Научная статья на тему 'Проблема жанра романа-комментария в современном литературоведении (на материале «Бесконечного тупика» Д. Галковского)'

Проблема жанра романа-комментария в современном литературоведении (на материале «Бесконечного тупика» Д. Галковского) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
524
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН-КОММЕНТАРИЙ / ЖАНР / ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ / РОМАН КОНЦА ХХ ВЕКА / Д. ГАЛКОВСКИЙ / D. GALKOVSKYI / COMMENT NOVEL / GENRE / NOVEL OF THE END OF XX CENTURY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курницкая Виолетта Александровна

В статье рассматривается роман-комментарий Д. Галковского «Бесконечный тупик» и рецепция исследователями его жанровых границ. Выделенные аспекты структурно-семантических признаков дают возможность раскрыть особенности формы романа-комментария Галковского, отметить ряд перманентных характеристик, позволяющих вычленить его из парадигмы современного романа и приблизиться к построению типологии романа-комментария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the first Russian comment novel «Beskonechnyi tupik» by D.Galkovskiy and its reception of genre's boards by literature critics. The structure and semantics aspects that we single out allow us to disclose the underlying specificity of Galkovskiy's comment novel's form, noted a number of permanent features that allow to distinguish it from the paradigm of the modern novel and get closer to building the typology of the comment novel.

Текст научной работы на тему «Проблема жанра романа-комментария в современном литературоведении (на материале «Бесконечного тупика» Д. Галковского)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 2 (256).

Филология. Искусствоведение. Вып. 62. С. 53-55.

В. А. Курницкая

ПРОБЛЕМА ЖАНРА РОМАНА-КОММЕНТАРИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ «БЕСКОНЕЧНОГО ТУПИКА» Д. ГАЛКОВСКОГО)

В статье рассматривается роман-комментарий Д. Галковского «Бесконечный тупик» и рецепция исследователями его жанровых границ. Выделенные аспекты структурно-семантических признаков дают возможность раскрыть особенности формы романа-комментария Галковского, отметить ряд перманентных характеристик, позволяющих вычленить его из парадигмы современного романа и приблизиться к построению типологии романа-комментария.

Ключевые слова: роман-комментарий, жанр, текстологический аппарат, роман конца ХХ века, Д. Галковский.

Из многообразия разновидностей (жанровых модификаций) современного романа можно выделить несколько произведений, характеризующихся типологической повторяемостью структуры и композиции - совмещением текста и текстологического аппарата к нему, намного превышающего по объему претекст. Это «Бледное пламя» В. Набокова, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, «Ножик Сережи Довлатова» и «Не ножик не Сережи не Довлатова» М. Веллера, «Подлинная история «Зеленых музыкантов»» Е. Попова, а также произведения меньшего объема: «Дальневосточные экспедиции князя Э. Э. Ухтомского и тантрийские мистерии ш-кЬа-уи^^1еЧ тап^и-го^а (Из истории семиотических культов)» В. Коробова. «Комментарии. Маргинальное повествование» С. Богдановой и «Траектория «Дед Мороз»» Н. Байтова.

В исследованиях, посвященных жанровым формам русской литературы конца ХХ века, произведения этой группы рассматриваются по отдельности, их причисляют к разным формообразовательным и литературным традициям. Роман-комментарий Д. Галковского отнесен к маргинальной, «промежуточной словесности»1. Его композиционные принципы получают наименование «бесформенных форм»2. Противоречивый, провокационный роман Д. Галковского своим появлением вызвал отторжение и литературоведческую критику негативного характера. Объемный, композиционно сложный роман «Бесконечный тупик» характеризуется исследователями, как «руины романа»3, «роман-парадокс»4, «роман - дневник читателя, писателя и мыслителя»5, «не автобиография и не заметки на полях, и не постмодернистский пастиш - и, в то же время и

то, и другое, и третье»6, «барочное палаццо из мусора»7. И. С. Скоропанова жанр «Бесконечного тупика» рассматривает как «лирико-пост-философский» роман8. Затем жанровое определение подменяется общими наименованиями, используемыми и другими исследователями:

9 10

«книга»9, «явление паралитературы»10.

В дескрипции романа «Бесконечный тупик» (и других романов-комментариев) характерны высказывания, описывающие способ его строения, а именно: нанизывание примечаний и их бесконечное умножение, совмещение претек-ста и комментария к нему11. Поэтому конститутивным становится определение принципа, лежащего в основе механизма текстопорож-дения романа-комментария. Исследователями применяются различные подходы. А. Плеханова12 и Н. Федорова13 анализируют «гипертек-стовость» в качестве организующего принципа романа-комментария. Н. Федорова приходит к следующему выводу: «Применительно к «Бесконечному тупику» Галковского правомочно использование как термина «гипертекст», так и «интертекст»... «Бесконечный тупик» обладает принципиальной недоконченностью, как и другие произведения из фрагментов»14. С. Оробий в фундаментальном исследовании, призванном определить специфику жанра «Бесконечного тупика», заключает: «Эссеисти-ческое начало предстает как наиболее широкое и всеобъемлющее по отношению к жанровой логике «Бесконечного тупика». Романная поэтика закладывает основные миромоделирую-щие константы, создает исходную основу, которая затем принимает в себя эссеистическую доминанту, аналитически расщепляющую имеющуюся художественную целостность и одновременно включающую ее в целостность более

высокого синтетического порядка»15. В. Рудневым16, М. Антоничевой17 выявляется наличие и специфика метамифологии Д. Галковского. Указанный подход не дает признаков, описывающих уникальную жанровую форму, избранную автором, и не позволяет вычленить «Бесконечный тупик» и подобные произведения из парадигмы романа ХХ века.

