С.М. Прокофьева*
Проблема укрепления экологической безопасности в России
Статья посвящена проблемам раскрытия и расследования экологических преступлений в Российской Федерации. В этой статье анализируются причины недостатков при осуществлении предварительного расследования по делам данной категории, а также вносятся предложения по совершенствованию законодательства, связанного с охраной окружающей среды, и практики его применения.
Article is devoted to problems of disclosing and investigation of ecological crimes in the Russian Federation. The reasons of lacks at realization of preliminary investigation on affairs of the given category are analyzed and the offers on perfection of the legislation connected to preservation of the environment, and practice of its application have been made.
Экологическая проблема во многих странах мира является одной из важнейших. По мнению многих ученых, потребительское отношение к природе поставило мир на грань экологической катастрофы. Несоблюдение правил охраны окружающей среды приводит к загрязнению водоемов, атмосферного воздуха и почвы. Неблагополучие природы отражается на условиях жизни и здоровье людей и ведет к росту числа генетических отклонений, сокращению продолжительности жизни.
Причины халатного отношения к природе носят, в первую очередь, экономический характер. Производители пытаются непрерывно увеличивать темпы потребления природных ресурсов. Кроме того, они стараются по возможности не использовать в производственных процессах очистные сооружения и технологии, даже если таковые уже имеются.
Следует отметить, что нашему государству далеко не безразлично не только состояние природных ресурсов, но и здоровье населения, подрываемое экологической обстановкой. Так, в ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплены экологические права граждан, которые считаются естественными правами человека, и представлены следующим образом: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Под естественными экологическими правами человека следует понимать право дышать чистым воздухом, потреблять чистую питьевую воду и продукты, пребывать в благоприятном природном окружении. Таким образом, экологические права человека являются особой разновидностью конституционных прав личности, появление которых вызвано обострением экологического кризиса как в мировом, так и национальном масштабе.
Учеными давно опровергнута идея о неисчерпаемости природных ресурсов, о беспредельных возможностях окружающей среды к самовосстановлению, поэтому нельзя недооценивать общественную опасность нарушения природоохранительного законодательства. Вот почему в настоящее время научные исследования, нацеленные на поиск путей и способов уменьшения дальнейшего обострения экологической ситуации, являются особенно актуальными. К их числу, несомненно, относятся и такие, которые способствуют развитию и совершенствованию уголовного законодательства, играющего важную роль в правовом регулировании экологической сферы жизни общества.
Одной из новелл Уголовного кодекса РФ 1996 г. стало введение специальной главы, посвященной экологическим преступлениям. Уголовная ответственность предусмотрена за такие виды преступлений, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (247 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК); загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), атмосферы (ст. 251 УК РФ), морской среды (ст. 252 УК РФ) и другие. В Уголовный кодекс РФ была введена совершенно новая статья об ответственности за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Это было сделано с целью предотвращения гибели редких и исчезающих видов животных и растений и сохранения биологического разнообразия жизни на земле.
Следует отметить, что ответственность за экологические правонарушения в России может быть дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и гражданско-правовой. Наиболее суровой является, безусловно, уголовная ответственность. Она предусмотрена за 17 видов преступлений (ст. 246-262 УК РФ), которые условно можно разбить на три группы:
* Профессор кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент, подполковник милиции.
Уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный процесс
1) нарушения правил в области экопользования;
2) нарушения правил охраны неживой природы;
3) нарушения правил охраны живой природы.
Изменение системы уголовно-правового законодательства Российской Федерации в сфере экологии направлено на защиту интересов личности, общества и государства. Нормы, устанавливающие ответственность за экологические преступления, являются очень сложными. Для их реализации требуются обширные знания и определенный опыт. В России разработано весьма обширное экологическое и природоресурсовое законодательство. Так, существуют Федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.; «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г.; «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г.; «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.; «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.; Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.; Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. и ряд других законов, многие из которых за последние годы претерпели неоднократные изменения.
