DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.130
МАРКИРОВКА ТОВАРОВ ПО УГЛЕРОДНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Обзорная статья
Воронина Э.В.1' *, Фролова Н.В.2
1 2 Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Пермь, Россия;
1 Пермская государственная фармацевтическая академия, Минздрава России, Пермь, Россия;
2 Пермский национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
* Корреспондирующий автор (voroninaemma403[at]mail.ru)
Аннотация
Статья посвящена вопросам декарбонизации экономики. Дано понятие углеродного следа продукции и охарактеризованы его типы. Рассмотрена цель механизма трансграничного углеродного регулирования и этапы его введения, а также возрастающая роль углеродного отслеживания. Охарактеризованы виды товарной маркировки по углеродной составляющей и практика ее применения в различных странах. Показано, что отношение потребителей к маркировке товаров по углеродному следу является неоднозначным. Для повышения доверия потребителя к информации в маркировке товаров по углеродной составляющей необходимо более широко информировать население об экологических инициативах государства. Сделаны выводы о том, что маркировка потребительских товаров с указанием их углеродного следа способствует повышению их конкурентоспособности.
Ключевые слова: потребительские товары, маркировка, углеродный след, механизм трансграничного углеродного регулирования, парниковые газы, конкурентоспособность.
LABELING GOODS BY CARBON COMPONENT AS A FACTOR OF INCREASING THEIR COMPETITIVENESS
Review article
Voronina E.V.1, *, Frolova N.V.2
1, 2 Perm Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Perm, Russia;
1 Perm State Pharmaceutical Academy, Ministry of Health of Russia, Perm, Russia;
2 Perm National Research University, Perm, Russia
* Corresponding author (voroninaemma403 [at]mail.ru)
Abstract
The article discusses the issues of decarbonization of the economy. The study defines the concept of the carbon footprint of products and characterizes its types. The authors examine the purpose of the cross-border carbon regulation mechanism and the stages of its introduction, as well as the increasing role of carbon tracking; they also outline the types of commodity labeling on the carbon component and the practice of its application in various countries. It is shown that the attitude of consumers to the labeling of goods by carbon footprint is ambiguous. In order to increase consumer confidence in the information in the labeling of goods in regards to the carbon component, it is necessary to more widely inform the population about the environmental initiatives of the state. The article concludes that labeling consumer goods with an indication of their carbon footprint contributes to their competitiveness.
Keywords: consumer goods, labeling, carbon footprint, cross-border carbon regulation mechanism, greenhouse gases, competitiveness.
Экологическая обстановка как в мире, так и в России, на современном этапе имеет тенденцию к ухудшению. Наблюдается обострение глобальных экологических проблем. Так, в работах [1], [2], [3] нами показана острота проблемы отходов производства и потребления в Пермском крае.
В настоящее время основными инструментами управления экономикой являются диджитализация (цифровизация) и декарбонизация (климатическая повестка). Проблема глобального изменения климата существует вне зависимости от признания или непризнания ее антропогенного происхождения. Сегодня неблагоприятные последствия потепления климата являются предметом общей озабоченности человечества. Особую актуальность при этом приобретает тема углеродного следа продукции, который является частью глобального экологического следа. Ускоренными темпами идет процесс декарбонизации мировой экономики, который состоит в отказе от использования угля, нефти и газа.
Под углеродным следом понимают совокупность выбросов парниковых газов, которые поступают в биосферу от различных антропогенных источников. Его измеряют в метрических тоннах углекислого газа. Данный след можно рассчитать не только для продукции, но и для каждого человека. Методика определения углеродного следа продукции приведена в международном стандарте ИСО 14067:2018 «Парниковые газы. Углеродный след продукции. Требования и рекомендации по количественному определению» [4].
Выделяют три типа углеродного следа. К первому типу относятся выбросы от любой деятельности предприятия или организации. При его расчете учитывают затраты энергии в производственных помещениях в ходе технологического процесса производства продукции, а также в процессе ее транспортирования.
Второй тип углеродного следа представляет собой выбросы по всей цепочке поставок товаров. Он отличается тем, что кроме выбросов самого предприятия включает выбросы диоксида углерода и других парниковых газов от поставщиков и потребителей. Кроме того, при его расчете учитывают использование сотрудниками различных видов транспорта в командировках, при поездке на работу и обратно. В этот тип углеродного следа включают также использование электроэнергии при аренде помещений, производстве товаров по франшизе.
Третий тип углеродного следа представляет собой выбросы парниковых газов в процессе эксплуатации потребительских товаров, а также в процессе оказания услуг. Специалисты считают, что в глобальный углеродный след существенный вклад вносит именно этот тип углеродного следа. Так, расчет глобальной организации Carbon Trust, которая руководит проектами по разработке низкоуглеродных технологий и экологических стандартов, показал, что составляющая от данного типа следа варьирует в пределах от 60 до 95%.
