Научная статья на тему 'Проблема здоровьесбережения при изучении химических дисциплин'

Проблема здоровьесбережения при изучении химических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
217
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чуркина М. Ю.

В статье рассматривается вопросы формирования здоровьесберегающих компетенций будущего учителя химии при изучении различных химических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HEALTH KEEPING IN STUDYING CHEMICAL DISCIPLINES

The questions of health keeping competences formation of future teachers who study different chemical disciplines are under discussion in the article.

Текст научной работы на тему «Проблема здоровьесбережения при изучении химических дисциплин»

УДК 378.17

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

© 2008 М.Ю.Чуркина

Самарский государственный педагогический университет

В статье рассматривается вопросы формирования здоровьесберегающих компетенций будущего учителя химии при изучении различных химических дисциплин.

Роль и значение химии в развитии современного общества трудно переоценить. Напомним, что еще в 1748 году, открывая первую химическую лабораторию в России, М.В.Ломоносов справедливо заметил: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна - усовершенствование естественных наук, другая - умножение жизненных благ». Химия - одна из главных наук природе и самая созидательная из них. Из всех естественных наук химия ближе всего к повседневной жизни. Высшая цель химии - удовлетворять нужды каждого человека и всего общества, умножать блага жизни и комфорт. Во всех сферах человеческой деятельности видна реальная отдача достижений химии. Особенно велик инновационный потенциал химической науки: это -новые материалы с уникальными, неизвестными ранее свойствами, высокоэффективные и селективные каталитические процессы, лекарственные препараты нового поколения, высокочистые продукты нефтехимии, экологически чистые биотехнологические процессы, нанотехнологии, молекулярный дизайн, квантовое управление химической динамикой. Во многих из этих направлений развития химической науки и технологий Россия занимает достойное место в мире. Но развитие химии невозможно без поддержки государством химического образования.

Достижения российского химического образования общепризнаны. Однако к последнему времени по целому ряду причин они в значительной мере утрачены. К концу прошлого столетия в нашей стране назрела насущная потребность в серьезной модернизации всей системы образования. Эта потребность сейчас ощущается многими, но единого понимания того, куда должен быть направлен ее вектор, и каковы конечные цели модернизации, в обществе нет.

Изменение роли химии в обществе и ее социальная роль характеризуется в основном двумя взаимосвязанными факторами. Во-первых, это - «хемофобия», т.е. отрицательное отношение в обществе к химии и ее про-явлениям1. Такое отношение связано с загрязнение окружающей среды, техногенными катастрофами, производством боевых отравляющих веществ, наркотиков и т.д. В этой связи важно именно в школе объяснять, что плохое заключается не в химии, а в людях, которые, во первых, не понимают законов природы, а, во-вторых, нарушают общепринятые нравственные нормы. Химия - очень мощный инструмент, в ее законах нет понятий добра и зла.

Другой социальный фактор - это вопиющая химическая безграмотность общества на всех его уровнях - от журналистов до домохозяек. Большинство людей совершенно не представляет, из чего состоит окружающий мир, не знает элементарных свойств даже простейших веществ и не может отличить азот от аммиака, а этиловый спирт - от метилового.

Уровень образования определяет уровень культуры, экономики, темпов развития любой страны. Поэтому совершенствование образования является одной из первоочередных задач любого цивилизованного общества.

Химические знания составляют основу современной науки и техники, химические

1 Лисичкин Г.В., Коробейникова Л.А. Годитесь ли вы в

химики? - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003; Berdonosov S.S.Kuzmenko N.E. Kharisov B.I. Experience in Chemical Education in Russia: How to Attract the Young Generation to Chemistry under Conditions of «Chemopobia». -J. Chem.Educ, - 1999, v.76, - № 8. P.1086 - 1088; Pe-trosian V. The Ecological Pressure and the Health of Young People. -Forum International. - 2003. - № 1. -p.24 - 25.

