Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ОГРАНИЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / САНКЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Адамов Эрнест Валерьевич

Важнейшей задачей по управлению регионом является его устойчивое развитие. При этом он рассматривается как комплекс взаимосвязанных элементов, каждый из которых требуется совершенствовать для его сбалансированного функционирования. Однако регион не является замкнутой системой, то есть он имеет экономические связи с другими территориями, в том числе заграничными. За последнее десятилетие наша страна столкнулась с сенсационным санкционным давлением, что также отразилось на состоянии экономик регионов. Исследование последствий введения санкций против России имеют особое значение, так как они позволяют выявить основные направления регионального управления по достижению экономической безопасности. При написании данной работы был применен статистический метод с использованием данных официальных статистических справочников. В работе автором анализируются показатели, непосредственно связанные с внешнеторговой деятельностью и попадающие под влияние макроэкономической обстановки. На основе этого анализа делается выводы о степени влияния внешних санкций на экономическое развитие региона. Также были применены анализ и синтез, исторический метод на основе информации из отечественных и зарубежных публикаций. Автором рассматриваются современные особенности управления социально-экономическим развитием региона, разработана классификация ограничений регионального развития, исследуются основные цели устойчивого развития региона, приводится краткий обзор применения санкций как инструмента воздействия на страну-мишень. Теоретическая значимость работы состоит в исследовании влияния санкционного давления на развитие региона на примере Тамбовской области. Практическая значимость исследования заключается в выработанных рекомендациях по повышению устойчивости развития Тамбовской области. По результатам исследования было выявлено: санкционная политика западных стран осложнила экономическую обстановку в Тамбовской области, однако регион продолжает демонстрировать высокие показатели производства и внешнеторговой деятельности. Тем не менее для стабилизации дальнейшего экономического развития региона и в целях повышения конкурентоспособности Тамбовской области на внутрироссийском рынке рекомендуется реализовать ряд мер, предложенных в настоящей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT UNDER SANCTIONS PRESSURE (THE CASE OF TAMBOV REGION)

The most important task of managing the region is its sustainable development. At the same time, it is considered as a complex of interrelated elements, each of which needs to be improved for its balanced functioning. However, the region is not a closed system, that is, it has economic ties with other territories, including foreign ones. Over the past decade, our country has faced sensational sanctions pressure, which has also affected the state of regional economies. The study of the consequences of sanctions imposed against Russia is of particular importance, as they allow us to identify the main directions of regional management to achieve economic security. When writing this paper, a statistical method was applied using data from official statistical reference books. In the paper, the author analyzes indicators directly related to foreign trade activities and falling under the influence of the macroeconomic situation. Based on this analysis, conclusions are drawn about the degree of influence of external sanctions on the economic development of the region. Analysis and synthesis, a historical method based on information from domestic and foreign publications were also applied. The author examines the modern features of managing the socio-economic development of the region, develops a classification of the limitations of regional development, reveals the main goals of sustainable development of the region, and provides a brief overview of the application of sanctions as an instrument of influence on the target country. The theoretical significance of the work consists in researching the impact of sanctions pressure on the regional development as in the case of the Tambov region. The practical significance of the study lies in the recommendations developed to improve the sustainability of the development of the Tambov region. According to the research results, it was revealed that the sanctions policy of Western countries has complicated the economic situation in the Tambov region, but the region continues to demonstrate high indicators of production and foreign trade activity. Nevertheless, in order to stabilize the further economic development of the region and in order to increase the competitiveness of the Tambov region in the domestic market, it is recommended to implement a number of measures proposed in this paper.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

DOI: 10.22394/2304-3385-2023-1-13-22 ВАК: 5.2.3

EDN: OOPBTJ УДК: 338.24(1-3)

ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Адамов Э. В.1

1 Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (392012, Россия, Тамбов, ул. Советская, 6) ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Адамов Э. В. Проблема устойчивого регионального развития в условиях санкционного давления (на примере Тамбовской области) // Муниципалитет: экономика и управление. 2023. № 1. С. 13-22. EDN 00РВИ.

АННОТАЦИЯ:

Важнейшей задачей по управлению регионом является его устойчивое развитие. При этом он рассматривается как комплекс взаимосвязанных элементов, каждый из которых требуется совершенствовать для его сбалансированного функционирования. Однако регион не является замкнутой системой, то есть он имеет экономические связи с другими территориями, в том числе заграничными. За последнее десятилетие наша страна столкнулась с сенсационным санкционным давлением, что также отразилось на состоянии экономик регионов. Исследование последствий введения санкций против России имеют особое значение, так как они позволяют выявить основные направления регионального управления по достижению экономической безопасности.

При написании данной работы был применен статистический метод с использованием данных официальных статистических справочников. В работе автором анализируются показатели, непосредственно связанные с внешнеторговой деятельностью и попадающие под влияние макроэкономической обстановки. На основе этого анализа делается выводы о степени влияния внешних санкций на экономическое развитие региона. Также были применены анализ и синтез, исторический метод на основе информации из отечественных и зарубежных публикаций. Автором рассматриваются современные особенности управления социально-экономическим развитием региона, разработана классификация ограничений регионального развития, исследуются основные цели устойчивого развития региона, приводится краткий обзор применения санкций как инструмента воздействия на страну-мишень.

Теоретическая значимость работы состоит в исследовании влияния санкционного давления на развитие региона на примере Тамбовской области. Практическая значимость исследования заключается в выработанных рекомендациях по повышению устойчивости развития Тамбовской области.

