Научная статья на тему 'Проблематика освоения технологических инноваций арабским обществом'

Проблематика освоения технологических инноваций арабским обществом Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
756
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Синецкий Никита Сергеевич

В статье рассматриваются особенности процесса принятия технологических инноваций арабским обществом и выявляются факторы, влияющие на этот процесс. Анализируя современную ситуацию, автор делает попытку предположить, какую нишу может занять арабский мир в условиях информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематика освоения технологических инноваций арабским обществом»

Н. С. Синецкий

ПРОБЛЕМАТИКА ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

АРАБСКИМ ОБЩЕСТВОМ

В статье рассматриваются особенности процесса принятия технологических инноваций арабским обществом и выявляются факторы, влияющие на этот процесс. Анализируя современную ситуацию, автор делает попытку предположить, какую нишу может занять арабский мир в условиях информационного общества.

Ключевые слова: информационное общество, информация, инновация, инновационное мышление, инновационная технология, распространение знаний.

В настоящее время человечество переходит на новый этап развития - индустриальное общество превращается в постиндустриальное, которое также уместно назвать информационным или информациональным, поскольку «благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти» [5. С. 42-43]. Информация - «количество непредсказуемого, содержащегося в сообщении» [6. С. 132]. Необходимость быстрого приспособления к изменениям и контроля изменений в условиях информационного общества актуализируют инновационный тип мышления, необходимый для принятия новых условий жизни, адаптации к ним и выработки культурных норм, обеспечивающих устойчивое социальное развитие в новой ситуации. В данной статье под инновацией будет пониматься качественно превосходящий предшествующие аналоги результат преобразовательной деятельности человека, являющийся следствием реализации новых идей, знаний, успешно введённый в употребление после целенаправленного научного исследования, повышающий эффективность работы отрасли, в которой применяется, и являющийся удобным в использовании. Технологическая инновация (инновационная технология) - использование принципиально нового (не совместимого с предыдущим набором операций) процесса достижения результата.

Проблема проникновения инноваций в современное арабское общество является комплексной. Сегодняшнее состояние арабского общества, уровень его развития относительно требований времени не внушает оптимизма. Проблема отставания является очень актуальной, так как со временем большинство арабских стран могут стать странами, мнение которых не обязательно учитывать при принятии решений на международной арене.

Одной из главных причин отставания, главным образом научного, является проблема распространения знаний в арабском мире. Знание в исламе является религиозным долгом. Всякий верующий мусульманин обязан постоянно работать над получением новых знаний, над своим интеллектуальным обогащением и, если это от него зависит, создавать благоприятные условия для интеллектуального обогащения других. Божественное откровение, ниспосланное пророку Мухаммеду, началось со слова «читай» - это первое, что велел пророку ангел Джабраил. Именно арабы сохранили и открыли миру культурное, философское и научное наследие Древней Греции. Захватив Византийскую империю, первое, что потребовали арабы, - это книги. К ним попало всё наследие эллинизма, которое было переведено на арабский и переработано выдающимися арабскими мыслителями Средневековья. В современном арабском мире книгоиздательство составляет лишь 1,1 % от мирового, притом, что население арабских стран представляет собой 5 % населения Земли [3]. 17 % от общего числа изданных в арабских странах книг составляют издания религиозного содержания, которые неоднократно признавались бестселлерами, в частности, на Каирской книжной ярмарке [7]. Бестселлером в арабском мире

считается книга, изданная тиражом 5000 экземпляров, тогда как в других странах таким тиражом выпускаются рядовые издания [3]. Книгоиздательство в этом регионе сталкивается с множеством проблем - таких, как цензура и распространённая практика запрета книг, низкая читаемость по причине низкого уровня грамотности населения, нарушения прав интеллектуальной собственности, неотработанный механизм распространения книг по всему арабскому региону.

Очень слабо в арабском мире переводческое движение, а между тем, перевод суть важнейший канал получения новых знаний и связи с остальным миром. Ежегодное число переводимых в арабских странах изданий составляет 330 единиц, для сравнения, в Греции за то же время переводится в пять раз больше [там же].

