МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННОЕ
РАЗВИТИЕ РОССИИ
Аванесов В. С.
д.п.н., профессор
ПРОБЛЕМА УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: образование в России, качество образования, экономика образования, образование и общество.
Проблемная ситуация
Образование в России продолжает отставать от потребностей граждан и страны. На это указывают общая информация о состоянии дел, выступления Г.А. Зюганова, Д.А. Медведева, С.М. Миронова, О.Н. Смолина, других общественных и государственных деятелей, учёных и педагогов.
Очевидно старение материально-технической базы образования. Не помогала и замена министров. Большинство из них вели сходную политику усиления контроля, введения многочисленных проверок, аттестаций и аккредитаций, посредством которых пытались подчинить власти чиновников весь образовательный социум. Но в результате качество образования, среднего и высшего, стало ухудшаться ещё больше. Сокращались академические свободы и учебная мотивация, возрастали нагрузки, снижалась реальная зарплата учителей по многим регионам.
В условиях фактической отстранённости управленцев от общественного обсуждения проблемы качества образования оно ухудшалось. В таком результате нет ничего нового. Нерешаемые вопросы порождают нерешаемую проблему. Как и в других сферах, в образовании нужны не бюрократические, а содержательные и структурные преобразования, поддерживаемые всеми слоями общества.
Создаётся убеждение, что провести нужные для развития страны образовательные реформы сможет только другая команда управленцев, опирающаяся на учёных, педагогов, родителей и общественные организации. Другие пути оказываются затратными и тупиковыми.
Рейтинг стран по качеству образования
В Великобритании составили рейтинг стран, в которых лучше всего построена система качественного образования.
Этот список возглавила Финляндия, за ней следует Южная Корея, а на третьей ступени пьедестала расположился Гонконг. Четвёртое и пятое место заняли Япония и Сингапур.
В первую десятку стран попали также Великобритания, Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария и Канада -они заняли места с шестого по десятое. Немного хуже система образования в США, Германии и Франции. Россия на 20-м месте замыкает список1.
Недавно было выделено 30 миллиардов рублей на финансовую поддержку избранных российских вузов для вхождения в первую сотню рейтинга лучших мировых вузов. После проведённых затрат результат оказался противоположным ожидаемому.
Потому что для повышения места в рейтинге, нужны новые формы и методы обучения, новые образовательные технологии, новая учебная среда, новые компьютерные программы адаптивного обучения и адаптивного тестового контроля. Все упомянутые новации экономят учебное время студентов и рабочее время преподавателей, облегчают и делают быстрым понимание содержания электронных учебно-методических комплексов, автоматизируют самоконтроль и коррекцию знаний.
Попытка продвинуть пять российских вузов в мировой рейтинг ста лучших вузов мира (рейтинг «5-100») была сделана без участия учёных-педагогов, вне опоры на содержательные и качественные критерии, без метрического анализа результатов работы каждого вуза, без учёта количества и качества учебно-методических материалов вузов для абитуриентов и студентов страны и мира, без анализа посещаемости и популярности сайтов лучших вузов в образовательном мире. В общем, без какой-либо видимой аналитики.
А это важная часть той образовательной культуры, на которой сейчас держатся мировые рейтинги. Сложившаяся в России форма управления образованием не воспринимает эту культуру как существенно влияющую на проблему качества образования. И это один из признаков ошибочности образовательной политики. Учёные в таких слу-
1 Экспресс (Казахстан). 2012. - № 222 (17580), среда, 28 ноября.
633
чаях выдвигают гипотезы о существовании латентных (скрытых), факторов (причин), влияние которых, однако, проявляется явно, в некоторых показателях, которые надлежит создать и проверить.
Очевидно, нужна научная экспертиза причин отрицательных результатов модернизации образования в постсоветской России, низкого рейтинга вузов. Но в России такого рода аналитические исследования практически невозможны по причине отсутствия доступной, достоверной и полной статистики положения дел в сфере образования, недостатка полноценных научных отчётов. Нехватка аналитики - это одна из причин того, что повышение качества образования в России, на её обширных территориях превратилось сейчас в трудно решаемую проблему.
