3. Липатов Г.А. Теория драмы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/01/21/470 (дата обращения: 16.03.2016).
4. Резяпова Г.Т. Мотив игры в творчестве О. Уайльда: «Портрет Дориана Грея» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/literatura-mira/motiv-igry-v-tvorchest:ve-o-uajlda-roman-portret-doriana-greja.html#4352453 (дата обращения: 16.03.2016).
5. Уайльд О. Эстетические миниатюры, статьи, лекции, эссе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oscar-wilde.ru/estetika-miniatyury-esse-lekcii/index.html (дата обращения: 16.03.2016).
6. Уайльд О. De profundis. Тюремная исповедь. - М.: Азбука, 2014. - С. 19.
7. Шеллинг Ф.-В.-И. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. - 380 с.
8. Detmers I. Oscar's Fashion: Constructing a Rhetoric of Androgyny / I. Detmers // The Importance of Reinventing Oscar. - Amsterdam - New York, 2002. - P. 111.
© Романова Т.Н., Никонова О.М., 2016
ПРОБЛЕМАТИКА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ШОТЛАНДСКОГО ДЕТЕКТИВНОГО РОМАНА Й. РАНКИНА
Татьяна Николаевна Романова
канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail:romanova. tn@yandex. т
Ольга Константиновна Попова
^удентка гр. 743 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail:popova. ol@list. т
Аннотация:В статье рассматриваются вопросы истории, проблематики и жанровой специфики шотландского детективного романа (тартан нуар) на примере творчества шотландского писателя Й. Ранкина.
Ключевые слова: Шотландия, шотландская литература, двойственность, жанр, роман, тартан нуар, Й. Ранкин.
Тайны всегда вызывали особый интерес общества. Эту страсть к загадочному человек пронес сквозь всю историю своего развития и существования. Естественным образом мотив загадочности проник и в искусство, в том числе в литературу. Этим объясняется необычайная популярность детективного жанра. В России это ощущение утеряно, поскольку прилавки книжных магазинов долгое время были заполнены невероятным объемом иронических детективов. В Шотландии наиболее популярны романы, поднимающие болезненные социальные вопросы и обсуждающие проблемные
ситуации, переносящие и развивающие их в воображаемом пространстве детективного жанра. Шотландские авторы в своем большинстве задаются целью показать комплексную природу современного города и урбанистического общества: чистый и красивый город таит в себе другую сторону: тьмы, греха и преступления. Во время написания своих книг они хотят воссоздать правдивую картину современного города во всем многообразии жизни населяющих его горожан.
Детектив, бесспортно, является одним из самых популярных жанров массовой литературы. Несмотря на сравнительную молодость жанра, в его истории было много выдающихся имен, таких как Эдгар Алан По, Артур Конан Дойл, Агата Кристи и многие другие. В середине 2000-х годов и в современной британской литературе находятся достойные продолжатели жанра. Так, наиболее читаемым детективным писателем Великобритании был признан Й. Ранкин (1апКапМп, Ь. 1960). В 2012 году его книги заняли пять мест в верхней десятке британских бестселлеров. Его работы переведены на многие иностранные языки, их совокупный тираж в 2013 году превысил 30 миллионов экземпляров. В Великобритании книги Ранкина составляют 10 % от всех издаваемых книг детективного жанра [7, с. 5-6].
Для детективного романа характерна определенная композиционная (последовательная) структура: тайна, преступление - завязка; ход расследования -кульминация; разоблачение преступника - развязка. Другая характерная черта детективного романа - четкая парадигма деления героев на положительных (детектив и его сторонники) и отрицательных (преступник и его сообщники). За полуторавековую историю жанр детектива подвергся некоторой канонизации, и существует ряд неписаных законов для мастеров детективного жанра в его классическом понимании. Так, в истории детектива можно выделить три разновидности. Первым хронологически был аналитический детектив, связанный с гениальными умами Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Это классический английский детектив - его особенностью было замкнутое пространство: расследование чаще всего происходило в одном месте, кабинете сыщика-аналитика [2].
