АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕХИМИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИИ
Мезенцев А.А., преподаватель, Военный университет
Нефтедобывающая отрасль является источником существенного воздействия на окружающую среду и значительной опасности.
В статье проанализирован наносимый материальный (измеряемый сотнями миллионов и даже миллиардами рублей) и экологический ущерб от негативного воздействия на окружающую природную среду нефтяных углеводородов, обладающих высокими токсическими и канцерогенными свойствами. Рассмотрены осуществляемые действия предприятий нефтехимии по решению проблем экологии и дана их оценка.
Ключевые слова: нефтедобывающая отрасль, окружающая среда, экологический ущерб, нефтяные углеводороды, проблемы экологии.
THE ANALYSIS OF ACTIONS OF THE ENTERPRISES OF PETRO CHEMISTRY UNDER THE DECISION OF PROBLEMS OF ECOLOGY
Mezentsev A., the lecturer, Military University The oil-extracting branch is a source of essential influence on an environment and significant danger
In clause(article) it is analyzed наносимый material (измеряемый hundreds millions and even billions rubles) and ecological damage from negative influence on environmental natural environment of the petroleum hydrocarbons having high toxic and cancerogenic properties. Carried out actions of the enterprises ofpetro chemistry under the decision ofproblems of ecology are considered and their estimation is given.
Keywords: оil-extracting branch, environment, ecological damage, petroleum hydrocarbons, problems of ecology.
Нефть как органическое вещество оказывает на почву как физическое, так и химической воздействие. [1с.11]
Объем нефтедобычи в России ежегодно увеличивается. Эта отрасль является источником существенного воздействия на окружающую среду и значительной опасности. Особую проблему представляют аварийные разливы нефти, происходящие как на месторождениях, так и во время транспортировки нефти. Аварии возникают в результате человеческих ошибок и нарушения правил выполнения работ, а также вследствие стихийных природных явлений и из-за изношенности оборудования. Количество аварийных разрывов труб с масштабными утечками нефти достаточно велико и составляет 0,3-0,4 случая на 1000 км/год. При разрушении нефтепроводов диамером, например, 720 и 1020 мм на ланшафт может вылиться дл 250 и 1500 тонн нефти в сутки соответственно. Наносимый материальный и экологический ущерб измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами рублей. Негативное воздействие на окружающую природную среду нефтяных углеводородов, обладающих высокими токсическими и кацерогенными свойствами, выражается в выведении земель из хозяйственного оборота, изменении ландшафтов и рельефа местности, сложившихся природногеологических условий, трансформации локальных и глобальных климатических характеристик. Объектами отрицательного воздействия нефтяных загрязнений становятся все компоненты природной среды: почвы, атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, недра, многолетнемерзлые породы, животный и растительный мир, в том числе человек.
Необходимость поиска и обоснованного применения эффективных способов восстановления загрязненных земель вызвана тем, что при современном состоянии промыслового оборудования и технологий добычи и транспортировки нефти избежать аварий практически невозможно. Наибольшая результативность в ликвидации тяжелых экологических, социальных и экономических последствий аварийных разливов нефти может быть достигнута только при системном подходе, разработке и применении комплекса современных наукоемких технических, технологических и управленческих решений.
Освоение комплекса технологий ликвидации экологических последствий масштабных разливов нефти в Республике Коми позволило накопить ценный опыт противодействия возникновению и ликвидации последствий аварийных ситуаций в процессе добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов, достичь конкретных результатов, позволивших в 2004 г. снять статус «зоны экологического бедствия» с загрязненных территорий Усинского района. [1 с.5]
Для понимания ситуации мы рассматриваем реализацию Программы экологической безопасности ООО «ЛУКОЙЛ-Севернеф-тепродукт» Краткий анализ результатов реализации этой программы в 2004-2008 годах свидетельствует, что при запланированных
10,274 миллиона рублей фактически за этот период выполнено работ (или истрачено средств?) на сумму 26,7 миллиона рублей.
