УДК 631/635+349.422.231 ГРНТИ 68.01.11
ПРОБЛЕМА ВОЗРОЖДЕНИЯ ЗАБЫТЫХ ДЕРЕВЕНЬ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.Л. Макаревич, Е.В. Ермолаева, Е.О. Сцибаровская Северо-Западный институт управления
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Россия, 199178, г. Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 57/43
В данной научной статье рассмотрена проблематика возрождения забытых деревень в Российской Федерации, приводится опыт некоторых зарубежных государств, описаны причины распада деревень, а также предложены возможные пути решения указанной проблемы. Результаты исследования могут стать основой для принятия мер по предотвращению потери культурного наследия и истории русского народа.
Ключевые слова: деревня, миграция, экономика, национальный проект, инфраструктура, законы, нормативные акты, культурное наследие.
Введение
В России проблема заброшенных деревень не нова. К сожалению, многие из них остаются без внимания и поддержки со стороны властей и общественности. Однако последние годы характеризуются увеличением числа проектов по возрождению забытых населённых пунктов. В этой статье мы рассмотрим, какие проблемы возникают и какие методы используются для успешного развития этих территорий.
Заброшенные деревни — это не только утраченная культурная ценность, но и потенциально богатая природными ресурсами территория. Однако отсутствие инфраструктуры снижает основополагающие факторы для развития любого населённого пункта. Некоторые проекты по возрождению забытых деревень направлены на создание условий для жизни и работы жителей: строятся дома, благоустраиваются улицы, формируются рабочие места. Другие — на развитие туризма: восстанавливаются исторические здания, создаются туристические маршруты.
Целью исследования является анализ причин исчезновения российских деревень, подробное изучение государственной политики, а также изучение возможных мер по предотвращению дальнейшего сокращения сельских поселений деревни на территории Российской Федерации.
История забытых деревень
К моменту создания СССР 85 % населения состояло из крестьян, а к его распаду 74 % стали горожанами. В 1990-е годы процесс урбанизации замедлился. Но это произошло не из-за улучшения сельской жизни. На самом деле в городах стало труднее найти работу, а система переезда через набор на предприятия была сломана. Хотя в нулевые годы отток населения из сёл и деревень возрос, точные цифры неизвестны, поскольку многие люди, переселяясь в города, сохраняют сельскую регистрацию. В период с 2011 по 2015 годы ежегодно из сёл в города своих регионов переезжали от 90 до 174 тыс. человек. А в города других регионов переселялись от 31 до 76 тыс. селян. В результате население сёл повсеместно сокращается, за исключением пригородов крупных городов [1].
Сельское население России сокращается на 1,5-3 % ежегодно преимущественно в регионах Дальнего Востока, Восточной Сибири и Европейского Севера. Согласно официальным данным Росстата за период с 2001 по 2017 годы, на селе зарегистрировано на 1,4 млн человек (3,6 %) меньше, чем ранее. Из общего населения России 26 % составляют сельские жители, что на самом деле означает гораздо меньшее число людей, проживающих в сёлах. К примеру, если брать Северо-Запад, то статистика говорит,
© М.Л. Макаревич, Е.В. Ермолаева, Е.О. Сцибаровская, 2023
42
что в около 30 тыс. сельских поселений каждое пятое пустует, а в 58 % поселений живут менее 10 жителей.
Причины вымирания деревень
Стоит выделить две основных причины вымирания деревень: аграрная политика и оптимизация государственных учреждений.
В советское время деревни существовали на средства колхозов. Сильные колхозы имели высокий бюджет и доход от продажи урожая, тогда как слабые колхозы получали поддержку от государства через дотации и привлечение специалистов. Это позволяло строить больницы, школы, дороги и покупать разнообразную технику в деревнях. Населённые пункты росли стабильно, и подрастающее поколение уже знало, что будет заниматься сельским хозяйством, где всегда нужны рабочие руки.
Однако с распадом Советского Союза колхозы были разрушены, и сельскому населению было разрешено войти в рыночную экономику и стать фермерами. Крупные агрохолдинги быстро захватили рынок. Большим агропромышленным комплексам сопутствует удача, поскольку они обладают значительными объёмами финансовых средств, что даёт им преимущество перед маленькими и средними фермерами, которые не могут соперничать с ними. Кроме того, крупные компании получают поддержку от государства. В результате экономика ориентирована на крупные комплексы, и обычным фермерам всё труднее выживать и находить потребителей для своей продукции. Отсутствие государственной поддержки привело к остановке развития деревни: село перестало приносить доход государству, что привело к уменьшению финансирования государственных учреждений и дорог.
