Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПСЕВДОНИМИЗАЦИИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМАТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПСЕВДОНИМИЗАЦИИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анонимизация / информационное взаимодействие / конфиденциальность / метод псевдонимизации / обезличивание / образовательное учреждение / персональные данные / политика безопасности / псевдонимы / типы данных / anonymization / communication / confidentiality / pseudonymization method / depersonalization / educational institution / personal data / security policy / pseudonyms / data types

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Газизов Андрей Равильевич, Азизов Евгений Равильевич

В статье рассматривается проблематика применения метода псевдонимизации для защиты персональных в образовательном учреждении высшего образования. Защита персональных данных профессорско-преподавательского состава и обучающихся при информационном взаимодействии в процессе образовательной деятельности является важной задачей для образовательных учреждений высшего образования, особенно в эпоху цифровизации. Использование цифровых образовательных технологий и глобальной сети «Интернет» сделало возможным сбор, хранение и обработку персональных данных профессорско-преподавательского состава и обучающихся в процессе информационного взаимодействия не только более доступными, но и более уязвимыми для злоумышленника. Как инструмент защиты персональных данных, предлагается «метод псевдонимизации», то есть замены персональных данных индивида псевдонимом или кодом, который не позволяет идентифицировать физическое лицо, к которому относятся данные. При этом псевдонимизация не «устраняет» персональные данные, а преобразует их в форму, которую невозможно идентифицировать без дополнительной информации. Псевдонимизация позволяет решить вопрос обеспечения «конфиденциальности личности» профессорско-преподавательского состава и обучающихся; защитить их персональные данные от несанкционированного доступа; обеспечить выполнение «Политики безопасности». Однако, использование «метода псевдонимизации» должно быть тщательно продумано в каждом конкретном случае, а руководителям образовательных учреждений следует выявить преимущества и проблемы использования этого метода, прежде чем принимать решение о ее внедрении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of using the pseudonymization method to protect personal information in an educational institution of higher education. The protection of personal data of faculty and students during information interaction in the process of educational activities is an important task for educational institutions of higher education, especially in the era of digitalization. The use of digital educational technologies and the global Internet network has made it possible to collect, store and process personal data of faculty and students in the process of information interaction not only more accessible, but also more vulnerable to an attacker. As a tool for protecting personal data, a "method of pseudonymization" is proposed, that is, replacing an individual's personal data with a pseudonym or code that does not allow identifying the individual to whom the data refers. At the same time, pseudonymization does not “eliminate” personal data, but transforms them into a form that cannot be identified without additional information. Pseudonymization makes it possible to solve the issue of ensuring the "confidentiality of the individual" of the teaching staff and students; protect their personal data from unauthorized access; ensure compliance with the Security Policy. However, the use of the “aliasing method” must be carefully considered on a case-by-case basis, and educational leaders should identify the benefits and challenges of using this method before deciding to implement it.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПСЕВДОНИМИЗАЦИИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

контролируемые и неконтролируемые факторы, среди которых можно выделить такие неопределенные факторы, как природные, а также стратегии, контролируемые другими субъектами с их собственными интересами, не совпадающими с интересами оперирующей стороны. Кроме того, такого рода исследования позволяют научиться четко характеризовать и формулировать цели, критерии эффективности, зависящие от различных факторов и анализировать возможности достижения максимального значения этих критериев.

Литература:

1. Бардин, А.Е. Гарантии и риски в одной иерархической игре / А.Е. Бардин, Н.Г. Солдатова // Управление риском. -2014. -№2,- С. 3-10

2. Бардин, А.Е. Сильно гарантированное равновесие в одной иерархической двухуровневой игре при неопределенности / А.Е. Бардин, Н.Г. Солдатова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Математика. Механика. Физика. -2014. - Т. 6, № 1. - С. 15-21

3. Вартанов, С.А. Прикладная теория игр для экономистов / С.А. Вартанов, Е.А. Ивин. - Вологда: ВолНЦ РАН, 2020.-283 с.