Программа экологической безопасности ООО «ЛУКОЙЛ-Се-вернефтепродукт» в 2004-2008 годах состояла из нескольких подпрограмм. В их числе подпрограмма «Чистый воздух» - мероприятия, основной целью которых было снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, В частности, это установка газоуравнительных систем на строящихся и вновь вводимых в эксплуатацию АЗС, в результате чего произошло снижение объемов выбросов от объектов Общества на 20,1 процента. Если валовой выброс загрязняющих веществ в 2004 году составлял 266,53 тонны, в 2007 году -209,8, то в 2008 году ориентировочно будет около 205 тонн. Вследствие снижения общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу снизились и удельные показатели, то есть в расчете на тонну реализованной продукции.
Подпрограмма «Чистая вода» включала в себя установку очистных сооружений с системой промливневой канализации на Усть-Цилемской нефтебазе; модернизацию и установку очистных сооружений на 11 автозаправочных станциях ООО «ЛУКОЙЛ-Севернеф-тепродукт». И как результат, обеспечены нормативная очистка сточных вод и снижение объема загрязняющих веществ в сточных водах.
В подпрограмму «Отходы» были заложены покупка и монтаж трех установок по утилизации нефтесодержащих отходов. Необходимость этого возникла из-за того, что на территории Республики Коми существуют только четыре специализированные организации по утилизации нефтесодержащих отходов - в Сыктывкаре, Ухте, Сосно-горске и Усинске. Вывоз нефтесодержащих отходов, образующихся на Воркутинской, Интинской и Косланской нефтебазах, ввиду большой удаленности от специализированных организаций и отсутствия автомобильных дорог до них не представлялся возможным. В 2008 году по Программе экологической безопасности закуплено три установки «Факел-Э», которые имеют сертификат соответствия требованиям нормативных документов и санитарноэпидемиологическое заключение и позволяют сжигать твердые и пастообразные нефтесодержащие отходы: нефтешлам, промасленную ветошь, отработанное машинное масло, отработанные масляные фильтры, сорбенты с нефтью, пропитанный нефтепродуктом грунт. В рамках подпрограммы «Рекультивация нарушенных и нефтезагрязненных земель» в 2006-2008 годах разработаны 39 проектов санитарно-защитных зон для объектов Общества. В настоящее время по 34-м из них получены положительные санитарно-эпидемиологические заключения, причем уже в текущем году проведено благоустройство и озеленение территорий АЗС №2 в Нарьян-Маре и АЗС №32 в Ухте.
Подпрограмма «Предотвращение и ликвидация аварийных ситуаций» имела целью планирование деятельности по предупреждению аварийных ситуаций и их возможных экологических послед-
ствий. Для чего обустроены площадки слива для бензовозов на одиннадцати АЗС Общества и закуплены технические средства для оперативной ликвидации разливов нефтепродуктов на Усть-Цилемс-кой и Нарьян-Марской нефтебазах (в том числе боновые ограждения, плавсредства, так как прием нефтепродуктов на эти нефтебазы производится речным транспортом).
Также в рамках Программы экологической безопасности в 20042008 годах на территории АЗС №69 в Печоре пробурены две наблюдательные гидрогеологические скважины для проведения мониторинга грунтовых вод. С 2008 года на данных скважинах проводятся наблюдения за гидрохимическим режимом грунтовых вод, отбор проб воды в паводковый период на полный химический анализ, включая наличие нефтепродуктов и тяжелых металлов. По результатам наблюдений ежегодно проводится оценка состояния грунтовых и гидравлически взаимосвязанных с ними подземных вод. По предварительным данным АЗС №69 в Печоре не оказывает негативного влияния на грунтовые и гидравлически взаимосвязанные с ними подземные воды. Концентрации загрязняющих веществ в грунтовых водах значительно ниже предельно допустимых.