Распространение и производство в арабских странах знаний затруднено по причине ряда социальных, экономических и политических особенностей. Арабские семьи отличаются авторитарным стилем воспитания детей в сочетании с их чрезмерной защитой. В результате подавляется природная любознательность ребёнка, и из него вырастает безынициативный и не самостоятельный человек с шаблонным мышлением.

Уровень неграмотности в странах Арабского Востока гораздо выше, чем среднемировой показатель. Неграмотными являются 70 миллионов человек (около 23 % населения). Наиболее высокая доля неграмотного населения приходится на Йемен, Судан, Марокко, Мавританию и Египет. 6500000 детей школьного возраста не имеют возможности получения высшего образования [2], а многие не имеют доступа даже к начальному образованию. Особенно высок уровень неграмотности среди женщин. При этом качество обучения неуклонно снижается. Лучшими вузами в арабских странах являются американские.

На 1000 жителей арабских стран приходится 53 газеты, в других развивающихся странах - 285 [7]. СМИ подвержены жёсткой цензуре, большинство из них находится в собственности государства. В последнее время у газет стали появляться представительства за рубежом, таким образом им удаётся обходить государственную цензуру. Арабские страны имеют один из самых низких в мире уровень доступа к цифровым СМИ.

В арабском мире практически отсутствует собственная светская научная школа, научные традиции. Практически не ведутся исследования в таких перспективных областях, как информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии. На научноизыскательные работы отводится не более 0,2 % ВВП, на миллион граждан арабской страны приходится 371 учёный и инженер, занимающийся научно-исследовательскими работами [там же].

Таким образом, в настоящее время арабские страны являются мировыми научными аутсайдерами. Объясняется это многими факторами. Во-первых, историческими. За то время, пока арабские страны являлись подмандатными территориями европейских держав, эти державы тормозили в них процессы развития за исключением тех отраслей, которые приносили пользу Западу. Кроме того, отставание некоторых стран - результат санкций, в своё время наложенных на них ООН. Например, в Ираке санкции явились препятствием для развития медицины и перекрыли доступ научной литературы в страну. Всё это привело к ориентации арабских стран на экспортно-сырьевую экономику. В сфере добычи и переработки нефти инновации, безусловно, внедрялись и внедряются, но это не меняет положения дел кардинально. Осознание необходимости системных изменений только недавно стало приходить в арабское общество.

Арабские страны не относятся к демократическим, и это в значительной мере сдерживает распространение инновационных информационных и коммуникационных технологий в арабском обществе. Такие достижения, как интернет-радио, интернет-блоги или спутниковое телевидение, ставят под угрозу традиционный правительственный контроль информации, поступающей гражданам арабских государств. Правительство теряет возможность чётко определять, что могут освещать СМИ, а чего не могут, а также контролировать вы-

сказывания журналистов и простых граждан. Причём узнать о проблемах, которые раньше было легко скрыть, и принять участие в их обсуждении теперь может не только население отдельно взятой страны или региона, но и всё мировое сообщество. Деспотичным режимам весьма выгодно сотрудничество с радикальными и консервативными богословами, толкующими ислам с точки зрения, например, подавления свободы мысли как необходимого атрибута «очищения» религии. Тем не менее, современные информационные технологии входят в жизнь простых арабов, растёт число пользователей интернета. В основном, это представители преобладающего на Арабском Востоке молодого поколения. В интернете появляются блоги, посвящённые разным темам и предназначенные для разных целевых аудиторий. Если сравнить арабские электронные СМИ и традиционные печатные, то последние явно проигрывают. Во-первых, работа печатных СМИ контролируется государством, информация, предоставляемая ими, подвергается цензуре. Во-вторых, аудитория у печатных СМИ гораздо меньше, чем у спутникового телевидения или интернет-изданий.

Ещё один барьер на пути внедрения инновационных технологий заложен в самом сознании арабского общества. Инновационность неразрывно связана с процессом глобализации, идущей с Запада. Арабы обеспокоены сохранением собственной самобытности, своей культурной идентичности, своих ценностей. Лидерами применения инноваций в арабском мире являются Объединённые Арабские Эмираты, Египет, Саудовская Аравия, Катар, Иордания, Сирия, Бахрейн, Оман, Ливан и Тунис [2]. В этих государствах наиболее активно развиваются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Как отмечают исследователи, «страны, которые не используют информационнокоммуникационные технологии интенсивно, лишаются многих возможностей, способствующих инновационной деятельности» [там же]. Информационно-коммуникационные технологии в наше время являются ведущими общецелевыми технологиями и одним из важнейших факторов, способствующих накоплению идей и внедрению инноваций. ИКТ создают взаимозависимость. Использование ИКТ может стать толчком к внедрению инновации в какой-либо другой сфере, так как технологии требуют, чтобы продукт или процесс были к ним адаптированы.