Люди вынуждены переезжать в город, при этом населённые пункты теряют свои школы и больницы, а люди не находят возможности для трудоустройства. В связи с вышеперечисленными проблемами должны быть предложены пути их решения или альтернативные варианты развития событий, которые не остановят, но хотя бы замедлят исчезновение деревень.
Рассмотрим подробнее те препятствия, с которыми сталкиваются участники процесса возрождения деревень в Российской Федерации. Можно выделить две условные группы проблем, а именно: материальные и нематериальные проблемы. К материальным проблемам можно отнести следующие:
1. Огромный процент земельных участков выведен из сельхозоборота, тем самым ликвидирован производственный базис. Причины данной проблемы: слабое участие федеральной власти в контролировании применения земельного законодательства, коррупция местных и региональных властей.
2. Отсутствие удобств и инфраструктуры. Данный аспект является одним из основных, т. к. за последние 20 лет инфраструктура практически не развивалась, если не брать в расчёт газификацию села по программам развития газоснабжения и газификации регионов до 2025 года. Причины данной проблемы: отсутствие у местных властей экономической, а также политической мотивации строить какую-либо инфраструктуру; отсутствие капиталоёмких вложений из-за недостатка государственной политики по отношению к развитию села.
3. Технологическая отсталость села. Сельское хозяйство стало более ресурсоза-тратным и неэффективным с точки зрения технологического оснащения. Причины, которые привели к подобному исходу: недостаток инвестиций у сельхозпроизводителей; агрессивное отстаивание интересов крупными агрохолдингами.
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, которые носят материальный характер, не стоит забывать о нематериальных аспектах, которые играют немаловажную роль в образе российской деревни:
1. Деревня стала непривлекательной для проживания. С активным развитием технологий людям приходится жить в непрерывном потоке информации, в связи с чем становятся всё менее восприимчивы к преимуществам жизни на селе. Причина данного феномена достаточно проста: отсутствие на территории сельской местности перспективы для самореализации.
2. Стереотипы и предрассудки насчёт деревень. С каждым годом всё быстрее
увеличивается темп миграции населения, тем самым происходит обескровливание деревень. В понимании современного человека деревня абсолютно не модна и ассоциируется с крайне неприятными вещами. Причина: на данный момент отсутствует достаточное количество примеров для статистики по удачному восстановлению или установлению культурной жизни в селе.
Проблемы правового регулирования
Для поддержания деревень и развития сельской местности в целом применяются различные законы и нормативные акты, которые регулируют аграрную политику, территориальное планирование и развитие регионов. Перейдём непосредственно к ним.
Закон «О развитии сельского хозяйства» регулирует отношения в области сельского хозяйства, охраны земель, окружающей среды, формирования и развития сельских территорий. Налоговый кодекс РФ регулирует порядок налогообложения сельскохозяйственных производителей и предоставляет налоговые льготы для развития сельского хозяйства и сельских территорий. Нормативные акты Министерства сельского хозяйства РФ устанавливают требования к качеству сельскохозяйственной продукции, правила применения удобрений и пестицидов, стандарты и нормы в сфере животноводства и растениеводства. Совсем недавно, 1 марта настоящего года, вступили в действие требования к средствам размещения для сельского туризма [2].
В целом законы и нормативные акты оказывают значительное влияние на развитие и поддержание деревень и сельской местности в России, создавая благоприятные условия для решения социальных, экономических и экологических проблем, возникающих в этой области. Существует несколько проблем в законах и нормативных актах РФ, которые регулируют поддержку деревень.
Начнём с того, что понятие «село» неоднозначно. В российском законодательстве нет его чёткого определения, как и понятия «деревня». Это затрудняет распределение средств на развитие сельских территорий. Следующая проблема заключается в недостаточности финансирования.
Как правило, субсидии на развитие села оказываются недостаточными, что приводит к тому, что населённые пункты не могут выполнить все необходимые работы по благоустройству и развитию. К тому же периодичность выделения средств на поддержку села не всегда стабильна, что затрудняет планирование работ по развитию.
