Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА'

ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2088
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА»

Панина А.А. студент 2 курса Кузнецова М.Н., к.филос.н. преподаватель, доцент кафедра философии, гуманитарных наук и психологии ФГБОУ ВО Саратовский государственный медицинский

университет им. В.И. Разумовского

Россия, г. Саратов

ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА

Единственным существом, которое осознает свою смертность является человек.

Проблема жизни и смерти уже с древнейших времен становится предметом философского размышления, волнующая человечество и по сей день. Это одна из глобальных проблем человечества , которая подвергается длительному дискурсу как в философии , так и медицине.

В процессе развития философии возникает множество подходов понимания данной проблемы. Так, например, античные философы , изучая данную проблему, рассматривают смерть как превращения вещей и живых существ внутри гармоничного, неизменного и вечного Космоса, а не как конец бытия.

Древнегреческие философы Демокрит и Эпикур имели свои взгляды, чтобы понять эту проблему, они отрицали бессмертие души. Для них существовал только тот мир, в котором обитает человек, состоящий из пустот и атомов. Душа вместе с телом подвергаются распаду на атомы, прекращая свое бытование. Но при данном распаде теплота и чувствительность, присущие атомам души и тела не погибают, а перерождаются в новую чистую душу- говорил Демокрит. Нельзя не упомянуть слова Эпикура «...самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения. Когда мы есть, ее еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже не существует».

Вспомнив Сократа и Платона, которые считали , что смерть это и есть «умирание», внеся вклад в понимание данной проблемы. Сократ считал, что наша жизнь на земле это подготовка к вечной жизни после смерти, но заслужить это можно лишь порядочным поведением. Платон же, вместе с Аристотелем размышляли на тему смерти и бессмертия души, тем самым венесли огромный вклад в концептуализации

Средневековый теоцентризм считает греховным земное существование. В этот период тема жизни и смерти переходит из философии в религиозное объяснение, а религия рассматривает смерть человека как конец его земной, плотской, греховной жизни и переход к жизни вечной, духовной.

Ученые-философы периода антропоцентризма эпохи Возрождения и Нового времени говорят что смыслом человеческой жизни является возможность достижения счастья в земном мире на основе рационального

познания и преобразования реальной действительности, а не стремление к бессмертию.

Животное не осознает свою смертность, оно живет «вечно». Для человека жизнь включает в себя осознание жизни и тем самым смерти. Человек есть существо живущее, но осознающее свою смертность. Осознание своей смертности не есть еще само умирание. В то же время, очевидно, что «человек есть существо умирающее». Только человек задается вопросом о конечности своего существования. Проблема смерти для человека всегда будет открытым вопросом, затрагивающим самые глубины его духовного мира. Делая предметом своих размышлений проблему смерти, одни считают её неизбежной правдой жизни, другие считают смерть величайшим обманом. Во всяком случае, феномен смерти играет важную роль в духовном развитии человек. Вопрос о смысле жизни связан с попытками разгадать таинство смерти, со стремлением жить вечно и если не физически, то хотя бы духовно победить смерть. Конфуций писал: «Как понять, что такое смерть, если мы не можем понять что такое жизнь». Отношение человека к смерти - это всегда отношение, моделирующее всю систему воззрения на мир.

Жизнь и смерть рассматриваются либо как антагонисты, как два взаимоисключающие понятия, либо как взаимодополняющие понятия. Условно различают западный и восточный взгляд на смерть. Одни говорят о смысле жизни, другие о смысле смерти. Для одних смерть является источником страха, это табу, это зло, о котором предпочитают не говорить; для других - это тема разговора, в которой хотят найти лекарство от «суеты сует». Смерть рассматривается как отрицание жизни, поэтому жизнь и смерть являются конфликтующими сторонами. Немецкий философ, представитель экзистенциализма М. Хайдеггер считал, что особенность человеческого существования заключается в том, что это понимающее существование. Человек осознает то, что он есть, только благодаря тому, что он осознает свою смертность, т.е. то, что он может не быть. Жизнь продолжается и после смерти. Она была до рождения, она продолжается и после смерти. Жизнь не ограничивается кратким промежутком между рождением и смертью, наоборот, рождение и смерть - это маленькие эпизоды в вечности жизни».

