Научная статья на тему 'Основные этапы и проблемы формирования экстремальной психологии в России'

Основные этапы и проблемы формирования экстремальной психологии в России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3717
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / EXTREME PSYCHOLOGY / SOCIOCULTURAL APPROACH / HISTORY OF PSYCHOLOGY / PERIODIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елисеева Ирина Николаевна

В статье рассматривается периодизация становления и формирования российской экстремальной психологии. Изучение актуального состояния данной научной отрасли, проблем ее формирования и развития обусловлено открытием соответствующих специализаций в ведущих учебных заведениях России. В качестве теоретического основания изучения становления отечественной экстремальной психологии предложен социокультурный подход к изучению истории психологии, а объект исследования рассматривается автором как системно и дисциплинарно организованный. В становлении и развитии отечественной экстремальной психологии выделено три периода по критерию специфики дисциплинарной оформленности идей и проблем экстремальной психологии. Первый период (с середины XVIII в. до рубежа XIX-XX вв.) донаучный. Проблематика экстремальной психологии рассматривалась в рамках военного и промышленного дела. Этот период отличается сугубо прагматичным характером идей, ситуативностью подходов, описательным характером изложения, отсутствием или простотой аргументации. Второй период (начало XX в. середина 90-х годов XX в.) период полидисциплинарного развития. Проблематика экстремальной психологии рассматривалась в русле других психологических дисциплин и психиатрии. Можно выделить четыре качественно своеобразных этапа развития: 1) в русле психиатрии, физиологии, инженерного дела и психотехники; 2) в русле авиационной психологии, психиатрии, физиологии; 3) в русле авиационной, космической, социальной, военной психологии; 4) этап, который характеризуется широкой междисциплинарной проблематикой, появлением теоретико-методологических работ, широким внедрением их в психологическую практику. Третий период (с середины 90-х годов XX в. до настоящего времени) период комплексного развития. Характеризуется институализацией научных знаний, формированием программ подготовки кадров. Сделан вывод о том, что проблемное поле отечественной экстремальной психологии содержит инвариантные для всех периодов становления и формирования проблемы, которые решались соответствующими периоду методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key Stages and Issues of the Emergence of Extreme Psychology in Russia

The article discusses the periodization of the Russian extreme psychology in its emergent stages. The opening of degree programs in this discipline at Russia's leading universities has made studying the current state of extreme psychology together with the history of its development even more topical. We suggest the socio-cultural approach to the study of the history of psychology as the theoretical basis for the study of the rise of extreme psychology, which allows us to consider it as systematically and disciplinary organized. By the degree of formalization and the specifics of the issues of extreme psychology, its history can be classified into three periods. The first period (mid-18th end of the 19th century) can be termed Prescientific. The issues of extreme psychology were dealt with as part of military and industrial affairs. The ideas developed within this period were purely pragmatic, approaches situational, their presentation descriptive. Also typical was simplistic argumentation or a lack thereof. The second period (early 20th century mid-1990s) was the period of multidisciplinary development. Issues of extreme psychology were problematized by other sub-disciplines of psychology, as well as psychiatry. This period falls into four unique stages by the type of addressing issues of extreme psychology: 1) within mainstream psychiatry, physiology, engineering and psycho-techniques; 2) within aviation psychology, psychiatry, or physiology; 3) within aviation, aerospace, social or military psychology; 4) a broad selection of interdisciplinary approaches leading to the advent of theoretical and methodological works and their widespread introduction in psychological practice. The third period (1990s present) can be named the period of comprehensive development. It is characterized by institutionalization of scientific knowledge and the emergence of educational and training programs. We can thus conclude that the problem field of extreme psychology in Russia contains certain problems which stayed invariant for all periods its development and were addressed by various methods relevant for each period.

Текст научной работы на тему «Основные этапы и проблемы формирования экстремальной психологии в России»

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Основные этапы и проблемы формирования экстремальной психологии в России

И. Н. Елисеева (Московский гуманитарный университет)

В статье рассматривается периодизация становления и формирования российской экстремальной психологии. Изучение актуального состояния данной научной отрасли, проблем ее формирования и развития обусловлено открытием соответствующих специализаций в ведущих учебных заведениях России.