В ходе осуществления подпрограммы «Экологический менеджмент» в 2008 году в ООО «ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт» внедрена система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды, которая сертифицирована на соответствие требованиям Международного стандарта ISO 14001 нONSAS 18001. В мае 2009 года проведен надзорный аудит, который подтвердил соответствие данной системы международным стандартам.
Программа экологической безопасности ООО «ЛУКОЙЛ-Се-вернефтепродукт» на 2009-2013 годы также представляет собой комплекс производственных и социально-экономических мероприятий, направленных на эффективное решение задач в области обеспечения экологической безопасности и информированности заинтересованных сторон об экологических аспектах деятельности Общества.
Ухтинский нефтеперерабатывающий завод расположен в городской черте. Осознавая свою ответственность за сохранность благоприятной экологической среды в городе Ухта, руководство ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» при формировании Программы экологической безопасности на 2004-2008 годы учло наиболее значимые экологические аспекты и определило важнейшие цели. Это сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, снижение объемов водопотребления и, как следствие, сокращение объема сброса сточных вод с одновременным улучшением их качества; ликвидация накопленных отходов и рекультивация нарушенных земель.
В ходе реализации подпрограммы «Чистый воздух» на заводе были выполнены все запланированные мероприятия. Проведение технического перевооружения установки 35-11/300-95 позволило на 30 процентов увеличить мощность установки и получать катализатор с октановым числом 95, при этом достигнуто снижение по таким показателям, как энергопотребление, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и потери углеводородного сырья. Применение в технологических печах современных высокоэффективных горелок позволило снизить выбросы оксидов азота и углерода. Резервуары нефтяного парка и парка светлых нефтепродуктов были оснащены понтонами «ультра флоут», в результате чего испарение углеводородов от резервуаров сократилось на 95-98 процентов. Была разработана и внедрена система снижения выбросов оксидов азота в дымовых газах технологических печей установок АВТ, АТ-1, 3511/300-95. Построена эстакада слива нефти и налива темных нефтепродуктов, что свело практически к нулю потери углеводородов при проведении товарных операций. Введена станция автоналива светлых нефтепродуктов с системой улавливания паров бензинов при наливе в автоцистерны. Произведен демонтаж выведенных из эксплуатации резервуарных парков, эстакад и насосных. Реализован проект перепрофилирования установки АТ-2 под процесс висбрекинга с заменой старой технологической печи П-1 на современную с более высоким КПД, что позволило снизить выбросы загрязняющих веществ при одновременном увеличении глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов.
Итогом всех этих мероприятий стало сокращение валовых выбросов в атмосферу за последние пять лет на 2,636 тысячи тонн в год (или на 38 процентов). Удельные выбросы на тонну переработанной нефти снизились почти вдвое.
По разделу Программы экологической безопасности «Чистые воды» наиболее важными явились строительство новых и реконструкция действующих сетей водоснабжения и водоотведения; мо-
дернизация схемы очистки сточных вод, при которой были выведены из эксплуатации локальные очистные сооружения; проведение первого этапа реконструкции механических очистных сооружений. Внедрена технология перехвата потока загрязненных грунтовых вод с последующей их перекачкой на механические очистные сооружения. Это позволило уменьшить содержание растворенной фракции нефтепродуктов в грунтовых водах, разгружающихся в реку Ухта, в среднем в пять раз.
На биологических очистных сооружениях построена и введена в эксплуатацию станция ультрафиолетового обеззараживания (УФО) очищенных сточных вод, исключающая из технологической схемы такой химически опасный объект, как хлорное хозяйство; в результате прекращен сброс в реку Ухта до 52 тонн жидкого хлора в год. Внедрена схема стабилизации расхода сточных вод, за счет чего снижен до проектного значения коэффициент неравномерности. Произведена замена аэрационных систем аэротенков на мелкопузырчатую аэрацию. Проведены наладочные работы по выбору оптимального режима очистки стоков.
