Научная статья на тему 'Проблематика экстремальной психологии в источниках периода античности и раннего средневековья'

Проблематика экстремальной психологии в источниках периода античности и раннего средневековья Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
270
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД / ПРОБЛЕМАТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ВОСПИТАНИЕ / EXTREME PSYCHOLOGY / HISTORY OF PSYCHOLOGY / PRE-SCIENTIFIC PERIOD / ISSUES / OCCUPATION-FOCUSED SELECTION / VOCATIONAL TRAINING AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Елисеева Ирина Николаевна

Рассмотрены основные идеи, включенные в проблематику экстремальной психологии, в ряде античных, византийских, арабоязычных источников. Выделено инвариантное ядро проблематики экстремальной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RANGE OF PROBLEMS OF THE EXTREME PSYCHOLOGY DEVELOPED IN THE SOURCES OF THE ANTIQUITY AND THE EARLY MIDDLE AGES

The paper considered central ideas that are incorporated into the retrospective of extreme psychology, developed in a number of Ancient, Byzantine and Arabic sources. Issues of extreme psychology that entered into the invariant core have been selected.

Текст научной работы на тему «Проблематика экстремальной психологии в источниках периода античности и раннего средневековья»

УДК 159.99

Елисеева Ирина Николаевна,

преподаватель кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. ceppopp@mail.ru

ПРОБЛЕМАТИКА ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ИСТОЧНИКАХ ПЕРИОДА АНТИЧНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Yeliseeva Irina Nikolaevna,

Lecturer, Chair of General Psychology and History of Psychology, Moscow University for the Humanities

ceppopp@mail.ru

RANGE OF PROBLEMS OF THE EXTREME PSYCHOLOGY DEVELOPED IN THE SOURCES OF THE ANTIQUITY AND THE EARLY MIDDLE AGES

Рассмотрены основные идеи, включенные в проблематику экстремальной психологии, в ряде античных, византийских, арабоязычных источников. Выделено инвариантное ядро проблематики экстремальной психологии.

Ключевые слова: экстремальная психология, история психологии, донаучный период, проблематика, профессиональный отбор, профессиональная подготовка и воспитание.

The paper considered central ideas that are incorporated into the retrospective of extreme psychology, developed in a number of Ancient, Byzantine and Arabic sources. Issues of extreme psychology that entered into the invariant core have been selected.

Keywords: extreme psychology, history of psychology, pre-scientific period, issues, occupation-focused selection, vocational training and education.

История психологии служит, по образному выражению В.Н. Помогайбина, «долговременной памятью в целостном организме психологии» [1, с. 357]. Развитие психологии в целом, ее отдельных отраслей, ее практической составляющей невозможно без опоры на знания, накопленные в предыдущие периоды, а так же без понимания закономерностей развития научного знания, в частности психологического. Именно поэтому изучение истории развития идей, оказавших значительное влияние на развитие психологической мысли, в отечественной традиции историко-психологических исследований, как правило, начинают со времени античности [2, 3]. Интерес к историко-психологическому исследованию становления проблематики экстремальной психологии обусловлен особой значимостью знаний в этой области в связи с: увеличением количества людей, так или иначе вовлеченных в сферу психогенного воздействия техногенных аварий и природных катастроф; увеличением масштабов последствий этих событий; резким увеличением скорости и объема распространения информации о подобных событиях. Несмотря на то, что в последние десятилетия значительно увеличилось количество публикаций, посвященных различным проблемам экстремальной психологии, зарождение идей, которые можно отнести к проблемному полю экстремальной психологии, не было предметом специального рассмотрения.

Теоретическими и методологическими основаниями исследования истории экстремальной психологии в первую очередь являются комплексный и системный подходы, а также социокультурный подход к истории психологии. Наряду с общенаучными методами, использовались методы историко-психологического анализа. Выбор источников исследования был обусловлен изучаемым историческим периодом: сохранившееся письменное наследие древней Греции, Византии и арабской культуры, переведенное на русский язык. Проблемные вопросы датировки, авторства и аутентичности перевода автором не рассматривались.

Сведения о наблюдении влияния стихийных бедствий, социальных катаклизмов на людей можно найти и в источниках, датируемых более ранними, чем античный, периодами. Например, в памятниках письменности Древнего Египта «Речения Ипусера» и «Пророчества Неферти» описаны бедствия, постигшие людей [4, 5]. Однако описания, которые являлись бы не просто наблюдениями, а описаниями явлений, включенных в определенную объяснительную модель, построенную на определенных логических основаниях, в более ранних периодах, чем античный, выявить достаточно сложно.

Начиная с периода античности, развернутое описание фактов, связанных с влиянием необычных условий деятельности и существования на поведение и психическое состояние людей и групп людей, можно встретить во многих источниках.

