Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ НЕФТЕДОБЫЧЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ'

ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ НЕФТЕДОБЫЧЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1754
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
окружающая среда / нефть / природа / промышленные предприятия / нефтепродукты / животный мир / экологическая безопасность. / environment / oil / nature / industrial enterprises / petroleum products / wildlife / environmental safety

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Валерий Иванович Елинский, Руслан Маратович Ахмедов, Юлия Александровна Иванова

В промышленности современной России крупнейшими источниками загрязнений окружающей среды являются предприятия нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего комплексов. Данные выводы обусловлены результатами многочисленных мониторингов состояния окружающей природной среды, свидетельствующие о том, что около 48–50% выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, порядка 30% сброса загрязненных сточных вод приходится на нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий комплексы. В дополнение к этому, история наиболее крупных экологических катастроф, произошедших за последние 20–30 лет, свидетельствует о том, что наибольший урон окружающей природной среде был нанесен в разливами нефти в результате аварий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Валерий Иванович Елинский, Руслан Маратович Ахмедов, Юлия Александровна Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ENVIRONMENTAL POLLUTION IN OIL PRODUCTION: TOPICAL ISSUE

In the industry of modern Russia, the largest sources of environmental pollution are enterprises of the oil production and refining complex. These conclusions are based on the results of numerous monitoring of the state of the environment, indicating that about 48–50% of emissions of harmful substances into the air, about 30% of the discharge of polluted waste water falls on the oil production and refining complex. In addition, the history of the largest environmental disasters that have occurred over the past 20– 30 years shows that the greatest damage to the environment was caused by oil spills as a result of accidents

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ НЕФТЕДОБЫЧЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 349.6 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10397

ББК 67 © В.И. Елинский, Р.М. Ахмедов, Ю.А. Иванова, 2020

Научная специальность 12.00.06 — земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ НЕФТЕДОБЫЧЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Валерий Иванович Елинский, заведующий кафедрой государственного и административного права, доктор юридических наук, профессор

Российский технологический университет МИРЭА (119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78) E-mail: 20745@rambler.ru

Руслан Маратович Ахмедов, доцент кафедры государственного и административного права, кандидат юридических наук, доцент

Российский технологический университет МИРЭА (119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78) E-mail: ahmedov@list.ru

Юлия Александровна Иванова, доцент кафедры государственного и административного права, кандидат юридических наук, доцент

Российский технологический университет МИРЭА (119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 78) E-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru

Аннотация. В промышленности современной России крупнейшими источниками загрязнений окружающей среды являются предприятия нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего комплексов. Данные выводы обусловлены результатами многочисленных мониторингов состояния окружающей природной среды, свидетельствующие о том, что около 48-50% выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, порядка 30% сброса загрязненных сточных вод приходится на нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий комплексы. В дополнение к этому, история наиболее крупных экологических катастроф, произошедших за последние 20-30 лет, свидетельствует о том, что наибольший урон окружающей природной среде был нанесен в разливами нефти в результате аварий1.

Ключевые слова: окружающая среда, нефть, природа, промышленные предприятия, нефтепродукты, животный мир, экологическая безопасность.

THE PROBLEM OF ENVIRONMENTAL POLLUTION IN OIL PRODUCTION: TOPICAL ISSUE

Valery I. Elinskiy, Head of the Department of State and Administrative Law, Doctor of Legal Sciences, Professor Russian Technological University MIREA (119454, Moscow, pr-t Vernadskogo, d. 78) E-mail:20745@rambler.ru

Ruslan M. Akhmedov, Associate Professor of the Department of State and Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Russian Technological University MIREA (119454, Moscow, pr-t Vernadskogo, d. 78) E-mail: ahmedov@list.ru

Yuliya A. Ivanova, Associate Professor of the Department of State and Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Russian Technological University MIREA (119454, Moscow, pr-t Vernadskogo, d. 78) E-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru

Abstract. In the industry of modern Russia, the largest sources of environmental pollution are enterprises of the oil production and refining complex. These conclusions are based on the results of numerous monitoring of the state of the environment, indicating that about 48-50% of emissions of harmful substances into the air, about 30% of the discharge of polluted waste water falls on the oil production and refining complex. In addition, the history of the largest environmental disasters that have occurred over the past 2030 years shows that the greatest damage to the environment was caused by oil spills as a result of accidents.

Keywords: environment, oil, nature, industrial enterprises, petroleum products, wildlife, environmental safety.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Елинский В.И., Ахмедов Р.М., Иванова Ю.А. Проблема загрязнения окружающей среды при нефтедобыче: актуальные вопросы. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(7):118-122.