Выступление В.В. Путина
В конце декабря 2015 года прошло заседание Государственного совета по образованию при Президенте РФ. На нём выступил В. В. Путин. Он не стал критиковать неудовлетворительное качество российского образования, но твёрдо указал на необходимость перемен. Вот краткие выдержки из его речи: «Школа должна учитывать тенденции глобального развития, практически взрывное развитие технологий, для этого необходимо постоянно обновлять содержание общего образования, не забывая и о базовых, непреходящих вещах. Считаю, что на ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба - сделать российскую школу одной из лучших в мире. Убеждён, такая задача способна и должна объединить все политические силы, все уровни власти, граждан страны»1.
Идея объединения усилий всех граждан в деле подъёма качества образования - очень важная. У образовательной сферы есть одна принципиальная особенность, которая уже много лет, по сути, игнорируется или недооценивается. Образование является сферой, которая может улучшиться только в результате совместных и паритетных усилий всех обучающихся, педагогов школ и профессорско-преподавательского состава вузов, родителей обучающихся, а также заинтересованных общественных и профессиональных организаций, государства2. Такого широкого общественного консенсуса в вопросах повышения качества образования у нас не было никогда, и нет сейчас. А это и есть существенный признак кризиса проводимой сейчас в стране образовательной политики. Эту политику надо менять или исправлять.
Сейчас она сильно смещена в сторону сокращения числа вузов и филиалов. В Минобрнауки и Рособрнадзоре уверены, что закрытие сотен плохо работающих образовательных организаций - столбовая дорогая к высокому качеству образования. К тому же экономятся бюджетные затраты. И это вместо оказания им научно-методической и финансовой помощи. Но для выживания большой страны, в условиях мировой научно-технологической конкуренции политика сокращения обучаемого контингента очень опасна своими последствиями. Ведь мировой тренд - это расширение числа вузов и увеличение числа лиц с высшим образованием. Не случайно глава Сбербанка Герман Греф заявил недавно, что модель образования в России нуждается в радикальном изменении. Нужно менять модель образования -от детских садов до вузов. Вся модель образования должна быть радикально изменена», - заявил он. И делать это нужно было ещё вчера3.
Социальные требования к системе образования
Помимо необходимости коррекции образовательно-политического аспекта учебной работы, важно учитывать и социальные требования к системе качественного образования4:
- соответствие целей и результатов образования современным социальным ожиданиям;
- подготовка граждан, способных не только жить в гражданском обществе, но и создавать такое общество;
- консолидация общества, сохранение единого социокультурного пространства;
- преодоление этнонациональной напряженности и социальных конфликтов;
- обеспечение равных возможностей молодых людей в получении полноценного образования;
- активная социально-педагогическая защита прав детей и подростков, лишенных должного попечения родителей;
- эффективное использование человеческих, информационных, материальных и финансовых ресурсов в условиях ограниченных финансовых возможностей государства;
- поддержание международного престижа России как государства, отличающегося высоким уровнем развития культуры и науки.
Поскольку и эти требования сейчас не выполняются в полной мере, можно говорить о недостатках и социальной политики РФ в сфере образования.
1 Путин В.В. призвал сделать российскую школу одной из лучших в мире. РИА «Новости». - https://news.mail.ru/politics/ 24364470/
2 Аванесов В.С. ЕГЭ нарушает принцип равного представительства основных сторон образовательного процесса. -http://viperson.ru/wind.php?ID=523856&soch=1
3 Герман Греф предлагает радикально изменить модель образования в России. - http://tass.ru/obschestvo/25888410
4 Современная учебная книга. Подготовка к изданию / Под ред. С.Г. Антоновой, А.А. Вахрушева. - М.: МГУП, 2004. -
С. 14.
Экономика образования
Переживает кризис и экономика образования. Начнём с того, что вместо реального развития образования в стране большая часть денег тратилась на разработку спорных министерских проектов. Сейчас никто в стране не может сказать, что хотя бы один такой проект реально улучшил образование. И до реального сектора образования деньги доходили в существенно урезанном виде. Следовательно, управление финансами образовательной сферы нуждается в кардинальном улучшении.
