Научная статья на тему 'Гибель Камского речного флота в июне 1919 г'

Гибель Камского речного флота в июне 1919 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
348
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМСКИЙ РЕЧНОЙ ФЛОТ / П.И. КОНОВАЛОВ / ГИБЕЛЬ РЕЧНЫХ СУДОВ В ЛЕВШИНО ЛЕТОМ 1919 Г. / THE KAMA RIVER FLEET / I. P. KONOVALOV / THE DEATH OF RIVER VESSELS IN LEVSHINO IN THE SUMMER OF 1919

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Штейников Сергей Николаевич

В статье отражены события, которые происходили в июне 1919 г. в д. Левшино Пермской губернии при отступлении Западносибирской армии адмирала А. В. Колчака. В ней также приведены наиболее полные данные потерь судов при на Каме в период Гражданской войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEATH OF KAMA RIVER FLEET IN JUNE 1919

The article reflects events that took place in June 1919. in Levshino, Perm province during the retreat of the Siberian army of Admiral A.V. Kolchak. It also lists the most complete data loss in the courts on the Kama river during the Civil war.

Текст научной работы на тему «Гибель Камского речного флота в июне 1919 г»

Список литературы

1. Боевые действия // Комсомольская правда. 1994. 1 декабря.

2. Большой энциклопедический словарь / сост. С.Ю. Солодников. М.: МФЦП, 2002.

3. Волчек Г. Штыки и перья // Звезда. 1995. 20 января.

4. Дрались насмерть, но полк жив... // Звезда. 1995. 25 января.

5. Завтра война войдёт в каждый российский дом // Комсомольская правда. 15.12.94.

6. Идёт чеченская война // Комсомольская правда. 1994. 16 декабря.

7. Из Грозного эвакуируют детей и женщин // Комсомольская правда. 1994. 30 ноября.

8. На Кавказе льётся кровь. Чеченский узел танками не развязать - выход из кризиса нужно искать за столом переговоров // Звезда. 1994. 14 декабря.

9. Никитин А. // Новое время. 1994. 23 декабря.

10. Никитин А. Идёт война кавказская. // Новое время. 1995. 6 января.

11. Остановитесь! // Комсомольская правда. 1996. 3 декабря.

12. Сенявская Е.С. История войн России XX века в человеческом измерении. М., 2012.

13. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография Чеченской войны. М. Наука, 2003.

14. Черный тюльпан - символ печали // Звезда. 1995. 13 января.

УДК 94 (47).084.3

Штейников Сергей Николаевич

студент V курса заочного отделения исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия,

Пермь, e-mail: sergei801 @mail.ru

ГИБЕЛЬ КАМСКОГО РЕЧНОГО ФЛОТА В ИЮНЕ 1919 г.

Sergey N. Shteynikov

5th year student of the Faculty of History

Perm state humanitarian pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: sergei801@mail.ru

THE DEATH OF KAMA RIVER FLEET IN JUNE 1919

Аннотация. В статье отражены события, которые происходили в июне 1919 г. в д. Левшино Пермской губернии при отступлении Западносибирской армии адмирала А. В. Колчака. В ней также приведены наиболее полные данные потерь судов на Каме в период Гражданской войны.

Ключевые слова: Камский речной флот, П.И. Коновалов, гибель речных судов в Левшино летом 1919 г.

Abstract: The article reflects events that took place in June 1919. in Levshino, Perm province during the retreat of the Siberian army of Admiral A.V. Kolchak. It also lists the most complete data loss in the courts on the Kama river during the Civil war.

Key words: the Kama river fleet, I. P. Konovalov, the death of river vessels in Levshino in the summer of 1919.

© Штейников С.Н., 2016

Гражданская война является одной из самых трагических страниц истории нашей страны, немало тяжелых последствий ощутили поколения, жившие в тот исторический период. Немалый ущерб различным отраслям хозяйства нанесла война. Восьмого февраля 1918 г. глава Совнаркома В.И. Ленин подписал декрет о национализации всего торгового флота. По этому декрету судоходные предприятия, акционерные общества, паевые товарищества, торговые дома и имущество единоличных крупных предпринимателей и хозяев морских и речных судов всех типов, служащих для перевозки грузов и пассажиров, со всеми движимым и недвижимым имуществом этих предприятий, объявлялись общенациональной неделимой собственностью Советской республики.

Весной 1918 г. на общем собрании водников был избран деловой совет Пермского района для управления пароходством, председателем которого был выбран Иван Иванович Кожевников, человек с интересной судьбой. Он родился в семье крепостного графа Строганова, сделал блестящую карьеру, прошел путь от простого матроса до управляющего пермской конторой пароходства «Братьев Каменских и Мешкова» [1, с. 4]. После ликвидации делового совета был образован Рупвод (Районное управление водным транспортом), председателем которого стал Василий Иванович Демидов [2, с. 4].

