Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С НАРОДОМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В.)'

ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С НАРОДОМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
консерватизм / религия / православие / Императорское Православное Палестинское общество (ИППО) / Святая Земля / народ / духовенство / церковь / самодержавие / паломничество / печать / народные чтения / conservatism / religion / Orthodoxy / Imperial Orthodox Palestine Society (IOPS) / Holy Land / common people / clergy / Church / autocracy / pilgrimage / press / popular readings

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полунов Александр Юрьевич

Деятельность учрежденного в 1882 г. Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) отразила важные тенденции общественно-политического и идейно-духовного развития России конца XIX — начала XX в. Созданное с целью усилить влияние России в Святой Земле, оказать помощь прибывающим туда паломникам, ИППО, с точки зрения его основателей, должно было решить еще одну чрезвычайно важную задачу — укрепить связь властных структур и консервативных верхов общества с массами простого народа. Решению этой задачи должны были способствовать широкая издательская деятельность Палестинского общества, учреждение в епархиях его местных отделов и организация ими народных чтений, посвященных Святой Земле. В ходе подготовки и проведения чтений выявился ряд проблем, связанных с вопросом о путях и механизмах взаимодействия образованного общества с народными массами. Предстояло определить, какие сюжеты и формы подачи материала привлекают народ в наибольшей степени, каким языком следует с ним говорить, насколько сильно сознание интеллигенции отличается от системы представлений социальных низов. Решение этих вопросов должно было помочь укреплению религиозных основ народного самосознания в обстановке нарастающей социально-политической турбулентности. Стоявшие во главе ИППО консервативные деятели также верили, что проведение организованных Палестинским обществом мероприятий даст им возможность глубже осмыслить особенности воззрений простого народа. Начало революции 1905 г., развитие секуляризационных тенденций и обострение социальных противоречий не позволили ИППО в полной мере выполнить намеченную программу, однако его деятельность стала важной страницей истории России предреволюционного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Полунов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF RELATIONS WITH COMMON PEOPLE IN THE ACTIVITIES OF THE IMPERIAL ORTHODOX PALESTINIAN SOCIETY (LATE 19TH — EARLY 20TH CENTURIES)

The activities of the Imperial Orthodox Palestine Society (IOPS), founded in 1882, reflected important trends in the socio-political and ideological development of Russia in the late 19th and early 20th centuries. Created mostly in order to strengthen the political influence of Russia in the Holy Land, and to assist the pilgrims arriving there, the IOPS, from the point of view of its founders, had another extremely important task, viz. to develop the contacts between the power structures and the conservative upper classes of society with the masses of the common people. Seeking to reach this goal, the IOPS launched extensive publishing activities, established its local departments in the dioceses and organised the so-called popular readings dedicated to the Holy Land. In the course of these activities, a number of problems emerged related to the question of the ways and mechanisms of interaction between educated society and common people. It was necessary to realise what subjects and forms of presentation of the material would attract the people, what forms of communication should be used, how much the consciousness of the intelligentsia differs from the system of ideas of lower classes of society. The solution to these issues was supposed to strengthen the religious foundations of people’s self-consciousness in the period of growing sociopolitical turbulence. The conservative leaders of IOPS also believed that developing of the above-mentioned activities would give them the opportunity to comprehend the peculiarities of common people’s worldview. The beginning of the revolution in 1905, the development of secularisation and the aggravation of social contradictions did not allow the IOPS to fulfil the intended program. However, its activities became an important page in the history of Russia in the pre-revolutionary period.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С НАРОДОМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В.)»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Полунов Александр Юрьевич, д-р ист. наук, доцент, профессор, зав. кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений Факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова Россия, г. Москва polunov@spa.msu.ru https://orcid.org/0000-0002-4484-6003

2023. Вып. 115. С. 52-65

Б01: 10.15382Миг112023115.52-65

Проблема взаимоотношений с народом

в деятельности Императорского Православного

Палестинского общества (конец XIX — начало XX в.)*

А. Ю. Полунов

Аннотация: Деятельность учрежденного в 1882 г. Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) отразила важные тенденции общественно-политического и идейно-духовного развития России конца XIX — начала XX в. Созданное с целью усилить влияние России в Святой Земле, оказать помощь прибывающим туда паломникам, ИППО, с точки зрения его основателей, должно было решить еще одну чрезвычайно важную задачу — укрепить связь властных структур и консервативных верхов общества с массами простого народа. Решению этой задачи должны были способствовать широкая издательская деятельность Палестинского общества, учреждение в епархиях его местных отделов и организация ими народных чтений, посвященных Святой Земле. В ходе подготовки и проведения чтений выявился ряд проблем, связанных с вопросом о путях и механизмах взаимодействия образованного общества с народными массами. Предстояло определить, какие сюжеты и формы подачи материала привлекают народ в наибольшей степени, каким языком следует с ним говорить, насколько сильно сознание интеллигенции отличается от системы представлений социальных низов. Решение этих вопросов должно было помочь укреплению религиозных основ народного самосознания в обстановке нарастающей социально-политической турбулентности. Стоявшие во главе ИППО консервативные деятели также верили, что проведение организованных Палестинским обществом мероприятий даст им возможность глубже осмыслить особенности воззрений простого народа. Начало революции 1905 г., развитие секуляризаци-онных тенденций и обострение социальных противоречий не позволили ИППО в полной мере выполнить намеченную программу, однако его деятельность стала важной страницей истории России предреволюционного периода.

