Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА В МИРЕ И ЕГО СОКРАЩЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ'

ПРОБЛЕМА УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА В МИРЕ И ЕГО СОКРАЩЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
углеродный след / экология / железнодорожные перевозки / ОАО «РЖД» / экономическая выгода / carbon footprint / ecology / railway transportation / joint stock company "Russian Railways" / economic benefit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уланов Алексей Александрович, Лыкова Мария Павловна

В современном мире все больше людей, компаний и стран озабочены влиянием своей деятельности на окружающую среду. В последнее время происходят изменения климата, а также увеличивается уровень антропогенного воздействия на биосферу. В статье раскрывается понятие «Углеродный след» и объясняется его влияние на окружающую среду. Описаны действия, которые выполняет компания ОАО «РЖД» для уменьшения углеродного следы. Проведен анализ и приведены результаты ее работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Уланов Алексей Александрович, Лыкова Мария Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE CARBON FOOTPRINT IN THE WORLD AND ITS REDUCTION ON THE RAILWAY

In the modern world, more and more people, companies and countries are concerned about the impact of their activities on the environment. Climate changes have been taking place recently, and the level of anthropogenic impact on the biosphere is also increasing. The article reveals the concept of "Carbon footprint" and explains its impact on the environment. The actions performed by joint stock company "Russian Railways" to reduce carbon footprint are described. The analysis is carried out and the results of its work are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА В МИРЕ И ЕГО СОКРАЩЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ»

1. Анализ коэффициента показывает, что у предприятия по состоянию на 01.01.2000 недостаточно активов, которые можно направить на погашение всех имеющихся обязательств, баланс должника неликвиден.

2. По состоянию на 01.01.1998 и 01.01.1999 анализ коэффициента позволяет сделать вывод о том, что предприятие платежеспособно, собственные активы предприятия покрывают долговые обязательства.

Судя по приведенным финансовым показателям организации, процедура банкротства по отношению к инструментальному заводу была преждевременной и допускала сохранение предприятия. Ошибочным является тот факт, что организаторы процедуры внешнего управления не учли ситуации, в которой, бесспорно, есть возможность любой организации финансово оздоровить банкротившееся предприятие.

Работающий в настоящее время ФЗ № 127 также имеет ряд отклонений, которые не способствуют восстановлению платежеспособности организации. В первую очередь по тем критериям, обозначенным в законодательстве и связанным с назначением процедуры конкурсного производства и финансового оздоровления. Особенно при организации второй процедуры в законодательных актах необходимо проговаривать поддержку государства по отношению к этим организациям. Тогда эффект будет как в плане сохранения самого предприятия, так и сохранения рабочих мест. Все это, несомненно, активизирует деятельность предприятий и организаций по производству востребованной и конкурентоспособной продукции.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, № 43, ст. 4190.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3012.

3. Смирнов А. А., Григорян А. М. Формирование инвестиционной привлекательности в системе комплексного социально-экономического развития региона : монография. Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т., 2019. 280 с.

УДК 330.15:502.315

ПРОБЛЕМА УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА В МИРЕ И ЕГО СОКРАЩЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Уланов А. А.

кандидат технических наук, доцент

Лыкова М. П.

студент магистратуры

Сибирский государственный университет путей сообщения Новосибирск, Россия

Аннотация. В современном мире все больше людей, компаний и стран озабочены влиянием своей деятельности на окружающую среду. В последнее время происходят изменения климата, а также увеличивается уровень антропогенного воздействия на биосферу. В статье раскрывается понятие «Углеродный след» и объясняется его влияние на окружающую среду. Описаны действия, которые выполняет компания ОАО «РЖД» для уменьшения углеродного следы. Проведен анализ и приведены результаты ее работы. Ключевые слова: углеродный след, экология, железнодорожные перевозки, ОАО «РЖД», экономическая выгода.

THE PROBLEM OF THE CARBON FOOTPRINT IN THE WORLD AND ITS REDUCTION ON THE RAILWAY

Ulanov A. A.

