УДК 94(470)
Ромодина Татьяна Павловна
магистрант I курса кафедры новой и новейшей истории России
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Пермь, Россия
ПРОБЛЕМАТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ В НАЗВАНИИ
СОБЫТИЙ, ПРОИСХОДИВШИХ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1994-1996 гг.
Tatiana P. Romodina
Undergraduate Department of Modern and Contemporary Russian History
Perm state humanitarian pedagogical University, Perm, Russia
A PROBLEMS TO APPLY TERMS IN AN EVENT IN THE CHECHEN
REPUBLIC OF 1994-1996
Аннотация. Статья рассматривает проблему применения терминов «война» и «конфликт» по отношению к событиям в Чеченской республике 1994-1996 гг. Приводится анализ периодической печати данного периода, а также результаты поисковых запросов, которые отражают ситуацию «называния» данных событий сегодня.
Ключевые слова: Чеченский конфликт, Чеченская война, периодическая печать, новейшая история.
Abstract. The article examines the problem of the use of the terms "war" and "conflict" in relation to the events of 1994-1996 in the Chechen Republic. The analysis of the periodical press, and the results of search queries that reflect the situation of "naming" of these events today.
Key words: The Chechen conflict, the Chechen war, periodicals, recent history.
Начиная с 30 ноября 1994 г. президент РФ Б.Н. Ельцин издал ряд указов, направленных на «восстановление конституционного порядка и урегулирование правопорядка на территории Чеченской республики» [2].
В современном исследовательском поле данную ситуацию принято обозначать несколькими терминами, которые несут различный смысловой характер: более нейтральные - «восстановление конституционного порядка», «конфликт в Чечне», «чеченский конфликт», «чеченский кризис», либо более агрессивные - «чеченская война», «чеченские войны», «вторая Кавказская война», «российско-чеченская война» и другие. На сегодняшний день есть актуальная проблема «называния» данных событий, произошедших на территории Чеченской республики в 1994-1996 гг.
© Ромодина Т.П., 2016
Для исследования были проанализированы три периодических издания периода ноября-декабря 1994 г. и января 1995 г. - «Комсомольская правда», «Звезда», «Новое время». Сделан срез результатов запросов по данной тематике современных пользователей интернет-пространством через систему «Яндекс ^^гёБаЪ) (апрель 2016).
Необходимо обозначить значение терминов «конфликт» и «война». Согласно Большому энциклопедическому словарю по политологии и социологии, «конфликт» - это процесс или ситуация, когда одна сторона находится в противостоянии или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противоречащие собственным. «Война» -специфический социальный конфликт, применение вооруженного или любых используемых в этом качестве средств насилия, как способ достижения политических целей и разрешение общественных противоречий политического характера; крайняя, экстремальная форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных политических противоречий [3].
Периодическая печать по мере развития чеченских событий применяет разную терминологию, выбор термина чаще всего зависит от занимаемой автором и изданием позиции к проблеме. «Комсомольская правда» пишет о проблемах на территории Чеченской республики с самого начала, с осени 1994 г. В целом ситуация преподносится журналистами как сложная, находящаяся в одном шаге от войны, но названия еще несут в себе понятие конфликта: «Чеченский конфликт», «Боевые действия» и так далее [8,14].
Третьего декабря выходит статья «Остановитесь!», в которой журналист Игорь Ротарь публикует мнение Мусы Шанибова - политолога и президента Конфедерации народов Кавказа, который заявляет, что ввод российских войск на территорию Чечни - это начало новой кавказской войны и «война с российским агрессором». Представители кавказской стороны при этом развитии событий были настроены на крайнюю степень конфликта.
«Комсомольская правда» («КП») провела социологический опрос, и главным названием в нем фигурировало «конфликт в Чечне», но очень опасный, на грани войны [4]. Буквально в следующем номере корреспондент Александр Евтушенко даёт название своему репортажу «Идет чеченская война» [1], и объяснение журналиста такое: переговоры с Дудаевым не состоялись, распространяется его призыв к тотальной войне, а со стороны России на территорию Чечни прибывают войска. Журналисты «КП» с декабря 1994 г. начинают использовать более агрессивные названия для описания событий в Чечне «чеченский пожар» и, конечно, - «Война».