На примере крупной пивоваренной компании было показано, что вклад в углеродный след от производства самой продукции составляет только 14%. Величина вклада на транспортирование готовой продукции составляет такую же величину. Расчет показал также, что производство солода и использование холодильных мощностей вносят в углеродный след данного предприятия 6 и 9% соответственно. По данным Carbon Trust [5] сельскохозяйственное производство в составляющей углеродного следа занимает всего лишь 17%, при этом вклад от производства и утилизации упаковки составляет 40%.
В связи с данными исследованиями возрастает значение углеродного отслеживания, которое состоит в измерении выбросов парниковых газов, которые образуются в результате работы предприятия. Важно также знать, как меняется величина углеродного следа в процессе товародвижения. Проведенный анализ позволит компаниям снизить его величину путем перехода на новые виды топлива или источники энергии, использования интермодальных перевозок, перехода на новые виды упаковочных материалов.
В июле 2021 года Европейская комиссия по борьбе с изменением климата представила пакет законов об энергетике и климате, которые обеспечат достижение поставленной ЕС на 2030 год цели сокращения выбросов парниковых газов на 55% и выхода на путь достижения чистого нуля к 2050 году. В соответствии с разработанными документами предлагается введение механизма корректировки углеродных границ (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), в котором предусмотрена продажа специально созданным уполномоченным органом сертификатов на импортируемые в ЕС товары углеродоемкого производства в соответствии с установленным перечнем [6].
Целью механизма трансграничного углеродного регулирования является взимание платы при ввозе в Евросоюз импортных товаров с высоким уровнем углеродной емкости. Такая мера будет стимулировать производителей во всем мире к внедрению низкоуглеродных и безуглеродных технологий. Данный механизм позволит защитить европейский бизнес от экологического демпинга, так как предотвратит «утечку углерода» в том случае, когда компания, расположенная в ЕС, с целью снижения себестоимости своей продукции разместит свои предприятия с выбросами парниковых газов в тех странах, где климатическая и экологическая политика является менее жесткой.
В пакете законов Европейской комиссии предлагается вводить СВАМ постепенно и поэтапно. Так, начиная с 2023 года, будет введена упрощенная схема его действия. При этом производителям необходимо будет предоставить информацию о размерах углеродного следа своей продукции, а начиная с 2026 года, они обязаны будут платить сбор. В июне 2020 года компания Logitech стала первым производителем потребительской электроники, которая предоставляет подробную информацию об углеродном следе своей продукции.
Первоначально меры CBAM будут применяться к импорту товаров, производство которых сопровождается высокими выбросами диоксида углерода газов в атмосферный воздух. Углеродный сбор распространят на пять групп товаров, а именно, черные металлы, алюминий, цемент, минеральные удобрения и электроэнергию. В перечне товаров отсутствует нефть и нефтепродукты. Вместе с тем в проекте климатического законодательства имеется уточнение о том, что в будущем список импортируемых товаров, подпадающих под действие CBAM, может быть уточнен и расширен. Необходимость внесения в список таких товаров, как водород, аммиак и продукты нефтепереработки, находится на стадии обсуждения.
Развивается углеродное регулирование и в Российской Федерации. Инициативы по его созданию активно обсуждаются в настоящее время и состоят в создании национального рынка углеродных единиц, который может снизить нагрузку на российских импортеров в отношении CBAM. В июле 2021 года в России принят Федеральный закон №296 -ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». Целью данного закона является: «создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики России при снижении уровня выбросов парниковых газов» [7].
В соответствии с данным законом в России с 2022 года должна быть запущена государственная система учета выбросов парниковых газов. Кроме того, установлены целевые показатели сокращения их выбросов. В частности, предполагается, что к 2030 году максимальный уровень выбросов парниковых газов не должен превышать 70% от показателей 1990 года. В №296 -ФЗ также прописаны мероприятия, которые направлены на поддержку деятельности по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов, а также предусмотрено введение в стране рынка обращения и зачета углеродных единиц.
С целью получения обоснованной информации о поглотителях и накопителях углекислого газа с 2020 года в России создаются полигоны для расчета углеродного баланса. На их территории в настоящее время проводятся исследования по созданию технологий мониторинга и анализа способности территорий улавливать и хранить углерод из атмосферы.
Свой вклад в снижение собственного углеродного следа производители могут продемонстрировать потенциальным клиентам с помощью специальных сертификатов и маркировки товаров по углеродной составляющей. В 2007 году компанией Carbon Trust запущена первая в мире маркировка с указанием углеродного следа, позволяющая компаниям предоставлять сторонним организациям гарантии измерения выбросов углерода, сокращения выбросов и нейтралитета. В настоящее время компания использует несколько надписей и специальных знаков в маркировке товаров. Одним из них является надпись «CO2 измерен», которая подтверждает, что товар был сертифицирован и его углеродный след был измерен. Надпись в маркировке «сокращая CO2» свидетельствует о том, что компания сократила углеродный след своей продукции и продолжает работать в этом направлении.