методы широко используются в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства, медицины и фармацеи. Недооценка роли химических знаний, формируемых средней школой, приведет к существенному снижению уровня подготовки специалистов во многих отраслях, в том числе весьма далеких от химии. Элементарная химическая безграмотность населения неизбежно будет приводить к опасным ситуациям в быту, ухудшению экологической обстановки и здоровья населения.

В настоящее время многими исследователями разных стран отмечается глобальное ухудшение здоровья населения планеты, возник императив выживаемости, диктующий необходимость перехода к новой общечеловеческой планетарной стратегии, которая требует нового качества образования, нового отношения к здоровью, построенного на общечеловеческих ценностях.

Поэтому проблему здоровья и отношения к здоровью (здоровьесбережение) следует рассматривать с учетом сложившейся ситуации, требующей новых подходов к изучению этого явления2.

Проблема здоровья осложняется малоподвижным образом жизни большинства населения, длительным пребыванием в закрытых помещениях, увлечением вредными для здоровья привычками. Среди педагогических причин отмечается повышенная интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение здорового образа жизни.

Наблюдения последних лет доказывают безответственное отношение молодежи к формированию, укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствие первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанного здоровьесбережения, здоровь-есберегающей ответственности, которая в данном случае приобретает первостепенное значение.

Несмотря на утверждение медиков, психологов, педагогов, социологов о значимости сохранения и сбережения здоровья человека, позволяющего ему активно жить и действовать в современных условиях - про-

2 Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. - Ульяновск: Симбирская книга, 2003.

блема здоровья человека остается актуальной.

Известно, что здоровье зависит как от внешних условий, образа жизни человека, так и от индивидуального ответственного отношения человека к здоровьесбережению. Путь каждого индивидуума к здоровому образу жизни отмечается предпосылками здоровьес-бережения и осуществляется по индивидуальной траектории, учитывающей личностную позицию человека в укреплении и сохранении своего здоровья, отношение к здоровью как к важнейшей ценности жизни, понимание индивидуальной ответственности перед самим собой за сохранение и сбережение своего здоровья.

При этом ни в школе, ни в вузе нет специальной дисциплины, которая бы отвечала за культуру предотвращения заболеваний, то есть здоровьесбережение.

Здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействия полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности - устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) - определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья студентов, необходимо разделить их на 2 большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье3.

Приведем перечень нескольких общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью студентов, на которые указывают многие исследователи и практики.

1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.

3 Бруй Б.Н. О некоторых медико-демографических и социальных аспектах развития подростков // Вопросы статистики. - 1995. - № 12. - С.25.

Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более, что такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечал И.И.Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни». Действительно, исторически медицина сложилась как наука, которая в качестве главной цели декларировала сохранение и укрепление здоровья, продление жизни людей, тогда как лечение болезней составляло ее вторую часть. Однако статистика говорит о другом. Очевидно, что в рамках старого подхода к целям и задачам медицины решить проблемы коренного перелома в уровне здоровья невозможно.

Необходимо определить новую стратегию сохранения здоровья, основанную на социальной ценности здоровья личности и идеи ответственного отношения каждого человека за свое здоровье перед обществом и общества перед человеком. По данным ВОЗ здоровье человека на 70 - 80% определяется его собственным отношением или возможностью влияния на факторы, имеющие отношение к здоровью. Исполнительный комитет ВОЗ отметил (1995 г.), что «осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья... -ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными».

2. «Забалтывание» проблемы здоровья. Существует такой психологический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становится меньше. Реальная дея-

тельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т.к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Возникает недоумение: как же так, столько времени и сил потрачено на проблему, а «воз и ныне там», может, эта проблема неразрешима? Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждением о ней.

