Научная статья на тему 'Проблематика поэмы М. Ю. Лермонтова "демон"'

Проблематика поэмы М. Ю. Лермонтова "демон" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10620
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕРМОНТОВ / ЖАНР / ДЕМОН / ЗЛО / ЧУВСТВА / ДУША

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пугоева Милана Темерлановна

В статье рассматривается творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике. Кавказ одна из главных тем в творчестве поэта. На Кавказе он жил, воевал и погиб. Этот знаменитый край, его природа, жизнь горцев были поэтически воссозданы в стихах, поэмах, прозаических произведениях, в живописи М. Ю. Лермонтова. Судьба даровала поэту близкое знакомство с Кавказом и трагическую гибель в тех местах, которые он любил. В статье рассматривается одно из произведений, посвященных Кавказу, «Демон», в котором освещаются пути духовных исканий великого поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематика поэмы М. Ю. Лермонтова "демон"»

4. Флейшман Л. С. Борис Пастернак в двадцатые годы. Мюнхен, 1981. С. 27.

ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН»

Пугоева М. Т.

Пугоева Милана Темерлановна /Pugoeva МИапа ТвтвНапоупа - магистрант,

филологический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас, Республика Ингушетия

Аннотация: в статье рассматривается творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике. Кавказ -одна из главных тем в творчестве поэта. На Кавказе он жил, воевал и погиб. Этот знаменитый край, его природа, жизнь горцев были поэтически воссозданы в стихах, поэмах, прозаических произведениях, в живописи М. Ю. Лермонтова. Судьба даровала поэту близкое знакомство с Кавказом и трагическую гибель в тех местах, которые он любил. В статье рассматривается одно из произведений, посвященных Кавказу, «Демон», в котором освещаются пути духовных исканий великого поэта. Ключевые слова: Лермонтов, жанр, Демон, зло, чувства, душа.

Михаил Юрьевич Лермонтов по праву считается великим мастером слова. Поэт брал за основу творчество Пушкина, преемником которого он является, и многих других писателей. Михаил Юрьевич является ярчайшим представителем русского романтизма в литературе.

Его творчество внесло весомый вклад в развитие российского искусства: им были написаны новые музыкальные и художественные произведения [3, с. 21].

Михаил Юрьевич чаще писал произведения в жанре романтической поэмы. Им написано огромное количество поэм, некоторые из которых не дали закончены, несколько печатались несколько раз в разных редакциях, есть и несохранившиеся до наших дней. Каждое произведение, написанное Лермонтовым, является уникальным: разная тематика, сюжеты, стили. Именно мечтательность осознание разрыва между мечтой и реальностью - главная черта романтизма.

Внутренний мир человека, чувственность и его творчество провозгласили подлинными ценностями.

Известно, что романтические герои всегда находятся в конфликте с обществом. Являясь странствующими изгнанниками, разочарованные герои бросают вызов несправедливому обществу.

Лермонтов является представителем русского романтизма. Белинский отмечал, что «Лермонтов - поэт совсем другой эпохи», чем Пушкин, и его поэзия - «совсем новое звено в цепи исторического развития нового общества».

Поэму «Демон» М. Ю. Лермонтов начал сочинять в 15 лет. Первая строка -«печальный демон, дух изгнания» - прошла сквозь все редакции поэмы и сохранилась в ней до конца [4, с. 47].

В поэме «Демон» Михаил Юрьевич дает свое оценочное представление о герое-индивидуалисте. В основе поэмы лежит легенда о злом духе, взятая из библии, который был свергнут с неба, из-за поднятого бунта против Бога. Хоть поэма и написана в жанре фантастике, но и здесь мы можем проследить намек на глубокий смысл. Это психологический аспект, философский, а также социальный.

В словах Демона, главного персонажа, звучит горделивое утверждение себя: «Я царь познания и свобод». Поэт определяет выразительным, действующим отношение Демона к действительности.

В отношении Лермонтова к своему герою видим, что писатель не является сторонником агрессии и ненависти. Что является обратной картиной настроя Демона, он отверг все положительное, став на путь полного отрешения.

Это и привело Демона к мучениям, к одиночеству. Прекрасное открывается ему в Тамаре, - то Идеал достойного человека прекрасной свободной жизни. В конце поэмы Демон ощутил пленительность этого Идеала и устремился к нему.

В своей пленительной речи Демон зовет Тамару к уходу от мира, от всего сущего и предлагает смотреть на землю «без сожаления, без участия».

Демон не сумел подавить в себе эгоистические черты, что повлекло за собой смерть Тамары и поражение Демона.

Белинский правильно увидел внутренний смысл поэмы Лермонтова: «Демон, -писал критик, - отрицает для утверждения, разрушает для созидания...»

Демон Лермонтова - «могучий образ», «немой и гордый», который столько лет сиял поэту «волшебно-сладкой красотой». Бог изображен как сильнейший в мире, а Демон является его врагом. Конфликт основан на обвинении творцу в создании мира [4, с. 28].

Мы можем увидеть, что Лермонтов отличается присущим ему интересом к намекам: везде есть некая недосказанность. Демон наказан за бунт, не только за ропот. Он изгнан из рая, но Бог решил наказать его страшной участью, опустошив его душу. По воле бога демон «Жжет печатью роковой» все, к чему ни прикасается, вредит всему живому. Демона и его сотоварищей Бог сделал злобными, они стали орудием зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова.

Любовь, которая вспыхнула в душе Демона, стала для него возрождением. Он почувствовал при виде плещущей Тамары «неизъяснимое волнение», оживило «немой души его пустыню».

В нем проснулся тот Демон, который жил в счастье и не был злым. Демон желает быть живым и чувствовать, чтобы душа жила, радовалась мелочам жизни и была в гармонии с другой родной душой.

Демон, помогая людям, которые заблудились в горах во время непогоды, проявляет такие чувства, как подлинное добро.

Пейзаж Кавказа Лермонтовым изображен в неигровой форме. Серые скалы можно сравнить с душой главного героя. Действие поэмы развивается в Грузии, и демон уже перелетел за Крестовый перевал.

Лермонтов описал красочный и суровый пейзаж Кавказского хребта, Крестового перевала, где рисует «роскошный, пышный край земли»- с кустами роз, соловьями, развесистыми, обвитыми плющом чинарами и «звонко бегущими ручьями». На фоне этой благоухающей земли впервые появляется героиня поэмы Тамара. Образ молодой красавицы грузинки Тамары становится ярче в сочетании с пышной природой ее родины. Мы видим Тамару, сидящую со своими подругами в доме ее отца - князя Гудала. Ибо завтра состоится ее свадьба. Но свадьба не состоялась, так как не стало ее любимого жениха. Однако все обещания Демона любить безумно Тамару не увенчалось успехом, так как она отвергла его любовь.

Между героем и героиней поэмы «Демон» существует некоторая родственность характеров [1, с. 59].

Бросивший вызов всему сущему и Богу Демон-главный герой, является одиночкой. Конец поэмы предсказуем, мы видим Демона, который остался один на один. Нельзя не учесть значение пейзажа Кавказа: герой сравнивается с горами, который также обречен на Вечность.

Литература

1. Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. М.: Просвещение, 1973. С. 79.

2. Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. С. 635.

3. Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. М.: Современник, 1985. С. 222-225.

4. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.-Л.: Наука, 1964. С. 190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.