Ключевые слова: консерватизм, религия, православие, Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), Святая Земля, народ, духовенство, церковь, самодержавие, паломничество, печать, народные чтения.

© Полунов А. Ю., 2023.

* Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ им. М. В. Ломоносова «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Последние десятилетия XIX и начало ХХ в. были отмечены напряженными идейными исканиями в правительственных верхах и консервативных кругах общества. После потрясений начала 1880-х гг., когда перед сторонниками существующих порядков остро стояла задача политической стабилизации в стране, им важно было показать, что самодержавие является подлинно народной формой власти, выражает интересы основной массы населения. Народный характер монархии, в частности, проявлялся в заботах о религиозных потребностях русского крестьянства, все в большей степени рассматривавшегося в качестве основной опоры политической стабильности. Одной из форм такой заботы стало создание в 1882 г. Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), занимавшегося организацией паломничества в Святую Землю1. В деятельности Общества, возглавлявшегося братом Александра III великим князем Сергеем Александровичем, особенно ярко, по мнению активистов палестинского дела, выявилось единение царя с народом. С точки зрения одного из лидеров ИППО М. П. Соловьева, среди сил, способствовавших налаживанию контактов с Палестиной, следовало прежде всего выделить «Императорскую Фамилию, один из членов которой становится во главе дела, и массу безвестных паломников из России»2. В лице великого князя, утверждал в начале ХХ в. публицист Л. Коробов, ИППО нашло «руководителя не случайного, а выдвинутого самим же паломническим движением родного русского народа», Сергей Александрович «явился поистине народным избранником, облеченным народным доверием»3.

По мнению религиозно настроенной общественности, начинания ИППО были важны и потому, что помогали объединить вокруг общего дела усилия различных слоев населения, обеспечить межсословное сотрудничество и до известной степени сгладить социальную рознь, являвшуюся чрезвычайно тревожным фактором общественной жизни России конца XIX — начала XX в. По словам активистов ИППО, стремление послужить Святой Земле было характерно для представителей разных социальных слоев — его выносили из паломничества «тысячи простых людей, им же живут высшие по образованию люди». Приток пожертвований в Общество говорил о том, что вера в России не оскудела «ни в могущественной массе народа, ни на верхах общественной лестницы»4. Со временем тезис о всесословном характере ИППО прочно вошел в его идеологию, стал одним из ключевых положений его официальных документов. «Архипастыри и пастыри, городские и сельские, служилая знать и чиновничество, торгово-промышленные деятели и рабочая среда, крестьянство, знатные и рядо-

1 О деятельности ИППО см.: Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М., 2006.

2 Соловьев М. П. Святая Земля и Императорское Православное Палестинское Общество. М., 2012 (1-е изд. — 1895). С. 60.

3 Великий князь Сергей Александрович Романов на посту Председателя Императорского Православного Палестинского Общества: исторический очерк. М., 2009. С. 10. О взглядах и деятельности главы Палестинского общества см.: Софьин Д. М. Великий князь Сергей Александрович: путь русского консерватора. М., 2016.

4 Годовое общее собрание ИППО 21 мая 1892 г. // Сообщения ИППО (далее — СИППО). Т. 3. Февраль 1892 г. С. 261, 263.

вые, богатые и бедные, представители церковности и общественности — все они объединились под знаменем Палестинского общества», — говорилось в докладе, подводившем итоги деятельности ИППО за 35 лет5. По сути, предприятия Общества были нацелены на решение важнейшей исторической проблемы России — преодоление раскола между верхами и низами общества, носившего не только социальный, но и культурный, идейный, психологический характер. Однако, для того чтобы достичь данной цели, возглавляемая великим князем структура должна была в первую очередь наладить эффективное взаимодействие с массами простого народа, который и в конце XIX в. жил в мире собственных идей и воззрений, существенно отличавшихся от представлений образованных кругов. Деятельность в данном направлении стала важнейшей частью предприятий ИППО, отразила важные тенденции общественно-политического и духовного развития пореформенной России.

Учитывая фундаментальные изменения, порожденные преобразованиями 1860-1870-х гг. — урбанизацию, усиление социальной мобильности, распространение начального образования, рост грамотности — Палестинское общество в своих начинаниях стремилось в полной мере использовать такой инструмент воздействия на массы, как печать6. Издательская деятельность ИППО получила значительный размах. Для того чтобы ознакомить широкий круг верующих с прошлым и настоящим Палестины, Общество организовало публикацию серии недорогих изданий для массового читателя («Беседы о Святой Земле», «Чтения о Святой Земле», «Палестинские листки», «Святая Земля в праздниках православной церкви»). В 1896—1915 гг. выпущено 74 книги «Чтений», некоторые из них выдержали до пяти изданий7. Важнейшим направлением деятельности ИППО стала публикация путеводителей по Палестине. Близкой по жанру к литературе такого рода была и книга инициатора создания и одного из руководителей Общества В. Н. Хитрово — «К животворящему Гробу Господню». Написанное нарочито простым языком от лица крестьянина-паломника сочинение выдержало в 1884—1903 гг. 13 изданий8. Значительной популярностью пользовались и другие путеводители, в частности книги протоиерея П. П. Свецкого «Поездка в

5 Православное Палестинское Общество на служении Церкви и русскому народу. По поводу XXXV-летия деятельности Общества в Святой Земле (1882—1917) // Православный Палестинский сборник. М., 2012. Вып. 108. С. 75.