Результатами реализации подпрограммы «Чистые воды» стали снижение вдвое потребления свежей речной воды и удельного во-допотребления на тонну перерабатываемой нефти; снижение объемов сточных вод на 6,8 миллиона кубометров и массы сбрасываемых загрязняющих веществ в водный объект на 4,2 тысячи тонн; извлечение 1225 тонн нефтепродуктов из грунтовых вод (снижение техногенной нагрузки на реку Ухта).
Реализация подпрограммы «Отходы» позволила осуществить переработку нефтешламов на установке по их утилизации, передачу отходов производства и потребления специализированным предприятиям для утилизации и захоронения. Предпринятые меры дали возможность избавиться от накопленных отходов и сократить площади их временного хранения. В результате переработки нефте-шламов и вовлечения продуктов переработки в приготовление топочного мазута предприятие получает и экономическую выгоду.
В ходе выполнения подпрограммы «Рекультивация» ликвидирован шламонакопитель № 5, в котором хранилось более 10 тысяч тонн нефтешламов; проведена рекультивация площадок, выведенных из эксплуатации резервуарных парков, локальных очистных сооружений и других ликвидированных объектов. Всего за период 2004-2008 годов рекультивировано более 10 гектаров нарушенных земель. По результатам мониторинга рекультивированных площадок, проводимого в этом году ОАО «Коми-мелиоводхозпроект», содержание нефтепродуктов в грунтах соответствует критериям приемки нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель после проведения восстановительных работ.
Подпрограммой «Экологический менеджмент» предусматривалось, и было выполнено проведение сертификационных и надзорных аудитов соответствия системы экологического менеджмента ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» требованиям стандарта ИСО 14001-2004; экологическое обучение работников природоохранной службы и производственного персонала; информирование населения о производственной и природоохранной деятельности предприятия; разработка проекта «Единая санитарно-защитная зона Левобережного промышленного узла города Ухта».
Всего на реализацию природоохранных мероприятий за 20042008 годы затрачено около 1,7 миллиарда рублей. В настоящее время продолжается реконструкция предприятия, предусматривающая дальнейшее снижение негативного воздействия производства на окружающую среду, более рациональное использование природных ресурсов, а также выпуск продукции, соответствующей высоким техническим стандартам. Уже в третьем квартале 2009 года был произведён выпуск экологически чистого бензина с содержанием ароматических углеводородов до 45 процентов, бензола - менее одного процента, что должно существенно сказаться на улучшении экологической обстановки во всех городах Северо-Западного региона. Для производства бензина уровня ЕВРО-3 и ЕВРО-4 ведутся работы по дооборудованию установки каталитического ри-форминга блоком изомеризации.
В ходе реализации подпрограммы «Чистый воздух» было выполнено:
- техническое перевооружение установки каталитического ри-форминга 35-11/300-95 (позволило получать катализат с октановым числом 95);
- применение в технологических печах современных высокоэффективных горелок (снижение выбросов диоксида азота и оксида серы);
- оснащение резервуарных парков понтонами «ультра флоут» (сокращает испарение углеводородов на 95-98%);
- разработка и внедрение системы снижения выбросов оксидов азота в дымовых газах технологических печей АВТ, АТ-1, 35-11/ 300-95 (снижение на 30%).
- строительство эстакады слива нефти и налива темных нефтепродуктов (свело практически к нулю потери углеводородов при проведении товарных операций);
- автоналив светлых нефтепродуктов (с системой улавливания паров бензинов при наливе в автоцистерны);
- перепрофилирование установки АТ-2 под процесс висбрекинга (снижение выбросов от новой технологической печи П-1, увеличение глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов);
В результате перечисленных мероприятий валовые выбросы в атмосферу за последние пять лет сократились на 2,636 тыс. тонн в год (или 38 %). Удельные выбросы на тонну переработанной нефти снизились почти вдвое.
По разделу Программы экологической безопасности «Чистые воды» были реализованы следующие мероприятия:
- строительство новых и реконструкция действующих сетей водоснабжения и водоотведения;
- модернизация очистки сточных вод (вывод из эксплуатации
локальных очистных сооружений;
- реконструкция механических очистных сооружений (1 этап);
- внедрение технологии по откачке загрязненных грунтовых вод (частичный перехват загрязненного потока грунтовых вод и направления их на механические очистные сооружения что позволяет уменьшить содержание растворенной фракции нефтепродуктов в грунтовых водах ниже по потоку от дренажных сооружений - в среднем в 5 раз).
