Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА «ВОСТОК-ЗАПАД» В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДАХ С. РАДХАКРИШНАНА'

ПРОБЛЕМА «ВОСТОК-ЗАПАД» В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДАХ С. РАДХАКРИШНАНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
70
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индийская философия / европейская культура / греческая культура / мышление / национальная культура / цивилизация.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдувахидов Абдуллазиз Абдусаттор Угли

в статье раскрывается значение творческого наследия Радхакришнан, сторонника индийской духовной культуры, и приведён анализ его социально-философских взглядов, проблемы взаимоотношений цивилизаций Запада и Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА «ВОСТОК-ЗАПАД» В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДАХ С. РАДХАКРИШНАНА»

ПРОБЛЕМА «ВОСТОК-ЗАПАД» В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДАХ

С. РАДХАКРИШНАНА Абдувахидов А.А.

Абдувахидов Абдуллазиз Абдусаттор угли - магистрант, кафедра восточной философии и культуры, Ташкентский университет востоковедения, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается значение творческого наследия Радхакришнан, сторонника индийской духовной культуры, и приведён анализ его социально-философских взглядов, проблемы взаимоотношений цивилизаций Запада и Востока.

Ключевые слова: индийская философия, европейская культура, греческая культура, мышление, национальная культура, цивилизация.

Творческое наследие Радхакришнана отражает многосторонность его интересов и охватывает широкий круг проблем - от фундаментальных философских вопросов сущности бытия до глобальных проблем современности. Радхакришнану был сторонником индийской духовной культуры, попыток ее принижения и в демонстрации всему миру ее своеобразия и богатства.

Труды по индийской философии и религии по сравнительному изучению духовных культур народов Востока и Запада принесли Радхакришнану широкое признание и мировую известность, а сам он являлся из них для многих олицетворением философии Индии и ее образа мышления.

В истории индийской философии С. Радхакришнану по праву принадлежит почетное место, поскольку он оказал существенное влияние не только на формирование взглядов нового поколения индийских философов, но и на состояние интеллектуальной атмосферы в стране в целом.

Радхакришнаи завоевал авторитет и уважение у себя на Родине и за рубежом и как крупный общественный и государственный деятель.

Значимость выдвинутых Радхакришнаном идей, его личный авторитет сохраняются и поныне, оказывая влияние на развитие идейно-теоретических концепций в Индии.

Проблема взаимоотношений цивилизаций Запада и Востока была для него одной из ключевых проблем. Попытки прояснить ее были элементом того общего идеологического движения, целью которого являлось освобождение Индии от диктата стран Запада.

В то время, когда жил и работал С. Радхакришнан, Индия находилась в зависимости от стран Европы (до 1947 года она была колонией Великобритании), которые оказывали на нее глубокое и всестороннее влияние, тем не менее, считал он, что Европа обязана Индии своими достижениями в значительно большей мере, чем Индия Европе - своими.

В сущности, если бы не индийское влияние в древности, считает он, европейская культура была бы гораздо беднее и слабее.

Греки эпохи Гомера и индийцы эпохи Вед стоят на практически одинаковом уровне развития: земледелие, скотоводство, ремесло в обеих культурах имеют так много общих черт, что невозможно говорить о случайном совпадении; в обеих культурах известны колесные повозки, металлы, используются лошади. Греческая культура, по мнению С. Радхакришнана, смогла возникнуть только благодаря взаимодействию с культурой Индии. Он ни слова не говорит о других возможных причинах такого сходства: о том, например, что это Индия заимствовала у греков богов, ритуалы, технику и т.д. или о том, что это сходство явилось результатом развития единой протоиндоевропейской культуры в разных географических регионах, в которых носители этой культуры волей судьбы оказались. Утрата духовных ценностей произошла впервые в Западной цивилизации, но пострадали от этого все - и европейцы, и индийцы, и все остальные народы. Поэтому задача обновления общества во всех отношениях и ракурсах стоит сегодня перед всем человечеством. «Подлинное обновление - это то, в чем нуждается весь мир, а не только великий переход, путь духа - единственная надежда» [1, с. 590].

Социально-философские воззрения Радхакришнана, как и его общественно-политическая деятельность, тесно связаны с развитием индийского национально-освободительного движения, выражают национальную культуру, с достижением политической независимости, преодолением социально-экономической отсталости страны, ослаблении и, в конечном счете, ликвидации зависимости от Запада на основе независимого развития. Радхакришнан отразил в своем творчестве такую характерную черту националистической идеологии, как апелляция к духовным традициям страны, прежде всего к религии как основе национальной самобытности, средству развития национального самосознания и мобилизации масс на осуществление политических лозунгов, связанных с задачами освободительной борьбы.

Выступления Радхакришнана в защиту духовной культуры от попыток ее принижения, разработка им концепции «религии духа», направленной на объединение представителей различных конфессий в общей борьбе за национальную независимость, на внедрение в сознание масс понятия социально активной личности, на утверждение достоинства человека и его неотъемлемого права на свободную жизнь, на пробуждение чувства личного и национального достоинства актуальны и сегодня, поскольку они созвучны нынешнему времени.

Список литературы

1. Радхкришнан С. Индийская философия. М., 1957. Т. 2. с. 590-591.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.