Одним из сторонников распространения и развития информационных технологий в арабском мире является сирийский президент Башар Асад вместе со своей супругой Ас-мой. Башар Асад - основатель Сирийского компьютерного клуба, а Асма - специалист в области компьютерных технологий, она уделяет большое внимание развитию компьютерной грамотности среди арабского населения. Но даже Асад относится к быстрому распространению информационных технологий очень осторожно. В одном из своих обращений к правящей партии Баас в Сирии он выступил с критикой интернет-технологий и их использования.

«1Т-революция, - отметил он, - дала почву для теорий и проектов, которые потрясли арабов, завладев их мыслями. Она поставила под угрозу их культурную идентичность и усилила скептицизм в умах молодых арабов». Он высказался об Интернете как об инструменте западной идеологической обработки, заявив: «виртуальная реальность воздействует на наши чувства, заставляя нас двигаться по пути, определённому другими, не отдавая себе отчёта в том, что происходит на самом деле, в реальном мире. В конце концов, это ведёт к культурному, политическому и моральному упадку арабского народа и его полному поражению даже без боя».

«Конечная цель всего этого - разрушение арабской идентичности. Ведь врагам арабской нации невыгодно, чтобы мы имели какую-либо идентичность или придерживались каких-то убеждений, которые могли бы защитить наше существование и единство, тех убеждений, на которых основана наша стойкость и непоколебимость. Их цель - просто превратить нас в массу, которая впитывает всё, что в неё вбрасывают, не имея желания и даже возможности задуматься о том, что отбросить, а что принять». Асад призвал к

«большей компетентности, ответственности и сопротивлению». Вместе с тем Асад прекрасно понимает, что распространение современных информационных технологий -объективное требование времени.

Дауд Куттаб, палестинский журналист, говорит о противоречии, имеющем место в арабском мире. «В таких странах, как Иордания, Марокко и, в какой-то мере, Египет правительства одновременно придерживаются двух разных курсов. С одной стороны, они говорят о глобализации, о рыночной системе, об 1Т-революции. Иорданский король желает, чтобы интернет был в каждой школе, чтобы Иордания стала центром, приглашает в страну Билла Гейтса и других. Но при этом не проявляется того же энтузиазма относительно информации, особенно относительно политической стороны информационной революции. Арабским лидерам интересна бизнес-часть глобализации, но не информационная её сторона. Они хотят электронную почту, но не хотят доступа к информации».

Информация является основой современного общества. Развивающиеся информационные технологии делают мир системой, элементы которой теснее и теснее связываются между собой. Информационные технологии превращают всё население Земли в одну большую аудиторию, получающую целостную информационную картину мира. Будучи убеждёнными в том, что в такой ситуации размываются межкультурные и межнациональные различия, утрачивается самобытность, которая заменяется новыми одинаковыми для всех ценностями, распространяемыми посредством информационных технологий, в арабском мире разработана концепция альтернативного, исламского информационного порядка. Генеральный директор Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры А. Г. Буталеб отмечает: «Проблема информации стала предметом обсуждения на многих конференциях, и в настоящее время стоит вопрос о разработке нового мирового информационного порядка... Что касается исламской информации, то она не нуждается ни в поощрении, ни в обогащении, она просто должна быть создана.

Вплоть до настоящего дня мы, мусульмане, демонстрировали свою боязнь информации, нам казалось, что информация - это нечто вторичное по своему характеру, которое вскоре вообще исчезнет.

Настало время признать, что информация - существенная часть современного мира, и если мы не будем бороться за то, чтобы занять подобающее нам место в этой области, то вакуум будет заполнен другими на пользу империализму, существование которого мы никогда не отрицали».