Восточный подход к жизни и смерти отличается гераклитовским динамизмом и динамической целостностью. Нет ничего абсолютного, неподвижного; всё относительно, всё находится в движении. «Всё течёт, всё изменяется». «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Жизнь - это река. На востоке жизнь не рассматривается отдельно от смерти. Для того чтобы понять жизнь, человеку нужно понять смерть. Знание тайны смерти позволяет человеку не просто существовать, а по-настоящему жить. Смерти как и жизни не нужно ни бояться, ни пытаться победить. Необходимо особое познание, которое могло бы приоткрыть истинный смысл смерти. Метафора великой реки применима и к жизни. Необходимо рассматривать жизнь и

смерть как части единого потока великой реки космической жизни. Жизнь -это дыхание. При каждом вдохе мы живём, при каждом выдохе мы умираем. Жизнь и смерть неразделимы, как вдох и выдох. Мы начинаем умирать с самого рождения, с самого начала жизни мы приближаемся к смерти. Поэтому смерть не находится в будущем, она приходит каждое мгновение.Один из представителей экзистенциализма французский философ и писатель А Камю рассматривая проблему смерти писал: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит, ответить на фундаментальный вопрос философии». Именно с проблемой смысла человеческой жизни А.Камю объединяет вопрос о самоубийстве .

Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни, вопрос о том, зачем и ради чего живёт человек. В этом вопросе есть субъективный и объективный аспект, личностный и общечеловеческий план рассмотрения. Субъективно-личностная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком индивидуально в зависимости от его ценностно-мировоззренческих установок. Смысл жизни можно искать либо в самой жизни, либо за её пределами, в самом себе или за пределами самого себя. Смысл жизни можно видеть в подготовке к вечной потусторонней жизни или в реализации самого себя в этом мире. Это и вопрос о ценности человеческой жизни. Общечеловеческая сторона вопроса о смысле жизни связана с осознанием единства жизни человека и человечества с биосферой и космосом, с космическим предназначением человеческой жизни. В русской философии с её принципом соборности, «общего дела», всеединства важную роль играло нравственное начало. Философия жизни в русской культуре понималась как философия добра, утверждающая, что спастись можно только всем вместе. Идея русского космизма связана с заботой о каждом человеке, с поиском космического измерения жизни. Таким образом, смысл жизни связан с осознанием глобального предназначения человека, с его ответственностью за сохранение и защиту жизни в космосе.

Проблемы жизни и смерти развивается в различных философских концепциях: у Канта идея бессмертия души выступает как постулат практического разума, в панлогизме Гегеля смерть постигается не верой, а разумом, а в экзистенциализме Кьеркегора смысл смерти понимается не с помощью рассудка, а в состоянии «страха и трепета», открывающем всю глубину веры в Бога.

Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Эта тема может быть наиважнейшая для каждого человека, занимая центральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть. В данной работе мы проследили

эволюцию представлений философов различных эпох на проблемы бытия и небытия, описали различные подходы к пониманию данной проблемы. Среди представленного плюрализма мнений, можно сделать свой собственный выбор, попробовать оценить свое отношение и восприятие мира.

Использованные источники:

1. Судьба человека и его свобода. Проблема самоопределения личности. Кремлевская С.П., Живайкина А.А. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014.Т.4.№5.С.801.

2. Роль философии в формировании врача как гуманитарного эксперта. Кузнецова М.Н., Путинцева Л.В. бюллетень медицинских интернет-конференций.2015.Т.5.№12.С.1790.

УДК 633.11 : 633.16 : 631.8

Перепичай М.И.

аспирант Можекина Е.В. аспирант

ФГБОУ ВО Смоленская ГСХА Россия, г. Смоленск УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НОВЫХ СОРТОВ ЯРОВЫХ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

Аннотация. Выявлено, что новые сорта зерновых культур: яровая пшеница Сударыня, ячмень Владимир экономически пластичны и могут формировать урожайность до 5,01 т/га.

Ключевые слова: урожайность, качество зерна, сорт, фон питания, яровые зерновые культуры.

Perepichai M.I., Mojekina E. V.

Smolensk state agricultural Academy

Russia, Smolensk TO INCREASE PRODUCTIVITY AND PRODUCT QUALITY OF NEW VARIETIES OF SPRING GRAIN CROPS

Abstract: It was revealed that new varieties of crops: spring wheat Madam, barley Vladimir cost plastic and can produce yields of over 5,01 t/ha.

Keywords: Yield, grain quality, variety, nutrition background, spring cereals.

Научно-обоснованный подход к изучению агротехнических приемов возделывания сельскохозяйственных культур и внедрению современных технологий позволяет значительно увеличить производство, уровень урожайности и качества зерна. В связи с этим изучение отзывчивости новых сортов яровых зерновых культур на минеральные удобрения является актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.