Candidate of Engineering, Associate Professor Lykova M. P. Master's Student

Siberian State University of Railway Transport Novosibirsk, Russia

Abstract. In the modern world, more and more people, companies and countries are concerned about the impact of their activities on the environment. Climate changes have been taking place recently, and the level of anthropogenic impact on the biosphere is also increasing. The article reveals the concept of "Carbon footprint" and explains its impact on the environment. The actions performed by joint stock company "Russian Railways " to reduce carbon footprint are described. The analysis is carried out and the results of its work are presented.

Keywords: carbon footprint, ecology, railway transportation, joint stock company "Russian Railways ", economic benefit.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире все больше людей и компаний озабочены влиянием своей деятельности на окружающую среду. В последнее время происходят изменения климата, а также увеличивается уровень антропогенного воздействия на биосферу.

Цель работы: рассмотреть проблему углеродного следа в мире и изучить вопрос его уменьшения на железной дороге.

При написании работы использовались такие методы, как сбор и анализ информации, обработка данных.

Люди в мире обеспокоены проблемой углеродного следа. Большие корпорации стараются уменьшить его и предотвратить последствия. Компания ОАО «РЖД» также очень заинтересована решением этого вопроса. Экологическая повестка и политика декарбонизации дают новые преимущества железнодорожному транспорту, которыми стоит воспользоваться.

На данный момент доля ОАО «РЖД» во всем объеме парниковых выбросов составляет меньше 1 %. Вредные выбросы составляют 0,7 % от общего числа в мире. Сбросы сточных вод в водные объекты - 0,05 %, а образование отходов - 0,02 %.

Углеродный след - это сумма выбросов всех парниковых газов, которые производит человек или организация прямо, или косвенно. Такие газы (например, диоксид углерода или метан) могут выбрасываться во время расчистки земель, изготовления и употребления пищи, на производстве топлива, различных товаров, материалов, использования транспорта и т.д.

При этом наибольшая часть углеродного следа людей, живущих в развитых странах, возникает из-за непрямых источников. Например, во время производства и перевозки товара для пользователей сжигается топливо. К сожалению, в основном очень сложно посчитать суммарный углеродный след, оставляемый человеком или компанией. На него влияет взаимодействие многих факторов, и людям пока не хватает информации об этих сложных взаимодействиях между процессами [4].

На данный момент вопрос снижения углеродного следа поставлен очень остро, многие компании стараются снизить его. Решение этого вопроса позволит приблизиться к допустимому уровню антропогенного воздействия на биосферу, поспособствует уменьшению последствий изменения климата.

Работа ОАО «РЖД» над сокращением углеродного следа.

1. Развитие трансконтинентальных перевозок по железной дороге.

В Москве 14 сентября 2021 года прошла встреча Олега Белозерова (гендиректора ОАО «РЖД») и Мирослава Антоновича (председатель Комитета Организации сотрудничества ЖД). Они обсуждали проблемы развития трансконтинентальных ЖД перевозок.

На данный момент на площадке организации сотрудничества железных дорог идет процесс по улучшению 13-ти транспортных коридоров, и частью этой системы являются главные евроазиатские транспортные коридоры России - Транссиб и «Север-Юг».

Развитие международных транспортных коридоров является приоритетом для холдинга. Чем больше их используют, тем выгоднее и эффективнее перевозить контейнеры. При этом сводится к минимуму «углеродный след», который возникает при использовании других видов транспорта.

Для последующего улучшения международных транспортных коридоров важно развить координацию действий регуляторов рынка, перевозчиков, грузовладельцев и экспедиторов в области тарифов, упростить процедуру пересечения границ, внедрить цифровые инструменты [5].

2. Создание газотепловозов.

Кроме того, компания ОАО «РЖД» участвует в создании магистральных газотурбовозов (ГТ1^002) и газотепловозов (ТЭМ19^, которые работают на сжиженном природном газе. Испытания показывают, что цена жизненного цикла газотурбовозов меньше, чем у тепловоза на 30 %. При этом уровень выбросов С02 сильно ниже, по сравнению с дизельными двигателями.