Эпикур в письме к Менекею отмечает, что правильное понимание смерти, которое дает занятие философией, избавляет от страха смерти [6, с. 768]. Учение Лукреция, последователя Эпикура, представленное в поэме «О природе вещей», было наставлением в избавлении от

страха и ужаса, которые являются причиной «потемок», невозможности быть субъектом собственной жизни. Страх и ужас, которые испытывают люди под воздействием землетрясения, наводнения, шторма, извержения вулкана, грозы, сражений, эпидемий и т.д., Лукреций приписывает незнанию природы вещей и связывает со страхом смерти. Ужас смерти, согласно Лукрецию, является питательной средой для нарушений закона, преступлений, стяжательства и жажды власти, предательств и самоубийств [7, с. 65].

Марк Аврелий, продолжая традиции стоиков, отмечал, что смерть является обычным явлением природы, того же порядка, что и рождение, рост, развитие. «Утрата чего-либо есть не что иное как изменение. Но изменение есть излюбленный прием природы Целого...» [7, с. 778], соответственно, страх смерти проистекает из непонимания самой природы, а поняв, что природе свойственны постоянные изменения, человек избавляется от страха смерти.

Примером описания состояний и поведения человека при воздействии необычных условий может служить фрагмент поэмы Лукреция «О природе вещей». Представляет интерес, что у Лукреция описаны проявления стресса при страхе, «сильнейшей тревоге». Если человек испытывает сильнейшую тревогу, то:

«Пот выступает на нем, бледнеет вся кожа, немеет Оцепенелый язык, заплетается речь, застилает Мраком глаза, звон в ушах, подкосились колени, и видно Часто нам, как человек от ужаса падает наземь» [7, с. 67].

Размышления об устойчивости человека к сильным негативным внешним воздействиям и источниках этой устойчивости можно встретить у многих авторов. В качестве примера можно привести цитату из Сенеки: «... прошел сквозь вооруженный строй, огонь и развалины без ущерба для себя ... говоря: «Все мое благо со мной!»». [7, с. 395]. Марк Аврелий отмечает, что «.искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости в отношении к внезапному и непредвиденному.» [7, с. 757]. Таким образом, источником устойчивости римские авторы называли самодостаточность, сочетание силы, подвижности и уравновешенности высшей нервной деятельности.

Представляет интерес, что у античных авторов можно встретить описание явлений, которые мы может отнести к отставленным психологическим последствиям воздействия необычных, сильных воздействий на психику человека. В поэме Лукреция четвертая часть, посвященная возникновению ощущений, связана с объяснением природы призраков, которые часто вторгаются в жизнь людей, вызывая у них страх и ужас [7, с. 92]. Причем призраки описаны как мучительные воспоминания, отделенные от самого человека. Способом совладания Лукреций указывает понимание строя вещей и природы, т.е. содержится указание на копинг-стратегию изменения способа видения проблемы. Возможно, сам Лукреций двигался именно таким путем исцеления от собственных мучительных воспоминаний.

Помимо уже упомянутых положений о способах исцеления, описанных авторами, стоящими на совершенно различных философских основаниях, можно встретить упоминания о приемах облегчения состояний, связанных с негативными последствиями воздействия на психику человека необычных, сверхсильных обстоятельств.

В отдельное направление можно объединить идеи об отборе, подготовке, организации быта, управлении воинами, то есть людьми, чья деятельность связана с высокой вероятностью воздействия на психику необычных, трудных условий.

Идеи специального отбора людей, предназначенных к деятельности в необычных, трудных условиях, ясно сформулированы в сочинении Платона «Государство». В «Государстве» содержится рассмотрение проблемы подбора «стражей государства», которых Платон рассматривал как защитников государства и воинов, расширяющих территорию государства в случае необходимости. Кандидаты в «стражи государства» должны обладать определенными задатками: устойчивость восприятия, скорость реакции, сила, подвижность, уравновешенность высшей нервной деятельности, устойчивость процессов памяти, внимания, мышления («остро воспринимать, проворно преследовать то, что заметят .упорно сражаться»), мужество, «памятливость и не поддающихся обману» [6, с. 230]. В качестве средства выявления подобных качеств Платон назвал наблюдение за играми и создание определенных игровых ситуаций, в которых искомые качества могут проявиться, то есть по сути дела речь идет о наблюдении и естественном эксперименте.

Немаловажное значение для развития идей о подборе людей для значимой для социума деятельности в особых, трудных условиях имело учение Гиппократа о темпераментах, в дальнейшем развитое Галеном [3, с. 62].

Идеи специальной подготовки людей, предназначенных к деятельности в необычных, трудных условиях также можно выделить в «Государстве». Воспитание и обучение стражей должно быть особым, включающим два направления: «мусическое - для души» и «гимнастическое - для тела». При этом Платоном определена этапность воспитания. На первом этапе необходимо мусическое воспитание, начинающееся с раннего детского возраста и предполагающее ознакомление будущих стражей с «признанными мифами, чтобы формировать души детей», отбрасывая те мифы, которые противоречат задачам стражей или трудны для понимания юных стражей [6, с. 230].