Мы живем в непростом мире, и на нас и наше состояние оказывает влияние множество факторов. По данным известного ученого, академика РАМН Ю.П.Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины, основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50 - 55%). Влияние экологических факторов на здоровье оценивается примерно в 20 - 25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы и 10% приходится на долю недостатков и дефектов здравоохранения. Эти данные, как модель обусловленности состояния здоровья, отражают результаты исследований по влиянию тех или иных факторов на здоровье, заболеваемость или болезненность отдельных групп населения, регионов, конкретных людей, занятых в различных сферах трудовой деятельности, и до сих пор подтверждаются отечественными и зарубежными специалистами.

Несмотря на то, что большинство специалистов придерживаются определения здоровья, данного ВОЗ, говоря о здоровье, часто имеют в виду его физическую составляющую, забывая о социально - психологической и духовно - нравственной составляющих понятия. Действительно, для характеристики состояния здоровья населения, как правило, используется классическая триада: смертность в различных возрастах группах, уровень и структура общей заболеваемости, а также уровень физического развития.

К сожалению, в настоящее время еще не разработана комплексная система оценки уровня здоровья человека, охватывающая все его составляющие. Повсеместно можно заме-

тить явное сужение понятия здоровья до физического состояния. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально - психологический и духовно - нравственный аспекты.

3. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.

По данным экологов и медиков, большая часть территории нашей страны - зоны экологического неблагополучия. А это определяет вред для здоровья людей и питьевой воды, и выращиваемых на этих землях овощей, фруктов, ягод, и патогенность воздушной среды. Мясо, молоко, яйца от животных и птиц, живущих на этих территориях, также будут оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье при употреблении их в пищу.

Конечно, используя очистные фильтры, вымачивая овощи в воде, строго отбирая молоко и мясо, можно несколько снизить вред этих факторов для здоровья. Но ходить в противогазе, защититься от радиации, совсем отказаться от большинства продуктов питания и т.п. - невозможно. И чем слабее, незащищеннее организм человека, а именно таков молодой организм, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.

4. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.

В специальной и популярной литературе описан широкий спектр патогенных воздействий - от воздействия электромагнитных полей, в «паутине», которой мы проводим большую часть жизни, и частых поездок на транспорте («транспортное утомление») и до социально - психологических стрессов, неизбежных при интенсивных межличностных взаимодействиях, и травмирующего психику воздействия средств массовой информации, заполонившей эфир рекламой, тенденциозными политическими передачами, сценами насилия и убийств. Именно эти атрибуты городской жизни определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний, проявлений агрессии, роста потребления алкоголя и наркотиков.

5. Отсутствие целостной и целена-

правленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:

5.1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, школе, больнице, из средств массовой информации и т.д. Однако информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и нередко исходит от некомпетентных людей.

5.2. Отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. В существующих программах, направленных на повышение уровня здоровья населения, в частности, субъектов образовательного процесса, как правило, прописано межведомственное взаимодействие, но на практике это осуществляется недостаточно.

5.3. Низкий уровень санитарно - гигиенической, просветительской работы. Существующая просветительская работа по вопросам здоровья, проводимая через средства массовой информации, популярными лекциями, изданием научно-популярной литературы, чаще всего ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и главное - пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям, в устранении начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на лекарственные и технические средства лечения и восстановления здоровья, настойчиво рекламируется деятельность медицинских центров, что не удивительно, так как осуществляют эту деятельность обычно медики, более компетентные в вопросах диагностики и лечения заболеваний, а не их профилактики с использованием социально-психологических технологий.

5.4. Отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого - физически и духовно - человека. Например, физический имидж человека (хорошее физическое развитие, стройность и т.п.) среди других важнейших показателей назвали при опросе 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40% жен-

щин в России. У американских студентов при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а у российских -лишь десятое.

5.5. Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха. Отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного, не планируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить» время у телевизора, алкоголизации и пр. В результате имеющееся свободное время не компенсирует последствий накопившегося профессионального утомления и не обеспечивает подготовку человека к следующему трудовому дню.

6. Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения.