Помимо перечисленного в некоторых регионах отсутствует чёткая государственная политика по развитию сельских территорий, а это в свою очередь сильно затрудняет получение субсидий и в целом оказывает негативное влияние на уровень жизни жителей деревень.
Ещё одной не менее важной проблемой является то, что жители и организации, работающие в сельской местности, нередко сталкиваются с трудностями в получении кредитов и инвестиций на развитие своей деятельности из-за высоких процентных ставок и рисков, связанных с работой в малом населённом пункте. То есть их возможности для получения кредитов и инвестиций ощутимо ограничены.
В целом, несмотря на различные меры поддержки, сельская местность остаётся одним из наиболее уязвимых секторов экономики России. Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства и разработка более эффективных мер поддержки, чтобы облегчить жизнь жителям деревень и обеспечить развитие сельской местности в целом. Рассмотрев проблемы, связанные с правовым регулированием, стоит обратить внимание на современные программы и инициативы, направленные на поддержку и развитие сельской местности. Они являются важным инструментом для обеспечения устойчивости сельских территорий и повышения качества жизни населения.
Программы и инициативы по возрождению деревень
На данный момент есть множество национальных проектов, нацеленные на абсолютно разные проблемы, но объединяющим фактором являются меры, которые в совокупности могут внести неоценимый вклад в возрождение забытых деревень, а также оказать поддержку сельским посе-
лениям, оказавшимся на грани исчезновения. В качестве примера разберём проект по комплексному развитию сельских территорий, данная программа утверждена постановлением Правительства от 31 мая 2019 года № 696. В рамках программы местным самоуправлениям на сельских территориях оказывается государственная поддержка при реализации определённых мероприятий: создание и реконструкция муниципальной и государственной собственности; строительство объектов, которые предназначены для размещения разного рода художественных организаций; реконструкция объектов туризма, объекты ремесленной деятельности, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и т. д. С условиями и необходимыми документами для участия можно ознакомиться на государственных сайтах по поддержке сельских поселений [3].
Ещё одной успешной инициативой является проект «Русский сад», который ставит своей целью сохранение редких пород деревьев и кустарников, а также создание новых садов в стиле русской классики. Данный проект активно поддерживается государством, что позволяет быстрее достигать поставленных целей.
Важную роль в возрождении деревень играют местные жители. Многие из них создают свои собственные фермерские хозяйства и мастерские, занимаются выращиванием экологически чистых продуктов и ручным трудом. Такие локальные инновации помогают сохранять традиции и культуру региона, а также создают рабочие места.
Таким образом, программы и инициативы по возрождению деревень в России являются эффективным инструментом сохранения культурного наследия страны.
Успешные примеры возрожцения забытых деревень в России
Несмотря на то что проблема заброшенных деревень является актуальной в России, существуют успешные примеры их возрождения. Один из таких примеров — деревня Вязовка в Московской области. Благодаря усилиям местных жителей и государственных программам здесь была со-
здана туристическая инфраструктура, открыты ремесленные мастерские и музеи. Сегодня Вязовка привлекает туристов со всего мира.
Ещё одним успешным проектом является возрождение деревни Кизилово в Республике Татарстан. Здесь была создана экологически чистая ферма, которая занимается производством продуктов питания. Данный проект помог сохранить традиции крестьянского хозяйства и создать рабочие места для жителей деревни.
Стоит отметить также проект «Возрождение русских сёл», который проводится на базе Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. Его целью является сохранение культурного наследия русских сёл и обучение молодёжи традиционным занятиям. В рамках проекта проводятся мастер-классы по плетению корзин, выращиванию овощей и созданию лакомств.
Проект «Деревня будущего» — это социальный эксперимент, запущенный в России для борьбы с опустыниванием земель и заброшенностью сельских населённых пунктов. В рамках этого проекта были проведены работы по ремонту и реконструкции различных объектов инфраструктуры в селе Пихтовка Удмуртской Республики, включая школу, детский сад, стадион, фельдшерско-акушерский пункт и общественное пространство.
