Научная статья на тему 'Проблема военных баз США в Японии: современный этап'

Проблема военных баз США в Японии: современный этап Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5079
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЙ СОЮЗ БЕЗОПАСНОСТИ / ПЕРЕДИСЛОКАЦИЯ ВОЕННЫХ БАЗ / «ФУТЭММА» / ОКИНАВА / ВОЕННЫЕ БАЗЫ США В ЯПОНИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Ольга Сергеевна

В статье рассматриваются конфликт вокруг авиабазы ВМС США «Футэмма», причины его возникновения, развитие и способ решения, к которому прибегли стороны. На 2009 г. пришелся пик разногласий между США и Японией по вопросу размещении американских баз на территории последней. Тем не менее кризис удалось преодолеть и в настоящее время осуществляется большой комплекс мер по переносу баз для разрешения создавшихся проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема военных баз США в Японии: современный этап»

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД

Проблема военных баз США в Японии: современный этап

О.С. Смирнова

В статье рассматриваются конфликт вокруг авиабазы ВМС США «Футэмма», причины его возникновения, развитие и способ решения, к которому прибегли стороны. На 2009 г. пришелся пик разногласий между США и Японией по вопросу размещении американских баз на территории последней. Тем не менее кризис удалось преодолеть и в настоящее время осуществляется большой комплекс мер по переносу баз для разрешения создавшихся проблем.

Вопросы, связанные с дислокацией ВС США на базах на территории Японии, на протяжении многих лет остаются едва ли не самым существенным раздражительным фактором в американо-японских отношениях. В 2009 г. спор по поводу передислокации морских пехотинцев с базы «Футэмма» на Окинаве даже стал одной из причин досрочной отставки премьер-министра Ю. Хатоямы.

Отношения между Японией и США в военно-политической сфере регулируются Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности между Японией и США от 19 января 1960 г., сменившим действовавший до него Договор безопасности между США и Японией, подписанный 8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско. Новый Договор предусматривает более равноправные отношения между подписантами, чем предыдущий. Например, было снято положение о том, что Япония не имеет право подписывать какие-либо военные договоры без согласия США. В то же время по договору 1960 г. США сохранили за собой права использовать базы и инфраструктуру и размещать любое количество войск на территории Японии по согласованию с ее правительством.

О значении, которое США придавали Японии как месту дислокации своих военных баз, свидетельствует высказывание командующего ВВС США на Тихом океане генерала Шарпа: «Мы не могли бы вести войну во Вьетнаме без Окинавы». По мнению заместителя помощника министра обороны США

по Восточной Азии М. Шиффера, база «Футэмма» - это «единственная американская площадка быстрого развертывания между Гаити и Индией... От сохранения сил передового базирования на японских островах в целом зависит безопасность и стабильность всего региона»1.

Для Соединенных Штатов Япония представляет собой их форпост на Востоке. Военное присутствие в Японии играет роль сдерживающего фактора в отношении набирающего военную, экономическую и финансовую мощь Китая. Аналогичную функцию выполняют расположенные в Японии вооруженные силы США и в отношении Корейской Народно-Демократической Республики. Со стратегической точки зрения военные базы в Японии могут служить отправной точкой для дальнейшего продвижения США в Азиатско-Тихоокеанский регион, основой развертывания вооруженных сил и проведения военных и других операций в АТР.

Краеугольный камень отношений между Японией и США

В настоящее время на 94 военных базах в Японии располагается приблизительно 47 тыс. американских солдат и офицеров. Как сообщает газета «Йомиури», по численности контингент США в Японии «является самым крупным в АТР, а в мире стоит на втором месте после вооруженных сил НАТО, дислоцированных в Германии»2. Главный штаб войск США в Японии находится в городе Йокосука, недалеко от Токио. Кроме того, там расположена и база 7-го флота США. На островах Хоккай-

Смирнова Ольга Сергеевна - м.н.с. Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]

до и Хонсю (северная часть японского архипелага) дислоцированы военно-воздушные базы «Мисава», «Татикава» и «Ацуи». На них базируются самолеты Б-16, которые могут нести ядерное оружие. На юге страны, на острове Окинава, на базе ВВС «Кадена», дислоцируются боевая авиация и самолеты-заправщики. С базы «Йокота» осуществляется управление тактической ядерной авиацией, причем размещенной не только в Японии, но и в Республике Корея. В Японии также расположены объекты связи стратегического командования ВВС и ВМС, которые обеспечивают управление ударными подводными лодками и ракетоносцами.

