Использование свободного программного обеспечение в системе общего образования
Сырцова А.О.
МИЭМНИУВШЭ, Департамент компьютерной инженерии, ИКТ-24
Syrtsova&inbox. ru
Аннотация. Проведен анализ проблем использования свободного программного обеспечения в системе общего образования на примере учащихся одной из школ с профильным обучением по информатике. Опрос показал, что подавляющее большинство респондентов пользуется опреационной системой Windows. Кроме того, учащиеся плохо ориентируются в различиях между свободным и проприетарным ПО. Предлагается ввести в школьные программы ИКТ соответствующий раздел.
Ключевые слова: свободное программное обеспечение, образование, анализ.
1 Введение
В связи со сложной международной обстановкой руководство страны делает ставку на импортозамещение, в том числе и на интеллектуальные товары. В этом плане одной из актуальных задач становится разработка собственного программного обеспечения государственных систем, в том числе системы образования.
В системе общего образования свободное программное обеспечение (СПО) используется давно и более или менее успешно. Однако существуют различные, иногда даже противоположные мнения относительно эффективности его использования.
Федеральные государственные стандарты общего образования на ступенях основного и среднего (полного) общего образования предусматривают развитие у школьников умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, а также обязательное участие учащихся в исследовательской и проектной деятельности [1]. Решению этих задач должно способствовать использование СПО [2, 3]. Преимущества СПО многократно описаны (см., например, [4, 5]. Однако, по мнению некоторых авторов, активному применению СПО в общем образовании мешают следующие факторы:
1) Отсутствие стратегии по организации планового внедрения свободного программного обеспечения в российскую систему образования со стороны вышестоящих органов;
2) Недостаточное количество квалифицированного инженерного состава для поддержания в рабочем состоянии компьютерной техники;
3) Необеспеченность собственными ресурсами образовательных учреждений по организации курсов повышения квалификации преподавателей в области использования свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности;
4) Отсутствие достаточного и разнообразного количества учебных пособий по свободным программам для обеспечения учебного процесса в различных образовательных учреждениях [6].
2 Методика
В ходе работы был проведён опрос учащихся средней специализированной школы для выявления основных мнений о применении СПО в образовательном процессе. Анкетирование проводилось с помощью онлайн сервиса Google Формы.
В опросе приняло участие 353 школьника, обучающихся в естественно-техническом лицее г. Саранска, который на данный момент является ведущим среднеобразовательным учреждением в Республике Мордовия в области информатики. Возраст респондентов варьируется от 7 до 18 лет (1-11 классы). В анкету были включены следующие вопросы:
■ Операционная система, установленная на вашем домашнем (личном) ПК
■ Является ли она лицензионной?
■ Какое программное обеспечение вы используете для работы с текстовыми документами?
■ Установленная на вашем компьютере версия:
■ Какое программное обеспечение вы используете для работы с графическими документами?
■ Установленная на вашем компьютере версия:
■ Какое программное обеспечение вы используете для работы с видеодокументами?
■ Установленная на вашем компьютере версия
■ Какое дополнительное программное обеспечение вы используете в учебных целях?
■ Установленная на вашем компьютере версия:
■ Обладают ли лицензией программы, указанные в варианте "Другое"?
■ Пользуетесь ли вы пиратским программным обеспечением?
■ Если да, то почему?
3 Результаты исследования
Обработка анкет позволила выявить следующие особенности использования школьниками программного обеспечения, установленного на их личных (домашних) компьютерах.
Наиболее популярной операционной системой является Windows (рис. 1). Только 4 человека не используют ОС Windows, в соответствие с этим, не кроссплатформенное ПО здесь рассматриваться не будет.
400 350 300 250 200 150 100 50 0
349
20 9 5
Windows Android Linux
■ Количество человек, пользующихся давнной ОС
Mac OS
Рис. 1. Используемая ОС на личном/домашнем ПК Самыми популярными тестовыми процессорами оказались Microsoft Office Word и Блокнот (рис. 2).
400 350 300 250 200 150 100
343
о
106
48
H H н■ 24 8
Microsoft Office Блокнот WordPad OpenOffice LibreOffice
Word Writer Writer
■
Количество человек, пользующихся данным текстовым процессором
Рис. 2. Использование текстовых процессоров Из диаграммы на рис. 2 видно, что свободные программы LibreOffice Writer и OpenOffice Writer не пользуются популярностью, значительно уступая своему проприетарному аналогу. Это объясняется тем, что с первых классов в лицее обучение проводится в среде Microsoft Office Word, тем самым вытесняя интерес учащихся к аналогичным программам.