Юридическая ответственность является одним из действенных рычагов защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в целом. Не менее важным рычагом является экологический контроль и другие средства воздействия на правонарушителей природоохранного законодательства. Юридическая ответственность в сфере обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды возникает в результате совершения экологического правонарушения, под которым понимается виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде, экологической безопасности и здоровью человека.
Ответственность за уголовные преступления, в т.ч. и в области экологии, несут лишь физические лица, достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности и являющиеся вменяемыми (ст. 20, 21 УК РФ). Не привлекаются к уголовной ответственности организации и их структурные подразделения. Граждане иностранных государств также несут уголовную ответственность за указанные преступления. Уголовная ответственность для иностранных граждан распространяется и на преступления, совершенные на континентальном шельфе, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 11 УК РФ).
Уголовная ответственность за совершение экологических преступлений наступает после проведения предварительного расследования специально уполномоченными на то органами и должностными лицами. Основанием для назначения уголовного наказания является приговор суда.
Если просмотреть санкции, предусмотренные Уголовным кодексом РФ за экологические преступления, то мы увидим, что за данный вид преступлений могут применяться самые различные виды наказания: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок.
Анализируя уголовное законодательство Российской Федерации, следует отметить, что в основном экологические преступления относятся к делам небольшой и средней степени тяжести. В разряд тяжких преступлений попадают всего два состава: «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», повлекшее по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, которое наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет (ч. 3 ст. 247 УК РФ), а также «Уничтожение или повреждение лесов», совершенное путем поджога или иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами, за которое максимальным наказанием является лишение свободы на срок до семи лет (ч. 2 ст. 261 УК РФ).
Следует отметить, что за некоторые преступления, совершенные в сфере экологии и повлекшие по неосторожности смерть человека, предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет - например, за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ч. 2 ст. 248 УК РФ), загрязнение атмосферы (ч. 3 ст. 251 УК РФ), загрязнение морской среды (ч. 3 ст.252 УК РФ), порчу земли (ч. 3 ст. 254 УК РФ).
В соответствии со ст. 15 УК РФ, указанные деяния подпадают под категорию преступлений средней тяжести, поэтому они могут быть прекращены в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и дают возможность лицу, совершившему преступление, уйти от наказания. На наш взгляд, такая разница в наказании при одинаковом вредном последствии, является неоправданной, тем более что речь идет о смерти человека. Кроме того, в ст. 26 УК РФ указано, что, совершая любое из указанных преступлений по неосторожности, лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без наличия достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий. В случае если лицо и не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий или бездействия, оно должно и может предвидеть эти последствия, проявив необходимую внимательность
и предусмотрительность, поэтому нами предлагается предусмотреть в Уголовном кодексе РФ за указанные преступления максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет.
Еще один вопрос, который возникает по экологическим преступлениям - это проблема наказуемости рассматриваемых деяний. Предлагаем проанализировать данный вопрос на примере обстановки в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Так, за 2007 г. по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было зарегистрировано 1137 экологических преступлений, что на 5,3% меньше, чем в 2006 г., из них окончено расследованием всего 77 преступлений, что на 8,3% меньше, чем в 2006 г. Таким образом, раскрываемость экологических преступлений в указанных регионах составила всего 6,9%, что на 0,2% ниже, чем в 2006 г.1
Что же стало с остальными уголовными делами? Оказывается, они не прекращены, по крайней мере, не все. 229 дел приостановлено по пунктам 2-4 ч.1 ст. 208 УПК РФ, т.е. в связи с тем, что подозреваемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам; или место его нахождения известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (например, он находится в длительной командировке за границей); либо временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях, что удостоверено медицинским заключением. Статистика весьма неутешительная.
Интересным является еще один факт: из указанных цифр непосредственно по Санкт-Петербургу в 2007 г. было зарегистрировано только пять преступлений, из них окончено производством одно уголовное дело и приостановлено также одно2, все остальные преступления приходятся на Ленинградскую область. Думается, что вряд ли можно полагать, что в Санкт-Петербурге не совершается экологических преступлений.