Второй хронологической (1920-е годы) (и практически во всем противоположной первой) разновидностью детектива был американский «крутой» детектив Дэшила Хэмита. Такой тип детектива отличается от аналитического тем, что главный герой-детектив не сидит на месте - пространство очень часто меняется. Для этой жанровой разновидности детектива характерны: своеобразный, грубоватый авторский язык (изложение может идти от лица главного героя, создавая образ «простого, грубоватого, но честного парня»), максимум действия героя, его «крутизны», подлый окружающий мир и честность главного героя, подробные, натуралистические описания сцен физического насилия.
В третьем (и последнем) типе классического детектива - французском -господствует идеология экзистенциализма. Сыщик здесь, как правило, совпадает с жертвой, а поиск истины возможен лишь благодаря некоему экзистенциальному выбору, личностно-нравственному перевороту.
Существует разработанная литературоведами (Т. Кестхейн, Н.Н. Вольский и др.) классификация детективов, в основе которой различия в методах расследования, характере преступлений, занятиях действующих лиц, масштабе событий. По содержанию детективы делятся на классические, традиционные, юридические, саспенс, детективы закрытого типа, психологические, исторические, иронические и полицейские. В данной работе мы рассмотрим еще одну разновидность детективного жанра - шотландский детектив.
Шотландская литература в своем большинстве не широко представлена на мировом рынке, чего нельзя сказать о современном шотландском детективном романе, спрос на который растет не только потому, что это «самый популярный литературный жанр в Шотландии» [6, с. 123], но и потому, что шотландская литература вносит богатый вклад в развитие международной культуры и представляет собой почву для глубокого сопоставительного анализа той роли, которую особая специфика шотландского детектива играет в развитии национальной культуры.
Шотландский детектив восходит корнями к английскому и американскому детективному жанру. Литературный критик Д. Сайерс считает, что шотландский детектив принял некоторые традиции из Америки и персонализировал их под свой собственный стиль [6, с. 47].
Детективные романы являются важной частью шотландской культуры. Одна из причин, почему Шотландия играет главную роль в мировом развитии детективного жанра, заключается в том, что шотландский автор коротких историй и романов Артур Конан Дойл (1859-1930) принес детективному жанру всемирную популярность. Детективы не были так популярны, прежде чем Дойл написал два первых романа о Шерлоке Холмсе [14, с. 43].
Шотландия и ее жители являются идеальными составляющими хорошего детективного романа. Шотландия - место с глубокой готической восприимчивостью и черным чувством юмора у жителей - эти два аспекта отражаются во многих романах шотландских авторов. В стране также существует традиционная черта, присутствующая в каждой книге, которая раскрывает наиболее отрицательные стороны жизни. Родоначальниками традиционного шотландского детектива являются Роберт Льюис Стивенсон и Джеймс Хогг. Они создали свои первые романы в XIX веке и стали признанными авторами во всем мире [13, с. 13]. В шотландском детективе викторианского периода мы можем встретить такие темы и мотивы, как убийство, предательство, религиозная одержимость, фанатизм, а также нечто сверхъестественное и психопатическое.
Стивенсон и Хогг выражают свое пристрастие к таким аспектам, как: обман, двуличие и двойственность. Эти темы ярко выражены в первом романе Хогга «Исповедь оправданного грешника» («The Private Memoirsand Confession sof a JustifiedSinner», 1824) и, позже, в романе Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» («The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde», 1886). Тема двойственности представлена в романе Стивенсона, его
сюжет связан с неординарным изображением раздвоения личности: в психологии фраза «Доктор Джекилл и мистер Хайд» стала обозначать человека, который имеет четкий контраст в поведении [14, с.43]. Шотландский литературный критик Дэвид Паркер утверждает, что любой стоящий роман шотландских авторов должен быть построен на влиянии основателей шотландского детективного жанра, в том числе на двойственности «Джекила и Хайда» [12, с.43-44]. Шотландский писатель Йен Ранкин подтверждает тесную взаимосвязь шотландских авторов с их литературными предками: «Если вы спросите у писателя шотландского детектива: «Кто вдохновил тебя?», вместо ответа «Реймонд Чандлер или Агата Кристи» вы услышите имена Джеймса Хогга и Роберта Л. Стивенсона. Мы выросли в другой культуре, читая другие книги» [4, с. 165].
