Н . В . М А Р И Е В А
Проблема восприятия реальности в романе Й. П. Якобсена «Нильс Люне»
Проблема восприятия очень сложна и многоаспектна, она связана с рассмотрением особенностей сознания человека, ее различные стороны исследуются в психологии и философии. Человек воспринимает мир не непосредственно, а сквозь призму своего сознания, которое, как искривленная линза, доносит сведения реальности в трансформированном виде. Сознание формируется под влиянием различных факторов, как внутренних (индивидуальные особенности развития), так и внешних: в зависимости от исторического периода, общекультурной ситуации, от принятых в данном обществе традиций, национальных, религиозных и прочих, при этом немаловажную роль играет литература. Таким образом, в сознании личности возникает целый комплекс представлений о мире и о себе в этом мире, эти субъективные представления в большей или меньшей степени иллюзорны.
Психологическое воздействие литературных произведений на сознание человека и его восприятие мира неоднократно становилось объектом исследования в литературном же произведении. Это традиция начата романом Сервантеса «Дон Кихот»: у героя под влиянием рыцарских романов складывается искаженное представление о мире. Традиция продолжена в высказываниях Руссо о литературе и ее психологическом воздействии на человеческое сознание и в романе Флобера «Мадам Бова-ри», героиня которого пытается выстроить свою жизнь по романтическим образцам. В этот ряд можно поставить датского писателя Йенса Петера Якобсена, который в своем романе «Нильс Люне» своеобразно рассматривает данную проблему.
Творчество Якобсена приходится на 70-е - начало 80-х гг. XIX века. Ему принадлежат два романа: «Фру Мария Груббе» (1876) и «Нильс Люне» (1880), сборник новелл и два поэтических сборника, написанных в ранний период, но опубликованных только после смерти автора. Роман «Нильс Люне» - психологический роман-биография, история молодого человека в поисках своего места в жизни. Судьба главного героя, Нильса Люне, прослеживается последовательно: характеристика его родителей, рождение героя, основные этапы его жизни, заканчивается роман смертью героя.
Особый интерес представляет образ матери главного героя - Барто-лины. На примере ее образа выявляется механизм порождения представлений о мире и его дальнейшее функционирование в сознании. Героиня показана в двух больших эпизодах: в начале романа - описание ее внешности и характера, в середине романа - эпизод, показывающий окончание ее жизни.
В формировании личности Бартолины источником иллюзий о жизни была литература романтического толка, которая уводит от действительности в мир фантазий и мечтаний1. Автор раскрывает и причину подобного внутреннего развития героини: «несколько болезненная тяга ощутить себя, жажда осознать себя, вовсе не редкая у не совсем заурядных девушек»2, то есть такая попытка осознать себя, которая уводит максимально далеко от своей цели.
Характерные для Сервантеса и Флобера ирония и пародия слабо прослеживаются у Якобсена и не разрушают ни поэтичности образа Бар-толины, ни цельности всего произведения, которое является трагичным по своей тональности. Датский писатель идет еще дальше по пути Флобера в соединении «лирического и сатирического»3, лирическая стихия настолько преобладает, что авторская насмешка почти неуловима. Например, в таком пассаже: «Но стихи! Они несли небывалые мысли и откровения о большом мире, где скорбь черна, а радость красна, они искрились образами, играли и пенились рифмами и ритмами, - и были все про молодых девушек, и девушки были чисты и прекрасны, и сами не догадывались, до чего они хороши; и сокровища их сердца, их красота были дороже всего на свете, и мужчины носили их на руках, поднимали к сказочным вершинам счастья... Но, быть может, она ничем не хуже тех девушек?»4.
Автор показывает процесс функционирования иллюзий, когда героиня подменяет видение реальности тем, что она хочет видеть. Проявляется это в первую очередь в межличностных отношениях: Бартолина воспринимает молодого соседа, влюбленного в нее, как прекрасного принца из дальних стран: «Наконец повстречался ей человек, побывавший вдали от родины, в дивных вечных городах, где к светлому небу тянется густой лес шпилей и башен, где воздух дрожит колокольным звоном, гулом органа, стонами мандолин, где пышные процессии, сияя золотом и пурпуром, вьются по улицам.»5. Вскоре после свадьбы Бар-
1 Надо заметить, что в романе понятия «мечта - фантазия - иллюзия» представлены как синонимический ряд.