На наш взгляд, причина указанного факта заключается в том, что борьба с экологической преступностью еще не поставлена на должный уровень, а не поставлена она потому, что государственные приоритеты находятся совершенно в других областях жизни общества. Следует признать, что на сегодняшний день забота о природных богатствах страны, об атмосфере, в которой мы дышим и живем, является недостаточной.
Еще одной причиной рассматриваемого факта является ненадлежащая система надзора за состоянием экологии в нашем городе, да и в стране в целом, когда экологические преступления выявляются крайне вяло и еще реже регистрируются. Неужели необходимо дождаться того необратимого критического момента, после которого экологическая проблема встанет, наконец, на первое место? Думается, что всякому здравомыслящему человеку очевидно, что этого нельзя допустить.
Поэтому в целях укрепления профилактики, пресечения и раскрытия преступлений данной категории необходимо в первую очередь повысить эффективность системы надзора за состоянием экологии в нашем государстве, чтобы своевременно выявлять правонарушения в данной сфере.
Между тем, если взглянуть на проблему шире, то в целом по России за первое полугодие 2007 г. год было зарегистрировано 23041 экологическое преступление, что составляет 0,3% от общего числа совершенных преступлений, из них раскрыто 121443. Аналогичная ситуация была и в 2006 г.: за 12 месяцев в России было зарегистрировано 41883 экологических преступлений, из них раскрыто 220404. Таким образом, мы видим, что, с одной стороны, экологические преступления составляют незначительный процент от числа общей преступности в Российской Федерации, с другой стороны, почти каждое второе экологическое преступление остается нераскрытым и в конечном итоге безнаказанным.
На наш взгляд, низкий процент экологической преступности не должен вызывать чувства успокоенности. На примере вышеприведенных цифр по Санкт-Петербургу особенно понятно, что экологическим преступлениям в некоторых регионах нашей страны совершенно не уделяется внимания, они как бы не существуют. Отчасти это происходит потому, что большинство экологических преступлений носит бланкетный характер. При расследовании и рассмотрении уголовных дел об экологическом преступлении для уяснения уголовно-правовых понятий необходимо обращение к законодательным и иным нормативно-правовым актам, относящимся к другим отраслям права, прежде всего, к экологическому, земельному, водному и т.д.
Кроме того, для расследования дел данной категории следователям и дознавателям необходимы глубокие и специфические познания в области экологии, охраны природной среды и рационального природопользования. Рядовой следователь или дознаватель, как правило, такими знаниями не обладает. Вот почему расследование экологических преступлений проводится поверхностно, с грубыми процессуальными нарушениями, которые зачастую не позволяют выносить законные и обоснованные приговоры.
Многие следователи и дознаватели, в производстве которых находятся уголовные дела о загрязнении водоемов и атмосферного воздуха, указывают, что установление обстоятельств совершения данных преступлений затрудняется вследствие незнакомства с методикой расследования таких преступлений, отсутствия у них специальных познаний. В связи с этим необходимо повысить профессионализм следователей и дознавателей, занимающихся расследованием экологических преступлений.
Уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный процесс
Еще одной причиной, мешающей раскрытию дел данной категории, является тот факт, что в производстве следователей и дознавателей помимо уголовных дел, связанных с расследованием экологических преступлений, находятся и другие дела, в т.ч. и тяжкие, - такие как кражи, грабежи, разбои, которые, безусловно, имеют большую общественную опасность, потому что посягают на такие общечеловеческие ценности, как жизнь, здоровье, собственность, права и свободы личности.
К сожалению, в сознании лиц, осуществляющих предварительное расследование, срабатывает психологический стереотип, согласно которому экологические преступления имеют меньшую значимость, чем традиционные виды преступлений. Возможно, это происходит потому, что экологические преступления являются в определенном смысле «молодыми» правонарушениями, в отличие от грабежей и разбоев, существующих уже тысячелетия.
