Научная статья на тему 'Музей как утверждение бессмертия'

Музей как утверждение бессмертия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
315
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / СМЕРТЬ / БЕССМЕРТИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАМЯТЬ / ИСТОРИЯ / MUSEUM / DEATH / IMMORTALITY / MORALITY / MEMORY / HISTORY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Резник И. И.

Рассматривается связь деятельности музеев, содержащих плоды человеческого творчества, с обретением бессмертия в делах человеческих, руководимых понятием нравственности. Сознание собственной смертности наводит человека на мысль о своем месте в жизни. Музей помогает человеку ощутить себя в истории, в овеществленной форме, сохраняя социальную память, социальный опыт всего человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum as a statement of immortality

The article examines the relationship of museums containing fruits of human creativity, with the acquisition of immortality in human affairs, led by the notion of morality. The consciousness of his own mortality leads people to think about his place in life. The museum helps people to find themselves in history, in the form of maintaining materialized social memory, social experience of mankind.

Текст научной работы на тему «Музей как утверждение бессмертия»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 69-71. УДК 1

И. И. Резник

МУЗЕЙ КАК УТВЕРЖДЕНИЕ БЕССМЕРТИЯ

Рассматривается связь деятельности музеев, содержащих плоды человеческого творчества, с обретением бессмертия в делах человеческих, руководимых понятием нравственности. Сознание собственной смертности наводит человека на мысль о своем месте в жизни. Музей помогает человеку ощутить себя в истории, в овеществленной форме, сохраняя социальную память, социальный опыт всего человечества.

Ключевые слова: музей, смерть, бессмертие, нравственность, память, история.

Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность, и это осознание неизбежно приводит к возникновению проблемы бессмертия, включающей в себя понимание смысла бытия и смерти. Истинные философы, по Сократу, заняты только одним - умиранием и смертью [1, с. 71-96]. В виде систематического учения понятие о бессмертии впервые было обосновано и развито Платоном, который рассматривал жизнь как душу, пребывающую временно в «темнице» - теле. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью» [2, с. 395]. При таком подходе смерть выступает как выход души из тела в бессмертие. Смерть никогда не была и не будет безразличной и для обычного человека, по выражению А.Т. Твардовского, «ни при каком идеальном общественном устройстве и самой счастливой личной судьбе» [3, с. 26-27]. Давняя мечта человечества о бессмертии отразилась в сказочной литературе, где мотивы бессмертия и воскрешения мертвых встречаются довольно часто.

После того, как люди перестали воспринимать смерть просто как страшный факт и начали размышлять над проблемой бессмертия как идеи о том, что очевидный закон жизни, что все живое смертно, может нарушаться, они начали задумываться о сущности самой жизни и много времени уделяли тому, чтобы ответить на вопрос, вытекает ли смерть из самой этой сущности.

Стоики и Эпикур стремились показать бессмысленность страха перед смертью: смерть для нас - ничто, ибо, пока мы живы, ее нет, а когда она есть, нас уже нет. Н.А. Бердяев, определяя смерть как самый глубокий и самый значительный факт жизни, возвышающий самого последнего из смертных над «обыденностью и пошлостью жизни», писал, что «только факт смерти ставит в глубине вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть, и если бы в нашем мире не было смерти, то жизнь лишена была бы смысла» [4, с. 216].

В экзистенциализме Хайдеггера человеческое существование выступает как бытие, идущее к смерти, пребывая в страхе перед ничто, возможной невозможностью его существования. Личное существование является поэтому прелюдией смерти, являющейся границей для самого существования здесь. «Эта граница предстоит как неопределенная и несомненная возможность, и этим характеризуется сущее, отличающееся присущей человеческой жизни чертой» [5, с. 133].

Вопросы на темы жизни и смерти, вечности, бессмертия, неразрывно связанные с проблемой времени, а значит, неостановимым течением исторического процесса, с особой остротой возникают в пространстве музея, для которого имманентным и необходимым является сохранение и понимание ценностей прошлого и смысла настоящего, а значит, самой жизни. Принцип историзма является организующим элементом жизни человека как познающего, мыслящего субъекта, так как всякое познание

© И.И. Резник, 2012

70

И. И. Резник

сопровождает сознание того, что все является ставшим. Историческое знание есть безусловная духовная ценность, требующая общественных усилий для своего поддержания и развития, так как одно из главных свойств человеческого сознания - способность к забыванию, и если не будет существовать нечто, что напоминало бы нам о событиях в прошлом, то со временем наше представление о них полностью сотрется из коллективной памяти. Музейные экспозиции, способные отражать малейшие изменения образа и ритма исторического времени, поднимаясь до уровня философского обобщения, дают посетителю музея иллюзию бесконечности, непрерывности истории, ощущение того, что и после нашей смерти наши творения будут жить подобно тому, как теперь в экспозиции существуют, по выражению Н.Ф. Федорова, «продукты мертвых».

