Научная статья на тему 'Проблема взаимодействия человека и природы: исторический взгляд'

Проблема взаимодействия человека и природы: исторический взгляд Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2512
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / MAN AND NATURE / ECOLOGICAL CRISIS / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макеева Е.Д.

В статье рассматривается характер взаимоотношений общества и природы в различные периоды истории человечества. Анализируются причины экологических кризисов, произошедших в историческом прошлом и их влияние на развитие цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема взаимодействия человека и природы: исторический взгляд»

Макеева Е.Д. ©

К.и.н., доцент кафедры физики и методики обучения Поволжской государственной социально-гуманитарной академии

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ

ВЗГЛЯД

Аннотация

В статье рассматривается характер взаимоотношений общества и природы в различные периоды истории человечества. Анализируются причины экологических кризисов, произошедших в историческом прошлом и их влияние на развитие цивилизации.

Ключевые слова: человек и природа, экологический кризис, окружающая среда.

Keywords: man and nature, the ecological crisis, environment.

Человек изменяет и использует природу в соответствии со своими потребностями, но при этом полностью зависит от нее, живет за счет ее ресурсов. Общество на протяжении столетий развивалось во взаимодействии с природной средой, под ее непосредственным влиянием, однако сегодня это взаимодействие носит проблемный характер.

Наиболее глубокое осмысление тезиса о единстве человека и природы содержится в трудах знаменитого ученого-естествоиспытателя В.И. Вернадского, который писал: «Человек и в его индивидуальном, и в его социальном проявлении теснейшим образом закономерно, материально-энергетически связан с биосферой; эта связь никогда не прерывается, пока человек существует, и ничем существенным не отличается от других биосферных явлений» [4, 32]. Однако тесную связь человека с природой анализировали и некоторые историки, например, такие как С.М. Соловьев [11, 73], В.О. Ключевский [7, 62], Б. А. Рыбаков [10, 515] и др.

Основным фактором, влияющим на характер взаимоотношений общества и природы, является материальное производство, в процессе которого происходит непрерывный обмен веществом и энергией между людьми и окружающей средой. Поэтому основные исторические этапы взаимодействия человека и природы связаны, прежде всего, с развитием его трудовой деятельности, производительных сил.

В древнем мире деятельность человека была направлена на выживание и адаптацию. В отношениях с природой преобладала тенденция обожествления стихий. Осознание своей зависимости от природы, теснейшей связи с ней играло важную роль в формировании сознания первобытного и древнего человека, преломляясь в анимизме, тотемизме, магии, мифологических представлениях. Поскольку познание тайн природного мира в то время было еще невозможным, в сознании человека утвердился антропоморфизм, то есть представление о том, что все природные объекты — как живые, так и неживые — одушевлены, способны чувствовать и переживать.

В результате развития общества и роста его потребностей, деятельность человека переориентировалась на покорение природы с целью ее преобразования. Следствием этого становятся локальные и региональные экологические кризисы, которые имели место в истории многих культур. По мнению ряда ученых, первый экологический кризис произошел еще в конце эпохи палеолита и был связан с исчезновением мамонтов и других крупных млекопитающих в результате массовой охоты на них человека и переходом к земледелию и скотоводству.

В процессе развития сельского хозяйства происходило глубокое преобразование ландшафта. В последнее время появляется все больше сведений о том, что древние цивилизации гибли не только от нашествия завоевателей, но и от собственных

© Макеева Е.Д., 2015 г.

экологических трудностей, с которыми не могли справиться. Даже образование пустынь во многом было связано с человеческой деятельностью. Территория нынешней Сахары еще 8 тыс. лет была цветущим краем с богатой тропической флорой и разнообразной фауной. Одной из причин опустынивания в данном регионе Земли, считается массовая вырубка лесных массивов [13, 11]. Неправильная система земледелия превратила земли Северной Африки - некогда богатейшей житницы Римской империи - в пустыни и полупустыни [2, 146]. Огромная территория, простирающаяся от юга Палестины к северу Сирии до Месопотамии и востока Ирана, бывшая 10 тыс. лет назад родиной сельского хозяйства, в результате неправильной ирригации и, как следствие, засоления и истощения почв, также превратилась в пустыню. Сначала исчезли леса, потом вторичная растительность, а затем и почва [13, 12].

На фоне сложной экологической ситуации развивались и аграрные кризисы античного мира. Отмечая роковую роль вырубки лесов и разведения коз в Древней Греции, В.Д. Блаватский пишет, что «ко времени Платона леса были уничтожены, а горы, потеряв почвенный покров, превращались в почти голые скалы» [1, 21]. Гибель цивилизации майя, по мнению некоторых ученых, частично обусловлена слишком интенсивной обработкой нестойких почв тропического пояса [8, 51]. Истребление лесов и, как следствие, эрозия почвы и резкое снижение урожайности стали причиной гибели народа, населявшего когда-то остров Пасхи (Рапануи) [8, 51].

Таким образом, развитие отношений человека с природой отнюдь не шло эволюционным путем, а носило более сложный, нелинейный характер - через кризисы регионального масштаба и даже гибели цивилизаций, то есть через точки бифуркации. Эта концепция лежит в основе современной информационно-экологической и синергетической парадигмы, которая находится пока еще в стадии становления. Ее основные черты обозначены в трудах И. Пригожина [9], В. Казначеева и Е. Спирина [6], А. Урсула [12], В.

Зубакова [5] и др. Эволюция, или «ход времени» в рамках новой парадигмы предстает в форме чередования взрывов - революций разного масштаба или бифуркаций и спокойного «эволюционного» развития событий, на котором взаимодействующие процессы сохраняют свой гомеостазис.