Следует также отметить, что при расследовании экологических преступлений зачастую отсутствует реальный потерпевший, который, как правило, существенно влияет на активность следователя и дознавателя по делам других категорий. Нарушенная «окружающая среда», не являясь человеческим существом, не может написать жалобу на следователя (дознавателя) за бездействие и волокиту в расследовании, и, видимо, поэтому раскрываемость экологических преступлений является такой низкой, несмотря на то, что преступления данной категории также затрагивают права человека на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду, и подчас носят глобальный характер, т.к. в большинстве случаев касаются не одного человека, а тысяч, порой и миллионов людей.
Таким образом, мы видим, что наличия одного только развитого законодательства недостаточно для здоровой экологической обстановки в нашей стране. Кроме этого необходимы отлаженные механизмы по выявлению лиц, виновных в совершении экологических преступлений, и привлечению их к уголовной ответственности. Решением таких задач занимается уголовный процесс. Вот почему в изучении вопросов специфики раскрытия и расследования преступлений по делам данной категории большое значение имеет научный подход.
Особенностью предмета доказывания по рассматриваемым делам является установление факта, времени и места загрязнения окружающей среды; обстановки совершения преступления, характера и степени загрязнения; его механизма, источника, лиц, виновных в соответствующем загрязнении; величины нанесенного ущерба; причин и условий, способствовавших данному преступлению и т.д.
Для установления указанных обстоятельств большое значение имеет использование помощи соответствующего специалиста, особенно при осмотре места происшествия. При этом необходимо осматривать участки окружающей среды, подвергшиеся загрязнению и порче (например, водоемы и их берега); приведенные в негодность объекты (погибшие животные, рыба и т.д.); очистные сооружения, отстойники и иные средства утилизации, сети трубопроводов, водостоки и т.д.
Осмотр места происшествия лучше всего проводить по отдельным участкам, начиная с места обнаружения следов загрязнения с последующим расширением границ. Во время осмотра необходимо отбирать пробы в той или иной среде в зависимости от сферы загрязнения. При этом желательно составлять схемы исследуемого участка и объектов, а также пути прохождения вредных веществ.
Ряд вещественных доказательств можно получить с помощью производства выемки, обыска и других следственных действий. Кроме того, следователю (дознавателю) необходимо:
- собрать сведения о нормативах, устанавливающих предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водоемах, атмосфере и почве;
- изучить нормативные акты, в которых может содержаться важная для расследования информация по вопросам экологической охраны природы;
- изъять копии документов, регулирующих нормальную деятельность конкретных предприятий, организаций, учреждений и обеспечивающих решение производственных задач;
- документов, характеризующих организационно-технический режим работы и техническое состояние очистных сооружений и связанных с ними систем на данном предприятии.
Безусловно, необходимо исследовать ведомственные документы, фиксирующие обстоятельства и причины совершения расследуемого факта (материалы проверки, акты судебно-медицинского освидетельствования потерпевших). Круг документов, который необходимо изъять и исследовать, определяется в каждом конкретном случае отдельно в зависимости от ситуации.
Большую роль в раскрытии и расследовании экологических преступлений играет допрос свидетелей. Особенность допроса свидетелей по делам данной категории заключается в предмете допроса. В первую очередь, необходимо собрать сведения:
- об обстоятельствах и признаках загрязнения воды, воздуха, почвы и т.д.;
- об ухудшении состояния природных объектов; о механизме и причинах загрязнения;
- о лицах, ответственных за случившееся;
- об организационных, технических и иных недостатках производственной деятельности, способствовавших совершению преступления.
В данном случае можно допрашивать очевидцев произошедшего загрязнения; лиц, которые первыми обнаружили расследуемые факты; работников контролирующих органов; должностных лиц, являющихся рядовыми работниками данного предприятия и т.п.