Пермская областная газета «Звезда» 14 декабря 1994 г. на первой полосе публикует статью Вольдемара Пырсикова «На Кавказе льется кровь. Чеченский узел танками не развязать - выход из кризиса нужно искать за столом переговоров» [5]. Заголовок уже говорит о сложном характере проблемы, сама статья посвящена вводу вооруженных сил в Чечню и позиции пермской общественности к данному событию. Термин «война» не фигурирует, есть «чеченский кризис», «чеченский узел» и так далее.
Стоит обратить внимание пояснение вице-премьера правительства России Н. Егорова [6]. Официальный представитель власти сообщает, что войска введены не для войны с чеченским народом, а для освобождения его от режима Дудаева, а самое главное, что делегация Д. Дудаева требует признать Чечню независимым государством, но Россия никогда на это не пойдет. Следовательно, представители государственного аппарата стоят на позициях наиболее нейтрального отображения событий.
Статья «Штыки и перья» имеет оправдательный характер, в которой журналист поддерживает и видит необходимым введение российских войск на территорию Чеченской республики, он не использует термин «война», а пишет о «чеченском кризисе» [11].
Также «Звезда» в других статьях сообщает, что количество войск в Чечне уже превышают норму чрезвычайного положения и вывести их сейчас
не представляется возможным. В целом в конце 1994 г. мы видим очень сложную, напряженную обстановку, возможно на грани войны, но журналисты и эксперты весьма осторожно подходят к описанию и интерпретации ситуации в Чечне.
Пресса незамедлительно отреагировала на обострение ситуации в Чеченской республике. В январе 1995 г. «Звезда» публикует ряд статей, мнений, в которых присутствует разнообразная вариация терминов: «чеченские бои», «зона боёв» [7, 9].
Газетное издание «Новое время» 23 декабря 1994 года публикует статью журналиста Андрея Никитина [14], в которой он пишет о неизбежном конфликте на Северном Кавказе. Происходящее в Чечне он называет «чеченским кризисом», «боевыми действиями», «чеченскими событиями» и так далее. Журналист пишет о введении войск на территорию Чеченской республики и о сложной ситуации, говорит, что она запущена и решение будет не простым. Но термина «война» в статье нет. Отношение к «чеченским событиям», которые были «кризисом», меняется после «новогоднего штурма». Шестого января 1995 г. на первой полосе «Нового времени» появляется заголовок, который звучит следующим образом - «Идёт война кавказская...». Под заголовком статья о погибших при штурме Грозного. С этого момента и далее все эпизоды, связанные с данными событиями, описываются как «война», «бессмысленная акция», «бойня» или просто «Чечня», без пояснений, полагая, что читатель сам определится, как это называть. В обращении депутатов законодательного собрания Пермской области к президенту, правительству и федеральному собранию фигурирует слово «война» [12].
Терминология, которую использует журналист для описания данного события, показывает позицию человека/структуры к Чеченским событиям. Зачастую официальные власти и сторонники введения вооруженных сил в Чеченскую республику чаще используют более нейтральные названия «конфликт», «кризис», «наведение порядка», а те, кто признают сепаратизм
и наличие двухсторонних противоречий, предпочитают терминологию более агрессивную - «война», «боевые действия» и так далее. И если на первых этапах чеченская проблема отражалась в прессе как «конфликт», то с развитием событий практически все проанализированные издания перешли на формулировку «война в Чечне». События перешли в экстремальную форму решения противоречий.