4. Житенева, Ю.Н. Построение оптимального решения в одной трехуровневой иерархической игре при неопределенности / Ю.Н. Житенева, Е.Б. Виноградова, A.A. Чибискова // Современные проблемы математики, физики и физико-математического образования: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 30 ноября 2022 г. - Орехово-Зуево: ГГТУ, 2022. - С. 27-31

5. Жуков, A.C. Об одном решении иерархической бескоалиционной игры четырех лиц при неопределенности / A.C. Жуков, Л.В. Смирнова // Современные проблемы математики, физики и физико-математического образования: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 30 ноября 2022 г. - Орехово-Зуево: ГГТУ, 2022. - С. 31-36

6. Жуковский, В.И. Риски в задаче диверсификации вклада / В.И. Жуковский, М.И. Высокое // XXVIII Крымская осенняя математическая школа-симпозиум по спектральным и эволюционным задачам: сборник материалов международной конференции. Секции 5-9. - Симферополь: ДИАИПИ, 2017. - С. 16-18

7. Жуковский, В.И. Способ уравновешивания конфликтов при неопределенности / В.И. Жуковский, Н.Г. Солдатова // Вестник Удмуртского университета, Серия: Математика. Механика. Компьютерные науки. -2013,- № 3. - С. 28-33

8. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р] (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.10.2020 N 2604-p).

9. Солдатова, Н.Г. Об исследовании одной из иерархических моделей оптимизации производства при неопределенности / Н.Г. Солдатова, К.А. Старостенков, Е.А. Дементьева // Современные проблемы математики, физики и физико-математического образования: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 30 ноября 2022 г. - Орехово-Зуево: ГГТУ, 2022. - С. 59-63

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Газизов Андрей Равильевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (ДГТУ) (г. Ростов-на-Дону); доцент Газизов Евгений Равильевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный аграрный университет» (КГАУ) (г. Казань)

ПРОБЛЕМАТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПСЕВДОНИМИЗАЦИИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблематика применения метода псевдонимизации для защиты персональных в образовательном учреждении высшего образования. Защита персональных данных профессорско-преподавательского состава и обучающихся при информационном взаимодействии в процессе образовательной деятельности является важной задачей для образовательных учреждений высшего образования, особенно в эпоху цифровизации. Использование цифровых образовательных технологий и глобальной сети «Интернет» сделало возможным сбор, хранение и обработку персональных данных профессорско-преподавательского состава и обучающихся в процессе информационного взаимодействия не только более доступными, но и более уязвимыми для злоумышленника. Как инструмент защиты персональных данных, предлагается «метод псевдонимизации», то есть замены персональных данных индивида псевдонимом или кодом, который не позволяет идентифицировать физическое лицо, к которому относятся данные. При этом - псевдонимизация не «устраняет» персональные данные, а преобразует их в форму, которую невозможно идентифицировать без дополнительной информации. Псевдонимизация позволяет решить вопрос обеспечения «конфиденциальности личности» профессорско-преподавательского состава и обучающихся; защитить их персональные данные от несанкционированного доступа; обеспечить выполнение «Политики безопасности». Однако, использование «метода псевдонимизации» должно быть тщательно продумано в каждом конкретном случае, а руководителям образовательных учреждений следует выявить преимущества и проблемы использования этого метода, прежде чем принимать решение о ее внедрении.

Ключевые слова: анонимизация, информационное взаимодействие, конфиденциальность, метод псевдонимизации, обезличивание, образовательное учреждение, персональные данные, политика безопасности, псевдонимы, типы данных.

