh [Invisible children: The effects of juvenile ostracism]. In: Psikhologiya XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitiya. Sbornik materialov Vserossijskogo simpoziumapsikhologov s mezhdunarodnym uchastiem [Psychology of the XXI century: Challenges, searches, vectors of development. Collection of materials of the All-Russian Symposium of Psychologists with international participation]. Ryazan: Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service Publ., pp. 505-508. (In Russian) Dolzhenko, L. V. (2001) Ratsional'noe i emotsional'noe v russkoj literature 50-80-kh godov XX v. (N. N. Nosov, V Yu. Dragunskij, A. G. Aleksin, V. P. Krapivin) [The rational and the emotional in Russian literature of the 1950s and 1980s (N. Nosov, V. Dragunsky, A. Aleksin, V. Krapivin)]. PhD dissertation (Philology). Volgograd, Volgograd State Pedagogical University, 394 p. (In Russian) Dubossarskaya, M. L. (2012) "Svoj", "Chuzhoj", "Drugoj" v stolknovenii kul'tur (na materiale Peruanskikh khronik XVI v.) [The Other, the Stranger, and the Other in the Clash of Cultures (Peruvian chronicles of the 16th Century)]. Extended abstract of PhD dissertation (Culturology). Moscow, Lomonosov Moscow State University, 23 p. (In Russian)

Emelianova, O. V. (2020a) Kategorizatsiya i samokategorizatsiya v kontekste sotsial'noj eksklyuzii [Categorization and self-categorization in the context of social exclusion]. Kognitivnye issledovaniya yazyka — Cognitive Studies of Language, no. 2 (41), pp. 209-212. (In Russian) Emelianova, O. V. (2020b) K voprosu o yazykovoj aktualizatsii oppozitsii "svoj-chuzhoj" v iskusstvovedcheskom diskurse [On linguistic representation of "us" versus "them" opposition in art discourse]. Kognitivnye issledovaniya yazyka — Cognitive Studies of Language, no. 3 (42), pp. 361-365. (In Russian) Emelianova, O. V. (2020c) Lingvisticheskaya reprezentatsiya potrebnosti v gruppovoj identichnosti i effekta podrazhaniya v anglijskom yazyke [Linguistic representation of the need for group identity and effect of imitation]. In: Gertsenovskie chteniya. Inostrannye yazyki: sbornik nauchnykh trudov [Herzen's Readings: Foreign languages: Collection of academic papers]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 154-157. (In Russian)

Emelianova, O. V., Voronkova, A. V. (2021) Lektsiya Dzh. Uistlera "Ten O'Clock" i kontseptsiya "chuzhogo" v iskusstve [Mr. Whistler's Ten O'Clock public lecture and the concept of "alien" in art]. Kul'tura vfokuse nauchnykh paradigm, no. 12-13, pp. 288-293. (In Russian) Fonareva, O. V., Kaganovich, S. I. (2019) Znachimost' khudozhestvennoj literatury v razvitii doshkol'nikov v sovremennykh usloviyakh [The importance of fiction in the development of preschoolers in modern conditions]. Detskij sad ot A do Ya, no. 6 (102), pp. 98-105. (In Russian) Getmanskaya, E. V. (2019) Obrazovatel'naya funktsiya detskoj literatury v fokuse zapadnykh issledovanij [The educational function of children's literature in the focus of Western studies]. Pedagogika ipsikhologiya obrazovaniya — Pedagogy and Psychology of Education, no. 1, pp. 27-40. (In Russian) Gor'kij, M. (1985) Detstvo [Childhood]. Kujbyshev: Kujbyshevskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 192 p. (In Russian) Grigorieva, L. M. (2021) Yazyk ostrakizma: lingvisticheskie markery boleznennosti opyta sotsial'nogo isklyucheniya [The language of ostracism: Linguistic markers of the tenderness of experience of social exclusion]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya — Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, vol. 6, no. 2 (22), pp. 69-86. https://doi. org/10.38098/ipran.sep 2021 22 2 03 (In Russian)