Предупреждение загрязнения природной среды нефтью и нефтепродуктами, разработка и совершенствование способов и методов локализации нефтяных разливов, восстановление загрязненных нефтью водных и земельных ресурсов является проблемой, решение которой пытаются найти не только экологи и главы всех нефтяных держав, но и правительства раз-

ных стран, поскольку любое государство, если и не является нефтедобытчиком, то потребителем нефти является обязательно, так как помимо загрязнения

1 «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

^¡¡^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^

окружающей среды самой нефтью, также происходит загрязнение нефтепродуктами — продуктами, полученными в результате переработки сырой нефти.

Каждый год во всем мире добывается более 4 млрд т сырой нефти, при этом при добыче, хранении, транспортировке и переработке нефти в землю попадает около 50 млн т нефти и нефтепродуктов, в результате чего происходит загрязнение значительных территории суши, а также морских и океанических акваторий [7, с. 52-60]. Как правило, при осуществлении технологических процессов нефтедобычи основными загрязнителями окружающей среды являются: нефть и нефтепродукты, сернистые и серо-водородсодержащие газы, минерализованные пластовые и сточные воды нефтепромыслов и бурения скважин, шламы бурения, химические реагенты, применяемые для интенсификации процессов нефтедобычи. Загрязнение окружающей среды при нефтедобыче возможно от различных источников, которые по пространственному признаку делятся на точечные (скважины, амбары), линейные (трубопроводы, водоводы) и площадные (нефтепромыслы, месторождения). Соответственно, в процессе строительства нефтепроводов происходит разрушение почв и утрата ими плодородия.

Наносимый окружающей среде ущерб в процессе строительства нефтедобывающих предприятий не ограничивается загрязнением воздуха, воды, почв, уничтожением флоры и фауны. В некоторых случаях рост нагрузок на грунты (статических, динамических, термодинамических) приводит к нежелательным явлениям и процессам — просадкам, оползням, наводнению, что нарушает равновесие в геотехнической системе. Эффективное функционирование любой отрасли невозможно без развитой инфраструктуры. Для нефтедобывающей отрасли значительную роль играет стабильная транспортировка нефтепродуктов к потребителям, позволяющая обеспечить их своевременную доставку как внутри нашей страны, так и на экспорт. Для выполнения этой задачи задей-ствуются различные виды транспорта, одним из которых является трубопровод.

Как указывают И.В. Петров и В.А. Харченко [9, с. 15-17], уже в 2002 г. на долю нефтепродуктов, транспортировка которых осуществлялась посредством трубопроводов, приходилось 25,6 млн т транспортируемых объемов и их с каждым годом становиться все больше. Поэтому предотвращение загрязнения окружающей среды является важнейшей задачей, стоящей перед организациями, осуществляющими строительство и эксплуатацию нефтепроводов. Соответственно, для решения этой задачи нефтедобывающим организациям, при осуществлении своей

деятельности во-первых, необходимо руководствоваться законодательством РФ в области охраны окружающей среды и безукоснительно соблюдать требования государственных стандартов и ведомственных нормативных актов по проектированию и эксплуатации нефтепроводов. А, во-вторых, более активно использовать новые экономически эффективные технологии, позволяющие минимизировать негативное воздействие на окружающую среду в результате осуществления хозяйственной деятельности.

В тоже время, на проблему загрязнения окружающей среды нефтепродуктами в результате их транспортировки, также существенное влияние оказывает сам способ транспортировки нефти. Поскольку использование того или иного вида транспорта может оказать влияние на масштабы экологического происшествия вследствие значительной разницы в объемах осуществляемых перевозок. Так, железнодорожная транспортировка нефтепродуктов во внутри-российских перевозках имеет наибольшую долю в общем объеме транспортировки нефтепродуктов — 79,5% [10]. Преобладание железнодорожных внутри-российских нефтеперевозок по сравнению с иными видами перевозок обусловлено рядом факторов, к которым, прежде всего, следует отнести наличие разветвленной железнодорожной системы во многих населенных пунктах, а также универсальностью (возможностью перевозки любых видов нефтепродуктов), отсутствием зависимости от погодных условий, более высокой скоростью по сравнению с иными видами транспорта. Однако, в контексте исследуемой проблемы, необходимо отметить, что железнодорожные перевозки представляют большую экологическую опасность в случае аварии со значительным локальным воздействием на экосистемы.