По результатам исследования было выявлено: санкционная политика западных стран осложнила экономическую обстановку в Тамбовской области, однако регион продолжает демонстрировать высокие показатели производства и внешнеторговой деятельности. Тем не менее для стабилизации дальнейшего экономического развития региона и в целях повышения конкурентоспособности Тамбовской области на внутрироссийском рынке рекомендуется реализовать ряд мер, предложенных в настоящей работе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: индекс промышленного производства, индикаторы устойчивого развития, ограничения регионального развития, стратегия развития региона, устойчивое развитие, санкционные ограничения.

Введение

Одним из важнейших условий процветания государства является поддержание устойчивого развития как страны в целом, так и ее регионов. Реализация этой задачи возложена на специализированные международные организации, органы государственной власти, руководителей системно

значимых организаций. Управление социально-экономическим развитием регионов имеет следующие особенности:

1) существует определенное несоответствие между стратегическими целями развития региона, показателями по их выполнению и индикаторами устойчивости развития, так как большинство по-

© ABTop(bi) / The Author(s) 2023. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

добных нормативов разработаны в соответствии с приоритетами государства.

2) другим важным фактором выступает то, что поддержание устойчивого регионального развития включает в себя не только разработку и принятие стратегий социально-экономического территории, но и регулярный мониторинг по их реализации, внесение корректировок в зависимости от обстоятельств, что в совокупности создает эффективный механизм по выполнению данных стратегий.

3) еще одним недостатком регионального управления является слабый контроль в отношении рефлексии, которая необходима для оперативного регулирования, и отсутствие анализа альтернативных факторов воздействия, которые могут быть использованы при применении ситуационного подхода.

4) кроме того, система по обеспечению информацией в целях поддержания устойчивого развития региона должна быть доступна не только органам управления региона, но и всем субъектам бизнеса и гражданам, чтобы сформировать у них образ стабильной системы и привлечь внешние инвестиции [1, с. 115].

5) также в процессе управления развитием региона должны быть приняты во внимание ограничения как искусственно созданные (внешние санкции, законодательные акты Правительства), так и естественные (такие как дефицит определенных ресурсов или отсутствие возможности участия в определенных торговых системах, например, возможность импортировать товары напрямую для внутренних регионов).

В настоящее время особо остро стоит проблема исследования влияния санкций со стороны США и Европы на устойчивость регионального развития. Эта проблема является актуальной в настоящее время, так как обострившаяся обстановка на международной арене заставляет регионы приспосабливаться к изменившимся условиям.

Влияние вешних санкций на региональное развитие рассматривается в работах многих отечественных и зарубежных ученых. Исследователем Т. М. Одинцовой были изучены вопросы влияния крымских санкций на развитие г. Севастополя (отдельные аспекты будут рассмотрены в данной статье). Ученый О. В. Бережная проанализировала основные экономические показатели в период введения санкций. Проблема влияния отдельных видов санкций на устойчивое развитие раскрыта в научных трудах А. А. Аль-Явара. В работах М. М. На-гучева рассматривается мировая история применения санкций. Исследователем J. М. Jeong были рассмотрены вопросы воздействия санкций США на различные страны. К. S. Lаrsen также исследовал вопрос эффективности крымских санкций. Однако данная проблема недостаточно изучена в современной экономической литературе, так как неизвестно воздействие внешних санкций на отдельные регионы, в частности на Тамбовскую область.

Целью данной работы является анализ воздействия внешних экономических санкций на развитие Тамбовской области и разработка практических предложений по сглаживанию негативных воздействий санкционного давления.

В рамках выполнения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) провести анализ внешнеторгового оборота;

2) проанализировать структуру инвестиций в основной капитал;

3) рассмотреть динамику создания и ликвидации организаций в регионе;

4) изучить динамику доходов бюджета региона;

5) сравнить цели социально-экономического развития Тамбовской области и цели устойчивого развития региона.

Результаты

Существует большое количество определений устойчивого развития региона. Одно из них рассматривает устойчивое развитие региона как целенаправленные согласованные между собой инвестиции природных, научных, личностных ресурсов для развития потенциала региона и улучшения качества жизни людей [2, с. 234]. Так как регион является системой элементов, его устойчивое развитие предполагает совершенствование следующих аспектов: уровня жизни населения (роста реально располагаемых доходов, качества медицинских, образовательных услуг, соблюдения прав личности), развития промышленности, институтов власти.

В настоящее время все большую роль в формировании ВВП начинают играть нематериальные факторы, творческий потенциал, информация. Для многих регионов и даже стран флагманами развития стали научная сфера, СМИ, медицина, уникальные модели управления [3, с. 160].

Разработанные методические рекомендации по устойчивому развитию региона носят рекомендательный характер и предлагают трехуровневую систему контроля:

1) основные цели развития;

2) задачи в рамках поставленных целей;

3) показатели выполнения плана [4, с. 90].

Особое значение здесь имеют применяемые для

осуществления контроля показатели, которые отражают текущее положение, динамику и вероятное развитие экономических, экологических, социальных, геополитических, национальных, отраслевых и региональных факторов. Самыми популярными интегральными индексами в научной литературе считаются индекс скорректированных чистых накоплений, разработанный Д. Пирсом и Ж. Аткинсоном (данный индекс применяется Всемирным банком, имеет высокую статистическую надежность и может рассчитываться как на уровне страны, так и на уровне региона), с эколого-эко-номический индекс регионов России, созданный в рамках совместного проекта WWF России и

Таблица 1 — Классификация ограничений регионального развития

Признак ограничений Виды ограничений в соответствии с рассматриваемым признаком

Характер ограничений 1) природно-ресурсные; 2) производственные; 3) демографические; 4) научные; 5) финансовые; 6) геополитические; 7) управленческие

Возможность управления 1) контролируемые; 2) неконтролируемые

Среда происхождения 1) внешние; 2) внутренние

Временное воздействие 1) постоянные; 2) временные

Возможность смягчения последствий 1) с возможностью компенсации иными факторами; 2) без возможности компенсации иными факторами

Степень влияния на региональное воздействие 1) с сильным воздействием на развитие региона; 2) со средним воздействием на развитие региона; 3) с низким воздействием на развитие региона

РИА Новости, индекс человеческого развития, который делает упор именно на социальное развитие территории [5, с. 188].