Guseva, Yu. E., Semenova, G. V., Rudykhina, O. V. (2021) Sotsial'naya eksklyuziya v detskom sadu [Social exclusion

in kindergarten]. Doshkol'noe vospitanie, no. 1, pp. 7-14. (In Russian) Huseynove, N. N. (2020) Obrazy "malen'kogo" cheloveka i "lishnego" cheloveka v literature XIX veka [Images of "little" and "extra" human in the literature of the XIX century]. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal — Baltic Humanitarian Journal, vol. 9, no. 3 (32), pp. 241-245. https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0903-0059 (In Russian)

Heinrich, F.-O. (2017a) Udivitel'nye priklyucheniya Mauliny Shmitt. Ch. 1. Moe razrushennoe korolevstvo [The Amazing and astonishing adventures of Maulina Schmitt Pt. 1: My shattered kingdom]. Moscow: Samokat Publ., 176 p. (In Russian)

Heinrich, F.-O. (2017b) Udivitel'nye priklyucheniya Mauliny Shmitt. Ch. 2. V ozhidanii chuda [The Amazing and astonishing adventures of Maulina Schmitt Pt. 2: Waiting for a miracle]. Moscow: Samokat Publ., 208 p. (In Russian)

Heinrich, F.-O. (2018) Udivitel'nye priklyucheniya Mauliny Shmitt. Ch. 3. Konets vselennoj [The Amazing and astonishing adventures of Maulina Schmitt Pt. 3: The End of the Universe]. Moscow: Samokat Publ., 192 p. (In Russian)

Huainigg, F.-J. (2003) Meine Füße sind der Rollstuhl [My feet are the wheelchair]. Munchen: Annette Betz Verlag, 32 p. (In Deutsch)

Jansson, T. M. (2016) Vse o Mumi-trollyakh [All about Moomins]. Moscow: Azbuka Publ., 880 p. (In Russian) Kashirina, M. V. (2020) Druzhba kak bratstvo/sestrinstvo v knigakh ob osobom detstve: neozhidannyj povorot temy i trudnosti na puti k chitatelyu [Friendship as a brotherhood/sisterhood in books about special childhood: An unexpected turn of the topic and obstacles on the way to the reader]. VestnikMGPU. Seriya "Pedagogika i psikhologiya" — MCU Journal of Pedagogy and Psychology, no. 3 (53), pp. 124-131. (In Russian) Klimova, T. A., Lutkovskaya, E. V. (2020) Detskaya literatura i kul'tura perezhivaniya [Children's literature and culture of experiences]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya "Pedagogika i psikhologiya" — MCU Journal of Pedagogy and Psychology, no. 3 (53), pp. 55-63. (In Russian) Kurmysheva, L. K. (2015) Ekskluziya kak fenomen zhizni obshchestva [Exclusion as a phenomenon of social life]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika — Psychology, Sociology and Pedagogy, no. 3. [Online]. Available at: https://psychology.snauka.ru/2015/03/4491 (accessed 05.12.2021). (In Russian) Larionova, N. P. (2011) Tema predatel'stva v romane M. E. Saltykova-Shchedrina "Gospoda Golovlevy" [Theme of treachery in the novel M E. Saltykov-Shchedrin's "Missrs Golovlevs"]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika — Vestnik VSU. Series: Philology. Journalism, no. 2, pp. 68-71. (In Russian)

Likhachev, D. S., Dmitriev, L. A., Alekseev, A. A., Ponyrko, N. V. (ed.). (1997) Biblioteka literatury Drevnej Rusi. T. 1: XI-XII veka [Library of Literature of Ancient Russia. Vol. 1. XI-XII centuries]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 543 p. (In Russian)