Сейчас сложилась такая ситуация, что вкладывать деньги в эту сферу становится бесполезно - они всё равно расходуются не эффективно. Документ, который предлагает с 2017 года на сто тысяч сократить в вузах бюджетные места, уже одобрило правительство1.
Предложение «рассмотреть вопрос сбалансированного снижения» с 2017 года контрольных цифр приема на обучение по программам высшего образования за счет средств федерального бюджета содержится в проекте «Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и плановый период на 2017-2018 годы».
Ведущая роль дидактики
В современном организованном учебном процессе существенную роль играют формы и методы обучения, состояние теории и методики обучения, т.н. дидактики. Сейчас можно сказать, что у нас научно-методическая сфера обеспечения качества образовательного процесса находится в недостаточно развитом состоянии.
Традиции подмены дидактических форм идеологическими и бюрократическими методами возникли в начале 30-х годов XX века. Именно тогда Постановлениями ЦК ВКП (б) были запрещены почти все новые методы проведения занятий, вместе с тестами, которые не вписывались тогда в традицию использования классно-урочной формы проведения занятий2. Почти все прочие педагогические формы и методы были признаны имеющими буржуазное происхождение, а потому были запрещены. Столь политизированное и жёсткое вмешательство власти в образовательную деятельность миллионов учителей и учащихся в течение десятков лет позже отозвалось методическим отставанием российского образования. Активное вмешательство в дидактику не прекращалась и в последующие годы. Оно сохранилась в России и после распада в СССР.
Авторитарные корни образования
В древние времена школьная педагогика была в основном авторитарная, нередко основанная на наказаниях за плохо выученные уроки или за своевольное поведение. В начале средних веков в Европе появились первые университеты, а вместе с этим пришла и педагогическая свобода. К середине XVII века идеи творческого обучения стал внедрять великий педагог Ян Амос Коменский.
Именно ему мы обязаны появлением классно-урочной формы проведения занятий, которая позже незыблемо утвердилась в СССР по приказу ЦИК ВКП(б) в начале тридцатых годов XX века. Эта форма является главной и до сего дня: под неё строятся школы, разрабатываются инструкции и нормативы, рассчитывается зарплата учителей и регулируется, по сути, весь процесс школьного обучения. Но эта форма, при наличии ряда плюсов, имеет много минусов, особенно для организации качественного образования. Новый технологический уклад требует теперь строительства других школ, с другими проектами и нормами строительства типовых школ, с другими классами, для меньшего числа учащихся в группах и подгруппах. А также приходит в противоречие с нормами оплаты труда педагогов и нормами заполнения учебных классов.
Размышления о причинах неудачных образовательных реформ в мире выявили одну, на первый взгляд, незаметную причину. Это тип управления сферой образования. Чем более он строился на полном подчинении руководящему органу, тем хуже были результаты. Раньше других это было осознано в странах, сумевших осознать вредность авторитарного типа управления образованием и найти способы уменьшения зависимости образования от вмешательства извне.
Феномен неумеренного выпячивания роли государства в организации образования трудно назвать чьей-то ошибкой. Скорее, это можно рассматривать как неизбежное следствие того типа чиновного, авторитарного управления, который издавна сложился и культивировался в СССР и России. Но без консенсуса и равноправного партнёрства по всем основным вопросам развития образования, оно улучшаться не может в принципе. Этот принцип паритетности основных сторон образовательного процесса можно положить в основу перестроечной деятельности, если потребность таковой будет осознана.
Ответственный исполнитель
В очередной государственной программе развития образования до 2030 года написано, что её ответственным исполнителем является Министерство образования и науки РФ. В логике паритетности основных сторон образовательного процесса такого рода запись можно истолковать как некорректную. Этим подчёркивается, что все остальные
1 Правительство РФ одобрило идею резкого сокращения числа бюджетных мест в вузах. - http://www.newsru.com/russia/ 01]и12015/ргауЙУЙеМуоуш.Ыт1
2 Аванесов В.С. Проблема психологических тестов // Вопросы психологии. - М., 1978. - № 5. - С. 85-106.