Большинство подобных индикаторов могут быть рассчитаны и адаптированы в рамках региона, а также они являются эффективным средством мониторинга устойчивого развития. Практика по их использованию рассмотрена во многих работах отечественных и иностранных ученых, исследованиях международных организаций. Так как цели развития региона могут различаться в зависимости от изначального социально-экономического положения (устранение кризисных явлений, стабилизация ситуации, противодействие определенным факторам, смягчение негативных последствий, комплексное развитие), их исходные и желаемые значения необходимо корректировать в соответствии со спецификой региона [6, с. 924].

При разработке стратегии регионального развития учитываются основные внешние и внутренние факторы экономического потенциала региона (природно-ресурсного, экологического, территориального), его возможности и препятствия для развития. Кроме того, особое внимание при разработке уделяется существующим ограничениям и рискам, которые могут быть выражены в дефиците или отсутствии необходимых природных, экономических, институциональных, демографических ресурсов. Данные барьеры сдерживают развитие региона, кроме тех случаев, когда ограничения стимулируют применение альтернативных возможностей (например, российское эмбарго на ввоз иностранных товаров, которое расширило возможности отечественных производителей) Подробная классификация ограничений регионального развития представлена в таблице 1.

Тем не менее за последнее десятилетие для нашей страны именно ограничения, вызванные принятием внешних санкций, становятся все более весомыми. Целями подобных санкций являются сдерживание потенциала стран, политические разногласия, влияние на мировую торговлю, попытки влияния на конкуренцию, создание од-нополярного мира. Санкции могут быть публичными, закрепленными официальными законодательными актами, и латентными, которые не публикуются в официальных источниках [7, с. 203].

Санкции, как инструмент воздействия, применялись с древности и применяются по настоящее время. Наиболее известными примерами санкций можно считать принятие Мегарской псефизмы в 433 г. до н. э., «мирные блокады» европейских государств, санкции США и Европейского Союза против Советского Союза и России, пересмотр Россией порядка расчета за газ. Кроме того, разновидностью политических санкций можно считать непризнание, признание или частичное признание отдельных территорий в качестве суверенных государств, что создает ситуацию неопределенности в их статусе и не позволяет им взаимодействовать с другими странами на равных. К таким территориям относятся Палестина, Косово, Нагорный Карабах, Абхазия. Для данных регионов существуют объективные экономические ограничения, которые сдерживают развитие этих территорий [8, а 149].

Санкции, как инструмент воздействия, имеют не только экономический эффект, но и социальный, что выражается в снижении уровня жизни населения и создают угрозу устойчивому развитию региона. На современном этапе особую роль играют антироссийские санкции, вводившиеся с 2014 после присоединения Крыма и по настоящее время.

После начала военной спецоперации на Украине против России были введены новые санкцион-ные ограничения, чтобы ослабить российскую экономику. В частности, США приняли крупнейший комплекс санкций в сфере торговли, чтобы сдержать рост российских отраслей, таких как оборонно-промышленный комплекс, самолетостроение и судостроение посредством отсутствия высокотехнологичных комплектующих. Евросоюз в свою очередь принял эмбарго на экспорт в Россию деталей и материалов, использующихся в авиастроении и ракетостроении, а также был введен запрет на продажу самолетов в Россию [9, с. 681].

Проведем анализ влияния санкционной политики на развитие региона на примере Тамбовской области.

Анализ данных внешнеторгового оборота Тамбовской области (таблица 2) показал устойчивую динамику экспорта как в страны СНГ, так и в страны ближнего зарубежья. Импорт Тамбовской области в особенности из стран дальнего зарубежья

Таблица 2 — Структура внешнеторгового оборота Тамбовской области за 2013-2021 гг., в млн $ США

Год Внешнеторговый оборот Экспорт Импор т Темп роста к предыдущему году

всего в страны СНГ в страны дальнего зарубежья всего в страны СНГ в страны дальнего зарубежья экспорта импорта

2013 395,2 67,7 29,6 38,1 327,5 28,2 299,3 - -

2014 417,7 66,3 20,5 45,8 351,4 16,3 335,1 97,9 107,3

2015 253,5 71,6 52,0 19,6 181,9 11,4 170,5 108 51,8

2016 273,6 120,1 67,1 53,0 153,5 34,6 118,9 167,7 84,4

2017 378,8 166,8 96,4 70,4 212,0 46,1 165,9 138,9 138,1

2018 422,9 239,5 157,5 82,0 183,4 54,9 128,5 143,6 86,5

2019 465,0 226,0 116,6 109,4 239,0 69,5 169,5 94,4 130,3

2020 614,5 399,9 131,6 268,3 214,6 56,1 158,5 176,9 89,8

2021 662,2 426,3 180,6 245,7 235,9 85,1 150,8 106,6 109,9

Источники: 1) Тамбовская область в цифрах: краткий статистический сборник. Т. 17. Тамбовстат, 2022. 72 с. 2) Статистический ежегодник : стат. сб. Тамбов : Тамбовстат, 2015. 140 с. 3) Статистический ежегодник : стат. сб. Тамбов : Тамбовстат, 2018. 189 с.

Таблица 3 — Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за 2013-2021 гг., в млн руб.