Milevskaya, N. I., Nikol'skaya, O. L. (2016) Psikhologo-pedagogicheskoe znachenie avtobiograficheskoj prozy dlya podgotovki vospitatelej i uchitelej nachal'nykh klassov [Psychological and pedagogical value of autobiographical prose for training of kindergarten and primary school teachers]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie — Pedagogical Review, no. 2 (12), pp. 59-68. (In Russian) Miln, A. (1992) Vinni-Pukh i vse-vse-vse [Winnie the Pooh and ll-all-all]. Moscow: Dom Publ., 240 p. (In Russian) Mikhailova, N. V. (2021) Eksklyuziya Chuzhogo VS Inklyuziya Drugogo [Alien's exclusion vs Other's inclusion]. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) — Alma mater (Higher School Herald), no. 7, pp. 85-88. https://doi.org/10.20339/AM.07-21.085 (In Russian) Nikol'skii, E. V., Lyu, Y. (2019a) Interpretatsiya "lishnego cheloveka" v russkoj i kitajskoj literaturakh: opyt sopostavitel'nogo analiza [Interpretation of the "superfluous person" in Russian and Chinese literature: The experience of comparative analysis]. LibriMagistri, no. 2 (8), pp. 85-113. (In Russian) Nikol'skii, E. V., Lyu, Y. (2019b) Obraz "lishnego cheloveka" v russkoj literature XIX veka i v tvorchestve kitajskogo pisatelya Yuj Dafu [Image of "superfluous man" in the Russian literature of the XIX century and in the of the Chinese writer Yu Dafu's creative work]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki — Philology. Theory & Practice, vol. 12, no. 7, pp. 43-49. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.7.9 (In Russian) Pronina, N. A. (2019) Khudozhestvennaya literatura o bullinge kak faktor formirovaniya tolerantnosti [Fiction about bullying as a factor in the formation of tolerance]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya, no. 55-11, pp. 50-54. https://doi.org/10.18411/lj-10-2019-221 (In Russian) Rodari, G. (2007) Priklyucheniya Chipollino [The Adventures of Cipollino]. Moscow: Samovar Publ., 187 p. (In Russian)

Semenova, G. V., Tereshkina, I. B., Vekilova, S. A., Guseva, Yu. E. (2021) "Deti ne khoteli igrat' so mnoj...": sotsial'noe isklyuchenie v doshkol'nom vozraste ["Children did not want to play with me..." Social exclusion in childhood]. Doshkol'noe vospitanie, no. 6, pp. 2-9. (In Russian) Semenova, G. V., Vekilova, S. A., Tereshkina, I. B., Rudykhina, O. V. (2020) K probleme vzaimosvyazi opyta sotsial'noj eksklyuzii s bazisnymi ubezhdeniyami lichnosti: psikhologicheskij podkhod [The relationship between social exclusion and basic personal beliefs: A psychological approach]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo

pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 197, pp. 63-73. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-63-73 (In Russian) Sobkin, V. S. (2020) "Akh, 'Bednaya Liza, Akh!" — opyt psikhologicheskogo analiza povesti N. M. Karamzina ["Ah, Poor Liza, Ah!"—experience of psychological analysis of N. M. Karamzin's story]. Natsional'nyj psikhologicheskij zhurnal — National Psychological Journal, vol. 2, no. 2 (38), pp. 109-147. (In Russian) Shul'min, M. P. (2018) Psikhologicheskie factory perezhivaniya lichnost'yu sotsial'noj ekskluzii [Psychological factors of social exclusion experience]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal — Siberian Journal of Psychology, vol. 70, pp. 17-33. https://doi.org/10.17223/17267080/70/2 (In Russian) Shul'min, M. P. (2019) Razlichiya v psikhicheskikh perezhivaniyakh studentami sotsial'noj eksklyuzii v kontekste mira lichnosti i obrazovatel'nogo prostranstva [Differences in students' mental experiences of social exclusion within person's world and educational space context]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal — Siberian Journal of Psychology, no. 73, pp. 111-125. https://doi.org/10.17223/17267080/73/7 (In Russian) Sommer, K. L., Williams, K. D., Ciarocco, N. J., Baumeister, R. F. (2001) When silence speaks louder than words: Explorations into the intrapsychic and interpersonal consequences of social ostracism. Basic and Applied Social Psychology, vol. 23, no. 4, pp. 225-243. https://doi.org/10.1207/S15324834BASP2304 1 (In English) Sung, I. N. (2015a) Ts-ts-ts... Sonnaya knizhka [Ts-ts-ts... Sleepy book]. Saint Petersburg: Vektor Publ., 24 p. (In Russian)