Плутарх, описывая древние обычаи спартанцев, указывал, что большое значение они уделяли воспитанию воинов с помощью музыки и пения. По их мнению, эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека, помогать ему в его действиях. В песнях спартанцев содержались похвалы людям, благородно прожившим свою жизнь, погибшим за Спарту, и осуждения тех, кто бежал с поля боя [8, с. 51]. Организация быта людей, предназначенных к деятельности в необычных, особых условиях, по Платону и Плутарху должна носить коллективный характер.

Воздействие необычных, сверхсильных условий на поведение и психическое состояние групп людей в бою учитывалось Александром Македонским, например: создание условий для возникновения паники в рядах противника в битве при Арбелах. Греческие историки неоднократно описывали разрушительную роль слухов, последствий паники в ходе военных действий [9, с. 40].

Практика целенаправленного психологического воздействия при управлении людьми в сложных условиях была широко распространена в античное время. Так, идеи о внушающем влиянии поведения полководца на воинов, возможно, отразились в рассказах об Александре Македонском, неоднократно демонстрирующем свою общность с простыми воинами в трудных ситуациях [9, с. 150].

Таким образом, в античной философской, военной и медицинской мысли, в сочинениях авторов, стоявших на совершенно различных философских основаниях, можно выделить несколько направлений, в которых отражаются идеи о влиянии на психику человека и его поведение необычных, сильных воздействий: философские размышления, связанные с осмыслением отношения человека к смерти; идеи, связанные с воздействием на человека необычных, трудных условий; идеи отбора, подготовки и управления людьми, предназначенными к деятельности в особых, трудных условиях.

В литературе византийского периода представляют интерес два источника: «Страте-гикон» и «Алексиада», в которых отразились идеи отбора, подготовки, управления людьми, предназначенными для деятельности в особых, трудных условиях.

«Стратегикон», наиболее вероятной датировкой которого является конец VI - первая половина VII вв., первоначально приписывался императору Маврикию [10, с. 7]. Впоследствии авторство было приписано неизвестному военачальнику, ныне известному как Псевдо-Маврикий. «Стратегикон» был создан как практическое руководство по военному делу. Автор посвящает часть своего труда описанию организации византийской армии: ее набора и обучения, формирования и построения войск, порядка их расположения во время битвы, тактики боя, военных хитростей, засад, набегов, рейдов по тылам врага, осады крепостей и т. п. В «Алекси-аде» Анны Комниной, относящейся к середине XII в., представлены психологические характеристики правителей и полководцев.

Идеи специального отбора людей, предназначенных к деятельности в особых, трудных условиях, весьма подробно представлены в «Стратегиконе». Автор перечисляет различные психологические и психофизиологические особенности воинов, необходимые для выполнения задач в соответствии с разделением обязанностей в войске: разумный, спокойный, умный, храбрый, трезвомыслящий (не поддающийся эмоциям), наблюдательный, проворный, ловкий и т.д. [10, с. 92].

Идеи специальной подготовки людей, предназначенных к деятельности в особых, трудных условиях, не могли быть не рассмотрены в «Стратегиконе». Кроме того, что необходима индивидуальная и групповая подготовка, в источнике указывается на необходимость поэтапного формирования сложных боевых навыков [10, с. 227]. Затронуты вопросы викарного обучения и наставничества.

Анна Комнина указывает, что для представителей знатных родов помимо формирования военных навыков считалось важным формирование таких качеств, как сдержанность, сме-

лость, умение управлять подчиненными и поддерживать дисциплину в войсках. То есть речь шла о формировании самоконтроля, коммуникативных и управленческих способностей.

Идеи воздействия необычных, трудных условий на поведение и психическое состояние отдельных воинов и групп воинов нашли отражение в «Стратегиконе». Отдельная глава «Стра-тегикона» посвящена тому, как и когда надо воодушевлять войска, затронуты вопросы пропаганды и контрпропаганды в войсках.

Идеи психологических особенностей управленческой деятельности при воздействии на людей особых, трудных условий и психологических качеств руководителей также отражены в «Стратегиконе». Например, даются рекомендации по профилактике паники в боевом строю. Подчеркивается, что военачальник должен демонстрировать бесстрашие, смелость и уверенность в победе перед подчиненными, стойко переносить тяготы и лишения похода вместе со всеми [10, с. 158].

Развитие философии, медицины происходило и в недрах другой - арабоязычной культуры, расцвет которой пришелся на VIII - XII вв. Арабоязычная культура не избежала влияния античной философии при посредничестве Византии: сочинения Платона, Аристотеля и других античных авторов были хорошо известны арабским ученым.