Экспорт Инвестиции, всего Собственные средства Бюджетные средства Кредиты банков Иностранные инвестиции

2013 64 044,9 13 812,8 12 960,6 17 171,6 45,9

2014 72 129,8 23 528,2 13 894,6 8 374,7 79,2

2015 71 733,9 27 076,2 12 019,8 10 641,7 6,3

2016 63 728,2 19 763,7 12 217,5 11 754,7 -

2017 69 685,7 20 546,1 14 885,0 12 987,7 данные не представлены

2018 69 509,6 25 616,6 10 613,0 8 367,1 данные не представлены

2019 55 188,3 22 330,5 8 596,4 10 929,2 -

2020 45 457,0 25 001,1 10 051,4 7 764,1 -

2021 47 980,5 27 356,2 7 824,6 10 321,3 -

Источники: 1) Тамбовская область в цифрах: краткий статистический сборник. Т. 17. Тамбовстат, 2022. 72 с. 2) Статистический ежегодник : стат. сб. Тамбов : Тамбовстат, 2015. 140 с. 3) Статистический ежегодник : стат. сб. Тамбов : Тамбовстат, 2018. 189 с.

имеет нестабильную динамику, однако объем внешнеторгового оборота региона с 2015 г. имеет стабильную динамику роста. Основными экспортируемыми товарами Тамбовской области являются пищевые продукты, напитки, табак, продукты растительного и животного происхождения, продукция химической промышленности, жиры и масла, пластмассы, каучук и резина, машины оборудование и аппаратура. Основными импортируемыми товарами Тамбовской области являются машины оборудование и аппаратура, продукция химической промышленности, пищевые продукты, напитки, табак, металлы и изделия из них, текстиль [10, с. 96]. Структура внешнеторгового оборота подтверждает аграрную направленность Тамбовской области.

Одним из основных факторов развития региона является его инвестиционная привлекательность, которую не всегда возможно повысить силами отечественных инвесторов, поэтому необходимо продвигать регион на международном экономическом пространстве, чтобы привлечь иностранные инвестиции [11, с. 1455]. Россия из-за нестабильной (высокорисковой) экономической обстановки была интересна крупным зарубежным инвесторам, однако из-за осложнения геополитической ситуации инвестиционная привлекательность России сильно сократилась. Анализ структуры

инвестирования в экономику Тамбовской области представлен в таблице 3.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что иностранные инвестиции за рассматриваемый период не играли существенной роли в развитии региона, а после 2018 г. полностью прекратились. Кроме того, по представленным данным видно, что общий объем инвестиций имеет тенденцию к сокращению, тогда как объем инвестирования частными инвесторами постепенно увеличивается.

4 000 3 000 2 000 1 000

* 1 Ii 1 ____ f'^i:

100 75 50 25

2017

2018 2019

2020

2021

- всего организации

---ликвидированных орг-ций

--зарегистрированных орг-ций

организации-банкроты

Источник: Компании Тамбовской области // Интерфакс. URL: https:// spark-interfax.ru/statistics/region/68000o00000 (дата обращения 23.11.2022).

Рис. 1. Динамика создания и ликвидации организаций в Тамбовской области за 2017-2022 г.

Рассмотрим динамику деловой активности Тамбовской области. На рисунке 1 приведены сведения о динамике действующих организаций в Тамбовской области за 2017-2022 г.

Как видно из представленный данных, общее число организаций в Тамбовской области сократилось с 3 880 в 2017 г. до 846 в 2021, т.е. общее сокращение составило 78,2 %. Кроме того, число ликвидируемых организаций за весь рассматриваемый период превышает число регистрируемых, что говорит о трудностях в осуществлении конкуренции на рынке. Тем не менее по заявлению бывшего губернатора Тамбовской области: «Регион всегда достойно справлялся с кризисными явлениями в экономике, в частности, благодаря диверсификации промышленности». Так, 2020 г. ознаменовался резким ростом прибыли ряда отраслей (сельское, лесное, рыбное хозяйство - 33 млрд руб. в 2020 г. к 18 млрд руб. в 2016 г.; финансы и страхование -12 млрд руб. в 2020 г. к 55 млн руб. в 2016 г.; обрабатывающие производства - 9 млрд руб. в 2020 г. к 3 млн руб. в 2016 г.: торговля - 7 млрд руб. в 2020 г. к 3 млн руб. в 2016 г.; строительство - 2 млрд руб. в 2020 г. к 1 млн руб. в 2016 г.)1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Санкционные ограничения западных стран затрагивали также банковскую сферу. Международные платежные системы (Visa, MasterCard и PayPal) прекратили обслуживание российских клиентов, поэтому расчеты по таким картам стали возможны только с переходом на систему быстрых платежей от ЦБ РФ. Также исключение российских банков из системы SWIFT приостановила расчеты в валюте по внешнеторговой деятельности, что также способствовало ускоренной адаптации местных банков к новым условиям [12, с. 166].

Местная администрация постоянно принимает меры для поддержки региона в сложившейся обстановке. Основными целями развития региона являются развитие туристической отрасли, цифровых технологий и привлечение инвестиций в промышленное и сельскохозяйственное производства в регионе. Внедрение цифровых технологий в сельском хозяйстве будет способствовать повышению производительности труда и снижению

1 Компании Тамбовской области // Интерфакс. URL: https:// spark-interfax.ru/statistics/region/68000000000 (дата обращения 23.11.2022).