Для поддержания военной мощи Соединенных Штатов в регионе АТР крайне важное стратегическое значение имеют острова Рюкю, в особенности Окинава. Ее близость к Корейскому полуострову и к Китаю способствовала превращению острова в один из основных форпостов Пентагона на Тихом океане. На Окинаве создана сеть военных баз, полигонов и аэродромов. Во время войны во Вьетнаме Окинава играла ключевую роль в материальном обеспечении американской армии. И в настоящее время этот остров продолжает оставаться одним из основных военных и стратегических объектов США в регионе.

Решающую роль для поддержания американской военной мощи в ЮВА и на Дальнем Востоке играла и играет база ВВС «Кадена», где размещена американская боевая авиация. Кроме того, на Окинаве на базах «Кэмп Хансен», «Кэмп Шваб» и «Кэмп Зукеран» дислоцировано около 16 тыс. морских пехотинцев.

Для Японии американское военное присутствие означает осуществление умеренных трат по линии обороны и возможность направить сэкономленные на этом денежные средства на различные социальные программы и поднятие своей экономики, помимо непосредственной военной защиты в случае нападения на нее. Данный фактор приобретает особую актуальность в свете стагнации экономического развития Японии после азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. и обрушившегося на мировую экономику финансово-экономического кризиса 2008 г. Помимо того, ни для кого не секрет, что Япония страдает от комплекса сложных внутренних социально-экономических проблем, в частности старения населения, сокращения рождаемости и др.

Существует одна проблема, которая стоит особняком, - ядерная безопасность. Считается, что, обязуясь защищать Японию в соответствии с Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности 1960 г., США берут на себя обязательства, касающиеся нападения любого вида. Однако в Договоре нет прямой ссылки на защиту с помощью ядерного арсенала. В связи с этим встает вопрос, а может ли Япония рассчитывать и полностью полагаться на то, что она находится в безопасности, когда дело доходит до угрозы применения против нее ядерного оружия? Среди японских политиков, как и в обществе в целом, нет однозначного ответа на данный вопрос. Проблема становится острой еще и пото-

му, что ядерные гарантии со стороны США имеют для Японии основополагающее значение. Поэтому японские политики всеми силами пытаются таких гарантий от США добиться.

Тем не менее на данный момент выгоды от союза с США перевешивают все с ним связанные негативные моменты. Правящие круги отдают себе отчет в том, что «Японии не надо, подобно другим странам Восточной Азии, добиваться покровительства США как страховки на случай обострения отношений с Китаем, в том числе и по территориальной проблеме. Японское руководство осознает: такая страховка на чрезвычайно выгодных для Японии условиях существует в форме японо-американского Договора безопасности и сопутствующих ему документах»3. Поэтому очевидно, что в современной геополитической, экономической и стратегической обстановке союз Японии и США будет двигаться в направлении дальнейшего сотрудничества.

База «Футемма» находится почти в центре города Гинован на Окинаве, занимая четверть его площади. В апреле-июне 1945 г. во время сражения за Окинаву остров был захвачен американскими войсками. На острове была создана американская военная база, ставшая ключевым стратегическим объектом, контролирующим все подходы к Японии. После войны остров находился в ведении американской администрации вплоть до 1972 г. Фактором особой привлекательности Окинавы для американцев является близость к Корейскому полуострову и к Китаю. Окинава является самым крупным островом японского архипелага Рюкю и расположена приблизительно посередине между Кюсю и Тайванем. Площадь острова равна 1348 кв. км, главный город - Наха с населением примерно 314 тыс.человек. На Окинаве расположена разветвленная сеть военных баз, полигонов, аэродромов. Остров остается важнейшим форпостом США в Японии и в АТР в целом. В 1997-1998 гг. на Окинаве числилось 27 тыс. американских военнослужащих, что составляет более половины всего военного контингента США в Японии. В настоящее время численность личного состава американских вооруженных сил на японских островах достигает 47 тыс. человек.

«На базе «Футемма» дислоцируются 12 воздушных заправщиков КС-130 и около 70 вертолетов корпуса морской пехоты»4. Расквартированные в данном районе силы принимали активное участие в иракской кампании. «Помимо этого на японских островах находятся объекты связи стратегического командования ВВС и ВМС, обеспечивающие управление ударными подводными лодками и ра-кетоносцами»5.