В качестве теоретического основания изучения становления отечественной экстремальной психологии предложен социокультурный подход к изучению истории психологии, а объект исследования рассматривается автором как системно и дисциплинарно организованный.

В становлении и развитии отечественной экстремальной психологии выделено три периода по критерию специфики дисциплинарной оформленности идей и проблем экстремальной психологии.

Первый период (с середины XVIII в. до рубежа Х1Х-ХХ вв.) — донаучный. Проблематика экстремальной психологии рассматривалась в рамках военного и промышленного дела. Этот период отличается сугубо прагматичным характером идей, ситуативностью подходов, описательным характером изложения, отсутствием или простотой аргументации.

Второй период (начало XXв. — середина 90-х годов XXв.) — период полидисциплинар-ного развития. Проблематика экстремальной психологии рассматривалась в русле других психологических дисциплин и психиатрии. Можно выделить четыре качественно своеобразных этапа развития: 1) в русле психиатрии, физиологии, инженерного дела и психотехники; 2) в русле авиационной психологии, психиатрии, физиологии; 3) в русле авиационной, космической, социальной, военной психологии; 4) этап, который характеризуется широкой междисциплинарной проблематикой, появлением теоретико-методологических работ, широким внедрением их в психологическую практику.

Третий период (с середины 90-х годов XX в. до настоящего времени) — период комплексного развития. Характеризуется институализацией научных знаний, формированием программ подготовки кадров.

Сделан вывод о том, что проблемное поле отечественной экстремальной психологии содержит инвариантные для всех периодов становления и формирования проблемы, которые решались соответствующими периоду методами.

Ключевые слова: экстремальная психология, социокультурный подход, периодизация, история психологии.

Психологические и социально-психологические последствия крупных чрезвычайных ситуаций, произошедших в нашей стране в последние десятилетия, вызывают широкий общественный резонанс, что способствует формированию социального заказа на подготовку специалистов-психологов в области экстремальной психологии.

С начала XXI в. активно разворачивается процесс подготовки психологов в области экстремальной психологии в высших учебных заведениях страны. Так, в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова открыты специализации психология безопасности, экстремальная психология, в Санкт-Петербургском государственном университете — психология кризисных и экстремальных ситуаций, в Московском государственном психолого-педагогическом университете, Московском институте психоанализа ведется подготовка по магистерским программам «Психология профессий особого риска», «Психология экстремальных и критических ситуаций» и др.

Необходимость методического обеспечения подготовки специалистов в области экстремальной психологии обусловила появление значительного количества учебных пособий по этой тематике. Так, в публикациях последних десятилетий появились определения «психологии катастроф», «экстремальной психологии», «психологии экстремальных ситуаций», «психологии чрезвычайных ситуаций», причем, как правило, с нечетко или вовсе не обозначенными границами этих областей знания, предметом и объектом (Гуревич, 2007; Лебедев, 1989; Магомед-Эминов, 2006; Сидоров, Мосягин, Маруняк, 2008). Вышеперечисленные и схожие с ними названия области прикладной психологии, изучающей закономерности функционирования психики человека в экстремальных условиях, объединяются общим предметом и предполагают обращение к проблематике экстремальной психологии.

Отечественная экстремальная психология — это область прикладной психологии, занимающаяся изучением закономерностей функционирования психики человека (в пределах психической нормы) и социально-психологических феноменов в экстремальных условиях. Можно выделить основные «ветви» экстремальной психологии: психология личности и социальной группы в экстремальных условиях жизнедеятельности; психология деятельности в экстремальных условиях. Объектом экстремальной психологии является личность и социальная группа в экстремальных условиях.

Обширные эмпирические данные, накопленные в области экстремальной психологии, и все более углубляющаяся специализация психологов вызывают необходимость более четкого определения объекта и предмета, границ отечественной экстремальной психологии, оценки ее дисциплинарного статуса, рассмотрения истории и вариантов перспективного развития. Все это является важным условием для формирования стратегии подготовки молодых специалистов в области экстремальной психологии адекватно общественному запросу.

