Научная статья на тему 'Проблема выбора цветового решения архитектурного макета как одна из частей решения эстетических и гуманитарных задач в работе над произведениями макетного искусства'

Проблема выбора цветового решения архитектурного макета как одна из частей решения эстетических и гуманитарных задач в работе над произведениями макетного искусства Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
624
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ МАКЕТ / КОЛОРИТ / ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ / ЦВЕТ В ПРОСТРАНСТВЕ / ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ / ARCHITECTURAL MODEL / COLOR / COLOR SPACE / COLOR HARMONY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кожуховский А. Н.

Целью статьи является подробное изучение роли цвета в конструктивных искусствах, к которому относится искусство макетирования и дизайна. Цвет является одним из важных элементов проектирования любого объекта дизайна. Он качественно влияет на их облик и характер, служит выражению их основных отличительных качеств, делает их более понятными и доступными для зрителя. Выполнение макета является началом проектирования любого объекта, поэтому важно найти его правильное колористическое решение уже на первой начальной стадии работы над проектом и этапом создания макета. В данной статье исследуется и последовательно проводится анализ роли цвета в макете и значение его колористического решения для передачи основной идеи и задач макета, особенности выбора той или иной гаммы макета для максимального достижения главных целей работы над макетом и изучение воздействие колорита макета на зрителя. При работе над макетом необходимо помнить, что образная роль цвета в дизайне и макетировании основывается на основных законах сочетания цветов и на правилах науки о цветоведении. В статье исследуется значение преобладания локального цвета в дизайне и архитектуре, сущность психологического воздействия цвета, его место в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема выбора цветового решения архитектурного макета как одна из частей решения эстетических и гуманитарных задач в работе над произведениями макетного искусства»

Кожуховский А.Н. ©

Аспирант, Российский государственный университет туризма и сервиса, Московская обл.,

г. Пушкино

Научный руководитель к.ф.н, профессор Мышляева О.Б.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО МАКЕТА КАК ОДНА ИЗ ЧАСТЕЙ РЕШЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ МАКЕТНОГО ИСКУССТВА

Аннотация

Целью статьи является подробное изучение роли цвета в конструктивных искусствах, к которому относится искусство макетирования и дизайна. Цвет является одним из важных элементов проектирования любого объекта дизайна. Он качественно влияет на их облик и характер, служит выражению их основных отличительных качеств, делает их более понятными и доступными для зрителя. Выполнение макета является началом проектирования любого объекта, поэтому важно найти его правильное колористическое решение уже на первой начальной стадии работы над проектом и этапом создания макета.

В данной статье исследуется и последовательно проводится анализ роли цвета в макете и значение его колористического решения для передачи основной идеи и задач макета, особенности выбора той или иной гаммы макета для максимального достижения главных целей работы над макетом и изучение воздействие колорита макета на зрителя.

При работе над макетом необходимо помнить, что образная роль цвета в дизайне и макетировании основывается на основных законах сочетания цветов и на правилах науки о цветоведении.

В статье исследуется значение преобладания локального цвета в дизайне и архитектуре, сущность психологического воздействия цвета, его место в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна.

Ключевые слова: архитектурный макет, колорит, цветовое решение, цвет в пространстве, цветовая гармония.

Keywords: architectural model, color, color space, color harmony.

Цвет в работе над изготовлением различных видов макета выполняет большую и важную роль. Гармонично выполненный по колориту готовый макет производит сильное влияние на зрителя, оказывает на него большое эстетическое и эмоциональное воздействие. Правильно выбранная колористическая гамма макета в совокупности с удачным композиционным решением усиливает эстетическую значимость макета, подчеркивает его запоминаемость выразительность, образность.

В работе над цветовым решением макета необходимо знать основные законы цветоведения, основные гармоничные цветовые сочетания и применять особенности восприятия человеком всего большого многообразного количества цветов спектра. Выбор колористической гаммы макета основывается на ассоциациях человека. [ 1 ]

Для передачи основной идеи и целей работы над макетом необходимо правильно подбирать колорит макета, который посредством формы и цвета, передает характеристику основных свойств и особенности изображаемого объекта.