При этом могут потребоваться ветеринарные, биологические, химические, технические, медицинские, гидрометеорологические и иные специальные познания. Для установления обстоятельств дела назначается экологическая экспертиза, разновидностями которой является эколого-химическая, ветеринарная и другие экспертизы. В целях грамотной постановки вопросов для соответствующей экспертизы и наилучшей подготовки материалов для ее производства целесообразно проконсультироваться со специалистами, которые занимаются проведением ведомственных, межведомственных и вневедомственных проверок. В качестве экспертов можно использовать специалистов соответствующих научно-исследовательских и высших учебных заведений, родственных промышленных предприятий и органов надзора за соблюдением законов об экологической охране природы.
Что касается особенностей рассмотрения дел данной категории в суде, то практика показывает, что экологические преступления рассматриваются в основном мировыми судьями. При этом значительная часть уголовных дел разрешается в особом порядке, т.е. при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением, что дает возможность назначать подсудимому наказание не более двух третей максимального срока и размера наиболее строгого вида наказания (ч. 7 ст. 316 УПК РФ). Так, в 2006 г. в особом порядке мировыми судьями было рассмотрено 7,5 тыс. дел об экологических преступлениях, что составило 62,3% от общего числа рассмотренных ими дел данной категории. В 2005 г. мировые судьи также рассмотрели в особом порядке 4,9 тыс. экологических преступлений, что составило 51,9%5.
Если уголовное дело об экологическом преступлении рассматривается в суде в общем порядке, то соблюдается та же структура судебного разбирательства, что и при рассмотрении любого другого уголовного дела.
Судебное разбирательство состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга этапов. Оно начинается с подготовительной части, когда проверяются условия, необходимые для рассмотрения дела в данном судебном заседании, и принимаются меры по его подготовке и организации. Затем проводится судебное следствие, заключающееся в непосредственном исследовании судом и сторонами доказательств. Судебное следствие проводится в условиях гласного, устного и непосредственного исследования доказательств при неизменном составе суда, что позволяет воссоздать наиболее достоверную картину происшедшего. Кроме того, доказательства, собранные в стадии предварительного расследования, не имеют обязательной силы для выводов суда в судебном разбирательстве. В ходе судебного следствия суд и стороны самостоятельно проверяют все выдвинутые версии события преступления; виновность лица в совершении преступления, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также другие обстоятельства, имеющие значение для дела и правильного принятия решения.
Следующим этапом судебного разбирательства являются судебные прения, в ходе которых участники судебного разбирательства высказывают свое мнение по определенным вопросам, а затем подсудимому предоставляется последнее слово. Во время последнего слова подсудимого ему никто не вправе задавать вопросы и ограничивать продолжительность его выступления. За председательствующим сохраняется право останавливать подсудимого только в случаях, когда он затрагивает обстоятельства, не имеющие отношения к делу.
Заключительным этапом судебного разбирательства является постановление и провозглашение приговора. Приговор может быть только обвинительным или оправдательным. Порядок проведения каждого из указанных этапов регламентируется законом.
В заключение необходимо отметить, что, несмотря на то, что по характеру и степени общественной опасности экологические преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, в основном относятся к разряду небольшой и средней тяжести, не следует умалять их общественную опасность. В последнее время человечество столкнулось с трудноразрешимыми экологическими проблемами, массовым загрязнением окружающей среды, ростом заболеваемости и смертности людей, истощением природных ресурсов и т. д. Подсчитать экологический ущерб по указанным фактам иногда практически не представляется возможным.
Также следует отметить, что экологические вопросы тесно связаны с экономическими и другими проблемами нашего общества, поэтому их трудно разрешить с помощью только уголовного наказания. Решение данной проблемы должно носить комплексный характер путем осуществления экономических, политических, социальных и иных преобразований.
1 См.: Сведения о состоянии преступности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за январь-декабрь 2007 года. СПб., 2008. С. 2.
2 См. там же. С. 3.
3 См.: Январь-июнь 2007 года, по данным ГИАЦ МВД России: общие сведения о состоянии преступности // Щит и меч. 2007. 26 июля.
4 См.: Январь-декабрь 2007 года, по данным ГИАЦ МВД России: общие сведения о состоянии преступности // Щит и меч. 2007. 15 марта.
5 См.: Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2006 году // Российская юстиция. 2007. № 5. С. 63.