Существует специальный термин для характеристики шотландского детективного романа - «тартан нуар»(англ. tartan-noir ; тартан (англ. tartan) -шотландка, килт; нуар (фр. noir) - темный). «Тартан нуар» берет свое начало в шотландской литературе, но заимствует элементы из разных культур [4, с. 10]. «Тартан нуар» - термин, впервые придуманный Йеном Рэнкином, одним из главных представителей данного поджанра. К тартан нуару относят детективы и триллеры шотландских писателей, которые отличаются особой жесткостью и мрачной атмосферой. Главные герои таких произведений, как правило, выступают в роли антигероев: у них много недостатков и зависимостей, зачастую они циничны, устали от жизни, лишены смелости, морали, чувства долга и переживают кризисы в различных областях своей жизни. Пол Дункан, американский писатель и критик, говорит, что «нуар» -это страх, который мы таим в глубине души, часть нас, которую мы прячем внутри себя, потому что страх делает нас слабее [8, с. 6-7]. Персонажи открывают нам доступ в темные уголки шотландской жизни, показывая опасные импульсы в сердце современного общества. Такой акцент на жуткие элементы шотландской жизни сделал в своем интервью американский писатель Джеймс Эльрой, утверждая, что «тартан-нуар» является «прародителем шотландского детективного жанра» [11, с. 6].
Действие романов частично происходит в старинных замках, старых домах и темных местах, таких как коридоры, лестницы, подземелья, подземные ходы, склепы, кладбища, катакомбы, или на чердаках и в подвалах современных зданий, не только разрушенных, но и неповрежденных, где происходят экстрасенсорные или паранормальные явления. Кроме того, эти места обычно полны теней, мягко освещенных лунным светом или светом свечи. Таким образом, место должно обладать меланхоличной атмосферой. Погодные условия чрезвычайно плохие: зима, туман, сильный дождь, сильный ветер, шторм или другие подобные природные явления - частые «спутники» процесса расследования. Характеристикой художественного пространства романа в жанре «тартан-нуар» также являются древние пророчества или флэшбеки в прошлое и другие немаловажные аспекты, которые служат сверхъестественными и устрашающими элементами повествования [3, с. 51].
Й. Ранкин называет свои романы современной версией книги «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». В романе Стивенсона действие разворачивается в Лондоне, но Ранкин предпочел в качестве места действия использовать Эдинбург - свой родной город. Эдинбург является домом для автора детективов Йэна Ранкина и главного персонажа его наиболее известных романов Джона Ребуса. Ребус - центральный и «сквозной» герой детективных романов, которые издаются миллионными тиражами во всем мире и переведены на двадцать языков. Но город - это не просто место действия, а полноправный участник событий в большинстве романов Ранкина. Благодаря рассказам об инспекторе Ребусе люди узнали Эдинбург не как красивую, заново перерожденную столицу, а как город с процветающей преступностью, аморальностью и коррупцией. Читатель может прочувствовать город, читая захватывающие романы Ранкина, узнать множество исторических фактов и насущные проблемы, волнующие современного шотландца.
Ребус - воплощение детектива, выходца из народа. Он - обыкновенный человек, типичный житель мегаполиса, испытывающий жизненные трудности, справиться с которыми ему помогает изрядная доля чувства юмора. Ранкин пишет романы с использованием шотландского языка с приоритетным влиянием социальной проблематики, что отличает его романы от большинства других произведений детективной литературы. Писатель стремится не просто раскрыть тайну преступления, но использовать жанр детективной литературы как средство реалистичной оценки общества и современных традиций [1, с. 5].
В книге «Ребус в Шотландии: Персональное путешествие» Ранкин пытается понять причины популярности детективного жанра, для того чтобы подчеркнуть некоторые принципиальные различия между собой и своим знаменитым персонажем, Джоном Ребусом, и объединяющие их черты [4].
«Если моей первоначальной целью было более глубокое отображение культуры Эдинбурга, то она вскоре изменилась, когда я обнаружил, что Ребус был создан достаточно суровым персонажем, для того чтобы привлечь читателя к исследованию самой Шотландии: маленькой, гордой и древней страны с чувством собственной неповторимости. Это понимание ко мне пришло благодаря моему персонажу инспектору Джону Ребусу, который был моим гидом в этом путешествии» [4, с. 188].