6000 г---------------------------------

4 000

издержек. По данному направлению ведется разработка таких ноу-хау, как «Безопасный город», «Умный дом», «Умный сад» и хранилища продукции, роботизированные фермы, использование беспилотников в сельском хозяйстве, системы мониторинга почв. Также область развивает туристическую сферу посредством проведения крупных мероприятий и фестивалей. Планируется развитие инфраструктуры для экотуризма, так как Тамбовская область является самым экологически чистым регионом России2. Создание на территории региона Центра поддержки экспорта и филиалов «Мой бизнес» способствовали развитию предприятий малого и среднего бизнеса. В 2021 г. на территории Тамбовской области реализовывал-ся 51 региональный проект [13, с. 121]. Несмотря на сложности из-за ограничений, вызванных пандемией коронавируса, реализованы проекты по строительству дорог, объектов социальной инфраструктуры.

Однако Тамбовская область все еще остается дотационным регионом, который постоянно требует существенных вложений из федерального бюджета. Поэтому полный отказ от финансовой поддержки из центра в среднесрочной перспективе не прогнозируется. [14, с. 433]. Рисунок 2 демонстрирует динамику доходов бюджета Тамбовской области и динамику межбюджетных трансфертов в их составе, которые составляют от 56 % в 2013 г. до 34 % в 2021 г. На графике отчетливо можно проследить отрицательную динамику межбюджетных трансфертов одновременно с увеличением объема доходов бюджета региона.

Одним из наиболее репрезентативных экономических показателей, демонстрирующих экономическое развитие, является индекс промышленного производства. Данный индекс иллюстрирует динамику объемов промышленного производства за рассматриваемый период. Расчет данного показателя в России осуществляет Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Некоторые экономисты рассматривают изменения данного показателя наравне с ростом ВВП, так как динамика индекса промышленного

2 Александр Никитин: «Инновации — импульс для прорывного развития региона» // РБК. URL: https://chr.plus.rbc.ru/news/ 600993e87a8aa99f9654a70d (дата обращения 14.11.2022)

2 000 ---Ш-1---

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 ЕПЗ доходы бюджета (всего) □ межбюджетные трансферты

Источники: 1) Тамбовская область в цифрах: краткий статистический сборник. Т. 17. Тамбовстат, 2022. 72 с. 2) Статистический ежегодник : стат. сб. Тамбов : Тамбовстат, 2015. 140 с. 3) Статистический ежегодник : стат. сб. Тамбов : Тамбовстат, 2018. 189 с.

Рис. 2. Динамика доходов бюджета Тамбовской области за 2013-2021 гг., млн руб.

производства отражает фундаментальные изменения во всех отраслях производства и услуг страны.

На основе данных региональной статистики, был произведен анализ динамики индекса промышленного производства Тамбовской области, чтобы оценить степень воздействия санкционных ограничений на экономическую активность в регионе.

По данным рисунка 3 видно, что индекс промышленного производства Тамбовской области имеет нестабильную динамику, однако за весь рассматриваемый период его значение не опускалось ниже 100 %.

Кроме того, автором построена линия тренда индекс промышленного производства Тамбовской области за период 2013-2021 г. и продолжена на прогнозный период до 2024 г. Уравнение линии показателя имеет вид

у = -1,009 1п + 107,668.

Линия тренда индекса имеет отрицательную динамику, однако к 2024 г. она достигнет значения 105,16 %, однако все еще не опустится ниже 100%. Индекс детерминации R2 в данном случае составляет 0,0387.

Рассмотрим динамику валового регионального продукта (далее - ВРП) Тамбовской области (рисунок 3). По данным рисунка видно, что ВРП Тамбовской области имеет нестабильную динамику роста, однако серьезных спадов не наблюдается.

Также мы выделили ряд социальных последствий для региона от введения внешних санкций:

1) отчуждение от мирового информационного пространства посредством ограничений в использовании зарубежных платформ, интернет ресурсов и программ;

2) ограничение возможностей трудоустройства, особенно за границей, после исключения России из Болонской системы;

3) различные ограничения на привычные возможности, такие как поездки за границу, использование иностранных мессенджеров, заграничные

- индекс промышленного производства (в % к пред. году)

---тренд индекса промышленного производства

--ВРП Тамбовской области, %

Источники: 1) Тамбовская область в цифрах: краткий статистический сборник. Т. 17. Тамбовстат, 2022. 72 с. 2) Статистический ежегодник : стат. сб. Тамбов : Тамбовстат, 2015. 140 с. 3) Статистический ежегодник : стат. сб. Тамбов : Тамбовстат, 2018. 189 с.

Рис. 3. Динамика экономических показателей Тамбовской области за 2013-2021 гг.

переводы, покупки импортных товаров, создание образа с использованием медиа платформ [15, с. 88].

Приведенный выше перечень доказывает, что устойчивое развитие региона является комплексным процессом. Именно поэтому разработка стратегии устойчивого развития для стабильно развивающегося региона и для региона, имеющего угрозы стабильному развитию, будет различаться в зависимости от степени влияния внешних факторов и ограничений. При создании концепции устойчивого развития региона следует руководствоваться следующими принципами:

1) постановка основных целей развития региона в рамках ситуационного подхода с учетом объективных ограничений, реалистичных прогнозов, применением инновационных подходов в области регионального менеджмента, реалистичных оценок возможностей развития региона, а не пустые обещания электорату;

2) подробная классификация ограничений развития региона и их объективная оценка;

3) формирование ряда плановых показателей, отражающих социально-экономическое развитие региона;

4) анализ влияния действующих ограничений на достижение целей по региональному развитию, классификации их по степени влияния и разработка нескольких сценариев развития (пессимистического, базового, оптимистического) [16, с. 43];

5) создание в регионе системы мониторинга для отслеживания текущих темпов развития плановым.

