ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Б. Л. ПАСТЕРНАКА
1 2 Базиева М. В. , Хадзиева А. А.
1Базиева Мадина Владимировна /Еаг(еуа ЫаШпа УЫттупа - магистрант, филологический факультет;
2Хадзиева Айна Ахмедовна /Hadzieva Ата Ahmedovna - доцент филологических наук,
преподаватель, кафедра русской и зарубежной литературы, Ингушский государственный университет, г. Магас, Республика Ингушетия
Аннотация: понимание мира природы и мира человека в их гармоничном единстве, балансе - свойственно замечательному писателю и поэту Борису Пастернаку. В статье рассматриваются особенности любовной лирики этого известного русского поэта. Главным аспектом исследования является любовная лирика Пастернака как важный элемент творчества поэта, где доказывается, что любовь в стихотворениях Бориса Леонидовича связана с воспоминаниями, с разлуками и с невзаимной любовью лирической героини к возлюбленному или наоборот. Метафоричность, умение объединить экспрессию и классику поэтики - в этом заслуга Бориса Пастернака.
Ключевые слова: Пастернак, лирика, женщины, творчество, любовь.
Великий русский писатель, поэт и переводчик Борис Леонидович Пастернак, лауреат Нобелевской премии по литературе, был одним из самых выдающихся поэтов 20 века. Борис Пастернак был творческой натурой, а значит, не простым. Отец Пастернака был художником, а мать - пианисткой, что объясняет тот факт, что Борис Пастернак рос в творческой атмосфере. Его родители поддерживали дружбу со многими известными художниками, музыкантами и писателями.
Первые стихи Бориса Пастернака были опубликованы в 1913 году в сборнике «Близнецы в тучах» (коллективный сборник группы «Лирика»). С этого года и по 1959 год Борис Пастернак написал огромное количество стихотворений, пьес и поэм, выпустил много сборников. Шесть лет подряд Пастернак выступал лауреатом Нобелевской премии по литературе и в 1958 году удостоился этой премии. Но в день вручения - 23 октября, обвинив писателя в изменнических действиях, советская пропаганда заставила писателя отказаться от премии, исключив Пастернака из Союза писателей и пригрозив ему лишением гражданства. Но в 1989 медаль лауреата Нобелевской премии была вручена семье писателя [4, с. 27].
Любовная лирика Бориса Пастернака является одним из основных направлений гуманизма творчества поэта. В своих стихах, которые он посвятил своим любимым женщинам, поэт как бы просит услышать его, понять и прочувствовать его внутренний мир, но не нарушать его покой. И сам он никогда не вламывался в души близких людей, а только вчувствовался и вслушивался.
Лирический герой Бориса Пастернака всегда говорит о любви в прошедшем времени, но говорит с гордостью и уважением. Он считает, что любовь помогает избавиться от суеты и пошлости мира и поэтому, об искре любви, которая погасла когда-то, глупо сожалеть. Это хоть и временное, но освобождение духа от пустоты и одиночества. Борис Пастернак отображал в своих стихах достоинство любви с философской глубиной. Он считал, что любовь равносильна разгадке смысла бытия и, имея в этом горький опыт.
Боль разлуки перенес и он. В его цикле «Разрыв» слышится стон души, которая теряет свою любовь, опустошается и страдает. Но даже здесь лирический герой
Бориса Пастернака не пишет о любви с разочарованием или сарказмом, он возвышает и восхваляет это чувство, а не преодолевает свою душевную боль.
Любовная лирика Бориса Пастернака, которая уходит корнями в перипетии его жизни и хитросплетения судьбы, была хоть и не такой насыщенной, как у большинства других поэтов того времени, но от этого не менее чувственной и искренней. Борис Пастернак был на удивление чистым и одухотворенным человеком, он хорошо чувствовал грани человеческих взаимоотношений, которые стремились к моральности, порядочности, доброте и, что самое главное, к торжеству этих идеалов в современном социуме [4, с. 89].
Всю любовную лирику Бориса Пастернака можно озаглавить одой строчкой его же творения: «Любовь - это самое чистое из всего, что знает Вселенная...» Интересен тот факт, что в раннем творчестве Пастернака не так много произведений о высоком чувстве, вздохах на скамейке или о безответной любви. Но все меняется в тот момент, когда для поэта наступает новый жизненный этап, который был связан с его первой сильной влюбленностью. И на данном этапе пришло время для любовной лирики Бориса Пастернака. Это любовь настолько сильно захлестнула поэта, что дала ему вдохновение для написания огромного количества прекрасных произведений.
В своей любовной лирике Борис Пастернак не пишет об одной женщине, как и у любого другого поэта, она перекликается с образами всех его любимых женщин. В раннем творчестве поэта не было и намека на любовь, до встречи с той первой любовью Пастернак писал серьезные размышления на тему философии.