Музей, содержащий плоды человеческого творчества, преобразует и смерть, которая для него «не конец, а только начало», для него, по образному выражению Н.Ф. Федорова, «и мертвых носят с кладбища». Для него смерть есть источник всех зол, предельное и единственное зло, с которым нельзя пассивно мириться. Окончательная победа над смертью для него не в рождении новой жизни, а в воскрешении старой жизни, в воскрешении умерших предков. Воскрешение, по Федорову, «есть заповедь не новая, а столь же древняя, как культ предков, как погребение.. , как и сам человек», для него это явление продолжающееся, правда, пока лишь в «мысленной», мнимой форме подобий и образов [6, с. 431-433].

Имея общую цель с исторической наукой - приближение к истине, музеи не позволяют нам бесследно потерять образ того или иного явления, в овеществленной форме сохраняя социальную память, социальный опыт всего человечества. Память является универсальной основой самотождественности, самости предмета, мира предметов, поэтому памятование всегда осуществляется с участием предметных форм бытия, недаром человек окружает себя предметами, в которых материализуется его связь с прошлым. Вещи, фотографии, тексты, произведения искусства, особенно те, которые находятся в «надежных руках» музеев, - это и есть факторы, дающие нам возможность помнить прошедшие события, нашедшие свое отражение в музейных экспозициях, содержание которых, в свою очередь, оставляет в сознании посетителя некий отпечаток - след воспринятого, и, таким образом, по выражению М. Хайдеггера, «совершающееся сохраняется в знании о нем». В своих работах Хайдеггер отмечал, что наше будущее живет изнутри прошлого, которое мы несем, «благодаря со-бытию друг с другом, на примере поколения. ...Каждый - не только он сам, но еще и свое поколение. Поколение идет впереди каждого по отдельно-

сти, оно забегает вперед и определяет существование отдельного. Отдельный живет тем, что было прошлым, что тянется через настоящее и, наконец, сменяется новым поколением» [5, с. 137]. Человечество «хранит» прошедшие людские поколения в виде созданных ими навыков мастерства, материальных сооружений, бытовых предметов, устных преданий, книг, памятников искусства, фотографий, различных средств записи и хранения информации: аудио- и видеозаписей, кино - и все эти формы памяти находят место или отражение в музейном пространстве. В самом существовании музея можно найти ответ на вопрос Хайдеггера: «Но разве время не «идет своим ходом дальше», невзирая на уже-не-присутствие меня самого?» [7, с. 330].

Бердяев основной задачей человека считал борьбу со смертью во имя вечной жизни, так как ее сущностью является «стремление к вечности всего бытия», сформулировав при этом основной принцип этики: «.поступай так, чтобы всюду во всем и в отношении ко всему и ко всем утверждать вечную и бессмертную жизнь, побеждать смерть» [4, с. 218-219]. Размышляя о нравственном значении смерти в мире, ученый делает вывод: «Борьба со смертью во имя вечной жизни требует такого отношения к себе и к другому существу, как будто ты сам и другой человек может в любой момент умереть» [4, с. 220].

Перед лицом смерти все равны, она объединяет людей общей заботой в жизни, указывает каждому на его общую судьбу и конец. Несмотря на все жестокие конфликты, разногласия, войны, перестройки и революции, отмеченные историей и современностью, неизбежность смерти напоминает нам о всеобщем братстве людей. Резко мобилизуя память, мысли и чувства человека, приближение конца пребывания его на земле активизирует и физическую, и духовную деятельность. Владелец хозяйства, стараясь «доделать» все по дому, движим желанием оставить своим наследникам его в хорошем состоянии, чтобы они вспоминали его добрым словом. «В этом можно видеть бессмертие уходящих из жизни, память о них останется во всем добром, что они оставили живущим, кто продолжит их дело» [8, с. 15]. Память в такой же степени составляет часть нашей жизни, в какой наша жизнь составляет содержание памяти. Ее значение для мыслящего существа столь велико, что при ее отсутствии все остальные наши способности оказываются бесполезными, без ее содействия мы не могли бы выйти за пределы непосредственно данных нам объектов в своих умозаключениях, познаниях, творчестве, мышлении, в том числе осознании конечности своего существования.