6 Отметим, что Общество прилагало значительные усилия к тому, чтобы распространять информацию о своей деятельности в периодических изданиях. Значительную поддержку ему в этом оказывала такая влиятельная консервативная газета, как «Московские ведомости» (см.: Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшие четверть века: 1882—1907. М.; СПб., 2008. С. 258; Коровин Д. В. «Московские ведомости» о русских в Святой Земле // Богословские труды. М., 1999. Вып. 35. С. 209-215).

7 См.: Доклад Секретаря ИППО В. Н. Хитрово на общем собрании Общества 8 апреля 1901 г. // Хитрово В. Н. Собрание сочинений и писем. М.; СПб., 2012. Т. III. С. 308.

8 См.: Лисовой Н. Н. В. Н. Хитрово — основатель ИППО // Хитрово В. Н. Собрание сочинений и писем. М.; СПб., 2011. Т. I. С. 29; Отчет Православного Палестинского общества за 1882-1883 гг. СПб., 1883. С. 124: Отчет... за 1884-1885 гг. СПб., 1885. С. 55; Отчет... за 1885-1886 гг. СПб., 1886. С. 19, 24.

Иерусалим и Святые Места» (11 изданий в 1895—1908 гг.) и протоиерея В. Я. Михайловского «Спутник православного поклонника в Святую Землю»9.

Организуя издание литературы для массового читателя, палестинские активисты сталкивались с фундаментальной проблемой, которая вставала перед всеми представителями образованного общества, пытавшимися войти в контакт с народом: система воззрений и язык просветителей зачастую были непонятны простолюдинам. Хотя издания ИППО, как отмечалось выше, расходились большими тиражами, руководители Общества не были до конца уверены, что им удалось достичь необходимой степени взаимопонимания с опекаемыми ими людьми. Речь шла не просто о том, чтобы упростить, примитивизировать информацию, доносимую до массы верующих, но и об умении проникнуть в их психологию. Составить до конца понятный «простецам» путеводитель, утверждал публицист В. П. Безобразов, «могло бы только лицо, долго жившее в Палестине, близкое русскому народу, знакомое с настроениями паломников, обладающее даром писать картинно и вместе с тем общедоступным языком»10. В подобной ситуации литераторы ИППО должны были проявлять вынужденную гибкость и разносторонность. «Приходилось обращаться к разным слоям читающей публики, для которой надо писать почти одно и то же если не иным языком, то иным слогом, причем писать для большинства наших богомольцев оказывается, конечно, гораздо затруднительнее, чем для более образованных», — отмечалось уже в первом отчете Общества11. Успешно решить задачу использования «иного слога» для разных категорий читателей, как отмечалось выше, удавалось далеко не всегда. Но помимо сугубо языковых и стилистических проблем существовали и иные препятствия, затруднявшие установление контакта с массовой аудиторией.

Важнейшее из них заключалось в том, что, несмотря на все успехи в распространении начального образования, большинство населения и к концу XIX в. оставалось неграмотным и, следовательно, не могло ознакомиться с печатной продукцией ИППО12. Своеобразным барьером служили и особенности народной религиозности — склонность «простецов» доверять разного рода легендам и апокрифам и сквозь их призму воспринимать сведения о религии. Активисты Общества опасались, что даже специально подготовленные издания без надле-

9 Дмитриевский А. А. Извлечение из исторической записки ИППО за 25 лет его существования (1882—1907) // Он же. Палестинское общество и русские школы на Востоке: статьи, очерки, отчеты. М.; СПб., 2014. С. 40; Чач Е. А. Христианский Восток в изданиях для народа в России конца XIX — начала XX в.: к постановке проблемы // Вестник Омского университета. 2012. № 1. С. 130.

10 Безобразов В. П. Английский путешественник о русских паломниках // СИППО. 1914. Т. XXV. Вып. 1. С. 77.

11 Отчет... за 1882—1883 гг. С. 44. См. также: Годовое общее собрание ИППО 21 мая 1892 г. С. 269; Годовое общее собрание ИППО 17 мая 1898 г. // СИППО. Т. IX. Апрель 1898 г. С. 175.

12 По словам руководителей ИППО, «во многих местностях не только азиатской России, но и европейской, даже по прошествии 10—12 лет об Обществе знали немного, и оно долго было известно только по имени» (Деятельность отделов ИППО в 1902—1903 гг. СПб., 1904. С. 17).

жащих наставлений могут быть неправильно поняты простолюдинами13. В связи с этим важнейшим средством налаживания взаимодействия с массами становилась устная коммуникация — организация так называемых народных чтений (лекций, выступлений), проводимых на местах сотрудниками ИППО или под их руководством. Реализация данной программы, в свою очередь, потребовала создания местной инфраструктуры Общества.

Формирование подобной сети учреждений явилось важнейшей страницей истории ИППО. В 1885 г. было принято решение о создании местных отделов Общества, а с 1893 г. началось их открытие. К концу императорского периода организация располагала 52 отделами по всей территории страны. Создание местных структур придало достаточно широкую известность Обществу, закрепило общегосударственный характер его деятельности. Если к 1893 г. в нем числилось 1300 человек, в основном жителей Петербурга и Москвы, то 5 лет спустя — 4400 по всей стране14. «Мы не можем не заявить громко, что исключительная заслуга ознакомления Русского народа со Святой Землей и Палестинским обществом есть всецело дело наших отделов», — говорилось на годовом собрании ИППО в 1898 г.15