Рассмотрим цели социально-экономического развития Тамбовской области и цели устойчивого развития региона, поставленные в стратегии развития Тамбовской области3:

1) увеличение технической и технологической базы региона;

2) повышение инвестиционной привлекательности региона;

3) прирост квалифицированных кадров;

4) рост числа малых и средних предпринимателей, в том числе за счет перехода на официальную занятость;

5) повышение благосостояния населения и снижение его дифференциации по доходам;

6) развитие личных подсобных хозяйств;

7) создание новых производственных мощностей для переработки профицита зерна;

8) увеличение экспорта продукции региона;

9) повышение доступности жилья;

10) рост реально собираемых средств ЖКХ;

11) обновление оборудования электростанций, железнодорожной отрасли;

12) совершенствование системы перевозки пассажиров;

3 О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года : Закон Тамбовской области от 30.05.2018 № 246-З.

13) развитие проекта электронного правительства в сельской местности;

14) поддержка инновационных разработок;

15) увеличение численности населения;

16) рост числа квалифицированного медицинского персонала и обеспечения сельских больниц необходимым оборудованием;

17) развитие культурной и спортивной индустрии;

18) защита окружающей среды.

Автором были составлены цели устойчивого развития региона:

1) повышение реально располагаемых доходов населения;

2) обеспечение продовольственной безопасности и развитие сельского хозяйства;

3) создание условий гармоничного развития личности как в физическом, так и в духовном плане;

4) поддержка инклюзивного образования;

5) создание условий для поддержания здоровья;

6) обеспечение доступности энергии и интернета по низким ценам;

7) максимальное сокращение безработицы;

8) поддержка и внедрение инноваций;

10) развитие принципов федерализма и сокращение неравенства между территориями;

11) борьба с преступностью и повышение безопасности граждан;

12) развитие справедливой демократии на местах;

13) решение экологических проблем;

14) рост промышленного производства и наиболее полное использование ресурсов;

15) усиление межрегиональной интеграции.

Стратегия регионального развития не должна

включать все цели устойчивого развития, однако основная направленность должна быть учтена. При анализе целей социально-экономического развития Тамбовской области было выявлено, что они согласуются с целями устойчивого развития региона.

Таким образом, чтобы повысить финансовую безопасность региона в условиях санкционного давления рекомендуется реализация следующих мер.

1) Так как именно агропромышленный сектор является вектором экономики Тамбовской области, необходимо увеличить финансовую поддержку сельхозпроизводителей в виде дотаций и субсидий из федерального и областного бюджетов.

2) Из-за разрыва экономических связей с европейскими странами объем экспорта сельскохозяйственной продукции в 2022 г. сократился на 9,2 %4 относительно показателя 2021 г., поэтому следует провести переориентацию экспорта продукции АПК на страны Азии и Беларусь.

3) В 2020 г. Президентом РФ была утверждена Доктрина продовольственной безопасности, согласно которой абсолютное большинство товаров

4 Экспорт из Тамбовской области. Все товары. 2020 // Ru-Stat. URL: https://ru-stat.com/date-Y2022-2022/RU68000/export/world (дата обращения 28.02.2022).

сельхозпроизводства, потребляемое на внутреннем рынке, должно быть отечественного производства. Чтобы внести существенный вклад в выполнение поставленной задачи Тамбовской области, необходимо расширить меры в рамках импорта замещения, в частности, найти способ сократить поставки сельхозоборудования и удобрений путем поиска отечественных аналогов. Также необходимо разработать налоговые льготы и оказать финансовую поддержку производителям органической продукции, чтобы повысить производство экологически чистых и конкурентоспособных продуктов.

Реализация данных мер будет способствовать стабилизации производства и сбыта продукции и повышению устойчивости регионального развития.

Обсуждение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Несмотря на санкцион-ные ограничения Тамбовская область наращивает объемы экспорта при нестабильной динамике импорта, что говорит о сохранении регионом своих конкурентных позиций на мировом рынке, стремлении региона увеличить чистый экспорт. К отрицательным последствиям современного периода экономики региона, безусловно, относится общее снижение инвестиционной активности в основной капитал, однако данный спад вызван общей напряженностью экономики страны, а не уходом иностранных инвесторов, которые ранее не играли существенной роли в развитии региона. С 2017 по 2021 гг. произошло резкое снижение действующих организаций, тем не менее это сокращение сопровождалось ростом прибыли во многих отраслях промышленности региона. Это доказывает, что основной причиной уменьшения числа организаций является отсутствие у них финансового запаса прочности, тогда как экономически развитые компании региона процветают в настоящий момент. Также положительным моментом для региона является постепенной снижение доли межбюджетных трансфертов в доходах региона, что говорит о росте производства внутри Тамбовской области, однако регион в ближайшие годы не перейдет на полное финансовое само обеспечение. Низкое значение индекса детерминации говорит о слабой корреляционной связи. Из этого следует, что в среднесрочной перспективе тренд может сменится как в сторону возрастания, так и в сторону еще большего убывания, а значит, потенциальный промышленный рост в регионе будет во многом зависеть от качества проводимой региональной политики. Это также подтверждает нестабильная динамика роста ВРП Тамбовской области, которая тем не менее находится в ограниченных пределах колебания. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области нацелена на устойчивое развитие региона.

Заключение

Таким образом, санкционное давление оказало негативное воздействие на экономику Тамбовской области. Об этом свидетельствует нестабильная (но без резких колебаний) динамика индекса промышленного производства, которая, хоть и демонстрирует ежегодный рост объемов производства, имеет в среднесрочной перспективе нисходящий тренд. Именно поэтому автором реко-

мендуется реализовать предложенные меры для повышения экономической стабильности и сглаживания негативных последствий санкционных ограничений, так как в среднесрочной перспективе линия тренда индекса промышленного производства региона может измениться, проблема разработки эффективных мер по повышению устойчивости регионального развития остается актуальной для дальнейших исследований. ■

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[1] Левина Е. И. Понятие «устойчивое развитие». Основные положения концепции // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 11 (79). С. 113-119. EDN

[2] ОдинцоваТ. М. Проблемные аспекты стратегирования устойчивого развития регионов в условиях санкций и ограничений // Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики. 2020. № 2. С. 261-270. EDN CAYMQS.