История экстремальной психологии в нашей стране не была до сих пор предметом специального и всестороннего рассмотрения. Вне внимания исследователей оставались вопросы, касающиеся периодизации развития экстремальной психологии, особенностей трансформации проблемного поля. Теоретическими и методологическими основаниями исследования истории экстремальной психологии стали комплексный и системный подходы, ориентированные на целостное раскрытие исследуемых явлений, социокультурный подход к истории психологии (Кольцова, 2008). При разработке периодизации истории экстремальной психологии применялся дисциплинарный подход к строению науки А. П. Огурцова (Огурцов, 1988) и использовались предложенные Ю. Н. Олейником принципы выделения критериев периодизации (Олейник, 2008). Наряду с общенаучными методами, использовались методы наукометрического и историко-психологического анализа.

В становлении и развитии отечественной экстремальной психологии выделено три периода. Критерием для выделения периодов стали изменения характеристик когнитивного и социального компонентов дисциплинарной структуры экстремальной психологии.

Первый период (с середины XVIII в. до рубежа Х1Х-ХХ вв.) — донаучный, когда предпосылки и идеи, которые могут быть отнесены к проблематике экстремальной психологии, развивались в различных областях общественной практики: в промышленном и военном деле. Идеи, которые можно отнести к естественно-научной парадигме касаются психологических качеств субъекта деятельности; беспроцедурного подбора людей к деятельности; подготовки к деятельности; описания состояния субъекта труда в процессе деятельности; управления группой людей в процессе выполнения совместной деятельности; идей создания средств труда, среды деятельности с учетом психофизических свойств человека. Основной вклад в развитие этих идей внесли М. В. Ломоносов, И. И. Рихтер. Этот период отличается сугубо прагматичным характером идей, ситуативностью подходов, описательным характером изложения, отсутствием или простотой аргументации.

Второй период (начало XX в. — середина 90-х годов XX в.) — период полидисцип-линарного развития, в котором проблематика экстремальной психологии рассматривалась в русле других психологических дисциплин и пограничной психиатрии. Проблемы экстремальной психологии разрабатывались на основе теоретических положений, методами и средствами психиатрии, общей психологии, клинической психологии, инженерной психологии, физиологии. Исследования проблем, сформулированных в предыдущий период, нашли продолжение в работах А. Ю. Александровского, Н. Н. Баженова, В. М. Бехтерева, В. А. Бодрова, С. Г. Геллерштейна, Б. Ф. Горбова,

А. Л. Журавлева, Ю. М. Забродина, Д. Н. Завалишиной, Н. Д. Заваловой, Г. М. Зараков-ского, В. П. Зинченко, П. И. Изместьева, В. И. Медведева, В. М. Мунипова, Г. С. Никифорова, К. К. Платонова, В. А. Пономаренко, А. И. Прохорова, Г. Е. Шумкова и др. Помимо этого, в проблемное поле были включены психолого-психиатрические, психологические, социально-психологические аспекты деятельности в экстремальных условиях; проблемы динамики работоспособности в различных режимах и условиях деятельности, состояния утомления и его профилактики; вопросы профилактики аварийных происшествий; проблемы моделирования условий профессиональной деятельности; социально-психологические проблемы формирования коллективов и психологической совместимости; проблемы психологического обеспечения деятельности; прогнозирование психологических последствий деятельности; особенности психического состояния и поведения лиц, подвергшихся экстремальному воздействию; проблемы совладающего поведения; проблемы психической регуляции деятельности; методы и средства оптимизации функционального состояния; проблемы медико-социально-психологической реабилитации; проблемы информационного обеспечения и информационно-психологической безопасности и др.

Проводилась работа по теоретическому обоснованию моделей целостной концепции психологического обеспечения деятельности специалистов экстремального профиля (А. Г. Караяни, Г. С. Никифоров и др.). Работы этого периода, как правило, были посвящены разработке проблем психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля. Деятельность в особых и экстремальных условиях изучалась путем анализа взаимосвязей триады параметров: характеристик экстремальных факторов (внешних условий деятельности); психических состояний

и свойств личности (внутренних условий деятельности); показателей условий деятельности.