Для изучения истоков идей экстремальной психологии важно отметить наследие персотаджикского ученого-энциклопедиста Абу Бакр Ар-Рази. Труды Ар-Рази были переведены на латинский язык и изданы еще в XIII-XV вв., в том числе его «Духовная медицина», в которой уделяется особое внимание вопросам нравственно-этического воспитания, лечению психических болезней и недугов, гармонии в человеческой жизни [12, с. 4].

Представляется интересным, как Ар-Рази описывает механизм возникновения страдания: внешний стимул воздействует на человека и вызывает реакцию (наслаждение или страдание). Если бы внешнего стимула не было, то не было бы и чувств [12, с. 16]. Сила переживания зависит от значимости события для конкретного человека. В главе, посвященной страху смерти, Ар-Рази указывает, что человек, воображающий себе смерть и пугающийся ее, умирает каждый раз при ее представлении. И в его воображении чередуются мгновения смерти, которые, соединяясь вместе, образуют множество смертей [12, с. 86].

В «Духовной медицине» Ар-Рази описывает способ профилактики страдания: «.представлять себе утрату любимых вещей, снизить привязанность, осознавая временность всех вещей.» [12, с. 61]. То есть фактически речь идет о таком приеме, как десенсибилизация и, возможно, копинг-стратегии изменения способа видения проблемы.

Идею исцеляющего воздействия на психику человека, подвергшуюся необычным, сверхсильным воздействиям, вызывающим страдания, Ар-Рази сформулировал следующим образом: «.человеку в периоды несчастий надлежит почаще напоминать душе о более благоприятном состоянии, в которое она вернется затем из нынешнего, пробуждать в ней желания к этому, а также предпринимать то, что может отвлечь ее от страданий ...чтобы ускорить ее переход из этого состояния в состояние желанное.. Он обретает стойкость и твердость в подобных ситуациях, которые могут возникнуть в последующем.» [12, с. 63]. В этом фрагменте можно выделить несколько чрезвычайно интересных аспектов: автор дал указание на то, что состояние страдающего временно и изменится в благоприятную сторону; помощь заключалась в скорейшем возвращении страдающего в желаемое состояние; для изменения состояния необходимо сформировать образ желаемого состояния и актуализировать личностные ресурсы; необходимо включаться в посильную деятельность; опыт успешного совладания с трудной ситуацией становится ресурсом. То есть в этом фрагменте присутствуют указания на практику помощи, которая соотносится с современной психологической практикой.

Ибн-Сине, которой жил на столетие позже Ар-Рази, приписывают идею об экспериментальном изучении возможных последствий воздействия на живой организм сверхсильных воздействий и идею о том, что возможно сознательно управлять процессами в организме [3, с. 66].

Таким образом, идеи, которые можно отнести к проблематике экстремальной психологии, развивались в работах мыслителей, военачальников, целителей. Несмотря на то, что этот период отличается прагматичным характером идей, описательным характером изложения, отсутствием или простотой аргументации, в нем представлена проблематика, пронизывающая все периоды развития экстремальной психологии: феномены индивидуальной и групповой деятельности, поведения и состояний в экстремальных условиях; профессиональный психологический отбор для деятельности в экстремальных условиях; индивидуальная и групповая психологическая подготовка к деятельности в экстремальных условиях; психологическое воздей-

ствие на индивида и группу в экстремальных условиях; психологическая коррекция негативных последствий пребывания в экстремальных условиях.

Результаты изучения зарождения идей экстремальной психологии могут представлять интерес при подготовке курсов лекций по экстремальной психологии, для совершенствования учебных программ и учебно-методических пособий, что особенно важно в контексте расширения подготовки специалистов по соответствующим специализациям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Помогайбин В.Н. История психологии: эволюция основ. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013.

2. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

3. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие. - М.: Академия, 1996.

4. История Древнего Востока. Тексты и документы. - М.: Высшая школа, 2002. - с. 38-47.

5. Хрестоматия по истории Древнего Востока./Составитель А.А. Вигасин. М.: Изд. МГУ, 1997. - С. 58-91.

6. Мыслители Греции от мифа к логике: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.

7. Мыслители Рима. Наедине с собой: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.

8. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В трех томах, т. I. М.: Изд-во АН СССР, 1961. - С. 39-58.

9. Квинт Курций Руф История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре /Отв. редактор А. А. Вигасин. - М.: Изд-во МГУ, 1993.

10. Маврикий. Стратегикон./ Пер. В.В. Кучмы. - СПб.: Алетейя, 2004.

11. Алексиада. / Вступ. ст., пер. и комм.: Я.Н. Любарский. - М.: Наука, 1965.

12. АбуБакр Ар-Рази Духовная медицина. - Душанбе: Изд-во «Ирфон», 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.