Сущность конфликта вокруг базы ВМС США «Футемма»

Проблема размещения базы американских ВМС «Футемма» в центре города Гинован на Окинаве назревала уже давно. Основными причинами этого являются не только шум и другие бытовые неудобства для японцев, вызванные самим местоположением базы, и проблемы, связанные с правонарушениями со стороны личного состава, но и экономические соображения. Военные базы стали

причиной торможения экономического развития острова, роста преступности, что вызывает недовольство островитян и японского общества в целом. Кроме того, проблемой является и важный психологический момент, связанный с исторической особенностью развития страны, а также менталитетом японцев. Дело в том, что «американские военные базы, сохранившиеся на территории Японии, воспринимаются населением Японии как наследие периода оккупационного режима»6.

Конфликт в связи с «Футемма» вошел в острую фазу после того, как в конце 1995 г. несколько американских военнослужащих совершили надругательство над двенадцатилетней школьницей. Это вызвало беспрецедентную волну протеста, прокатившуюся по всей стране, а не только в префектуре Окинава. В середине октября 1995 г. в парке «Гинован» в манифестации приняли участие 80 тыс. человек. Демонстранты приняли резолюцию протеста против военного присутствия США на Окинаве, призвав к сокращению численности американских военнослужащих и к усилению дисциплины среди них.

Правительство Мураямы предложило провести переговоры по вопросам внесения изменений в японо-американский договор в середине апреля 1996 г., во время запланированного визита в Японию президента США Билла Клинтона. В преддверии встречи на совещании консультативного комитета по проблемам двусторонней безопасности была составлена программа, где были прописаны возможные пути разрешения проблемы, но не предусматривавшая сокращения численности американских войск. В результате переговоров в апреле 1996 г. представители США согласились пойти на незначительные уступки, и стороны подписали Договор о пересмотре Соглашения о статусе вооруженных сил США в Японии. Согласно договору военнослужащие, совершившие преступление, будут выдаваться японским властям до предъявления официального обвинения. Кроме того, был проведен показательный процесс, по итогам которого трое изнасиловавших двенадцатилетнюю девочку были осуждены на сроки от 6 до 7 лет. Как видно из этого, правительство Японии не оказало решительной поддержки гражданским выступлениям протеста, обойдя стороной вопрос о радикальном пересмотре Договора безопасности 1960 г.

Переговоры президента Билла Клинтона с премьер-министром Хасимото Рютаро привели к подписанию документа под названием «Японоамериканская декларация безопасности. Сотрудничество в XXI веке», который включал в себя договоренность о дальнейшем сотрудничестве в военной сфере и о сохранении 47-тысячного военного контингента США в Японии. Вашингтон вместе с тем пошел на некоторые уступки, заявив о готовности:

- передать в местное распоряжение 20% земли, использовавшейся под их объекты;

- вернуть префектуре около 10 военных баз и полигонов, включая базу «Футемма» и полигон Гимбару в Центральной Окинаве;

- сократить количество ночных полетов и ограничить артиллерийские учения на острове.

Кроме того, в 1996 г. Токио пошел на компромисс с Вашингтоном, выработав план сокращения общего числа баз, но оставив прежней численность расквартированных в стране американских военнослужащих.

Инцидент с изнасилованием школьницы, вызвавший столь сильный резонанс, является вопиющим, но не единственным преступлением или нарушением дисциплины американскими военнослужащими. Почти ежемесячно солдаты США устраивают драки на улицах, что не обходится также без грабежей. В 2009 г. два морских пехотинца ВМС США, будучи в состоянии алкогольного опьянения, угнали местное такси и устроили крупное ДТП, в результате чего в аварию попали 5 автомобилей. И каждый такой случай воспринимается японской общественностью как демонстрация пренебрежительного отношения солдат США к местным жителям и к их стране.

И все же, несмотря на такого рода происшествия, главной причиной недовольства местных жителей размещением базы «Футемма» в городе Гинован являются именно бытовые неудобства. В основном это постоянный шум, вызываемый полетами самолетов и вертолетов. Вполне закономерно, что размещение американских вооруженных сил вызывает резкие возражения со стороны проживающих в данной местности японцев. Например, 8 ноября 2009 г. более 20 тыс. жителей города Гинован вышли на улицы, чтобы потребовать от властей немедленного закрытия и вывода базы «Футэмма».