министерства, ведомства, учителя школ и профессорско-преподавательский состав вузов мыслятся либо как менее ответственные, либо вовсе безответственные исполнители этой госпрограммы. Такой образ мысли, конечно, нонсенс, но за ним скрывается проблема управления образованием в стране. Сейчас министерство руководит, исполняет, координирует, проверяет и само же отвечает (или не отвечает) за невыполнение госпрограмм.
Низкое качество самого массового образования есть верный признак низкого качества управления им. Во многих странах уже давно поняли, что из одного министерства невозможно управлять образованием на всех территориях и во всех образовательных организациях. Это просто невозможно. Поэтому вместо ведомственного принципа там используется территориальный принцип управления. А значит, все ответственные решения в сфере образования должны приниматься и выполняться именно там. По сути, они и должны являться ответственными исполнителями госпрограмм, в то время как министерство, при нормальном положении вещей, может выступать не более чем координатором этой огромной работы.
Заключение
Нынешнее образование, как и экономика, находятся в кризисном состоянии. Это пора признать. Отличие в том, что кризис экономики сейчас общепризнан, а кризис образования долгие годы замалчивался, и продолжает замалчиваться сейчас. Как отмечал известный специалист Э.Д. Днепров, у школьного кризиса, говоря словами классика, три источника и три составные части: коллапс школьной экономики, паралич образовательной политики и катастрофическое, нарастающее отставание школьного образования от потребностей современной жизни1.
За прошедшие семнадцать лет с момента написания этих строк, источники и части кризиса не только остались, но и существенно обострились.
При кризисе больше всего страдает качество образования. Но в то же время обостряется и рефлексия по поводу случившегося, может возникнуть потребность выслушать мнения других людей, тех, кого раньше не слышали и не слушали. О кризисе в сфере образования неоднократно писал и автор этой работы2.
Сейчас самое главное - сказать правду о кризисном состоянии образования. Только тогда открывается возможность ввести в стране антикризисное управление сферой образования и сохранить то лучшее, что ещё есть.
Признание образовательного кризиса поможет открыть дорогу к проведению сразу четырёх реформ: организационной, содержательной, научно-методической и технологической.
При проведении организационной реформы в первую очередь надо определить круг основных задач управления образованием. В их числе должна быть необходимость изменения функционала, состава и структуры нынешнего министерства образования и науки. Это министерство лучше разделить на три части — на два Госкомитета - по науке и технике, по высшей школе, и на министерство образования. Только тогда образование, наука и высшая школа получат шанс приобрести квалифицированных управленцев. Склонность к укрупнению министерств и ведомств в этих делах уже нанесла огромный вред.
Для проведения содержательной реформы потребуется провести экспертизу содержания всех преподаваемых учебных дисциплин, учебников, методических материалов и пособий. Это позволит выработать стандарты создания и публикации не только новых учебников, но и их электронных и мобильных версий, а также тысяч новых учебных текстов.
Научно-методическая реформа позволит обосновать, с позиций педагогики, новые формы и методы эффективной образовательной деятельности. И выйти на создание нового перечня допустимых форм и методов обучения в школах и вузах, вернуть в российскую школу те методы обучения, которые успешно сейчас применяются за рубежом, реально улучшить самостоятельную работу учащихся и студентов, повысить оплату педагогического труда за качественное образование.
Технологическая реформа позволит обеспечить все школы и вузы требуемым числом компьютеров, компьютерными учебниками и пособиями, компьютерными учебниками, программами адаптивного и мобильного обучения и контроля.
1 Днепров Э.Д. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. - М.: Объединение ЯБЛОКО, Университет РАО, 1999. - 64 с. - http://old.gnpbu.ru/downloads/dneprov/dneprov_three_sources.pdf
2 Аванесов В.С. Кризис в образовании. Авторское название: Истоки и уроки образовательного кризиса // Президент. Парламент. Правительство. 2000. - № 5, май; Аванесов В.С. http://avanesov.viperson.ru/people/avanesov-vadim-sergeevich/publications