Баландина И.В., Баландин А.А.
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет » г. Шадринск, Россия
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА СОВРЕМЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема выбора программного обеспечения для осуществления образовательного процесса в ВУЗе. Проводится подробный сравнительный анализ представленного на рынке свободного программного обеспечения и возможности замены им традиционного, требующего платной лицензии.
Ключевые слова: программное обеспечение, свободное программное обеспечение, информационные технологии.
Balandina IV, Balandin A.A.
Ph. D., associate Professor FGBOU VO "Shadrinsky state Pedagogical University" Shadrinsk, Russia
PROBLEM OF SELECTING THE MODERN SOFTWARE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY
Abstract
This article discusses the problem of choosing software for the implementation of the educational process at the university. A detailed comparative analysis of free software presented on the market is given and the possibility of replacing paid licensed software is shown.
Keywords: software, free software, information technology.
В эпоху глобального развития информационных технологии трудно представить образовательный процесс высших учебных заведений без использования современных персональных компьютеров. Федеральные государственные стандарты требуют материально-технического обеспечения образовательных программ для проведения лабораторных и практических занятий. Однако при определении объема финансирования вуза не всегда учитывается, что образовательный процесс требует значительных затрат для
приобретения лицензионного программного обеспечения. Существуют четыре варианта решения возникшей проблемы:
Выход 1. Использование «пиратского» программного обеспечения.
Пиратское ПО - это нелицензионное, нелегально скопированное и распространяемое программное обеспечение на различных носителях. С таких программных продуктов сняты различные ограничения, связанные с защитой от нелегального использования.
При приобретении такого ПО образовательная организация не несет существенных материальных затрат. Достаточно скачать дистрибутив с сети Интернет, специальные программы «кряки», генерирующие серийные номера и установить программное обеспечение на персональный компьютер. Как правило, подобные дистрибутивы не имеют ни количественного ни временного ограничения в использовании. На этом, пожалуй, их достоинства и ограничиваются.
Первый и существенный недостаток - это конечно же ответственность. Согласно статье 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) на юридических лиц налагается административный штраф в размере от 30 до 40 тыс. руб. с конфискацией контрафактных программ и орудий совершения административного правонарушения, то есть организация может лишиться не только нелицензионного ПО, но и компьютеров, на которые оно было установлено. Кроме того, если будет доказано, что преступление совершенно в крупном размере либо по предварительному сговору, то ответственность может перейти и в уголовную вплоть до лишения свободы сроком до двух лет. К ответственности может быть привлечено и юридическое лицо, и руководитель организации, и работник непосредственно выполнявший установку и настройку.
Второй не менее существенный минус - полное отсутствие гарантии бесперебойной работы программы, невозможность установки обновлений, конфликты с другим программным обеспечением.
В-третьих, взломанные программы становятся легкоуязвимыми для вирусов, что может привести не только к сбою в работе системы, но и к аппаратным проблемам, что в свою очередь повлечет остановку учебного процесса.
Таким образом, руководству и работникам образовательного учреждения стоит серьезно задуматься о целесообразности использования пиратского ПО для осуществления образовательной деятельности.
Выход 2. Использование демо-версий.
Демо-версия - это пробная версия программы. Имеет ограничения либо по срокам использования, либо по функционалу, либо по количеству запусков. При большом потоке студентов такое ПО проработает незначительное время и вполне вероятно не сможет полностью удовлетворить требования образовательных программ. Несомненным плюсом демо-версий является их бесплатность. Это позволяет беспрепятственно установить программу на
компьютер, испытать ее, внимательно рассмотреть назначение и функционал и только потом принять решение о необходимости ее покупки.
Выход 3. Покупка лицензионного ПО.
Лицензионное ПО - это программное обеспечение, защищенное авторским правом, определяющим его использование и распространение.
Покупая программное обеспечение образовательное учреждение избавляет себя от ряда проблем описанных выше. Следует сказать об огромном выборе программных продуктов, обеспечивающих образовательный процесс и вузу, конечно же, стоит внимательно отнестись к покупке ПО, взвешивая все преимущества, недостатки и необходимость его для организации процесса обучения. Возможность покупки того или иного продукта для вуза упирается в финансовую составляющую. Часто бюджеты небольших учебных заведений ограничены и вопрос покупки ПО отступает на второй план. В таком случае не остается ничего другого, как использовать свободное программное обеспечение.
Выход 4. Использование свободного программного обеспечения.
Свободное ПО - это программное обеспечение, авторы которого дают пользователям право свободной и неограниченной его установки, использования, скачивания и изменения.
В настоящее время существует огромный выбор подобных программных продуктов, обладающих как достоинствами так и недостатками.
Достоинства свободного программного обеспечения
1. Бесплатность и возможность использования на неограниченное число компьютеров.
2. Невысокая требовательность к системе.
3. Высокая устойчивость к внешним атакам вредоносного ПО.
4. Простой механизм установки.
5. Огромный функционал, не намного уступающий платному ПО.
6. Ряд продуктов совместим с платным ПО.
7. Возможность доработки под запросы пользователей.
Недостатки свободного программного обеспечения
1. Не реализован ряд функций, имеющийся у платного ПО
2. Не всегда совместим с платным ПО.
3. Имеет неполный перевод на русский язык или не имеет его вообще.
4. Не всегда имеет понятный и удобный пользовательский интерфейс.
5. При открытии файлов в лицензионном ПО теряется форматирование.
6. Использование подобного ПО в учебном процессе предполагает использование его и на домашнем компьютере.
7. Сложность исправления ошибок и сбоев.
8. Небольшое количество справочной литературы.
9. Не всегда можно найти аналог платному ПО.
Последний недостаток относится скорее всего к неким специфическим программ. Основной пакет лицензионного программного обеспечения все же имеет свои аналоги вполне достойного качества (таблица 1).
Таблица 1
Аналоги лицензионного и свободного программного обеспечения
Программное обеспечение Лицензионное Свободное
Операционная система Windows Linux
Текстовый процессор Microsoft Word OpenOffice.org Writer
Табличный процессор Microsoft Excel ODenOffice.org Calc,
СУБД Microsoft Access OpenOffice.org Base
Средства создания презентаций Microsoft PowerPoint OpenOffice.org Impress
Векторный графический редактор Corel Draw OpenOffice.org Draw
Растровый графический редактор Adobe Photoshop Gimp
Браузер Internet Explorer Mozilla FireFox
Редактор для работы со звуком Adobe Audition Audacity
Редактор для работы с видео Sony Vegas Shotcut
Среда визуального программирования Visual Studio Lazarus, Geany
На практике вузам приходится самостоятельно искать пути решения вышеописанной проблемы. Один из наиболее распространенных вариантов -это сочетание программного обеспечения, например, лицензионная операционная система и свободное прикладное ПО. Такое решение на наш взгляд является наиболее оптимальным и наименее болезненным для вуза в финансовом отношении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Уголовный кодекс РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru
2. Кодекс об административных правонарушениях РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.