Поскольку работа с компьютерной графикой в общеобразовательных школах не распространена, потребность у школьников в поиске подходящего редактора невысока. Стандартный инструментарий Windows включает в себя программу Paint, чей инструментарий удовлетворяет
большинство потребностей (рис. 3). Использованию этой программы в лицее обучают с первого класса.
300 262
250
200
150
100
50
0
104
91
1 70 ■
5
X Л
0°
с0
^ S)
•Г V У г
чР JF
32
^ /
I Количество человек, пользующихся данным графическим редактором
Рис. 3. Использование графических редакторов
В дополнение к Paint обучение в лицее проводится на редакторах семейства Corel: Draw и Photo-Paint, а также на системе автоматического проектирования КОМПАС. Однако из рис. 3 видно, что использование этих редакторов невысоко и при более детальном рассмотрении полученных результатов можно сделать вывод, что используется учениками только тех классов, учебная программа которых на данный момент включает их использование. Свободный редактор векторной графики Inkscape и растровой графики GIMP практически не используются в силу сниженного интереса к использованию любых графических редакторов.
Видео-редакторы пользуются наименьшей популярностью. Обучение их использованию началось только в 2014 году, и производилось в программе Windows Movie Maker, которая также принадлежит к стандартному инструментарию Windows. По итогам опроса, эта программа и оказалось самой популярной среди учащихся (рис. 4).
Более 40 % опрошенных не пользуются видео-редакторами, что говорит о невысокой популярности среди учащихся программ данного типа. Из рис. 4. видно, что свободные аналоги, такие как OpenShot Video Editor, Avidemux и Magix проигрывают своим проприетарным аналогам.
Понятно, что свободное ПО имеет ряд преимуществ перед проприетарным. Однако опрос показал, что многие ученики не видят их, или путаются в понятиях, что приводит к ошибочным выводам. В частности, было выяснено, что школьники часто путают понятие свободного ПО с пиратским ПО, а также с триал-версиями проприетарного ПО. Из-за этого им кажется, что такие программы ничем не отличаются от
платных, соответственно смысла в их поиске они не видят. Такие ошибки свойственны младшей возрастной группе от 7 до 13 лет.
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
165
143
45
I
24
Window s Sony V ega s A dob e Aft er Open Shot C or el A vi demux Movie Effects Video VideoStudio
Maker Editor
Maejx
Другое
He
пользуюсь
I Количество человек, использующих данный видео-редактор
Рис. 4. Использование видео-редакторов
Возможность изменения исходного программного кода; 10; 4%
Нет преимуществ; 23; 8%
Другие причины: 40; 14%
Доступность; 41; 15%
Рис. 5. Основные преимущества СПО перед ППО
Основным преимуществом, по мнению большинства респондентов, является бесплатность (рис. 5), далее идёт доступность и возможность редактировать исходный код (это достоинство отмечено учащимися
старшей возрастной группы). 74 человека воздержались от ответа на поставленный вопрос.
В связи с высказанными преимуществами возникает вопрос: почему учащиеся не используют свободное ПО более эффективно? Описанные ранее самые популярные проприетарные ПО (в основном графические и видео редакторы), более чем в 50 % случаев оказываются нелицензионными копиями. 191 человек из 353 пользуются пиратским ПО. Основная причина: нехватка средств для покупки лицензии.
4 Заключение
Системы свободного программного обеспечения составляют достойную альтернативу лицензионным коммерческим программным средствам и могут быть использованы в системе общего образования.
В соответствии с федеральными стандартами школьник должен научиться овладевать различными компьютерными программами. Если начинать обучать школьников на свободном ПО, то это поможет развить навыки использования определённых типов программ без дополнительных материальных затрат, и в дальнейшем позволит с большей лёгкостью переходить на другие, специализированные типы ПО. Для решения этой задачи в программы курсов информатики целесообразно ввести дополнительный раздел, посвящённый свободному ПО.
5 Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа:
http ://минобрнауки.рф/документы/2365
Кормилицына Т. В. Свободное программное обеспечение как компонент решения проблемы реализации государственных стандартов по информатике в вузе -[Электронный ресурс] Режим доступа -
http://informatika.mgosgi.rU/files/conf2011/2/Kormilitcina.pdf
Сайт Свободного программного обеспечения в российских школах [Электронный ресурс] Режим доступа - http://freeschool.altlinux.ru
Свободное программное обеспечение - [Электронный ресурс] Режим доступа -http://www.interface.ru/home.asp?artld=10205
Свободное программное обеспечение в школе - [Электронный ресурс] Режим доступа -http://internika.org/sites/default/files/docs/SPO_v_shkole.doc
Коваленко В.А. Анализ перехода на свободное программное обеспечение учреждений системы образования России. // Педагогическое образование в России, 2013, №6, с. 188-192.