2 Якобсен Й.П. Нильс Люне. М.: Худож. лит., 1976. С. 17.
3 Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955. С. 251.
4 Якобсен Й.П. Указ. соч. С. 16.
5 Там же. С. 18.
толина понимает, что она обманулась, что ее муж ничем не отличается от остальных людей. Переживания по этому поводу она выражает через романтические образы и мотивы: «жалобы то сливались с водопадами гнева, низвергавшимися на троны владык и темницы тиранов, то облекались тихой и доброй печалью при виде того, как свет красоты покидает слепое и жалкое племя рабов, влекущих ярмо пустой обыденности...»1. Затем она смиряется и живет двойной жизнью - в повседневности и в мечтах.
Ироническая струя заметна в изображения юности Бартолины, а эпизоды, изображающие ее перед смертью, однозначны - возвышенно поэтичны. Бартолина немолода, ее сыну Нильсу 24 года; после смерти мужа она долго и тяжело болеет. Автор показывает сцену разговора матери и сына: Бартолина держит на коленях «Элоизу» Руссо, вокруг лежат книги Шиллера, Новалиса, Эвальда, Стаффельда, «гравюры церквей, руин и горных озер». В предчувствии смерти она говорит о своей тоске по непрожитой жизни, по красоте, которую она не видела в реальности, но которую представляла по литературным описаниям («красота, какой не видела никогда: снежные Альпы, черные озера, светлые реки, холмы в виноградниках, горные цепи, руины за синими лесами и еще высокие залы, боги из мрамора.»2.
Руссо в своих высказываниях о литературе интересуется «не только нравственной ролью романа, но и психологическим его воздействием», то есть влиянием литературной иллюзии на человеческое сознание. Его роман «Юлия, или новая Элоиза» оказывается, в свою очередь, одним из источников психологического влияния на героиню романа Якобсена. Впечатление на Бартолину производит не сюжет романа, любовь Юлии и Сен-Пре, не многообразие идей, но описания природы. Героиня воспринимает Кларан как идиллическую утопию, своеобразный рай для чувствительных душ, куда стремится сама. И вот ей дается возможность достичь того, о чем она мечтала: по рекомендации доктора сын везет Бартолину в Швейцарию, в «Кларан, край Руссо, блаженный край Юлии!».
И тут в сознании героини происходят нечто неожиданное: ее представление о реальности не совмещается с реальностью. «Все сбылось, но увиденное не переполняло ее тем восторгом, какого она ожидала. Совсем другое было все в мечтах, и она сама оказалась совсем другая. В стихах и снах все рисовалось крупными, обобщенными штрихами, как по ту сторону озера, в дальней дымке предчувствия, прикрывавшей беспокойную толпу частностей, и даль сияла тишиной праздника, и красота
1 Там же. С. 21.
2 Там же. С. 83.
была так явна, понятна, так доступна чувствам; теперь же, когда каждая черточка кричала о себе на все лады, и красота рассеивалась, как свет в призме, уже нельзя было перенести ее на другой берег. И фру Люне с глубокой тоской признавалась в душе, что чувствует себя нищенкой среди богатства, которым не умеет распорядиться»1. Противопоставление идет по ряду признаков: тишина - многоголосие, дробность - цельность, обобщенность, ясность - размытость. Несоответствие объясняется принципиальной разницей между реальной действительностью, воспринимаемой сознанием Бартолины, и художественной действительностью, прошедшей обработку в сознании художника, по отношению к которому сознание героини оказывается вторичным. Автор показывает различие красоты непосредственного окружающего мира и красоты, опосредованной искусством2. В первом случае для восприятия необходима работа сознания, чтобы из разрозненных штрихов создать цельный образ. Во втором случае - эту работу уже проделал художник, который воплотил красоту в концентрированном виде, «крупными, обобщенными штрихами», так что она стала «явна, понятна, доступна чувствам». Таким образом, противопоставляются два типа сознания: пассивно-воспринимающее и активно-перерабатывающее материал внешнего мира. Бартолина - обладательница пассивного сознания, поэтому она «чувствовала себя нищенкой среди богатства». Автор-повествователь представляет активное сознание, наглядно рисуя перед читателем образ прекрасной природы, многообразное единство растительного мира, богатство его форм и цветов.