Цвет в макете имеет эмоциональное и формообразующее значение. Цвет влияет на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, но он отличается от роли цвета в

© Кожуховский А.Н., 2015 г.

живописи, и имеет другое назначение в конструктивных искусствах. В макете, в отличие от произведений живописного искусства, которое всегда содержит в себе большое количество различных цветов и оттенков, часто преобладает локальный цвет. Большое значение имеет в макете психологическое воздействия цвета на зрителя, его место в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого очертания границ цветового пятна, яркости цвета, специфики влияния различных цветов спектра и их тональностей на зрителя, а также фактура цветового покрытия.

Настроение макета создаётся продуманной совокупностью цвета, фактуры материала, элементов оформления, влияющих на его визуальное восприятие. Все это необходимо учитывать при работе над любым предметом дизайна и макетирования.

При работе над макетами различных архитектурных и ландшафтных территорий и отдельных предметов макета необходимо соблюдать определённые традиции, стиль и основные законы цветового решения.

Реальный цвет предмета в макете выглядит не так, как на реальном предмете, макет которого изготавливается, если цветовое решение этого предмета в макете выбрано неправильно. Выбор цветовой палитры и колорита в работе над макетом служит

формированию пространственного решения изображаемой территории. Для выполнения эстетически значимого произведения макетного искусства необходимо знать и применять правила сочетания цветов, переносить на макет все цветовое многообразие окружающего мира. Основу колористического решения в макете составляют всего четыре цвета: красный, желтый, синий и белый. Все остальные цвета и оттенки будут являться их производными. Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного цвета, в котором цвета расположены в определенной последовательности: красный, оранжево-красный, оранжевый, оранжево-желтый, желтый, зеленовато-желтый, желтовато-зеленый, зеленый, голубоватозеленый, голубой, синий, фиолетовый. [2] Помимо этих спектральных цветов в макете могут применяться и производные цвета, полученные в результате смешения различных красок. Основу цветового решения макета могут составлять как локальные спектральные цвета, так и сложные цвета, которые создают на макете особое богатство цветовой палитры и макет воспринимается как настоящее произведение не только макетного, но и живописного искусства. Таким образом, макет находится как бы на стыке нескольких видов искусства: дизайна, проектирования, макетирования и живописи. Автор, работающий над созданием макета, должен обязательно иметь знания в гуманитарной и технических областях, быть высоко художественно образованным человеком, иметь в своем профессиональном арсенале навыки академического рисунка, живописи, а также владеть и некоторыми техническими знаниями.

В науке о цвете существуют следующие понятия о группах цветов. Первая группа -это основные цвета, т.е. красный, желтый и синий. Вторая группа - это составные цвета, т. е. те цвета, которые получаются от смешения основных: красный с желтым дают оранжевый цвет, желтый с синим — зеленый, а синий с красным — фиолетовый. Третья группа: дополнительные цвета - это те цвета, которые находятся в цветовом круге на диаметрально противоположных сторонах цветового круга — синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и фиолетовый. Дополнительные цвета поддерживают «звучание» друг друга, они контрастны, но гармонично сочетаются, однако при смешении между собой дают серый цвет.

Из возможности смешивания всех цветов между собой следует способность дизайнера создавать большое количество цветов и их оттенков, а также возможность гармонировать их взаимные сочетания. Конечно, у каждого автора макета могут быть свои колористические предпочтения, но существуют следующие общепризнанные закономерности гармонии цветов. Наибольший цветовой контраст имеют цвета, расположенные в цветовом круге напротив друг друга. Наибольший цветовой нюанс имеют цвета, расположенные близко друг к другу в цветовом круге. Существует также гармония более яркого и менее яркого оттенка одного и того же цвета, т.е. сочетание градаций одного и того же цвета, а также следующая

общепризнанная закономерность сочетания цвета или его оттенка — хроматического тона с ахроматическим (черным или белым).