Ранкин считает, что, изображая Эдинбург таким, каким он видит его сам, облегчает читателю задачу понять сущность Эдинбурга, и это, кажется, является одной из основных причин создания детективной серии про инспектора Ребуса. Й. Ранкин, как бывший аспирант кафедры шотландской литературы, часто вставляет в свои романы литературные ссылки о местности, культуре и истории страны [9, с. 4-5].
Ранкин называет инспектора Ребуса своим альтер-эго, в том смысле что сюжет романа напрямую зависит от того, что происходит в жизни Ранкина, все события, произошедшие во время написания романов, влияют на тему и развитие сюжета [10, с. 112]. В результате Шотландия Ребуса частично имеет автобиографические описания и автора, и главного героя, включая поездку в современную Шотландию - «Шотландию, которую никогда не видит турист».
84
Он спрашивает: «Может ли детективный роман представлять собой истинный и всеобъемлющий отчет о стране?» Ответ должен быть безоговорочный: «Да!» [9, с. 174].
На протяжении всех серий романов об инспекторе Ребусе Ранкин стремится предоставить подлинное видение Шотландии, чтобы отразить тонкие детали жизни в Эдинбурге и обеспечить убедительное представление нации «в реальном времени» [5, с. 31].
Для Ранкина детективы имеют важную роль: «Меня интересует душа детективного романа - что он говорит нам о человечности, на какого рода обсуждения он способен. Хороший криминальный детектив решает большие проблемы. Мои романы поднимают такие проблемы, как мораль крупного бизнеса, политическая коррупция, похищение детей, наркобизнес, последствия нефтяной промышленности и так далее... Мы все любознательные и любопытные животные, и криминал также касается эта глубокая необходимость задать вопросы и получить ответы»[12, c. 14-15].
В своих романах Ранкин воссоздает двойственный образ Эдинбурга. Й. Ранкин использовал двойственность - теорию двух составляющих -в качестве шаблона для его романов о Ребусе и городе Эдинбурге, являющемся таким же важным звеном, как и Джон Ребус, в его детективных романах.
Список литературы
1. МаркуланЯ.К. Зарубежный кинодетектив. - СПб.: Искусство, 2005. - 167 с.
2. Нокс Р. Десять заповедей детективного романа // Лики массовой литературы. - 2001. - № 18. - С. 34.
3. Ранкин Й. Крестики-нолики.- СПб: Азбука, 1987. - 188 с.
4. Ранкин Й. Ребус в Шотландии: Персональное путешествие.- СПб: Азбука, 2005. - 188 с.
5. Строева А.П. Как сделать детектив. -М.: Радуга, 2010. — 320 с.
6. Auster P. The New York Trilogy/Paul Auster. - London: Faber, 1987. - 478 c.
7. Bruce-Gardyne T. Ian Rankin's Edinburgh // London: The Telegraph. -2012. - № 8. - С. 5-7
8. Duncan P. Noir Fiction: Dark Highways // Harpenden: Pocket Essentials. -2009. - № 11. - С. 6-7.
9. Miller J. Hillis The Ethics of Reading // New York: Columbia University Press. - 2007. - № 12. - С. 2-5.
10. Nairn Three Dreams of Scottish Nationalism: Memoirs of a Modern Scotland. - London: Faber, 2009. - 367 c.
11. Nussbaum M.C. Love's Knowledge: Essays on Philosophy and Literature. - New York: Oxford University Press. - 2014. - № 1. - С. 5-18.
12. Parker D. Ethics, Theory and the Novel / David Parker // Cambridge: Cambridge University Press. - 2011. - № 6. - С. 43- 50.
13. Scaggs, J. Crime Fiction: Routledge. - New York: NY. - 2015. - № 2. - С. 13.
14. Thorney G.C. An Outline of English Literature. - Cardiff: Longman group Ltd. - 2014. - № 4. - С. 43.
© Романова Т.Н., Попова О.К., 2016
85