- строительство станции ультрафиолетового обеззараживания (УФО) очищенных на биологических очистных сооружениях сточных вод (ликвидация химически опасного технологического объекта и прекращения сброса в р.Ухта до 52 тонн в год жидкого хлора);
- внедрение технологии нитрификации для удаления фосфора и азота на биологических очистных сооружениях;
- внедрение схемы стабилизации на биологических очистных сооружениях;
- замена аэрационных систем аэроценка № 3 на мелкопузырчатую аэрацию;
- проведение наладочных работ на биологических очистных сооружениях.
Результаты реализации Подпрограммы «Чистые воды» ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» - это: - снижение вдвое потребления свежей речной воды и удельного водопотребления на тонну перерабатываемой нефти);
- снижение объемов сточных вод на 6,8 млн. куб.м. и массы сбрасываемых загрязняющих веществ в водный объект на 4,2 тыс.т;
- извлечение 1225 т нефтепродуктов из грунтовых вод, снижение техногенной нагрузки на р.Ухта
По подпрограмме «Экологический мониторинг»:
- проведение мониторинга состояния загрязнения грунтовых вод на территории предприятия;
- проведение производственного мониторинга за состоянием воздушного и водного бассейна;
- контроль санитарного состояния почв на производственных площадках и в СЗЗ;
- мониторинг рекультивированных земель.
Всего на реализацию природоохранных мероприятий за период 2004-2008 год затрачено 1 млрд. 689 млн. 355 тыс руб. при запланированных Программой экологической безопасности 590 млн. 326 тыс.руб.
Дважды за следующие пять лет - в 2010 и 2013 годах придется подтверждать соответствие стандарту и результативность нашей системы управления охраной окружающей среды аудиторам международной компании «Бюро Веритас».
Всего на реализацию программы экологической безопасности ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» 2009-2013гг запланировано 232 млн. 847 тыс. рублей. Но практика показывает, что реальные затраты превышают запланированные.
Несмотря на положительные моменты в части природоохранных мероприятий, осуществляемых сегодня предприятиями нефтяной отрасли, ТЭК остается одним из крупнейших источников загрязнения окружающей среды. На его долю приходится более 50%
выбросов вредных веществ в атмосферу и около 20% сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты. Предприятия топливно-энергетических отраслей оказывают весьма негативное влияние на экологическую обстановку во всех регионах страны. Значительны интенсивность и масштабы загрязнения подземных вод, почв и грунтов в районах размещения отходов предприятий ТЭК. На долю отрасли приходится 77,7% общего объема свежей воды, используемой промышленностью России. [ 2] Официальные данные по состоянию на 2009 г. свидетельствуют о росте в нефтедобывающей отрасли выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с показателями 2000 - 2005 гг. Воздействие нефтедобывающей промышленности на окружающую природную среду характеризуется и другими негативными показателями: сбросом загрязняющих веществ в подземные воды, на рельеф местности; извлечением с нефтью высокоминерализованных попутных вод; изменением ландшафта (в результате земляных работ, изъятия земель для строительства объектов нефтедобычи), вырубкой лесов, загрязнением почвы нефтепродуктами, разрушением пластов недр; захоронением отходов бурения; аварийными разливами нефти.
Природоохранное законодательство связывает понятие устойчивого развития предприятия с его влиянием на окружающую среду. В настоящей работе мы используем это понятие для выработки корпоративных методов управления в отрасли.
Концепция устойчивого развития, выработана и признана мировым сообществом, а также закреплена в российском законодательстве.