Наличие в маркировке продукции надписи «низкоуглеродный» означает, что углеродный след сертифицированного товара существенно ниже по сравнению с товаром, доминирующим на потребительском рынке.
Присутствие надписи «углеродно-нейтральный» свидетельствует о том, что углеродный след товара был снижен. Производитель данной продукции принял ответственность за углеродсодержащие выбросы, и он эти выбросы компенсирует. Углеродная компенсация состоит в том, что, например, тонна выбросов углерода «компенсируется» сокращением того же количества углерода в другом месте. Это достигается посредством закупки квот на выброс углерода, которые стимулируют инвестиции в проекты по снижению углеродсодержащих выбросов по всему миру. Данный способ является самым быстрым способом достижения углеродной нейтральности.
Товарная маркировка по углеродной составляющей в настоящее время применяется в нескольких странах, но особенно успешно - в Великобритании, Швеции и Франции. В 2014 году Castrol стала первой компанией в мире, которая предложила своим клиентам сертифицированные углерод-нейтральные смазочные материалы для автомобилей, коммерческих транспортных средств и ветряных установок.
В настоящее время маркировку по углеродной составляющей имеют такие продовольственные товары как, вода Evian, хлеб Kingsmill, сахар Silver Spoon, чипсы Walkers, оливковое масло Pompeian и другие. На сайте организации Carbon Trust имеется сообщение о том, что в октябре 2021 года сертифицировано кофе @Nespresso в Австрии как «carbonneutral». Для достижения этой цели производитель сократил выбросы СО2 по всей цепочке поставок продукта путем использования 100% возобновляемых источников энергии, а именно, электромобилей и автомобилей с гибридным приводом [5].
На российском потребительском рынке практически отсутствуют товары с экологической или углеродной маркировкой. Вместе с тем с 1 января 2020 года в нашей стране действует закон N 280-ФЗ «Об органической продукции», а также ГОСТ 33980—2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации» [8]. Сертификация на соответствие данному стандарту позволяет производителю маркировать свою продукцию знаком «ОРГАНИК/ORGANIC». Данный знак выглядит в виде белого листа дерева на зеленом фоне с надписью «органик» на кириллице и латинице. В настоящее время некоторые отечественные производители маркируют таким знаком косметические товары и продукты питания.
Отношение потребителей к маркировке по углеродному следу является неоднозначным. Так, результаты исследования, которое было проведено в 2019 году, британской компанией YouGov свидетельствуют о том, что практически 67% потребителей поддерживают идею размещения такой маркировки на товарах [9]. Высокий уровень потребительской поддержки (до 80%) в отношении углеродной маркировки имеет место в таких странах ЕС, как Франция, Италия и Испания. Специалисты считают, что доведение информации до потребителя об углеродной составляющей товаров может повысить конкурентоспособность компании и увеличить ее долю на рынке.
Однако не все участники рынка потребительских товаров уверены в эффективности углеродной маркировки. В статье [10] приведены результаты исследования потребительских предпочтений в отношении экологической маркировки товаров. Показано, что российские потребители в большинстве случаев, или совсем не обращают внимания на наличие экологических знаков, или очень редко это делают. Для повышения доверия потребителя к информации в маркировке товаров по углеродной составляющей необходимо более широко информировать население об экологических инициативах государства.
Маркировка по углеродному следу продукции относится к факторам, которые могут способствовать повышению конкурентоспособности товаров на потребительском рынке. Она позволит внести вклад в декарбонизацию экономики страны. С течением времени сегмент потребителей, которые будут обращать внимание на информацию в маркировке товаров об их углеродном следе, будет иметь тенденцию к росту.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Воронина Э.В. Проблема отходов производства и потребления в Пермском крае и пути ее решения / Э.В.Воронина // Современная торговля: теория, практика, инновации. Мат. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Пермь: Издательство Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - С. 247-252.
2. Воронина Э.В. Современное состояние проблемы отходов в Пермском крае и пути ее решения / Э.В.Воронина, С.С.Дубровина // Вестник Пермской государственной фармацевтической академии. Сборник мат. Всерос.науч.-практ.конф. - Пермь, 2021. С. 20-23.
3. Voronina E. Research on the content of pathogenic micromycetes and benz(a)pyrene in soils of urbanized territories of perm krai / E. Voronina, T. Mazunina, A. Balandina et al. // E3S Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference «From Inertia to Develop: Research and Innovation Support to Agriculture», IDSISA 2020». 2020. P. 03013.
