Научная статья на тему 'Опыт внедрения свободного программного обеспечения в общеобразовательной школе'

Опыт внедрения свободного программного обеспечения в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения свободного программного обеспечения в общеобразовательной школе»

Продолжение табл.

1 2 3 4

системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-програмного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей образовательная среда, в которой используются новые информационные технологии обучения, сетевые возможности и ресурсы, протекает обмен информацией между участниками образовательного процесса, существуют возможности расширения границ образовательного процесса путем использования информационных коммуникаций между образовательными учреждениями

Таким образом, информационно-образовательная среда предстает перед нами, как сложное, многокомпонентное системное образование, насыщенное разнообразными ресурсами, один из которых - информационный -выделяется как базовый в достижении субъектом поставленной образовательной цели. Информационно-образовательная среда - это проектируемая и создаваемая субъектами образования система, способная к саморазвитию, в которой между субъектами и компонентами устанавливаются связи и отношения на основе информационной деятельности по достижению образовательных целей. Информационно-образовательная среда определяется, с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой стороны, как педагогическая система, следовательно, при проектировании, моделировании и развитии среды должны ставиться и решаться вопросы не только «информационно-программно-технического» характера, но и «социально-психолого-педагогические» вопросы.

Опыт внедрения свободного программного обеспечения

в общеобразовательной школе

В.Э. Цвирко (shmel30@yandex.ru)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы»

В настоящее время в российской школе сложилась парадоксальная ситуация: при наличии значительного количества ПК в школах, отсутствует определенность с выбором операционной системы и программного обес -печения для учебного процесса. Пакет «Первая помощь 1.0» проблем не решил, а только их отсрочил. А внедрение «сверху» ОС Linux (AltLinux или NauLinux) в школы в связи с кризисом находится под вопросом. Поэтому мы надеемся, что наш самостоятельный опыт внедрения СПО и его подробное обоснование окажутся полезными и для других школ.

Работы по внедрению СПО на базе Linux в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы» начались в 2007 году после широко известного «дела Поносова».

Причины миграции на операционную систему Linux:

1. Недостаток финансирования и соответственно невозможность лицензирования 70 ОС Windows на школьных компьютерах. Цена вопроса (лицензия на год) в 2007 году составляла от 320 до 640 тыс. рублей.

2. Проблемы с лицензированием Windows в дальнейшем (полная зависимость от ценовой политики монополиста - фирмы Microsoft), и молчание по этому вопросу со стороны государства.

3. Запутанность лицензий на проприетарное ПО и огромное количество бумажной документации для проверяющих органов.

4. Необходимость постоянного отслеживания лицензионной чистоты установленного ПО на школьных компьютерах.

5. Большая стоимость таких широко используемых в учебном процессе программ, как Microsoft Office, Photoshop, CorelDraw, 3DMax, Adobe Premiere, антивирусные пакеты и т.д. По нашим расчетам стоимость ПО равнялась, а то и превышала стоимость самих компьютеров.

На первом этапе, нами была изучена вся доступная в Internet информация по миграции с Windows на Linux. С помощью студентов МарГТУ (выпускников нашей школы) было перепробовано множество дистрибутивов Linux и поскольку выяснилось, что основным стержнем любого дистрибутива является ядро и Х-сервер, а разница между дистрибутивами определяется комплектацией пакетов, уровнем оптимальной установки, согласованностью предоставляемых пакетов в работе и т.д., дальнейший поиск проходил в соответствии с разработанными критериями:

- это должен быть широко распростаненный в России дистрибутив, имеющий многочисленное сообщество (т.к. предполагалось, что придется решать множество проблем возникающих на первых этапах внедрения);

- дистрибутив должен включать в себя наиболее полный список программ, необходимых для реализации учебного процесса в школе;

- дистрибутив должен быть наиболее полно русифицирован.

Наш выбор пал на дистрибутив Ubuntu и его русифицированную версию - Runtu. Эта операционная система идеально подходит для использования на персональных компьютерах, ноутбуках и серверах. Она содержит все необходимые программы и имеет четкий график релизов - новый релиз каждые шесть месяцев. Одна из основных идей Ubuntu - все должно «просто работать». Каждый релиз Ubuntu поддерживается обновлениями безопасности (security updates) в течение 18 месяцев.

В процессе эксплуатации выяснилось и еще одна привлекательная особенность Ubuntu - возможность установки из под Windows! Таким образом облегчалось появление Linux на домашних компьютерах учащихся.

Дальнейшее исследование применения СПО в общеобразовательной школе мы попытались проанализировать в следующих аспектах:

1. СПО и учебный процесс.

2. СПО и управление образовательным процессом (административные структуры).

3. СПО и сервисная поддержка.

Естественно, наибольший интерес вызывает применение СПО в учебном процессе. В настоящее время ОС Ubuntu используется в четырех компьютерных классах школы для обучения учащихся курсу информатики (базовый и углубленный), для проведения уроков с использованием ИКТ по другим предметам, для проведения элективных курсов по программированию, компьютерной графике и анимации, web-дизайну.