Политика правительства Японии

У протестов и политических заявлений подобного рода есть и юридическая подоплека. В 2006 г. Токио и Вашингтон в рамках проекта реорганизации американского военного присутствия в Японии договорились перенести базу «Футэмма» из города Гинован в другой, менее населенный район острова. Предполагаемым пунктом передислокации стал город Наго, однако его мэр Сусуми Инамине, поддерживавший Юкио Хатояму и Демократическую партию Японии (ДПЯ), решительно возразил против такого поворота событий. В целом же «после него [заявления о намерении перевести базу в Наго] рейтинг Хатоямы снизился до 19,1% по сравнению с 72%, полученными сразу после прихода к власти»7.

В 2006 г. Япония и США подписали документ, где говорилось о передислокации базы «Футемма» и 8 тыс. пехотинцев на остров Гуам. Премьер-министр Японии Юкио Хатояма предложил осуществить данную договоренность и перенести американскую военную базу в Японии с острова Окинава на остров Гуам, официально имеющий статус неприсоединен-ной территории и находящийся под управлением США. Причем данное заявление приобрело статус одного из ключевых лозунгов его предвыборной кампании, благодаря чему демократам была обеспечена поддержка со стороны избирателей на Окинаве и в некоторых других префектурах.

В 2009 г. министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что нынешнее размещение американских

баз в Японии является единственно возможным. «По нашему мнению, действительно нет альтернативы тому размещению (войск), которое было ранее согласовано, - заявил Гейтс и продолжил: В течение многих лет мы рассматривали иные альтернативы и заключили, что они либо политически несостоятельны, либо бессмысленны в оперативном отношении»8. Он подчеркнул, что требование вывода базы на Окинаве противоречит совместной декларации «О важности японо-американского сотрудничества для сохранения стабильности в АТР» (1977 г.).

В этом документе «Футемма» была указана «как важнейший военный объект, обеспечивающий безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Стоит отметить, однако, что он пообещал со вниманием отнестись к позиции обычных японских граждан, реагирующих на ухудшение экологической обстановки, однако сослался на то, что экологический аспект должен якобы решаться между властями Окинавы и правительством Японии, то есть между японскими властями разных уровней.

Во второй половине января 2010 г. стало известно, что Япония может отказаться от размещения американской военной базы на Окинаве, о чем заявил премьер-министр Японии Юкио Хатояма. Путь политического руководства Японии к такому решению был нелегок, о чем свидетельствует, как минимум, то, что японское правительство несколько раз откладывало его принятие, вызывая каждый раз неодобрительную реакцию Вашингтона. Однако окончательного ответа дано не было, хотя премьер-министр Хатояма пообещал определиться с решением данного вопроса до конца мая 2010 г.

Юкио Хатояма сдержал свое слово в том смысле, что он действительно в конце мая объявил о своем решении касательно данного вопроса. Тем не менее это вряд ли можно назвать решением проблемы в полной мере, так как, по сути, объявление о сохранении базы в том состоянии и на той территории, где она находилась, скорее становится ее замораживанием. В итоге неспособность выполнить предвыборные обещания премьер-министра, касающиеся «Футеммы», стала причиной его отставки. Свою роль сыграл и скандал с пожертвованиями в его политический фонд от состоятельной матери премьер-министра Хатоямы, а также затянувшаяся сложная социально-экономическая ситуация.

Отставка 2 июня главы кабинета сильно подорвала перспективы Демократической партии Японии на предстоящих выборах в верхнюю палату парламента (Палату советников), назначенных на 11 июля. Кроме того, рассеялись и надежды, столь возлагавшиеся на него некоторыми представителями российской прессы, на то, что Россия и Япония сдвинутся с мертвой точки в решении территориального вопроса. Тем не менее скандал не помешал ДПЯ вновь оказаться у власти, и следующим главой кабинета министров 4 июня 2010 г. стал бывший вице-премьер и министр финансов Н. Кан. Во многом ему помогло то, что «в свою бытность вице-премьером в кабинете Хатоямы, Кан не высказывался публично по этой проблеме»9. Вступив в новую должность, Н. Кан поддержал позицию Ю. Хато-

ямы по возвращению к положениям соглашения 2006 г., поступившись, по крайней мере временно, интересами жителей Окинавы и не прислушавшись к просьбам местной администрации в пользу улаживания внешнеполитической ситуации.