4. ИСО 14067:2018 Парниковые газы. Углеродный след продукции. Требования и рекомендации по количественному определению [Электронный ресурс] - URL: https://docs.cntd.ru/document/551119885 (дата обращения 03.02.2022)
5. Официальный сайт Carbon Trust [Электронный ресурс] - URL: https://www.carbontrust.com/ (дата обращения 03.02.2022)
6. Углеродный налог в ЕС [Электронный ресурс] - URL: https://clck.ru/fFJzW (дата обращения 03.02.2022)
7. Федеральный закон от 02.07.2021 N 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388992/ (дата обращения 03.02.2022)
8. ГОСТ 33980—2016 Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации. - Введ. 2018-01-01. - М.: ФГУП «Стандартинформ», 2020. - 16 с.
9. Чернышёва Е. Маркировка с заботой о природе / Евгения Чернышёва. [Электронный ресурс] - URL: https://plus-one.ru/ecology/2020/01/10/markirovka-s-zabotoy-o-prirode(дата обращения 03.02.2022)
10. Алмастян Н.А. Экомаркировка как способ достижения цели устойчивого развития «Ответственное потребление и производство» / Н.А.Алмастян // Друкеровский вестник, 2020. - № 4 - С.253-266.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Voronina E.V. Problema othodov proizvodstva i potreblenija v Permskom krae i puti ee reshenija [The problem of production and consumption waste in the Perm region and ways to solve it] / E.V.Voronina // Sovremennaja torgovlja: teorija, praktika, innovacii. Materialy VII Vseros.nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. [Modern trade: theory, practice, innovations. Materials of the VII All-Russian scientific-practical conference with international participation]. -Perm: Publishing House Perm Institute (branch) PRUE. G.V. Plekhanov. 2017. - pp. 247-252. [in Russian]
2. Voronina E.V. Sovremennoe sostojanie problemy othodov v Permskom krae i puti ee reshenija [The current state of the problem of waste in the Perm region and ways to solve it] / E.V.Voronina, S.S.Dubrovina // Vestnik Permskoj gosudarstvennoj farmacevticheskoj akademii. Sbornik materialov Vseros. nauch.-prakt. konf.. [Bulletin of the Perm State Pharmaceutical Academy. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference] - Perm', 2021. pp. 20-23. [in Russian]
3. Voronina E. Research on the content of pathogenic micromycetes and benz(a)pyrene in soils of urbanized territories of perm krai / E. Voronina, T. Mazunina, A. Balandina et al. // E3S Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference «From Inertia to Develop: Research and Innovation Support to Agriculture», IDSISA 2020». 2020. P. 03013.
4. ISO 14067:2018 Parnikovye gazy. Uglerodnyj sled produkcii. Trebovanija i rekomendacii po kolichestvennomu opredeleniju [Greenhouse gases. Carbon footprint of products. Requirements and recommendations for quantitative determination] [Electronic resource] - URL: https://docs.cntd.ru/document/551119885 (accessed: 03.02.2022) [in Russian]
5. Oficial'nyj sajt Carbon Trust [Official website of the Carbon Trust] [Electronic resource] - URL: https://www.carbontrust.com/ (accessed : 03.02.2022) [in Russian]
6. Uglerodnyj nalog v ES [Carbon tax in the EU] [Electronic resource] [Jelektronnyj resurs] - URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/tax/lt-in-focus/russian/2021/20-07-2021.pdf (accessed : 03.02.2022) [in Russian]
7. Federal'nyj zakon ot 02.07.2021 N 296-FZ Ob ogranichenii vybrosov parnikovyh gazov [Federal Law No. 296-FZ of 02.07.2021 On Limiting Greenhouse Gas Emissions] [Electronic resource] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388992/ (accessed: 03.02.2022) [in Russian]
8. GOST 33980—2016 Produkcija organicheskogo proizvodstva. Pravila proizvodstva, pererabotki, markirovki i realizacii. [Products of organic production. Rules for production, processing, labeling and sale ] - Vved. 2018-01-01. - M.: FGUP «Standartinform», 2020. - 16 p. [in Russian]
9. Chernyshjova E. Markirovka s zabotoj o prirode [Nature-friendly labeling] / Evgenija Chernyshjova. [Electronic resource] / - URL: https://plus-one.ru/ecology/2020/01/10/markirovka-s-zabotoy-o-prirode (accessed : 03.02.2022). [in Russian]
10. Almastjan N.A. Jekomarkirovka kak sposob dostizhenija celi ustojchivogo razvitija «Otvetstvennoe potreblenie i proizvodstvo» [Ecolabeling as a way to achieve the goal of sustainable development "Responsible consumption and production"] / N.A.Almastjan // Drukerovskij vestnik [Drukerovskij vestnik].- 2020. - № 4 - pp.253-266. [in Russian]