Целью проекта является создание равных условий для жизни городского и сельского населения. В частности, в рамках проекта был запущен цифровой фельдшерско-акушерский пункт, позволяющий врачам проводить консультации с пациентами дистанционно с использованием видеосвязи и работать с электронными медицинскими картами. Новое оборудование значительно улучшило качество медицинской помощи и сократило время прохождения процедур.
Одной из основных задач проекта является удержание жителей в сельской местности и предоставление им комфортных условий жизни, сравнимых с теми, которые доступны в городах. Это позволит сохранить культуру и традиции сельской жизни, а также создать новые возможности для развития сельского хозяйства и туризма.
Проект «Деревня будущего» продолжает находиться на стадии эксперимента, но уже сейчас он привлекает внимание своей идеей восстановления заброшенных населённых пунктов. Реализация проекта в Пих-товке показала, что возможно создание благоприятных условий для жизни и развития в сельской местности.
Как решают проблему другие страны
Различные страны решают проблему восстановления деревень по-разному, в зависимости от социально-экономических, экологических и культурных особенностей конкретной страны. Были выделены некоторые зарубежные страны с примерами успешных программ по восстановлению деревень.
В Японии существует государственная программа «Жизнь в деревне», которая нацелена на восстановление жизни в сельских общинах. Программа предполагает предоставление финансовой поддержки местным жителям для запуска сельскохозяйственного бизнеса, развития экотуризма и создания традиционных ремёсел. К тому же желающим переехать из крупных городов (Токио, Киото) предоставляют финансовую поддержку.
Во Франции существует программа «Новое население в деревне», которая предоставляет финансовую поддержку молодым семьям для переезда в деревни и создания новых рабочих мест. Программа также предусматривает реставрацию и сохранение национального культурного наследия в сельских общинах.
В Норвегии создана программа «Деревня будущего», которая нацелена на развитие местных ресурсов и устойчивое развитие сельских территорий. Программа предполагает финансовую поддержку проектов, связанных со сбережением энергии, производством чистой продукции, развитием туризма и другими сферами.
В Австрии существует программа «Устойчивое развитие села», которая нацелена на обеспечение экологичного развития сельских территорий. Программа предусматривает повышение уровня экологической безопасности, содействие энергоэф-
фективности и использованию возобновляемых источников энергии, поддержку малого и среднего бизнеса.
Некоторые страны, такие как Италия и Испания, создают программы, которые предлагают значительные финансовые поощрения для новых жителей, которые готовы переехать в заброшенные деревни и вести там сельское хозяйство или заняться иным видом бизнеса.
В разных странах, правительства инвестируют средства в ландшафтный и культурный потенциал заброшенных деревень, чтобы обратить их в центры туризма и развлечений. Например, в Швейцарии правительство обновляет деревенские дома и здания, превращая их в гостиницы и рестораны в обмен на инвестиции. Некоторые страны, такие как Франция и Великобритания, превращают заброшенные деревни в центры сельского туризма. Это может включать в себя создание музеев, ресторанов, фермерских хозяйств и других видов развлечения.
Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что восстановление деревень и развитие сельской местности возможны при активном участии государства, социальных партнёров и местных жителей. Основными инструментами поддержки являются финансовая и инфраструктурная поддержка, обеспечение доступа к ресурсам, стимулирование развития сельскохозяйственного бизнеса, привлечение инвестиций и создание условий для развития экотуризма.
Как привлечь правительство
Привлечение правительства к восстановлению заброшенных деревень поможет не только сохранить культурное наследие, но и иметь многие другие социальные, туристические, экологические и здравоохранительные преимущества для общества в целом. Вовлечение можно осуществить через ряд мероприятий. К примеру, можно использовать проведение информационной кампании. Важно распространить информацию о том, что реальное восстановление заброшенных деревень возможно. Необходимо сообщить о полезных социальных, экономических и экологических послед-
ствиях подобных проектов. Существуют различные конкурсы и грантовые программы, которые нацелены на поддержку инициатив в сфере развития сельской местности. Участие в таких программах может помочь в получении финансовой поддержки из бюджета или относящейся к этой сфере благотворительной организации. Многие депутаты являются заинтересованными в поддержке проектов по восстановлению заброшенных деревень. Обращение к ним может помочь заручиться важной поддержкой. Важно установить контакты с государственными органами, которые стоят за развитием сельской местности. Они могут помочь в поиске источников финансирования, а также в решении вопросов, связанных с получением разрешений и разрешительной документации. Помимо перечисленного стоит отметить, что активное общественное движение может оказать значительное влияние на мнения и решения правительства. Необходимо вести информационную работу, организовать общественные обсуждения и выступления, чтобы национальное правительство было привлечено к проблематике развития сельского хозяйства и восстановления заброшенных деревень. Таким образом, многие способы могут быть использованы для привлечения правительства к восстановлению заброшенных деревень, но главное, чтобы был ясен план восстановления, который продуман, приоритетен и возможен для реализации.
