Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЯЗЫКА В ФИЛОСОФИИ М. ХАЙДЕГГЕРА'

ПРОБЛЕМА ЯЗЫКА В ФИЛОСОФИИ М. ХАЙДЕГГЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
108
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / БЫТИЕ / РЕЧЬ / ДЕЗОНТОЛОГИЗАЦИЯ ЯЗЫКА / ЗАБВЕНИЕ БЫТИЯ / М. ХАЙДЕГГЕР / LANGUAGE / BEING / SPEECH / OBLIVION OF BEING / M. HEIDEGGER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федотова А.О., Левченко А.А., Кампос А.Д.

В статье рассматривается философская трактовка сущности речи немецким мыслителем Мартином Хайдеггером и место проблемы языка в его творчестве. История забвения Бытия связана с поступательным движением в сторону дезонтологизации языка. Данная тенденция явилась результатом технического мышления, низводящего язык до инструмента коммуникации. Эта опасная редукция языка к техническому средству должна быть преодолена в языке философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LANGUAGE IN THE PHILOSOPHY OF M. HAYDEGGER

The article deals with the philosophical interpretation of the essence of speech by the German thinker Martin Heidegger and the place of the problem of language in his work. The history of oblivion of Being is associated with a forward movement towards the de-ontologization of language. This trend was the result of technical thinking, which reduces the language to the communication tool. This dangerous reduction of language to the medium must be overcome in the language of philosophy.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЯЗЫКА В ФИЛОСОФИИ М. ХАЙДЕГГЕРА»

УДК 141.3

Федотова А. О. студент 2 курса педиатрический факультет Левченко А.А. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России научный руководитель: Кампос А.Д., к.филос.н.

ассистент Россия, г. Саратов ПРОБЛЕМА ЯЗЫКА В ФИЛОСОФИИ М. ХАЙДЕГГЕРА

Аннотация: В статье рассматривается философская трактовка сущности речи немецким мыслителем Мартином Хайдеггером и место проблемы языка в его творчестве. История забвения Бытия связана с поступательным движением в сторону дезонтологизации языка. Данная тенденция явилась результатом технического мышления, низводящего язык до инструмента коммуникации. Эта опасная редукция языка к техническому средству должна быть преодолена в языке философии.

Ключевые слова: язык, бытие, речь, дезонтологизация языка, забвение Бытия, М. Хайдеггер.

Fedotova A.O.

2nd year student, the faculty of Pediatrics Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Russia, Saratov Levchenko A.A.

2nd year student, the faculty of General Medicine Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Russia, Saratov Scientific supervisor: Campos A.D.

Ph.D., assistant

THE PROBLEM OF LANGUAGE IN THE PHILOSOPHY OF M.

HAYDEGGER

Abstract: The article deals with the philosophical interpretation of the essence of speech by the German thinker Martin Heidegger and the place of the problem of language in his work. The history of oblivion of Being is associated with a forward movement towards the de-ontologization of language. This trend was the result of technical thinking, which reduces the language to the communication tool. This dangerous reduction of language to the medium must be overcome in the language of philosophy.

Key words: language, being, speech, oblivion of Being, M. Heidegger.

Начиная со второй половины XIX века философы стали уделять все большее внимание лингвистическим вопросам, в частности вопросу о социальной детерминированности языка, общественных функциях языка, коэволюции языка и общества. Философское понимание человеческого бытия основывается на положении, что в языке воплощается собственно человеческое начало в его становлении и развитии. Речь не остается неизменной реальностью, а находится в постоянном движении, изменениях, преобразованиях, которые сопровождают все человеческое бытие, ибо в ней реализуется духовная связь между людьми, на которую влияет множество различных факторов.

Однако речь, как и сознание, не такая реальность как, скажем, природа. Речь является продуктом развития человеческого общества, формируется и развивается вместе с ним. Вне человеческого общества не существует и не может существовать речь, поскольку созданная ею система символов и знаков и правила оперирования с ними имеют смысл лишь в процессе человеческой жизнедеятельности. Следовательно, мы можем говорить о языке как о специфической и чисто человеческой, а более точно -социальной, форме бытия. При этом сформировались два вектора в осмыслении сущности языка как формы общественного бытия. Первый исходил из трактовки языка в качестве средства социальной коммуникации. Второй являлся продолжением лингвистической традиции, идущей от Вильгельма фон Гумбольдта и основанной на понимании языка как явлении, в котором выражается сущность народного духа, внутреннее ядро его деятельности. Немецкого философа Мартина Хайдеггера можно считать продолжателем этой традиции. Некоторые авторы полагают, что именно М. Хайдеггеру удалось дать наиболее фундаментальное философское обоснование гумбольдтовскому тезису о неразрывной связи бытия народа и языка [4, с. 48]. Проблема человеческого бытия в соотношении с языком стала ведущей в творчестве Хайдеггера. Но его видение этой проблемы кардинальным образом отличается от других философских исследований. Для М. Хайдеггера проблема бытия - это и есть проблема языка, поскольку бытие выражает себя именно в языке. Тем самым у Хайдеггера речь приобретает онтологический статус. Язык становится самим бытием, ведь язык «укоренен в бытийной конституции присутствия» [1], а сущность языка или язык сущности скрывается в индивидуальном самосознании.