Отношение автора к такой иллюзорности восприятия внешнего мира неоднозначно, с одной стороны, это ущербность сознания, которая вызывает сочувствие к героине. С другой стороны, это ее способность предчувствовать тайну красоты за гранью видимого мира, с чем связана поэтизация образа Бартолины («она тосковала по краскам, какие жизни не даны, по красоте, какая на земле не родится»3. Героиня носит в своем сознании образ высшей, мистической красоты, она живет с ощущением близкого присутствия этой красоты, отблеск которой она видит лишь изредка, например, во время заката («когда дальние горы Юра кутались в желтые шали туманов, а в озере, красном, как медное зеркало, тонули
1 Там же. С. 84-85.
2 Это различие остро ставится в эссе Оскара Уайльда «Упадок лжи»: «Чем лучше мы выучиваемся разбираться в искусстве, тем делаемся равнодушней к природе. Ведь что открывает нам искусство? - что в природе нет никакой соразмерности, что она на удивление груба, до крайности монотонна и лишена какой бы то ни было завершенности». // Уайльд О. Избранные произведения. В 2 т. Т.2. М.: Республика, 1993. С. 218.
3 Якобсен Й.П. Указ. соч. С. 85.
золотые закатные лучи и все сливалось в одно горящее марево - ее порой отпускала тоска, и душе открывались те милые пределы, которых она искала»1.
Мотив «другого, дальнего берега» соединяет эпизод в Кларане с новеллой Й.П. Якобсена «Два мира» (1879). В романе и в новелле одна и та же ситуация - женщина на одном берегу озера/реки смотрит на противоположный берег. Кларан действительно расположен на берегу озера, реалистическая картина переходит в сравнение и передает ощущения героини, а затем обретает символический смысл. В случае Бартолины один берег представляет собой повседневную реальность, другой, «дальний берег» - это недостижимая мечта, туманный образ высшей красоты, которая не может быть обнаружена в наличной реальности. Образ озера становится метафорой противопоставления мечты и реальности, оно являет собой замкнутый круг, на каком бы берегу человек ни находился, всегда будет дальняя сторона, к которой можно только стремиться. В символической новелле «Два мира» противопоставление миров - это противопоставление двух берегов. На низком берегу стоят всегда в тени бедные, покосившиеся, уродливые дома, в одном из них живет несчастная, больная женщина, которая с тоской смотрит на противоположный берег - там, на высоком берегу расположены красивые, богатые дома на зеленых лужайках, всегда освещенные солнцем. Тоска Бартоли-ны по недостижимой красоте, как и тоска женщины с низкого берега по недостижимой счастливой жизни (которая включает в себя здоровье, богатство, красоту) - это общечеловеческое качество, вечная неудовлетворенность наличным бытием и стремление к иному, в чем бы оно ни заключалось. Снятие противоречия, преодоление разрыва между желаемым и действительным возможно только в смерти (Бартолина ожидает смерти, «чтобы за краем гроба встретиться лицом к лицу, душа к душе с той совершенной красотой, что наполняла ее здесь» , также и женщина с низкого берега находит успокоение в волнах реки, в смерти).
Итак, в образе Бартолины Люне наглядно показано, как формируется сознание и что происходит, когда созданные им представления о внешнем мире и об окружающих людях сталкиваются с действительностью. Почти все персонажи романа, и особенно главный герой, являются мечтателями, носителями представления о жизни. Их судьбы складываются из череды надежд, основанных на мечтах и иллюзиях, и неизбежных разочарований.
1 Там же. С. 86.
2 Там же. С. 86.