Летом 1919 г. при отступлении из Перми Западносибирской армии адмирала Колчака был уничтожен практически весь Камский речной флот. Из рассказа бывшего командира и комиссара парохода «Братьев Каменских и Мешкова», Петра Ивановича Коновалова (впоследствии директора Пермского речного училища) стало известно, что еще до того, как начались бои за город, в устье реки Чусовой стали прибывать свободные пароходы 22-23 июня. Одни суда стояли у причала, другие - на рейде. Связано это было с тем, что многие гражданские суда были переоборудованы под военные корабли. Ставилась броня на капитанскую рубку, устанавливались пушки и пулеметы различных калибров. А на некоторых судах располагались лазареты, в частности на пароходе «Александр» [2, с. 4].

Пароходы, которые были заняты, пришли в Левшино позднее, за день до пожара. С пароходов, которые накануне пожара приходили в Левшино, по указаниям механиков стали снимать машинные детали и складывать в ящики, затем ящики сгрузили на маленький пароходик. Их предполагалось отправить в Сибирь. Также командам судов было предложено отправиться с отступающей армией в Сибирь. Многие члены экипажей стали разбегаться с судов. Известно точно, что из команды парохода «Александр» никто не ушел с колчаковцами [2, с. 4].

Утром 30 июня около 5 часов началось самое страшное. Чтобы зажечь приведенные в Левшино суда, белые открыли стоявшие на берегу цистерны с горючим, выпустили на грунт и в реку несколько тысяч пудов керосина и нефти, выше по течению каравана был установлен плот, на котором была солома, и когда огонь добрался до плота он загорелся и поплыл в сторону судов [7, с. 27]. Огненная копна стала приближаться к судам и поджигала их, плывя от одного интервала (интервал - промежуток между судами, стоящими в линиях на якорях) до другого [7, с. 119]. Поскольку по приказу колчаковцев была произведена более тщательная учалка судов, суда и баржи стояли практически вплотную друг с другом [4, с. 4]. Петр Иванович Коновалов вспоминал: «В тот день течение было не очень сильным». В тоже время огонь стал охватывать стоявшие суда. В конечном счете весь караван был объят огнем. Столпы дыма были видны даже в Перми (в то время Левшино было деревней в 12 км от Перми).

В момент пожара мимо проходил пароход «Святой ключ», который спешил вырваться из этого ада. В момент его выхода на р. Каму кто-то из членов экипажа заметил, что чалка на «Александре» была обрублена, и он плыл вверх по р. Чусовой. Команда решила подойти поближе и взять на буксир «Александра», но в момент подхода ее члены услышали предупредительные крики и стрельбу с берега. И тогда команда парохода «Святой ключ» решает отойти подальше от каравана. Но все же горящая копна настигла и «Александра», и он стал все больше и больше охватываться

пламенем, течение его унесло вниз по Чусовой.

111

С каравана огонь перекинулся на берег. Загорелись товарные склады и другие постройки, находившиеся поблизости от горящего каравана. В момент начала пожара части Красной армии, а точнее 256-й стрелковый полк, начали переправу через Каму выше устья Чусовой в районе Хохловки, но было уже поздно. Суда были практически уничтожены огнем. Весь судовой ход в устье Чусовой и подходы к грузовым причалам были загромождены искореженными пароходами и баржами [3, с. 4].

После занятия города большевиками началось расследование данного пожара. Через несколько дней на место гибели Камского флота прибыл специальный уполномоченный Совнаркома и Главода В.М. Зайцев. В отчете Главоду он написал:

«Неприветливо встретила меня р. Кама... Уже недалеко от ее устья встретились остовы (погибших) судов... а по мере моего продвижения по освобожденному району приходилось прямо ужасаться... пошли везде и всюду попадаться остовы сгоревших судов, как паровых, так и непаровых единиц советского флота. Не было расстояния, хотя бы через 50-верстный пробег, без этих печальных фактов: то там, то здесь вырисовывались следы судов, или до днища сгоревших, или переломанных и обсушенных глубоко в бичевнике. По пути к реке Чусовой, где было главное место разгрома флота, немного выше (пермских) пристаней стоял поперек реки сильно изуродованный пассажирский пароход "Григорий", а затем уже, начиная от него, через самый малый интервал, потянулся почти сплошной вереницей длинный ряд обгорелых и топлых судов. Некоторые еще догорали, и тлели обуглившиеся их части, а теплоход «Москвич» пылал пламенем, благодаря запасу в его цистернах натурала.