Переход к сельскому хозяйству и оседлому образу жизни получил название неолитической революции. Она произошла около 10 тыс. лет назад и благодаря ей человек перестал полностью зависеть от состояния местной флоры и фауны, изменился характер его связей с природой. Достаточное количество пищи способствовало росту численности населения планеты, а появление прибавочного продукта стало причиной концентрации власти у определенной группы людей, социальной стратификации, появления ремесел, профессий, городов и государств.

На протяжении многих столетий деятельность человека не оказывала заметного воздействия на окружающую среду, хотя некоторые хозяйственные отрасли были довольно широко распространены еще до нашей эры: металлургия, металлообработка, производство стекла, мыла, гончарных изделий, красок, хлеба, вина. В средние века в производственных процессах все более широкое применение находят различные химические технологии, в больших объемах начинают производиться селитра, порох, медный купорос, красители и др. Однако объем промышленных выбросов был еще незначительным, основными источниками загрязнения природы вплоть до XVIII века были бытовые сточные воды, а также продукты сгорания топлива, применяемого для отопления помещений: окись и двуокись углерода, сажа, зола. Накопление отходов еще существенно не влияло на общую экологическую обстановку.

Интенсивное загрязнение окружающей среды начинается вследствие развития капитализма. Применение паровой машины в промышленности приводит к увеличению потребления топлива. Строительство железных дорог, развитие черной металлургии и связанных с ней отраслей - добычи угля, коксохимии способствуют загрязнению атмосферы,

образованию сточных вод и твердых отходов. Постепенно количество ингредиентов-загрязнителей окружающей среды растет.

В металлургическом производстве для восстановления окислов железа использовался древесный уголь, что привело к почти полному уничтожению лесов в Англии. В процессе выплавки железной руды в XVI-XIX вв. благодаря экспансии капиталистического производства подавляющая часть европейских лесов была превращена в кучи древесного угля. Достижения науки и техники обеспечили реальную возможность удовлетворения основных жизненных потребностей (подчас весьма неумеренных) очень многих жителей Земли. В результате увеличился и масштаб человеческой деятельности - она охватила всю планету.

Таким образом, в XIX и особенно ХХ веках ход человеческой истории решительно и внезапно переменился. В 1940-х гг. началась научно-техническая революция, в ходе которой наука превратилась в ведущий фактор развития общественного производства. На базе научных знаний происходит качественное преобразование всех производительных сил, используются новые, более эффективные, наукоемкие технологии, изменяется характер труда, бытовые условия и образ жизни людей. Вместе с тем, человек оказался перед лицом множества глобальных проблем, которых ранее не существовало, и одной из самых значимых среди них стала экологическая проблема. Количественные характеристики масштабов человеческой деятельности к 80-м годам ХХ века привели к очень серьёзной качественной деградации качества окружающей природной среды, поставившей под сомнение дальнейшее существование популяции Homo sapiens [3, 44].

В настоящее время многие специалисты, например, А.Г. Бусыгин, В.А. Зубаков, Б. Коммонер, Н.Н. Моисеев, А. Печчеи, Н.Ф. Реймерс и др. [3, 45], считают, что на Земле

существует глобальный экологический кризис, который может вскоре привести к катастрофе. «Победы», одерживаемые людьми над природой путем насилия над ней без учета логики ее развития как целостной системы, дают определенный успех на время, но таят в себе горечь расплаты в будущем. Деградация окружающей среды, вызванная деятельностью человека, в свою очередь, пагубным образом влияет на условия его существования. Поэтому экологический кризис — это проблема не только экологическая, но и социальная, и ее решением должны заниматься не только естественные науки, но и гуманитарные (история, социология, психология, демография и др.).

Возможно, единственный способ выживания современного человеческого общества -переход к так называемой «ноосфере», о котором писал еще В.И. Вернадский в середине ХХ века. Термин «ноосфера» в 1927 г. впервые употребил французский математик и философ Э. Леруа, подразумевая при этом биосферу, преобразованную деятельностью человека. В.И. Вернадский же позднее разработал концепцию перехода человечества к ноосфере, в которой сам термин «ноосфера» приобрел иной смысл: новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. В.И. Вернадский писал: «В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного вида живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу» [4, 19]. Основной геологической силой, создающей ноосферу, является рост научного знания.

Однако существует серьезнейшее препятствие для перехода к ноосфере -потребительское отношение человека к природе, которое существовало всегда и продолжает определять характер экологической политики государств и сегодня. Очевидно, что в современных условиях взаимодействие общества и природы должно происходить на основе их коэволюции. Человеку необходимо стремиться к органичному единству с природной средой, пытаться перестроить свое отношение к ней, постоянно совершенствовать те стороны деятельности общества, которые касаются охраны природы. В противном случае в биосфере могут наступить такие глобальные изменения, что существование в ней человека станет невозможным.

Литература

1. Блаватский В.Д. Природа и античное общество. М., 1976.

2. Браун Л. Производство пищи человеком как процесс в биосфере // Биосфера. М., 1972. С. 140149.

3. Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Ульяновск, 2003.

4. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1977.

5. Зубаков В.А. Прошлое и будущее человечества глазами эколога // Общественные науки и современность. 1997. № 3. С. 114-128.

6. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.

7. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 1. М., 1956.

8. Лосев К.С. Мифы и заблуждения в экологии. М.: Научный мир, 2010.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с при-родой. М., 1986.

10. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

11. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. I. Т. 1-2. М., 1988.

12. Урсул А.Д. Перспективы эволюции государства в модели устойчивого развития // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 134-144.

13. Фомичев А.Н. Проблемы концепции устойчивого экологического развития: Системнометодологический анализ. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.