Создав систему подразделений на местах, Общество, опиравшееся на поддержку в верхах и достаточно широко распространенные в обществе в 1880— 1890-е гг. консервативно-религиозные настроения, получило возможность использовать в своих целях сеть правительственных и общественных учреждений в регионах. Содействие проведению чтений оказывали земские начальники и мировые судьи. Помещения для мероприятий предоставляли городские и земские управы, дворянские собрания и волостные правления, училищные советы. Но главную роль в налаживании деятельности ИППО в провинции, безусловно, сыграли духовенство и церковные структуры. Общество, одним из покровителей которого являлся могущественный обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, уже в начале 1880-х гг. установило достаточно тесные контакты с духовным ведомством16. Местные отделы ИППО создавались в епархиях и возглавлялись епархиальными архиереями. Основную часть чтений по поручению Общества и на основе рассылаемой им литературы проводили в храмах приходские священники. Координацию действий по распространению печатных изданий и организации чтений осуществляли структуры и должностные лица духовного ведомства — епархиальные училищные советы, церковные братства, протоиереи кафедральных соборов в уездах, ректоры и преподаватели

13 См.: Руководящие правила для действия отделов ИППО (1901) // Нечаева М. Ю., Ми-китюк В. П. Императорское Православное Палестинское Общество в культурной среде российской провинции. М., 2014. С. 320.

14 См.: Общее собрание ИППО 19 декабря 1893 г. // СИППО. [Т. 5]. Февраль 1894. С. 5; Годовое общее собрание ИППО 17 мая 1898 г. С. 174. Рост численности членов Общества продолжался до 1903 г., достигнув 4977 чел. (Годовое общее собрание ИППО 4 ноября 1903 г. // СИППО. 1903. Т. XIV. Ч. 1. № 3. С. 168).

15 Годовое общее собрание ИППО 17 мая 1898 г. С. 174—175.

16 О взаимоотношениях обер-прокурора и ИППО см.: Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев и русские учреждения в Святой Земле // К. П. Победоносцев и Русская Духовная Миссия в Иерусалиме в царствование императора Александра III. М., 2017. С. 19-28.

семинарий, благочинные, консистории17. Причина успешной деятельности отделов в значительной степени заключалась «в том сочувствии высших духовных иерархов Русской церкви, которое они выказали при этом», — говорилось на годовом собрании ИППО 1895 г.18

Опора на поддержку церковных структур, правительственных учреждений и органов местного самоуправления, ориентация на достаточно прочные в то время религиозные настроения народа — все это позволило Обществу развернуть деятельность, отличавшуюся широким размахом. Отчеты представителей ИППО на местах свидетельствовали, что его мероприятия пользовались в народе значительной популярностью. В некоторых случаях храмы и школы не могли вместить всех посетителей, чтения приходилось переносить под открытое небо. Желающие принять участие в мероприятии приходили издалека, иногда за 20-30 верст19. «Слушатели, не нарушая ничем тишины и порядка, выстаивают на чтениях 2-3 часа непрерывно, готовые слушать и более, лишь бы чтения продолжались», — сообщал в начале 1900-х гг. благочинный единоверческих церквей Херсонской епархии П. Колосов. «Несмотря на продолжительность иной раз чтений и тесноту помещения, народ терпеливо и внимательно выслушивал чтения до конца, а по окончании их каждый из слушателей, с какой-то особенной жаждой нетерпения старался получить раздававшиеся листки со сведениями о Святынях Палестинских, дабы прочитать их дома тем из членов семьи, которые не были на чтениях», — говорилось в отчете Уфимского отдела ИППО за 1896 г.20

О масштабах деятельности организации, возглавлявшейся Сергеем Александровичем, свидетельствуют данные за 1902/03 год — период, ставший апогеем предприятий Общества. В течение года ИППО провело 34070 чтений, на которых побывало около 4 млн чел. В отделы было разослано 48490 экз. брошюр для лекторов, 621600 листков с видами Святой Земли, 603400 экземпляров «Палестинских листков»21. Каковы же были характерные черты мероприятий, проводимых ИППО для установления контактов с народом? Какие особенности народных воззрений выявились в ходе этой деятельности? Какими установками руководствовались консервативные активисты Общества, стремясь наладить взаимодействие с социальными низами?

Разворачивая свои начинания, деятели ИППО прежде всего исходили из мысли о принципиальном отличии духовных предпочтений народа от воззрений образованных верхов и о превосходстве первых над последними. «Внимание слушателей все время было удивительно напряженное. — сообщал представитель Рязанского отдела о чтениях, посвященных путешествию паломников в Святую Землю. — А между тем слушателям предложен был не рассказ с интересной фабулой и не в такой художественной форме, какой отличаются произведения изящ-

17 См.: Деятельность отделов ИППО в 1902-1903 гг. С. 21-22, 29, 32.

18 Годовое общее собрание ИППО 30 апреля 1895 г. // СИППО. [Т. 6]. Апрель 1895. С. 132.

19 См.: Кин. Чтения о Святой Земле, их цель и значение для православного русского народа // СИППО. 1904. Т. XV. Вып. 1. С. 16.

20 Кин. Чтения о Святой Земле. С. 15, 16; Деятельность отделов ИППО за 1898/9 гг. // СИППО. Т. Х. Май-август 1899 г. С. 373, 404-405.

21 См.: Годовое общее собрание ИППО 12 декабря 1904 г. // СИППО. 1905. Т. XV. Вып. 4. С. 350-351. Отчетный год в ИППО начинался с 1 марта.