О внешнеполитических шагах Наото Кана в целом можно сказать, что он следовал курсу продолжения линии сотрудничества с Соединенными Штатами. С одной стороны, курс его предшественника - Юкио Хатоямы - на более радикальное решение проблемы американских военных баз, казалось, знаменует новый вектор поведения японского лидера. Но по сравнению с Юкио Хатоямой Наото Кан скорее занял более умеренную позицию и всячески демонстрировал приверженность договоренностям, достигнутым между американской и японской сторонами в мае 2010 г.

Комплекс мер по передислокации баз

28 мая 2010 г. было выпущено совместное заявление Американо-японского консультативного комитета по вопросам безопасности, полностью посвященное проблематике военных баз США. Упомянутый комитет является органом формата 2+2, где происходил диалог между министрами иностранных дел и министрами обороны Японии и США. Министры признали, что военное присутствие США в Японии, и в том числе на Окинаве, необходимо для поддержания обороноспособности не только Японии, но и региона в целом. Стороны подтвердили приверженность продвигать оборонное сотрудничество в различных областях для того, чтобы отвечать новым вызовам XXI в. Согласно совместному заявлению, был обозначен широкий спектр областей, в которых должны быть предприняты конкретные меры. Такими сферами являлись:

- перенос военных учений с Окинавы;

- забота об окружающей среде;

- ограничение используемых во время учений территорий;

- совместная эксплуатация объектов;

- непосредственная передислокация 8 тыс. военнослужащих и 9 тыс. членов их семей на Гуам;

- возврат территорий;

- уменьшение шумового воздействия на местных жителей около базы «Кадена»;

- поддержание обратной связи и осуществление сотрудничества с местной общественностью10.

Касаясь правовой стороны вопроса, министры ссылались на соглашение 2006 г. Оно выступало в качестве основы, в соответствии с которой строились дальнейшие планы и согласовывались конкретные шаги по проведению договоренностей в жизнь.

Министерство обороны Японии выпускает обзоры годовых бюджетных затрат, относящихся к обороне и безопасности, где указываются направления японской оборонной политики и показывается, какие суммы должны быть потрачены, на что они пойдут и какая цель того или иного транша. В связи с этим нельзя не сделать ремарку об относительной открытости информации по данному вопросу и позиции правительства Японии по отношению к вопросу о транспарентности

предпринимаемых действий и осуществляемых денежных вливаний.

Что касается непосредственно темы переноса военных баз, то ей отведено отдельное место. Данному вопросу посвящены два раздела: «Инициативы по передислокации военных сил США в Японии» и «Продвижение сопутствующих переносу баз мер». В этой связи Япония осуществляет комплекс мер, сопряженных с непосредственной передислокацией войск. Они меры включают в себя:

- перенос военно-воздушной базы «Футемма»;

- возврат земли к югу от военно-воздушной базы «Кадена»;

- возврат части земель, отведенных американской военной базе в городе Сагамихара;

- передислокацию авианосного авиакрыла с военно-воздушной базы «Ацуги» на военно-воздушную базу корпуса морской пехоты «Ивакуни»;

- перенос воздушных учений США с военно-воздушной базы «Кадена» в континентальную Японию;

- меры, направленные на поддержку местного населения.

Таблица 1

Бюджет «Инициатив по передислокации

войск США в Японии» (в млрд йен)

Инициативы по передислокации войск США в Японии

Год

2010 2011 2012

Меры по снижению бремени местного населения 127,2 149,8 80,5

Передислокация войск США на Гуам 47,9 53,2 8,8

Комплекс сопряженных мер 79,3 96,6 71,7

Перенос военно-воздушной базы «Футемма» 1,4 6,3 8,4

Возврат земли к югу от военно-воздушной базы «Кадена» 0,2 0,3 0,3

Возврат части земель, в частности и отведенных американской военной базе в городе Сагамихара (Sagami General Depot) 5,1 6,7 9,4

Передислокация авианосного авиакрыла с военно-воздушной базы «Ацуги» (Atsugi) на военно-воздушную базу корпуса морской пехоты «Ивакуни» (Marine Corps Air Station Iwakuni) 61,3 72 38,3

Перенос воздушных учений США с военно-воздушной базы «Кадена» в континентальную Японию 2,1 1 4,1

Меры, направленные на поддержку местного населения 9,3 10,3 11,3

Источник: Составлено по материалам Defense Programs and Budget of Japan. Overview of FY2010 Budget, Defense Programs and Budget of Japan. Overview of FY2011 Budget, Defense Programs and Budget of Japan. Overview of FY 2012 Budget.

