Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА'

ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
192
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / ЧЕЛОВЕК / ФИЛОСОФИЯ / СМЕРТЬ / МАТЕРИЯ / ВЫБОР / LIFE / MAN / PHILOSOPHY / DEATH / MATTER / CHOICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хромова А.А.

В данной статье показана проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LIFE AND DEATH IN THE SPIRITUAL EXPERIENCE OF MAN

This article shows the problem of life and death in the spiritual experience of man.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 101.91

Хромова А.А. студент 2 курса 8 группы лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

Россия, г. Саратов

ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА

«Жизнь - это делать вещи, а не приобретать их».

Аристотель

Аннотация: в данной статье показана проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.

Ключевые слова:жизнь,человек,философия,смерть,материя,выбор.

Khromova A.A.

2nd year student of the 8th group of the Faculty of Medicine FGBOU VO Saratov State Medical University of Ministry of Health of

Russia Russia, Saratov

THE PROBLEM OF LIFE AND DEATH IN THE SPIRITUAL EXPERIENCE OF MAN.

«Life is to do things, not to acquire them»

Aristotle

Annotation: This article shows the problem of life and death in the spiritual experience of man.

Key words: life, man, philosophy, death, matter, choice.

Волнительный вопрос "Что такое жизнь?" во все времена составлял одну из наиболее фундаментальных тайн мироздания, которые давно волновали человечество. Большие трудности появляются уже при попытке дать определение понятию жизни. Создано много понятий жизни, так как менялись представления о ней, развивалась научная картина мира, осмысливалась с точки зрения философии. Проанализируем некоторые определения жизни, данные известными учеными и мыслителями XIX-XX вв.

Так, с точки зрения материализма Ф. Энгельс дает следующее определение жизни как особой формы движения материи: «Жизнь - это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

Можно сделать следующий вывод о том, что основой жизни является обмен веществ. Это достаточно важный, но не единичный критерий.

Знаменитый биофизик Михаил Волькенштейн (1912-1992) определяет

жизнь с точки зрения системно-синергетического подхода: «Жизнь - это форма существования макроскопических гетерогенных открытых систем, далеких от равновесия, способных к самоорганизации, саморегуляции и самовоспроизведению». Это определение является наиболее совершенным, по сравнению с определением Фридриха Энгельса, поскольку характеризует существенное отличие живой материи от неживой.

Биохимик А. Опарин (1894-1980) ,являющийся автором наиболее популярной гипотезы о происхождении жизни на Земле, дает свое определение жизни: «Жизнь - это непрерывный процесс внутреннего движения, синтеза и распада, обмена энергией с окружающей средой, направленный на самосохранение и самовоспроизведение в передаче устойчивых признаков в меняющихся условиях внешней среды»

По мнению Аристотеля, существуют три уровня человеческой жизни:

1. Растительная жизнь — это питание, рост и размножение.

2. Животная жизнь — это собирание, охота, половое и иное общение, уход и воспитание детей, игры.

3. Культурная жизнь или жизнь в культуре — это познание, изобретение, ремесло, художество (искусство), философия. Именно таким образом отмечал деление жизни известный древнегреческий философ Аристотель.

Эти три уровня жизни взаимосвязаны между собой, взаимовлияют, взаимодействуют друг с другом , являются условно самостоятельными, многозначительными для человека. В итоге мы признаем существование весьма разнообразной, обеспеченной, двойственной человеческой жизни. Присутствие третьего уровня человеческой жизни создает его жизнь существенно отличной от жизни животного или растения, и по движению прогресса культуры это отличие усиливается с каждым шагом.

На основе выше сказанного необходимо дать следующее понятие жизни: человеческая жизнь есть его жизнь как живого существа и жизнь в культуре.

По мнению Х.Ортеги, автономная активность человека является одной из основных положений модели человека. Жить - возможность иметь дело с внешней средой, взаимодействовать с ней, практиковаться ею. Если активность животных - это мгновенное реакция на поступающие из внешней среды импульсы, то человеческая жизнь - это не группа реакций, подчиненных наплывающим явлениям, она есть серия самостоятельных выборов. Человек каждое мгновенье делает свою жизнь как ряд задач, которые учитывают возможности их реализации, именно поэтому человек является человеком, а не каким-либо другим живым существом.

В результате исторического постижения природы и сущности человека в философии сформировались несколько основных понятий:

1) теоцентрическое понимание человека;

2) человек - биологически недостаточное существо. Неспособность жить в окружающем его мире вынудила его создать искусственную среду

обитания: человеческую культуру;

3) культурно-антропологический подход.