ной литературы. И между тем полное внимание слушателей. Все говорило, что у человека, кроме эстетического чувства, которое ныне так усиленно стараются питать изящной словесностью и театральными зрелищами, есть другие тайники сердца, которые ищут себе иной пищи — религиозной»22. Исходя из подобных представлений, руководители ИППО стремились придать своим мероприятиям строго церковный характер, пресекали все попытки их «обмирщения» — дополнения музыкальными номерами, чтением художественной литературы, театральными представлениями. Инициатива подобных мер исходила сверху. «По воле Августейшего председателя Общества, устройство увеселительных собраний и зрелищ с целью увеличения средств Общества, ни в каком случае не должно быть допускаемо», — говорилось в «Руководящих правилах для действия отделов ИППО» 1901 г.23

Важнейшим компонентом благочестия простого народа, по мнению консервативной общественности, были связанные с религией эмоциональные переживания, и деятели ИППО при проведении просветительских мероприятий обращали пристальное внимание на этот момент. Рассказы о трудностях, претерпеваемых паломниками на пути в Палестины, и о бедствиях, которым подвергались христиане Святой Земли, должны были вызывать у слушателей горячее сочувствие, желание помочь. «Предмет чтения был сам по себе так высок, — говорилось в отчете о мероприятии в одном из сел Вятской епархии, — что, несмотря на бедную обстановку чтения, будил в нем (народе. — А. П.) добрые чувства деятельной, живой любви». Слушатели, «взволнованные, многие со слезами на глазах, благодарили своего духовного пастыря»24. Подобные переживания усиливали тяготение к идеалу, высшим началам, нередко отходившим в народной среде на второй план перед лицом забот повседневной жизни. «В момент пения молитв всеми присутствующими чувствовалось полнейшее отрешение от всего земного, буднишного <бю> к высшему, небесному», — говорилось в отчете Подольского отдела25. «Нет сомнения, — сообщал представитель Пермского отдела, — эти воспоминания о дорогих сердцу христианина Святых Местах. про-

22 Деятельность отделов ИППО в 1902-1903 гг. С. 65. В докладе, представленном в 1904 г. Сергею Александровичу, руководители Общества утверждали, что мероприятия, посвященные Святой Земле, намного превзошли по популярности чтения научного и беллетристического характера. «На эти последние чтения крестьяне смотрят как на сказки, "а сказки-то у нас и ребята дома хорошо читают", говорят они» (Россия в Святой Земле: документы и материалы / ред-сост. Н. Н. Лисовой. Т. I. М., 2000. С. 378).

23 См.: Нечаева М. Ю., Микитюк В. П. Указ. соч. С. 298. Отметим, что ИППО последовательно выступало против взимания платы за вход на свои мероприятия. Своей целью оно считало не получение материальных выгод, а возможность «дать русскому простолюдину чтение, которое может подействовать благотворно на его ум и сердце» (Годовое общее собрание ИППО 4 ноября 1903 г. С. 167).

24 Деятельность отделов ИППО в 1897/8 гг. // СИППО. [Т. 9]. Август 1898 г. С. 410. Внимание к эмоциональной стороне чтений отражалось и в стремлении руководителей ИППО придать данным мероприятиям преимущественно дидактический характер, не рассматривать их «как повод для взаимного обмена мнениями и вопросами между лицом, ведущим чтение, и слушателями» (Деятельность отделов ИППО в 1902-1903 гг. С. 30).

25 Деятельность отделов ИППО в 1902-1903 гг. С. 43.

буждали в слушателях часто заглушаемые обыденными житейскими заботами возвышенные чувства к горнему миру»26.

Усиление стремления к идеалу в народных массах способствовало, с точки зрения активистов ИППО, укреплению религиозности и нравственности простолюдинов, росту посещения храмов, т. е. было важно для самодержавия и с прагматической точки зрения. Согласно отчету Волынского отдела, чтения «принесли с собой новую, здоровую пищу, в которой так нуждается наш простой народ»27. Мероприятия Общества, по мнению ряда его деятелей, способствовали и преодолению религиозной розни в народе, в частности, помогали сближению с господствующей церковью приверженцев старого обряда. Так, по наблюдениям священника А. Бернавского из г. Новозыбкова, староверы, слушая чтения, «тихо и спокойно» погружались «вместе с православными в одинаковую думу о том времени и месте, которые одинаково драгоценны и милы и православным, и раскольникам»28. Распространение сведений о Святой Земле также помогало, по словам активистов ИППО, бороться в епархиях юга России со штундизмом — сектантством протестантского толка, сторонники которого склонны были толковать библейские события только духовно-символически.

Следует отметить, что формирование у простолюдинов точных представлений о прошлом и настоящем Палестины было важной задачей Общества и помимо борьбы с сектантством. По словам активистов ИППО, многие «простецы» полагали, что Святой Земли больше не существует, и были удивлены, узнав, что в местах, описанных в Библии, и в настоящее время живут православные христиане, действуют храмы, проводятся богослужения. Для того чтобы усилить «эффект присутствия», Общество рекомендовало представлять слушателям во время чтений виды Палестины при помощи «волшебного фонаря» (проекционного аппарата), приглашать на мероприятия паломников, побывавших в Иеру-салиме29.