При этом правительство Японии часто подчеркивает, что передислокацию войск всегда сопровождают шаги по поддержанию способности военного сдерживания. Таким образом, процессы передислокации и усилия по обеспечению способности сдерживания идут параллельно.

Второе направление деятельности правительства Японии, касающееся проблематики американских военных баз, представлено в разделе «Продвижение сопутствующих переносу баз мер». Оно может быть условно разделено на три части. Первая из них связана с проведением мер по улучшению условий жизни местного населения. Выделяются денежные сред-

ства на специальные программы, которые направлены на поддержку местного населения, развитие инфраструктуры и улучшение жилищных условий. Как правило, это разнонаправленные программы, в том числе восстановление рек и дорог, установление шумоизоляционных систем в школах, выдача (по просьбам муниципалитетов) грантов на улучшение инфраструктуры в окрестностях баз.

Еще одной статьей расходов согласно «Продвижению сопутствующих переносу баз мер» является взятие на себя части финансовых обязательств по обеспечению американских военных. Например, японские денежные средства расходуются на заработную плату американских военных, оплату коммунальных услуг, которыми они пользуются. Кроме того, Япония принимает участие в улучшении жилищных условий контингента США, в том числе строительстве домов для семей военных и оплате медицинских страховок американских служащих.

Наконец, третью составляющую сопутствующих мер представляет собой выплата компенсаций убытков местному населению (например, рыбакам за потерянный в результате проведения военных учений доход).

Выводы

Основным прогнозом может служить суждение о том, что своеобразный тандем США и Японии движется в направлении дальнейшего укрепления сотрудничества. И тому есть несколько причин:

- во-первых, фактор присутствия американских интересов в регионе Восточной Азии имеет особое значение. США крайне заинтересованы в том, чтобы сохранить свое влияние на Японию и военное присутствие в Японии. Это позволяет проецировать свое военное могущество и политическое воздействие на другие государства Восточной Азии, Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанский регион. Как представляется, в реальности размещение военных баз США в Японии отражает прежде всего американские интересы;

- во-вторых, не будет ошибочным суждение о том, что в силу сложившейся ситуации у Япония пока нет достаточных ресурсов для того, чтобы самостоятельно обеспечивать свою безопасность. Это создает безусловную основу для того, чтобы союз между Японией и США продолжил свое существование и в будущем. Главную роль в этом играет экономический фактор. Полномасштабное самостоятельное обеспечение безопасности страны потребовало бы гораздо больших затрат бюджета не только на расходы по обороне и безопасности напрямую, но и на косвенные затраты, связанные с обустройством инфраструктуры, финансированием специализированных научных исследований, подготовкой кадрового состава и на многое другое. Не исключено, что в этом случае финансовые затраты Японии на оборону и обеспечение безопасности были бы на порядок выше, чем те, что расходуются на нее сегодня, даже включая расходы на поддержание американских баз.

Также стоит учитывать и то, что политическая стабильность и сменяемость кабинетов в результате истечения срока их полномочий, а не отставки напрямую зависит от того, насколько министры

справляются с возложенными на них обязанностями, в том числе по проведению социальной политики. Необходимо вспомнить и то, какие проблемы сейчас испытывает Япония со времени рецессии 1990-х гг., а также наслоившиеся на не самую благоприятную экономическую ситуацию последствия глобального экономического кризиса, начавшегося осенью 2008 г. (хотя в Японии в 2000-х гг. и были некоторые признаки улучшения экономической конъюнктуры, кризис пресек эту позитивную тенденцию).

И в довершение вышесказанного стоит учесть демографический кризис, в условиях которого, согласно некоторым прогнозам, в скором времени на одного работающего будет приходиться один пенсионер, что становится очередной головной болью экономических властей Японии. Все перечисленные факторы в совокупности, а также анализ развития Японии в послевоенную эпоху дают ясную картину того, что для японцев важнее поддерживать устойчивое экономическое развитие, чем концентрироваться на достижении военно-политических целей. Поэтому они скорее предпочтут решать конкретные накопившиеся внутренние экономические проблемы, чем активно заниматься выравниванием дисбаланса между своими экономическими и политическими позициями на мировой арене.