[3] Лабутина Н. Н. Устойчивое развитие региональной экономики через создание и развитие инновационных территориальных кластеров // Устойчивое развитие и кооперация: содействие внедрению инноваций : сборник трудов всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Мытищи, 20-21 апреля 2021 г.). Мытищи: Российский университет кооперации, 2021. С. 159-164. EDN NHTTSO.

[4] Бережная О. В., Шульга И. С. Анализ и оценка тенденций развития региональных социально-экономических систем России в условиях кризиса и экономических санкций // Академическая наука - проблемы и достижения: материалы XIV международной научно-практической конференции (Северный Чарльстон, США, 5-6 декабря 2017 г.). Т. 2. Северный Чарльстон, США: CreаteSpаce, 2017. С. 90-93. EDN QJYKYL

[5] Иванов П. А. Оценка резилиентности экономики регионов в условиях санкционного давления// Фундаментальные исследования. 2022. № 10-2. С. 187-192. EDN KWPZNB.

[6] Аль-Явар А. А., Жариков Р. В., Безпалов В. В. Современные проблемы развития мировой и региональной экономики в условиях санкций и угроз глобальных вызовов // Управленческий учет. 2021. №12-4. С. 921-927. EDN TDORGM.

[7] Козлов Е. Л. Обострение проблемы экономической безопасности регионов России в условиях санкционного давления западных стран // Стратегические ориентиры развития региональной экономики : материалы VII ежегодной международной конференции (Волгоград-Волжский, 26-27октября 2016 г.) / под ред. Е. Г. Руссковой, Е. А. Петровой. Т. 1. Волгоград-Волжский: ООО «Консалтинговое агентство», 2016. С. 200-206. EDN XSRSSP.

[8] Нагучев М. М. Практика экономических санкций в мировой истории // Актуальные проблемы экономической теории и практики : сборник научных трудов / под ред. А. В. Болик, Е. В. Бочковой, И. В. Ариничева, В. В. Чапля. Краснодар: Научно-

исследовательский институт экономики Южного федерального округа, 2017. C. 148-156. EDN YNDOXE.

[9] Jeong, J. M. (2020). Economic sanctions and income inequality: impacts of trade restrictions and foreign aid suspension on target countries. Conflict Management and Peace Science, 37(6), 674-693. https://doi.org/10.1177/0738894219900759.

[10] Мхитарян В. С., Попова Г. Л. Сравнительный анализ развития сельского хозяйства в регионах Центрально-Черноземного экономического района // Учет и статистика. 2022. № 1 (65). C. 91-101. EDN NIELAS.

[11] Вякина И. В. Пространственная дифференциация инвестиционной привлекательности регионов в контексте обеспечения экономической безопасности // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16, №8 (467). C.1455-1472. EDN ZDPJST.

[12] Larsen, K. S. (2021). The views of Russian economists on Western sanctions against Russia. Journal of Russian Studies, (5), 156-176. https://eiibrary.ru/kamtyn.

[13] Иванова Е. Ю., Выжимова Н. Г. Перспективы развития региональной продовольственной безопасности (на примере Тамбовской области) // Направления повышения стратегической конкурентоспособности аграрного сектора экономики : материалы международной научно-практической конференции (Тамбов, 1 ноября 2016 г.) / под ред. А. А. Бурмистровой. Тамбов : Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2016. C. 115-125. EDN WZICBL.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[14] Рязанов А. В., Абрамова Л. А. Региональные аспекты устойчивого развития на примере Тамбовской области // Актуальные вопросы устойчивого природопользования: научно-методическое обеспечение и практическое решение: материалы международной научно-практической конференции (Минск, 911 ноября 2022 г.) / под ред. Д. С. Воробьёва. Минск: Белорусский государственный университет, 2022. C. 431-434. EDN LPQCDT.

[15] ПарахинаЛ. В., МусаеваХ. М. Управление конкурентоспособностью региона в условиях санкционного давления на Россию // Деловой вестник предпринимателя. 2022. № 3 (9). C. 87-91. EDN OKNOYN.

[16] Алихаджиева Д. Ш. Региональные аспекты развития России в рамках реализации целей устойчивого развития // Вестник Академии знаний. 2021. № 5 (46). C. 43-46. EDN IRJZLR.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Адамов Эрнест Валерьевич - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (392012, Россия, Тамбов, ул. Советская, 6); ernest.adamov@yandex.ru. АиЛогГО РИНЦ: 923099.

THE PROBLEM

OF SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT UNDER SANCTIONS PRESSURE (THE CASE OF TAMBOV REGION)

Adamov E. V.1

1 Derzhavin Tambov State University (6, Sovetskaya St., Tambov, 392012, Russia) FOR CITATION:

Adamov, E. V. (2023). The problem of sustainable regional development under sanctions pressure (the case of Tambov region). Municipality: Economics and Management, (1), 13-22. https://doi.org/10.22394/2304-3385-2023-1-13-22.

ABSTRACT:

The most important task of managing the region is its sustainable development. At the same time, it is considered as a complex of interrelated elements, each of which needs to be improved for its balanced functioning. However, the region is not a closed system, that is, it has economic ties with other territories, including foreign ones. Over the past decade, our country has faced sensational sanctions pressure, which has also affected the state of regional economies. The study of the consequences of sanctions imposed against Russia is of particular importance, as they allow us to identify the main directions of regional management to achieve economic security.