Проведение мероприятий ИППО, по мнению его деятелей, должно было способствовать и укреплению единства полиэтнической империи, вовлечению в общее духовно-культурное пространство представителей населяющих ее народов. В ряде случаев чтения специально организовывались в «инородческих» приходах — лопарских в Архангельской губернии, татарских, чувашских, черемисских и мордовских в Поволжье. Нередко при проведении чтений использовались местные языки — молдавский в Одессе и Кишиневской епархии, татарский, черемисский и удмуртский в Казанской епархии30. Подобные меры, как отмечалось выше, способствовали решению прагматических задач, важных для самодержавия с социально-политической точки зрения. Однако помимо этих преимущественно прикладных аспектов начинания ИППО имели важное

26 Деятельность отделов ИППО за 1898/9 гг. С. 455.

27 Деятельность отделов ИППО в 1897/8 гг. С. 403.

28 Там же. С. 439.

29 См.: Кин. Чтения о Святой Земле. С. 13, 16-17; Деятельность отделов ИППО в 19021903 гг. С. 63; Нечаева М. Ю., Микитюк В. П. Указ. соч. С. 132.

30 См.: Отчет ИППО за 1906-1907 гг. // СИППО. 1908. Т. XIX. Вып. 2. С. 282; Деятельность отделов ИППО в 1902-1903 гг. С. 34; Нечаева М. Ю., Микитюк В. П. Указ. соч. С. 108-109.

идейно-духовное значение, игравшее важную роль в представлениях многих активистов Общества.

Организуя паломничество в Палестину, участвуя в подготовке и проведении чтений о Святой Земле, консервативно настроенные общественные деятели верили, что посредством этих мероприятий они получают возможность соприкоснуться с подлинными проявлениями народной религиозности, проникнуть в суть воззрений социальных низов, до конца непонятную представителям образованной верхушки. «Видно, что в душе простолюдина. таится что-то такое, что побуждает его хотя что-нибудь услышать о Св[ятой] Земле», — сообщал о своих впечатлениях участник чтений в Тверском отделе31. «Надо было наблюдать. за порывами этого религиозного чувства, чтобы понять, чего жаждет его (народа. — А. П.) душа! — писал о мероприятии в г. Благовещенске священник Г. Богданов. — В толпе слышались то вздохи, видимо, идущие из глубины души, то восклицания "Господи, прости нас, грешных!"»32 Чтения в представлении активистов ИППО служили как бы огромной площадкой, на которой народ выражал свои истинные настроения. В отчетах Общества постоянно подчеркивалось, что его мероприятия посещались в основном простолюдинами, что наибольшей популярностью чтения пользовались в отдаленных местах, «глухих, никому не ведомых деревушках», где проживала основная масса народа33. В ряде случаев идеологи ИППО склонны были специально подчеркивать разрыв между воззрениями народа и верхов и испорченность, несовершенство последних, наиболее ярко проявлявшихся в ходе посещений Святой Земли. Такова была, в частности, основная мысль книги, по которой в 1898 г. проводились чтения в Астраханском отделе. Автор-интеллигент противопоставлял «своему настрою, черствому и холодному, горячую веру и безграничное чувство смирения наших Русских простолюдинов-паломников». По словам организатора чтений, подобные пассажи вызывали живой интерес и отклик у слушателей34.

Руководителям ИППО было очень важно показать, что его мероприятия пользуются массовой поддержкой народа, а проявлением последней было не только активное посещение чтений, но и приток пожертвований, собираемых в храмах как во время чтений, так и позже, под их влиянием. Ключевым моментом был размер сборов — это в массе своей были мелкие пожертвования, «лепта вдовицы». В некоторых случаях вклады делались даже не деньгами, а натурой — рожью, льном, шерстью, холстом35. «Этими копеечными сборами, надо сознаться, мы только и существуем, — говорилось на годовом собрании ИППО 1895 г. — Пожертвования относительно крупных сумм составляют настолько исключительные явления, что их легко можно перечислить за все истекшие 13 лет

31 Деятельность отделов ИППО в 1897/8 гг. С. 470.

32 Деятельность отделов ИППО в 1902-1903 гг. С. 57.

33 «Внебогослужебные чтения совершенно не посещаются интеллигентными людьми, а посещаются почти исключительно простолюдинами», — сообщали руководители Общества в 1899 г. (Деятельность отделов ИППО за 1898/9 гг. С. 410). См. также: Деятельность отделов ИППО в 1897/8 гг. С. 411-412; Кин. Чтения о Святой Земле. С. 18; Деятельность отделов ИППО в 1902-1903 гг. С. 50.

34 См.: Деятельность отделов ИППО в 1897/8 гг. С. 506.

35 См.: Нечаева М. Ю., Микитюк В. П. Указ. соч. С. 150, 170.

существования Общества»36. Абсолютное преобладание мелких взносов в бюджете ИППО позволяло ему, с одной стороны, говорить о подлинно народном характере своей деятельности, с другой — обеспечивало мощный моральный стимул его начинаниям. Общество представало как структура скромная, опиравшаяся прежде всего на «серую массу» простолюдинов, но при этом не боявшаяся бросать вызов мощным и хорошо обеспеченным западным религиозно-филантропическим организациям в Святой Земле37. Энтузиазм верующих, по словам активистов палестинского дела, и позволил Обществу, не имевшему первоначально постоянного капитала, развернуть свою деятельность. «Сколько раз. когда средства Общества, казалось, подходили к концу, неожиданно, откуда наименее рассчитывали, являлись Богом посланные деньги, — заявляли представители Общества. — Мы сами были бы в большом затруднении объяснить, как это произошло, усматривая в пережитом видимое чувство милости Божией»38.

