Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Д. АПДАЙКА "КЕНТАВР"'

ПРОБЛЕМАТИКА И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Д. АПДАЙКА "КЕНТАВР" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
354
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПДАЙК / КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ПРОБЛЕМАТИКА / UPDIKE / COMPOSITION OF A FICTION TEXT / COMPLEX OF PROBLEMS OF A FICTION TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чернова Е.А.

Статья посвящена выявлению и комплексному глубокому анализу проблематики произведения Д. Апдайка «Кентавр»; автором были проанализированы и охарактеризованы особенности композиции романа, значение композиции данного произведения для восприятия его читателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF COMPOSITION AND COMPLEX OF PROBLEMS OF THE NOVEL "THE CENTAUR" BY J. UPDIKE

The subject of the article is the deep and complex analysis of the complex of problems of the novel “The Centaur”; the author reveals and characterizes the problems of the novel and the peculiarities of its composition; the impact of the composition for a reader’s perception is also analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Д. АПДАЙКА "КЕНТАВР"»

УДК 821.111

Чернова Е.А. студент 3 курса Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

Россия, г. Уфа

ПРОБЛЕМАТИКА И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Д. АПДАЙКА «КЕНТАВР»

Аннотация:

Статья посвящена выявлению и комплексному глубокому анализу проблематики произведения Д. Апдайка «Кентавр»; автором были проанализированы и охарактеризованы особенности композиции романа, значение композиции данного произведения для восприятия его читателем.

Ключевые слова:

Апдайк, композиция произведения, проблематика.

Chernova E.A.

3rd-year student

Institute of Philological Education and Intercultural Communication Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

Russia, Ufa

PECULIARITIES OF COMPOSITION AND COMPLEX OF PROBLEMS OF THE NOVEL «THE CENTAUR» BY J. UPDIKE

Abstract:

The subject of the article is the deep and complex analysis of the complex of problems of the novel "The Centaur "; the author reveals and characterizes the problems of the novel and the peculiarities of its composition; the impact of the composition for a reader's perception is also analyzed.

Key words:

Updike, composition of a fiction text, complex ofproblems of a fiction text.

Роман «Кентавр» впервые был опубликован в 1963 году и вызвал неоднозначные отзывы ознакомившихся с ним читателей. Необычность построения сюжетной линии, а также поднимаемые в этом произведении проблемы вызвали активные дискуссии критиков и привлекли внимание к молодому писателю. Однако, критика в целом была положительной: как говорил сам Д. Апдайк, о нем писали «либо как о крупном писателе, либо как о подающем большие надежды» [6, 257].

В качестве эпиграфа к «Кентавру» автор выбрал отрывок из «Мифов Древней Греции в пересказе Джозефины Престон Пибоди», рассказывающий читателям о кентавре Хироне, благородном создании, жертвующем собой и своим бессмертием ради человечества. В одном из своих интервью

Д. Апдайк говорит, насколько глубокое впечатление произвели на него строки этого отрывка, и даже проводит параллель «Хирон - Христос», намекая на бескорыстную жертву обоих во благо человечества.

Композиционно роман состоит из девяти глав и эпилога, но описываемые события идут не в прямой последовательности. Сюжетная линия и образы будто отражаются в разбитом зеркале, и в различных по форме и размеру осколках видны отдельные части повествования, будто выдернутые из различных локаций и временных отрезков, из воспоминаний героев романа. Переходы от одной сцены к другой не подчиняются логике, они внезапны, лишены закономерности. Читатель задается вопросом: почему нельзя было организовать последовательность событий так, как этого требует логика, при этом не делая малопонятных отступлений в мифологию? Можно попытаться пересказать роман в том порядке, в котором происходили события, отобрав только эпизоды реального плана. Тогда получится примерно следующее: учитель естествознания Джордж Колдуэлл едет на старой машине со своим сыном Питером в школу в город Олинджер. После уроков отец идет к врачу, так как подозревает, что болен. Машина ломается, и отцу с сыном приходится ночевать в гостинице. На второй день после занятий они хотят попасть домой, но не могут добраться из -за метели. На третий день они вернулись домой. Питер простудился, но у отца здоровье оказалось в порядке. Все это вспоминает Питер пятнадцать лет спустя [5, 308]. Однако, если упорядочить произведение подобным образом, то от романа ничего и не останется. Подобная «сломанная» форма оправдана замыслом «Кентавра». Поддерживая внимание читателя, пытающегося проследить за развитием сюжета и совместить отдельные события в единое целое, в постоянном напряжении, автор не дает ему отвлечься от романа, заставляет глубже проникать в его смысл и обращает его взор на поднимаемые проблемы.

Необходимо указать, что творчество Д. Апдайка направлено в основном на изображение жизни среднего класса Америки «в разных хронологических срезах, но всегда — в интимно-домашнем измерении» [4, 505]. Главными героями его произведений всегда являются рядовые американцы, часто описывается их довольно заурядный быт, которому, однако, придается своеобразная эстетика. Описанная особенность характерна и для «Кентавра». Это роман, описывающий жизнь американской интеллигенции, «судьбы которой автор хочет представить в символически-обобщенной форме, в виде некоего современного "мифа" об Америке» [3, 223].