Чтобы проанализировать, насколько успешно происходит внедрение, рассмотрим отдельно возможности использования СПО:

- в области базовой и углубленной подготовки учащихся по информатике,

- в использовании ИКТ на уроках по другим предметам.

В первом случае изучение предмета ограничивается общими понятиями и конкретными навыками по использованию тех или иных информационных технологий. Общетеоретическая подготовка не связана напрямую с использованием вычислительной техники, поэтому проблема внедрения СПО ее фактически не затрагивает. Например, циклы и ветвления в программах остаются циклами и ветвлениями и при их реализации во Free Pascal. Внедрение ОС Linux в процесс преподавания программирования, безусловно, имеет ряд положительных моментов. Во-первых, это использование бесплатного программного обеспечения. Во-вторых, использование Linux позволяет ознакомиться с технологиями, отличающимися от используемых в Windows. Определенные методические перспективы определяются и открытостью кодов операционной системы, что делает технологии «прозрачными» для обучения, чего нельзя сказать об ОС Windows. Правда, для того, чтобы начать извлекать из этого реальную пользу требуется реальная методическая работа.

Аналогичная ситуация и с использованием свободных графических редакторов. Для изучения основ растровой графики бесплатный Gimp полностью заменяет проприетарный Photoshop, а открытый векторный редактор Inkscape с успехом вытесняет платные аналоги CorelDraw или Adobe Illustrator.

Список проприетарных программ использовавшихся в школе до миграции на Linux и применяемые в настоящее время аналоги СПО.

№ Изучаемый курс Проприетарное ПО cno

1 Информатика Microsoft Office OpenOffice

Internet Explorer FireFox

MS Outlook Evolution

Agnitum Outpost Firewall Squidguard

Сетевое окружение Samba

Total Commander Gnome-Commander

WinZip, WinRar tar, gzip, bzip2, rar

Блокнот / Notepad, WordPad Gedit

FineReader Cuneiform

Dr. Web, Kaspersky ClamAV

Acronis PartitionExpert GParted

Nero K3B

2 Обработка звука Windows Media Player MPlayer

SoundForge, Cooledit Audacity

3 Графика Adobe Photoshop Gimp

CorelDraw Inkscape

ACDSee gThumb

4 Обработка видео Adobe Premiere KdenLive, Kino

5 3Б моделирование 3DMAX Blender

6 Анимация AnimeStudio Synfig Studio

Наш опыт показывает, что возможности СПО без труда покрывают не только потребности школы при изучении базового и углубленного курсов информатики, но и потребности при реализации ряда профильных (элективных) курсов по ИКТ. В настоящее время единственной проблемой для нас является отсутствие среди СПО качественного визуального редактора для создания интерактивных мультимедиа-презентаций.

Второй серьезной областью применения ИКТ в школе является поддержка учебного процесса при изучении других школьных предметов. Здесь возникают дополнительные проблемы, так как существует непереносимость многих педагогических программных средств, разработанных под Windows и удачно используемых учителями. Следует отметить, что с 2003 по 2007 гг. школа принимала участие в апробации электронных учебников по заказу Министерства образования России. Апробировались обучающие CD-ROM по следующим предметам: английский язык, биология, география, история, математика, химия, физика, экология, информатика, русския язык и литература, МХК, компьютерная графика. Уроки с их использованием были включены в учебное расписание. С переходом на Linux от всех этих программных средств пришлость отказаться. Выход был найден в использовании свободной системы дистанционного образования Moodle.

В» ngoiurv КЬ*-a.*»« (B'OjJ

я&Ж МО У "Средняя с£шво6рисваталы<ай шшмт МвЗС* I--

^^^ ' ' I Э^СКУЙ !ru) Jä

Bio« Категории курсов Календарь

Логин •« Апрели 2009 ► П|| Вт С» 41 П| СО ВС 1 J 1 « S « т е 1 10 и 13 и К 19 К 1' 1В 19 Я II 22 23 34 29 [я] 27 24 29 X

ПэрОЛй 1 Вюад J 3|6ы/и п|ра/ъ? Учительская 1 Химия 1 Учебные курсы по ИКТ 9 Сетевые олимпиады 1 Учебные курсы по МоосИе 12

Поиск r,pca j прямит. Категории сурсов ft чккмя a »ve-we Kffo.no ИКТ ft 'леб-ше ку£сь т

В настоящее время созданы и действуют 7 курсов по: химии, программированию, компьютерной графике, офисным технологиям и web-дизайну. Создаются курсы по: биологии, английскому языку, истории, математике, русскому языку и литературе.

Moodle предоставляет учителю инструменты для создания лекций, опросов, тестов, презентаций, глоссариев, кроссвордов, обучающих игр, организации общения с учащимися на учебных форумах и чатах. Ученикам предоставляется возможность вести свои рабочие тетради и портфолио. Этот мощный программный комплекс позволяет перенести часть традиционной учебной деятельности в интернет и освободить время на уроке для дополнительного общения учителя с учащимися, для организации обсуждений и дискуссий, выполнения творческих заданий.