70-90-е годы XX в. отмечены выраженным интересом исследователей к вопросам методологии и истории отраслей и направлений психологии, в русле которых развивались проблемы экстремальной психологии: психологии труда; инженерной, авиационной, космической, социальной, военной психологии.

Мощное развитие прикладной космической, авиационной психологии, психологии труда и инженерной психологии обусловило появление фундаментальных подходов и концепций, нашедших в дальнейшем широкое применение в других отраслях психологии: концепция психического образа в регуляции профессиональной деятельности (Завалова, Ломов, Пономаренко, 1986); концепция системно-деятельностной регуляции функционального состояния (Дикая, 1985); полисистемный подход к деятельности человека-оператора (Завалишина, 1985) и др.

Субъектами научного творчества и практической деятельности в этот период становятся коллективы лабораторий, научно-практических центров, исследовательских групп и т. д.

Во втором периоде можно выделить четыре этапа:

1-й этап — с начала XX в. до середины 30-х годов XX в. — развитие в русле психиатрии, физиологии, инженерного дела и психотехники (В. М. Бехтерев, Г. Е. Шумков, Н. Н. Баженов, П. И. Изместьев, Л. Я. Брусиловский, С. Г. Геллерштейн, Г. А. Фортунатов);

2-й этап — середина 30-х — середина 50-х годов XX в. — развитие в русле авиационной психологии, психиатрии, физиологии (К. К. Платонов, Я. Ф. Самтер, В. Н. Мя-сищев, Б. М. Теплов, А. С. Прангишвили и др.);

3-й этап — середина 50-х — середина 70-х годов XX в. — выделение проблематики экстремальной психологии в русле авиационной, космической, социальной, военной психологии (В. А. Бодров, Ф. Д. Горбов, Г. М. Зараковский, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов и др.);

4-й этап — середина 70-х — середина 90-х годов. XX в. — развертывание широкой междисциплинарной проблематики, появление теоретико-методологических работ, широкое внедрение в психологическую практику (А. Ю. Александровский, Ф. Б. Березин, Р. Б. Богдашевский, Д. В. Гандер Л. П. Гримак, Л. Г. Дикая, М. И. Дьяченко, Ю. М. Забродин, Н. Д. Завалова, Л. А. Кандыбович, А. Г. Караяни, П. А. Корчемный,

В. И. Лебедев, А. Б. Леонова, Б. Ф. Ломов, В. Л. Марищук, В. И. Медведев, А. М. Новиков, А. А. Обознов, В. А. Пономаренко, И. Б. Соловьева, В. К. Шамрей и др.).

Третий период (с середины 90-х годов XX в. до настоящего времени) — период комплексного развития. Несмотря на то что и в этот период экстремальная психология также не имеет собственных методов и средств исследования, происходит процесс институализации научных знаний (создание учебных дисциплин, учебных пособий, монографий, хрестоматий, формирование образовательных стандартов в области подготовки молодых специалистов; открытие специализаций и т. д.). Формируется довольно обширное дисциплинарное сообщество, организованное в коллективы лабораторий, кафедр, факультетов, научно-практических центров, психологических служб и т. д.

Общие проблемы экстремальной психологии рассматриваются в работах, посвященных культурно-историческому подходу к стрессу и стрессоустойчивости (Бохан, 2008), психологии и психофизиологии посттравматического стресса (Тарабрина,

2008), личностным детерминантам устойчивости к стрессу, структурно-функциональной организации психологической защиты личности (Субботина, 2006), деятельностно-смысловому подходу в изучении экстремальности (Магомед-Эминов, 2006). Проблемы психологии личности и группы в экстремальных ситуациях можно классифицировать следующим образом: психические состояния и поведение человека в экстремальных ситуациях, психологические последствия экстремальных ситуаций, проблемы оказания психологической помощи человеку в постэкстремальный период, проблемы информационно-психологической безопасности личности и групп.

Психология деятельности в экстремальных условиях представлена значительно более широким спектром проблем. Относительно невысокая представленность проблем психологии личности и группы в экстремальных ситуациях свидетельствует о перспективности разработки этого направления и, возможно, о дефиците исследовательских средств в этом направлении.