Annotation. The article deals with the problems of using the pseudonymization method to protect personal information in an educational institution of higher education. The protection of personal data of faculty and students during information interaction in the process of educational activities is an important task for educational institutions of higher education, especially in the era of digitization. The use of digital educational technologies and the global Internet network has made it possible to collect, store and process personal data of faculty and students in the process of information interaction not only more accessible, but also more vulnerable to an attacker. As a tool for protecting personal data, a "method of pseudonymization" is proposed, that is, replacing an individual's personal data with a pseudonym or code that does not allow identifying the individual to whom the data refers. At the same time, pseudonymization does not "eliminate" personal data, but transforms them into a form that cannot be identified without additional information. Pseudonymization makes it possible to solve the issue of ensuring the "confidentiality of the individual" of the teaching staff and students; protect their personal data from unauthorized access; ensure compliance with the Security Policy.

However, the use of the "aliasing method" must be carefully considered on a case-by-case basis, and educational leaders should identify the benefits and challenges of using this method before deciding to implement it.

Key words: anonymization, communication, confidentiality, pseudonymization method, depersonalization, educational institution, personal data, security policy, pseudonyme, data types.

Введение. Защита персональных данных стала серьезной проблемой для образовательных учреждений высшего образования (образовательных учреждений), особенно в эпоху цифровизации. Использование цифровых образовательных технологий и глобальной сети «Интернет» сделало сбор, хранение и обработку персональных данных профессорско-преподавательского состава и обучающихся в процессе информационного взаимодействия при образовательной деятельности не только более доступными, но и более уязвимыми для злоумышленника. Как инструмент защиты персональных данных предлагается «метод псевдонимизации», то есть замены персональных данных индивида псевдонимом или кодом, который не позволяет идентифицировать физическое лицо, к которому относятся данные. При этом - псевдонимизация не «устраняет» персональные данные, а преобразует их в форму, которую невозможно идентифицировать без дополнительной информации. Псевдонимизация может обеспечить «конфиденциальность личности» профессорско-преподавательского состава (ППС) и обучающихся, защитить их персональные данные от несанкционированного доступа, обеспечить выполнение «Политики безопасности». Однако, использование «метода псевдонимизации» должно быть тщательно продумано в каждом конкретном случае, а руководителям образовательных учреждений следует выявить преимущества и проблемы использования этого метода, прежде чем принимать решение о ее внедрении [2, 4, 5, 6].

Изложение основного материала статьи.

Применение псевдонимов.

«Метод псевдонимизации» может быть полезен в случаях, когда требуется анализировать большой объем данных и при этом обеспечить конфиденциальность персональных данных. После псевдонимизации данные ППС и обучающихся возможно группировать, анализировать и использовать; не раскрывая при этом личную информацию конкретных субъектов данных.

Однако, следует учитывать, что псевдонимизация не является абсолютно надежным методом защиты персональных данных, так как в некоторых случаях возможно обратное преобразование (дешифрование) псевдонима и получение оригинальной информации. Поэтому использование «псевдонимизации» требует осторожности и должно сочетаться с другими методами защиты персональных данных, например, с шифрованием и контролем доступа [4].

Применение псевдонимов (также известных как никнеймы) в образовательном учреждении может иметь несколько преимуществ:

1. ППС и обучающиеся могут использовать псевдонимы для информационного взаимодействия вместо своих настоящих имен, что особенно полезно при сложно произносимых или необычных именах.

2. Псевдонимы могут использоваться для достижения конфиденциальности или анонимности в определенных ситуациях; например, если участники информационного взаимодействия отправляют сообщение по электронной почте, содержание которого нужно скрыть, возможно использовать псевдоним.

3. Псевдонимы могут быть использованы для управления доступом в образовательном учреждении. Например, если обучающиеся привлекаются к выполнению совместного проекта, но им не нужен полный доступ к информационной системе учреждения, возможно выдать другую учетную запись с ограниченными правами доступа.

4. Использование псевдонимов может помочь в настройке ролевых личностей. Например, если работнику службы безопасности необходимо выступать в роли конкретного преподавателя или обучающегося, при информационном взаимодействии со злоумышленником, ему возможно предоставить уникальный псевдоним, чтобы отделить его от настоящего имени (преподавателя или обучающегося) [4, 5, 6].