План по восстановлению заброшенных деревень
Восстановление заброшенных деревень может быть долгим и сложным процессом, требующим координации усилий со стороны правительства, местных сообществ и других заинтересованных сторон. Для этой задачи следует предпринять несколько важных шагов, которые помогут достигнуть цели.
Для начала необходимо исследовать проблемы и возможности: заинтересованным сторонам провести обследование деревни, чтобы понять её текущее состояние, какие проблемы нужно решать, и какие возможности есть для её восстановления.
Заинтересованные стороны должны обратиться к местным жителям, экспертам и организациям, чтобы получить дополнительную информацию и поддержку.
Следующим шагом будет разработка плана на основе результатов обследования и консультаций. Это должен быть стратегический план, который определяет цели, задачи, сроки реализации и действия, необходимые для восстановления деревни. Он должен учитывать различные аспекты, такие как социальные, экономические, инфраструктурные и экологические факторы. К тому же стоит понимать потребности местных жителей и их мнение о том, как должна выглядеть будущая деревня.
Далее необходимо обеспечить финансирование: определить его источники. Оно может включать как государственные гранты и субсидии, так и частные вложения и фонды.
Ещё одним важным пунктом является содействие местному сообществу. Сотрудничество позволит вовлечь местное население в активное восстановление деревни. Участие в общественных мероприятиях, форумах и консультациях привлечёт интерес. Это поможет создать чувство принадлежности и поддержки, что является важным фактором для устойчивости процесса восстановления.
Необходимо также разработать планы для создания рабочих мест в деревне. Для этого можно рассмотреть возможности в сфере туризма, сельского хозяйства, малого бизнеса и других отраслей экономики.
Немаловажным фактором будет и улучшение инфраструктуры деревни, включая дороги, мосты, водоснабжение, электроснабжение и другие коммуникации. Это позволит не только привлечь новых жителей и инвесторов, но и улучшит жизненный уровень местности.
Выделение особенностей, достопримечательностей деревни, разработка уникальных исторических маршрутов, народные промыслы и традиционные культурные мероприятия позволят заинтересовать туристов и опять же потенциальных инвесторов. Сюда можно включать национальные парки, памятники истории, фольклор, народные промыслы и традиции.
К улучшению инфраструктуры важно добавить и усовершенствование качества жизни, к примеру, в сфере образования, здравоохранения и культуры. Для популяризации деревни стоит создать отдельный сайт, на котором будет собрана вся интересующая туристов информация об уникальной истории и достопримечательностях.
Наличие сайта с полной информацией обо всех туристических ресурсах области — один из наиболее важных инструментов для продвижения туризма и привлечения новых посетителей. Во-первых, информация о деревнях и их достопримечательностях полезна для туристов, которые могут заинтересоваться посещением деревень и открыть для себя их красоты и уникальность. Во-вторых, это может привести к увеличению количества туристов и дополнительным доходам от туристической индустрии. Деревни содержат ценные памятники культуры, а также старинные постройки, которые являются частью национального наследия. Информация о них может помочь сохранить их и поддержать осознанный туризм, который уважает культурное наследие и историю региона. Добавление информации о деревнях и их достопримечательностях может стимулировать развитие сельского туризма, который может предоставить дополнительные возможности для местных жителей как для проведения разных мероприятий, так и для развития других видов предпринимательской деятельности. Размещение информации о различных мероприятиях, развлечениях, гостиницах и ресторанах привлекает новых туристов и делает отдых более интересным. Размещение информации на сайте помогает привлекать новые инвестиции и бизнес-партнёров, что поддерживает социально-экономическое развитие региона, а также повышает национальную узнаваемость и престиж области в глазах других регионов.