Роман Д. Галковского, будучи первым русским оригинальным романом-комментарием, реализует такие отмеченные Н. Рымарем особенности романа ХХ века, как «новые принципы построения фабулы, сюжета, повествования и композиции романа»18. Текст романа выстроен в виде научного комментария (как типа издания). Его композиция в бумажной версии реализует модель «текст в тексте» и поэтому представлена предисловиями к первому и второму изданиям, комментарием, указателями нескольких типов, схемой, послесловием. Все эти элементы значимы для понимания романа. Претекст романа-комментария, «ввиду того,

19

что . не имеет самостоятельного значения»19, вынесен автором за рамки издания 1998 года с указанием первой публикации. В гипертекстовой версии20 роман представлен полностью, со всеми частями.

С точки зрения структуры, роман-комментарий может быть выделен не как исторически сложившийся тип романа. Это позволяет выделить инвариант по структурно-семантическим признакам и сформулировать дефиницию романа-комментария. Роман-комментарий - жанр художественной литературы, в котором реализовано особое построение: совмещение претекста (выполненного в форме поэмы, повести, рассказа) и текстологического аппарата к нему (предисловия, комментария и указателя). Особый генеральный сюжет изображает комментирование (объяснение) элементов текста, по мнению Комментатора требующих разъяснения. В данном жанре, при совмещении точек зрения автора претекста и Комментатора, реализована стратегия смены значений в предложенных оппозициях текста и комментария. Отношения между претекстом и текстологическим аппаратом не дополняющие, а конфликтные, образуются в результате совмещения текста и текстологического аппарата. Роман-комментарий - сложный синтетический, реально живущий в русской литературе жанр, а не скрупулезное воссоздание формы, базирующейся на совмещении романа и текстологического аппарата. Эта дефиниция, в полной мере

описывая структуру романа, позволяет применить ее к другим произведениям, имеющим тождественное строение и признаваемым нами романами-комментариями, и наметить типологию нового жанра русской литературы - романа-комментария.

Примечания

1 См.: Лихина, Н. Е. Актуальные проблемы современной русской литературы : постмодернизм : учеб. пособие. Калининград : Изд-во КГУ,1997. 59 с. С. 17.

2 См.: Современная русская литература : 19501990-е гг. : учеб. пособие : в 3 кн. / Н. Л. Лей-дерман, М. Н. Липовецкий. М. : Академия, 2003. Кн. 2. С. 442-444.

3 См.: Генис, А. Социалистический «Улисс». или Как читать постмодернистские книги // Лит. газ. 1993. № 44. С. 4.

4 См.: Антоничева, М. Ю. «Метамифология» в романе Д. Галковского «Бесконечный тупик» // Мифологические исследования. URL : http:// mythrevol.narod.ru/Antonicheva.

5 См.: Иванова, Т. Бесконечный Галковский : отныне и навсегда // Книж. обозрение. 1998. № 11. С. 5, 11.

6 См.: Руднев, В. П. Словарь культуры 20 века. М. : Аграф, 1999. С. 32-36.

7 Высказывание о «Бесконечном тупике» Татьяны Толстой цит. по: Латынина, А. Словарь как литературный жанр // Новый мир. 2007. № 6.

8 См.: Скоропанова, И. С. Русская постмодернистская литература. М. : Флинта, 2001. С. 465.

9 См.: Скоропанова, И. С. Указ. соч. С. 445; Ко-жинов, В. В. Жизнь в слове // Наш современник. 1992.№ 1.

10 Там же, также см.: Грицанов, A. A. Русская постмодернистская литература : новая философия, новый язык - книга И. С. Скоропановой // Постмодернизм : энцикл. Минск, 2001. С. 689.

11 См.: Василевский, А. Предисловие к кн. Д. Галковского «Бесконечный тупик» // Новый мир. 1992. № 9; Лейдерман, Н. Л. Указ. соч. Кн. 2. С. 598; Грицанов, А. А. Указ. соч.; Скоропа-нова, И. С. Указ. соч. и др.

12 См.: Плеханова, А. А. Проблема компьютеризации литературы : на примере произведения Дм. Галковского «Бесконечный тупик») // Науч. работы студентов гуманитар. фак. Ново-сиб. гос. ун-та. URL : http://philology.gorodok. net/plehanova01.html.

13 См.: Федорова, Н. А. Гипертекстуальные формы и функционирование их единиц в рус-

ской литературе XX - начала XXI века : авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2008. 18 с.

14 Там же. С. 16.

15 См.: Оробий, С. П. «Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского : структура, идеология, контекст. Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2010.

С. 220.

16 ««Бесконечный тупик» - произведение необычное. Отнесение его к жанру романа условно. Что же это за текст?.. Это этиологический миф о самом себе. Но поскольку личность ... тождественна языку, на котором она говорит, то

это и миф о русском языке, русской литературе и русской истории» (Руднев, В. Философия русского литературного языка в «Бесконечном тупике» Д. Е. Галковского // Логос. 1993. № 4).

17 См.: Антоничева, М. Указ соч.

18 См.: Рымарь, Н. Роман ХХ века // Литературоведческие термины : материалы к словарю. Коломна, 1999. С. 63- 67.

19 См.: Галковский, Д. Предисловие к первому изданию // Галковский, Д. Бесконечный тупик. М. : Самиздат, 1998. 708 с.

20 www.samizdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.