На рисунке 1 представлены субъекты данных, имеющие характеристики, относящиеся к их персональным данным -имя, фамилия, адрес электронной почты и номер телефона; при этом - сохраненные в базе данных образовательного учреждения. Определять конкретного субъекта данных можно по ряду уникальных характеристик. Некоторые из этих характеристик являются неизменными (например, дата рождения или пол); в то же время, как другие могут меняться со временем - номер телефона или адрес электронной почты. В некоторых случаях для идентификации субъекта данных может потребоваться только одна уникальная характеристика, а в других случаях - целый набор характеристик. При использовании такого подхода можно сужать круг поиска для определения конкретного субъекта данных [4, 5, 6].

При этом, использование псевдонимов может создавать недостатки, связанные с безопасностью персональных данных ППС и обучающихся, поэтому перед использованием необходимо учесть все возможные риски и установить соответствующие политики и процедуры [4, 5, 6].

Совокупность субъектов данных

Совокупность характеристик

Рисунок 1. Метод идентификации субъектов данных

Метод идентификации субъектов данных зависит от контекста и конкретных доступных данных:

1. Прямые идентификаторы - это фрагменты информации, которые напрямую связаны с физическим лицом, такими как его имя, номер документа социального страхования, адрес электронной почты или номер телефона. Когда эти идентификаторы присутствуют в наборе данных, их можно использовать для непосредственной идентификации субъектов персональных данных.

2. Косвенные идентификаторы - это фрагменты информации, которые в сочетании могут привести к идентификации личности. Например, для однозначной идентификации человека может быть достаточно сочетания даты рождения, почтового индекса и рода занятий. Косвенная идентификация основывается на уникальности или редкости определенных комбинаций данных.

3. Псевдонимные идентификаторы - это искусственные идентификаторы, присваиваемые отдельным лицам для замены их прямых идентификаторов. Эти идентификаторы создаются с помощью таких методов, как псевдонимизация, когда личные данные заменяются псевдонимами или зашифрованными данными. Хотя псевдонимные идентификаторы напрямую не раскрывают личность субъекта данных, они все равно могут использоваться для идентификации в сочетании с другой информацией, хранящейся у контролера данных.

4. Анонимизация - это процесс, который необратимо преобразует персональные данные таким образом, что они больше не могут быть отнесены к конкретному лицу. Анонимизированные данные не позволяют идентифицировать субъектов данных, даже путем объединения их с другими доступными данными. Анонимизация считается эффективным методом защиты конфиденциальности, поскольку она гарантирует, что данные больше не являются личными.

5. Контекстуальная информация - в некоторых случаях контекст, окружающий данные, может дать ключ к идентификации субъектов персональных данных. Например, в небольшом сообществе определенных характеристик или событий, описанных в наборе данных, может быть достаточно для идентификации отдельных лиц, даже если прямых идентификаторов нет. Контекст и специфическое знание данных могут способствовать процессу идентификации [4].

Важно отметить, что методы идентификации всегда должны осуществляться в соответствии требованиями законодательства по защите персональных данных. Образовательные учреждения должны изначально убедиться в том, что правовая основа для обработки персональных данных присутствует; а также - принять надлежащие меры для защиты конфиденциальности и безопасности субъектов персональных данных на протяжении всего процесса идентификации [4].

Типы персональных данных.

Персональные данные могут быть различных типов и зависят от конкретной ситуации, в которой они используются. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных типов данных:

1. Идентификационные данные - информация, которая позволяет идентифицировать человека, например, его полное имя, адрес, номер телефона, номер и серия паспорта и пр.

2. Финансовые данные - информация, связанная с финансовыми операциями, например, банковские реквизиты, номера кредитных карт и другие данные, которые используются для совершения платежей.

3. Медицинские данные - информация о здоровье человека, т.е. результаты анализов, история болезней, рецепты, лекарства, медицинские диагнозы и пр.

4. Генетические данные - информация о генетических особенностях человека, которая может быть получена из его ДНК, например, группа крови, наследственные заболевания и пр.