Мы не будем рассматривать бессмертие как понятие, характеризующее возможность живого организма существовать долго в зависимости от скорости метаболизма в нем,

Музей как утверждение бессмертия

71

или существовать дольше обычных сроков существования для подобных организмов (долгожительство). Размножение, рассматриваемое с позиций существования рода, есть отрицание смерти, так как зародышевая плазма обладает потенциальным бессмертием: благодаря наследственности она переходит из поколения в поколение. Путь к бессмертию, издавна волнующий человечество, связанный с тем, что после ухода нечто остается в генах потомства, близок большинству людей. Другие желающие обрести физическое бессмертие готовы пойти на мумификацию тела с расчетом на его вечное сохранение или криогенизацию после смерти с расчетом на то, что в будущем медики их оживят; кто-то уповает на растворение тела и духа умершего во вселенной. Но есть путь в духовное бессмертие, связанный с результатами жизненного творчества человека, так как человек - существо, отличающееся своим свободным существованием и своей внутренней способностью смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность другим живым существам, которыми руководят непосредственные побуждения. По выражению Бердяева, «только духовное отношение к смерти победно» [4, с. 222].

Миллионы людей просто плывут в потоке жизни, ощущая себя его частицей, но чтобы жизнь не превратилась, по словам Лермонтова, в «пустую и глупую шутку», необходимо всегда помнить о смертном часе, ибо сказано в Евангелии: «Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, придет сын человеческий». По мысли Бердяева, «...жизнь, в которой восторжествует смысл, не будет знать разрыва и расставаний, не будет знать тления и умирания человеческих чувств и мыслей» [4, с. 218]. В своих размышлениях о нравственном значении смерти в мире он делает вывод: «Смерть наступает для жизни, которая не реализует себя по божественному смыслу и божественной правде. . Поступай так, чтобы для тебя раскрылась вечная жизнь и чтобы от тебя излучалась энергия вечной жизни на все творение» [4, с. 226-227].

Таким образом, сознание собственной смертности наводит человека на мысль о своем месте в жизни, выполнении предназначенной ему миссии на земле, нравственности своих поступков, а значит, заставляет думать о том, какую память он о себе оставит. Д.С. Лихачев отмечал: «.если мы верим, что не оставим по себе памяти, тогда и делать можно что угодно, живи мгновением, или, как говорят разные пошляки, "лови момент". А нам необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, даже если она "частная", небольшая, но все же добрая для окружающих... Каждый может сделать что-то доброе в жизни и оставить по себе добрую память. Хранить добрую память о других - это оставлять добрую память о себе» [9, с. 543-544].

Человек, посвятивший свою жизнь какому-то делу, потратив на его выполнение всю свою энергию, мыслительный и творческий потенциал, не может бесследно исчезнуть, так как результаты его труда вошли в историю, независимо от того, занимался ли человек наукой, ремеслом, искусством и т. д. Научные открытия, создание гениальных произведений литературы и искусства, философских творений, выдающаяся военная победа, демонстрация мудрости в управлении государством - все это оставляет имя человека в памяти благодарных потомков. Навечно сохраняются в памяти имена героев, пророков, святых, зодчих, изобретателей. Запоминаются также имена тиранов и преступников, но запоминаются по-другому, не с желанием помнить, а с желанием сделать все для невозможности повторения, для прекращения злодейского рода. Деятельность музеев направлена на обретение бессмертия в делах человеческих, в плодах материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества. Платон видел проявление бессмертного начала в смертном существе в любви и творчестве.

История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно, и если не материально, то духовно, нравственно победить смерть. Неистребимое желание человечества удержать прошлое, запечатлеть бывшее привело к возникновению самой идеи создания музея. Музеи являются грандиозной памятной «книгой» человечества, имеющей прямое отношение к смене поколений, науке, образованию, культуре и воспитанию. Потребность сохранить есть уникальное свойство именно человеческой природы, в нем выражается подсознательная надежда продлиться, глубокое убеждение всех живущих, что настоящая смерть - это полная утрата памяти о человеке.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Платон. Апология Сократа // Собр. соч. : в 4 т. Т. 1. М., 1994.

[2] Аристотель. Соч. : в 4 т. Т. 1. М. : Мысль. 1976.

[3] Твардовский А. Т. О Бунине // Собр. соч. : в 6 т. Т. 5. М., 1965.

[4] Бердяев Н. А. О назначении человека. М. : Республика, 1993.

[5] Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) // Вопр. философии. 1995. № 11. С. 119-146.

[6] Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение // Собр. соч. : в 4 т. Т. 2. М. : Прогресс, 1995.

[7] Хайдеггер М. Бытие и время. М. : Ас1 Магдтет. 1997.

[8] Боженков Ю. Г. Помни о смерти, но постарайся жить долго. Омск, 1997.

[9] Лихачев Д. С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. Л. : Сов. писатель, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.