Исходя из их состава, подбирается та или иная технология очистки и оборудование. Сложность очистки сточных вод от компрессорного конденсата и его утилизации некоторых предприятий появляется при смешении производственных стоков с другими, например, фекальными или с технической водой и т. д. В данных случаях необходимо подбирать технологии и оборудование позволяющее очистить сточные воды от компрессорного конденсата с изменяющимся составом [4].
Для предприятий аэрокосмической отрасли, предполагается следующая многошаговая технология. На первой стадии происходит механическая очистка с помощью специально-предназначенных устройств (сепараторов, центрифуг). В нашем случае используется устройство, имеющее патент В0Ш017/038, так как оно наиболее подходит по своей технологии и техническим параметрам. В нем применен способ разделения неустойчивых эмульсий, включающий процессы гравитационной сепарации с движением предварительно разделенных жидкостей навстречу друг другу в вертикальном направлении, а затем в противоположенном с отводом фракции, обогащенной легкими компонентами вверх, а тяжелыми компонентами вниз. Отличающийся тем, что вводят питательную трубу с продольными вырезами, затапливают ее в средах разделения и осуществляют процесс гидрофобного и гидрофильного разделения. Вводят канал с радиальными перегородками, а также, по крайней мере, две ступени отвода для легкой жидкости, и, по крайней мере, одну ступень для отвода тяжелой. И осуществляют в поле гравитационно-центробежных сил процесс разделения жидкостей при последовательном течении, включая и круговое, через отверстия в радиальных перегородках от первой ступени разделения к последней ступени отвода. Это необходимо для разделения компрессорного конденсата на фракции [5].
Затем, на второй стадии используются методы биологической очистки. Такая комбинация позволит обеспечить требуемую очистку воды и производст-
венных стоков, которая соответствует ГОСТам и СНиПам [6].
В наше время, органы технического и санитарного надзора большинства государств, и России в том числе, постоянно ужесточают требования, предъявляемые к экологической безопасности производств. В частности, конденсат, компрессорных станций высокого давления, по закону не может быть просто слит в канализационную сеть.
Многостороннее и глубокое освоение безотходных производств - долговременное и кропотливое дело, которым предстоит заниматься ряду поколений ученых, инженеров, техников, экологов, экономистов, рабочих разного профиля и многих других специалистов. Полностью безотходное производство - далекая перспектива, но необходимо уже сейчас решать эту задачу, как на общеэкономическом уровне, так и в отдельных отраслях хозяйства. Для этого необходимо предельно корректно и профессионально вести учет и оценку промышленных стоков начиная со стадии разработки технологических схем, в которых неизбежно их образование, и заканчивая мероприятиями по их утилизации, переработке и возможному дальнейшему использованию в данном производственном цикле или в других отраслях [2].
Библиографические ссылки
1. Васильев П. П. Безопасность жизнедеятельности. Экология и охрана труда. Количественная оценка и примеры, 2003.
2. Степановских А. С. Охрана окружающей среды, 2001.
3. URL: http://www.xiron.ru/content/view/28067/28/
4. URL:http://www.pk-kompressor.ru/index/?firm=4&node_id=346.
5. URL:http://www.sibpatent.ru/patent.asp?mpkcls= B01D017.
6. URL:http://www.wgost.ru/zakon.html.
© Лапа А. В., Кучкин А. Г., 2011
УДК 343.326
А. И. Лыткина, Р. Р. Мингазов Научные руководители - В. М. Илюткин, Е. Н. Леонова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМА ВОЗДУШНОГО ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Воздушный терроризм это крайняя форма терроризма. Он страшен жертвами тысячей случайных людей, паникой, страхом незащищенности и народными волнениями, которые оказывают огромное влияние на международные отношения. В современной России проблема воздушного терроризма насущна и требует огромных вложений средств и сил для ее устранения.
Одной из самых актуальных глобальных проблем современности является терроризм. К сожалению, мировая история насчитывает тысячи террористических актов на протяжении тысячелетий, терроризм
Терроризм - это в первую очередь ненависть. Ненависть человека к человеку, человека к человечеству.
Михаил Болтунов [2]
стал неконструктивным способом разрешения различных политических, социальных и экономических вопросов на протяжении нескольких столетий. Россия столкнулась с этой проблемой открыто только
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
в XIX веке. Народники, анархисты, революционеры считали бомбу «лучшим аргументом против». От рук террористов погиб Александр II, многие видные деятели политики и искусства, но, самое важное, что от руки террористов погибали ни в чем не повинные люди. Но именно в XXI веке терроризм получил широчайшее распространение, стал одним из методов борьбы за интересы и воздействия на массы. Ничем нельзя оправдать принесенные жертвы, не каждая цель оправдывает средства.
