Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА КУРСА "ИСТОРИЯ ИСКУССТВА" В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ'

ПРОБЛЕМАТИКА КУРСА "ИСТОРИЯ ИСКУССТВА" В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / МИРОВАЯ КУЛЬТУРА / ТЕАТР / КИНЕМАТОГРАФ / ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семенов Евгений Евгеньевич

Статья предлагает подход к пониманию проблематики дисциплины «История искусства» с позиций формирования компетенций бакалавров в контексте изучения различных форм культуры от античности до новейшего времени. Предполагается, что подобное понимание образовательных задач должно способствовать комплексному осознанию процессов развития современного культурного пространства, усвоению ценностного отношения к наследию мировой и отечественной театральной культуры, а также воспитанию критического мышления студентов в понимании сложных социокультурных процессов, протекающих в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATICS OF THE DISCIPLINE "HISTORY OF ART" IN THE PROCESS OF FORMING COMMON CULTURAL COMPETENCIES OF BACHELORS

The article suggests the approach to understanding the problems of the discipline “History of Art” from the standpoint of forming the bachelors’ competencies in the context of learning different culture forms from antiquity to modern times. It is supposed that such an understanding of educational aims must be useful for complex understanding of modern cultural area development processes, mastering value attitude towards world and native theatrical culture heritage, as well as bringing up students‘ critical thinking while understanding sophisticated sociocultural processes of modern world.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА КУРСА "ИСТОРИЯ ИСКУССТВА" В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ»

Музыкальная педагогика: концепции, идеи, решения

Семенов Е. Е.

ПРОБЛЕМАТИКА КУРСА «ИСТОРИЯ ИСКУССТВА» В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ

Статья предлагает подход к пониманию проблематики дисциплины «История искусства» с позиций формирования компетенций бакалавров в контексте изучения различных форм культуры от античности до новейшего времени. Предполагается, что подобное понимание образовательных задач должно способствовать комплексному осознанию процессов развития современного культурного пространства, усвоению ценностного отношения к наследию мировой и отечественной театральной культуры, а также воспитанию критического мышления студентов в понимании сложных социокультурных процессов, протекающих в современном мире.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, мировая культура, театр, кинематограф, исторический контекст, ценности

Общекультурные компетенции — основа нового подхода к осуществлению образовательного процесса бакалавров. В двух разделах программы дисциплины «История искусства» — «История искусства (Театр)» и «История искусства (Кино)» — осуществляется реализация общекультурных компетенций: (ОК-3); (ОК-5); (ОК-10). Целью формирования этих компетенций должна стать способность и готовность осмысливать развитие музыкального искусства в контексте истории развития мировой культуры, способность и готовность анализировать произведения литературы и искусства, а также проявлять личную позицию по отношению к современным процессам в различных видах искусства. Интегративные задачи дисциплины сосредоточены на формировании готовности студентов к деятельности, основанной на понимании включенности музыкальной культуры в общий контекст мирового культурного развития, что выдвигает на первый план проблему формирования ценностного отношения к наследию мировой и отечественной театральной и кинематографической культуры.

Театр — древнейшая художественная практика, формирующая основы современных форм искусства и эстетики. Античные исследователи называли театр «храмом муз», драматургов — поэтами, а перед зрителями ценностные ориентации общества формировались и артикулировались именно на подмостках театра, о чем ярко свидетельствует история

античного театра, театрально-зрелищной культуры Средневековья, Нового времени. Трибуном новой эстетики и мировоззрения театр стал в эпоху Просвещения. Проблемы глобального кризиса культуры и формирующегося самосознания модерна находили острое выражение именно на театральной сцене, ярчайшим свидетельством чего является появление «новой драмы», представленной именами Ибсена, Стриндберга, Чехова. Театр становился зеркалом, отражающим эволюцию мировоззрения, которую переживало человечество в художественно-эстетической форме от «Поэтики» Аристотеля, трактатов Н. Буало, Д. Дидро, Г.-Э. Лессинга, фи-лософско-эстетических теорий немецкого романтизма бр. Шлегелей до манифестов французского экзистенциализма А. Камю и Ж.-П. Сартра.

Кинематограф, унаследовавший в период своего становления выразительные средства театра, сформировал свою уникальную систему образности и в исторически краткие сроки встал в один ряд с традиционными искусствами. История кинематографа ярко отразила ценностные искания и художественные опыты искусства ХХ века: от немецкого и русского экспрессионизма и французского сюрреализма начала века, итальянского неореализма и французского поэтического реализма послевоенного времени до постмодернизма современного мирового кинематографа.

Театр и кинематограф — виды искусства, обладающие синтетической знаково-

<3

стью, где формирование образной системы включает использование различных языков: вербального литературного, ико-нического, музыкального, пластической образности. Раскрыть эту взаимосвязь на основе понимания общих закономерностей развития искусства, философских эстетических и этических поисков человечества — главная задача курса в реализации названных общекультурных компетенций. Подтверждение тому находим у Ю. М. Лотмана в размышлении о задачах искусства, в языке которого «происходит постоянная борьба между представлением о единственности языка и о возможности выбора между в какой-то мере адекватными художественными коммуникативными системами» [1, 30].