В то же время Буталеб утверждает: «Ислам осознал религиозную, политическую и экономическую значимость информации 14 веков назад, ощутил свои возможности, заявил о своих целях и призвал мусульман использовать информацию на благо религии и Уммы». По мнению автора, целями информации в исламе являются «стремление к правде, приверженность к честности, объективная передача новостей, избегая лжи, клеветы, искажения и фальсификации.». Буталеб утверждает: «Ислам рассматривает информацию как продолжение своей социально-экономической системы. Исламская информация должна отбирать, что является подходящим, и в то же время отражать правду о нашей религии».

Таким образом, согласно данной концепции, исламская информационная система должна действовать по принципу скрупулёзной проверки всей входящей информации на предмет соответствия исламским нормам и ценностям со строгим отфильтровыванием неприемлемого материала и передачи во вне «всей правды об исламе».

Жёсткую позицию в отношении подачи информации занимает и профессор Абдель Кадыр Хубайти: «Если уж в мусульманских странах быть телевидению и кино, должны готовиться и демонстрироваться лишь те программы и фильмы, которые будут просмотрены и одобрены авторитетным комитетом из мусульман-социологов, психологов, учителей и теологов». При таком подходе речи о своевременном поступлении объективной информации идти не может.

Процесс развития информационных технологий в арабском мире очень затяжной. Отношение к этим технологиям весьма неоднозначное, и их внедрение сопряжено со множеством проблем. На сегодняшний день уровень распространения и развития современных информационных технологий в арабском регионе остаётся одним из самых низких на Земле. Однако широкое распространение в арабском мире получило спутниковое телевидение, доступ к которому имеет большинство жителей арабских мегаполисов. В арабских странах существуют новостные каналы, производящие довольно качественный продукт, в частности базирующийся в Дохе телеканал «Аль-Джазира» («U^j^j»») составляет успешную конкуренцию западным BBC и CNN, является одним из самых авторитетных мировых СМИ.

В некоторых странах, например в ОАЭ, предпринимаются попытки привлечь учёных и заимствовать технологии из-за рубежа. Однако информационное общество невозможно построить только путём импорта научных кадров без инвестиций в производство знаний в собственной стране. Импорт технологий из-за рубежа не увенчается их восприятием и внедрением. Необходима целостная политика, направленная на поддержание информационного общества.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что в арабском мире на сегодняшний день ещё не сформировано инновационное мышление, являющееся залогом устойчивого развития в условиях информационного общества. Возникла сложная проблема: столкновение традиционализма, консервативности, стремления всеми силами сохранить свою самобытность (черт, исконно присущих арабской культуре и арабскому мировосприятию) и необходимости быстро реагировать на изменения, адаптироваться к реалиям постоянно меняющегося мира, вырабатывать новые культурные нормы, новую стратегию развития (требований времени и условий успешного развития в современном мире). В данной статье была рассмотрена проблема внедрения в арабском мире инноваций технологических, но вполне возможно, что в поисках новых стратегий развития, защищая свою самобытность, арабское общество займёт другую нишу, став центром производства инноваций не технологических, а, например, гуманитарных, которые будут получать распространение в мировом сообществе, в том числе и на Западе, подобно тому, как сегодня инновации в научно-технической сфере перенимаются арабами у Запада.

Список источников

1. Становление и развитие частного сектора высшего образования в арабских странах (на примере Султаната Оман). [Электронный ресурс]. - http://www.hetoday.org.

2. Soumitra Dutta, Zeinab Karake Shalhoub, Geoffrey Samuels. Promoting Technology and Innovation: Recommendations to Improve Arab ICT Competitiveness [Электронный ресурс]. - www.weforum.org.

Список литературы

3. Глебова, Н. Арабский мир: преодолеть отставание [Электронный ресурс] / Н. Глебова. - www.i-r-p.ru.

4. Жданов, Н. В. Исламская концепция миропорядка [Текст] / Н. В. Жданов. - М. : Международные отношения, 2003. - 568 с.

5. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

6. Моль, А. Социодинамика культуры [Текст] / А. Моль. - М. : Прогресс, 1973. - 408 с.

7. Распространение знаний в арабском мире: проблемы и успехи. [Электронный ресурс]. - www.nm2000.kz.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.