Для решения проблемы «называния» событий в Чеченской республике 1994-1996 гг. необходимо понять, как в сознании рядовых граждан зафиксировалось чеченская проблема. Система «Яндекс wordsat» показывает краткие, четкие запросы которые делают пользователи Яндекс в течении месяца, следовательно, они отражают основную суть. То есть данная система отображает объективные поисковые запросы населения России - в данном случае названия конфликта, и на основе этих данных можно сделать определенные выводы. По данным системы «Яндекс wordstat» за апрель 2016 г. самые частые запросы по тематике чеченских событий: 1-е место «чеченская война» - 56 517 запросов в месяц, 2-е место - «война в Чечне» -35 108, затем идут названия «чеченская война (1994 и 1996 г. и т.д.)» - около 2 тысяч запросов. Словосочетания, связанные с фразой «чеченский конфликт» или «конфликт в Чечне» набирают также 2 016 запросов в месяц. Запрос «восстановление конституционного порядка в Чеченской республике» набирает всего лишь 19 запросов в месяц. В современном обществе закрепились названия, связанные с термином «война»: «чеченская война» или «война в Чечне», с большим отрывом за ними идет название «чеченский конфликт» / «конфликт в Чечне». С течением времени ситуация с названием событий в Чеченской республике не поменялась. Общественность приняла терминологию, связанную с крайней степенью конфликта, предложенную журналистами. Целый ряд авторов приняли термин «война» и используют его в работах: В.А. Тишков, Е.С. Сенявская и другие [12, 13]. Исходя из характера боевых действий и общественного мнения, более применим термин «война» по отношению к событиям на территории Чеченской республике в 1994-1996 гг.
Список литературы
1. Боевые действия // Комсомольская правда. 1994. 1 декабря.
2. Большой энциклопедический словарь / сост. С.Ю. Солодников. М.: МФЦП, 2002.
3. Волчек Г. Штыки и перья // Звезда. 1995. 20 января.
4. Дрались насмерть, но полк жив. // Звезда. 1995. 25 января.
5. Завтра война войдёт в каждый российский дом // Комсомольская правда. 15.12.94.
6. Идёт чеченская война // Комсомольская правда. 1994. 16 декабря.
7. Из Грозного эвакуируют детей и женщин // Комсомольская правда. 1994. 30 ноября.
8. На Кавказе льётся кровь. Чеченский узел танками не развязать - выход из кризиса нужно искать за столом переговоров // Звезда. 1994. 14 декабря.
9. Никитин А. // Новое время. 1994. 23 декабря.
10. Никитин А. Идёт война кавказская. // Новое время. 1995. 6 января.
11. Остановитесь! // Комсомольская правда. 1996. 3 декабря.
12. Сенявская Е.С. История войн России XX века в человеческом измерении. М., 2012.
13. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография Чеченской войны. М. Наука, 2003.
14. Черный тюльпан - символ печали // Звезда. 1995. 13 января.
УДК 94 (47).084.3
Штейников Сергей Николаевич
студент V курса заочного отделения исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия,
Пермь, e-mail: sergei801 @mail.ru
ГИБЕЛЬ КАМСКОГО РЕЧНОГО ФЛОТА В ИЮНЕ 1919 г.
Sergey N. Shteynikov
5th year student of the Faculty of History
Perm state humanitarian pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: sergei801@mail.ru
THE DEATH OF KAMA RIVER FLEET IN JUNE 1919
Аннотация. В статье отражены события, которые происходили в июне 1919 г. в д. Левшино Пермской губернии при отступлении Западносибирской армии адмирала А. В. Колчака. В ней также приведены наиболее полные данные потерь судов на Каме в период Гражданской войны.
Ключевые слова: Камский речной флот, П.И. Коновалов, гибель речных судов в Левшино летом 1919 г.
Abstract: The article reflects events that took place in June 1919. in Levshino, Perm province during the retreat of the Siberian army of Admiral A.V. Kolchak. It also lists the most complete data loss in the courts on the Kama river during the Civil war.
Key words: the Kama river fleet, I. P. Konovalov, the death of river vessels in Levshino in the summer of 1919.
© Штейников С.Н., 2016