Вместе с тем в процессе их реализации необходимо сформировать у студентов комплекс умений и навыков:

■ воспринимать своеобразие эстетических систем мирового театра и кинематографа;

■ выделять характерные особенности пьесы, театрального спектакля и художественного фильма с точки зрения художественной, эстетической и духовно-нравственной значимости;

■ отмечать жанрово-стилистическое и тематическое разнообразие драматургического, театрального и кинематографического произведения;

■ высказывать собственное суждение о произведении театрального и кинематографического искусства с позиции современного восприятия;

■ анализировать драматургические произведения, театральные постановки и фильмы различных исторических периодов и национальных школ.

С целью формирования самостоятельного подхода к восприятию произведения искусства студентам предлагается модель анализа драматического произведения, обладающая эстетической универсальностью, что позволяет применять ее для анализа драматургических, литературных, музыкальных, театральных и кинематографических произведений. Методика предполагает анализ структуры произве-

дения, нацеленный на выявление композиционных, содержательно-смысловых, семиотических элементов, формирующих его художественную образность.

Студенты анализируют кинематографическое и театрально-драматургическое произведение, выявляя его тему, проблему, идею, а также обретают навыки понимания границ фабулы и сюжета, действия и взаимоотношений героев, определения композиционных узлов (завязки, перипетий, кульминации, развязки), раскрывающих основные противоречия конфликта и художественную концепцию произведения. Для закрепления навыков в течение курса анализируются произведения различных эпох: от античных трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида до абсурдистских драм С. Беккета и Э. Ионеско. Это позволяет раскрыть эстетические особенности, изобразительно-выразительные средства театрального искусства, выявить жанро-во-тематическое многообразие произведений отечественного и зарубежного театра и драматургии, охарактеризовать специфику театрального искусства как искусства синтетического.

Раскрытие специфики аудиовизуальной культуры, синтетический художественный универсализм современного кинематографа требует определенной модификации аналитической модели, в которой вводятся дополнительные критерии, отражающие особенности монтажного сюжето-строения, временной организации фильма. Раскрываются особенности таких видов монтажа, как линейный и нелинейный, принципы движения повествования: прямая временная последовательность, наличие интроспекций, параллельный показ одновременных событий, наличие ретроспекций. Акцентируется роль монтажного кадра, эпизода как совокупности кадров, связанных между собой единством действия; сцены как фрагмента, характеризующегося единством времени, места и действия. Для анализа выбираются фильмы, представляющие различные тенденции в развитии мирового и отечественного кинематографа, дается понимание того, как происходило формирование его вы-

Музыкальное образование и наука № 1 (4) 2016

<3

разительных средств. При подготовке к выполнению зачетного задания студенты осмысливают, какую эволюцию прошел кинематограф от первых немых лент до фильмов рубежа ХХ-ХХ1 веков, как происходило формирование выразительных средств кинематографа. Умения и навыки анализа вырабатываются на основе полученных знаний теоретических работ С. Эйзенштейна «Монтаж 1938», «Диккенс, Гриффит и мы», А. Базена «Что такое кино?», Ю. Лотмана «Семиотика кино и проблемы киноэстетики», У Эко «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». В качестве одного из примеров, подчеркивающих синтез различных искусств, студентам предлагается анализ кинопроизведений С. Эйзенштейна, созданных в творческом содружестве с С. Прокофьевым. На примере фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный» раскрывается единство пластического и звукового образа в кинематографе, выявляется темпоритм киноизложения, роль музыки в сюжетном действии, дается понимание С. Эйзенштейном кинематографа как «искусства сопоставлений», того, как «игра сопоставлений» приводит к рождению кинометафоры. Анализируя цельность слияния звукозрительного образа в «Александре Невском», режиссер показывает, «каким образом и почему определенный ряд кадров в определенной последовательности и в определенных длительностях именно так, а не иначе был связан с определенным куском музыки» [2, 244]. Обращаясь к великим живописным полотнам, Эйзенштейн определяет методику звукозрительных сочетаний, сопоставляя движение музыки с линией, «следом» этого движения, которое должно стать основой пластической композиции и соответ-

ствовать данной музыке. Этот принцип создания образного строя кинематографического произведения может быть воспринят зрителем (студентом), «пребывающим» в мировом культурном контексте.

Таким образом, результатом формирования общекультурных компетенций с позиций междисциплинарного подхода является достижение компетентности как общей способности и готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. На основе знания базовых понятий и терминов теории театра и кинематографа, общих законов развития искусства, художественной специфики его отдельных видов, их взаимосвязи и взаимовлияния студенты приобретают умения и навыки художественного анализа драматургических, театральных и кинематографических произведений. Это должно способствовать комплексному пониманию процессов развития современного культурного пространства, усвоению ценностного отношения к наследию мировой и отечественной театральной культуры. Ориентирование на самостоятельное участие личности в познавательном процессе, направленность на успешную интеграцию в будущую профессиональную деятельность позволяют реализовать требования компетентност-ного подхода по воспитанию критического мышления студентов в понимании сложных социокультурных процессов.

Литература

1. Лотман Ю. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 2005. 704 с.

2. Эйзенштейн С. Избранные произведения: в 6-ти томах. М.: Искусство, 1964. Т. 2. 778 с.

© Семенов Е. Е, 2016

Музыкальная педагогика: концепции, идеи, решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.