При изготовлении макетов могут применяться различные цветовые сочетания: контрастные, сближенные, теплые, холодные, ахроматические и хроматические. Под контрастом в макетировании, также как и в других видах искусства, понимается изменение цвета по светлоте или цветовому тону, связанное с окружением. Контраст цветов усиливается при увеличении площади цвета, который является фоном для какого либо предмета и уменьшением площади цветов, на который этот контраст воздействует, а также при сближении светлого фона и цветной фактуры. Великий теоретик и практик искусства живописи и теоретических наук, занимавшийся также и работой над макетами архитектурных сооружений, Леонардо да Винчи писал о природе и качествах цветовых контрастов так: «Из цветов равной белизны и равно удаленных от глаза, тот будет на вид наиболее чистым, который окружен наибольшей темнотою, и, наоборот, та темнота будет казаться наиболее мрачной, которая будет видна на наиболее чистой белизне» [3].

Сближенная гамма в макете использует цвета, которые находятся рядом друг с другом в цветовом спектре или цветовом круге. Но великий Леонардо да Винчи считал, что «каждый цвет лучше распознается на своей противоположности, чем на своем подобии, например: темное на светлом, и светлое на темном. Белое, которое граничит с темным, делает так, что у этих границ темное кажется чернее, а белое кажется чище» [4]

Цвет по-разному эмоционально воздействует на человека. В психологии и сознании человека закреплялись сложные ассоциации связи различных цветов с реальными жизненными явлениями и процессами [5]. Кроме основных характеристик цвета (цветовой тон, светлота, насыщенность), существуют и другие, в основе которых лежит эмоциональное и психологическое восприятие цвета человеком. Воздействие цвета на человека зависит в основном от того, к какому объекту этот цвет относится и что изображает, с какими предметами находится в окружении. Цвета можно разделить на легкие: светлые, прозрачные, почти не имеющие фактуру и тяжелые: темные, плотные, имеющие определенную фактуру. [6]

При работе над колористическим решением макета необходимо учитывать, что основой взаимодействия цветов в макете, как и в других видах искусства в целом, является противопоставлении теплых и холодных цветов. Даже небольшой контраст цветов поднимает и активизирует выбранные для работы цвета.

Леонардо да Винчи выделил следующие основные цвета в такой последовательности: белый, желтый, зеленый, синий, красный, черный. В своей «Книге о живописи» он писал: «Простых цветов шесть; первый из них - белый, хотя некоторые философы не причисляют ни белого, ни черного к числу цветов, т.к. один является причиной цветов, другой - их лишением. Белое примем мы за свет, без которого нельзя видеть ни одного цвета; желтое -за землю, зеленое - за воду, синее - за воздух, красное - за огонь, черное - за мрак».[7]

В практике работы над изготовлением макета важна эмоциональная выразительность цветов, способная вызвать чувственные переживания зрителя при созерцании и изучении любого произведения искусства, и макета в частности. При работе над макетом, отражающим моменты истории, необходимо помнить об эстетических вкусах и критериях той или иной изображаемой в макете, исторической эпохи. Эстетическая оценка цветовых отношений определяется отношением цветовых тонов, которые характеризуют выбор цветовой гаммы макета. Необходимо учитывать также, что цвет в окружении цветов разных тонов производит разное впечатление. Выбор в качестве колористического решения макета определенной цветовой гаммы, тех или иных гармонических сочетаний, является мощным и эффективным средством в работе над макетом и является важным выразительным средством успешной работы над макетом в совокупности с грамотно решенным проектом макета и четким и качественным техническим выполнением деталей макета.

Цвета не очень удачно сочетающиеся друг с другом, можно сделать гармоничными, изменив в макете их фактуру. Гармонию цветов необходимо рассматривать, как гармонию

цветовых соотношений, все богатство цветовых сочетаний с учетом всех основных

характеристик цвета - цветового тона, светлоты, насыщенности, размером цветового пятна.[8]

В практике макетного искусства существует большое количество разновидностей макета: градостроительный, планировочный, ландшафтный, архитектурный,

презентационный, интерьерный, театральный. Все они могут быть выполнены с применением различных цветовых сочетаний или только одного цвета. Это зависит от целей и задач макета.