Sung, I. N. (2015b) Sh-sh-sh-sh... Malyshovaya knizhka [Shhhh... A Book of babies]. Saint Petersburg: Vektor Publ., 24 p. (In Russian)

Tereshkina, I. B., Vekilova, S. A., Rudykhina, O. V. at al. (2021) Mezhlichnostnaya eksklyuziya kak psikhologicheskij fenomen: obzor metodov issledovaniya [Interpersonal exclusion as a psychological phenomenon: A review of research methods]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 3, no. 1, pp. 24-33. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-24-33 (In Russian) Tolstoy, L. N. (1984) Detstvo [Childhood]. Riga: Zvajgzne Publ., 271 p. (In Russian) Travers, P. L. (1992) Meri Poppins [Mary Poppins]. Moscow: Pedagogika-press Publ., 144 p. (In Russian) Vygotsky, L. S. (1987). Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow: Pedagogika Publ., 341 p. (In Russian) Walczak, D., Nikolsky, E. V. (2019) Tip "lishnego cheloveka" v russkoj i pol'skoj literaturakh ("Zbçdny czlowiek" VS. "Bohater Werterowski") ["Zbçdny czlowiek" VS. "Bohater werterowski". Type of "superfluous man" in Russian and Polish literature]. Libri Magistri, no. 3 (9), pp. 93-123. (In Russian) Walczak, D., Nikolsky, E. V. (2020) "Malen'kij lishnij chelovek" ili tip "lishnego rebenka" v russkoj i pol'skoj literaturakh ["Little superfluous man". Type "superfluous child" in Russian and Polish literature]. Libri Magistri, no. 1 (11), pp. 11-44. (In Russian)

Williams, K. D. (2007) Ostracism. The Annual Review of Psychology, vol. 58, pp. 425-452. https://doi.org/10.1146/

annurev.psych.58.110405.085641 (In English) Williams, K. D., Bernieri, F. J., Faulkner, S. L. et. al. (2000) The scarlet letter study: Five days of social ostracism. Journal of Personal and Interpersonal Loss, vol. 5, no. 1, pp. 19-63. https://doi.org/10.1080/10811440008407846 (In English)

Yakimova, E. M. (2017) Strategiya ignorirovaniya v khudozhestvennom dialoge (na materiale proizvedenij A. I. Kuprina) [The strategy of ignoring in a dialogue in the literary text (by the material of A. I. Kuprin's works)]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki — Philology. Theory & Practice, no. 6-3 (72), pp. 181-184. (In Russian)

Yuj, D. (2015) Chün fêng chén zui de wän shàng. Yù Dâ fü xiäo shuö jïng xuän ji [Spring Nights. Collection of prose

works by Yu Dafu)]. Anhui: Fiction Publ., 364 p. (In Chinese) Yuj, D. (2016) Chün fêng chén zui de wän shàng [Spring nights]. Beijing: Joint Publ., 321 p. (In Chinese) Zheleznikov, V. K. (1981) Chuchelo [Scarecrow]. Moscow: Detskaya literature Publ., 206 p. (In Russian) Zheleznikov, V. K. (1989) Chudak iz shestogo "B" [The weirdo from the sixth "B"]. Moscow: Detskaya literature Publ., 367 p. (In Russian)

Zoshchenko, M. M. (2015) Lelya i Min'ka [Lelya and Minka]. Saint Petersburg; Moscow: Rech' Publ., 61 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.