5. Данные о «поведении в глобальной сети «Интернет» - информация о действиях и предпочтениях пользователя, например, посещенных сайтах, покупках, просмотренных видео и пр.

^ Совокупность

Персональные данные

характеристик

Рисунок 2. Виды персональных данных по критериям идентификации данными

6. Биометрические данные - информация, которая может быть получена из биометрических характеристик человека, например, снимков лица или отпечатков пальцев [7, 8, 9, 10].

Данный список не является полным, однако он демонстрирует широкий спектр информации, которая может быть признана персональными данными, взаимосвязь которых представлена на рисунке 2. Конкретные типы данных могут различаться в зависимости от того, как они используются, а также - как они могут быть связаны с конкретным индивидом [7, 8, 9, 10].

Концепция псевдонимизации.

Концепция псевдонимизации заключается в использовании псевдонимов вместо реальных идентификаторов при обработке и хранении персональных данных. Псевдонимизация может уменьшить риск утечек конфиденциальной информации и злоупотреблений, так как данные хранятся в зашифрованном виде, а доступ к ним осуществляется только по разрешению выделенной сущности или пользователя. Кроме того, псевдонимы могут использоваться для анонимизации персональных данных, что защитит их личную жизнь и этническую принадлежность. Однако, псевдонимизация не гарантирует полную безопасность данных и может быть обойдена опытными злоумышленниками [3, 4, 6].

Кроме того, для более эффективной защиты персональных данных, следует использовать комплексный подход и сочетать различные методы защиты; в том числе - криптографическая защита, контроль доступа, аутентификация, мониторинг активности пользователей и пр. Также необходимо регулярно обновлять системы защиты и проводить аудит безопасности, чтобы обнаружить и устранить уязвимости в системе. Важно также проводить обучение ППС и обучающихся по вопросам информационной безопасности и соблюдению правил обработки персональных данных [3,4, 6].

Также стоит упомянуть о важности использования средств анонимизации и псевдономизации при обработке персональных данных. Анонимизация позволяет удалять или изменять те характеристики данных, которые могут привести к идентификации субъекта данных, что предотвращает утечку их личной информации. Псевдонимизация же заменяет идентификаторы субъекта данных на другие; т.е. не позволяет их прямой идентификации, но позволяет проводить анализ данных в целом [3, 4, 6].

Однако, необходимо понимать, что обезличивание, анонимизация и псевдонимизация не являются панацеей и не гарантируют 100% защиту персональных данных. Эти методы могут сократить риски утечки данных, но не исключают возможности их восстановления в случае выхода за пределы системы обработки. По этой причине важно применять комплексный подход и сочетать обезличивание, анонимизацию или псевдонимизацию с другими методами защиты данных; такими как шифрование или контроль доступа [3, 4, 6].

Метод обезличивания - это процесс удаления или скрытия информации, которая может быть использована для идентификации конкретного субъекта или личных данных. Данный метод направлен на защиту приватности и конфиденциальности персональных данных и используется при обработке больших объемов информации, например, при проведении научных исследований или при статистическом анализе данных [3,4, 6].

В зависимости от цели обезличивания, следующие методы могут быть использованы:

1. Метод удаления; при котором конкретные идентифицирующие характеристики данных, такие как имя, фамилия, адрес и пр., удаляются полностью.

2. Метод замены; при котором идентифицирующие характеристики заменяются более общими или нейтральными данными, такими как коды или случайно сгенерированные номера.

3. Метод обобщения; при котором данные объединяются в группы по существенным признакам, например, возраст или пол.

Как и любой другой метод защиты персональных данных, обезличивание не гарантирует полную защиту личной информации и должно сочетаться с другими методами, такими как шифрование или контроль доступа [3,4, 6].

Преимущества и недостатки применения псевдонимов.

Преимущества применения псевдонимов в образовательном учреждении:

1. Защита конфиденциальности. Псевдонимы обеспечивают уровень анонимности, позволяя ППС и обучающимся оградить свою личную информацию от «легкодоступности». Эта защита может быть особенно важна при обработке конфиденциальных данных или участии в публичных форумах, где раскрытие личных данных может привести к нежелательным последствиям.