Автомобильным транспортом в основном осуществляется доставка нефтепродуктов с распределительных пунктов на небольшие расстояния до мест потребления — АЗС, заводов, автобаз. При этом для перевозки нефтепродуктов большой массы используются специальные автомобильные цистерны и автоприцепы, мелкие партии нефтепродуктов перевозятся в таре на бортовых машинах [8, с. 23-26]. Безусловно, автотранспортные перевозки нефтепродуктов, также как и железнодорожные, представляют собой угрозу загрязнения окружающей среде, возникающую в случае разливов нефтепродуктов при погрузке-разгрузке, а также в результате недостаточной герметизации тары. Однако, масштабы данной угрозы гораздо меньше, чем при осуществлении железнодорожных перевозок.

Хотелось бы отдельно остановиться на проблеме загрязнений водных ресурсов нефтепродуктами, на

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

долю которых приходится более 90% общего объема поступающей в океаническую среду нефти. Основными загрязнителями водных ресурсов являются континентальные — сточные воды промышленных предприятий, вынос реками нефтяных отходов от различных источников, а также прибрежные нефтеочистительные заводы. При этом более 45% объема указанных антропогенных загрязнений приходится на морские перевозки нефтепродуктов и нефти танкерным флотом, а также аварии с судами [6]. На этот факт, в частности, указывают Г.С. Кесельман, Э.А. Махмуд-бекова. В качестве основных источников сброса нефти и нефтепродуктов с танкеров они называют, промывание танкеров, грязи в них и слив загрязненой нефтью балластной воды, а также утечку из транспортных баков или насосных отделений и сброс нефти из перемычек. Но особенно велики загрязнения морских акваторий при авариях нефтеналивных судов [7, с. 52-60]. Так, в марте 1989 г. в результате аварии на танкере «Эксон Ваддер» в море у берегов Аляски вытекло 37 тыс. т сырой нефти, что явилось крупнейшей экологической катастрофой у берегов Северной Америки, произошедшей при этом в одном из самых экологически беззащитных районов. По оценкам специалистов, во время той аварии погибло несколько сот тысяч птиц, миллионы рыб, бесчисленное множество моллюсков, ракообразных и водорослей. Ущерб был нанесен также и животному миру — орлы и медведи, поедавшие пропитанных нефтью рыб и птиц, также погибли.

Таким образом, потери, возникающие как следствие выше названных причин, наносят большой вред не только экономике страны, но способствуют загрязнению почвы, водного и воздушного бассейнов, ухудшают качество жизни человека. Поэтому основная задача, стоящая перед законодательными органами нашего государства, заключается в разработке эффективной нормативно-правовой базы, позволяющей не только предотвратить негативное влияние на окружающую среду в результате добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов, но и обеспечить действенный механизм взимания платы за загрязнение окружающей среды в том объеме, который необходим для полного восстановления нарушенного экологического комплекса.

Взаимодействие человека и природы, рациональное использование природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды — все эти вопросы являются предметами законодательного регулирования. Изучая правовое обеспечение охраны окружающей среды в области загрязнения нефтепродуктами следует отметить, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на

Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», иных федеральных законах (кодифицированных и некодифицированных), а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.

Так, в частности, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» можно считать основным законом РФ в исследуемой области. Поскольку он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах территории нашей страны, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Анализ правовой базы показывает, что в Российской Федерации разработана и введена в действие система национальных стандартов, а также действуют ведомственные правила, регламентирующие порядок добычи, учета и транспортировки нефтепродуктов. Из значительного числа действующих в настоящее время стандартов считается необходимым выделить и рассмотреть положения национальных стандартов, содержащих требования к добыче нефтепродуктов. В данных стандартах содержатся специальные законодательные требования в области добычи нефти и нефтепродуктов, соблюдение которых позволит предотвратить или минимизировать негативное воздействие на окружающую природную среду.

Также одним из направлений предотвращения вредного воздействия на окружающую среду при добыче и транспортировке нефтепродуктов является использование современных, эффективных технологий разработки и строительства нефтедобывающих объектов и нефтепроводов. От качества используемого оборудования и его технических характеристик зависит не только эффективность нефтедобычи, но и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду. Поскольку использование оборудования, не соответствующего утвержденным стандартом требованиям, может повлечь возникновение аварийных ситуаций, таких как выбросы нефти из скважины, разливы при добыче или, что еще хуже, взрывоопасную ситуацию.