Таким образом, проблемное поле экстремальной психологии содержит инвариантные для всех периодов становления и развития проблемы, которые решались соответствующими каждому периоду методами: психологический анализ деятельности в экстремальных условиях; требования к психологическим качествам субъекта деятельности в экстремальных условиях; прогноз успешности профессиональной деятельности; психологическая готовность и психологическая подготовка к деятельности; психические состояния в экстремальных условиях; управление коллективной деятельностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бохан, Т. Г. (2008) Проблема стресса в психологии: трансспективный анализ. Томск : Иван Федоров. 156 с.

Гуревич, П. С. (2007) Психология чрезвычайных ситуаций. М. : Юнити-Дана. 495 с.

Дикая, Л. Г. (1985) Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к любым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М. : Наука. 232 c. C. 63-90.

Завалишина, Д. Н. (1985) Функционально-генетический анализ оперативного мышления : дис. ... д-ра психол. наук. М. 397 с.

Завалова, Н. Д., Ломов, Б. Ф., Пономаренко, В. А. (1986) Образ в системе психической регуляции деятельности. М. : Наука. 172 с.

Кольцова, В. А. (2008) История психологии : Проблемы методологии. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН. 511 с.

Лебедев, В. И. (1989) Личность в экстремальных условиях. М. : Политиздат. 304 с.

Магомед-Эминов, М. Ш. (2006) Экстремальная психология: от психической травмы к психотрансформации. М. : Психоаналитическая ассоциация. 576 с.

Огурцов, А. П. (1988) Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. М. : Наука. 256 с.

Олейник, Ю. Н. (2008) Периодизация истории психологии: проблемы и перспективы // Методология и история психологии. №2. С. 25-32.

Сидоров, П. И., Мосягин, И. Г., Маруняк, С. В. (2008) Психология катастроф. М. : Аспект Пресс. 414 с.

Субботина, Л. Ю. (2006) Структурно-функциональная организация психологической защиты личности : дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль. 318 с.

Тарабрина, Н. В. (2008) Психология посттравматического стресса: интегративный подход : дис. ... д-ра психол. наук. СПб. 356 с.

Дата поступления: 3.03.2014 г.

KEY STAGES AND ISSUES OF THE EMERGENCE OF EXTREME PSYCHOLOGY IN RUSSIA I. N. Yeliseyeva (Moscow University for the Humanities)

The article discusses the periodization of the Russian extreme psychology in its emergent stages. The opening of degree programs in this discipline at Russia’s leading universities has made studying the current state of extreme psychology together with the history of its development even more topical.

We suggest the socio-cultural approach to the study of the history of psychology as the theoretical basis for the study of the rise of extreme psychology, which allows us to consider it as systematically and disciplinary organized.

By the degree of formalization and the specifics of the issues of extreme psychology, its history can be classified into three periods.

The first period (mid-18th — end of the 19th century) can be termed Prescientific. The issues of extreme psychology were dealt with as part of military and industrial affairs. The ideas developed within this period were purely pragmatic, approaches situational, their presentation descriptive. Also typical was simplistic argumentation or a lack thereof.

The second period (early 20th century — mid-1990s) was the period of multidisciplinary development. Issues of extreme psychology were problematized by other sub-disciplines of psychology, as well as psychiatry. This period falls into four unique stages by the type of addressing issues of extreme psychology: 1) within mainstream psychiatry, physiology, engineering and psycho-techniques; 2) within aviation psychology, psychiatry, or physiology; 3) within aviation, aerospace, social or military psychology; 4) a broad selection of interdisciplinary approaches leading to the advent of theoretical and methodological works and their widespread introduction in psychological practice.

The third period (1990s — present) can be named the period of comprehensive development. It is characterized by institutionalization of scientific knowledge and the emergence of educational and training programs.

We can thus conclude that the problem field of extreme psychology in Russia contains certain problems which stayed invariant for all periods its development and were addressed by various methods relevant for each period.

Keywords: extreme psychology, sociocultural approach, history of psychology, periodization.