Макет градостроительный или планировочный может быть выполнен с применением только одного какого-либо цвета. В большинстве случаев для выполнения задач таких макетов применяют белые или какой-либо нейтральный цвет, т.к. в градостроительном макете необходимо показать взаимоотношение между собой различных объемов, их пропорциональные характеристики и сочетание объектов макета между собой. В макетах ландшафтных, презентационных для передачи красоты и неповторимости изображаемого объекта и окружающей его территории можно применять большое количество цветов и цветовых сочетаний, создавая при этом произведение, близкое по количеству применяемого цвета к произведению живописного искусства. При работе над архитектурным или

ландшафтным макетом большое значение имеет положение цвета в пространстве, так как он может приобретать различный психологический смысл в зависимости от того, как и где он используется: например, около потолка или пола, широкой или узкой полосой, на вертикальной или горизонтальной плоскости. Театральный и интерьерный макет необходимо решать в строго определенной ограниченной гамме.

Форма окрашенной поверхности (цветового пятна) в макете тоже имеет большое значение. Один и тот же цвет может оказывать разное воздействие в зависимости от массы пятна и от его контуров — мягких или резких.[9] Цвета, применяемые в макете, могут сильно изменить воздействие на зрителя объемов. Гармоничное сочетание мягких и приятных цветов может сгладить впечатление от резких граней и изломов формы.

В архитектуре и дизайне, в процессе создания макетов, необходимо обязательно учитывать восприятие цвета зрителем. Яркий, интенсивный цвет, в большом количестве в интерьере приводит к быстрому утомлению. Очень скоро могут надоесть и цвет, и само помещение, несмотря на то, что сами по себе они могут быть красивы.

Цветовое настроение, образность достигаются в макете часто при помощи цветового акцента. Им может быть полоска, бордюр или интенсивно выкрашенный конструктивный элемент (стойка, опора, часть стены и т. д.). Также в качестве акцента в макете может служить применение произведений декоративно-прикладного искусства, которые служат определенным акцентом, цветовым пятном. Это может быть дизайнерская деталь обстановки, драпировка, декоративное панно, витраж, мозаика, стенная роспись и т. п. Цветовой акцент влияет на восприятие всего макета. Например, объект может казаться синим за счет синей крыши или синих деталей. Оживляющим акцентом может быть рекламная вывеска или какая-либо деталь, применение в макете, например, росписи декоративного характера, украшающей какую либо архитектурный объект. Важно, чтобы все это хорошо гармонировало друг с другом в макете.

Также большое значение при выполнении макета имеет правильно подобранная цветовая подсветка. Изготовление внутренней подсветки для макета позволяет придать макету более привлекательный вид, выделить главные и второстепенные детали макета, показать наиболее важные моменты работы технологического оборудования, отобразить на макете различные пути, маршруты, дороги, направления и т.п. В профессиональной работе над современным макетом применяется большое многообразие возможностей применения подсветки, которая в настоящее время играет большую роль в макетировании. При помощи подсветки можно осветить любой объект изнутри, снаружи, выполнить на макете уличное освещение, освещение памятников архитектуры или наиболее значимых объектов в макете, включить в макет фонари и светофоры и многие другие детали.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что цвет в работе над макетом играет важную роль. Г отовый макет оказывает сильное визуальное и эмоциональное воздействие на зрителя благодаря цвету. Удачно подобранный цвет макета вместе с правильным композиционным построением повышает его выразительность, образность, запоминаемость. Цвет и колорит в макетировании- это не только знание и применение цветовой палитры. Опираясь на законы цветоведения, архитекторы, дизайнеры и макетчики «творят» объемное пространство. Для того, чтобы создать красоту в макете, нужно не только знать правила цвета, но и уметь передавать все его многообразие в окружающем мире на поверхности макета.

Литература

1. Козлов В.Н.- Основы художественного оформления.- 1981, М., «Легкая и пищевая промышленность».[1 106, 2 108, 6 109 7 110 8 112]

2. Книга о живописи Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского. М., ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933г.[3 151, 4 152, 6 152]

3. Дзикевич С.А. «Эстетика начала классической теории».М., 2011. [5. 61.]

4. Стасюк. Н.Г., Т. Ю. Киселева, И. Г. Орлова, «Макетирование», учебное пособие Москва, издательство «Архитектура - С», 2010 г.[9 ,67]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.