Морально-психологическое значение, которое активисты Общества придавали своим начинаниям, выражалось и в том, что данные мероприятия давали возможность совершить своеобразное путешествие во времени — вернуться в эпоху, когда традиционно-патриархальные начала общественного устройства еще не были затронуты процессами разложения. «Искони стремление послать свою трудовую копейку с Божьим странником ко Св[ятым] местам было симпатичной чертой Русского человека, — говорил ректор Ставропольской духовной семинарии протоиерей П. Смирнов о пожертвованиях, собираемых ИППО. — Невольно мысль и воображение переносятся в те невозвратно далекие ушедшие годы, когда наблюдались, бывало, эти родные картины Русского странноприимства»39. Священнику В. Дьяковскому из Одессы «чтения и общая молитва пастыря с пасомыми, при вечерней обстановке храма» напоминали «жизнь первых христиан в катакомбах»40. Своеобразный пассеизм ряда активистов палестинского дела иногда выражался в стремлении воспроизвести прошлое буквально в деталях. Так, в ходе чтений, организованных Московским отделом в 1912 г., исполнялись духовные песнопения под аккомпанемент древнерусских гуслей41. В целом действия Общества в глазах его активистов, как отмечалось, несли значительную идеологическую нагрузку. Они не только содействовали решению важных задач прагматического свойства (укрепление социально-политической стабильности и целостности империи, усиление религиозной настроенности масс), но и отвечали насущным духовным запросам консервативных деятелей Общества.

36 Годовое общее собрание ИППО 30 апреля 1895 г. // СИППО. [Т. 6]. Апрель 1895 г. С. 133.

37 Общество активно разворачивает свои начинания в Палестине, несмотря на то что его возможности «крайне ограничены и даже ничтожны по сравнению с громадными материальными средствами инославных исповеданий», — заявляли руководители ИППО (Деятельность отделов ИППО в 1897/8 гг. С. 550).

38 Годовое общее собрание ИППО 21 мая 1892 г. // СИППО. Т. 3. Февраль 1892. С. 263; Годовое общее собрание ИППО 31 апреля 1895 г. // СИППО. [Т. 6]. Апрель 1895 г. С. 145.

39 Смирнов П., протоиерей. Судьбы Иерусалима и русские паломники. СПб., 1896 (Чтения о Святой Земле. Чтение 31-е). С. 40.

40 Отчет ИППО за 1906-1907 гг. С. 305.

41 См.: Нечаева М. Ю., Микитюк В. П. Указ. соч. С. 129.

Каковы же были результаты начинаний ИППО, направленных на установление контактов с народными массами?

Выше говорилось, что в 1890-е — начале 1900-х гг. организации, возглавляемой Сергеем Александровичем, удалось развернуть масштабную деятельность, пользовавшуюся достаточно широкой популярностью в народе. Однако закрепить результаты этих действий в конечном счете не удалось. Причиной тому была нехватка времени, отведенного историей на деятельность ИППО, возможно — просчеты в установках активистов Общества (акцент на эмоциональное начало, недооценка роли интеллигенции). Развитие секуляризаци-онных тенденций, нарастание социальной розни постепенно расшатывали народную религиозность. Эти процессы развивались исподволь и в период революции 1905-1907 гг. резко, во многом неожиданно для руководителей Общества, вышли на поверхность.

Те самые публичные мероприятия, которые ранее выступали как сфера выражения религиозных настроений, стали в новых условиях ареной проявления социального и политического протеста. «Теперь отовсюду из уездов идут горькие сетования относительно судьбы этих чтений, — сообщал Рязанский отдел ИППО. — Во многих уездах совсем их не было (выделено в тексте. — А. П.) ввиду напряженного состояния общества, готового бурно выйти наружу при всяком поводе». «Не ходите. вашим местом завладеют другие ораторы», — говорили на местах организаторам чтений, «и это там, где прежде они были дорогими гостями». В Костромском отделе на мероприятиях Общества «раздавались тюками прокламации и брошюры революционного содержания». Ярко проявился в годы революции и разрыв между представлениями образованных верхов и массовым сознанием, которого так опасались активисты ИППО. Бывало, что крестьяне, услышав в церкви про предстоящие чтения о Святой Земле, ожидали, что им зачтут с амвона манифест о безвозмездном наделении их землей42.

С началом русско-японской войны главный источник средств ИППО — так называемый Вербный сбор — упал примерно на 30%, и в дальнейшем добиться его повышения так и не удалось. «Война окончилась, но надежды Общества на лучшее будущее не оправдались, — писал официальный орган ИППО. — Поток частных пожертвований и членских взносов еще более понизился вследствие тех потрясений, которые переживало государство. Все попытки Общества сколько-нибудь усилить приток частных пожертвований на продолжение и развитие своего дела не увенчиваются сколько-нибудь значительным успехом». Вспоминая о размерах взносов 1880-х гг., журнал утверждал, что «сборы эти для наших дней могут казаться прямо невероятными»43. Начали сворачивать свою деятельность и закрываться некоторые отделы ИППО, сокращалась численность его членов44. В ряде регионов мероприятиям Общества стали чинить препятствия низовые

42 См.: Отчет ИППО за 1906-1907 гг. С. 304-305.

43 Никонова А. И. Бюджеты Министерств иностранных дел в Западной Европе и в России на благотворительные и учебно-воспитательные заведения в Сирии и Палестине // СИППО. 1911. Т. XXII. Вып. 2. С. 246.

44 К 1915 г. количество членов ИППО упало в 1,7 раза по сравнению с 1903 г. — до 2922 (Отчет ИППО с 1 января по 31 декабря 1914 г. // СИППО. 1916. Т. XXVII. С. 181).