2. Повышенная безопасность. Используя псевдонимы, отдельные лица могут снизить риск кражи личных данных и целенаправленных атак. В ситуациях, когда ППС и обучающиеся работают с ценной интеллектуальной собственностью или обрабатывают конфиденциальную информацию, псевдонимы могут служить защитой от несанкционированного доступа.

3. Гибкость и приспособляемость. Псевдонимы обеспечивают гибкость в профессиональном контексте. ППС и обучающиеся могут принимать различные обличья в зависимости от своих ролей, проектов или конкретных потребностей, что позволяет им разделять свою деятельность и эффективно управлять множеством обязанностей.

4. Психологическая безопасность. Псевдонимы могут создать ощущение психологической безопасности на рабочем месте. ППС и обучающиеся могут чувствовать себя более комфортно, выражая свое мнение, участвуя в дискуссиях и идя на просчитанный риск, когда их подлинная личность защищена. Это может способствовать формированию культуры открытого общения и инноваций [3, 4, 6].

Недостатки применения псевдонимов в образовательном учреждении:

1. Подотчетность и доверие. Использование псевдонимов может вызвать опасения по поводу подотчетности и доверия внутри образовательного учреждения. Если отдельные лица могут действовать под прикрытием личных данных, становится сложно приписывать действия и решения конкретным лицам, что потенциально влияет на прозрачность и целостность образовательного учреждения.

2. Неправильное использование. Псевдонимы могут использоваться не по назначению для совершения неэтичных действий, таких как распространение ложной информации или злонамеренное поведение, не опасаясь последствий. Образовательные учреждения должны разработать руководящие принципы и политику для обеспечения того, чтобы псевдонимы использовались ответственно и в соответствии с этическими стандартами.

3. Сотрудничество и командная динамика. Псевдонимы могут препятствовать эффективному сотрудничеству и командной динамике. Построение доверия и налаживание значимых отношений между ППС и обучающимися может быть непростой задачей, когда отдельные лица скрываются за вымышленными именами. Разработка механизмов для решения этой проблемы; таких, как периодические возможности для личного общения, имеет важное значение.

4. Соблюдение требований законодательства. Образовательным учреждениям необходимо ориентироваться в требованиях законодательства, касающихся использования псевдонимов, особенно в информационной деятельности с особыми требованиями к защите персональных данных; при этом соблюдение законов относительно защиты персональных данных, прав интеллектуальной собственности и обязательств по раскрытию информации в аспекте применения псевдонимов является сложной задачей [3, 4, 6].

Выводы. Предлагаемый «метод псевдонимизации» позволяет защитить персональные данные ППС и обучающихся в образовательном учреждении от несанкционированного доступа и обеспечить соблюдение «Политики безопасности». При этом, необходимость применения данного метода должна быть определена в каждом конкретном случае, а образовательным учреждениям следует изначально выяснить преимущества и проблемы использования псевдонимизации персональных данных ППС и обучающихся, прежде чем принимать решение о применении самого «метода псевдонимизации» [2].

Литература:

1. eEIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. - Москва, 2023. - URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 23.07.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

2. Газизов, А.Р. Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности (учеб. пособие) / А.Р. Газизов. -Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 2017 (Тип. Изд-ва). - 156 с.

3. Газизов, В.В. Стандарты информационной безопасности (учеб. пособие) / В.В. Газизов. - Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 2022 (Тип. Изд-ва). - 90 с.

4. Газизов, B.B. Техническая защита информации (учеб. пособие) / В.В. Газизов, Д.В. Фатхи. - Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 2022 (Тип. Изд-ва). - 108 с.

5. Газизов, В.В. Управление информационной безопасностью (учеб. пособие) / В.В. Газизов, Д.В. Фатхи, С.Б. Петренкова. -Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 2019 (Тип. Изд-ва). - 115 с.