Среди международных правовых норм выделяются важнейшие принципы, изложенные в Стокгольмской декларации ООН по окружающей среде от 16 июня 1972 г., направленные на осуществление планирования развития государств с учетом устойчивого развития:
- природные ресурсы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости;
- в планировании экономического развития важное место должно уделяться сохранению природы, включая живую природу;
- экономическое и социальное развитие имеет решающее значение для обеспечения благоприятных окружающих условий жизни и работы человека, а также для создания условий на земле, необходимых для улучшения качества жизни;
- в целях обеспечения более рационального управления ресурсами и улучшения таким образом окружающей среды государства должны выработать единый и скоординированный подход к планированию своего развития, чтобы это развитие соответствовало потребностям охраны и улучшения окружающей среды на благо населения;
- рациональное планирование - важное средство урегулирования любого несоответствия между потребностями развития и потребностями охраны и улучшения окружающей среды.
В Экологической доктрине Российской Федерации [3] в числе базовых принципов государственной экологической политики названо устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к экономической, социальной и экологической его составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы. В статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [4] к принципа м охраны окружающей среды отнесено научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440, под устойчивым развитием понимается сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.
Сегодняшний же анализ прогнозных и программных документов свидетельствует об отсутствии последовательного регулирования социально-экономического развития страны на принципах устойчивого развития. Так, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года не содержит социальных и экологических задач и показателей. В ней даются только экономические ориентиры для
нефтяного комплекса. Во всех программных документах экологическая составляющая развития ТЭК сводится к трем показателям сохранения качества окружающей среды: сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сокращению сброса загрязненных сточных вод и рекультивации загрязненных и нарушенных земель. За пределами программ остаются важные меры, связанные с реализацией стратегических экологических целей, в частности формированием экологически ориентированной экономики, характеризующейся минимальным воздействием на окружающую среду.
В настоящее время существует более 50 определений понятия «устойчивое развитие».
Наиболее удачным на наш взгляд было определение, приведенное в докладе «Наше общее будущее», выполненному по заданию
ООН Международной комиссией по окружающее среде и развитию под председательством Г.Х.Бруттланд (1987): «..устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свой потребности» Оно включает два основных понятия: потребностей.......и ограничений, обусловлен-
ных состоянием технологий и организаций общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности. [5 с 11]
Мы согласны с мнением Корякова А.Г. [6] , что принципами устойчивого развития являются следующие:
1.учет и обеспечение перспективных интересов в текущей деятельности;
2.прогнозирование и предотвращение негативных последствий экономической деятельности;
3.оптимизация использования ресурсов;
4.последовательное повышение уровня экономического развития и человеческого потенциала.
Исследования действий государства и предприятий нефтехимии по решению проблем экологии в отрасли, позволили сделать следующие выводы.
Согласно действующему законодательству и сложившейся практики, предприятия нефтехимии самостоятельно устраняют последствия негативного влияния, своего производственного процесса на экологию, на наш взгляд, это не способствует чистоте экологии.
Корпоративное управление в отрасли должно строиться на принципах устойчивого развития. Это будет способствовать не только достижению стратегических экономических целей и задач, что крайне важно для экономики России, но и улучшению социальной и экологической обстановки на соответствующих территориях.
Литература:
Загвоздкин В.К. Информационная поддержка технологий восстановления нефтезагрязненных почв и вод по добыче и транспортировке углеводородов: Дис....канд. техн. наук: 08.00.05.-М.: Го-
сударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова, 2009.- 24 с.
2. Варфоломеев В.П., Умрихина С.В. Технологические оценки и проблемы эффективности принятия финансовых решений: ж. «Экономический анализ: теория и практика», 2008,№19
3.Экологическая доктрина РФ, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р
4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
5. Коломоец В.В. Основные напрвления экологической инвестиционной политики ОАО «Газпром»: Дис.........канд. экон. наук:
08.00.05.-М.: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова,
2002.-148 с.
6. Коряков А.Г. Управление внешнеэкономической компонентой устойчивого развития предприятия: Дис.....канд. экон. наук:
08.00.05.-М.: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова,
2003.-165 с.