Хотелось бы также отметить, что по российскому законодательству природопользование, которое оказывает негативное воздействие на окружающую среду, является платным. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загряз-

^¡¡^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^

няющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Вред, нанесенный окружающей природной среде посредством загрязнения ее нефтью и нефтепродуктами, согласно действующему законодательству, должен быть возмещен в полном объеме, включая упущенную выгоду. При этом лицо, причинившее такой вред, не освобождается от обязанности проведения мероприятий по ликвидации последствий от причинения вреда. Что же касается величины возмещения ущерба, то она определяется отраслевыми нормативными актами и в каждом конкретном случае рассчитывается отдельно, в зависимости от компонента природной среды, которому был нанесен ущерб (земельные ресурсы, водные объекты или атмосфера), субъекта, нанесшего такой ущерб и способа нанесения ущерба (разлив в результате аварии, слив, выброс).

Опасность загрязнения окружающей среды нефтью заключается в том, что разливы нефти на поверхности почв и водоемов нарушают газообмен растительного и животного мира с атмосферой, что приводит к гибели флоры и фауны. Помимо загрязнения окружающей среды нефтью, не меньшую опасность представляет загрязнение нефтепродуктами, которые получены в результате переработки сырой нефти. Содержание вредных веществ в нефтепродуктах порою даже выше, чем в сырой нефти, что оказывает негативное влияние как на земельные и водные ресурсы, так и на состояние атмосферы. Соответственно, можно отметить, что «нефтяная» отрасль негативно влияет на состояние окружающей природной среды на всех этапах технологического процесса — начиная от добычи нефти, где происходит загрязнение окружающей среды различными источниками, которые по пространственному признаку делятся на точечные (скважины, амбары), линейные (трубопроводы, водоводы) и площадные (нефтепромыслы, месторождения), и заканчивая доставкой потребителю, при которой возможны утечки и разливы нефти при осуществлении разгрузочных работ. Загрязнения окружающей природной среды при транспортировке нефти по трубопроводам связано с высокой степенью износа нефтепроводов, а также с недостаточным контролем со стороны эксплуатирующих нефтепровод организаций.

Поскольку загрязнение окружающей среды нефтью и нефтепродуктами является глобальной про-

блемой, российское законодательство в указанной области основывается на нормах международного права. К числу международных нормативно-правовых актов следует отнести Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ), приложение № 1 к Протоколу 1978 г. к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. Исследование национального законодательство показало, что основным «экологическим» законом в России является Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Требования к добыче, транспортировке и переработке нефти регулируются, в основном, отраслевым законодательством. Нормативно-правовыми актами регламентируется техническая часть процессов нефтедобычи и нефтепереработки (требования к оборудованию), а также порядок предотвращения загрязнения окружающей среды нефтепродуктами либо порядок ликвидации разливов нефти. В основном, большая часть нормативной базы по исследуемому вопросу представлена национальными стандартами (ГОСТами). Общие требования к транспортировке нефти и нефтепродуктов автомобильным и железнодорожным транспортом содержатся в пп. 3.1-3.22 ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение»; существуют и иные нормативные акты, детализирующие требования указанного ГОСТ.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод: ущерб, причиненный окружающей среде и человеку (имущественный или вред, причиненный здоровью) в результате загрязнения окружающей среды нефтью или нефтепродуктами, подлежит возмещению в полном объеме, включая материальный ущерб. Обязанность возместить нанесенный вред возлагается на причинителя вреда, пределы ответственности которого могут быть ограничены действующим законодательством.

Литература

1. Авдеева Т.Г. Международное экологическое право / Под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2012.

2. Ахмедов Р.М. Роль и значение международных конвенций (соглашений, договоров) в области природопользования и охраны окружающей среды / В сб.: Правовая охрана окружающей среды: материальные и процессуальные аспекты. СПб., 2016. С. 14-19.

3. Гасанов К.К., Кузнецов Ю.А., Никонов Д.А. и др. Международное право: Учебник для студентов вузов / Под ред. К.К. Гасанова, Д.Д. Шалягина. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.

4. Иванова Ю.А. К вопросу о правовом регулировании международного сотрудничества в области

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

охраны окружающей среды / В сб.: Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 46-50.

5. Иванова Ю.А., Ахмедов Д.Р., Захарова А.Д. Государственно-правовое противодействие загрязнению атмосферного воздуха: опыт Китайской Народной Республики // Международный журнал гражданского и торгового права. 2019. № 3.

6. Кесельман Г.С., Махмудбеков Э.А. Защита окружающей среды при добыче, транспорте и хранении нефти и газа. М.: Недра, 1981.

7. Козырева Л.А. Загрязнение окружающей среды отходами производства // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 9. С. 52-60.