6. Основные проблемы защиты информации в сетях: сайт. - 2023. - URL. https://zen.yandex.com/media/id/5da8242eaad43600blflf9ed/osnovnye-problemy-zascity-informacii-v-setiah-

5da82678c31 е4900ае31ес07 (дата обращения: 23.07.2023)

7. Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (последняя редакция). Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [сайт], 2023. - URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137356/ (дата обращения: 23.07.2023)

8. Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 (ред. от 14.05.2020) «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2013 N 28375). Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [сайт], 2023. - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146520/ (дата обращения: 23.07.2023)

9. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ: [принят Государственной Думой 8 июля 2006 г.: одобрен Советом Федерации 14 июля 2006г.]. Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [сайт], 2023. -URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 23.07.2023)

10. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (последняя редакция). Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [сайт], 2023. - URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 23.07.2023)

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Гаязов Альфис Суфиянович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); исследователь, преподаватель-исследователь Вагилова Внера Радиковна Департамент образования Администрации Пуровского района (г. Тарко-Сале)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. Воспитание гражданственности личности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием. Образовательные учреждения как наиболее стабильные социальные институты могут внести значительный вклад в создание условий для воспитания нравственно и физически здорового, социально активного подрастающего поколения. Один из путей - формирование гражданской грамотности учащихся.

Ключевые слова: воспитание, образование, педагогика, исследование, гражданского и нравственного воспитания, исторический период, эпоха.

Annotation. The education of a person's citizenship is largely determined by the objective state of the state, the level of development of democracy and humanity in society, and the demand for the civic qualities of its members. In turn, the level of development of society largely depends on the position of each person. The main purpose of civic education is to form in a person the moral ideals of society, feelings of love for the Motherland, the need for activities for the benefit of society, etc.Civic education is closely connected with moral education, patriotic education and legal education. Bducational institutions as the most stable social institutions can make a significant contribution to creating conditions for the upbringing of a morally and physically healthy, socially active younger generation. One of the ways is the formation of civil literacy of students.

Key words: upbringing, education, pedagogy, research, civic and moral education, historical period, epoch.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. С древности присутствовал идеал разносторонней личности, который включал в себя определенные элементы гражданской грамотности. С течением времени этот идеал претерпел значительные изменения. На протяжении долгого времени исследователи видят реализацию гражданского долга как неотъемлемую часть личностного воспитания гражданина.

В Древней Греции многие философы занимались основными проблемами политического воспитания. Политическое воспитание, прежде всего, было направлено на раскрытие смысла жизни, изучение проблемы природы человека и в целом на исследование человека. Образование молодежи, как считал ученик Сократа - Ксенофонт (430-355/354 годы до нашей эры), не может являться вопросом индивидуального характера. В результате того, что целью образования молодежи считается создание совершенных граждан, оно должно контролироваться со стороны государства.

Изложение основного материала статьи. Понимание содержания и целей школьного образования было заложено также Платоном (428/427-348/347 годы до нашей эры), который являлся учеником Сократа. Платон в сочинении «Законы» пишет о том, что образование представляет собой нечто, которое ведет от детского возраста к некой добродетели и заставляет индивида стремиться стать совершенным, идеальным гражданином, который может управлять и справедливо подчиняться людям. В то же время, в философской формулировке человека философом Аристотелем сказано, что человек выступает социальным существом, высшим уровнем добродетели которого является работа на благо государства от имени сограждан.

В Древнеримской педагогике одним из ключевых деятелей можно считать М.Т. Цицерона (106-43 годы до нашей эры). М. Цицерон рассматривал во многих собственных работах тему образования идеального гражданина. Прежде всего, исследователь стремился охарактеризовать того, кого можно назвать «хорошим человеком». Общая логика гражданского образования, предлагаемая М. Цицероном, была отражена в таких его работах, как «Об обязанностях», «О законах». В перечисленных работах исследователя выделены основные наставления из повседневной жизни, именно на них, в первую очередь, педагогическая повседневная деятельность должна опираться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.