К примеру, у Костромской области есть свой сайт, в котором собраны туристические ресурсы. Но, проанализировав его подробнее, мы выявили, что конкретно о деревнях ничего не указано. Изучение туристических ресурсов данной местности, показало, что Костромская область имеет достаточно достопримечательностей, историко-
культурных и природных ресурсов для осуществления и развития туристической деятельности. В особенности это касается Пар-феньевского и Антроповсого районов. Од-Однако сайта конкретного района, в котором была бы собрана вся интересующая туристов информация, не имеется.
Создавать отдельные сайты для районов нецелесообразно, именно поэтому Костромской области рекомендуется добавить в сайт отдельные страницы или вкладки, которые бы содержали необходимую информацию о деревнях. Подобное решение сможет успешнее рекламировать отдельные уголки области и успешно информировать туристов об инфраструктуре. В целом, это может привести ко многим положительным результатам, таким как защита и сохранение культурного наследия и привлечение инвесторов.
Выводы
Возрождение деревень в России сталкивается с рядом материальных и нематериальных проблем. Среди материальных проблем можно выделить отсутствие инфраструктуры, технологическую отсталость и вывод земельных участков из сель-хозоборота. Нематериальные проблемы включают непривлекательность деревни для проживания и стереотипы и предрассудки насчёт деревень. Решение этих проблем требует решительных действий как со стороны властей, так и со стороны местных жителей и представителей бизнеса.
Для решения проблем возрождения деревень необходимо разработать комплексную программу, которая будет ориентироваться на государственную поддержку мелкого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры, повышение технологической оснащённости и улучшение социально-бытовых условий жизни. Такие меры могут помочь остановить вымирание деревень и дать шанс жителям вернуться в свои родные селения.
Необходимо обратиться к практике других стран в этой сфере. Углублённое изучение данного вопроса позволит воплотить в жизнь в России более значимые проекты и поддержать благоустройство деревень.
Решение проблемы заброшенных деревень в России имеет не только культурное, но и социально-экономическое значение для страны. Их восстановление способствует сохранению традиционной культуры и укреплению связей между городом и сельской местностью, а также создаёт новые возможности для развития сельского хозяйства, развития туризма и успешного использования природных ресурсов. Для этого необходимы: - существенная переработка нормативно-правовой базы;
- многостороннее участие правительства, местных сообществ и частных предпринимателей;
- поддержка общественного движения и экспертных кругов.
Восстановление заброшенных деревень является многогранным проектом, который требует огромного труда и ресурсов, однако требует повышенного внимания и решения, для того чтобы привести к возвращению жизни в деревню и созданию новых возможностей для её жителей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Эффективность экономики России: Федеральная служба государственной статистики // Росстат URL: https://rosstat.gov.ru/.
2. О развитии сельского хозяйства : Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/.
3. Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» // Правительство России URL: http://government.ru.
4. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 (ред. от 28.05.2022) // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 16.03.2023).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) / СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 1.05.2023).
6. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.11.2022 № 617 «Об утверждении требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности» / Министерство экономического развития Российской Федерации URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 02.05.2023).
7. Эффективность экономики России: Федеральная служба государственной статистики // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 1.05.2023).
8. Хорошев А. Заказник «Парфеньевский» // Ландшафты и экологическая сеть Костромской области. Кострома, 2013. 387 с.
9. Нормативно-правовые основы развития сельского туризма в России. Требования к гостевым домам : метод. пособ. / Ковалевская В.Н., Лебедева И.В., Лежина Е.А., Тестов М.И. Москва : АНО «АРСИ», 2021. 122 с. (дата обращения 02.05.2023).
10.Чепурных Н.В. Социально-экономические факторы развития сельских территорий / Н.В.Чепурных, А.В. Мерзлов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» // Кибер-Ленинка URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 05.05.2023).
11. Туристические ресурсы // Studfile URL: https://studfile.net/ (дата обращения 25.04.2023).
12. Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» // Правительство России URL: http://government.ru/ (дата обращения 01.05.2023).
Об авторах:
Марина Леонидовна Макаревич — доцент кафедры правоведения; makarevich [email protected]; Елизавета Васильевна Ермолаева, Екатерина Олеговна Сцибаров-ская — студенты Сверо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ.
Статья поступила в редакцию 06.06.2023 г.