When writing this paper, a statistical method was applied using data from official statistical reference books. In the paper, the author analyzes indicators directly related to foreign trade activities and falling under the influence of the macroeconomic situation. Based on this analysis, conclusions are drawn about the degree of influence of external sanctions on the economic development of the region. Analysis and synthesis, a historical method based on information from domestic and foreign publications were also applied. The author examines the modern features of managing the socio-economic development of the region, develops a classification of the limitations of regional development, reveals the main goals of sustainable development of the region, and provides a brief overview of the application of sanctions as an instrument of influence on the target country.

The theoretical significance of the work consists in researching the impact of sanctions pressure on the regional development as in the case of the Tambov region. The practical significance of the study lies in the recommendations developed to improve the sustainability of the development of the Tambov region.

According to the research results, it was revealed that the sanctions policy of Western countries has complicated the economic situation in the Tambov region, but the region continues to demonstrate high indicators of production and foreign trade activity. Nevertheless, in order to stabilize the further economic development of the region and in order to increase the competitiveness of the Tambov region in the domestic market, it is recommended to implement a number of measures proposed in this paper..

KEYWORDS: industrial production index, sustainable development indicators, restrictions to regional development, regional development strategy, sustainable development, sanctions restrictions.

REFERENCES

[1] Levina, E. I. (2009). Sustainable development notion. The main provisions of conception. Tambov University Review: Series Humanities, (11), 113-119. https://elibrary.ru/kzzdcj.

[2] Odintsova, T. M. (2020). Problematics of regional sustainable development strategizing in the context of sanctions and restrictions. Topical Issues of Accounting and Management in the Information Economy, (2), 261-270. https://elibrary.ru/caymqs.

[3] Labutina, N. N. (2021). Sustainable development of the regional economy through the creation and development of innovative territorial clusters. In Sustainability and Cooperation: Promoting Innovation (pp. 159-164). Russian University of Cooperation. https://elibrary.ru/nhttso.

[4] Berezhnaya, O. V., & Shulga, I. S. (2017). Analysis and assessment

of trends in the development of regional socio-economic systems in Russia in the context of the crisis and economic sanctions. In Academic Science - Problems and Achievements (vol. 2, pp. 9093). CreateSpace. https://elibrary.ru/qjykyl.

[5] Ivanov, P. A. (2022). Assessment of the resilience of the regional economy under the conditions of sanction pressure. Fundamental Research, (10-2), 187-192. https://doi.org/10.17513/fr.43364.

[6] Al-Yavar, A. A., Zharikov, R. V., & Bezpalov, V. V. (2021). Current challenges to the global and regional economy in the face of sanctions and threats of global challenges. Management Accounting, (12-4), 921-927. https://elibrary.ru/tdorgm.

[7] Kozlov, E. L. (2016). Aggravation of the problem of economic security of Russian regions under the sanctions pressure of Western

countries. In E. G. Russkova, & E. A. Petrova (Eds.), Strategic Guidelines for the Development of the Regional Economy (vol. 1, pp. 200-206). Consulting Agency LLC. https://elibrary.ru/xsrssp.

[8] Naguchev, M. M. (2017). The practice of economic sanctions in world history. In A. V. Bolik, E. V. Bochkova, I. V. Arinichev, & V. V. Chaplya (Eds.), Actual Problems of Economic Theory and Practice (pp. 148-156). Research Institute for Economics of the Southern Federal District. https://elibrary.ru/yndoxe.

[9] Jeong, J. M. (2020). Economic sanctions and income inequality: impacts of trade restrictions and foreign aid suspension on target countries. Conflict Management and Peace Science, 37(6), 674-69 3. https://doi.org/10.1177/0738894219900759.

[10] Mkhitaryan, V. S., & Popova, G. L. (2022). Comparative analysis of the agriculture development in the regions of the Central Chernozem Area. Accounting and Statistics, (1), 91-101. https://doi.org/ 10.54220/1994-0874.2022.65.1.009.

[11] Vyakina, I. V. (2017). Spatial differentiation of regions' investment appeal in the context of economic security. Economic Analysis: Theory and Practice, 76(8), 1455-1472. https://doi.org/10.24891/ ea.16.8.1455.

[12] Larsen, K. S. (2021). The views of Russian economists on Western

sanctions against Russia. Journal of Russian Studies, (5), 156-176. https://eiibrary.ru/kamtyn.

[13] Ivanova, E. Yu., &Vyzhimova, N. G. (2016). Prospects for the development of regional food security (on the example of the Tambov region). In A. A. Burmistrova (Ed.), Directions for increasing the strategic competitiveness of the agricultural sector of the economy (pp. 115-125). Derzhavin Tambov State University. https:// eiibrary.ru/wzicbi.

[14] Ryazanov, A. V., & Abramova, L. A. (2022). Regional aspects of sustainable development on the example of the Tambov region. In D. S. Vorobyov (Ed.), Topical issues of sustainable nature management: scientific and methodological support and practical solution (pp. 431-434). Beiarusian State University. https:// eiibrary.ru/ipqcdt.

[15] Parakhina, L. V., & Musaeva, Kh. M. (2022). Management of regionai competitiveness under sanctions pressure on Russia. Entrepreneur's Business Bulletin, (3), 87-91. https://eiibrary.ru/oknoyn.

[16] Alikhadzhieva, D. Sh. (2021). Regionai aspects of Russia's devei-opment in the framework of the impiementation of the sustain-abie deveiopment goais. Bulletin of the Academy of Knowledge, (5), 43-46. https://eiibrary.ru/irjzir.

AUTHORS' INFORMATION:

Ernest V. Adamov - Derzhavin Tambov State University (6, Sovetskaya St., Tambov, 392012, Russia); ernest.adamov@yandex.ru. RSCI AuthorlD: 923099.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.