Законодательная и нормативная база, регламентирующая деятельность по охране здоровья достаточно разнообразна. В то же время она не обеспечивает в должной степени координацию действий федеральных и местных органов власти, правоохранительных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений и учреждений Госсанэпиднадзора. Известная декларативность законов не позволяет также создавать точных подзаконных актов. Размытым остается и категория ответственности должностных лиц за здоровье абитуриентов.

7. Несформированность культуры здоровья у преподавателей, неблагополучие их состояния здоровья.

Тот факт, что значительная часть педагогов слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии подросткового организма, закономерностям развития и т.п., общеизвестен. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Регулярно проводимые исследования (опрос, анкетирование, тестирование) свидетельствуют, что по компетентности в этих вопросах преподаватели находятся на уровне других специалистов с высшим образованием - инженеров, экономистов и др. Но даже при наличии знаний в этой области, педагог не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состоя-

ния здоровья учительства как профессиональной группы, которая представляет одну из наиболее выраженных групп риска. Педагоги сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Ведь «у нездорового преподавателя не может быть здоровых воспитанников!»

Если о здоровье обучающихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов заметных подвижек в практике работы образовательных учреждений не заметно. В этом вина, как самого преподавателя, так и всей государственной системы, многие годы финансирующей образование и здравоохранение по остаточному принципу.

Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и другие им подобные, неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье студентов оказывает другая группа факторов, имеющих непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий. С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относятся интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям и т.п., специалисты связывают до 40% подростковой патологии. Следует учесть, что утомительность занятия не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определяется сочетанием, совокупностью различных факторов4.

В течение 2-х лет нами проводился анализ состояния здоровья студентов 1 - 3 курсов естественно-географического факультета СГПУ (2006/2007 и 2007/2008 уч. гг.). Мы проанализировали медицинские документы 136 студентов: 35 человек - студенты 1 курса отделения «Биология, география»; 24 человека - студенты 2 курса отделения «Химия»; 41 человек - студенты 3 курса отделения «География, биология»; 36 человек - студенты 3 курса отделения «Биология, география». При

4 Berdonosov S.S.Kuzmenko N.E. Kharisov B.I. Experience in Chemical Education in Russia: How to Attract the Young Generation to Chemistry under Conditions of «Chemopobia». - J. Chem.Educ, - 1999, v.76, - № 8. P.1086 - 1088.

этом были получены следующие результаты (табл. 1): на период с 2006 по 2008 год из 136 студентов 98 состоят на диспансерном учете, из них: у хирурга - 47 человек; у ЛОР-врача -37 человек, у гастроэнтеролога - 10 человек, у эндокринолога - 15 человек, у уролога - 16. Имеются студенты, у которых выявлено сразу

Отягощенность хроническими заболеваниями, конечно же сказывается на уровне работоспособности в течение как учебного дня, так и учебного года, при этом наблюдается ухудшение функций вегетативной нервной системы (головные боли, боль в области сердца, тошнота, вялость, рассеянность, высокая утомляемость). Таким образом, проблема организации помощи студенту в формировании, сохранении и укреплении здоровья весьма актуальна.

Поскольку Самарская область является развитым химическим и нефтехимическим центром России, то часто химию рассматривают как причину нарушения экологического равновесия в природе, и, как следствие, виновницей всех экологических бед и ухудшения здоровья населения в регионе. Однако, экологические проблемы порождает не наука химия, а использование ее результатов и достижений экологически неграмотным человеком, полное пренебрежение вопросами здоровьесбережения. Отсюда вытекает необходимость изучения вопросов не только экологии, но и сохранения здоровья при изучении химии.

Для реализации задач здоровьесбереже-ния нами разработана педагогическая технология по формированию здоровьесбере-гающих компетенций студентов педагогического университета при изучении химии.