1. По мнению психолога и философа Аврелия Августина, суть теоцентрического понимания человека заключается в том, что происхождение, предназначение и вся жизнь человека уготованы и заданы Богом.

2. «Человек рассматривается как биологически недостаточное существо. Неумение жить в окружающем мире вынудила его сотворить неестественную среду обитания: человеческую культуру». Нравственно -натуралистический дуализм Иммануила Канта в понимании человека заключается в утверждении человека как природного существа, но помимо этого награжденного свободой нравственности и культуротворческой способностью.

3. Главное отличие человека от животных - это способность создавать, созидать культуру и обладать ею, властвовать над нею, утверждает идеолог культурно-антропологического подхода Э. Ротхаккер. Культура с его точки зрения является одним из главных факторов разграничения человека от животных.

В определениях понятия жизни, данные известными учеными и философами на протяжении столетий, важными являлись качества, отличающие живое от неживого. Например, Аристотель утверждал, что жизнь - это «питание, рост и одряхление» организма;

Александр Иванович Опарин дает понятие о жизни как «особой, очень сложной формы движения материи». Это определение, выражающее качественное своеобразие жизни нельзя относить к естественным химическим или физическим процессам. Тем не менее данное обозначение жизни носит обобщающий характер и не отображает определенного своеобразия этого движения.

Философия жизни была сформирована Фридрихом Ницше во второй половине XIX века в Германии и во Франции.

Вместо общепринятой категории бытия Ницше определяет понятие "жизни", как бесконечное движение и вечное течение. У жизни отсутствует цель, кроме того, она не имеет единства. Становление жизни - это противоборство воль, конкурирующих за господство. Жизнь - это выражение воли к власти, определяющая эволюцию мира. Воля к власти - непостижима и таинственна. Все процессы как материальной, так и духовной жизни Ницше представляет как различные преобразования, проявления воли к власти, могуществу. Жизнь во всей её целостности и полноте - воздействие волевых центров друг на друга. Процесс формирования жизни устремлен не к устойчивости и сохранению, а к постоянному росту.

Ницше выдвигает тезис: «Жизнь есть благо». Чем сильнее, красочнее наполнена жизнь, тем она лучше. Несмотря на то, что жизнь полна страданий и мучений необходимо принимать её во всей полноте, научиться принимать жизнь такой, какая она есть, радоваться ею, следует испытывать

побольше биений сердца в выделенный нам период между рождением и смертью. И не надобно бежать от мучения, которое является вечным путеводителем жизни. Так как место, которое занимает человек на иерархической лестнице бытия, определяется теми страданиями, которые человек сможет вытерпеть.

«Чтобы понять, что такое «жизнь» и какой род стремления и напряжения она представляет, эта формула (воля к власти — Р.Р.) должна в одинаковой мере относиться как к дереву или растению, так и к животному... Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом? Из-за счастья? Из-за власти», — пишет Ницше.

Ницше определяет жизнь как всеобъемлющую характеристику бытия, как качество, которое не относится только биологическому или социальному миру. Совершенным критерием оценки человека и его поступков у Ницше являлось их совпадение с нормами красоты, являющиеся крайне далекими от физиологических и физических критериев .Сохраняя это у себя в памяти , необходимо приступить и к анализу учения мыслителя о сверхчеловеке. Философия жизни у Ницше — явный пример перехода европейской философской мысли от классической философии к неклассической, положившей в основу происхождения мира не Бога и Природу, а Человека. В ХХ веке она стала идеей и важным источником мощнейшего философского течения — философии экзистенциализма.

Использованные источники:

1. Арьес Ф. «Человек перед лицом смерти». - М., 1992.С.38-46

2. Жизнь и смерть: загадки и противоречия (По материалам «круглого стола». Москва, 1999 г.). - М., 2000..С.126-132

3. Рахматуллин Р. Ю. «Фридрих Ницше как основатель философии жизни // Молодой ученый». — 2014. — №2. — С. 670-672

4. Мареев С. Н., Мареева Е. В., Арсланов В. Г. Философия ХХ века, М., «Академический проект», 2001.С.430-435

5. Опарин А.И. «Жизнь как форма движения материи». - М., 1993.

6. «Феномен человека: Антология». - М., 1999,С.123-130

7. Питер Сингер. «Жизнь, которую вы можете спасти», 2009,С.240-248.

8. Сэм Харрис. «Свобода воли» ,2012,С. 142-147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.