И вот в его жизни появилась Она. Первой любовью Бориса Пастернака стала Ида Высоцкая, он с ней познакомился в Марбурге. Именно благодаря Иде Высоцкой на свет появились сначала робкие строчки, а потом и уверенные, прекрасные произведения любовной лирики Бориса Пастернака. Эта любовь ошеломила юношу, настолько сильной, чувственной и яркой была она, что Пастернак сразу же сделал предложение своей любимой женщине. Но Ида Высоцкая отказала ему. Все это происходило в Марбурге, об этом горьком опыте любви он напишет в одноименном стихотворении. Это и стало началом любовной лирики Бориса Леонидовича Пастернака [3, с. 18].
Не менее важную роль в жизни Пастернака сыграла его кузина Ольга Фрейденберг, с которой они долгое время поддерживали теплые дружеские отношения. Главными женщинами в жизни поэта стали его жены. Будучи в браке с первой женой - Евгенией Лурье, пишет множество стихов, посвященных ей. Это период расцвета лирики Пастернака. Пастернак очень привязан к своей семье, но эта связь скоро истончается, и в 1930 году он сходится Зинаидой Нейгауз, женой пианиста Нейгауза. Взаимоотношения Бориса и Зинаиды оставили также след в лирике Пастернака. Их чувства не имеют границ и рамок, ради них они готовы отказаться от семей и вступают в брак. Ищущего вдохновения Пастернака хватает ненадолго, он находит новый «заряд эмоций». На этот раз жизнь Пастернака меняется кардинально с появлением Ольги Ивинской, которая стала последней музой поэта. Именно с ней поэт провел лучшие годы и посвятил ей прекрасные произведения.
В лирике Бориса Пастернака нашла свое место каждая из женщин, которых он когда-либо любил. Имена своих жен он увековечил в своих произведениях, что является, пожалуй, лучшим подарком для них.
Литература
1. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990. С. 93.
2. Пастернак Б. Л. Собрание сочинений. В пяти томах. Москва. Художественная литература, 1989-1992. С. 256.
3. Пастернак Б. Об искусстве: «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. Москва. Искусство, 1990. С. 31.
76
4. Флейшман Л. С. Борис Пастернак в двадцатые годы. Мюнхен, 1981. С. 27.
ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН»
Пугоева М. Т.
Пугоева Милана Темерлановна /Pugoeva МИапа ТвтвНапоупа - магистрант,
филологический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас, Республика Ингушетия
Аннотация: в статье рассматривается творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике. Кавказ -одна из главных тем в творчестве поэта. На Кавказе он жил, воевал и погиб. Этот знаменитый край, его природа, жизнь горцев были поэтически воссозданы в стихах, поэмах, прозаических произведениях, в живописи М. Ю. Лермонтова. Судьба даровала поэту близкое знакомство с Кавказом и трагическую гибель в тех местах, которые он любил. В статье рассматривается одно из произведений, посвященных Кавказу, «Демон», в котором освещаются пути духовных исканий великого поэта. Ключевые слова: Лермонтов, жанр, Демон, зло, чувства, душа.
Михаил Юрьевич Лермонтов по праву считается великим мастером слова. Поэт брал за основу творчество Пушкина, преемником которого он является, и многих других писателей. Михаил Юрьевич является ярчайшим представителем русского романтизма в литературе.
Его творчество внесло весомый вклад в развитие российского искусства: им были написаны новые музыкальные и художественные произведения [3, с. 21].
Михаил Юрьевич чаще писал произведения в жанре романтической поэмы. Им написано огромное количество поэм, некоторые из которых не дали закончены, несколько печатались несколько раз в разных редакциях, есть и несохранившиеся до наших дней. Каждое произведение, написанное Лермонтовым, является уникальным: разная тематика, сюжеты, стили. Именно мечтательность осознание разрыва между мечтой и реальностью - главная черта романтизма.
Внутренний мир человека, чувственность и его творчество провозгласили подлинными ценностями.
Известно, что романтические герои всегда находятся в конфликте с обществом. Являясь странствующими изгнанниками, разочарованные герои бросают вызов несправедливому обществу.
Лермонтов является представителем русского романтизма. Белинский отмечал, что «Лермонтов - поэт совсем другой эпохи», чем Пушкин, и его поэзия - «совсем новое звено в цепи исторического развития нового общества».
Поэму «Демон» М. Ю. Лермонтов начал сочинять в 15 лет. Первая строка -«печальный демон, дух изгнания» - прошла сквозь все редакции поэмы и сохранилась в ней до конца [4, с. 47].
В поэме «Демон» Михаил Юрьевич дает свое оценочное представление о герое-индивидуалисте. В основе поэмы лежит легенда о злом духе, взятая из библии, который был свергнут с неба, из-за поднятого бунта против Бога. Хоть поэма и написана в жанре фантастике, но и здесь мы можем проследить намек на глубокий смысл. Это психологический аспект, философский, а также социальный.