Тестирование газотепловозов уже проведено в нашей стране (ТЭМ19-001 на Свердловской железной дороге) и в Испании. Сама технология развивается с 1980-х гг. [2].

У ОАО «РЖД» есть экологическая стратегия до 2030 года, она действует с 2009 года. Одним из основных пунктов этой стратегии является сокращение углеродного следа.

В 2015 году компания подписала «Декларацию железнодорожного сектора об участии в решении проблем изменения климата и сокращении выбросов парниковых газов» с Международным союзом железных дорог. Это было сделано с целью проведения совместной и продуктивной работы по улучшению и развитию экологии будущего. И уже сейчас декарбонизация показала первые итоги: весной 2021 года компания ОАО «РЖД» целиком электрифицировала участок Борзя-Забайкальск, который проходит рядом с границей Китая.

Международное энергетическое агентство дало оценку энергоэффективности железнодорожных перевозок. Согласно этому рейтингу, Россия стоит на первом месте. Уже в 2020 году количество перевозок, осуществляемых на электрической тяге, составляло 85 %.

3. Создание водородных топливных элементов.

ОАО «РЖД» совместно с правительством Сахалинской области, компаниями «Росатом» и «Трансмашхолдинг» подписали протокол. В нем говорится о том, что на Сахалине проект по организации железнодорожных перевозок с использованием поездов на водородных топливных элементах признан осуществимым и целесообразным. При внедрении станут возможными нулевые выбросы в атмосферу. В скором времени планируется создать проект и изготовить по нему первую партию, состоящую из 7 поездов. На Сахалине также будет создано малотоннажное производство водорода и сеть топливозаправочных комплексов. Таким образом, Сахалинская область станет лидером по производству и использованию водорода в России.

4. Цифровизация и внедрение современных цифровых технологий.

Развитие современных цифровых технологий помогает оптимизировать операции на железной дороге. Кроме того, они способствуют более эффективной и быстрой интеграции и внутри самой железнодорожной системы, и с иными видами транспорта. Различные цифровые решения могут ускорить декарбонизацию ЖД транспорта и повысить привлекательность железных дорог как надежного и экологичного вида транспорта.

Олег Белозёров и Мирослав Антонович также обсудили этот вопрос и решили не прекращать совместную деятельность по цифровизации в целях осуществления перевозок в сообщении Китай - Европа - Китай в безбумажном формате.

Важно осознать, что к вопросу экологизации нужно подходить комплексно и с разных сторон. В том числе со стороны внедрения различных информационных технологий.

5. Природоохранные мероприятия.

Помимо того, что ОАО «РЖД» заботится о будущем влиянии на экологию, оно также работает над тем, чтобы нейтрализовать уже причиненный вред. Так, в 2018 году компания потратила около 9 млн. рублей на различные природоохранные мероприятия. Это помогло убрать 12 объектов накопленного экологического ущерба. К ним относятся склады нефтепродуктов и ремонтные мастерские в депо. Территории очищали от мазута, солярки и других опасных химических соединений.

В компании есть свои экологи (более 400 человек), которые следят за окружающей средой. Они измеряют концентрацию угарного газа в воздухе, ищут следы нефтепродуктов в почве и взвешенные частицы в воде. Основная цель - максимально уменьшить негативное воздействие железных дорог. На всей сети работает 56 экологических лабораторий.

Различные пробы (воздуха, почвы, воды) берутся постоянно. Это происходит на самих участках ЖД путей и на станциях. Далее специалисты делают анализ собранных материалов и сравнивают получившийся результат с предельно-допустимой концентрацией.

В Москве за один год проводится более 60 тысяч подобных анализов. За работой таких лабораторий следят экологи-инспекторы, они смотрят на соответствие работы всем экологическим стандартам.

За много лет у компании есть накопленный ущерб. Уже сейчас уничтожены 270 объектов, а к 2030 г. компания планирует полностью ликвидировать весь вред, причиненный природе.