8. Первухин П.А. Аспекты обеспечения экологической безопасности при добыче, транспортировке и хранении нефтепродуктов // Теоретические и практические аспекты обеспечения пожарной и комплексной безопасности. Системы безопасности. 2010. № 5. С. 23-26.

9. Петров И.В., Харченко В.А. Проблемы обеспечения экологической безопасности при транспортировке нефтепродуктов // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2007. № 8. С. 15-17.

10. Промышленная экология: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Денисова. Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

11. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. Принята на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа — 4 сентября 2002 г.) // URL://https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/dec-larations/ded_wssd.shtml

12. Повестка дня ООН в области устойчивого развития // URL://https://www.un.org/

13. Frontiers 2018/19: Emerging Issues of Environmental Concern. United Nations Environment Programme (UNEP). 2019.

14. The Status of Climate Change Litigation: A Global Review United Nations Environment Programme, 2019.

15. Report by the Secretary General of the United Nations. Gaps in international environmental law and environment-related instruments: towards a global pact for the environment // United Nations Environment Programme (UNEP) // URL://https://globalpact.informea.org/report

References

1. Avdeeva T.G. Mezhdunarodnoye ekologiches-koye pravo / Pod red. R.M. Valeyeva. M.: Statut, 2012.

2. AkhmedovR.M. Rol' i znacheniye mezhdunarod-nykh konventsiy (soglasheniy, dogovorov) v oblasti pri-rodopol'zovaniya i okhrany okruzhayushchey sredy / V

sb.: Pravovaya okhrana okruzhayushchey sredy: materi-al'nyye i protsessual'nyye aspekty. SPb., 2016. S. 14-19.

3. GasanovK.K., Kuznetsov Yu.A., NikonovD.A. i dr. Mezhdunarodnoye pravo: Uchebnik dlya studen-tov vuzov / Pod red. K.K. Gasanova, D.D. Shalyagina. 3-e izd. M.: YuNITI-DANA, 2017.

4. Ivanova Yu.A. K voprosu o pravovom regulirova-nii mezhdunarodnogo sotrudnichestva v oblasti okhrany okruzhayushchey sredy / V sb.: Aktual'nyye problemy yuridicheskoy nauki i pravoprimenitel'noy praktiki: Mat. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2015. S. 46-50.

5. Ivanova Yu.A., AkhmedovD.R., Zakharova A.D. Gosudarstvenno-pravovoye protivodeystviye zagryazne-niyu atmosfernogo vozdukha: opyt Kitayskoy Narodnoy Respubliki // Mezhdunarodnyy zhurnal grazhdanskogo i torgovogo prava. 2019. № 3.

6. Kesel'man G.S., MakhmudbekovE.A. Zashchita okruzhayushchey sredy pri dobyche, transporte i khra-nenii nefti i gaza. M.: Nedra, 1981.

7. Kozyreva L.A. Zagryazneniye okruzhayushchey sredy otkhodami proizvodstva // Promyshlennost': bukhgalterskiy uchet i nalogooblozheniye. 2015. № 9. S. 52-60.

8. Pervukhin P.A. Aspekty obespecheniya ekologic-heskoy bezopasnosti pri dobyche, transportirovke i khra-nenii nefteproduktov // Teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty obespecheniya pozharnoy i kompleksnoy bezopasnosti. Sistemy bezopasnosti. 2010. № 5. S. 23-26.

9. PetrovI.V., Kharchenko V.A. Problemy obespecheniya ekologicheskoy bezopasnosti pri transportirovke nefteproduktov // Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2007. № 8. S. 15-17.

10. Promyshlennaya ekologiya: Ucheb. posobiye / Pod red. V.V. Denisova. Rostov n/D.: Feniks, 2009.

11. Yokhannesburgskaya deklaratsiya po ustoychi-vomu razvitiyu. Prinyata na Vsemirnoy vstreche na vy-sshem urovne po ustoychivomu razvitiyu (Yokhannes-burg, Yuzhnaya Afrika, 26 avgusta — 4 sentyabrya 2002 g.) // URL://https://www.un.org/ru/

12. Povestka dnya OON v oblasti ustoychivogo raz-vitiya // URL://https://www.un.org/sustainabledevelop-ment/ru/about/development-agenda/

13. Frontiers 2018/19: Emerging Issues of Environmental Concern. United Nations Environment Programme (UNEP). 2019.

14. The Status of Climate Change Litigation: A Global Review United Nations Environment Programme, 2019.

15. Report by the Secretary General of the United Nations. Gaps in international environmental law and environment-related instruments: towards a global pact for the environment // United Nations Environment Programme (UNEP) // URL://https://globalpact.informea.org/report

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.