власти (волостные писари с городским образованием), что отражало общее распространение секуляризационных тенденций.

Бурные события Первой мировой войны и последовавшей за ней революции положили конец попыткам активистов палестинского дела наладить прямой контакт с народными массами. В конечном счете эта деятельность окончилась неудачей. Тем не менее начинания ИППО в данном направлении заслуживают всемерного внимания исследователей. Они отразили многие важные черты и настроения эпохи — в частности характерное для верхов острое, болезненное ощущение разрыва с народом, стремление преодолеть эту пропасть. Попытки выявить, в чем именно заключается суть народных воззрений, каковы истинные потребности социальных низов, какой социальный порядок они примут как «свой», предпринимались во второй половине XIX — начале XX в. представителями самых разных идейно-политических направлений и общественных структур. Предприятия ИППО могут рассматриваться как пример одного из самых последовательных начинаний по решению данной проблемы в консервативном духе.

Список литературы

Великий князь Сергей Александрович Романов на посту Председателя Императорского

Православного Палестинского Общества: исторический очерк. М., 2009. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшие четверть века: 1882-1907. М.; СПб., 2008. Коровин Д. В. «Московские ведомости» о русских в Святой Земле // Богословские труды. М., 1999. Вып. 35. С. 209-215. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М., 2006. Нечаева М. Ю., Микитюк В. П. Императорское Православное Палестинское Общество

в культурной среде российской провинции. М., 2014. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев и русские учреждения в Святой Земле // К. П. Победоносцев и Русская Духовная Миссия в Иерусалиме в царствование императора Александра III. М., 2017. С. 19-28. Софьин Д. М. Великий князь Сергей Александрович: путь русского консерватора. М., 2016.

Чач Е. А. Христианский Восток в изданиях для народа в России конца XIX — начала XX в.: к постановке проблемы // Вестник Омского университета. 2012. № 1. С. 129-135.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 115. P. 52-65 DOI: 10.15382/sturII2023115.52-65

Head of the Department of Administration in the Sphere of Interethnic a nd Interdenominational Relations, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University,

Doctor of Sciences in History,

Associate Professor,

Alexander Polunov,

Moscow, Russia polunov@spa.msu.ru

https://orcid.org/0000-0002-4484-6003

The Problem of Relations with Common People in the Activities of the Imperial Orthodox Palestinian Society (Late 19th — Early 20th Centuries)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: The activities of the Imperial Orthodox Palestine Society (IOPS), founded in 1882, reflected important trends in the socio-political and ideological development of Russia in the late 19th and early 20th centuries. Created mostly in order to strengthen the political influence of Russia in the Holy Land, and to assist the pilgrims arriving there, the IOPS, from the point of view of its founders, had another extremely important task, viz. to develop the contacts between the power structures and the conservative upper classes of society with the masses of the common people. Seeking to reach this goal, the IOPS launched extensive publishing activities, established its local departments in the dioceses and organised the so-called popular readings dedicated to the Holy Land. In the course of these activities, a number of problems emerged related to the question of the ways and mechanisms of interaction between educated society and common people. It was necessary to realise what subjects and forms of presentation of the material would attract the people, what forms of communication should be used, how much the consciousness of the intelligentsia differs from the system of ideas of lower classes of society. The solution to these issues was supposed to strengthen the religious foundations of people's self-consciousness in the period of growing sociopolitical turbulence. The conservative leaders of IOPS also believed that developing of the above-mentioned activities would give them the opportunity to comprehend the peculiarities of common people's worldview. The beginning of the revolution in 1905, the development of secularisation and the aggravation of social contradictions did not allow the IOPS to fulfil the intended program. However, its activities became an important page in the history of Russia in the pre-revolutionary period.

Keywords: conservatism, religion, Orthodoxy, Imperial Orthodox Palestine Society (IOPS), Holy Land, common people, clergy, Church, autocracy, pilgrimage, press, popular readings.

A. Polunov

References

Chach E. (2012) "Khristianskii Vostok v izdaniiakh dlia naroda v Rossii kontsa XIX — na-chala XX v.: k postanovke problemy". Vestnik Omskogo universiteta, 2012, vol. 1, pp. 129—135 (in Russian).

Dmitrievskii A. (2008) Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obshchestvo i ego deyatel'nost'za istekshie chetvert'veka: 1882—1907. Moscow; St. Petersburg (in Russian).

Korovin D. (1999) "Moskovskie vedomosti» o russkikh v Sviatoi Zemle". Bogoslovskie trudy, 1999, vol. 35, pp. 209-215 (in Russian).

Lisovoy N. (2006) Russkoe dukhovnoe i politicheskoe prisutstvie v Sviatoi Zemle i na Blizhnem Vostoke v XIX — nachale XXv. Moscow (in Russian).

Nechaeva M., Mikitiuk V. (2014) Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obshchestvo v kul'turnoi srede rossiiskoi provintsii. Moscow (in Russian).

Polunov A. (2017) "K. P. Pobedonostsev i russkie uchrezhdeniia v Sviatoi Zemle", in K. P. Pobe-donostsev i Russkaia Dukhovnaia Missiia v Ierusalime v tsarstvovanie imperatora Aleksandra III, Moscow, pp. 19-28 (in Russian).

Sofin D. (2016) Velikii kniaz'Sergei Aleksandrovich:put'russkogo konservatora. Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 09.05.2023

The article was submitted 09.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.