В 2019 году ОАО «РЖД» стало первой компанией в нашей стране и СНГ, которой разрешили разместить «зеленые облигации» на международном рынке. Полученные средства были направлены на покупку электрических «Ласточек».

6. Работа сталелитейного завода «Евраз ЗСМК» в Новокузнецке.

Завод в Новокузнецке изготовил уникальные для нашей страны рельсы из стали с уменьшенным уровнем углеродного следа. Первая партия составила 5000 тонн. Уменьшение углеродного следа достигается путем электрометаллургического способа производства, использования возобновляемой энергетики и оптимальной технологии с увеличением доли металлолома в шихте. Углеродоемкость производства стали для их проката составила около 0,5 тонны С02-эквивалента на тонну, это в 4 раза меньше, чем при доменно-конвертерном способе выплавки [1].

Первая партия такой продукции уже отправлена ОАО «РЖД». Завод планирует использовать данную технологию для изготовления рельсов других категорий. Такое производство удалось наладить благодаря соглашению, которое заключили ОАО «РЖД» и «Евраз ЗСМК» на Петербургском международном экономическом форуме.

7. Применение аккумуляторов.

Помимо всего вышесказанного, на данный момент планируется маневровый локомотив, который работает на аккумуляторных батареях. Принцип работы таков: когда поезд уходит с электрифицированного участка, автоматика в этот же момент переключает

питание тяговых электромоторов на питание от аккумуляторов. Такой способ использования аккумуляторов поможет полностью отказаться от дизельного топлива. То есть его не придется доставлять, хранить и использовать. Из минусов то, что при таком переходе нужно будет оснастить депо специальными устройствами для заряда аккумуляторов. Но этот вопрос можно решить [3].

Описанные действия уже сейчас показывают результат. Если сравнить 2007 год и 2008-2011, то мы узнаем, что выбросы вредных веществ сократились на 43%. Кроме того, уменьшился процент сброса недостаточно очищенных сточных вод и воды без очистки (с 33 до 20 процентов).

Если же смотреть анализ за 2007-2019 года, то там динамика подтверждается еще больше:

- выбросы вредных веществ сократились на 64 %;

- сбросы загрязненных сточных вод уменьшились на 72,5 %;

- доля обезвреживания и вовлечения отходов в хозяйственный оборот увеличилась на 20,6 %.

На данный момент компания ОАО «РЖД» дает возможность любому человеку поспособствовать снижению углеродного следа. В своих билетах компания стала писать экологичность выбранной поездки.

Как видим, ОАО «РЖД» делает достаточно много для того, чтобы уменьшить углеродный след. Программа развития компании в этом направлении связана с огромными долгосрочными расходами, но такой подход к техническому прогрессу делает его оправданным и перспективным.

Список литературы

1. В Кузбассе впервые в РФ выпустили ж/д рельсы из стали с низким уровнем углеродного следа // ТАСС : [сайт]. 27.05.2022. URL: https://tass.ru/ekonomika/14747197 (дата обращения: 23.10.2022).

2. Корунец Д. Локомотивы на природном газе - «зелёная» политика РЖД // Oknanews : [сайт]. 01.05.2021.URL: https://oknanews.info/ecologiy-rzd/ (дата обращения: 20.10.2022).

3. Локомотивы переводят на чистое топливо // RG.RU : [сайт]. 27.10.2021. URL: https://rg.ru/2021/10/27/lokomotivy-perevodiat-na-chistoe-toplivo.html (дата обращения: 20.10.2022).

4. Почему всех так стал волновать углеродный след и когда появилось это понятие // Экосфера : [сайт]. 07.09.2021. URL: https://ecosphere.press/2021/09/07/pochemu-vseh-tak-nachal-volnovat-uglerodnyj -sled-i-kogda-poyavilos-eto-ponyatie/ (дата обращения: 20.10.2022).

5. Развитие трансконтинентальных перевозок по железной дороге способствует снижению «углеродного следа» // Компания РЖД : [сайт]. 14.09.2021. URL: https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?id=266576 (дата обращения: 19.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.