Воздушный терроризм это крайняя форма терроризма. Он страшен тем, что наносит тяжелейший урон. Его характерной чертой является закрытое пространство воздушного судна, которое не позволяет проводить немедленные операции по освобождению заложников, что часто приводит к их неминуемой гибели. В результате воздушного террористического акта могут пострадать тысячи случайных людей. Психологическое воздействие на общество, приносимое актами терроризма, в том числе и воздушного, настолько велико, что вызывают панику, страх незащищенности и могут спровоцировать народные волнения, оказывая огромное влияние на международные отношения.
В последние десятилетия воздушный терроризм был одним из самых распространенных видов террористических актов. К нему прибегали сторонники самых разных политических и религиозных идей (японская «Рэнго Сэгикун», исламская «Аль-Каида» и палестинская «Черный сентябрь», а также множество других террористических организаций) [1]. До сих пор идут различные споры по поводу произошедшего акта 11 сентября 2001 г. в США. Общественный резонанс был настолько силен, что послужило официальной причиной развернутой операции в Ираке [3].
Для того чтобы дать анализ конкретно воздушному терроризму, необходимо определиться с терминологией. Понятие воздушного терроризма до сих пор не сформулировано в международной правовой практике, но мы включаем в этот термин следующие действия: захват воздушных судов и их угон; захват заложников, находящихся на борту воздушных судов; использование воздушных судов для удержания и транспортировки заложников, захваченных в других местах. Кроме того, актами воздушного терроризма считаются вывод из строя аэронавигационного оборудования, средств обеспечения воздушных сообщений и др. Целью воздушного терроризма, как правило, является принуждение властей выполнять требования террористов об освобождении из заключения и свободном выезде из страны своих единомышленников, а также демонстрация несогласия или осуждения тех или иных политических оппонентов. Захват воздушных судов и заложников осуществляется и с целью получения выкупа.
Мировая практика борьбы с терроризмом только к 70-м гг. (после захвата самолета Бразинскасами 15 октября 1970 г., а также самолета авиакомпании «Эйр Франс», произошедшего 27 июля 1976 г.) выработала эффективные меры по предупреждению террористических актов [4]. Но, к сожалению, и это не
исключило жертв в дальнейшем. С развитием науки, техники и совершенствованием охранных технологий, террористы разрабатывают все более изощренные и массовые способы убийства.
В современной России проблема терроризма насущна и требует огромных вложений средств и сил для ее устранения. Разрабатываются различные мероприятия по борьбе с терроризмом, особенно в сфере авиатранспрота. «Совместно с руководством Москвы была разработана целевая программа, в которой предусматривалось управление воздушными силами над столицей на предельно малых высотах, создание систем разведки, системы пресечения воздушных терактов, закупок РЛС миллиметрового диапазона. Но пока нет необходимой законодательной базы», - сказал генерал-полковник Юрий Соловьев, комментируя проблему противодействия воздушному терроризму [5]. Ужесточены меры в аэропортах после недавних терактов в Москве. Процесс регистрации при посадке становится все более длительным и тщательным. Европейские СМИ вещают нам о том, что большинство европейцев готовы терпеть любые неудобства во имя безопасности. И мы привыкаем к этому. Осторожность и настороженность друг к другу становятся повседневной нормой.
Но не стоит забывать и о том, что к большой радости всего человечества, современные технологии не только способствуют развитию изощренных способов террористических атак, но и выступают против терроризма в целом. Проверка ручного багажа с помощью мягких рентгеновских лучей и персональная проверка пассажиров чувствительными магнитометрами для обнаружения металлических предметов, скрытых в одежде - уменьшили число случаев воздушного терроризма, но террористы в свою очередь, несколько изменив тактику, продолжали подклады-вать бомбы в багаж. Для проверки тяжелого багажа на конвейере установили рентгеновские аппараты в комбинации с компьютерами, специально для обнаружения взрывных устройств. Авиационные компании разрабатывают даже методы защиты самолета в случае взрыва бомбы. Как планируется, багажное отделение будет защищено пуленепробиваемым слоем нейлона, за исключением нижней части «брюха» самолета. При взрыве бомбы все жизненно важные помещения - пассажирское отделение, кабина пилотов и т. д. будут защищены от осколков слоем специального нейлона, а нижняя часть багажного отсека, сделанная из легких металлических пластин, примет всю энергию взрыва, которая рассеется в окружающей разреженной атмосфере [5].