Именно от Хайдеггера берет начало философская традиция рассмотрения языка как способа постижения человеком мира и открытия мира в себе, как «дома бытия» человека. Собственно это метафорическое высказывание немецкого мыслителя и составляет средоточие лингвистического поворота, поскольку оно предполагает коннотацию языка и жизненного мира человека. В «Письме о гуманизме» философ писал: «Язык есть дом бытия. В доме языка живет человек» [2, с. 414]. По Хайдеггеру, человек не только живое существо, которому среди других его способностей присуща и речь. Язык является обителью человека, живя в

которой он существует, поскольку оберегает истину бытия, которая принадлежит ему. Поэтому нужно осмыслить сущность языка в его соответствии бытию, а именно как это соответствие, то есть как «дом» человека. Речь как «соответствие» - это не созданное человеком средство для обозначения вещей. Чтобы соответствовать бытию, человеку требуется радикально изменить своё отношение к сущности самого языка, перестать использовать его в качестве простого инструмента коммуникации. Трудность обретения такой позиции вытекает из нашей неготовности обращаться с языком как привычным инвентарем, которым мы владеем и распоряжаемся. Хайдеггер предлагает выработать иное понимание языка. Нужно увидеть диалогическую структуру речи: «Язык - это не имущество человека, но «соответствие». Соответствие в смысле отклика на зов. Если человек является говорящим существом, то он не сам по себе обрел это качество, но получил его «от языка», в том смысле, что сам язык «обратился» к нему» [4, с. 50].

Для мыслителя подлинным общением человека с бытием, дающим возможность со-ответствовать ему, будет не деловитая «болтовня» (das Gerede), но молчащее вслушивание в «зов» Бытия. Так как связь с бытийной речью потеряна, то задачей философа становится поиск подступов к обретению речи о Бытии - подлинного, онтологического языка [6, с. 276]. Творчество Хайдеггера нередко рассматривается в качестве попытки реализовать на практике принципы его собственной философии языка. Результатом этих усилий мыслителя воплотились в стилистике его произведений: обилии окказиональных новообразований и игре слов. Цель хайдеггеровской работы с языком состояла в том, чтобы преодолеть западноевропейское «забвение Бытия» и отыскать путь к речи, в которой можно было бы осуществить попытку «беспредпосылочного вопрошания -такого мышления, которое позволяет смыслам рождаться заново, от самих вещей, но не продолжать предрассудки устоявшихся теорий и установок» [6, с. 279].

Такое внимание к языку собственного мышления и требование внимания к языку будущей философии обусловлены пониманием тесной связи между историей забвения бытия и историей забвения речи о нем. Хайдеггер констатирует факт забвения самой этой связи в использовании современными философами категории «бытие» и «сущее» в качестве синонимов. По мнению же М. Хайдеггера, различие между бытием (Sein) и сущим (Seiende) является принципиальным. Игнорирование различий между этими понятиями со временем привело к упадку западной философии в частности, и западной цивилизации в целом. Рассуждения о бытии вытесняются исследованиями, главное направление которых - техническое использование и подчинения сущего. Начиная с Платона, по словам М. Хайдеггера, история метафизики - это история того, как забывалась проблема бытия. Человек является единственным существом в мире, который открыт бытию, а оно, в свою очередь, открывается в речи.

Следовательно, процесс дезонтологизация истории философии - это процесс «дезонтологизации языка» [4, с. 51]. Поэтому в философии речь должна идти не о умозрительной абстракции бытия, а о человеческом смысле бытия как условии возможности всех эмпирических проявлений «я». И здесь бытие и речь о бытии предполагают друг друга.

Таким образом, хайдеггеровский проект преодоления метафизики (а точнее классической теории познания с ее противопоставлением субъекта и объекта и рассмотрением мира как объективного, независимого от человека) и акцент на бытии человека в мире, привели к тому, что прагматикой языка, его вкраплением в различные контексты человеческой жизнедеятельности уже невозможно пренебречь, и любой аспект жизненного мира человека можно рассматривать как своеобразный дискурс.

Использованные источники:

1. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. СПб.: Наука, 2002. - 451 с.

2. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме/ М.Хайдеггер // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

3. Гайденко, П. От исторической герменевтики к «герменевтике бытия». Критический анализ эволюции М. Хайдеггера / П. Гайденко // Вопросы философии. - 1987. - № 10. - С. 124-133.

4. Чебан, А.Г. Авторские неологизмы в философских произведениях Мартина Хайдеггера [Текст] / А.Г. Чебан. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2017. - 136 с.

5. «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии ХХ века: Материалы обсуждения книги... // Вопросы философии. - 1998. - № 1. - С. 110-121.

6. Чебан, А.Г. Окказиональные новообразования в философском дискурсе М. Хайдеггера [Текст] / А.Г. Чебан // Язык и мир изучаемого языка. 2015. № 6 (6). С. 276-279.

7. Гийому, Ж., Мальдидье, Д. О новых приёмах интерпретации, или проблема смысла с точки зрения анализа дискурса // Квадратура смысла. -М., 1999. - С. 124-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.