REFERENCES

Bokhan, T. G. (2008) Problema stressa v psikhologii: transspektivnyi analiz [The Problem of Stress in Psychology: A Transspective Analysis]. Tomsk, Ivan Fedorov Publ. 156 p. (In Russ.).

Gurevich, P. S. (2007) Psikhologiia chrezvychainykh situatsii [The Psychology of Emergencies]. Moscow, Unity-Dana Publ. 495 p. (In Russ.).

Dikaia, L. G. (1985) Osobennosti reguliatsii funktsional’nogo sostoianiia operatora v protsesse adaptatsii k liubym usloviiam [Regulating the Functional Condition of the Operator in the Course of Adaptation to Any Conditions]. In: Psikhologicheskie problemy deiatel’nosti v osobykh usloviiakh [Psychological Problems of Activity in Special Conditions]. Moscow, Nauka Publ. 232 p. Pp. 63-90. (In Russ.).

Zavalishina, D. N. (1985) Funktsional’no-geneticheskii analiz operativnogo myshleniia [Functional and Genetic Analysis ofOperational Thinking] : diss. ... Doctor ofPsychology. Moscow. 397 p. (In Russ.).

Zavalova, N. D., Lomov, B. F. and Ponomarenko, V. A. (1986) Obraz v sisteme psikhicheskoi reguliatsii deiatel’nosti [The Image in the System of Mental Regulation of Activity]. Moscow, Nauka Publ. 172 p. (In Russ.).

Lebedev, V. I. (1989) Lichnost’ v ekstremal’nykh usloviiakh [The Person in Extreme Conditions]. Moscow, Politizdat Publ. 304 p. (In Russ.).

Kol’tsova, V. A. (2008) Istoriia psikhologii: Problemy metodologii [History of Psychology: The Problems of Methodology]. Moscow, The Institute of Psychology ofthe Russian Academy of Sciences Press. 511 p. (In Russ.).

Magomed-Eminov, M. Sh. (2006) Ekstremal’naia psikhologiia : ot psikhicheskoi travmy k psikho-transformatsii [Extreme Psychology: From a Mental Trauma to Psychotransformation]. Moscow, Psikhoanaliticheskaia assotsiatsiia Publ. 576 p. (In Russ.).

Oleynik, Yu. N. (2008) Periodizatsiia istorii psikhologii: problemy i perspektivy [Periodizing the History of Psychology: Problems and Prospects]. Metodologiia i istoriia psikhologii, no. 2, pp. 25-32. (In Russ.).

Ogurtsov, A. P. (1988) Distsiplinarnaia struktura nauki: ee genezis i obosnovanie [The Disciplinary Structure of Science: Its Genesis and Justification]. Moscow, Nauka Publ. 256 p. (In Russ.).

Sidorov, P. I., Mosiagin, I. G. and Maruniak, S. V. (2008) Psikhologiia katastrof [The Psychology of Accidents]. Moscow, Aspekt Press. 414 p. (In Russ.).

Subbotina, L. Yu. (2006) Strukturno-funktsional’naia organizatsiia psikhologicheskoi zashchity lichnosti [The Structural and Functional Organization of an Individual’s Psychological Protection] : diss. ... Doctor of Psychology. Yaroslavl. 318 p. (In Russ.).

Tarabrina, N. V. (2008) Psikhologiia posttravmaticheskogo stressa: integrativnyi podkhod [The Psychology of a Post-traumatic Stress: An Integrative Approach] : diss. . Doctor of Psychology. St. Petersburg. 356 p. (In Russ.).

Submission date: 3.03.2014.

Елисеева Ирина Николаевна — преподаватель кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета, аспирант. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: ceppopp@mail.ru. Научный руководитель — канд. психол. наук, доц. Ю. Н. Олейник.

Yeliseyeva Irina Nikolayevna, lecturer and postgraduate, Department of General Psychology and History of Psychology, Moscow University for the Humanities. Postal address: B. 3, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-67-20. E-mail: ceppopp@mail.ru. Research adviser — Yuri N. Oleynik, Candidate of Psychology, Associate professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.