Воздушный терроризм современного мира лишен идеологической подоплеки. Он разрознен по своим мотивам, но при этом крайне силен. Проблема воздушного терроризма уже давно стала глобальной, постепенно размывая грани между внутренним терроризмом и международным. Численность террористических группировок растет, их разрушающая деятельность становится все опаснее и активнее. Средства массовой коммуникации играют им на руку, нагнетая атмосферу страха в мировой общественности. Похоже, начинают сбываться самые мрачные прогнозы о
том, что наше государство входит в новую полосу пиратства в воздухе.
Библиографические ссылки
1. Алан М. Дершовиц. Почему терроризм действует. М., РОССПЭН, 2005. С. 62-63.
2. Болтунов М. Террор на пороге вашего дома. АСТ, 1998.
3. Додолев Е., Леско М. Загадки 11 сентября, или 27засекреченных страниц //Огонек. 2003. № 52.
4. Newsru.Com : Интернет-ресурс.
5. Россия - Антитеррор : Национальный портал.
© Лыткина А. И., Мингазов Р. Р., Илюткин В. М.,
Леонова Е. Н., 2011
УДК 621.923.9
Е. А. Неборская, Н. А. Третьяченко Научный руководитель - Л. П. Сысоева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА УСТАНОВКАХ ДЛЯ АБРАЗИВНО-ЭКСТРУЗИОННОЙ ОБРАБОТКИ
Определены основные меры обеспечения безопасности при работе на установках для абразивно-экструзионного шлифования.
В качестве оборудования для абразивно-экструзионной обработки (АЭО) используются устройства, создающие течение рабочей среды (РС) -экструдеры, конструктивные особенности которых выбираются, исходя из поставленной задачи. В лаборатории экструзионного шлифования (кафедра ТМС) для проведения экспериментов в области АЭО имеется три экспериментальных установки УЭШ-25, УЭШ-80 и УЭШ-100, отличающиеся конструктивными особенностями (объемом рабочей камеры, давлением на входе и выходе из канала и габаритами рабочей зоны). Конструкция установок состоит из систем: механической (рабочие камеры с управляющими цилиндрами, приспособление для закрепления заготовки, система управления, измерительная система), гидравлической (насосная станция) и электрической [1].
Анализ опасных и вредных факторов при работе на установке показал, что наибольшими опасностями при работе на установках являются: опасность поражения электрическим током (электрическая система), работа с высоким давлением (гидравлическая система), контакт с химическими веществами и абразивом (работа с абразивной смесью), возможность соприкосновения с движущимися частями оборудования (механическая система), высокая температура, накапливающаяся в зоне обработки. В связи с этим при создании и эксплуатации установки были реализованы следующие меры безопасности.
В оборудовании обеспечена защита от поражения электрическим током [2]: установка снабжена заземлением [3]; доступные части защищены от превращения в опасные части основной изоляцией; оборудование снабжено средствами для отключения от работающего источника питания, размыкающими все токонесущие проводники. Предохранители, автоматически отключающие оборудование от источника питания, встроены в щиток. Выключатели и автоматы защиты, установленные в оборудовании, соответствуют требованиям ГОСТ Р 50030.1 [2], и рассчитаны на максимальный ток, потребляемый оборудованием
(380 V); кабели и сетевые шнуры питания соответствуют требованиям ГОСТ Р МЭК 60227-1 [4]; шнуры питания не соприкасаются с греющимися частями оборудования; соединения проводов не подвергаются механическим нагрузкам, надежность соединений к стационарным и движущимся частям установки периодически необходимо проверять осмотром.
При монтаже гидравлической системы насосная станция вынесена за пределы лаборатории в отдельное изолированное помещение, так как установка работает с высоким давлением (12 МПа); магистраль высокого давления, подающая трансформаторное масло к гидросистеме установки, расположена под землей; соединения элементов магистрали надежно изолированы; насосная станция снабжена предохранительными гидроклапанами и манометрами для контроля давления, расположенными на пульте управления установкой; управление работой насосной станции производится дистанционно с пульта управления.
Движущимися частями в установке являются штоки гидроцилиндров. Для защиты от контакта оператора с движущимися частями рабочая зона установки снабжена защитным экраном; оператор контактирует с движущимися частями оборудования на подготовительно-заключительных операциях только после остановки (или перед пуском) установки; управление работой установки производится дистанционно с пульта управления. Установка смонтирована на плите, прикрепленной к основанию здания, и имеет достаточную механическую прочность, что исключает возникновение опасности при воздействии ударов и вибраций [2].
Высокие температуры (до 120 °С) развиваются в зоне обработки вследствие невозможности отвода тепла из замкнутой системы. Конструкция установки исключает возможность контакта оператора с зоной нагрева. Перед извлечением обработанной детали из приспособления необходимо дождаться ее охлаждения до 60 °С (по датчику температуры).