Одной из основных проблем, поднимаемых автором в «Кентавре», является духовный кризис послевоенного американского общества (действие романа происходит в 1947 году). Атмосфера распущенности, похоти и разврата, царящая в школе на уроке Колдуэлла; злость и глупость Джонни Дедмена, провозглашающего свою любовь к Гитлеру и ядерным грибам; педофилия (в романе этому посвящены две сцены, в одной из которых

бродяга сначала пытается «спасти» Питера, приняв его отца за насильника, а затем предлагает за деньги сказать адрес гостиницы, «где не задают вопросов» - невероятно яркая иллюстрация общественного разложения послевоенной эпохи) - все описанное позволяет сделать логичный вывод о враждебности нового американского общественного уклада по отношению к человеческой личности. Новое общество Америки - это царство обывателей, преступников, карьеристов и потерянного в хаосе нового мира молодого поколения.

Образ Колдуэлла в романе наводит на проблему «маленького человека». Учитель преисполнен самоуничижения и страха перед сильным мира сего в лице директора Зиммермана, считает себя чуть ли не самым последним человеком на земле и никогда не забывает упомянуть об этом даже случайному встречному (в этом плане показательна сцена в машине с бродягой: Джордж даже готов отправить Питера вместе с ним, считая, что его сыну будет лучше вдали от такого отца, как Колдуэлл). Д. Апдайк беспощаден к своему герою. Он не боится доводить его до крайней, отталкивающей жалкости, до того, что мы начинаем его презирать [2, 147]. Но так ли Колдуэлл слаб и ничтожен на самом деле? Главная сила Джорджа - сила доброты, его единственный щит, защищающий от враждебности и бездушности окружающего его мира. Доброта Колдуэлла распространяется на всё и всех и иногда доходит до абсурда: чего стоит ситуация с подаренными Питером перчатками, которые «нужнее» укравшему их с заднего сиденья бродяге или, к примеру, желание Джорджа извиниться перед уборщиком за оставленные им на полу пятна крови. Колдуэлл разбрасывает доброту щедро, излишне, до глупости, не ожидая всходов. Он неразборчив в своей доброте, но и неисчерпаем [2, 147]. И доброта эта все же приносит свои плоды: семена ее проросли в воспоминаниях учеников Колдуэлла, проросли на плохой почве, сквозь их попытки насмешками заглушить угрызения совести и любовь к учителю, но все же проросли. «У тебя знаменитый отец, Питер». «Учиться у мистера Колдуэлла - значило устремляться ввысь».

Нельзя не упомянуть и о проблеме духовного одиночества, поднимаемой в «Кентавре». Богатый духовный мир Колдуэлла и его разрушительный внутренний кризис остается непонятым ни его учениками, ни его семьей, ни церковью (в лице пастора Марча). Наиболее ярко духовное одиночество Колдуэлла раскрывается в сцене его урока. Талантливая подача истории возникновения жизни на Земле не увлекает внимание учеников, как ни старается Джордж. Класс превращается в хаос, это настоящая вакханалия, «разрушительное буйство, животная тупость и разнузданная похоть не оставляют места ничему человеческому» [3, 224]. Горькими словами завершается рассказ Колдуэлла: «... появилось новое животное с трагической судьбой, животное ... имя которому человек.» У героя «Кентавра» нет ни молодости, ни наивности, ни веры в бога, ни веры в возможность преобразования мира, ни ощущения причастности родине,

городу, школе. Лишенный всех этих опор, лишенный убежища, Колдуэлл мечется, словно загнанный зверь, балансирует на грани хаоса [5, 309 ].

Все вышеупомянутые темы «Кентавра» близко связаны с темой школы, взаимоотношений учеников и учителя. Именно на примере юных школьников в романе, их речи, поступков и картины поведения в целом наиболее ярко прослеживается проблема духовного кризиса общества, примеры чему приводились выше. Проявляется и проблема влияния учителя на формирование личности ученика: достаточно вспомнить нахала -Дейфендорфа, который спустя годы пошел по стопам Колдуэлла, сохранив о нем теплые воспоминания. Школа для Колдуэлла - «бойня», «фабрика ненависти», дети - «мерзавцы», которые учителя «ненавидят всеми печенками» но, взглянув со стороны, читатель видит своеобразную любовь учеников к Джорджу, о которой он сам никогда не узнает.

Подводя итог, необходимо сказать, что проблематика «Кентавра» обширна и покрывает огромный пласт жизни послевоенного американского общества. Нельзя не упомянуть, что роман во многом автобиографичен, сливается с детскими воспоминаниями автора, о чем сам Д. Апдайк говорил в одном из своих интервью. Автор хотел выразить «как и чем живет американец, что он чувствует, каким представляется ему мир» [6, 257]. Д. Апдайк привлекает глубиной и серьезностью раздумий о важнейших проблемах, волнующих человека того времени. «Моя цель - найти новую точку зрения, чтобы дать ответ на вопросы - зачем человек жил, зачем он умер,» - говорит сам писатель [6, 257]. И в «Кентавре» он прокладывает свой путь в поиске ответов на поставленные им фундаментальные вопросы, которые актуальны и в наши дни.

Использованные источники:

1. Апдайк Д. Кентавр. СПб.: Кристалл, 2001. - 271 с.

2. Гранин Д. Несколько слов о «Кентавре» Дж. Апдайка // Иностранная литература. 1965. N 2. С. 145 - 148.

3. Елистратова А. «Трагическое животное - человек» // Иностранная литература, 1963. N 12. С. 220 - 226.

4. Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов. Под ред. Л. Г. Андреева. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. Школа, 2004. — 559 с.

5. История американской литературы: Учеб. пособие для студентов фак -тов иностр. яз. пед. ин-тов, ч. II. Под ред. проф. Н. И. Самохвалова. М.: — «Просвещение», 1971. - 319 с.

6. Стояновская Е. Беседуя с автором «Кентавра» // Иностранная литература. 1965. N 1. С. 255 - 258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.