В некоторых местах, первоначально думаешь, 2-3 судна, станешь же рассматривать более тщательнее - оказывается 7-8. Одни наплыли на другие, утопив их, так что весь корпус почти скрыт, за исключением еле заметной или высоко видимо загнутой кормы или носа; то, наоборот, все на поверхности воды, но так переплелись своими искаженными огнем

корпусами, что положительно теряешься дать отчет, сколько тут пароходов. Всюду, куда ни взглянешь, видишь или весь корпус судна, сильно пострадавший, или едва заметную трубу с частью штурвальной рубки, выставляющиеся от затонувшего судна, или же после гвоздей, словно на гигантской бороне, в днище сгоревшей дотла баржи. Параллельно с сим, весь берег усеян грудами пепла, угля и головней, продолжающих еще куриться, — это целый ряд береговых сооружений: склады, лабазы, амбары и хибары служащих стали жертвою огня... По всей длине этой части р. Чусовой стлался едкий, густой дым от горящих еще корпусов барж и зданий береговых сооружений. На судах, более сохранившихся по внешнему виду, такое же разрушение было внутри: все было загрязнено, поломано, стекла перебиты, вырван линолеум, порвана вся проводка освещения и звонков» [8, с. 117].

По имеющимся протоколам технического отдела Пермского отдела Рупвода во время пожара в г. Перми сгорело: 51 пароход, из них 12 пассажирских, а также 39 барж и дебаркадеров [5, с. 3]. Всего пригодными после пожара в Левшино для плавания оставалось 36 судов [5, с. 4], с 14 июля по 7 сентября 1919 г. техническим отделом Пермского Рупвода было восстановлено 41 судно [5, с. 5]. Ремонт судов проходил в основном на Мотовилихинском, Добрянском, Чермозском, Усольском, Пожевском, заводах, а также в мастерских Пермского Рупвода.

Второе судовое кладбище колчаковцы устроили в Усолье. В этом районе они сосредоточили около 50 пароходов. При этом они разобрали паровые машины, некоторые детали, имеющие ценность увезли, а некоторые за отсутствием времени на эвакуацию сбросили в Каму. Пароходы были поставлены на мелкие места, это делалось с расчетом на то, что весной суда на мели будут погублены. Но суда удалось спасти [5, с. 15].

Во время Гражданской войны на Каме от ее устья до Усолья были сожжены 61 пароход, 43 баржи и 10 дебаркадеров; утоплены 16 пароходов, 9 барж и 4 дебаркадера; выброшены на берег или посажены на мель и обсушены 13 пароходов, 60 барж, 17 дебаркадеров [4, с. 4].

В 1960-е гг. на здании ж/д вокзала станции «Левшино» была установлена мемориальная табличка, посвященная гибели флота. Но, как и многие предметы, связанные с Советским прошлым, в 1990-е годы была снята со здания. Сейчас в районе современного Левшино нет ничего, что могло бы напоминать об этом страшном событии 1919 г.

Список литературы

1. Газета «Большая Кама» 24.03.1987. № 22.

3. Газета «Большая Кама» 30.06.1987. № 49.

4. Газета «Большая Кама» 02.07.1987. № 50.

5. Газета «Большая Кама» 12.12.1986. № 86.

6. ГАПК. Ф. р-196, О. 1, Д. 510.

7. Словарь Волжских речных терминов. Н. Новгород, 1914.

8. Стасевич П. Г. Кампания Волжской флотилии на р. Каме в 1919 г. Л., 1930.

9. Широкорад А. Б. Великая речная война.1918-1920 г. М.: Вече, 2006.

УДК 94 (47).084

Чеботарева Александра Викторовна

аспирантка кафедры отечественной и региональной истории

Донецкий национальный университет, Донецк, Украина, e-mail: abc5071@mail.ru

К ВОПРОСУ ПАРТИЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ

КАДРОВ В 1920-1930-е гг. (НА ПРИМЕРЕ ДОНБАССА)

AlexanderaV.Chebotareva

postgraduate of department of National and regional history

Donetsk national University, Donetsk, Ukrain, e-mail: abc5071@mail.ru

TO A QUESTION OF PARTY EDUCATION MANAGEMENT PERSONNEL IN THE 1920-1930 (ON THE EXAMPLE OF DONBASS)

Аннотация. В статье на основе широко круга источников анализируются проблемы подготовки командно-административных кадров в период 20-30-х годов ХХ в. В частности, рассмотрены вопросы создания сети партийно-политических учебных заведений как в центре, так и на местах.

Ключевые слова: партийное образование, политические учебные заведения, советско-партийная школа, управленческие кадры, лектор.

© Чеботарева А.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.