В соответствии с целями здоровьесбе-режения преподавание базовых курсов химических дисциплин должно быть дополнено. Мы предлагаем при изучении спецдисциплин

несколько заболеваний. Наибольший процент заболеваний у студентов приходится на: а) опорно-двигательный аппарат -34,5%; б) кровеносную систему - 28,7%; в) органы дыхания - 27,2%.

Заболеваемости студентов по курсам: 1 курс - 21%; 2 курс - 54,5%; 3 курс - 24,5%.

дополнительно изучать влияние на окружающую среду и здоровье человека следующих вопросов: озоновый слой и озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди, загрязнение почвы, запыленность, производство и потребление энергии, проблема чистой воды, сохранение биоразнообразия и биологической продуктивности, отходы бытовые и промышленные, электромагнитное излучение и др.

В качестве элективных курсов предлагаются: 1) Химия природных соединений. 2) Здоровьесберегающее питание. 3) Химия лекарственных соединений и др.

При составлении рабочих программ по курсам учебных дисциплин необходимо сочетать рассмотрение традиционных вопросов с вопросами обобщающего интегративного характера. В них должны быть подчеркнуты те стороны объектов и явлений, законов и связей, которые составляют предмет здоровьес-бережения, и поэтому имеют особый профессионально-значимый характер. Такая перестройка в подаче конкретного фактического материала в целях формирования здоровьес-берегающих компетенций призвана акцентировать внимание на тех химических взаимодействиях, которые обеспечивают связь между различными элементами первичных природных сообществ (биогеоценозов), между экосистемами, ландшафтами и т.д., вплоть до биосферы в целом и здоровьем человека. Таким образом, реализуется важнейшие принципов десмоэкологического подхода о том, что приоритетными общечеловеческими цен-

Таблица 1 .Состояние здоровья студентов

Заболевания Количество студентов %

1. Кровеносной системы и сердца 39 28,7

2. Эндокринной системы 25 18,4

3. Костно-мышечной системы 47 34,5

4. Мочевыводящих путей 16 11,7

5. Органов дыхания 37 27,2

6. Желудочно-кишечного тракта 10 7,4

7. Другие заболевания 17 12,5

ностями являются жизнь, здоровье и экологические блага; живое и неживое - «сиамские близнецы»; всё связано со всем и все связаны со всеми.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать глобальные проблемы окружающей среды: климатические изменения, проблемы энергетики и ее неблагоприятное воздействие на окружающую среду и человека, вопросы сохранения биоразнообразия и биологической продуктивности, роста населения и проблем продовольствия, а также экологическое состояние России и региона. Важным направлением, как представляется, должно стать изучение экологических проблем атмосферы, гидросферы, литосферы и здоровья человека. При этом следует обратить внимание на распределение и накопление в природных объектах и человеческом организме разного рода антропогенных загрязнений, в первую очередь наиболее распространенных и наиболее опасных. Очень важно также показать химизм миграционных путей в биогео-

ценозах и ландшафтах радионуклидов, химические механизмы их попадания в организм человека.

Дополненное таким образом преподавание химических дисциплин пронижет экологическими сведениями и проблемами с начала и до конца весь учебный процесс в вузе, формируя единую картину химических взаимодействий в живой и неживой природе, объединяющих все природные тела в динамические системы - биогеоценозы, и, таким образом, обеспечивающих существование всей биосферы. Изучение химизма воздействия различных антропогенных факторов на объекты живой природы и, в первую очередь, на человека позволит реально оценивать опасность для него самого и окружающей среды того или иного рода человеческой деятельности. Изучив экологические вопросы, и связанные с ними вопросы здоровьесбережения студенты педагогических университетов будут обязаны передать свои знания, умения и навыки последующим поколениям.

THE PROBLEM OF HEALTH KEEPING IN STUDYING CHEMICAL DISCIPLINES

©2008 M.U.Churkina

Samara state pedagogical university

The questions of health keeping competences formation of future teachers who study different chemical disciplines are under discussion in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.