Что же касается внедрения СПО для управления образовательным процессом школы, то здесь проблемы в основном связаны с отсутствием аналогов привычного ПО, надежной совместимости внутренних форматов приложений Open Office и соответствующих продуктов Microsoft (например, odt и doc). Это приводит к проблемам при работе с документами, получаемыми из вышестоящих организаций. Также отсутствует совместимость внутренних скриптовых языков в Open Office и MS Office.

К сожалению не способствуют внедрению СПО и спускаемые сверху решения: 1С: Хронограф, 1С: Бухгалтерия, 1С: Предприятие, электронная учительская работающие под операционной системой Windows. Возможность их работы из под WINE@Etersoft мы в настоящее время не рассматриваем (решение платное и пока не предоставляющее полноценного функционирования рассматриваемых продуктов под Linux).

Поэтому мы считаем, что для управления образовательным процессом применение СПО в нашей школе в настоящее время невозможно.

Сервисная поддержка СПО. Два года использования операционной системы Linux (Ubuntu 7.10 и Ubuntu 8.04) выявили почти парадоксальную ситуацию: несмотря на использование совершенно новой (незнакомой ранее) операционной системы и незнакомого программного обеспечения, сервисная поддержка не потребовалась вообще. Благожелательного русскоязычного сообщества пользователей Ubuntu и огромного количества документации в Internet оказалось достаточно для самостоятельной установки, настройки и эффективного использования СПО в школе.

В настоящее время в школе создано единое информационное пространство включающее в себя:

- главный сервер школы (ОС ASPLinux);

- сервер электронной учительской (ОС ASPLinux);

- локальная вычислительная сеть к которой подключены 70 ПК с операционными системами Linux и Windows;

- четыре точки доступа WiFi с 50% покрытием школьного пространства;

- четыре компьютерных класса (ОС Runtu, Ubuntu Studio 8.04);

- учительская начальных классов (ОС Windows);

- учительская старших классов (ОС Windows и ОС Runtu);

- библиотека (ОС Windows);

- бухгалтерия школы (ОС Windows);

- приемная и кабинет директора (ОС Windows и ОС Runtu).

Мы считаем, что переход школы на использование СПО дал нам уверенность в завтрашнем дне, независимость от кризиса и непродуманных решений сверху, возможность за счет экономии средств (на покупке лицензий) поддерживать существующий парк персональных компьютеров в рабочем состоянии. Наш опыт показывает, что для успешного внедрения СПО в школу требуется в первую очередь желание учителей школы и ее руководства. Все зависит от человека! Следовательно надо создавать государственные (материальные) стимулы для тех учителей и директоров школ, которые решаются осуществить такой переход.

Литература

1. http://www.lauc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=145&Itemid=83 Об опыте внедрения СПО в условиях педагогического университета. Томск, ТГПУ.

2. http://www.opennet.ru/docs/RUS/lin_win_analog/ Аналоги Linux-программ в Windows.

Внедрение ИКТ в практику управления образованием в сельской школе

Т.А. Эскаева (estama@mail.ru)

МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа

Для сельской школы характерны устаревшая материально-техническая база? постоянное недофинансирование и более низкое кадровое обеспечение. Таким образом, ученик сельской школы уже на старте имеет нерав -ные возможности в доступности получения качественного современного образования.

В тоже время социальная миссия сельской школы определяется ее особым статусом: сельская школа традиционно рассматривалась не только как сугубо образовательное учреждение, но и, как правило, как единственное социокультурное учреждение, очаг культуры, национальных и региональных традиций в сельской местности.

Введение ЕГЭ и профильного обучения еще сильнее актуализировало проблему кризисного состояния сель -ской школы, обострив две группы противоречий:

- между необходимостью организации профильного обучения учащихся старших классов в соответствии с их интересами, потребностями и устаревшей материально-технической базой;

- между экономической нецелесообразностью существования малокомплектных школ и необходимостью их сохранения как социокультурного ядра в сельской местности.

Одним из путей возрождения сельской школы, ее выведения из кризисного состояния и сокращения разрыва между городской и сельской школами является информатизация сельской школы, ее активное вовлечение в формируемую единую информационно-образовательную среду.

Главная задача школы в области информатизации - создание единого информационного пространства школы.

Значительно возросший в последнее время объем информации, а также необходимость всестороннего анализа, прослеживания динамики изменений и оперативной корректировки образовательной деятельности школ, работающих в инновационном режиме, требуют использования ИКТ для создания единого информационно-образовательного пространства учреждения.

Информатизация образования - широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку (эффективную социализацию) школьников к жизни в условиях информационного общества.

Внедрение ИКТ в общеобразовательный процесс способствует:

- индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;

- изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;

- стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоя -тельному переобучению;

- усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.