Еще одним важнейшим фактором является наличие огромных ресурсов у США, к которым для Японии в некоторой мере открыт доступ благодаря существующему американо-японскому союзу. К ним, разумеется, надо отнести наличие ядерного оружия и систем предупреждения ядерного нападения, а также защиты от него, более известных как «ядерный зонтик». Действие «ядерного зонтика» официально распространяется и на территорию Японии. Кроме того, Япония может пользоваться влиянием США на международное сообщество и заручаться их поддержкой при осуществлении каких-либо внешнеполитических шагов. Помимо того, США обладают таким преимуществом внешнеполитического воздействия, как наличие широкой сети союзников и влияние че-

------------ Ключевые слова

Японо-американский Союз безопасности, передислокация военных баз, «Футэмма», Окинава военные базы США в Японии.

рез международные организации, включая Организацию Объединенных Наций, где Соединенные Штаты Америки обладают правом вето в Совете Безопасности, и Международный валютный фонд, в котором у США большинство голосов;

- в-третьих, наиболее острая фаза усиления разногласий между Японией и США теперь воспринимается как пройденный этап. Кроме того, у Японии и США точек соприкосновения в военно-политической сфере больше, чем причин для разногласий. Япония оказывала поддержку США и НАТО при проведении кампаний в Афганистане и Ираке, для чего даже изменила свое законодательство, приняв законопроекты, согласно которым в контексте борьбы с терроризмом Силы самообороны наделялись новыми полномочиями и функциями. Япония также принимает участие в осуществлении проекта по развертыванию системы противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД). Существует множество причин для того, чтобы руководство обеих стран стремилось к взаимовыгодному разрешению противоречий японо-американских отношений. Ранее сообщалось о том, что планы по передислокации 8 тыс. военнослужащих на о. Гуам будут выполнены, хотя сроки их исполнения и были увеличены. Однако, учитывая последствия стихийного бедствия, которому подверглась Япония в марте 2011 г., вероятность пересмотра сроков передислокации все же существует.

Smirnova O.S. The Problem of the US Military Bases in Japan: the Present Stage.

Summary: The article highlights the conflict on Marine Corps Air Station Futenma, reasons for it to arouse, the development of the conflict and the solution to it, which the parties decided to implement. The differences between the USA and Japan on allocation of the US military bases on the territory of Japan came to its boiling point in 2009. Nevertheless, the parties managed to overcome the difficulties and today there is a wide range of measures on the reallocation of the bases to resolve the current problems.

Keywords ------------

Japan - US security alliance, reallocation of military

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

bases, Futemma, Okinawa, US military bases in Japan.

Примечания

1. Стапран Н.В. Американские базы на Окинаве вновь в фокусе внимания японских налогоплательщиков. [Электронный ресурс]. http://www.journal-neo.com/?q=node/884

2. Цит. по : Левчук А. Военное присутствие США в Японии. Проблема американских баз на Окинаве. [Электронный ресурс].

http://www.vostokoved.ru/books/3-book3/59---q------q.html

3. Шлындов А.В., Тебин Н.П. Преемственность политики новой администрации в сфере безопасности. Япония после смены власти. = Japan after the Change of Power / Ин-т востоковедения РАН; Ассоциация японоведов. М.: Вост. лит., 2011. С. 164.

4. Официальный сайт информационного агентства «Росбалт». http://www.rosbalt.ru/2010/05/17/737154.html

5. Левчук А.Н. Военное присутствие США в Японии. Проблема американских баз на Окинаве. С. 184.

6. Парамонов О.Г. Адаптация американо-японского альянса к вызовам нового столетия: успехи и неудачи. Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 4 (19). С. 41.

7. Кистанов В. О. Базовый конфликт между Токио и Вашингтоном: бунт на корабле или буря в стакане воды? Япония наших дней. № 2(4). 2010. М.: ИДВ РАН, 2010. С. 12.

8. Официальный сайт информационного агентства «Росбалт». http://www.rosbalt.ru/2010/01/25/706610.html

9. Кистанов В. Указ. раб., С. 13.

10. Joint Statement of the U.S.- Japan Security Consultative Committee. May 28, 2010. [Electronic source] / Ministry of Foreign Affairs of Japan. - URL: http://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/security/scc/joint1005.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.